ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ | Блог Сергея Минакова
Психогеометрия, как система сложилась в США в 1978 году, ее автор Стюзен Деллингер.
Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%.
Предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке.
Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
Стимульный материал теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг.
Вам предлагают «почувствовать свою форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «это — Я» (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения 1,2,3,4,5.
Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной.
В качестве теоретических предпосылок, лежащих в основе той науки, которую С. Деллингер определяет как психогеометрию, названы учение К. Юнга о психических типах и представления о функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
Инструкция:
Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на рис. 1
Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это — «Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму.
Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».
Рис.1
Интерпретация.
Первая фигура– является основной фигурой или субъективной формой испытуемого. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.
Остальные четыре фигуры— это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию поведения испытуемого.
Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для итспытуемого наибольшие трудности.
Краткая психологическая характеристика основных типов личности
Квадрат
Если Вашей основной формой оказался Квадрат, то вы — неутомимый труженик!
Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем, прежде всего, знамениты истинные квадраты.
Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области.
Этому способствует неутолимая потребность области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации.
Квадраты — коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.
Мыслительный анализ — сильная сторона квадрата. Если вы твердо выбрали для себя квадрат — фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т.е. к тем, кто перерабатывает данные, говоря языком информатики, в последовательном формате: а-б-в-г и т.д. Квадраты скорее «вычисляют» результат, чем догадываются о нем.
Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям.
Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. Он постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя.
Все эти качества способствуют тому, что квадраты могут стать (и становятся!) отличными администраторами, исполнителями, но… увы, редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами.
Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает квадрата оперативности.
Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, квадраты вольно или невольно затягивают его принятие.
Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.
Треугольник
Эта форма символизирует лидерство и многие треугольники ощущают в этом свое предназначение.
Самая характерная особенность истинного треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их.
Они, как и их родственники — квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию.
Однако в противоположность квадратам, ориентированным на детали. Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного (и часто эффективного) в данных условиях решения проблемы.
Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем.
Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.
Доминирующая установка в любом деле — это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений.
Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступят по-своему.
Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.
Треугольники — честолюбивы. Если делом чести для квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря — сделать карьеру.
Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: «А что я буду с этого иметь?».
Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом «высоком» уровне управления. Они прекрасно умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, за версту чувствуют выгодное дело и в борьбе за него могут «столкнуть лбами» своих противников.
Главное отрицательное качество «треугольной» формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя.
Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для «зарвавшихся» треугольников, которых никто вовремя не остановил.
Треугольники заставляют всё и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.
Прямоугольник
Символизирует состояние перехода и изменения.
Это временная форма личности, которую могут «носит» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни.
Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения.
Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека.
Основным психическим состоянием прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.
Наиболее характерные черты прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода.
Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня.
Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиля жизни.
Если внимательно присмотреться к поведению прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода одежду других форм: «треугольную», «круглую» и т.д. Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении.
Прямоугольники обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с «человеком без стержня».
Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.
Тем не менее, как и у всех людей, у прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и… смелость.
Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.
Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» —всего лишь стадия. Она пройдет.
Круг
Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях.
Высшая ценность для круга — люди, их благополучие. Круг — самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. стабилизирует группу.
Круги — самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека.
Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к кругам.
Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.
Во-первых, круги, в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения.
Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно круг уступит первым.
Во-вторых, круги не отличаются решительностью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя и свою «команду» должным образом. Все это ведет к тому, что над кругами часто берут верх более сильные личности, например. треугольники.
Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть. Лишь бы все были довольны и кругом царил мир. Однако в одном круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.
Круг — это нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям.
Правополушарное мышление—более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев.
Это не означает, что круги не в ладах с логикой, просто формализмы у них не получают приоритета в решении жизненных проблем.
Главные черты их стиля мышления — ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.
Можно сказать, что круг — прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса кругу не хватает «левополушарных» организационных навыков своих «линейных братьев» — треугольника и квадрата.
Зигзаг
Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура.
Если Вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то Вы скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят Вас численностью.
Итак, как и вашему ближайшему родственнику — кругу, только еще в большей степени Вам свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность.
Строгая последовательная дедукция — это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки: от а… к… я. Поэтому многим линейным, «левополушарным» трудно понять Зигзагов.
«Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.
Доминирующим стилем мышления зигзага чаше всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится зигзагам.
В отличие от кругов, зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот —заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается».
Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза другим» на возможность нового решения.
Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются.
Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы.
Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение — генерировать новые идеи и методу работы.
Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью.
Мир идей для них также реален, как мир вещей для остальных. Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие их черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность.
Зигзаг — самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру. Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя.
Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны («режут правду в глаза»), что наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь.
К тому же, они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).
minakov.com.ru
Тест с фигурами на собеседовании: как правильно трактовать?
Доброго дня, дорогой друг!
Решил дополнить статью Как проходить психологические тесты. А именно, — что из себя представляет тест с фигурами на собеседовании, — еще одно распространенное задание из этой обоймы.
Содержание теста
Тест с фигурами относится к психогеометрическим. Особенность таких тестов — сложность для кандидата дать социально -желательные ответы. Он находится в ситуации неопределенности, если не знает интерпретацию ответов.
Прочитав эту статью, вы будете знать, как этот тест трактуются рекрутерами и HR-специалистами.
В основе теста с фигурами — восприятие фигур с определенными чертами: наличие углов, форма, замкнутость, устойчивость.
Вам предлагают такой набор фигур:
Или такой:
Задание:
- Выберите фигуру, которая вам нравится больше всего.
- С оставшимися сделайте то же самое, — выберите наиболее подходящую для вас
- Повторяйте выбор, пока не останется одна фигура.
Объяснять свой выбор не требуется. Не так уж и сложно, правда?
Трактовка результатов
Квадрат
Если выбрали квадрат, вы трудолюбивы, внимательны к деталям, предпочитаете упорядоченную информацию. Настороженно относитесь к изменениям, вам по душе стабильность, упорядоченность.
Ваш доминирующий тип мышления — левополушарный. То есть в большей степени логический, чем интуитивный.
Качества «квадратов»: трудолюбие настойчивость, упорство, пунктуальность, высокий уровень письменной коммуникации, следование правилам, инструкциям, организованность, внимание к деталям, ориентация больше на факты, чем на суждения.
Квадраты хорошие специалисты, администраторы, реже руководители. Как говорил Кальтенбруннер о Крюгере:
“Он отличный службист, хотя фантазии маловато”. Крюгер видимо был типичным «квадратом».
Потребность в информации при принятии решений создает ограничения в самостоятельности. Пристрастие к деталям, консерватизм. сухость могут создавать проблемы в общении, установлении контактов.
Треугольник
Эта фигура имеет линейную форму и соответствует «левополушарному»типу мышления. Однако, в отличие от квадрата, символизирует лидерство, целеустремленность. энергию.
Треугольники концентрируются на главном, часто упуская или игнорируя детали. Или делегируя их другим людям.
Качества «треугольников»: уверенность, честолюбие, целеустремленность, ориентация на суть вопроса, смелость, энергичность, широкий круг общения, стремление к лидерству.
Треугольники честолюбивы. стремятся к карьере. Они могут быть неплохими менеджерами, руководителями.
Их недостаток — эгоцентризм, который может стать препятствием в определенных ситуациях, работе в группах и в отношениях с руководством.Прямоугольник
Считается, что прямоугольник — временная форма состояния личности,”Прямоугольное” состояние — неудовлетворенность, стремление к переменам.
Форму прямоугольника могут принимать остальные четыре относительно устойчивые фигуры в какие-то периоды жизни.
Состояние замешательства, неопределенность , как следствие — непоследовательность, невысокая самооценка производит ощущение «человека без стержня».
Стремление к переменам имеет и позитивные черты: пытливость, интерес к новому, любознательность. Открытость для новых идей, быстрая обучаемость.
Качества «прямоугольников»: любознательность, непоследовательность, изменчивость, низкая самооценка, неопределенность, позитивное отношение ко всему новому, колебания настроения,
Еще раз подчеркнем: прямоугольник — переходная форма личности.
Круг
Круг — доброжелательная фигура, символ гармонии. В первую очередь в межличностных отношениях. Круг умеет слушать, а значит являются хорошими коммуникатором. Обладает способностью к сопереживанию, хорошо “читают» людей. Часто круг — душа коллектива.
Этот “перекос” в сторону стремления к хорошим отношениям может создавать проблемы, если Круг руководитель. Интересы дела могут пострадать в угоду интересам людей.
Стараясь сохранить добрые отношения, Круг не склонен принимать непопулярные решения. Щепетильно относятся к вопросам морали и социальной справедливости.
Тип мышления в большей степени «правополушарный». То есть интуитивный, основанный на эмоциональном восприятии событий и людей.
Качества «круга»: стремление найти общий интерес, развитая интуиция, потребность в общении, эмпатия, контактность, доброжелательность, ориентация на чужие мнения, способность убеждать уговорами, чувствительность.
Круг — хороший психолог. Может быть отличным менеджером по персоналу. В меньшей степени склонен к организаторской работе.
Зигзаг
Единственная из всех фигур — разомкнута. Это символ творческого начала. Тип мышления — выраженный «правополушарный». Образный, интуитивный, креативный.
«Правополушарное» мышление имеет особенность: где-то опуская детали и упрощая, позволяет видеть картину целиком, отмечать красоту, эстетику.
Для зигзага в работе требуется высокая мотивация и независимость от установленных порядков и правил в организации. С высоким интересом к работе Зигзаг способен фонтанировать идеями и это его отличительная черта и ценность.
Качества «зигзагов»: творчество, энтузиазм, креативность, интуиция, безалаберность, мечтательность, импульсивность, позитивное отношение к изменениям, одержимость при высокой мотивации, непосредственность, нестабильность настроения, непрактичность.
Зигзаги, как люди эмоционального склада, — обычно нуждаются в некотором руководстве. Хотя бы для того, чтобы доводить дела до конца.
Итак, теперь вы знаете интерпретацию теста с фигурами. Выбирать,фигуру, которая вам по душе или ту, которая больше подходит для должности, на которую вы претендуете, — решать вам.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.
Удачного вам дня !
Этой статьей стоит поделиться
narazvilkah.ru
Детский психологический тест «Рисуем фигуры»
Инструкция
- Тест можно использовать, если ваш ребенок уже легко различает простые геометрические фигуры и умеет изображать их на бумаге.
- Вам понадобятся белый лист формата А4 и карандаш.
- Попросите малыша нарисовать картинку, на которой будет только один круг и сколько угодно треугольников и квадратов.
Расшифровка
В этом упражнении круг обозначает личность художника, треугольники отвечают за его обязанности, а квадраты символизируют окружение малыша.
Код круга
Размер круга отвечает за самооценку — чем он больше, тем она выше. Огромное «я» — не такая уж плохая черта, ведь ребенку свойственно считать себя центром мира, вокруг которого крутится всё на свете. Но раздутое «я» может и искажать представление о себе и окружающих. Захочет ли семейное солнышко делиться местом на небосклоне с братом или сестрой? Если круг получился совсем маленьким, почти точкой, — видимо, ребенок чувствует себя незначительным в мире, полном страшных острых квадратов и треугольников. Он явно нуждается в вашем одобрении и поддержке.
Шифр треугольника
Количество и размеры треугольников — область обязанностей. Если бы этот тест проходил взрослый человек, мы бы говорили о работе или учебе. Какие обязанности есть у вашего малыша, виднее вам. Чем крупнее треугольники, тем более важными кажутся художнику его задачи. Количество фигурок тоже показательно. У кого-то одна-единственная трудовая повинность — положить грязную ложку в раковину, у кого-то «драмкружок, кружок по фото» и так далее. Если где-то в углу притаился всего один крошечный треугольничек, не пугайтесь — может быть, сама идея «долга» вашему чаду пока непонятна.
Загадка квадрата
Квадраты обозначают общество и отношение к нему художника. Великанские четырехугольники говорят о том, что люди действуют на малыша подавляюще. Тесное скопление квадратов на странице символизирует либо большой коллектив (огромная семья или группа в садике), в котором сложно сориентироваться, либо ребенок считает, что мир диктует ему слишком много правил. Иногда для такого ощущения бывает достаточно всего одного взрослого, который вечно твердит: «Нельзя, нельзя, нельзя».
Соотношение фигур
Важно обратить внимание на то, как фигуры взаимодействуют друг с другом. Если они разбежались по сторонам, возможно, вашего ребенка смущают противоречивые требования взрослых или социума вообще (например, разногласия с ровесниками). Если же из фигур получился цельный рисунок (скажем, человечек или машинка), это означает, что между всеми областями жизни у вашего чада уже установился некий баланс: он не боится требований, легко взаимодействует с окружающим миром и развивается вполне гармонично. Это прекрасные итоги, и к тому же теперь у вас есть что повесить на холодильник.
www.goodhouse.ru
Квадрат. История символа и его значение
«Приснившийся вам квадрат — символ неожиданных трудностей» (Сонник)
правый ), во временном (четыре времени года, стадии человеческой жизни и эпохи человечества) и в социальном (четыре основных класса) его аспекте. Все эти четверичные структуры задают основу порядка и стабильности мироздания. По этой причине связанные со сферой сакрального предметы, имеющие квадратную форму, могут рассматриваться в качестве символов мироздания (шахматная доска, бубны шаманов).Символ выражает ориентацию человека в пространстве и направление относительно жизненной сферы света и их сверхъестественных стражей в смысле «четырехкратного определения местоположения». В квадрате на первом месте находится желание сориентироваться в мире, кажущемся хаотическим, посредством введения направлений и координат.
Квадрат обозначает границы, образованные четырьмя стихиями, призванными поддерживать жизнь во всех ее проявлениях. Это – символ земли, отданной во владение человеку. Во многих культурах квадрат символизирует плодородие (встречается также квадрат с точкой посередине, «засеянное поле», на Руси этот знак был обязательным элементом украшения женской одежды). Квадрат с вписанным в него крестом символизирует охрану своей земли.
В буддизме квадрат или куб в основании чортена олицетворяет земной план существования. У китайцев квадрат – неподвижная Земля в соединении с вращающимся кругом Небес. Совместное изображение квадрата и круга (как на старых китайских монетах) является символом соединения инь и ян, Земли и Неба и может означать также идеально сбалансированного человека. Действовать на квадрате означает конфуцианский максимум: не делай того, что не желал бы для себя. Квадрат с полукружьем означает порядок, правильность, законы добродетели, тропы мудрости, истинного проводника.
У индийцев квадрат – основной символ, являющийся архетипом порядка во вселенной, стандартом пропорции и идеалом для оценки человека. Он – основание храма или любого иного священного центра и представляет собой сбалансированное совершенство формы, Пурушу, суть, пространство, а также пары противоположностей, стороны света, четыре касты, и т.п. И круг, и квадрат являются символами дхармы, порядка вещей в космосе и в мире людей. Квадрат в основании ступы представляет собой символическую форму Земли.
В иранской мифологии обитель праведников Вара имеет форму квадрата; в этом образе нашла отражение идея о квадратном ограждении, внутри которого располагается упорядоченный мир, противопоставляемый внешнему, исполненному хаоса и смерти.
В греко-римской традиции квадрат является символом Афродиты (Венеры) как женской плодородной силы. У герметиков стоящий на основании квадрат означает стабильность; квадрат, стоящий на углу и с кругом в середине, – anima mundi. У пифагорейцев квадрат символизирует душу.
Магический квадрат, как считается, концентрирует в себе энергию, связанную с лежащим в его основе числом. Наиболее известны квадраты Сатор, Меркурия, Сатурна и проч. Квадрат Сатор в основном использовали как любовное заклинание. Исполняли в виде талисмана, написанного для человека, который хочет быть объектом желания. Его помещали также на стенах и кораблях еще в Древнем Риме и считали амулетом от волшебства, отравленного воздуха, колик и заразных болезней, а также для защиты коровьего молока от ведьм.
Четырехкратная ориентация картины мира находит выражение и в играх, например в древнемексиканской игре патолли или в шахматах. Но еще отчетливее она проявляется в игре в «мельницу», поле которой состоит из трех концентрических нарисованных квадратов с соединительными перекладинами (иногда в точках углов, а обычно только в центре отдельных сторон) и встречается в виде высеченных наскальных рисунков в альпийском регионе (Австрия, Италия), во Франции, Англии (остров Мэн), на Балканах, в Афганистане (область Памира), а также на доисторической керамике (культура Виллановы и Эсты, Италия) и на беотийских фигурах идолов. В виде наскального рисунка ее находят не только на горизонтальных поверхностях, но и на отвесных стенах и поэтому в нее не всегда можно «играть». Поэтому символическая ценность, превышающая значение игровой доски, неопровержима и распознается только в связи со старыми картинами-космограммами.
Квадрат символизирует совершенный тип замкнутого пространства и является моделью для многих культовых сооружений (пирамиды, церкви, зиккураты, пагоды и т.д.), которые, в свою очередь, рассматриваются как символический образ мира. В священной архитектуре он символизирует трансцендентное знание. Квадрат олицетворяет Землю как противопоставление кругу Небес, земное существование, статичную безупречность и совершенство, неизменность, интеграцию, четыре элемента в их статическом аспекте, божественное проявление в творении. В архитектуре священного здания, храма, церкви преобразование круга в квадрат или квадрата в круг олицетворяет трансформацию сферической формы Небес в квадратную (прямоугольную) форму Земли и наоборот. Таким образом, символика квадрата олицетворяет процессы, проходящие на Земле, в то время как символика круга является аллегорией мира высшего, надземного, мира Богов. Отражает единство божественного: три стороны квадрата
божественное единство.Крест под квадратным камнем – символ тяжести земли, представления, что нет в мире ничего иного, кроме прихотливой игры стихий, что мир – ад, безнадежная пропасть, темница, Тартар.
Напротив, крест над квадратным камнем – символ надежды, это дерево жизни, которое пробилось из могилы, это возможность искупления, воскресения. Нередко этим знаком обозначали «философский камень», который будто бы может дарить бессмертие и вечную молодость.
Легендарная «квадратура круга» (а именно – превращение круга с помощью геометрических инструментов в равный по площади квадрат) символизирует желание свести оба элемента, «небесное» и «земное», в одну идеальную гармонию (лат. concidentia oppositorum).
Основная статья про простейшие символьные формы (http://proklarush.livejournal.com/4458.html).
Квадрат – мужское начало, круг – женское.
Прямоугольник символизирует также Чистилище или Преисподнюю.
Ромб олицетворяет женский творческий принцип, жизненный символ богинь плодовитости.
Источники:
proklarush.livejournal.com
Тест. Определение характера по рисунку
Круг? Треугольник? Квадрат? Узнай, кто ты!
КРУГ? ТРЕУГОЛЬНИК? КВАДРАТ? Узнай, кто ты!
Существует множество психологических тестов, помогающих определить характер человека. На первом месте обычные тесты – вопросники. Вы отвечаете на вопросы и выбираете варианты ответов. Второй тип – цветовые тесты. Самый известный из них – это тест Люшера. Испытуемый выбирает цвета за короткий промежуток времени. В конце теста выдаются результаты. Третий тип испытаний – психографические тесты. Тестируемые рисуют человечков, домики, деревья и т.д. На основе размера рисунка, его расположения, количества деталей, выполненных линий подводятся итоги.
Вашему вниманию предлагается простейший тест. Проводите его среди своих коллег, друзей, родных. Цель испытания – выяснить, к какой геометрической фигуре тяготеет характер того или иного человека.
ПОДГОТОВКА К ТЕСТУ.
Не раскрывайте испытуемым все секреты теста. Попросите их взять 2 чистых тетрадных листка и любой пишущий предмет. Пусть каждый из тестируемых нарисует 4 человечка (на обеих сторонах листов), используя только треугольники, квадраты и круги. В каждой фигуре должно быть не больше и не меньше 10 геометрических фигур, причём и треугольник, и квадрат, и круг должны быть использованы хотя бы раз. Иными словами, будет ошибка, если тот, кого вы исследуете, изобразит человечка только с помощью треугольников и квадратов. Обязательны все три фигуры!
Свои рисунки участники тестирования должны пронумеровать строго в том порядке, в каком эти изображения появлялись. Первый человечек – рисунок №1, второй человечек – рисунок №2 и т.д.
Не давайте тестируемым много времени. Рисунки должны создаваться быстро, буквально за секунды. Чем больше ваши подопечные думают, тем недостовернее будут результаты.
СЧИТАЕМ ФИГУРЫ.
Итак, рисунки готовы. Что с ними делать? Вы должны знать, что нумерация рисунков — это основа для дальнейшего исследования. Первое изображение – это доминирующее положение испытуемого, то, что преобладает в его характере независимо от времени. Второе изображение раскрывает личность человека в данный период, то есть то, каким он является сейчас. Третий рисунок обнажает подсознательные стремления человека. Четвёртый рисунок отражает творческий потенциал тестируемого. Теперь разберёмся со значением фигур:
Треугольник – самая острая фигура. Она связана с такими качествами, как настойчивость, рациональность, доминирование, резкость, возбудимость, напористость, сила, соперничество, стремительность и напряжённость. Если в рисунках по количеству преобладают треугольники, значит характеру испытуемого присущи указанные черты.
Квадрат – символ устойчивости. Ему соответствуют стабильность, логичность, сбалансированность, жёсткость, выдержанность, закрытость, самодостаточность, отчуждённость, последовательность, уравновешенность.
Круг – есть гармония. Эта фигура символизирует спонтанность, женственность, эмоциональность, мягкость, покладистость, подвижность, открытость, сочувствие, точность, расслабленность.
Подсчитывайте фигуры на рисунках, выводя формулы —/—/—. К примеру, могут получиться комбинации 8/1/1; 7/2/1 и т.д.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ.
Отдельное значение придаётся размеру и расположению рисунка на листе.
1. Если человечек очень маленький, значит его создатель закрыт от окружающих. Он отгораживается от мира, уходя в себя. Такие люди малообщительны и недоверчивы.
2. Если фигура среднего размера, тестируемый вполне адекватен и активен. Он смело шагает по жизни, не боясь общаться и доверять.
3. Большой рисунок говорит об излишней инициативности человека, старающегося заполнить собой всё жизненное пространство. Он везде и всюду. От таких людей быстро устаёшь.
Расположение на листе символизирует временные промежутки. Центр – настоящее, низ – прошлое, верх – будущее.
1. Рисунок, находящийся в центре, показывает своего создателя в выгодном свете. Такой человек любит жизнь и наслаждается ею. Он трезво оценивает моменты прошлого и перспективы будущего, но главное для него – настоящее.
2. Рисунок «убежал» вверх – «художник» с нетерпением ожидает будущего. То, что происходит сейчас, его не устраивает, поэтому все надежды возложены на последующие события. Иногда такой тестируемый живёт в мире фантазий и грёз.
3. Если человечек расположен в нижней части листа, то испытуемый тяготится настоящим положением дел. Все его тревоги и заботы обращены в прошлое. Он тщательно копается в воспоминаниях, пытаясь что-то изменить или вернуть. У таких людей часто бывает депрессивное состояние.
После анализа работ, составьте характеристику каждого человека. Вам будет интересно узнать, каковы на самом деле друзья и родственники.
Автор: Юлия Кукус
для сайта therapy.by
www.therapy.by
конструктивный рисунок человека из геометрических форм
Треугольник, круг и квадрат как архетипы и культурные знаки
Изображение человека относится к наиболее древним архетипным образам, поражающим своей геометричностью. Сделанный в 3 тысячелетии до нашей эры шумерский «конструктивный» рисунок человека является, возможно, первым в графической истории человечества изображением человека, сконструированным из геометрических форм.
Египетские иероглифы также поражают математической точностью изображения геометрических форм, передающих семантику сложных социальных отношений.
Глядя на египетское пиктографическое письмо, кажется, что сама суть человеческой культуры передается с помощью простых сочетаний окружностей и прямых линий.
Рис. 284. Конструктивное изображение человека в Шумерской культуре, 3 тысячелетие до н. э. (фрагмент).
Наряду с символами, обусловленными индивидуальным жизненным опытом, в конструктивном рисунке отражаются и архетипические признаки, присущие геометрическим формам. Создатель современного значения слова «архетип» Карл Юнг отмечал, что «архетип – это тенденция формировать репрезентации, которые могут сильно различаться в деталях, не теряя основной структуры» (.Юнг К., 1991).
Рис. 285. Математическая точность изображения египетских иероглифов (фрагмент).
Рис. 286. Египетское пиктографическое письмо (фрагмент).
Очевидно, геометрическая форма является первоэлементом, наиболее элементарным проявлением архетипа.
Образуя значительный слой универсальных культурологических знаков и символов, геометрические формы, выступающие как коды внешнего мира, влияют на соответствующие структуры психики, моделируя при этом новую, психическую, реальность.
Рис. 287. Детские каракули в виде первичных геометрических форм. Рисунки 3-летней Тани.
Рис. 288. Первичные сюжеты детских рисунков (Rouma, 1913).
Геометрические формы оказывают непосредственно психофизическое влияние на область психического. Интересно, что, как показывают исследования детского развития, оказываемое геометрическими формами влияние не фиксируется сознанием человека, проникая в сферу внесознательного без нашего на то разрешения. На свойстве архетипичности, семантической схожести основано использование геометрических символов для создания товарных знаков, эмблем и других рекламных атрибутов.
Экспериментальное исследование архетипов Карла Юнга
Юнг был первым исследователем, начавшим экспериментальное изучение архетипов как психологического феномена. В 20-х гг. XX века Юнг параллельно с разработкой своей теории о природе внесознательного (Прим. авт. «Бессознательного» в терминологии психоаналитической школы Фрейда-Юнга) занимается экспериментальным исследованием архетипа. Юнг изучает архетипы в проявлениях неосознаваемых «коллективных», социально-обусловленных идей, выражающихся как в культурных паттернах, таких как сказки и мифы, так и в индивидуальных феноменах, например сновидениях. Также им изучаются архетипы, запечатленные в графических образах, точнее, в графических схемах (Yung, 1936, 1956; Knox, 2003).
Рис. 289. Архетипное изображение мандаллы в графическом образе пациента с диагнозом шизофрении.
Работая со своими пациентами, принадлежащими к разным странам и культурам, Юнг обнаружил поразительное и необъяснимое совпадение графических схем в их рисунках. Выраженные с помощью графики семантические значения также пересекались в индивидуальных историях, сопровождающих рисунки в процессе психоанализа. Впоследствии гипотеза существования архетипичных графических изображений была многократно подтверждена при исследовании структуры как клинических, так и машинальных рисунков (Либин А.В., 2007).
Современные исследования универсальных паттернов: архетипы и гештальты
Среди современных исследователей архетипов (Иванов Вяч. Вс., 1978; Топоров В.Н., 1990) существует несколько общепринятых положений, которые имеют отношение к подходу, разрабатываемому в рамках диагностической системы ТиГр:
• чем ближе символ приближается к архетипу, тем более сильный отклик он вызывает на личностном уровне;
• образ только тогда становится символом, когда он включает в себя большее значение, чем очевидно из его непосредственного восприятия;
• символические образы часто представляют собой явления, которые мы не можем ясно определить или полностью понять.
В тесте ТиГр в виде символов выступают геометрические формы и само изображение фигуры человека.
Юнг впервые обнаружил включение в сферу внесознательного разных людей совершенно идентичных геометрических форм, символизирующих конкретные состояния и взаимоотношения человека с миром. Эти идентичные для индивидуальной психики разных людей геометрические формы были названы архетипами. В то же время Юнг не ставил своей задачей изучение индивидуальных предпочтений в оперировании архетипными формами.
Схожая ситуация возникла и в другой психологической школе. Схожие по механизму формирования феномены, описывающие общепсихологические закономерности организации восприятия, были выявлены гештальт-психологами. Однако эти схожие феномены не были использованы для выявления индивидуальных и типологических закономерностей в организации восприятия. Согласно постулатам школы гештальт-психологии, существуют «удобные» и «неудобные» для восприятия фигуры, формы, а также соотношения фигуры и фона. Однако не был поставлен вопрос о существовании частных особенностей организации восприятия. Вопрос о том, почему для разных людей одни формы являются более «удобными», а другие более «неудобными», также не ставился. Отчасти это противоречие между общим и индивидуальным, универсальным и уникальным (Либин А.В., 2007) было преодолено в работах по изучению когнитивного стиля. Группа исследователей под руководством Виткина (Witkin et al., 1962, 1966) поставила перед собой задачу изучения индивидуальных различий, фиксируемых в процессе восприятия разными людьми сложных систем типа «фигура-фон». В качестве стимульного материала использовались фигуры Готтшальда (Gottshald, 1954). Тестовое задание заключалось в отыскании простой фигуры внутри сложного геометрического узора. В результате исследования было выявлено, что люди имеют различную степень ориентации в сложном кодовом пространстве. Также оказалось, что ориентация в сложном графическом пространстве связана со способностью к дифференциации. Под дифференциацией в школе когнитивных стилей понималась общая человеческая способность структурировать и упорядочивать воспринимаемый мир.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Графический тест Вартегга
Хотите научиться расшифровывать знаки подсознания? С помощью графических проекций (ассоциативных рисунков) квадратов Вартегга вы узнаете о таких сторонах личности, проявляющихся в графических символах, как:— самооценка;
— социальные навыки;
— амбиции, активность и способы достижения цели;
— внутренняя устойчивость;
— особенности личных взаимоотношений;
— отношение к страхам;
— чувство безопасности;
— и многое другое…
На первый взгляд может показаться, что каждый человек и так все про себя знает. На самом деле это не совсем правда. Мы часто находимся в плену субъективных заблуждений, не всегда понимаем самих себя и окружающих, игнорируем свое бессознательное и считаем, что все зависит только от наших сознательных усилий. Огромный пласт информации о себе и окружающих бывает просто недоступен нашему сознанию.
О методике Вартегга:
Тест Вартегга относится к категории экспрессивно — проективных методов исследования личности, это метод незаконченного рисунка.
Для графолога — это частный, дополнительный метод исследования. Он помогает понять визуальные, символические смыслы, которые возникают у человека относительной той или иной стороны жизни (относительно себя самого, окружающих людей, своих планов и устремлений, способа действия, тревог и страхов и т. п.).
Тест позволяет измерить зрительно-духовные, смысловые отношения человека, которые основаны как на витальных (психофизиологических, подсознательных особенностях), так и моторно-волевых (сознательных) функциях.
Тест был предложен к применению Эриком Вартеггом (немецким психологом) в 30-х годах прошлого века. Тест наиболее распространен в странах Европы. У нас в стране он малоизвестен, но последнее время с появлением русскоязычной монографии этого теста, под редакцией В. Калиненко, о нем стали больше говорить и использовать.
Стимульный материал (сам тест) — это стандартный бланк с 8-ю квадратами, в каждом из которых изображена простая фигура или линии.
Инструкция к тесту:
Перед вами восемь квадратов, в каждом из которых что-то изображено. Продолжите то, что вы видите, и нарисуйте любой рисунок в каждом из квадратов, в любой последовательности, подпишите, в какой последовательности вы заполняли тест и обозначьте, что нарисовано на картинках.
Стимулы теста и их последовательность подобраны таким образом, что каждый из них провоцирует проекцию определенной психической области. То есть, каждый стимульный рисунок «адресован» определенной области индивидуального, определенному аспекту личности.
Квадраты Вартегга
1 квадрат
Архетипически (символически) точка означает начало, мгновение, середину чего-либо. В психологическом смысле она отображает Эго-концепцию, Я, мировоззрение, поиск себя, самость человека.
2 квадрат
Архетипически волнистая линия означает зародыш (незащищенное человеческое существо). То, как человек поступит с ним в рисунке, будет означать, как он приспосабливается к окружающему миру. Окружающий мир — агрессивная среда для этого зародыша или наоборот среда, способствующая его развитию.
В психологическом смысле отображает эмоциональную зависимость, эмотивность, сопереживательность, сопричастность с другими людьми, контакт с социумом, социальную адаптацию (к людям) в мире людей. Это квадрат отражает социальный аспект личности.
3 квадрат
Три восходящие линии означают подъем, усиление, восхождение, развитие. В психологическом плане они соответствуют таким категориям, как амбиции, мотивация, устремленность, настойчивость, инициатива, планы на будущее, карьерный рост.
4 квадрат
Архетипически черный квадрат обозначает опасность, страх, вину. Психологически в этом квадрате отражаются: бессознательное, аспекты страха, вины, стыда.
5 квадрат
Архетипически две перпендикулярные, непересекающиеся линии обозначают противоположность, сопротивление, импульс действовать и преграда на пути. Психологически в этом квадрате отражаются волевая регуляция, динамичность, активное начало, мотивация достижения, либо мотивация избегания трудностей. Движение вперед и способ преодоления преграды.
6 квадрат
Две линии архетипически означают противоположные начала, идущие в разные направления, и требующие пересечения. Психологически дает представление о стремлении (не стремлении) человека к интеграции, соединению.
7 квадрат
Точки означают восприятельность, утонченность, интуицию, чувственное (женское) начало, реагирование на раздражители (порог возбудимости). Насколько человек восприимчив к внешним раздражителям, к внутренним ощущениям.
Психологически отражает способность человека к эмоциональной чувственности, чувствительности, тактичности, тонкокожести или отсутствие этих качеств.
8 квадрат
Дуга означает защищающее начало, гармонию, безусловное принятие, чувство защиты. Психологически отражает душевную основу, уравновешенность человека, чувство удовлетворения, внутреннее чувство защищенности.
Говоря об этом тесте, нельзя игнорировать графические признаки: особенности нажима, толщину штриха, скорость движения, динамичность, статичность, акцент на форме рисунка или на движении, легкость или тяжеловесность линий. Все эти особенности будут повторяться и в почерке. Именно они расскажут о внутреннем строении личности, о врожденных и приобретенных качествах.
Рассматривая просто содержание рисунка можно иметь приблизительное представление о нормативности или проблемности изучаемого аспекта, восприятие и отношение человека к этой психологической области.
Рассматривая же графические признаки, и, особенно, почерк, можно получить информацию гораздо более информативную, касающуюся комплексного строения личности. Почерк дает понимание того, что происходит с человеком, почему это происходит, как давно это происходит, что заложено от природы и является неизменным, а что сформировалось под влиянием окружающих условий, воспитания, временных стрессов.
Интерпретации теста Вартегга:
Тест выполняла Оксана Федорова, телеведущая, «мисс Вселенная»
1-й квадрат «Цветок любви»
Изображение — типично женское решение. Стоит обратить внимание на характер изображения этого цветка: точка (Эго, Я) является центром небольшой окружности, к которой примыкает множество лепестков. И окружность, и лепестки закрывают центральную точку от внешних воздействий, выступают своего рода щитами, защитными механизмами. Человек закрытый, избирательный скрывает истинные чувства и эмоции.
2-й квадрат «Кувшин — грация»
Кувшин напоминает силуэт человека. Акцент смещен на контур, причем он передан сильным нажимом и зачернениями. Сейчас человек испытывает некоторые трудности в социальной адаптации: его роль в обществе еще до конца не определена, многое отдается имиджу, внешней составляющей, тогда как глубина, сущность остаются скрытыми, неявными. Сильное напряжение в психомоторных проявлениях свидетельствует о неудовлетворенности таким положением вещей.
3-й квадрат «На вершине мира»
Движение по нарастающей продолжено до пределов квадрата, что отражает амбициозность и высокие притязания рисующей. И само название рисунка указывает на то, что перед нами человек, стремящийся реализовываться по полной программе.
4-й квадрат «Точка притяжения»
Черный квадрат — точка притяжения элементов-квадратиков разнообразной величины и размеров. Графически линии и штрихи в этом квадрате выполнены схематически, со слабым нажимом. Продолжение и разрастание мотива черного квадрата указывает на разрастающуюся подспудную внутреннюю тревогу и страх. Местоположение квадрата указывает на частичное вытеснение этих состояний из сознания. Человек настраивает себя на более позитивный и оптимистический лад. Однако сам не до конца уверен в этом позитивном настрое.
5-й квадрат «Шпага»
Шпага имеет несколько бутафорский вид и не несет в себе мотива агрессии (что часто бывает в рисунках, изображающих оружие). Шпага используется скорее как некоторый атрибут самозащиты. Пересечение двух перпендикулярных прямых указывает на активность, развитую мотивацию преодоления трудностей.
6-й квадрат «Дом»
Типично женское решение. Интересен характер изображения дома: он закрыт от посторонних людей, есть забор.
Существует стремление к интеграции, соединению, выстраиванию личных отношений. Однако эти отношения не предаются широкой огласке, тщательно скрываются даже от близких людей.
7-й квадрат «Дуэт»
Рисунок отражает стремление скрыть свою внутреннюю уязвимость, чувствительность, внешне не показывать ранимость (точки обводятся). Сюжет рисунка указывает на внутреннее стремление к соединению, необходимость быть в паре, бессознательную потребность в безусловном приятии, поддержке со стороны.
8-й квадрат «Побег от дождя»
В рисунке видно желание человека найти убежище, место, где можно скрыться от внешних воздействий, негативного влияния окружающей среды. Необходим отдых, возможность ощутить себя в безопасности. Местоположение квадрата отражает суперактуальность этого намерения на сегодняшний день.
Резюме: Чувственная и чувствительная натура, женственность, мягкость, гибкость. При этом закрытая, избирательная, не показывающая свои истинные чувства и эмоции вовне, «себе на уме». Высокие притязания сочетаются с мотивом достижения целей, что свидетельствует об активной самореализации. Однако своего места в жизни человек еще не обрел, нет удовлетворенности и в своем социальном статусе. Бессознательная потребность в безусловном приятии, чувстве опоры и внутренней безопасности.
Тест выполняла женщина, 26 лет
Бросается в глаза скупость заполнения полей, лаконичность рисунков, акцент на геометрических фигурах. Такие решения не типичны для молодой женщины.
1-й квадрат: мишень. Мотив мишени в первом квадрате — типичный мужской вариант. Точка в центре (ЭГО): акцент на индивидуализации, своем Я. Однако, сама точка не увеличена, не пририсовывается, не обводится, с ней вообще не проводится никаких манипуляций. Ее «оставили в покое», окружив кругом. Пространство круга вокруг — зона личного пространства человека, причем в этом пространстве больше нет объектов, связей и пр. Точка в центре одинока — и это не просто интроверсия, а аутсайдерство, склонность к аутичности.
2-й квадрат: мало заполнен. Глаз — страхи, опасения контактов, замкнутость в общении. 2-й квадрат вытесняется на 7-е место, что является показателем вытеснения социальной области из-за ее фрустрированности. Человек рационализирует свои страхи по поводу отношений. Она закрыта, «приглядывается» к окружающему миру, старается избегать активных контактов, все время «на стороже».
3-й квадрат: нет продолжения восходящих линий, но также нет продолжения рисунка вправо вообще. Произошла остановка в саморазвитии, нет амбиций, устремленных в будущее, человек довольствуется тем, что имеет (исходя из интерпретации 1 и 2 квадратов, эта остановка продиктована страхами и неуверенностью как в отношении самой себя, так и отношений с людьми).
4-й квадрат: продолжение мотива исходного черного квадрата. Мотив страха и тревоги генерализуется. При этом, человек все свои страхи держит при себе (внутри домика), мало кому открывается, не показывает свои переживания. Повторяется мотив одиночества, погруженности в себя.
5-й квадрат: коррелирует с 3-им и показывает, что страх продвижения вперед, остановка в мотивации здесь также присутствует. Преодоление препятствий затруднено (линия не преодолевается, не пересекается). Фрустрация.
6-й квадрат: область личных отношений. Квадрат располагается на 2-ом месте, что показывает об актуальности этой сферы. Стремится к интеграции, соединению, но, обращая внимание на проблемность остальных квадратов, и учитывая сухость, безжизненность мотива самого квадрата (сухой прямоугольник, безжизненный, без деталей, геометрическая фигура), — это просто желание обрести уверенность и стабильность в личных отношениях без умения и понимания как это сделать. Ее сдержанность, закрытость, подавленная эмоциональность диктуют слишком прямолинейный и формальный стиль поведения и в личных отношениях. Квадрат также показывает стиль мышления. Присутствует связность, последовательность, рассудочность.
7-й квадрат: мордочка. Появляется единственное живое существо. Чувственность, чувствительность, эмотивность. Но, поскольку 7-й квадрат отражает бессознательное, внутреннее, то эта эмотивность и чувственность подавлена, существует глубоко и внешне никак не транслируется, зажимается запретами и табу.
8-й квадрат: окружность, без дополнительных деталей. Рационализация, внутренний мир герметичен, зациклен. Мотив 8-го квадрата перекликается с 1-ым квадратом.
Графические особенности: преобладают линии, углы, аркады, узкие, лаконичные формы, много незаполненного пространства, линия тонкая, со слабым нажимом.
Резюме: трудности во взаимоотношениях, самопроявлении, адаптации. Высокая степень рационализации, блокирующая выход непосредственных реакций даже в виде обычных эмоций (радости, грусти, интереса). Сильные табу, запреты. Мотивы одиночества и аутсайдерства. Не женственность, сухость, критичность, прямолинейность. Повышенный контроль и давлеющее Супер-Эго.
Тест выполняла женщина, 31 год
Порядок заполнения квадратов нормативный. Но, в данном случае такое заполнение- это дань формализму, стандартности мышления. На это указывают графические признаки: тщательная прорисовка деталей, сильный нажим, четкость линии, без схематизаций и упрощений. Рисунки выполнены в стиле перфект.
В 1-ом квадрате (квадрате Эго) — цветок. Для женщины это нормативное решение. Но зауженные лепестки, их закрытость, герметичность, замкнутость указывают на повышенную реакцию защиты своего Я. На это же указывает и листочек, выполненный угловатыми движениями.
Интересно, насколько лепестки похожи на формообразование букв в почерке. Такие же глубокие и узкие гирлянды и аркады.
Во 2-ом квадрате (квадрат социальности) чайка, парящая в небе, в стае таких же чаек над морем и парусником.
В этом мотиве есть оторванность от реальности (земли, активного стояния на ногах). Такая проекция указывает на потерю связи со своими истинными желаниями и потребностями. Акцент на зоне рацио (верх рисунка) говорит о повышенных процессах рационализации, подавлении чувств, непосредственного реагирования, естества.
3-й квадрат (квадрат амбиций и планов). Проблематичное решение. Нет поступательного движения вверх. Рисуется много ограничителей и препятствий на пути. Зачернения в рисунке указывают на психомоторное напряжение, вызванное предложенными стимулами.
Таких зачернений в целом по тесту очень много. Психологическое неблагополучие, фрустрация затрагивает уже различные плоскости психической активности человека.
4-й квадрат (квадрат неосознаваемых тревог, страхов). Очень необычное решение для этого квадрата. Фотография семьи, с дополняющими черными квадратами по углам рамки. Есть зачернения. Присутствует хроническая тревожность, возможно чувство вины, неудовлетворенность.
5-й квадрат (реализация амбиций и планов). Стрела, направленная на себя (в левый нижний угол). Мотив рисунка говорит об излишней рефлексии, страхе продвижения вперед, ступоре в активности.
6-й квадрат (квадрат личных отношений, интеграции). Линии соединяются друг с другом не сами по себе, а через дополнительную линию. Все зачернено, заштриховано. Зона личных отношений явно форустрирована, нет доверия к окружающим. Отношения складываются по типу: ты — мне, я — тебе, через выполнение каких-то условий, особенных правил и норм. Отсутствует непосредственное приятие окружающих, открытость.
7-й квадрат (квадрат сензитивности). Кошка выгнула спину. Можно сказать, что внутренне она очень чутко прислушивается, приглядывается и осязает окружающий мир. Находится в позе защиты. Сама поза кошки напоминает аркаду.
8-й квадрат (квадрат безусловного приятия, гармоничности). В этом квадрате впервые встречается динамичное решение. Внутренне человек ощущает необходимость двигаться вперед, решать свои проблемы. Но, при этом, необходима защита, гарантия безопасности такого движения (автомобиль).
Анализ почерка показывает: преобладание психомоторного контроля над свободой, перфекционизм, стандартность, нормативность формы, наличие маски, размеренность движения, медленную скорость, сильный нажим, доминирование 7-й потенции по Одэму, психотип по Юнгу — интровертный этик с сенсорикой.
Резюме: перфекционизм, критичность, нормативность, стандартность восприятия и мышления, мешающие самореализации, индивидуализации личности. Закрытость, отстраненность от социума, позиция защиты от мира, недоверчивость. Подавление истинных чувств, импульсов излишней рационализацией, запретами и табу. На этом фоне развитие тревожности, фрустрированности, внутренних конфликтов. Потребность в заботливых социальных условиях, безусловном приятии.
Источник: grafologia-msk.ru
psychojournal.ru