Лабильные черты – Лабильный тип — Психологос

Лабильный тип — Психологос

Лабильный тип — психотип, характерный рисунок личности. Иногда — акцентуация характера.

Лабильный тип наиболее полно описан под разными наименованиями «эмоционально-лабильный», (Schneider, 1923),»реактивно-лабильный» (П. Б. Ганнушкиным, 1933) или «эмотивно-лабильный» (Leongard, 1964, 1968) и др. В классификации Н.И.Козлова это — Человек настроения.

Короткая характеристика психотипа

Главная черта лабильного типа — крайняя изменчивость настроения, быстрая и мало предсказуемое переключение эмоционального состояния…

Богатая чувственная сфера, высокая чувствительность к знакам внимания. Сильная душевная боль при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Общительность, добродушие, искренняя привязанность, социальная отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.

Лабильный тип и внешняя оценка

Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям — все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние.

О лабильном типе подробнее

Лабильный тип и настроение. Лабильный тип и болезни Лабильный тип и глубокие чувства Лабильный тип и дружба Лабильный тип и окружающие

Портрет лабильного типа по Н.Н.Козлову

Все мы — родом из детства. Человек настроения, тем не менее, отличается от остальных тем, что он в детстве так и остался. Его душа — душа ребенка, она светла, искрення, непосредственна и наивна. Смотри Человек настроения

Направления развития

Если вы наблюдаете у себя черты лабильного типа и хотите скорректировать свои особенности, то посмотрите статьи:

  1. Лабильный тип: как работать над собой
  2. Развитие личности на позитиве

Если вы скорее противоположность данного типа и хотите развить свою способность реагировать легко и непосредственно, посмотрите упражнения Шизоиду или Параноику.

www.psychologos.ru

резкие перемены настроения у человека

Лабильность дословно переводится как «неустойчивость». Когда такой термин применяется к человеку, речь идет о его эмоциональном состоянии, которое быстро меняется. Тип описан многими психологами и психиатрами. Изучив характеристики, можно скорректировать свое поведение или научиться эффективно взаимодействовать с лабильным человеком.

Классификация типов

Впервые классификацию акцентуаций (специфических черт характера) предложил немецкий психиатр Карл Леонгард. Он стал автором понятия акцентуированной личности и описал особенности характера, которые находятся в пределах нормы, но имеют некую схожесть с психическими расстройствами.

Несмотря на то, что классификация составлена с учетом поведения здоровых людей, Леонгард изучал психопатологии и пограничные расстройства. Поэтому наиболее точно 8 типов личности людей без психических болезней описал знаменитый советский психиатр Андрей Личко.

  1. Шизоидный тип — человек активный, но постоянно пребывающий в состоянии тревоги. Его пугает близость с другими, поэтому он нередко избегает любовных отношений, обесценивая их.
  2. Психастенический – аккуратный и рассудительный человек, который постоянно мучает себя избыточной саморефлексией. Внутренний анализ редко дает ощутимые результаты, зато внушает чувство неуверенности и скованность из-за страха допустить ошибку.
  3. Сенситивный – добрый и искренний человек, которого отличает робость и стеснительность. В какой-то момент у таких людей наступает период гиперкомпенсации, когда они стремятся доказать свою смелость, веселость, востребованность.
  4. Астено-невротический – человек, который быстро утомляется и раздражается по любому поводу, нередко страдает от ипохондрии. Представителей этого типа важно отличать от людей с неврастенией.
  5. Циклоидный – настроение у таких людей меняется волнообразно, в среднем, один период длится до 2 недель: субдепрессию сменяет радостный настрой, а потом цикл повторяется снова и снова.
  6. Гипертимный – активный и деятельный человек, который легко берется за новые дела, но очень редко доводит их до конца. Мук совести по этому поводу он не испытывает.
  7. Эпилептоидный – тип, у которого превалируют две эмоции: озлобленность и тоска.
  8. Лабильный – человек настроения, у которого можно в разные временные промежутки обнаружить черты из описания каждой характеристики.

Эмоционально лабильный тип личности сложно выявить при поверхностном знакомстве. Важно увидеть динамику изменения настроения.

Настроение

Характеристика лабильного типа основывается на резкой перемене настроения, для которой не нужны веские основания. При общении с таким человеком можно увидеть за короткий промежуток времени горькие слезы и искренний смех, а затем серьезный настрой.

Окружающие могут решить, что их собеседник неискренний или поверхностный. На самом деле, такое впечатление ошибочно. Представители лабильного типа умеют переживать эмоции очень глубоко.

Перемена настроения у представителей лабильного типа всегда обусловлена внешними факторами.

Когда такой человек расстроен, отрицательные эмоции поглощают его: он не может питаться, спать, работать. Мрачный взгляд на мир распространяется на его прошлое, которое воспринимается как череда неудач, и на будущее, которое кажется лишенным перспектив. Когда настроение нормализуется, прошлое вызовет приятную ностальгию, а в перспективах будут маячить приятные события.

Здоровье

Высказывание о том, что все болезни от нервов, является не абсолютной истиной, а укоренившимся мифом. Но эмоциональное состояние действительно имеет соматическое отражение. Именно поэтому стрессы включают в список провоцирующих факторов многих болезней.

Представители лабильного типа личности часто страдают от инфекций: ангины, пневмонии, цистита. Нередко у них диагностируют ВСД – вегето-сосудистую дистонию. При этом серьезные заболевания встречаются крайне редко.

Взаимосвязь типа характера и физического здоровья условна. Для возникновения болезней есть много факторов, но при прочих равных условиях люди с лабильным типом личности чаще страдают от вегетативного дисбаланса и периодического снижения защитных сил организма.

Любовь

Представители лабильного типа способны на настоящее глубокое чувство. Однако далеко не каждый человек способен выдержать рядом эмоционального партнера. Лабильные люди долго не уверены до конца, что хотят видеть рядом именно этого человека: в зависимости от колебания настроения, они будут воспринимать его то как идеал, то как ненужный балласт.

Актуация – термин с негативным оттенком, поэтому не стоит воодушевляться идеей пройти тест и разобраться, какие черты превалируют: шизоидные или эпилептоидные.

Период флирта может затянуться на долгий срок, лабильные люди не будут спешить с переходом на более близкий уровень. Но если связь станет серьезной, они будут верными и преданными партнерами. Семья для эмоционально нестабильных людей является пристанищем, в котором они могут восстановить внутреннее равновесие. Партнер для них – в первую очередь друг, соратник. Сексуальный контакт интересует их в последнюю очередь, из-за чего может сложиться впечатление, что эти люди лишены чувственности. Это не так, просто все эмоции переживаются ими на другом, более глубоком, уровне.

Люди с лабильными чертами характера крайне тяжело переживают разлуку и расставание. Они могут потратить годы на то, чтобы пережить удар судьбы. Чем больше вербальной поддержки они получат от близких, тем быстрее справятся с потерей.

Дружба

Лабильный тип характера делает человека прекрасным другом. Все дело в том, что в друзья он выбирает себе покровителя, который будет вселять ему уверенность в себе и поднимать настроение. Взамен он подарит свое восхищение и преданность.

Нередко люди лабильного типа находят себе спутника жизни из числа близких друзей. Постороннего может испугать эмоциональность и несдержанность лабильного персонажа, но при дружеском общении можно увидеть его глубокий внутренний мир, способность сопереживать, любить, быть верным и надежным. Тому, кто любит играть в отношениях роль родителя и ощущать себя лидером, совместная жизнь с лабильным человеком покажется весьма комфортной.

Социум

В обществе люди с лабильным типом акцентуации характера легко уживаются со всеми. Благодаря сильно развитой эмпатии – способности хорошо чувствовать настроение окружающих, — такие люди развивают в себе интуицию, которая позволяет точно понять, как к ним относятся другие.

Также лабильно неустойчивые черты вызывают симпатию благодаря хорошей устойчивой самооценке. Они прекрасно осведомлены об имеющихся недостатках, чем обезоруживают окружающих. Более того они испытывают большую благодарность к тем, кто помогает им пережить периоды плохого настроения. Поэтому у окружающих, которые успокаивали рыдающего представителя с лабильными чертами, не останется впечатления, что их использовали в качестве жилетки для слез. Напротив, они будут чувствовать себя сильными и благородными.

Отношения с коллегами лабильных людей складываются хорошо, но многое зависит от того, насколько правильно человек выберет себе профессию. Работать будет легко и приятно, если деятельность не связана с четким алгоритмом действий. Творчество или искусство позволят человеку с лабильными чертами удачно вписаться в коллектив и достигать профессиональных успехов.

Подвиды

В психологии крайне редко встречаются чистые представители типов тех или иных классификаций. Поэтому выделяют подвиды, которые позволяют расширить палитру классификаций.

Лабильно-истероидный тип

Характерной чертой для этого типа является искаженная самооценка. Если чистый лабильный тип способен четко видеть свои недостатки, то истероидные черты делают человека зависимым от мнения окружающих. Это влечет за собой конфликты, ведь в любой ситуации представители этого подтипа пытаются обратить на себя внимание и получить одобрение.

В детском и подростковом возрасте лабильно-истероидный тип легко распознать по неуемной фантазии. В своих рассказах ребенок будет упорно представлять себя в качестве героя и победителя. Лабильные люди тоже часто фантазируют, но в своих мечтах центральную позицию занимают не они сами, а атмосфера счастья, сбывшихся надежд.

Лабильно-аффективный тип

У этого подтипа часто встречаются вспышки возбудимости. При этом человек не проявляет адресной агрессии по отношению к окружающим.

В отличие от чистого лабильного типа, люди с аффективными чертами страдают от частой смены не только настроения, но и интересов. Они несобранные, часто отвлекаются на пустяки, от чего страдают учеба и работа.

Обычно у них искажена самооценка, они с трудом могут понять, как к ним относятся окружающие, из-за чего эффективное взаимодействие с социумом затрудняется.

Лабильно-циклоидный тип

Лабильный и циклоидный тип обладают схожими характеристиками, но представителей последнего отличает цикличность, то есть упорядоченность смены настроений, в то время как лабильные люди характеризуются внезапными и резкими изменениями настроя.

Чем более равномерно происходит смена циклов плохого и хорошего настроения, тем больше оснований полагать, что речь идет не о лабильном типе, а о лабильно-циклоидном.

Другие

Лабильный тип личности – не патология, а особенность характера, к которой человек может адаптироваться. Но есть три типажа, которые могут достичь психопатизации:

  • лабильно-аффективный;
  • лабильно-истероидный;
  • лабильно-сенситивный.

Чем больше в поведении человека наблюдается черт аффективного, истероидного и сенситивного типа, и меньше – лабильного, тем выше риск того, что человек столкнется с патологическим состоянием. И ему потребуется помощь специалиста, в том числе, медикаментозная.

Как работать над собой?

Изменить себя кардинально невозможно, в силах человека скорректировать те черты своей личности, которые мешают ему быть в гармонии с собой и окружающими. Частично такая коррекция происходит под влиянием среды: в обществе, где не принято ярко проявлять эмоции, лабильный человек научится управлять своим состоянием. Большое влияние оказывает фактор воспитания.

Но существует и самовоспитание, которое помогает стать лучше, и сделать свою жизнь более комфортной и счастливой.

Акцентуация может быть скрытой, когда проблемные черты раскрываются только в сложных жизненных ситуациях, а также явной, когда поведение человека часто оценивается как крайняя граница нормы.

Прежде всего, нужно сделать акцент на своих положительных качествах. Работая над ними, человек получает удовольствие, а значит, и мотивацию продолжать заниматься самокоррекцией личности. По мере того, как опыт приумножения своих сильных черт станет внушительным, появится сила для того, чтобы справиться и с недостатками.

Лабильный человек должен сосредоточиться на таких качествах, как общительность, умение дружить, приходить на помощь, любить. Недостатком является неумение владеть своим состоянием, справляться со вспышками апатии, грусти.

Поэтому его главная цель – эмоциональная стабильность. Для ее достижения нужно учиться владеть своим телом – осанкой, мимикой, голосом. Важно соблюдать дисциплину, составлять для себя эффективный план и тщательно ему следовать. Помешать в достижении задачи может неправильное окружение. Лабильному типу полезно дружить со спокойными и позитивными людьми.

Полезные советы

Коррекция психологического типа – долгий процесс, который требует глубокой проработки своей личности, самоанализа. Но можно использовать и простые рекомендации, которые помогут поддерживать настроение на стабильно высоком уровне.

  1. Нужно отказаться от самокритики – она вызывает чувство вины, которое тормозит процесс эффективной работы над своим характером. Сначала нужно принять себя, отнестись к себе с искренней симпатией и уважением, и только потом пытаться усовершенствоваться.
  2. Лабильный тип – это инфантильная особь, которой нужно сознательно вставать на путь взросления. Для этого нужно учиться нести ответственность за свои поступки. Психологи советуют каждое утро составлять план на день, которому нужно следовать, выполнив все его пункты.
  3. Для контроля над собой важно обрести контроль и над своим телом. Полезно заниматься спортом, танцами, закаливанием. Это развивает дисциплину и помогает ощутить свою силу.
  4. Лабильным людям необходимо отслеживать причину изменения своего настроения. Для этого нужно задавать себе вопросы: «почему я это чувствую?», «стоит ли реагировать так бурно?», «какая реакция будет красивой и правильной?».

Характер с лабильными чертами не требует серьезной коррекции, в отличие от других типажей классификации. Представители этого типа веселые, активные и спонтанные люди, которые вызывают симпатию у окружающих. Необходимо только обрести уверенность в себе и воспитать чувство ответственности за себя и свою жизнь.

vsepromozg.ru

Лабильный тип. Психология и психоанализ характера

Лабильный тип

Этот тип наиболее полно описан под разными наименованиями «эмоционально-лабильный», «реактивно-лабильный» или «эмотивно-лабильный». В систематике психопатий у Г. Е. Сухаревой этот тип отсутствует. Однако в описанной ею картине «общего» или «гармоничного» инфантилизма содержатся почти все свойственные лабильному типу признаки. При этом добавляется, что с возрастом детский инфантилизм может сгладиться, но остается реактивная лабильность. Как известно, проблема взаимоотношения инфантилизма и психопатий с давних пор привлекает внимание. Наиболее рациональной нам представляется точка зрения на инфантилизм, в том числе и на общий, гармоничный, как на основу, на которой могут формироваться разные типы психопатий.

В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные «простуды», хронические пневмонии, ревматизм, пиелоциститы, холециститы и др. заболевания, хотя протекают и не в тяжелых формах, но склонны принимать затяжное и рецидивирующее течение. Возможно фактор «соматической инфантилизации» играет важную роль во многих случаях формирования лабильного типа.

Главная черта лабильного типа — крайняя изменчивость настроения. В этом его существенное отличие от сходного по названию типа «неустойчивых», при котором основной дефект падает на волевую сферу. Как известно, изменчивость настроения вообще свойственна подростка. В какой-то мере все они наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому диагностика этого типа в подростковом возрасте представляет трудную, но все же выполнимую задачу. Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно сказанное слово, пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю одетый костюм, услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят чем-либо о себе. При психиатрическом осмотре во время откровенных и волнующих бесед, когда приходится касаться самых разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые навернуться слезы и вскоре радостную улыбку.

Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависит и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и унылым, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни и т.е. же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.

Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление о поверхности и легкомыслии. Но это суждение не соответствует истине. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.

Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить, рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что «все не так страшно», но в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.

Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям — все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.

Реакция эмансипации у лабильных подростков выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных капризами настроения и обычно трактуемых взрослыми как простое упрямство. Однако реакция эмансипации становится более постоянной и направленной, если ее подогревает неблагоприятная семейная ситуация. Тяга к группированию со сверстниками также подчинена изменениям настроения: в хорошие минуты лабильные подростки ищут компании, а плохие — избегают общений. В группе сверстников они не претендуют на роль вожака, а более ищут эмоциональных контактов; охотно довольствуются положением любимца и баловня, которого опекают и защищают более стеничные приятели.

Реакция увлечения лабильных подростков обычно ограничивается типами хобби, обозначенными нами, как информативно-коммуникативный и эгоцентрический. Им чужд и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная дотошность коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости, умений, и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. Тем более они не претендуют на лидерство. Общение с товарищами, художественная самодеятельность, да еще некоторые домашние животные (большей частью собственная собака) относятся к тому роду увлечений, которые дают легкий отток эмоциональной энергии, наполняющей их в момент перепадов настроения. Но ни одно из хобби не длится слишком долго и скоро сменяется другим.

Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями, а влечение остается малодифференцированным, вследствие чего возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма. Но чрезмерных сексуальных эксцессов лабильные подростки всегда стараются избежать.

Самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они — «люди настроения» и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию — сразу, при первом контакте чувствуя кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить.

Степень выраженности эмоциональной лабильности в подростковом возрасте обычно не превышает уровня явной акцентуации. Под наблюдение психиатра случаи лабильной акцентуации подпадают, когда психические травмы или трудная обстановка вызывают острые аффективные реакции (иногда с суицидным поведением), реактивные депрессии, тяжелые невротические состояния. В фокусе внимания обычно оказываются сами эти реакции и вызвавшие их травмы, а личность, особенности характера, обуславливающие легкость подобных срывов, нередко остаются в тени. Именно поэтому эмоционально-лабильный тип Шнейдера-Ганнушкина не получил распространения как рабочий термин в психиатрической практике, несмотря на яркость описаний и частоту, с которой этот тип встречается.

Лабильно-истероидный вариант. В описании лабильного типа можно увидеть черты сходства с другими типами. Богатая эмоциональность, хорошая интуиция, некоторый эгоцентризм, точнее — любовь внимания к себе, излюбленные «хобби» объединяют лабильных подростков с истероидными. Но искренность в отношении к себе и к окружающим, отсутствие нарочитой демонстративности в поведении, способность к теплой привязанности отличает их от истероидов. Лабильным подросткам свойственна также гораздо лучшая самооценка характера. И у лабильных, и у истероидных подростков приходится также встречать склонность к фантазированию. Но фантазии лабильных подростков лишены упоительно-авантюрной жилки, намерения обратить своими выдумками на себя все взоры окружающих, выставить исключительность своей особы. Это — фантазии более романтические, это — скорее идиллические мечты о свершении надежд, о безмятежном счастье и радости всегда и везде и для себя, и для своих близких.

Тем не менее в некоторых случаях истероидные черты бывают выраженными и, главное, под действием психических травм и с трудных ситуациях аффективные реакции и реактивные состояния приобретают отчетливый истерический оттенок. Подобные случаи расценивались нами, как смешанный лабильно-истероидный тип.

Лабильно-аффективный вариант. Как указывалось, степень выраженности лабильного типа в подростковом возрасте обычно ограничивается акцентуацией и лишь изредка достигает психопатии. Лишь иногда психопатизация идет по пути усиления эмоциональной лабильности до аффективной взрывчатости. Обычно такие случаи попадают в сборную группу возбудимых психопатов. Действительно, аффективные вспышки здесь нередко возникают по ничтожному поводу, но они быстро истощаются. В аффекте не бывает склонности к агрессии. Постоянная смена настроения резко сказывается на всем поведении, проявляясь неусидчивостью, несобранностью, отвлекаемостью, быстрой сменой интересов. От всего этого страдает учеба, возникают постоянные конфликты как со старшими, так и со сверстниками. Кроме того, обычно отсутствует способность к правильной самооценке, присущая лабильной акцентуации критичность в отношении своего характера. В поведении также нередко обнаруживаются некоторые черты неустойчивого типа.

Другие варианты лабильного типа. Часть представителей эмоционально-лабильного типа занимает положение, близкое к типу циклоидному. У них наблюдается фазность в колебаниях настроения: чередуются «хорошие» и «плохие» дни. Нами подобные случаи рассматривались, как вариант циклоидного типа — «лабильные циклоиды». Нами отмечено также, что эмоциональная лабильность нередко сочетается с сенситивностью. Возможно, лабильность может служить одним из фонов для последующего формирования сенситивного типа (см. сенситивно-лабильный вариант при описании сенситивного типа).

Лабильно-циклоидный вариант ограничивается рамками акцентуации, лабильно-истероидный и сенситивно-лабильный могут достигать степени психопатии, при этом особенно усиливаются именно истероидные или сенситивные черты. Таким образом, на базе лабильности мы сталкиваемся с тремя типами психопатизации: лабильно-аффективным, лабильно-истероидным и сенситивно-лабильным.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Лабильный тип часто сочетается с гармоничным психофизическим инфантилизмом. Характеристика лабильного типа.

Лабильный тип. В детстве не обнаруживают отличии от сверстников или проявляется склонность к невротическим реак­циям. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабиль­ность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных или даже незаметных для окружающих по­водов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны вдруг погрузить в мрачное расположение духа без каких-либо серьезных неприятностей или неудач. И, наоборот, интересная беседа, мимолетный компли­мент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть то готовые навернуться на глаза слезы, то радост­ную улыбку.

От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответст­венно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется унылым и безнадежным, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то сплошь состоя­щим из неудач и несправедливостей. И повседневное окружение кажется то милым и интересным, то скучным и безобразным.

Маломотивированные смены настроения могут создавать у окружающих впечатление поверхностности и легкомыслия. Однако этих подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязан­ность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. При­вязанности сохраняются, несмотря на легкость и частоту мимо­летных ссор. Утраты близких переносятся очень тяжело. Не менее свойственна и преданная дружба. Предпочитают дружить с теми, кто в минуты грусти и недовольства способен утешить, отвлечь, при нападках — защитить, а в минуты подъема — разделить радость и веселье, удовлетворить потребность в сопереживании. Любят компании, новую обстановку, но в отличие от гипертимов ищут в них не поле деятельности, а лишь новые впечатления. Чуткость ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалы и поощрениям, которые доставляют искреннюю радость, не сочетается ни с заносчивостью, ни с самомнением.

Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они усиливаются, если их подогревает неблагоприятная семейная обстановка — из дому рвутся, если там «все портит настроение».

Тяга к группированию со сверстниками также изменчива: в хоро­шие минуты ищут компании, в плохие избегают общений. В группе сверстников на роль вожака никогда не претендуют, охотно до­вольствуясь положением опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Хобби ограничиваются информативно-коммуникативным типом (см. гл. I), иногда художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными (особенно привлекательна собственная собака, которая служит громоотводом для эмоций при перепадах настроения). И увле­чения, и уход в группу сверстников могут использоваться как способы улучшить настроение.

Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями. Влечение долго остается малодифференцированным и легко возможно отклонение на путь транзиторного под­росткового гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегда избегаются.

Своеобразная избирательная интуиция позволяет таким под­росткам быстро почувствовать, как к ним относятся окружающие, при первом контакте определяя, кто к ним расположен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности и неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попытки его утаить.

Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера.

«Слабым звеном» в характере данного типа является эмоцио­нальное отвержение со стороны значимых в этом отношении лиц, утрата близких или разлука с теми, к кому были привязаны.

Этот тип акцентуации часто сочетается с гармоничным психо­физическим инфантилизмом, а также с вегетативной лабильностью й склонностью к аллергическим заболеваниям.

Особенности динамики лабильной акцентуации отли­чаются тем, что этот тип является почвой для острых аффек­тивных реакций, реактивных депрессий, а также развития нев­розов, особенно неврастении.

С возрастом черты эмоциональной лабильности могут сгла­живаться — явная акцентуация переходит в латентную. Иногда в силу того, что вступают в действие какие-то эндогенные механизмы, колебания настроения все более принимают характер коротких фаз — лабильный тип акцентуации превращается в лабильно-циклоидный. Так же, как при гипертимном типе, повтор­ные черепно-мозговые травмы способны превратить эмоциональ­ную лабильность в аффективную («лабильно-эксплозивный тип»), при этом девиация характера обычно достигает патоло­гического уровня — формируется психопатия. При воспитании с детства в атмосфере потворствующей гиперпротекции эмоцио­нально-лабильные субъекты, столкнувшись в подростковом и молодом возрасте с постоянными трудностями социальной адап­тации, способны все более приобретать истероидные черты («ла­бильные истероиды»). Длительная неблагоприятная обстановка с недоброжелательным вниманием со стороны непосредственного окружения может способствовать наслоению сенситивных черт («лабильно-сенситивный тип»). Еще скорее это может быть достигнуто эмоциональным отвержением и третированием со стороны близких. Если эмоциональное отвержение сочетается с гиперпротекцией, то подросток может искать эмоциональные кон­такты в асоциальных компаниях, и тогда на лабильное ядро наслаиваются черты неустойчивого типа.

Александр М., 16 лет. С детства часто болел ангинами. Два года назад перенес острый суставный ревматизм — несколько месяцев пролежал в больнице. Учится удовлетворительно. Окончив 8 классов, поступил в техникум. К родителям очень привязан. Полгода назад от рака умерла его мать — очень тяжело пере­живал ее смерть, долго плакал. Заставлял себя ходить на занятия, но учиться стало очень тяжело. В это время впервые пришла мысль, что лучше самому умереть («остался жить ради отца»). Поступив в техникум, очень привязался к одно­курснице, которая проявила к нему теплое внимание и заботу, влюбился в нее. Недавно узнал, что отец снова собирается жениться. Был этим ошарашен, умолял отца не делать этого. На другой день услышал от любимой девушки, что у нее давно есть друг, которого она любит и который живет далеко. Почувствовал себя всеми отвергнутым и одиноким. Появилось желание самому «уйти из жизни». Дома, будучи один, собрал все болеутоляющие и снотворные средства, оставшиеся от матери, принял их, лег и уснул. Вернувшийся отец застал его в бессознательном состоянии.

Из реанимационного центра после дезинтоксикации был переведен в под­ростковую психиатрическую клинику.

В клинике депрессии не обнаружил. В первые дни был даже несколько эйфоричен. Тепло встретил отца, был обрадован тем, что тот отказался от повторной женитьбы. Просил у него прощения за суицидную попытку.

Во время беседы сперва был насторожен, но, почувствовав теплое отношение, легко вступил в контакт. Обнаружил выраженную эмоциональную лабильность. В зависимости от темы разговора то едва сдерживал слезы, то радостно улыбался. При воспоминании о матери расплакался. Критически оценил свой поступок. Ругал себя за «несдержанность». Обеспокоен тем, чтобы о его поступке никто бы не узнал в техникуме, особенно любимая девушка. Волнуется как бы не запустить занятия, так как математика дается с трудом.

Физическое развитие по возрасту.

При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован лабильный тип (без указания на психопатию и склонности к делинквентности). Отмечено отрицательное отношение к алкого­лизации. Самооценка — хорошая. По шкале субъективной оценки выступили лабильные и циклоидные черты, достоверно отвергаемых черт не выявлено.

Заключение. Острая интрапунитивная реакция с аффективной суицидной попыткой на фоне явной акцентуации лабильного типа.

Катамнез. Собран через 9 лет. Психически здоров. Окончил техникум. Успешно работает. Повторных суицидных попыток не было. Черты эмоциональной лабиль­ности значительно сгладились (переход явной акцентуации в скрытую).

циклоидность – предыдущая | следующая – астено-невротический тип

Подростковая психиатрия. Содержание.

 

 

vprosvet.ru

Эмоционально-лабильный

С момента произнесения этой фразы неврологом( а это года три уже) она не выходит у меня из головы.

Но только сегодня я решила посмотреть, что это значит, как к этому относиться, наверное потому что эмоциональные скачки Андрея меня очень утомляют. Всё оказалось не так страшно, если не считать того, что грозятся, что таким ребёнком он остнется до смерти..не знаю, радоваться или огорчаться, что он не будет себя вести прилично никогда..

для себя копирну статью, на досуге обдумаю:

Лабильный тип

Лабильный тип — психотип, характерный рисунок личности. Иногда — акцентуация характера.

Лабильный тип наиболее полно описан под разными наименованиями «эмоционально-лабильный», (Schneider, 1923),»реактивно-лабильный» (П. Б. Ганнушкиным, 1933) или «эмотивно-лабильный» (Leongard, 1964, 1968) и др. В классификации Н.И.Козлова это — Человек настроения.

Короткая характеристика психотипа

Главная черта лабильного типа — крайняя изменчивость настроения, быстрая и мало предсказуемое переключение эмоционального состояния…

Богатая чувственная сфера, высокая чувствительность к знакам внимания. Сильная душевная боль при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Общительность, добродушие, искренняя привязанность, социальная отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.

Лабильный тип и внешняя оценка

Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям — все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние.

О лабильном типе подробнее

Лабильный тип и настроение.

Главная черта лабильного типа — крайняя изменчивость настроения…

Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, некстати пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю одетый костюм, услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят чем-либо о себе. При психиатрическом осмотре во время откровенных и волнующих бесед, когда приходится касаться самых разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые навернуться слезы и вскоре радостную улыбку.

Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и унылым, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни и те же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.

Лабильный тип и болезни

В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно-патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные «простуды», хронические пневмонии, ревматизм, пиелоциститы, холециститы и др. заболевания хотя протекают и не в тяжелых формах, но склонны принимать затяжное и рецидивирующее течение. Возможно, фактор «соматической инфантилизации» играет важную роль во многих случаях формирования лабильного типа.

Лабильный тип и глубокие чувства

Маломотивированная смена настроения лабильного типа иногда создает впечатление о поверхностности и легкомыслии. Но это суждение не соответствует истине. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.

Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.

Лабильный тип и дружба

Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что «все не так страшно», но и в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.

Лабильный тип и окружающие

Самооценка лабильного типа отличается искренностью (Ефременкова, Иванов, 1971). Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они — «люди настроения» и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию — сразу, при первом контакте чувствуя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить…

Портрет лабильного типа по Н.Н.Козлову

Все мы — родом из детства. Человек настроения, тем не менее, отличается от остальных тем, что он в детстве так и остался. Его душа — душа ребенка, она светла, искрення, непосредственна и наивна. Смотри Человек настроения

Человек настроения

Человек настроения — один из психотипов в классификации Н.И.Козлова. Аналог Лабильного типа в классификации Личко.

Портрет психотипа

Ах, Иванушка, рассмешил ты меня!

Царевна Несмеяна, сквозь слезы

Все мы — родом из детства. Человек настроения, тем не менее, отличается от остальных тем, что он в детстве так и остался. Его душа — душа ребенка, она светла, искренна, непосредственна и наивна.

В детстве эти дети часто болели инфекционными заболеваниями: постоянные ангины, простуды, хронические пневмонии, мог быть ревматизм, холецистит и другие нестрашные, но неприятные вещи. Они болели не тяжело, но затяжная и повторная форма вела к тому, что с ними всегда был кто-то из любящих их близких. Немножко покапризничать, немного поиграть — нянчиться с таким ребенком было приятно. Ребенок был любим и отвечал тем же.

Он был милым с детства: вот он прибежал к мамке, так душевно уткнулся в нее, спрятав глазки, и прижался, обняв… Пожаловался, даже слезы выступили на глазах! Но что самое приятное, быстро под теплыми мамиными словами утешился. И расцвел улыбкой…

С ним нянчились, ловили малейшее изменение его настроения и самочувствия, и он стал делать так же. И, повзрослев, он стал вечной нянькой сам себе, нежно любимому. Похоже, что ему понравилось купаться в светлом детстве, и уходить во взрослую, самостоятельную и ответственную жизнь — он не стал.

И теперь каждый раз, любую минуту этот славный большой ребенок разрешает себе чувствовать то, что ему хочется: когда — радоваться, когда — капризничать или грустить. Это стиль его жизни, а найти поводы для любого настроения при желании — так легко!

Некстати пошел дождь, перед носом отъехал троллейбус, а потом оторвалась пуговица — настроение испорчено. Рядом встала симпатичная девушка, выглянуло солнышко, на сером асфальте увидел потрясающе оранжевую апельсиновую корку — душа поет, хочется любить всех. Все легко: потому что, когда в следующий раз он захочет погрустить и пожалеть себя родного — он найдет поводы для этого «на раз».

Как искренний ребенок, он все переживает взаправду, от души и во все тело: он легко теряет сон и аппетит, резко меняется его трудоспособность и просто состояние здоровья. Изменилось настроение — меняется мир. Он на подъеме — жизнь прекрасна, он всех любит и всем восхищается. Он не в духе, значит, все хреново, люди гады, а сам он дурак.

Он живет не головой, а сердцем, и сердце его подводит редко. Он интуитив, и, знакомясь с людьми, мгновенно чувствует настоящее отношение к себе.

Хуже бывает то, что на него он также мгновенно и искренне реагируют…

И тем не менее окружающие люди, а особенно его близкие, относятся к нему с искренней симпатией: ведь в душе он добрый и теплый человек, он не завистлив, не заносчив, благодарен, ценит доброе к себе отношение, в общении открыт и сердечен.

На работе он так же приятен и мил, но если там нужно работать, то он существенно бесполезен. Растерянно улыбаясь или огорченно мнясь, он будет виновато рассказывать про очередные обстоятельства, искренне вздыхать и обещать, что это в последний раз, — но вы-то знаете, что проваленное им дело не первое и не последнее.

Такие люди не ставят себе больших задач в жизни и, пока жизнь их бережет, живут легко, ловя солнышко и иногда трепыхаясь, как листок на ветру. Однако настоящие утраты они переносят тяжело, и в трудностях на них опереться нельзя: они не привыкли бороться. Они могут только переживать и плакать.

Похоже, они в любом возрасте верят, что, если долго и горько плакать, кто-то Очень Большой и Добрый обязательно придет и их непременно утешит… Смотри Человек-ребенок

Что делать?

Если вы наблюдаете у себя черты человека настроения и хотите скорретировать свои особенности, то смотри

Лабильный тип: как работать над собой

Если вы наблюдаете у себя черты лабильного типа и хотите скорретировать свои особенности, то предварительно посмотрите статьи:

  1. Развитие личности на позитиве
  2. Развитие эмоциональной сферы человека настроения
  3. Упражнения для Анти-параноика.

После этого ваша программа:

  • Никогда себя не ругайте: если к вашему многообразию чувств прибавится чувство вины, эта компания лучше не станет. Просто примите себя: вы — Солнышко. И Цветок. Смотри Принятие себя
  • Тем не менее, вам пора взрослеть и начинать трудиться. Для начала поучите себя жить не стихийным, а планово-отчетным образом: каждый день утром давайте себе микрозадания и каждый вечер делайте себе отчет: что сделал, что нет. Но не наказывайте себя, а просто изучайте. Смотри Учет времени
  • Среди других заданий вам надо решиться на контрастный душ, а попозже перейти на обливание холодной водой из ведра, желательно с головой. Когда добьетесь этого — погордитесь, что у вас это получилось!

На тему «заболею!!» — не заболеете, если перед этим разогреете себя физическими упражнениями и обливание сделаете с удовольствием. И то, и другое, как вы догадываетесь, вполне в ваших силах. Смотри Закаливание

  • Каждый раз, когда изменилось настроение, фиксируйте — из-за чего. Вечером свои записи просмотрите и решите:

– Стоило ли событие такой вашей реакции?

– Как можно было отреагировать душой по-другому, более спокойно и адекватно?

– Представьте зрительно и душой, что вы это делаете… Вживитесь в это…

  • Сходите в Синтон на «Мир эмоций», займитесь аутотренингом, НЛП или любой другой техникой, помогающей вам самостоятельно управлять своими эмоциями и настроениями.
  • Не боритесь против стихии эмоций, а овладевайте ею, учитесь управлять. Полезные упражнения:

– 3 минуты в день смеяться без всякого повода.

– Жалобно обижаться просто так. «Вот, вообще, плохие такие!!» А потом, в качестве упражнения, обиду просто так прекращать. Даже когда для обиды будут явные поводы. Смотри Управление эмоциями

  • Тренировать Карусель состояний: входить в заданное состояние и переходить в следующее, по кругу и постепенно ускоряя темп. Список и расшифровка состояний: Нирвана (божественное безразличие), Озорник (расшифровывать надо?), Бизнесмен (уверенное знание что мне надо), Коммандос (агрессивная собранность), Доброе Высокомерие (как к милым щенкам), Недовольное Раздражение (ну кто тут еще?), Прощальная Нежность (ми-илые!). Научитесь крутить одно за другим — тогда для конкретной ситуации всегда подберете то, что окажется наиболее подходящим. Смотри Карусель состояний

Направления развития

Если вы наблюдаете у себя черты лабильного типа и хотите скорректировать свои особенности, то посмотрите статьи:

  1. Лабильный тип: как работать над собой
  2. Развитие личности на позитиве
  3. Управление эмоциями
  4. Некоторые виды эмоций практически неуправляемы почти при любой подготовке, некоторые (эмоциональные акции) — управляемы легко, управляемы любым ребенком↑. Некоторые виды эмоций практически неуправляемы почти при любой подготовке, некоторые – управляемы любым ребенком. Гасить уже возникшее и раскрученное эмоциональное состояние — затруднительно, вызвать у себя нужную эмоцию в подходящей ситуации — несложно. Эмоции, развившиеся до состояния аффекта — неуправляемы, радостно и искренне улыбнуться при встрече способны все нормальные люди.

    Многими из своих эмоций мы перестаем управлять, когда теряем проактивность, начинаем ожидать действий окружающих, вместо того чтобы действовать самим, когда выключаем голову, привыкаем реагировать автоматически и шаблонно.

    Когда наши эмоции становятся нашими реакциями, с ними совладать сложнее↑. Но в этом есть и хорошая новость: все эти возможности мы можем себе возвратить. Если мы мастерски владели своими эмоциями в детстве, мы можем сегодня возвратить это мастерство↑. Мы можем действовать активнее, на опережение, мы можем переставать реагировать шаблонно, можем начать думать и вести себя так, как выберем сами.

    О людях с какой подготовкой идет речь?

    Все очень конкретно. Совсем не умеют управлять своими эмоциями только некоторые клиенты психиатров, нормальные люди с сохранной психикой управлять своими эмоциями могут, просто не всеми и не всегда. Если человек в бодром, ресурсном состоянии, то в большинстве случаев управлять эмоциями ему нетрудно. Если человек уставший, больной или в состоянии аффекта, как либо управлять собой в таком состоянии затруднительно. С другой стороны, уже дети легко запускают свой плач родителям, для них это элементарно. Большинство детей уже с трех-четырех лет по просьбе родителей могут легко как заплакать, так и засмеяться, удивиться или обидеться. Играя между собой, дети – и особенно девочки – эмоции выражают ярко, адекватно и убедительно. Весь вопрос в том, что иногда с некоторыми эмоциями оказывается совладать трудно: трудно не рассердиться, когда тебя злят, трудно убрать обиду, когда она уже разгорелась в душе.

    Задача управления эмоциями обычно оказывается непростой именно потому, что ее ставят люди, уже пропустившие момент возникновения эмоции, не предупредившие этого возникновения, не предупредившие действия других людей, создавших им эти эмоции. При этом, если человек переходит в более активную, лидерскую позицию и запускает свои и чужие эмоции сам до того, как на него польются волны чужих эмоций, ему уже не нужно управлять эмоциями своими. Он опередил и управляет ситуацией сам.

    Если вы ходите сутулые и с тоскливым выражением лица, рано или поздно вы себе испортите настроение и будете спрашивать: «А как мне поправить настроение, если нет никакого настроения это делать?» Да, вы себе устроили засаду… Если же завтра с утра встанете бодро, сделаете зарядку, расправите плечики и улыбнетесь домашним, вы обеспечите хорошее настроение и себе, и близким.

    Если вы вполне позитивные приехали к маме, а мама не в духе, то настроение изменится у того, кто был активнее: если разрешите бухтеть маме, скоро будете бухтеть и вы. Если вы маму обняли, рассказали как по ней соскучились и начнете хвалиться своими успехами, каждый раз отмечая, что все это только благодаря маме, то у вас велики шансы на победу: скоро мама начнет улыбаться и радоваться вашим успехам вместе с вами.

    Управление эмоциями – дело воспитания. Именно воспитанный человек отличается от невоспитанного в первую очередь тем, что он умеет управлять своими эмоциями даже там, где это трудно и не хочется. Развитая личность контролирует свои эмоции, умеет управлять своими эмоциями и состояниями, умеет владеть собой.

    Актеры, индейцы, дипломаты и другие люди, прошедшие специальную подготовку, своими эмоциями владеют гораздо лучше, чем обычные люди, такой подготовки не имеющие. Каждый человек может развивать способность управлять своими эмоциями, если поставит себе такую задачу. Главное — желание и тренировка.

    И последнее. В некоторых ситуациях вы можете оказаться беспомощными перед своими эмоциями вовсе не потому, что не можете ими управлять. Физически — можете, а вот социально иногда это сделать нельзя. Существуют социальные ограничения управления эмоциями.

www.minibanda.ru

Эмоциональная лабильность – симптомы, лечение, препараты

Эмоциональная лабильность – это расстройство и в определенном роде даже патология нервной системы, характеризующаяся неустойчивым настроением. Люди, которым присуща эта черта, излишне эмоционально реагируют на любые события и особенно трудности, хотя эти события совершенно не подразумевают такой яркой реакции.

С точки зрения физиологии нервной деятельности эмоция означает побуждение к действию. К слову, сам термин «эмоция» образован от латинского глагола «emovere», что переводится как «возбуждаю».

Объектом возбуждения по отношению к эмоциям является кора головного мозга – она пробуждает психическую реакцию. Любая мотивация, согласно учению академика Петра Анохина, порождается эмоцией. Причем до запуска функциональной системы любая эмоция считается отрицательной, пока не будет достигнут положительный результат. В том же случае, когда цель оказывается недостижимой, эмоция так и остается отрицательной. Если нервная система человека ослаблена какими-либо факторами, возникает эмоциональная лабильность, характеризующаяся мгновенной реакцией на любой раздражитель. И совершенно не имеет значения, положительный он или отрицательный, эмоционально лабильная личность одинаково остро реагирует на все виды стрессоров. Человек может рыдать от счастья, а обида, напротив, вызывает истерический смех. Мгновенную и бурную реакцию могут спровоцировать любые изменения. В этом и проявляется эмоциональная лабильность. Тем не менее медики считают, что это состояние не столь серьезное, если сравнивать с ригидностью, поскольку отсутствие эмоций гораздо опаснее для здоровья.

Симптомы эмоциональной лабильности

Расстройства эмоционально лабильной личности характеризуются бурной реакцией на происходящее, импульсивностью и спонтанностью поступков, отсутствием самоконтроля и учета возможных последствий. Причем вспышки аффекта возникают по любому поводу, даже самому незначимому.

Симптомы эмоциональной лабильности зависят от ее вида, а она может быть импульсивной или пограничной.

С точки зрения физиологии нервной деятельности эмоция означает побуждение к действию. К слову, сам термин «эмоция» образован от латинского

1. При импульсивном расстройстве у человека наблюдается состояние дисфории, которое характеризуется злобно-тоскливым, напряженным аффектом с выраженной раздражительностью, перемежающейся с взрывами гнева и агрессивностью.

Такие люди часто меняют место работы, потому что не уживаются в коллективах, так как постоянно претендуют на звание лидера, не учитывая свои способности.

В семейной жизни эти личности выражают недовольство бытовыми хлопотами, поскольку считают их не заслуживающими внимания, что влечет за собой частые конфликты, вплоть до применения физической силы по отношению к членам семьи. Эмоционально нестабильные люди неуступчивы, злопамятны и мстительны.

Если заболевание не прогрессирует, то примерно к 30-40 годам эмоциональная лабильность сглаживается, про таких мужчин говорят, что они «набрались жизненного опыта, поумнели». У женщин бурные эмоциональные всплески обычно проходят после рождения детей, что обусловлено изменением гормонального фона во время беременности. 

Если же человек с импульсивной эмоциональной лабильностью попадает в неблагоприятные условия, то начинает вести беспорядочную жизнь, часто злоупотребляют алкоголем, что в итоге приводит к совершению асоциальных агрессивных поступков.

2. Расстройство пограничного типа характеризуется повышенной увлеченностью, живостью воображения, особой впечатлительностью, крайней чувствительностью к препятствиям на пути к самореализации, функционированием на максимуме своих возможностей. Даже на тривиальные события реакция таких лиц может приобретать гиперболизированный характер.

Уже в подростковом возрасте эти люди отличаются глубокой внушаемостью и склонностью к фантазированию, не могут наладить стабильные отношения со сверстниками. У них очень быстро меняются сферы увлечения, но на правила и порядки, в том числе установленные родителями, они не обращают внимания. Поэтому даже при неплохих интеллектуальных возможностях дети с эмоциональной лабильностью демонстрируют плохую успеваемость.

Такие люди в большинстве случаев ведут неровную жизнь – в ней наблюдаются периодические перемены, причем довольно часто они, как говорится, впадают из крайности в крайность. Например, всепоглощающее увлечение резко сменяется потерей интереса, а бурные чувства – внезапным расставанием. Тем не менее, эти эмоционально нестабильные лица способны приспосабливаться к новым обстоятельствам и находить выход из сложной ситуации.

Эмоциональная лабильность у детей

Капризные дети – это результат плохого воспитания, такая точка зрения принята в обществе. Но верно это только отчасти, поскольку отмечена взаимосвязь между развитием у ребенка синдрома неврастении и недостатком внимания. Эмоциональная лабильность у детей приводит к их нервному истощению, что еще больше усиливает психическую реакцию. Требуя повышенного внимания, ребенок закатывает «сцены». Причем не только строгое воспитание вызывает протест, что усиливает эмоциональную нестабильность, но и потакание капризам приводит к аналогичному результату.

Причины и лечение эмоциональной лабильности

Расстройство нервной системы может развиться в результате самых разных факторов, в том числе как следствие:

  • Длительного эмоционального напряжения: недостаточного или избыточного внимания окружающих, череды неудач и стрессов, психологических трав, постоянных запретов и т.п.;
  • Соматического расстройства: недостатка некоторых витаминов и минералов, гормонального дисбаланса, возрастных гормональных изменений.

Эмоциональная лабильность может также сопутствовать некоторым заболеваниям:

  • Гипертонической или гипотонической болезни;
  • Опухолям мозга;
  • Атеросклерозу сосудов головного мозга;
  • Облитерирующему церебральному тромбангииту;
  • Органическим поражениям мозга;
  • Астеническим состояниям;
  • Сосудистым заболеваниям мозга;
  • Последствиям черепно-мозговых травм.

В этих случаях расстройство рассматривают как один из симптомов другой серьезной болезни.

Для лечения эмоциональной лабильности, возникшей по причине эмоционального перенапряжения, следует обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Во всех остальных случаях первоочередной задачей является устранение основного заболевания.

Также врач может назначить седативные препараты при эмоциональной лабильности. Если у человека наблюдаются приступы тревоги, могут быть показаны транквилизаторы. Если у больного постоянно снижено настроение, применяют антидепрессанты. Лицам с высоким уровнем возбудимости назначается курс приема нейролептических препаратов от эмоциональной лабильности.

zdorovi.net

Лабильный тип

Этот тип наиболее полно описан под разными наименованиями «эмоционально-лабильный», «ре- активно-лабильный» или «эмотивно-лабильный». В систематике психопатий у Г. Е. Сухаревой этот тип отсутствует. Однако в описанной ею картине «общего» или «гармоничного» инфантилизма содержатся почти все свойственные лабильному типу признаки. При этом добавляется, что с возрастом детский инфантилизм может сгладиться, но остается реактивная лабильность. Как известно, проблема взаимоотношения инфантилизма и психопатий с давних пор привлекает внимание. Наиболее рациональной нам представляется точка зрения на инфантилизм, в том числе и на общий, гармоничный, как на основу, на которой могут формироваться разные типы психопатий.

В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные «простуды», хронические пневмонии, ревматизм, пиелоциститы, холециститы и др. заболевания,

хотя протекают и не в тяжелых формах, но склонны принимать затяжное и рецидивирующее течение. Возможно фактор «соматической инфантилизации» играет важную роль во многих случаях формирования лабильного типа.

Главная черта лабильного типа – крайняя изменчивость настроения. В этом его существенное отличие от сходного по названию типа «неустойчивых», при котором основной дефект падает на волевую сферу. Как известно, изменчивость настроения вообще свойственна подростка. В какой-то мере все они наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому диагностика этого типа в подростковом возрасте представляет трудную, но все же выполнимую задачу. Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно сказанное слово, пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-ли- бо серьезных неприятностей и неудач. В то же время какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю одетый костюм, услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять на-

строение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят чем-либо о себе. При психиатрическом осмотре во время откровенных

иволнующих бесед, когда приходится касаться самых разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые навернуться слезы и вскоре радостную улыбку.

Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависит и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и унылым, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни

ит.е. же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.

Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление о поверхности и легкомыслии. Но это суждение не соответствует истине. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства,

на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.

Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить, рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что «все не так страшно», но в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.

Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям – все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.

Реакция эмансипации у лабильных подростков вы-

ражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных капризами настроения и обычно трактуемых взрослыми как простое упрямство. Однако реакция эмансипации становится более постоянной и направленной, если ее подогревает неблагоприятная семейная ситуация. Тяга к группированию со сверстниками также подчинена изменениям настроения: в хорошие минуты лабильные подростки ищут компании, а плохие – избегают общений. В группе сверстников они не претендуют на роль вожака, а более ищут эмоциональных контактов; охотно довольствуются положением любимца и баловня, которого опекают и защищают более стеничные приятели.

Реакция увлечения лабильных подростков обычно ограничивается типами хобби, обозначенными нами, как информативно-коммуникативный и эгоцентрический. Им чужд и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная дотошность коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости, умений, и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. Тем более они не претендуют на лидерство. Общение с товарищами, художественная самодеятельность, да еще некоторые домашние животные (большей частью собственная собака) относят-

ся к тому роду увлечений, которые дают легкий отток эмоциональной энергии, наполняющей их в момент перепадов настроения. Но ни одно из хобби не длится слишком долго и скоро сменяется другим.

Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями, а влечение остается малодифференцированным, вследствие чего возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма. Но чрезмерных сексуальных эксцессов лабильные подростки всегда стараются избежать.

Самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они – «люди настроения» и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-ли- бо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию – сразу, при первом контакте чувствуя кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить.

Степень выраженности эмоциональной лабильности в подростковом возрасте обычно не превышает уровня явной акцентуации. Под наблюдение психиат-

ра случаи лабильной акцентуации подпадают, когда психические травмы или трудная обстановка вызывают острые аффективные реакции (иногда с суицидным поведением), реактивные депрессии, тяжелые невротические состояния. В фокусе внимания обычно оказываются сами эти реакции и вызвавшие их травмы, а личность, особенности характера, обуславливающие легкость подобных срывов, нередко остаются в тени. Именно поэтому эмоционально-лабильный тип Шнейдера-Ганнушкина не получил распространения как рабочий термин в психиатрической практике, несмотря на яркость описаний и частоту, с которой этот тип встречается.

Лабильно-истероидный вариант. В описании лабильного типа можно увидеть черты сходства с другими типами. Богатая эмоциональность, хорошая интуиция, некоторый эгоцентризм, точнее – любовь внимания к себе, излюбленные «хобби» объединяют лабильных подростков с истероидными. Но искренность в отношении к себе и к окружающим, отсутствие нарочитой демонстративности в поведении, способность к теплой привязанности отличает их от истероидов. Лабильным подросткам свойственна также гораздо лучшая самооценка характера. И у лабильных, и у истероидных подростков приходится также встречать склонность к фантазированию. Но фантазии ла-

бильных подростков лишены упоительно-авантюрной жилки, намерения обратить своими выдумками на себя все взоры окружающих, выставить исключительность своей особы. Это – фантазии более романтические, это – скорее идиллические мечты о свершении надежд, о безмятежном счастье и радости всегда и везде и для себя, и для своих близких.

Тем не менее в некоторых случаях истероидные черты бывают выраженными и, главное, под действием психических травм и с трудных ситуациях аффективные реакции и реактивные состояния приобретают отчетливый истерический оттенок. Подобные случаи расценивались нами, как смешанный лабиль- но-истероидный тип.

Лабильно-аффективный вариант. Как указывалось, степень выраженности лабильного типа в подростковом возрасте обычно ограничивается акцентуацией и лишь изредка достигает психопатии. Лишь иногда психопатизация идет по пути усиления эмоциональной лабильности до аффективной взрывчатости. Обычно такие случаи попадают в сборную группу возбудимых психопатов. Действительно, аффективные вспышки здесь нередко возникают по ничтожному поводу, но они быстро истощаются. В аффекте не бывает склонности к агрессии. Постоянная смена настроения резко сказывается на всем поведении, про-

являясь неусидчивостью, несобранностью, отвлекаемостью, быстрой сменой интересов. От всего этого страдает учеба, возникают постоянные конфликты как со старшими, так и со сверстниками. Кроме того, обычно отсутствует способность к правильной самооценке, присущая лабильной акцентуации критичность в отношении своего характера. В поведении также нередко обнаруживаются некоторые черты неустойчивого типа.

Другие варианты лабильного типа. Часть представителей эмоционально-лабильного типа занимает положение, близкое к типу циклоидному. У них наблюдается фазность в колебаниях настроения: чередуются «хорошие» и «плохие» дни. Нами подобные случаи рассматривались, как вариант циклоидного типа – «лабильные циклоиды». Нами отмечено также, что эмоциональная лабильность нередко сочетается с сенситивностью. Возможно, лабильность может служить одним из фонов для последующего формирования сенситивного типа (см. сенситивно-лабиль- ный вариант при описании сенситивного типа).

Лабильно-циклоидный вариант ограничивается рамками акцентуации, лабильно-истероидный и сен- ситивно-лабильный могут достигать степени психопатии, при этом особенно усиливаются именно истероидные или сенситивные черты. Таким образом, на ба-

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *