Леонгард акцентуация характера: Акцентуации характера по Леонгарду

это что такое и его черты

Под акцентуацией понимают чрезмерно выраженную черту характера. В норме она не проявляется, но в ситуации, располагающей к этому, выражается бурно. Тип акцентуации определяется уязвимыми точками характера, и является важной составляющей личности. Он накладывает отпечаток на судьбу человека, и при неблагоприятном влиянии может разрушить структуру личности полностью. Акцентуация характера в психологии — обширный вопрос, помогающий глубже изучить предпосылки развития патологий и выработать способы их предотвращения.

Роль и степени выраженности

Характер представляет собой комплекс черт, определяющих поведение и отношение личности к себе и другим. Характер развивается на основе типа нервной деятельности, он относительно устойчив, но поддается изменению. Его развитие определяется внешней средой: изначально заложенные черты гиперболизируются и могут принимать опасные формы.

Акцентуация — направленность характера. В норме она малозаметна и не мешает человеку устанавливать нормальные отношения с людьми. Но акцентуация может принимать патологическую форму, подчиняя себе всю личность. Личко выделяет два варианта выраженности акцентуации:

  1. Скрытую — нормальную, не гиперболизированную форму. Черты проявляются после сильного эмоционального потрясения, но их можно контролировать и постепенно снизить проявление.
  2. Явную — крайнюю степень нормы, предшествующую патологии. Ключевая черта характера проявляется всю жизнь, ее невозможно компенсировать.

Характер включает все возможные черты личности, но активно проявиться могут только некоторые их них. Именно они определяют тип акцентуации, задавая способ развития, адаптации и психического здоровья личности.

Становление и развитие направления

Автор термина «акцентуация» — К. Леонгард, немецкий психиатр, изучающий индивидуальные черты личности. Он определил ее, как чрезмерное усиление отдельной черты, способной перейти в патологию. По Леонгарду, акцентуация — отклонение от нормы, но с помощью самоконтроля и благоприятного внешнего влияния ее влияние можно подавить.

Исследуя типы характера своих пациентов, Леонгард создал собственную классификацию патологических черт. На его представление о структуре характера значительно повлияла сфера деятельности.

Классификация Леонгарда стала основой для разработок А. Личко. Он полагал, что сводить личность к одной черте нельзя, она многограннее и изменяется в течение жизни, а значит, могут изменяться и акцентуации.

Современная психология рассматривает акцентуации как расстройства личности, ориентируясь на классификацию, представленную в МКБ. Психоаналитики свободны в форме трактовки, поскольку ни одна из классификаций не признана официальной.

Пограничный вариант между нормой и расстройством

Психика в нормальном состоянии не имеет выраженных черт. Появление акцентуации может перейти в патологию, поскольку процесс развития у них одинаков. Разница между пограничной нормой и отклонением — степень выраженности. Чтобы правильно классифицировать форму акцентуации, следует учитывать основные элементы психики конкретного человека.

Отличие патологии от акцентуации: комплекс характеристик личности, проявляющихся одновременно. К ним относятся:

  1. Специфическая реакция на психогенные воздействия. Расстройство вынуждает больного реагировать на любое внешнее воздействие, не различая источники раздражителя.
  2. Для акцентуации типично эпизодическое проявление. Особенно сильно она активизируется в подростковом возрасте. Отклонение, как правило, проявляется еще в дошкольном возрасте.
  3. Отдельные черты характера не приводят к социальной дезадаптации, а расстройство может стать непреодолимым препятствием.

Различая акцентуации и патологии, большинство психологов ориентируются на степень влияния черты характера на жизнь человека. Чем сильнее разрушительное воздействие, тем ближе находятся черты к патологическому проявлению.

Лечение назначается в ситуации, когда акцентуация подчиняет себе личность, лишая возможности адекватно оценивать свои поступки и вести себя агрессивно.

Развитие

В подростковом возрасте закладываются типичные модели поведения. Импульсивность и неспособность контролировать эмоции, обусловленная гормональным всплеском, приводят к активации ведущей черты характера. Акцентуации активно проявляются почти у всех подростков: отсутствие выделенной черты для подростка является скорее отклонением, чем нормой.

К неблагоприятным условиям, приводящим к патологическому развитию черт, относятся:

  • отсутствие эмоциональной близости с родителями;
  • гиперопека, чрезмерный контроль;
  • жесткое отношение;
  • конфликты со сверстниками;
  • заболевания, чрезмерное внимание к собственному здоровью.

При правильном подходе особенности характера можно использовать для личностного и профессионального развития, добиться успеха в выбранной сфере.

Но чрезмерное проявление, не контролируемое подростком, приводит к конфликтам с семьей и сверстниками. В крайних ситуациях акцентуация становится причиной правонарушений.

Основные типологии

Классификации подлежат только явные акцентуации, поэтому ни одна из предложенных форм классификации не является полной. Наличие скрытых черт, способных стать потенциальными акцентуациями, не позволяет составить единый перечень психопатий.

Чтобы определить, к какому типу относится человек в соответствии с признанными классификациями, чаще всего используют опросник Шмишека.

Он включает 88 вопросов, ориентированных на выявление преобладающих сторон личности. С его помощью выявляют степень выраженности черт, силу проявления. Для диагностики подростков чаще используют классификацию Личко, для работы со взрослыми пациентами — базовую классификацию Леонгарда.

Типология Леонгарда

Классификация Леонгарда включает следующие типы акцентированных черт характера:

  1. Застревающий — отличается длительным переживанием эмоций, фиксации на обиде. Застревающий человек любит вынашивать планы мести, окружающие считают его злопамятным и избегают.
  2. Педантичный — стремиться к упорядочиванию всех сфер жизни. Боится перемен, нуждается в тщательном продумывании своих действий. Необходимость принимать решения вызывает панику.
  3. Демонстративный — отличается потребностью быть в центре внимания. Для этого используются все доступные средства: от одежды до асоциальных поступков. Человек постоянно приукрашивает действительность, вознося и прославляя себя.
  4. Возбудимый — подчиняется внутренним импульсам. Руководствуется не рациональным подходом, а сиюминутными желаниями.
  5. Тревожный — отличается повышенным беспокойством. Переживает сильный стресс, боится за свою безопасность. Робкий, покорный, психологически зависимый, избегает высказывать свое мнение.
  6. Эмотивный — испытывает сильные эмоции даже по незначительному поводу. Обладает повышенным уровнем эмпатии, добр и внимателен к окружающим.
  7.  Экзальтированный — бурно реагирует на все события, получая сильные впечатления от любого, даже незначительного, явления.
  8. Циклотимический — зависит от настроения. В приподнятом стремиться к активной деятельности, в подавленном — замирает, не способен сосредоточиться на работе.
  9. Дистимический — ориентирован на негативную сторону жизни, серьезен и постоянен в увлечениях, поведении, общении.
  10. Гипертимический — словоохотливый, доброжелательный, всегда находит позитивные моменты в жизни.
  11. Интровертированный — направлен внутрь себя, не зависит от окружающих. Сосредоточен на собственных мыслях, комфортно чувствует себя в одиночестве.
  12. Экстравертированный — ориентирован на окружающих, не может долго находится наедине с собой. Нуждается в новых впечатлениях, частом общении с разными людьми.

По Леонгарду, в характере одного человека может быть несколько активных акцентуаций одновременно, например, интровертированность часто сочетается с тревожностью, а экстравертированность с гипертимией.

Классификация Личко

Личко использовал 10 типов акцентуаций для описания характера подростков, находящихся в активной фазе становления личности:

  1. Лабильный — эмпатичный, зависимый от поддержки близких, доброжелательный.
  2. Гипертимный — самоуверенный, веселый, становится неформальным лидером компании.
  3. Циклоидный — психологически неустойчив, зависит от перепадов настроения, которые случаются раз в 1–2 месяца.
  4. Психастенический — интеллектуал, сосредоточен на рефлексии, склонен к тирании, подвержен навязчивым идеям.
  5. Астено-невротический — сосредоточен на своем здоровье, быстро утомляется.
  6. Шизоидный — сосредоточен на себе, равнодушен, замкнут.
  7. Сензитивный — спокойный, высокоморальный, тяжело переживает перемены.
  8. Неустойчивый — склонен к лени, избегает деятельности, связанной с трудом, подвержен зависимостям.
  9. Эпилептоидный — прирожденный лидер.
  10. Конформный — стремится подчинятся авторитету, боится отличаться от других.

Классификацию Личко можно применять и ко взрослым пациентам, но в подростковом возрасте акцентуации проявляются наиболее ярко и постановка диагноза значительно упрощается.

В каких случаях становится расстройством?

Расстройство личности является тяжелым нарушением поведенческих функций, полностью лишая больного возможности адаптироваться в обществе. Акцентуации, проявляясь только в определенных ситуациях, не влияют на жизнь так разрушительно.

Предвестники развития патологии:

  • неспособность выстраивать продолжительные отношения с другими людьми;
  • частые приступы беспричинного страха;
  • время проявления акцентуации увеличивается.

Развитие патологии можно остановить. Но для этого требуется своевременная диагностика и помощь врача.

Индивидуальные причины развития

Формирование акцентуаций связывают с врожденным темпераментом: возбудимым или спокойным. В подростковом возрасте, под влиянием окружения, черты характера усиливаются и закрепляются, как постоянная линия поведения. На становление характера могут повлиять:

  • несформированное понятие норм поведения;
  • неадекватная самооценка;
  • профессиональная деформация;
  • наследственная предрасположенность;
  • отсутствие возможности удовлетворить базовые потребности.

Развитие личности — динамический процесс, на который влияют как внутренние, так и внешние факторы. Сочетание внешнего давления с внутренней предрасположенностью значительно повышает шансы на наследственную активацию ведущих черт.

Полезное видео

В видео подробно раскрыто понятие акцентуации характера.

Акцентуации характера по Леонгарду — о пользе данной классификации

Содержание

  • 1 Учение Леонгарда в отечественной психологии
  • 2 Перспективы учения об акцентуациях
  • 3 Предостережения по использованию методики

До начала массовой популяризации психологических знаний имя Карла Леонгарда было известно только психиатрам. Он является автором одной из наиболее полных вариантов классификации шизофрении, основанной на предположении, что каждому варианту заболевания отвечает некая специфическая наследственная патология. В своих работах Леонгард выделил 22 формы шизофрении. Последующие генетические исследования подтвердили, что каждой из описанных им форм соответствует особая конфигурация генов.

Однако широкую известность Карлу Леонгарду принесли его работы по описанию акцентуированных характеров.

Выделение акцентуаций характера по Леонгарду в отдельный раздел как варианта нормы позволило:

  • Значительно уменьшить перечень психопатий.
  • Уменьшить частоту гипердиагностики, когда больному с выраженной акцентуацией ставили диагноз психопатии или невроза.
  • Правильная диагностика позволила уменьшить назначение транквилизаторов и нейролептиков.
  • Повысилось качество и успешность реабилитации больных с чрезмерно выраженными акцентуациями.
  • На основании учения об акцентуированных характерах разработаны методики социальной адаптации больных.

Учение Леонгарда в отечественной психологии

В России широко распространена модификация методики Леонгарда. Акцентуации характера в обработке А.Е. Личко пересмотрены и поделены на акцентуации темперамента и непосредственно характера. Его методика адаптирована для работы с подростками, поэтому широко распространена среди детских и школьных психологов. Охват тестированием по методике Личко наиболее широк.

Перспективы учения об акцентуациях

Акцентуации характера по Леонгарду предполагают возможность формирования как социально успешной личности, так и негативное развитие характерологических особенностей. Поэтому принимая во внимание акцентуацию, можно добиться более эффективной работы, социальной реализации, избежать многих психосоматических заболеваний.

В связи с этим учение об акцентуациях может быть полезно:

  • менеджерам по персоналу,
  • педагогам,
  • психологам,
  • руководителям предприятий различной направленности,
  • всем родителям,
  • медицинским работникам.

Благодаря пониманию особенностей акцентуации становится возможным выбрать самую подходящую профессию или сферу деятельности. Например, демонстративной личности отлично подойдёт работа в театре, профессия, требующая общения с большим количеством людей, возможно даже педагогическая деятельность и не подойдёт монотонная офисная или исследовательская работа. В то же время, с последними отлично справится застревающая личность.

Предостережения по использованию методики

В связи с лёгкой доступностью тестовых материалов и монографий Карла Леонгарда возникает другая опасность. Люди, склонные к самодиагностике могут ошибочно приписывать себе какую-либо акцентуацию характера из-за нескольких сходных проявлений или по результатам тестирования. Важно помнить, что утверждать наличие акцентуации можно только после тщательного исследования анамнеза и изучения личности.

Ошибочное приписывание несуществующей акцентуации может сильно навредить. Неправильно диагностированный человек будет подстраивать своё поведение под мнимую акцентуацию, выбирать соответствующую работу и хобби. Длительное следование несвойственному шаблону поведения нанесёт глубинный вред психике, приведёт к тяжелым психосоматическим и неврозоподобным заболеваниям.

Помните, что каждому человеку свойственны черты нескольких акцентуаций, проявляющиеся в разных ситуациях. Более половины популяции не имеют выраженной акцентуации. Следуйте своим желаниям и оставайтесь целостной личностью.

Застрявший тип личности по акцентуации теории Леонгарда – Здоровое питание рядом со мной

Рад приветствовать вас, дорогие читатели блога! Недавно я узнал о таком понятии, как застрявший тип личности. В этом вопросе мне помогла разобраться Алина Журавина. Она профессиональный психолог и гештальт-терапевт. Не буду долго говорить, давайте вместе изучать, что это такое.

Описание

Из самого названия нетрудно догадаться о главной особенности таких людей, то есть способности долго останавливаться на каком-то событии или ощущении. Его еще называют аффективно-застойным, а все потому, что зашкаливающие по своей интенсивности переживания обычно недолговечны, но не в этом случае. Мысли постоянно прокручиваются в голове, что дает новую волну чувств.

Чтобы было понятнее, приведу пример: если человека с другим типом характера разозлить и не дать возможности проявить эту злость, то какой бы сильной она ни была, на следующий день она обязательно перерастет в раздражение или обида, сожаление, возможно, печаль. Но застрявший человек, как только вспомнит эту ситуацию, снова почувствует ту же агрессию, как будто все только что произошло.

Поэтому, даже если вы случайно обидите такого человека, будьте уверены, что он обязательно отомстит, но особого облегчения не почувствует. Она не сможет отпустить и простить, поэтому до конца своих дней будет помнить этот случай. Этот тип акцентуации очень не любит несправедливости, только по отношению к себе, поэтому, если кто-то ущемляет его самолюбие или самолюбие, беды не избежать.

Его еще называют мстительным и обидчивым.

Потому что очень уязвим, несмотря на всю силу представленных аффектов. И если объективно рассмотреть какую-то ситуацию, любой другой человек не увидит причин таких реакций, но для аффективного человека они будут значимы. Он ненасытен в плане поощрения, похвалы, не испытывает чувства насыщения в этих темах.

Больше, чем другие виды, склонны к паранойе. Так как постоянный контроль поведения других людей по отношению к себе приводит к подозрительности, которая просто со временем грозит перерасти в психоз.

Застрявший тип также склонен к ревности, особенно в парах, где другой партнер предается флирту и флирту. В этом случае доверия к нему не будет, и все попытки доказать свою лояльность будут бесполезны.

Такие люди любят ясность, поэтому делят все на «белое» и «черное», «хорошее» и «плохое»… Из-за этого раздвоения им трудно приспособиться к любым изменениям. Правда, по их мнению, она может быть только с одной стороны, хотя на самом деле, если посмотреть на ситуацию, она может быть у каждого участника конфликта. Важно уметь слышать другого и находить компромисс, а не упорно доказывать свое.

Что делать?

Помогает глубокая работа над собой, осознание своих трудностей и коррекция типов реакций на любые раздражители. То есть важно научиться проверять свои фантазии и переживания реальностью, спрашивая у так называемого обидчика, с какой целью он совершил какой-то поступок, и действительно ли он планировал причинить вред, причинить ущерб.

По мнению Леонгарда, аффективно застрявший тип акцентуации характера способен добиться огромных успехов и реализовать свои цели хотя бы потому, что, поверив в свою идею, готов идти напролом, особенно если ему придется доказывать верность своей позиция. Поэтому в зависимости от преобладания либо честолюбия, либо подозрительности зависит, как будет устроена его жизнь. Ведь нередки случаи, когда на почве ревности и обиды такие люди совершали преступления, уничтожая своих «врагов».

На сегодня все, дорогие читатели! Подписывайтесь на блог, чтобы быть в курсе новой интересной информации. Береги себя!

О патопсихологических особенностях личности женщин, больных сифилисом | Дерматология и психосоматика / Дерматология и психосоматика

Skip Nav Destination

Письма| 05 апреля 2002 г.

Шембелева Х.

Дерматология и психосоматика / Dermatologie und Psychosomatik (2002) 3 (1): 38–40.

https://doi.org/10.1159/000051363

История статьи

Опубликовано в Интернете:

05 апреля 2002 г.

Инструменты работы с содержимым

  • Взгляды
    • Содержание артикула
    • Рисунки и таблицы
    • Видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
    • Экспертная оценка
  • Делиться
    • Facebook
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • MailTo
  • Инструменты
    • Получить разрешения

    • Иконка Цитировать Цитировать

  • Поиск по сайту

Цитата

Шембелева Х.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *