Культурно-историческая психология — О Журнале
ВАК WoS Scopus Ядро РИНЦ
‘; for (var i = 0; i«Культурно-историческая психология» — международное научное издание для психологов, историков и методологов науки, философов, дефектологов, антропологов — специалистов в смежных областях фундаментального и прикладного человекознания.
Интервью с главным редактором
Журнал аффилирован международному обществу Культурно-деятельностных исследований (ISCAR). |
Издатель: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Свидетельство регистрации СМИ: ПИ № ФС77-67757.
ISSN (печатная версия): 1816-5435
ISSN (online): 2224-8935
Объединённый каталог «Пресса России»: 18024
Периодичность: 4 раза в год
Издается с 2005 года
Полнотекстовая электронная версия журнала публикуется на https://psyjournals.ru/en/journals/chp
Электронная версия журнала находится в свободном доступе.
Условия лицензии:
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons С указанием авторства-Некоммерческая 4.0 Всемирная: допускается использовать, копировать, цитировать в некоммерческих целях с обязательным указанием имени автора произведения и источника заимствования.
Международный научный журнал «Культурно-историческая психология» совместно c Международным летним университетом для аспирантов и молодых учёных ISCAR (МГППУ) открывает возможность молодым исследователям в области культурно-исторической психологии пройти экспертизу дизайна своего исследования (research design review).
Журнал Культурно-историческая психология — рецензируемое научное периодическое издание, зарегистрировано в установленном законом порядке как средство массовой информации.
Основное содержание издания представляет собой оригинальные научные статьи, научные обзоры, научные рецензии, отзывы.
Рецензирование: Издание осуществляет рецензирование всех поступающих в редакцию статей, соответствующих тематике журнала, с целью их экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии на поступившие материалы хранятся в издательстве в течение 3 лет. Редакция издания направляет авторам рецензии на поступившие материалы в электронном виде.
Сайт издания: На сайте издания в открытом доступе на русском и английском языках размещаются аннотации, ключевые слова, информация об авторах для всех статей и обзоров, опубликованных изданием за все время существования издания, а также полнотекстовые версии всех статей издания. На сайте на русском и английском языках размещены информация об издательстве ФГБОУ ВО МГППУ (информация об Издателе), главном редакторе, редакционном совете и редакционной коллегии (cостав редколлегии), а также контактная информация с описанием тематики журнала.
Официальный адрес сайта издания в сети Интернет: https://psyjournals.ru/journals/chp
РИНЦ издания: Издание зарегистрировано в Российском индексе научного цитирования (страница издания в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию об опубликованных статьях в данный индекс.
Редакционная коллегия/совет издания: В составе редакционной коллегии и редакционного совета 37 специалистов – кандидатов или докторов наук (либо обладателей иностранных научных степеней аналогичного уровня), по основному месту работы занятых проведением научных исследований и/или преподаванием в высших учебных заведениях. Состав редакционной коллегии и/или редакционного совета публикуется в каждом номере издания и на его официальном сайте на русском и английском языках, с указанием ученой степени, ученого звания всех членов.
Оформление статей: В публикуемых материалах указывается информация об авторах, их месте работы и необходимые контактные данные. При опубликовании научной статьи на русском языке обязательным является наличие ключевых слов и аннотации на русском и английском языках. У всех публикуемых научных статей должны быть пристатейные библиографические списки, оформленные в соответствии с правилами издания, на основании требований, предусмотренных действующими ГОСТами. На официальном сайте издания указаны правила направления, рецензирования и опубликования представленных рукописей авторов.
Публикации в журнале «Культурно-историческая психология» являются бесплатными для авторов.
Журнал включен в российские и международные базы данных и перечни.
Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации в Перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований, рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
Включен в 2007 году.Тематика журнала (по перечню отраслей науки и групп специальностей научных работников в соответствии с Номенклатурой специальностей):
- 5.3.1. – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки). Даты действия с 01.02.2022.
- 5.3.4. – Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки). Даты действия с 01.02.2022.
- 5.3.5. – Социальная психология, политическая и экономическая психология (психологические науки). Даты действия с 20.03.2023.
- 5.3.7. – Возрастная психология (психологические науки). Даты действия с 20.03.2023.
- 5.12.1. – Междисциплинарные исследования когнитивных процессов (психологические науки). Даты действия с 20.03.2023.
- 5.12.1. – Междисциплинарные исследования когнитивных процессов (философские науки). Даты действия с 20.03.2023.
В 2006 году журнал получил официальный статус аффилированного журнала Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR).
Выпускается англоязычный дайджест, содержащий фрагменты опубликованных статей:
Научная значимость журнала «Культурно-историческая психология» заключается в развитии традиции культурно-исторической психологии в контексте мировой психологической науки, консолидации интеллектуальных сил профессионального сообщества и содействию обсуждений философских, методологических, исследовательских, методических проблем современной культурно-исторической, деятельностной, социокультурной психологии.
Практическая значимость журнала состоит в обеспечении отечественных психологов, методологов и историков науки, философов разносторонней и всеохватывающей профессиональной информацией методического, теоретического характера в области культурно-исторической, деятельностной психологии как в России, так и за рубежом.
Главными целями журнала являются:
-
Консолидация научно-профессионального сообщества в России и за рубежом в решении задач изучения, сохранения и творческого развития наследия культурно-исторической психологии, среди основателей которой были выдающиеся психологи – Л. С. Выготский, Х. Вернер, Ж. Пиаже и др.
-
Обеспечение отечественных и зарубежных психологов актуальной и полной профессиональной информацией методического, теоретического и методологического характера в области культурно-исторической психологии.
-
Стимулирование вклада молодых ученых в развитие фундаментальной проблематики и практических приложений культурно-исторической психологии.
-
Обеспечение профессионального сообщества практикоориентированной информацией о возможностях применения идей и методов культурно-исторической психологии в различных областях психологии, педагогики и общественной жизни.
-
Активизация межотраслевого и международного сотрудничества и интеллектуального обмена в полидисциплинарной области культурно-исторической психологии.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации портала:
Название: Культурно-историческая психология
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-67757 от 17. 11.2016
Адрес редакции: 127051, Москва, ул. Сретенка 29
Примерная тематика и (или) специализация: Образовательная, научная, информационная (в сфере психологии), реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе
Языки: русский, английский
Территория распространения: Российская федерация, зарубежные страны
Учредитель:
Культурно-историческая традиция в специальной психологии
Культурно-историческая традиция начала складываться в отечественной специальной психологии в 20-е годы прошлого столетия, когда этап становления государственной системы специального образования по периодизации Н.Н. Малофеева 1 подходил к своему завершению.
Потребности в научном обосновании необходимости и возможности массового обучения аномальных детей *, возникавшие во всех странах (как в странах Западной Европы, так и в России) на этапе строительства национальных систем специального образования, стимулировали разработку психологического инструментария для дифференциации нормального и аномального развития, изучение различных проявлений и психологической природы детской дефективности, обсуждение психологических основ коррекции и компенсации нарушений в развитии детей, поиск психологических условий оптимизации обучения детей в специальных школах для слепых, глухих и умственно отсталых детей 2.
К тому моменту, когда в отечественную дефектологию «ворвались» идеи Л.С. Выготского, основателя культурно-исторической психологии, в рамках естественно-научной парадигмы уже были разработаны тесты А. Бине-Симона, психологические профили Г.И. Россолимо, социальный профиль В.П. Кащенко, осмысливались достижения и недостатки первых школ для слепых, глухих и умственно отсталых детей, создавались инновационные для того времени частные практики обучения детей с более или менее выраженными нарушениями развития – приют Е.К. Грачевой для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, школа-лечебница Г.Я. Трошина для детей с умственной отсталостью, санаторий школа В.П. Кащенко для детей с задержками развития и нарушениями поведения и др.
Полученные в этих практиках подтверждения возможности высоких достижений в развитии детей с выраженными органическими нарушениями в условиях специального обучения и воспитания, не укладывались в понимание аномального развития, основанного на естественно-научной парадигме.
На этом фоне впервые прозвучали дефектологические идеи Л.С. Выготского, осмысленные в иной – культурно-исторической парадигме.
Его первое выступление по вопросам дефектологии и специального образования – доклад «О современном состоянии и задачах в области воспитания физически дефективных и умственно отсталых детей» на съезде социально-правовой охраны несовершеннолетних в 1924 г. по свидетельству очевидцев был «громом среди ясного неба», он «перевернул» всю дефектологию 3. Этот год стал началом его работы в дефектологии и ей были посвящены десять самых продуктивных лет его жизни. В 1926 г. Л.С. Выготский начинает работу на медико-педагогической станции, созданной профессором В.С. Кащенко, и там организует первую в России лабораторию психологии аномального детства. В 1928 г. его назначают директором медико-педагогической станции, а с 1929 г., после ее преобразования в Экспериментальный Дефектологический Институт (ЭДИ), работает там до конца жизни в качестве научного консультанта 4, 5. За эти годы он написал большое количество статей и докладов по дефектологии. При его жизни они выходили в отдельных изданиях или как предисловия к книгам других авторов. И только через 50 лет после его смерти они были представлены целостно в 5-м томе его полного собрания сочинений 6, а потом, в 1995 г., в книге «Проблемы дефектологии» 7.
Закономерно, что история развития теоретических основ специальной психологии и методологии экспериментальных исследований в этой области тесно связана с именем Л.С. Выготского и культурно-исторической теорией развития высших психических функций, которую он создал.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского, на которой базируется отечественная школа специальной психологии, дает целостное системное представление о развитии высших психических функций, сознания, поведения, специфически человеческих способностей 8. Принципиально — лежащее в основе этой теории строгое разграничение процессов становления ребенка как представителя биологического вида Homo Sapiens и формирования ребенка как родового существа. Первое происходит благодаря наследованию свойств вида и накоплению индивидуального опыта в процессе приспособления к природе. Второе – подчиняется законам совершенно иного рода, поскольку «человек единственный из всех живых существ не принадлежит своему роду по факту рождения. Ему надо человеческую сущность присвоить, «выделаться в человека» 9.
Согласно Л.С. Выготскому, развитие ребенка по сущности рода осуществляется путем присвоения исторически выработанных и аккумулированных в культуре форм и способов деятельности. Высшие психические функции, человеческие формы деятельности, специфические человеческие способности формируются прижизненно в результате овладения специальными орудиями, средствами, знаками, символами и смыслами, выработанными в ходе исторического развития общества. Главный закон формирования высших психических функция, сформулированный Л. С. Выготским, состоит в том, что первоначально высшие психические функции складываются как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Поэтому важнейшей для понимания развития высших психических функций, сознания и специфически человеческих способностей становится категория посредничества, которая конкретизируется сегодня в понятиях зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), совместно-разделенной деятельности (А.И. Мещеряков) 10, событийной общности (В.И. Слободчиков) 11, совместно-разделенного переживания (Е.Р. Баенская) 12, и в категории приобщения, понимаемом «как взаимодействие, в котором взрослый является посредником между ребенком и каким-либо культурным содержанием, приобщает его к новому предмету его деятельности и сознания, причем в процессе такого приобщения он не только передает ребенку средства овладения своим поведением, но и мотивирует новую деятельность, делает ее аффективно значимой» 13. Образование при этом рассматривается как специфически человеческий способ передачи индивиду опыта рода, как универсальный механизм трансляции общественного опыта, всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека.
Идеи культурно-исторической психологии Л.С. Выготского определили совершенно иное, по сравнению с классическим – естественно-научным, представление о развитии ребенка, его источниках, условиях и др. Методологический смысл этого переворота в психологии состоял в преодолении естественно-научного подхода к анализу психики и ее развития, в превращении естественно-научной, классической, академической по своим основам психологии в психологию психотехническую, неклассическую, гуманитарную 14, 15. Представление о значении этих положений для развития отечественной и мировой психологической науки и об их грандиозном и переворотном характере дает одно из особенно ярких и эмоциональных воспоминаний Даниила Борисовича Эльконина.
Из воспоминаний Даниила Борисовича Эльконина
«Не забыть: если бы Л. С. был жив и я смог бы, как это часто бывало, за чашечкой кофе в кафе «Норд» задать ему вопрос, то я спросил бы его: «А ты понимаешь, что своей теорией интериоризации ты отрицаешь то понимание психики и сознания, которое существовало до сих пор в так называемой классической психологии? Отрицаешь изначальность, заданность «души» и всей душевной жизни, отрицаешь, что человек рождается пусть с несовершенной и неразвитой, но все-таки душой, что она уже есть в нем и что носителем ее является мозг. Ты, наоборот, утверждаешь, что «душа» человеческая, человеческое сознание (психика), существует объективно вне нас как явление интерпсихическое в форме знаков и их значений, являющихся средствами в организации совместной, прежде всего, трудовой деятельности людей, и что только в результате этого взаимного воздействия людей друг на друга возникает интрапсихическое в форме тех же знаков и значений, но направленное на организацию своей собственной деятельности. Душа не задана человеку изначально, а дана ему во внешней, чисто материальной форме. Но тогда я был молод и, как мне сейчас представляется, не понимал всей грандиозности той задачи, которую на моих глазах решал Л.С.» 16
Не менее переворотными оказались и дефектологические идеи Л.С. Выготского. Утверждая, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам, обусловленным культурно-историческим происхождением высших психических функций, сознания и специфически человеческих способностей, Л.С. Выготский развивает положение опиравшегося на теорию рекапитуляции Г.Я. Трошина о том, что «по существу между нормальными и аномальными детьми нет разницы: те и другие – люди, те и другие – дети, у тех и других развитие идет по одним законам» 17. Переосмысливая сами законы развития в контексте представлений культурно-исторической психологии, Л.С. Выготский главную причину детской дефективности видел в «социальных вывихах» – выпадениях аномального ребенка из исторически сложившейся, социальной по своей природе системы трансляции общественно-исторического опыта, «настроенной» на нормальный тип развития. Отмечая существенное расхождение между траекториями биологического и культурного развития аномального ребенка, вызванного такими «социальными вывихами», Л.С. Выготский обосновал необходимость и раскрыл широкие возможности социальной компенсации дефекта за счет построения «обходных путей» решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Центральное место в системе обоснования дефектологических идей Л.С. Выготского занимает актуальное и сегодня разграничение первичных и вторичных нарушений развития в общей картине отклоняющегося от нормы развития. Первичные нарушения – биологические по своей природе врожденные или приобретенные повреждения органов или систем, коррекция которых осуществляется средствами медицины и медицинской техники. Вторичные нарушения по своей природе качественно отличаются от первичных, хотя и производны от них. Однако их связь не имеет однозначной органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефективности. Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные приводят к «выпадениям» ребенка из обязательной для любого общества системы трансляции общественно-исторического опыта. Л.С. Выготский подчеркивал, что «социальные вывихи» можно предотвратить, если найти «обходные пути», обеспечивающие доступ аномального ребенка к культуре как источнику и условию развития высших психических функций, сознания и специфически человеческих способностей. В этих случаях вторичные нарушения не становятся неизбежным следствием первичных.
На таком понимании основывается теория социальной компенсации Л.С. Выготского, важнейшим положением которой является тезис о том, что «культурные формы поведения – единственный путь в воспитании ненормального ребенка. Этот путь есть создание обходных путей развития там, где оно оказывается невозможным на прямых путях» 18. В тех случаях, когда система образования, ориентированная по преимуществу на нормальный тип развития, не располагает такими «обходными путями», органические нарушения приводят к формированию сложной картины отклоняющегося от нормы развития. Одно органическое нарушение может вызвать комплекс «социальных вывихов», и соответственно, – комплекс вторичных нарушений. Нескорректированные вторичные нарушения приводят к «социальным вывихам» следующего порядка, в результате которых возникают третичные и др. нарушения в развитии *.
Из указанного понимания процессов симптомообразования и компенсации с необходимостью вытекает целый ряд высказанных Л.С. Выготским идей о развитии исследований и практики в области специального образования, а именно:
- О необходимости в диагностической практике и исследованиях детей с психофизическими нарушениям перейти от фенотипического к каузально-динамическому анализу, т.е. от описания симптомокомплексов к анализу структуры нарушений, компенсаторных механизмов и истории их возникновения.
- О необходимости комплексного подхода к изучению детей с психофизическими нарушениям. О необходимости изучения не только уровня актуального, но и зоны ближайшего развития. О диагностическом значении обучающего эксперимента.
- О необходимости превращения психологии аномального развития в психологию преодоления дефекта (слепоты, глухоты, умственной отсталости).
- О необходимости превращения педагогики детской дефективности (аномальности) в педагогику предупреждения нарушений в развитии ребенка.
- О необходимости ранней диагностики и предотвращения «социальных вывихов» на ранних этапах развития ребенка.
- О необходимости включения детей с психофизическими нарушениями в выполнение осмысленной практической деятельности и взаимодействие с нормально развивающимися сверстниками.
- О необходимости интеграции специального и массового образования.
Многие из этих идей намного опередили свое время.
Отметим, что благодаря дефектологической теории и идеям Л.С. Выготского, сформулированным в конце этапа становления системы специального образования, в российской науке создалась уникальная ситуация, когда законодательное оформление «ядра» системы специального образования совпадает с созданием эффективной теории развивающего обучения детей с психофизическими нарушениями. В то время это была единственная теория, способная объяснить достижения практики в деле развития и обучения аномальных детей. Это была оптимистическая теория, поддерживающая веру специалистов и родителей в безграничные возможности специального обучения и воспитания.
Второй этап развития системы специального образования в России по периодизации Н.Н. Малофеева 19 охватывает длительный и сложный период 1930–1992 годов. Только четыре года исследовательская работа в области специального образования осуществляется при непосредственном участии Л.С. Выготского. В 1934 г. Л.С. Выготский ушел из жизни. А с 1936 г. его имя и труды оказываются под запретом. Носителями его идей остаются ученики и последователи – Р.М. Боскис, Л.В. Занков, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, И.М. Соловьев, Н.Г. Морозова, Ж.И. Шиф и другие. Выполняя социальный заказ данного этапа развития системы специального образования, они решают сложные задачи теоретического и экспериментального обоснования дифференциации специального образования; выявления особенностей обучения и развития сходных категорий детей; определения психологических условий (обходных путей) решения задач освоения учебных программ; разработки методов дифференциальной диагностики умственной отсталости и задержки психического развития, умственной отсталости и раннего детского аутизма, раннего детского аутизма и общего недоразвития речи и др.
К признанным достижениям этого этапа можно отнести разработку педагогических классификаций детей с нарушенным слухом, с речевыми нарушениями, разработку научных основ дифференцированного обучения и воспитания детей с различными нарушениями в развитии, развитие дифференциальной диагностики, необходимой в системе дифференцированного обучения, «обходные пути» решения целого ряда учебных задач, развитие специальной дидактики, обогащение представлений о реабилитационном потенциале детей, результаты пионерских исследований в области ранней (с первых лет жизни) специальной помощи и интеграции ребенка в обычную среду, исследования раннего детского аутизма как нарушения эмоционального развития, исследования детей с множественными нарушениями и др. 20, 21. Все эти разработки были выполнены с опорой на теорию Л.С. Выготского.
На данном этапе это была опередившая время теория, реализовать которую в полном объеме на практике было практически невозможно из-за заданных государством идеологических, политических, социальных и культурных ограничений: имя Л. С. Выготского находится под запретом, книги его не переиздаются до 60-х гг. ХХ века, приоритеты в исследованиях задаются ценностями и целями дифференциации системы специального образования, идея сопровождения ребенка в системе образования не может быть реализована из-за отсутствия практических психологов; в поле внимания исследователей главным образом – дети школьного возраста и когнитивные процессы.
Поэтому достижения второго периода в аспекте реализации идей Л.С. Выготского бесспорны и в то же время ограничены – не все идеи могли получить достаточную реализацию.
Идеи Л.С. Выготского, развитые и подтвержденные его учениками и последователями, послужили научной основой кардинального изменения сложившихся подходов к обучению, воспитанию и социальной адаптации аномальных детей, определили психологические основы основных разделов коррекционной педагогики, заложили теоретическую базу важнейшего для современной специальной психологии и коррекционной педагогики понятия – ребенок с особыми образовательными потребностями.
Культурно-историческая традиция, введенная в дефектологию Л.С. Выготским, и обогащенная исследованиями его учеников и последователей, является основополагающей для продуктивной разработки современных проблем изучения и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Переосмысление в 90-е гг. государством и обществом ценностей специального образования, в соответствии с ценностями открытого общества, ориентированного на интеграцию людей с различными проблемами в единое сообщество и достижении каждым человеком максимально возможного уровня развития и социализации, потребовало изменения приоритетов и в развитии специальной психологии. Была осмыслена необходимость разработки методов специальной психологической поддержки ребенка на всех этапах его развития, обучения, воспитания, взросления, социализации, начиная с первых месяцев жизни. Центром внимания современной специальной психологии становится социально-эмоциональное развитие ребенка, его взаимодействие с близкими и поддержка семьи в налаживании развивающего эмоционально значимого взаимодействия со своим ребенком, каким бы тяжелым ни было нарушение развития и как бы рано оно ни наступило. Предметом изучения специалистов являются теперь уже не особенности познавательного и речевого развития разных категорий детей с ОВЗ, а варианты развития и особые образовательные потребности конкретного ребенка, условия его общественного и семейного обучения и воспитания, позволяющие добиться максимально возможного развития, образования, сохранения близости ребенка с семьей и максимально возможной интеграции в сообщество здоровых сверстников 22.
Решая новые задачи, современная специальная психология продолжает развивать идеи Л.С. Выготского. В рамках развивающейся культурно-исторической традиции современная специальная психология ввела новое понятие «совместно-разделенное переживание», получила новые представления о раннем развитии ребенка, прежде всего эмоциональном, предложила новое понимание аффективной сферы как системы смыслов, организующих сознание и поведение человека, и на этой основе психологами был предложен уникальный эмоционально-смысловой подход к пониманию и коррекции детского аутизма 23, 24. На этом этапе развития специальная психология принципиально расширила и переосмыслила в новой парадигме представления о раннем онтогенезе в норме и при различных ограничениях здоровья 25, 26, 27, ранних этапах читательского развития в норме и при нарушениях 28. Осмыслено в понятиях культурно-исторической психологии развитие детей с ОВЗ с измененным функциональным статусом вследствие применения высокотехнологичной медицины и на этой основе разработан эффективный метод «3П-реабилитации» глухих детей после операции кохлеарной имплантации 29, 30, 31, 32. Развивая подход Р.Е. Левиной к системному пониманию речевого развития ребенка и его нарушений и опираясь на новые представления о раннем онтогенезе, расширены представления о ранних этапах развития коммуникации и речи в контексте усложняющегося эмоционального взаимодействия ребенка с миром. Преодолевается представление о том, что усилия специалиста должны быть направлены главным образом на ребенка, формируется представление о коллективном субъекте профессиональной деятельности специального психолога, дефектолога, педагога, включающем самого ребенка с ОВЗ, его семью и взаимодействующих с ними специалистов 33, 34. В специальную психологию и коррекционную педагогику введено понятие «особые образовательные потребности семьи ребенка с ОВЗ 35.
Теоретические и прикладные исследования в области применения информационных технологий в специальном образовании подняли на принципиально новый уровень вопрос о разработке «обходных путей» в развитии и обучении детей с особыми образовательными потребностями 36.
Наряду с выдающимися достижениями современного этапа в понимании закономерностей отклоняющегося и нормативного развития в логике развития культурно-исторической традиции, проявляются тенденции противоположного знака. Отмечается неоправданное преувеличение роли клинических и нейропсихологических аспектов в специальной психологии и коррекционной педагогике и как результат регресс в понимании социальной природы нарушений развития у детей и требуемой им системы обучения и воспитания, т.е. возврат к позициям естественнонаучной парадигмы, к специальной психологии до эпохи Л.С. Выготского. В связи с тем, что термин «дефектология» выходит из официального употребления происходит ослабление связей между изначально объединенными в ней научными областями – специальной психологии и коррекционной педагогики. Специальная психология все чаще начинает рассматриваться как раздел клинической психологии, что может привести к потери самого смысла ее существования как прикладной области психологии, обеспечивающей понимание вариантов развития и вытекающих из этого особых образовательных потребностей, условий обучения и воспитания, т.е. науки, обеспечивающей психологические основы образования детей с ОВЗ разных возрастов и категорий.
В заключение отметим, что основанное на идеях Л.С. Выготского, развитие специальной психологии внесло значительный вклад и в развитие культурно-исторической традиции в психологии развития, детской и возрастной психологии. Известно, что многие важные положения культурно-исторической психологии были первоначально сформулированы в работах, посвященных проблемам аномального развития. Представляется, что именно психологическая составляющая дефектологии, в период ее становления, в наибольшей степени отражает самобытность отечественной психологии. Она проявляется прежде всего в постулате единства законов психического развития человека, реализуемого в самых разных условиях. Восприятие психики как живой развивающейся системы отражено в стремлении к выявлению целостной, иерархически организованной картины отклоняющегося развития, где биологическое неблагополучие лишь создает первичные предпосылки отклонения развития, которое проявляется во вторичных и третичных событиях, происходящих в психологической и социокультурной реальности.
Культурно-историческая психология — О программе | PsyJournals.ru
[Культурно-историческая психология]
WoS Scopus
‘; для (var i = 0; i«Культурно-историческая психология» — — международное научное издание, ориентированное на специалистов, особенно интересующихся закономерностями развития человека: психологов, историков и методологов науки, философов, педагогов специального образования, антропологов и специалистов в различных областях антропологии.
Журнал, аффилированный с Международным обществом исследований в области культуры и деятельности (ISCAR). |
Издательство : Московский государственный психолого-педагогический университет
Свидетельство о регистрации средства массовой информации : ПИ № ФС77-51249. Дата регистрации 20.09.2012.
ISSN (печатный) : 1816-5435
ISSN (онлайн) : 2224-8935
«Роспечать» Подписной индекс : 18024 (полугодовой) – для индивидуальных абонентов, 18025 (полугодовой) – для организаций.
Периодичность : ежеквартально
Издается с 2005 г.
Полнотекстовая электронная версия доступна по адресу https://psyjournals.ru/en/journals/chp
Плата за подачу и публикацию не взимается.
Журнал открытого доступа
Это журнал открытого доступа. Весь контент доступен для некоммерческих целей бесплатно для пользователя или его/ее учреждения. Пользователям разрешается читать, загружать, копировать, распространять, распечатывать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их для любых других законных целей со ссылкой на источник. Это соответствует определению открытого доступа BOAI.
Условия лицензии:
Все материалы в этом журнале распространяются по лицензии Creative Commons Attribution-Non-Commercial 4.0 International License: пользователи могут свободно копировать и распространять материал на любом носителе или в любом формате, микшировать, преобразовывать и основываться на материале, если они дают соответствующие ссылки, предоставляют ссылку на лицензию и указывают, были ли внесены изменения. Пользователи не могут использовать материалы в коммерческих целях.
Международный научный журнал «Культурно-историческая психология» » вместе с Летним университетом ISCAR для аспирантов и молодых ученых открывает возможность для молодых ученых культурно-исторической научной школы получить обзор проекта исследования .
«Культурно-историческая психология» является зарегистрированным рецензируемым академическим журналом.
Журнал публикует оригинальные статьи, научные обзоры и комментарии.
Процесс рецензирования : Каждая представленная статья, соответствующая нашим общим требованиям, проходит процедуру двойного слепого рецензирования. Все рецензенты являются признанными экспертами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии на поступившие материалы хранятся в издательстве в течение 3 лет. Редакция направляет рецензии на присланные материалы авторам в электронном виде.
Сайт журнала : Тезисы, ключевые слова и информация об авторах находятся в открытом доступе на русском и английском языках для всех опубликованных материалов. Также доступны полные тексты всех статей. На сайте также представлена информация об Издателе (см. Издательство), Главном редакторе, Редакционной коллегии (см. Редакционная коллегия), Редакционном совете, целях и сфере деятельности, а также контактная информация на русском и английском языках.
Официальный сайт журнала: https://psyjournals. ru/journals/chp
РИНЦ : Журнал зарегистрирован в РИНЦ (см. Публикации в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию о статьях, опубликованных в этом индексе. Двухлетний импакт-фактор публикации в РИНЦ — 0,391 (дата обращения: 23.05.2017).
Редколлегия/Совет : В редакционную коллегию и редакционный совет журнала входят 37 специалистов с различными учеными степенями (кандидат наук, доктор наук или приравненная к ним квалификация), занимающихся научной или преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях. Список членов редакционной коллегии и/или редакционного совета публикуется в каждом номере журнала и на его официальном сайте на русском и английском языках с указанием их ученых степеней.
Издательские стандарты : Все публикуемые материалы содержат информацию об авторах, месте их работы и необходимые контактные данные. Ключевые слова и аннотации на английском и русском языках обязательны при публикации научных статей на русском языке. Все публикуемые статьи должны иметь списки литературы, составленные в соответствии с правилами публикации, исходя из требований, указанных в действующих стандартах. Правила подачи, рецензирования и публикации рукописей доступны на официальном сайте журнала.
Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации в Перечень ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований, рецензируемых научных изданий в котором должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Компания была зарегистрирована в 2007 году.
Журнал включен в различные российские и международные базы данных индексации.
Тематика журнала (по перечню научных направлений) :
- 5.3.1. – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки). С 01.02.2022г.
- 5.3.4. – Педагогическая психология, Психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки). С 01.02.2022г.
5.12.1. – Междисциплинарные исследования когнитивных процессов (психологические науки). С 20.03.2023г.
5.12.1. – Междисциплинарные исследования познавательных процессов (философские науки). С 20.03.2023г.
Доступен дайджест на английском языке с подборками из опубликованных статей.
В 2006 году журнал официально стал членом Международного общества культурных и деятельностных исследований (ISCAR).
Сайт Свидетельство о регистрации СМИ:
Название: Культурно-историческая психология
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-51249, дата регистрации 20.09.2012 9 0003
Редакция: г. Москва, ул. Сретенка, д. 29 , Россия 127051
Тематика журнала: образование
Форма распространения: журнал, журнал
Языки: русский, английский
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель: Московский государственный психолого-педагогический университет
Методические указания по подаче, рецензированию и публикации:
- Правила подачи
- Процесс обзора
Культурно-историческая психология – ISCAR | Международное общество исследований культурно-исторической деятельности
ПЕРВОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ СЛЕДУЮЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО Конгресса ISCAR 2024
Культурно-историческая психология — ежеквартальный международный научный журнал открытого доступа, издаваемый с 2005 года Московским государственным психолого-педагогическим университетом. Основное внимание уделяется истории, современным достижениям и будущим перспективам культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и обеспечивает диалог и сотрудничество исследователей теории культурно-исторической деятельности всего мира.
Журнал адресован специалистам, особенно интересующимся закономерностями развития человека: психологам, историкам и методологам науки, философам, педагогам специального образования и специалистам в различных областях антропологии.
В 2006 году Культурно-историческая психология официально присоединилась к Международному обществу исследований культуры и деятельности (ISCAR).
Культурно-историческая психология – рецензируемый академический журнал. Каждая представленная статья, соответствующая нашим общим требованиям, проходит процедуру двойного слепого рецензирования.
Тезисы, ключевые слова, списки литературы и информация об авторах доступны на русском и английском языках для всех опубликованных материалов.