Л и божович биография: Лидия Ильинична Божович: биографический очерк — Культурно-историческая психология — 2008. Том 4. № 4

ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Л. И. БОЖОВИЧ

ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Л. И. БОЖОВИЧ

ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА БОЖОВИЧ

Божович Лидия Ильинична (1908—1981) — доктор психологических

наук, профессор, специалист по возрастной психологии и психологии

личности, долгие годы возглавлявшая лабораторию в Психологическом

институте Российской академии образования. 

Биография

Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания провела под руководством Выготского. В 1920-30-е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).

Работала завучем в психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. — в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Выготский. В дальнейшем работала в отделе психологии Украинской психоневрологической академии (Харьков). В 30-е гг., формально работая в Полтаве, входила в Харьковскую школу. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы Великой отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя № 3880 в г. Кыштыме Челябинской области. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Доктор психологических наук. Профессор.

Теория личности Л. И. Божович

Основной круг интересов Божович — детская психология. В этой области Божович написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др.

Если в концепции А.Н. Леонтьева центральное место принадлежит понятию «личностный смысл», то у Л.И. Божович в качестве системообразующего признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности» или ее направленность. «На основании теоретического анализа, пишет Л.И. Божович, мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью».


Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека». Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Именно содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. Более того, по мнению Л. И. Божович, от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них.

Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности Л. И. Божович – это аффективно-потребностно-мотивационная сфера. Процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения.

Каждый возраст характеризуется своей специфической для него «констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры. В раннем детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно, практически вне сознания самого ребенка. В дальнейшем на основе относительно постоянных доминирующих потребностей складывается более устойчивая иерархия мотивов. На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий, так как опирается на собственные взгляды и убеждения субъекта.

Теория Л.И. Божович опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внут­ренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В лич­ностных новообразованиях она выделяет центральное новообразова­ние и потребности.

Вслед за Л.С. Выготским Л.И. Божович выстраивает линию возра­стных кризисов: новорожденности, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подрост­кового возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так:

1) младенчество: начинается кризисом новорожденности, когда ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;

2) раннее детство: начинается кризисом 1-го года, когда ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система «Я», появляется потребность в самоут­верждении;

3) дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование — внутренняя позиция, потребность в кото­рой (внутренняя позиция школьника) и появляется;

4) младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начи­нает осознаваться свое социальное «Я»; со стороны взрослых предъявляется новая система требований;

5) кризис подросткового возраста: делится на две фазы. Первая фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрос­лых, переходом в средние классы; появляется целеполагание как центральное новообразование. Вторая фаза (с 15 до 17 лет) характеризуется определением места в жизни; появляется но­вая жизненная перспектива как центральное новообразова­ние возраста.

Личность, подчеркивает Л.И. Божович, — это целостная психологическая структура. Дискутируя с расхожим в то время представлением о личности как о совокупности определенных свойств и качеств и о ее гармоничности как наборе различных свойств, она писала: «Будут обречены на неудачу те исследования, которые рассматривают личность как совокупность отдельных свойств и качеств. Нужно как раз обратное: рассмотрение каждого отдельного качества в аспекте личности в целом». Здесь мы видим конкретизацию и дальнейшее развитие обоснованного в свое время Б.М. Тепловым тезиса о том, что личность — это целое, которое больше, чем сумма составляющих ее частей.

Л.И. Божович сформулировала стратегическую задачу исследовательского поиска — понять возрастные психологические закономерности формирования личности ребенка. Только такой — генетический — подход, утверждала она, позволит нам изучить личность как определенную, возникающую в процессе жизни и деятельности ребенка структуру, а следовательно, раскрыть ее психологическую сущность.

Существенным для исследовательской позиции Л.И. Божович было положение о том, что каждый возрастной этап детского развития характеризуется не простой совокупностью отдельных психологических особенностей, а своеобразием некоторой целостной структуры личности ребенка и наличием специфических для данного этапа тенденций развития. В этой связи она критикует появившиеся в то время публикации в сборниках «Психология младшего школьника» (1960) и «Психология личности и деятельности дошкольника» (1964). В них излагались возрастные особенности отдельных психических процессов и функций, но полностью отсутствовала попытка характеризовать их специфическую структуру и связь с особенностями личности детей соответствующего возраста.

(Заметим в скобках, что этот недостаток присущ и многим современным пособиям по возрастной психологии: развитие познавательных процессов, интеллектуальное развитие и развитие личности на данном возрастном этапе фактически рассматриваются как изолированные или во всяком случае мало связанные между собой проблемы.)

Отвечая на вопрос о том, какие тенденции и мотивы определяют развитие личности, Л.И. Божович возвращается к ключевому для ее концепции понятию внутренней позиции. «Именно внутренняя позиция, — пишет она, — т. е. система потребностей и стремлений ребенка, которая преломляет и опосредствует воздействия внешней среды, становится непосредственной движущей силой развития у него новых психических качеств».

Если это так, то необходимо раскрыть закономерности становления системы потребностей и стремлений. Сама логика исследования привела к необходимости сделать главный акцент на изучении мотивационно-потребностной сферы ребенка.

Экспериментальные исследования сотрудников лаборатории Л.И. Божович подтвердили тезис об исключительной роли потребностей в воспитании ребенка, в его интеллектуальном и нравственном развитии.

«Полноценное формирование человеческой личности, — писала Л.И. Божович, — решающим образом зависит от того, какие именно потребности приобретут форму самодвижения…» И далее: «Это положение следует особенно подчеркнуть, потому что в настоящее время в педагогике вообще не поставлена проблема воспитания потребностей: она не выдвигается в качестве специальной задачи воспитания. Нет такого раздела в учебниках педагогики, нет его и в программе воспитательной работы школы. Вследствие этого нет и хоть сколько-нибудь разработанной методики воспитания потребностей и мотивов».

Думается, что и сегодня сказанное весьма актуально. Анализируя широко известный факт, что по мере перехода в старшие классы у школьников падает интерес к учению, Л. И. Божович писала: «Начальное обучение не способствует развитию познавательной потребности. Оно дает мало возможностей для активной интеллектуальной деятельности, в основном загружая память детей, что формирует стремление к механическому запоминанию и серьезно тормозит развитие интереса к теоретическому содержанию учебного предмета». В этой связи она высоко оценила экспериментальные программы обучения, созданные Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым и направленные на развитие у учащихся исследовательского отношения к учебному материалу. Таким образом, в концепции Л.И. Божович отчетливо выступает взаимосвязь познавательного и личностного развития.

Известна ее полемика по поводу понимания психологической сущности мотива с А.Н. Леонтьевым, который понимал под мотивом объект или предмет, который побуждает к деятельности. Нужно сказать, что и сегодня это идущее, по-видимому, от К. Левина понимание мотива имеет место. (Так, например, в «Кратком психологическом словаре» (1998) дается характеристика мотива как предмета. )

Л.И. Божович делала главный акцент не на объектах, побуждающих к действию. Ее интересовали прежде всего внутренние побудители, т. е. субъективная сторона мотивации. Она относила к мотивам и чувство долга, и сознательно принятое намерение, и непосредственные желания ребенка.


Разумеется, психологическая природа этих побудителей различна. Но это лишь подчеркивает необходимость понять сущность таких различий, выявить основные тенденции взаимодействия разных побудителей. Оригинальность исследований мотивации, проведенных под руководством Л.И. Божович, заключалась в том, что предметом изучения стала диалектика мотивационной сферы ребенка — возникновение и развитие мотивов, их изменение и расширение по возрастам, в то время как в предшествующих работах изучалось лишь влияние готового мотива на деятельность детей или на протекание их психических процессов. Упомянем в этой связи статью, написанную Л.И. Божович в соавторстве с Л. С. Славиной и Н.Г. Морозовой «Развитие мотивов учения у советских школьников». Авторы попытались ответить на как будто элементарный, но до сегодняшнего дня недостаточно изученный вопрос: «Что побуждает школьника учиться?» В данной работе впервые были выявлены и проанализированы две большие категории мотивов учения: широкие социальные и познавательные мотивы и их специфическое влияние на учебную деятельность ребенка.

Пожалуй, наиболее фундаментальной в концепции Л.И. Божович является проблема направленности личности. Рассматривая личность не как совокупность свойств и качеств, а как целостную и развивающуюся структуру, Л.И. Божович не могла удовлетвориться экспериментальным изучением отдельных образований (самооценка, аффект неадекватности) и качеств личности (организованность, дисциплинированность). Характеризуя направленность как иерархическую систему внутренних побудителей поведения, она считала именно этот феномен основой структуры личности. Выдвижение на первый план проблемы направленности позволило реализовать исходный принцип — рассматривать каждое отдельное свойство в аспекте личности в целом.

Проблема направленности личности и ее устойчивости получила дальнейшую конкретизацию в исследованиях сотрудников Л.И. Божович. Под устойчивостью личности понимался такой уровень сформированности личности, на котором человек приобретает способность сохранять в различных условиях свои личностные позиции, обладать определенным иммунитетом по отношению к внешним воздействиям — чуждым ему личностным установкам, взглядам и убеждениям. Была показана роль содержательной стороны мотивации в формировании устойчивости личности, ее обусловленность спецификой доминирующего мотива: оказалось, что стремление любыми средствами добиться сиюминутного благополучия («ситуационный эгоизм») — психологическая почва для возникновения неустойчивости личности, свойственной как многим «трудным» подросткам, так и малолетним правонарушителям.

Труды Л.И. Божович содержат множество конструктивных идей и подхо­дов, значимых для современной психологии. Среди них — положение о внут­ренней позиции и ее роли в личностном развитии ребенка, психологические разработки феноменов направленности и устойчивости личности, обстоятель­ный анализ этапов формирования личности в онтогенезе. Вся направленность ее мировоззрения и концепции личности очень созвучна современной психо­логии личности. Л.И. Божович отстаивала «психологический суверенитет» личности, ее эмансипированность от социального давления, выступала против превращения человека в «винтик» социальной машины, за его право быть не только преобразователем окружающей среды, но и творцом самого себя.

Открыть презентацию с возможностью дальнейшего скачивания
Открыть доклад с возможностью дальнейшего скачивания

Популярные сообщения из этого блога

ЯЗЫКОЗНАНИЕ.

ПРАГМАЛИНГВИСТИКА

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ. ПРАГМАЛИНГВИСТИКА. 1.        Определение  Прагмалингвистика (лингвистическая прагматика) — филологическая (лингвистическая) наука, область лингвистических исследований. Является самостоятельным разделом коммуникативной лингвистики. 1. Центральный объект — речевой акт, в связи с чем детально анализируются положения теории речевых актов. 2. Объект — отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в определенном коммуникативно-прагматическом пространстве. 2. Виды прагмалингвистики Поскольку объект и предмет прагмалингвистики анализируется с двух сторон, то представляется целесообразным выделить два вида прагмалингвистики. С одной стороны, прагмалингвистика, еще не получившая своего современного названия, называлась «прагматикой» и определялась как «область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи». Это определение мы находим в

Далее. ..

30.Педагогические взгляды джона локка Дж. Локк (1632-1704) является первым ученым педагогом нового времени. В своем философском труде «Опыт о человеческом разуме» он доказывал, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске». Из этого вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. Локк считал, что знания и идеи происходят прежде всего из чувственного опыта. Представления входят в сознание человека через ощущения, органы чувств. Это, по мнению Локка, важнейшее средство познания мира. Но, по его мнению, кроме внешнего опыта существует внутренний, являющийся собственной деятельностью рассудка. Исходя из этих положений, он указывает на особое значение разума, который оценивает и определяет то, что доставляет человеку счастье и пользу. Отсюда вытекает важность воспитания разума. Свои педагогические взгляды Джон Локк изложил в книге «Мысли о воспитании», задачей которого он считал воспитание джентльмена, умеющего вести свои де

Далее. ..

Концепция личности Л. И. Божович

Работа пользователя Nenazvanniy


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Краткая биография Л. И. Божович. 4
2. Понятие личности в концепции Л.И. Божович. 8
3. Психологическая теория развития личности ребенка Л.И. Божович. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 20

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в том, что Лидия Ильинична Божович (19081981) — выдающийся ученый, яркий, душевно щедрый, неординарный человек — при жизни не была избалована официальным признанием.   Однако   среди   отечественных   и   зарубежных   психологов   она пользовалась необыкновенным авторитетом как крупный теоретик и талантливый экспериментатор,   автор   общепризнанных   фундаментальных   работ   в   области психологии личности и психологии воспитания растущих людей.
Мера   его   научности   или   «житейскости»,   абстрактности   или   конкретности, серьезности   или   шутливости   могла   быть   различной,   но   мера   искренней заинтересованности, личностной вовлеченности была всегда очень высока.
Л. И. Божович провела множество исследований, касающихся мотивации младших школьников.
Во многих трудах Л. И. Божович содержатся значимые для современной психологии идеи и подходы. Один из них, который следует выделить – это подход, рассматривающий внутреннюю позицию в личностном развитии ребенка, а также ее формирование.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Гуревич П. С., Немов Р. С., Слотина Т. В., Столяренко Л. Д., Утлик Э. П., Выготский Л. С., Куликов Л. В. и др.
Целью данной работы является изучение концепции личности Л. И. Божович, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
 Рассмотреть краткую биографию Л. И. Божович;
 Исследовать понятие личности в концепции Л.И. Божович;
 Охарактеризовать психологическаю теорию развития личности ребенка Л.И. Божович.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и  списка используемой литературы.

Опыт написания студенческих работ более 18 лет, поэтому можете с уверенностью скачать данную работу, вставитьтитульный лист и сдать преподавателю, получить оценку «5», или «4», но не ниже.
Работа оформлено согласно большинству ГОСТов
По всей работе ссылки или подстрочные или в квадратных скобках (в разных работах по разному)
Работа прошла проверку по системе ЕТХТ, но пройдет и по системе -antiplagiat.ru, -Антиплагиат ВУЗ- (http://rane.antiplagiat.ru/ и др. тому подобные), -ЕТХТ (и документом и текстом), Руконтекст, проходит и польский СТРАЙК и plagiat.pl, новую систему СКОЛКОВО (самая последняя версия АП ВУЗ)
Оригинальность техническая – достигнута путем кодирования файла.
Работа в формате doc, если вы поменяете формат на docx, то оригинальность может упасть, поэтому НЕ меняйте формат работы. Название файла менять можно сколько угодно

Nikola Kolya Bojović — 10 произведений искусства, био и шоу на Artsy

7 подписчиков

См. Все прошлые шоу и ярмарки

Обзор

Работы для продажи (9)

Название

  • Artist Artist.

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название произведения

    3 900 Партнер0022

  • Название художника

    Партнер

  • Имя художника

    Название работы

    Партнер

Основные моменты карьеры

Персональная выставка в крупной организации

Пример Название выставки и еще 10

Групповая выставка в крупном учреждении

Музей Образцового Искусства (Пример) и еще 33

Собрано крупным учреждением

Пример и еще 5

Достижения

Market

Последние результаты аукционов в базе данных Artsy Price.

Высокий аукционный рекорд

85,0 млн долларов США, Phillips, 2022

Художественные партии

Продажа работ из вашей коллекции

Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.

Submit Now

Iconic Collections

  • Works on Paper

    From $500

  • Works on Paper

    From $500

  • Works on Paper

    From $500

  • Works on Paper

    От $500

  • Works on Paper

    From $500

  • Works on Paper

    From $500

  • Works on Paper

    From $500

  • Works on Paper

    From $500

  • Works on Paper

    От $500

  • Работы на бумаге

    От $500

Работы на продажу

  • Имя художника Название 90 9093

    0003

  • Название художника

    Партнер

  • Имя художника

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название произведения

    Partner

  • Artist Name

    Artwork Title

    Partner

Articles

  • Some Artist

    Location

  • Some Artist

    Location

  • Some Artist

    Location

  • Некоторый исполнитель

    Местоположение

  • Некоторый исполнитель

    Местоположение

  • Некоторый исполнитель

    Местоположение

  • Некоторые художники

    Местоположение

  • Некоторые художники

    Место

Связанные артисты

  • . Имя

    , национальный, B. 9999

  • Имя исполнителя

    Национальность, р. 9999

  • Имя исполнителя

    Национальность, р. 9999

  • Имя исполнителя

    Национальность, р. 9999

  • Имя исполнителя

    Национальность, р. 9999

  • Имя исполнителя

    Национальность, р. 9999

  • Имя исполнителя

    Национальность, р. 9999

  • Имя исполнителя

    Национальность, р. 9999

Александра Божович (теннис): Список призов и результаты

Александра Божович (родилась 15 февраля 1999 г. ) — теннисистка, выступающая за Австралию на международных соревнованиях. Свой последний матч она играет на Открытом чемпионате Австралии по теннису среди женщин в парном разряде 2023 года. На самом деле она занимает 457-е место в рейтинге WTA в одиночном разряде.

  • Результаты
  • Личность
  • Список призов

Результаты

Александра Божович — Результаты

Нажмите на год, чтобы развернуть/уменьшить

Результаты — Одиночный разряд

  • 2023

    Победа : 0
    Финал : 0
    Итог : 0 побед / 1 поражение0391 Алисия Паркс 7-6 7-6

  • 2022

    Победа: 0
    Финал: 0
    Сводка: 0 Победа / 2 поражения

    Adelaïde Internation 6-4 6-4

    Открытый чемпионат Австралии по теннису среди женщин с 10 по 30 января 2022 г. (сложный)
    Квалификация – первый раунд поражение от Стефани Фёгеле 6-4 6-3
  • 2021

    Победа: 0
    Финал: 0
    Резюме: 0 Победа / 1 поражение

    Открытый австралийский Открытый 6-3 6-4
  • 2020

    Победа : 0
    Финал: 0
    Резюме: 0 Победа / 1 поражение

    903
  • 0 Madison
  • 903
  • 03
  • Hobart с 11 января по 19 января 2020 года (жестко)
    Квалификации- первый раунд, развернутый, развернутый33333333333339039мо. 4
  • 2019

    Победа : 0
    Финал : 0
    Итог : 0 Побед / 2 Поражения

    Сидней с 5 января по 13 января 2019 г. (сложный)
    Квалификация — Первый раунд победил Бернарда Пера 6-2 6-1

    Открытый чемпионат Австралийский Открытый
    6-4 6-0
  • 2017

    Победа : 0
    Финал : 0
    Итог : 0 побед / 1 поражение

    Открытый чемпионат Австралии среди юниоров с 23 по 29 января 2017 г. (сложный)
    Первый раунд поражение от Анри Нагата 5-7 6-2 6-2

2 Результаты — парный разряд

4 2

Победа : 0
Финал : 0
Итог : 0 Побед / 1 Поражение

Открытый чемпионат Австралии по теннису среди женщин, парный разряд с 18 по 30 января 2023 г. (сложный вариант)
Первый раунд1 A. победил Н. Киченок — К. Циммерманн 6-4 6-3
  • 2022

    Победа: 0
    Финал: 0
    Резюме: 0 Победа / 1 поражения

    Открытый австралийский отрезок с 19 января до 30 января 2022 года (жесткая)
    Первый раунд A.IAVIC -O.IA -IIARINDRIAL -IIARIANR -IIANRIAL -IIAIAL -IIARINDRIANR -IIANRIAL. побежден Дж. Паолини — Х. Уотсон 7-6 4-6 6-2
  • 2020

    Победа : 0
    Финал : 0
    Итог : 0 Побед / 1 Поражение

    . 2 4-6 6-3
    Австралийских открытых женщин с 20 января по 2 февраля 2020 года (жестко)
    Первый раунд A. Bozovic — A. Marshall, развернутый.0390.0390.03

    3

    33333

    90ERSHASLES
  • 2016

    Победа : 0
    Финал : 0
    Итог : 1 победа / 1 поражение

    Открытый чемпионат Австралии среди юниоров, женский парный разряд с 24 по 30 января 2016 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *