Левин курт: Левин Курт — Психологическая газета

Содержание

Левин Курт — Психологическая газета

В 1909 г. поступил во Фрайбургский университет, где изучал медицину, затем перевелся в Мюнхенский университет, в котором стал учиться биологии. С 1910 г. продолжил обучение в Берлинском университете Фридриха-Вильгельма, чтобы получить степень доктора философии и психологии.

В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию. На фронте занимался научной деятельностью: наблюдал за своими однополчанами, расспрашивал их, анализировал факты. Наблюдения за психологией фронтовиков привели его к мысли, что солдатами на фронте окружающая обстановка воспринимается иначе, чем мирными людьми, при этом восприятие действительности изменилось не у одного или нескольких людей, а у довольно большой группы. Курт Левин эту идею сформулировал так: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности». Через 4 года демобилизован после ранения.

После Первой мировой войны продолжил научные исследования в Берлинском университете.

Главным открытием этого периода стала возможность эксперимента в психологии (ранее считалось, что психология и эксперимент несовместимы). Курт Левин разработал метод, который заключался в том, что испытуемого оставляли под каким-любо предлогом одного в комнате, в которой были помещены определенные предметы, и наблюдали за его действиями через одностороннее зеркало. Проанализировав поведение в этой ситуации большого количества людей, Левин пришел к выводу, что, не имея определенной цели, человек поддается влиянию внешних раздражителей. А самый важный вывод состоял в том, что выбитым из обычной колеи человеком легко управлять.

В 1921 г. Левин стал преподавать психологию и философию в Берлинском университете, в 1926 г. стал профессором.

В 1930 г. стал приглашенным профессором Стэндфордского университета.

В 1933 г. после прихода к власти нацистов эмигрировал в США.

В 1940 г. получил американское гражданство. Занимался научной и преподавательской деятельностью в университетах Америки.

В 1944 г. основал и возглавил Центр изучения групповой динамики при Массачусетском технологическом институте.

Участвовал в создании научного журнала «Человеческие отношения» (Human Relations).

Идеи Курта Левина оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготского и исследователей «круга Выготского». Одним из первых исследовал групповую динамику и организационное развитие. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов: уровень притязаний, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.

Автор теории поля, разработанной в русле гештальт-психологии. Понятие «поля» в данной теории обозначается как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые». 

Занимался проблемой мотивации. Считал, что поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое поведение вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов, то есть тенденции, обуславливающие поведение человека, исходят не от самого субъекта, а от окружающей среды, предметы которой вызывают у человека желание их потреблять. Выстроил систему мотивов в динамическое поле, которое представляет собой поле поведения, а не поле сознания.

Из собственного юношеского опыта сделал вывод, что судьба человека и его мировосприятие тесно связаны с группой, к которой он принадлежит, независимо от того, какие таланты и достоинства есть у него самого. Впоследствии этот вывод К. Левин сформулировал и развил в своих научных работах.

Создал теорию личногсти: согласно Левину, личность — это совокупность не всегда связанных друг с другом многочисленных областей, каждая из которых отвечает четкой цели.

Занимался технологиями разрешения конфликтов.

Левину принадлежит идея проведения групповых тренингов для изменения тех или иных особенностей поведения отдельного человека. Предложил модель групповых изменений: изменение любой группы людей проходит через три стадии: «размораживание» (разрушение у членов группы имеющейся системы ценностей и ориентиров), «изменение» (внедрение новой системы ценностей и ориентиров) и «новая заморозка» (фиксация нового состояния).Эта теория была подтверждена на практике — при проведении тренингов.

Занимался проблемой лидерства. Основным результатом исследований, которыми он руководил с 1939 г., стало выделение трёх стилей лидерства: авторитарного, демократического и попустительского.

В 1946 г. начал работу над экспериментом, заложившим основы групповой психотерапии. В начале 1947 г. эти экспериментальные исследования привели к созданию при поддержке правительства Национальной учебной лаборатории в г. Бетеле, штат Мэн, — тренинговой лабораториии, где планировалось переобучать лидеров государства. 

Непосредственными учениками Курта Левина были Б.В. Зейгарник, Т.В. Дембо, Г.В. Биренбаум, Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Р. Бейкер и др.

Публикации на русском языке:

  • Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер. Е. Сурпина. — СПб: Речь, 2000.
  • Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. И.Ю. Авидон. — СПб: Речь, 2000.
  • Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой. — М.: Смысл, 2001.

Курт Левин | PSYERA

Курт Цадек Левин родился в Германии 9 сентября 1890 г. Его семья принадлежала к еврейской диаспоре, родители Курта исповедовали иудаизм. С 1926 г. и до прихода к власти нацистов он занимал должность профессора в Берлинском университете, в котором прежде проходил обучение и защитил докторскую диссертацию по психологии (1914). В 1933 г., когда партия Гитлера оказалась у власти и начались массовые репрессии евреев, Левин был вынужден покинуть родину и эмигрировать в Соединенные Штаты Америки, где он проработал два года в университете Стэнфорда. В последующие девять лет Левин преподает в университете Иова и занимается главным образом проблемами социальной психологии. С 1944 г. до своей смерти 12 февраля 1947 г. ученый руководил центром но изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом университете.

Основные положения теории поля Курта Левина

Свою теорию личности Левин называл «теория психологического поля». Основные положения этой концепции изложены им в работах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936).

Курт Левин исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека.

В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению собственной потребности. Левин различал два рода потребностей — биологические и социальные (квазипотребности). Одно из наиболее известных уравнений Левина, которыми он описывал поведение человека в психологическом поле под влиянием различных потребностей, показывает, что поведение является одновременно функцией личности и психологического поля. Однако человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности.

Курт Левин разработал серию экспериментов, в которых детей просили выполнить определенное задание, например, помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то значимый для него приз, поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание взрослого. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю посуду.

Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что кто-то из сверстников их опередил. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал ребятам выполнить другое задание, которое они перед этим не выполняли, подразумевая, что оно тоже значимо для них. Большинство детей мгновенно переключались на новое задание, происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому тревожность и агрессивность таких детей увеличивалась, а не уменьшалась со временем.

В многочисленных экспериментах Курта Левина и его учеников было доказано, что нереализованные потребности запоминаются лучше, чем реализованные, что состояние напряжения может вызвать агрессию или тревогу

; исследовалась также связь между интеллектуальным уровнем человека и его способностью к замещению одного действия другим. При этом было показано, что умственно отсталые люди совершенно не способны к замещению.

Курт Левин разработал теорию конфликтов. Он выявил и описал три типа конфликтов: «стремление — стремление», «избегание — избегание», «стремление избегание». В его экспериментах на вызванную агрессию было доказано, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии — против себя, других, ситуации.

Работы Левина раскрывали и значение системы воспитательных приемов для формирования личности ребенка, развития у него способности к разрешению этих конфликтов. Рассматривая системы применяемых взрослыми наказаний и поощрений, Левин писал, что

при наказании за невыполнение неприятного для ребенка задания дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание, однако намного легче для него постараться выйти из поля, пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии. Поэтому система наказаний, с точки зрения Курта Левина, не способствует развитию волевого поведения, а только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т.е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции, что помогает детям выполнить неприятное задание. Однако наиболее оптимальна система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля и показать им значение трудного в данный момент задания, превратив тем самым отрицательную валентность в положительную.

Эксперименты Левина показали необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя. Открытые им понятия уровня притязаний и аффекта неадекватности, который проявляется при попытках доказать человеку неадекватность, неправильность его представлений о себе, сыграли огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения и его коррекции. При этом Левин подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеют и завышенный и заниженный уровень притязаний, так как в обоих случаях нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой.

Изучение групповой динамики и работы Левина по снижению межгрупповых конфликтов и повышению потенциала каждого члена группы проложили дорогу в практику и таким приложениям социальной психологии, как Т-группы, тренинг сепзитивности, институт лидерства.

Курту Левину также принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения — демократического, авторитарного, попустительского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах. Эти исследования Левина стали основой нового направления в социальной психологии — процессы групповой динамики.

Курт Левин — биография и семья

Основатель социальной психологии

Он известен как один из пионеров современной социальной, организационной и прикладной психологии. Левина часто признают ‘основателем социальной психологии’ и одним из первых исследователей групповой динамики и организационного развития.

Курт Цадек Левин (Kurt Zadek Lewin) родился 9-го сентября 1890-го, в еврейской семье, в Могильно, Польша (Mogilno, Poland), на то время провинция Позен, Пруссия (Posen, Prussia). Он был одним из четырех детей, появившихся на свет в семье среднего класса. Его отец владел небольшим универсамом и фермой. Семья перебралась в Берлин (Berlin) в 1905-м.

В 1909-м Курт поступил в Университет Фрайбурга (University of Freiburg), чтобы изучать медицину, но был переведен в Мюнхенский Университет (University of Munich) для изучения биологии. В это время он начал участвовать в деятельности социалистического движения и отстаивать права женщин. Левин служил в немецкой армии, когда началась Первая мировая война. Он был демобилизован после ранения, и вернулся в Берлинский Университет (University of Berlin), чтобы при руководстве Карла Штумпфа (Carl Stumpf) завершить работу над своей докторской диссертацией.

Первоначально Левин был связан со школой поведенческой психологии, прежде чем изменил направление в научных исследованиях и провел работу с психологами школы гештальтпсихологии, включая Макса Вертгеймера (Max Wertheimer) и Вольфганга Кёлера (Wolfgang Kohler). Он также читал лекции и проводил семинары по философии и психологии в Институте Психологии Берлинского Университета.

Довольно часто психолог связывал себя с ранней Франкфуртской школой (Frankfurt School), представляющей собой влиятельную группу, по большей части, еврейских марксистов из Института социальных исследований (Institute for Social Research) в Германии. Но с приходом к власти Гитлера в 1933-м члены института были вынуждены сначала перебраться в Англию, а затем в Америку. В этом же году Левин встретился с Эриком Тристом (Eric Trist), который остался под впечатлением от теорий Левина, используя их в своих исследованиях на солдатах в ходе Второй мировой.

Курт эмигрировал в США в августе 1933-го и получил гражданство в 1940-м. Ранее он полгода провел в Стэнфорде (Stanford) как приглашенный профессор, однако после эмиграции оказался в Корнеллском Университете (Cornell University) и впоследствии стал директором Центра групповой динамики в Массачусетском Технологическом Институте (MIT). В 1946-м директор комиссии по расовому равноправию (Connecticut State Inter Racial Commission) позвонил Левину, прося его помочь найти эффективный способ борьбы с религиозными и расовыми предрассудками. И Курт начал работать над экспериментом, который заложил основы того, что ныне известно как ‘групповая психотерапия’. В 1947-м это привело к созданию Национальной учебной лаборатории в штате Мэн (National Training Laboratories, Bethel, Maine). Влиятельный американский психолог Карл Роджерс (Carl Rogers) посчитал, что групповая психотерапия, ‘пожалуй, самое значительно

е изобретение нашего века’.

После Второй мировой Левин принимал участие в психологической реабилитации бывших заключенных концлагерей вместе с д-ром Джейкобом Файном (Jacob Fine) из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School). Откликнувшись на предложение Эрика Твиста (Eric Trist) из Тавистокского института человеческих отношений (Tavistock Institute), Курт принял участие в создании научного журнала ‘Человеческие отношения’ (‘Human Relations’). Также он некоторое время преподавал в Университете Дьюка (Duke University).

Левин ввел понятие ‘родовое тождество’ (genidentity), которое приобрело определенное значение в различных пространственно-временных теориях и смежных областях. Он предположил, что ни характер человека (врожденные качества), ни воспитание (приобретенный опыт) не могут объяснить поведения индивидуальной личности, но значение имеют обе этих природы, то есть поведение – это результат взаимодействия личности и ситуации. Эта идея была представлена уравнением B = f (P, E).

В своих работах психолог писал, что человек живет и развивается в ‘психологическом поле’, состоящем из окружающих его предметов. Причем у каждого предмета есть своя валентность, некий энергетический заряд, который создает в человеке специфическое напряжение. Чтобы избавиться от него, необходима разрядка. Само же поведение делится на ‘волевое’, вызванное внутренними потребностями, и ‘полевое’, складывающееся под влиянием внешних факторов. В теории поля Левин попытался применить топологию для создания годологии – геометрии психологического описания поведения человека.

Курт часто характеризует организационные методы управления с точки зрения выбранного стиля руководства, влияющего на климат в коллективе: (1) авторитарный, (2) демократический и (3) полное невмешательство. В авторитарной среде лидер не обязательно настроен враждебно, часто отвечая личной похвалой или критикой за проделанную работу в рамках его установок. Дипломатический климат представляет собой стратегию, при которой задачи выводятся на основе коллективных процессов с помощью решения лидера. Невмешательство подразумевает определение установок без участия лидера. Лидер не принимает решений, если его об этом не просят, не участвует в разделении труда и очень редко одаривает похвалой.

Учениками Левина были Леон Фестингер (Leon Festinger), известный по своей теории когнитивного диссонанса; Роджер Баркер (Roger Barker), исследователь психологии окружающей среды; Мортон Дойч (Morton Deutsch), основатель современной теории разрешения конфликтов; и Блюма Зейгарник (Bluma Zeigarnik).

Курт Левин умер 12-го февраля 1947-го, в Ньютонвилле, штат Массачусетс (Newtonville, Massachusetts), от сердечного приступа. Он был похоронен в своем родном городе.


Курт Левин — нет ничего практичнее хорошей теории — VIKENT.RU на vc.ru

9 сентября 1890 года день рождения Курта Левина. Нобелевский лауреат по физике Эрнест Резерфордвысокомерно заметил: «Науки делятся на две группы — на физику и филателию». Как ни обиден для психологов этот упрек, многие из них, если не большинство, его вполне заслуживают. Коллекционирование ярких картинок (в лучшем случае тематическое) давно превратилось в психологии в повальное увлечение, подменив собой попытки теоретического осмысления объективной реальности. Одним из немногих исключений на этом фоне (подлинной фигурой, как сказали бы иные его коллеги) выступает Курт Левин, крупнейший в истории психологии экспериментатор и теоретик. Отчасти, возможно, потому, что свойственные психологии «филателистические» изыскания он успешно пытался подкрепить строгой физической логикой.

24 просмотров

https://psylogik. ru/uploads/posts/2020-06/1591522979_kurt-levin. jpg

Традиционные для психологии темы жизненного пути и жизненного пространства человека в XXI веке с его масштабными и стремительными изменениями обретают особую актуальность. Именно Курт Левин в свое время предложил понятие жизненного пространства, формирующегося во взаимодействии человека с окружающим миром, как пространства возможностей человека, что отвечает реальности нашегосегодняшнего существования.

Идеи Курта Левина оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготскогои исследователей «круга Выготского». Одним из первых исследовал групповую динамику и организационное развитие. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов: уровень притязаний, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.

Взаимозависимость судьбы может быть довольно слабой формой взаимозависимости во многих группах, утверждал Левин. Более значимым фактором является наличие взаимозависимости в целях членов группы. Другими словами, если задача группы такова, что члены группы зависят друг от друга в достижении результатов, тогда создается мощная динамика.

Эти последствия могут быть положительными или отрицательными. В первом случае успех одного человека либо непосредственно способствует успеху других, либо, в самом сильном случае, на самом деле необходим для того, чтобы другие тоже добились успеха… При негативной взаимозависимости, более известной как конкуренция, успех одного человека — это неудача другого. (Браун (1989: 30)

Курта Левина также обычно считают человеком, который ввел термин «исследование действий».

Исследования, необходимые для социальной практики, лучше всего можно охарактеризовать как исследования для социального управления или социальной инженерии. Это своего рода исследование действий, сравнительное исследование условий и последствий различных форм социального действия, а также исследование, ведущее к социальному действию. Исследований, которые не производят ничего, кроме книг, будет недостаточно (Lewin 1946, воспроизведено в Lewin 1948: 202-3)

https://psylogik. ru/uploads/posts/2020-06/1591967919_grupovaja-psihologija. jpg

Некоторые факты биографии

В начале Первой мировой войны Курт Левинбыл призван в германскую армию. На фронте занимался научной деятельностью: наблюдал за своими однополчанами, расспрашивал их, анализировал факты. Наблюдения за психологией фронтовиков привели его к мысли, что солдатами на фронте окружающая обстановка воспринимается иначе, чем мирными людьми. При этом восприятие действительности изменилось не у одного или нескольких людей, а у довольно большой группы. Курт Левин эту идею сформулировал так: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности». Через 4 года демобилизован после ранения.

После Первой мировой войны продолжил научные исследования в Берлинском университете. Главным открытием этого периода стала возможность эксперимента в психологии (ранее считалось, что психология и эксперимент несовместимы) . Курт Левин разработал метод, который заключался в том, что испытуемого оставляли под каким-любо предлогом одного в комнате, в которой были помещены определенные предметы, и наблюдали за его действиями через одностороннее зеркало. Проанализировав поведение в этой ситуации большого количества людей, Левин пришел к выводу, что, не имея определенной цели, человек поддается влиянию внешних раздражителей. А самый важный вывод состоял в том, что выбитым из обычной колеи человеком легко управлять.

Видео: социальные системы / инновации и принцип Ле Шателье

Психологические эксперименты Курта Левина

Эксперименты Курта Левинапоказали, насколько сильно могут влиять окружающие предметы на поведение и восприятие индивида, если у него самого в этот момент нет какого-то важного дела. В подобную ситуацию человек может попасть даже внезапно, оказавшись в незнакомой для себя обстановке. Таким образом, с помощью несложных приёмов можно манипулировать поведением людей. Эти приёмы вполне могут применяться, к примеру, маркетологами. Так, практическим применением результатов эксперимента является шопинг: посетители крупного торгового центра бесцельно прогуливаются по нему, «отдыхают», попутно они присматриваются к товару, берут его в руки, рассматривают и какие-то товары могут даже купить (при этом до посещения этого магазина у человека не было намерения купить этот товар) .

Другие эксперименты продемонстрировали, что человек легче запоминает события, связанные с незавершёнными действиями, чем с завершёнными. Ученица Курта Левина Блюма Зейгарниквспоминала, как однажды в ресторане он подозвал официанта, который ещё не выполнил заказ, и спросил, что именно заказали эти люди. Официант безошибочно воспроизвёл весь список блюд. Через некоторое время Левин опять позвал этого официанта и спросил, что заказывала пара, которая в данный момент уходила из ресторана. Официант почти ничего не мог вспомнить, хотя к этой паре он подходил несколько раз подряд.

https://www. b17.ru/foto/uploaded/upl_1599795428_238310_t6tmw. jpg

Этот случай дал толчок к возникновению гипотезы о том, что необходимость совершать какие-то действия порождает напряжение, стимулирующее запоминание задачи. А когда задача выполнена, напряжение исчезает, благодаря чему необходимость запоминать её становится неактуальной. Так мозг оптимизирует внутренние ресурсы. В дальнейшем Зейгарник экспериментально доказалаэту теорию.

Вообще Курт Левин был первым психологом, который открыл возможность проведения психологических экспериментов. До этого считалось, что эксперимент в психологии существовать не может, поскольку психика — это не материальный предмет, который можно было бы подвергать манипуляциям. Курт Левин показал, что манипуляциям в эксперименте можно подвергать носителя психики, то есть человека.

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать

1) Методологическая культура психологических исследований по В. П. Зинченко?

2) Видео: проблемы психологии творчества / креативности

3) Вечером в воскресенье 11 сентября 2022 года в 19:59 по московскому времени — пройдёт онлайн-лекция VIKENT.RU № 288: типовые ошибки произведений / контента и ИХ влияние на развитие личности (часть I)

Подробности, Ваши новые вопросы и свободная online-регистрация Новичков на онлайн-курс VIKENT. RU: https://vikent. ru/w0/

Источники

  • Курт Левин на портале VIKENT.RU https://vikent. ru/author/671/
  • Онлайн-симпозиум «Психология жизненного пространства», посвященный 130-летию Курта Левина,
  • Левин Курт https://psy. su/persons/100_psihologov_rossii/psy/128589/
  • Курт Левин https://psylogik. ru/250-kurt-levin. html
  • Курт Левин: группы, эмпирическое обучение и исследование действий https://infed. org/kurt-lewin-groups-experiential-learning-and-action-research/

Курт Левин: теория поля

Курт Левин — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготского и исследователей «круга Выготского». Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов — уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.

Биографический очерк
Курт Цадек Левин родился в прусском городке Могильно в еврейской семье. В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию, демобилизован после ранения. Продолжил учёбу в Берлинском университете под руководством Карла Штумпфа (1848—1936). В августе 1933 года после прихода к власти нацистов эмигрировал в США. Позднее Левин возглавил Исследовательский центр групповой динамики (Research Center for Group Dynamics) в Массачусетском технологическом институте. По предложению Эрика Триста из Тавистокского института человеческих отношений, участвовал в создании научного журнала «Человеческие отношения» (Human Relations) (1947).

Теория поля
Теория поля (далее Т. п.), рассматривающая личность как сложное энергетическое поле, мотивируемое психологическими силами и ведущее себя избирательно и креативно, разработана Куртом Левиным в первой половине XX в. Для описания психологической реальности, построения структуры личности и моделирования ее поведения в Т. п. используются средства топологии как раздела математики, изучающей свойства геометрических фигур и взаимное расположение фигур.

Т. п. включает несколько взаимосвязанных и тесно переплетающихся между собой концептуальных частей («теория поля», «топологическая теория», «векторная теория» и др.). Основополагающие и ключевые понятия практически всех концептуальных составляющих Т. п. – «поле», «напряжение», «жизненное пространство» и «психологическое окружение», или «психологическая среда».

Понятие «поля» определяется в Т. п. как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые». В качестве детерминант поведения личности рассматриваются лежащие в основе силы или потребности. Поле «напряжено», когда возникает нарушение равновесия между личностью и средой. Напряжение поля нуждается в разрядке, осуществляемой как выполнение намерения. Объекты, в которых человек испытывает потребность, имеют побудительную силу, и, соответственно, объекты, не сопряженные с потребностями личности, побудительную силу теряют.

Жизненное пространство – это психологическая реальность, которая включает тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение человека. Т. п. рассматривает поведение личности как функцию жизненного пространства, поэтому основной своей задачей считает выведение поведения личности из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент.

Психологическое окружение – это феноменальный мир личности; психическая энергия, вызываемая потребностями, переносится на окружающие объекты, которые становятся валентными и начинают притягивать или отталкивать личность. Граница между жизненным пространством и внешним миром в Т. п. напоминает скорее проницаемую мембрану или сеть, чем стену или жесткий барьер. Жизненное пространство и внешний мир тесно связаны. Изменения, происходящие во внешнем мире, влияют на состояние жизненного пространства, а изменения жизненного пространства – на внешний мир.

Cтруктура личности рассматривается в Т. п. как следствие дифференциации систем психологических напряжений и описывается с помощью пространственной репрезентации человека и математизации понятий. Отделение человека от остального мира находит завершение в образе замкнутой фигуры. Несущественно, будет ли нарисованная фигура кругом, квадратом, треугольником или фигурой произвольной неправильной формы, существенно, что она полностью замкнута. Изображение фигуры в Т. п. символизирует два свойства человека: 1) дифференциацию – отделенность от остального мира посредством сплошной границы; 2) отношение «часть – целое» – включенность в большее пространство.

В Т. п. различается несколько свойств среды (близость-удаленность, твердость-слабость) и наиболее важное свойство – текучесть-ригидность. Текучая среда быстро реагирует на любое воздействие, она подвижна и эластична. Ригидная среда сопротивляется изменениям. Она жестка и неэластична. При помощи свойств, описывающих среду, можно представить большую часть возможных взаимосвязей в жизненном пространстве. Для графического описания особенностей психологической среды в Т. п. введены вспомогательные понятия «регион» и «локомодация«. Два региона тесно связаны, податливы относительно друг друга и влияют друг на друга, если между ними легко может быть осуществлена локомодация. Локомодация в психологической среде не всегда означает, что человек должен совершить физическое движение в пространстве. Существуют социальные локомодации типа решения проблем и др.

Личность условно графически разделена на перцептуально-моторный регион и внутриличностный регион. Внутриличностный регион подразделяется на группы периферических и центральных ячеек. Психологическая среда также разделяется на регионы. Жизненное пространство окружено внешней оболочкой, представляющей часть непсихологической, или объективной, среды. Выделяется новый вид «годологического пространства» (годология – наука о путях, или локомодациях). Свойства годологического пространства выражены линейными графами, где каждый регион представлен точкой, а каждая граница между регионами – линией, эти точки соединяющей. Все эти динамические представления концепции Левин называл векторной психологией.

Важнейшие динамические понятия векторной части Т. п. – «психическая энергия», «напряжение», «потребность», «равновесие», а также «валентность» и «сила», или «вектор», с помощью которых описываются специфические локомодации личности и способы структурирования среды.

Левин полагал, что личность – сложная энергетическая система, а тип энергии, осуществляющий психологическую работу, называется психической энергией. Психическая энергия высвобождается, когда человек пытается вернуть равновесие после того, как оказался в состоянии неуравновешенности. Неуравновешенность продуцируется возрастанием напряжения в одной части системы относительно других частей в результате внешней стимуляции или внутренних изменений. Когда напряжение исчезает, выход энергии прекращается и вся система приходит в состояние покоя и уравновешенности.

Напряжение – это состояние человека или состояние внутриличностного региона относительно остальных внутриличностных регионов. Напряжение обладает двумя свойствами: 1) стремится к соответствию с напряжением других систем посредством процесса уравнивания; 2) оказывает давление на границы системы, перетекая из системы в систему.

Возрастание напряжения, высвобождение энергии вызываются возникновением потребности. В теории личности Левина выделяются потребности, соотносимые с внутренним состоянием (например, голода) и квазипотребности, которые эквивалентны специфическому намерению. Валентность обозначает связь мотивации и поведения и выступает как важнейшее концептуальное свойство региона психологической среды.

Динамика психологической среды в Т. п. осуществляется четырьмя способами: 1) ценность региона может меняться количественно, например, от положительного к более положительному, или же качественно, от положительного к отрицательному; 2) векторы могут изменяться по силе, направлению; 3) границы могут становиться прочнее или слабее, появляться или исчезать; 4) могут меняться «вещественные» свойства региона, текучесть или ригидность. Переструктурирование среды являются результатом изменений в системах напряжения человека, результатом локомодации или когнитивных процессов.

Конечная цель активности личности в Т. п. – вернуть человеку состояние равновесия. Изменения в поведении личности определяются когнитивным реконструированием, дифференциацией, организацией, интеграцией и мотивацией.

Дифференциация – одно из ключевых понятий Т. п. и относится ко всем аспектам жизненного пространства (имеется в виду возрастание количества границ). Например, для ребенка, по Левину, характерна большая подверженность влиянию среды и, соответственно, большая слабость границ во внутренней сфере, в измерении «реальность-нереальность» и во временной сфере. Возрастающую организованность и интеграцию поведения личности. Т. п. определяет как организационную взаимозависимость. С приходом зрелости возникает большая дифференциация и в самой личности, и в психологическом окружении, увеличивается прочность границ, усложняется система иерархических и селективных отношений между напряженными системами.

Т. п. внесла существенный вклад в понимание регрессии в развитии личности и выделила ретрогрессию как обращение к ранним формам поведения, имевшим место в истории жизни человека и регрессию как переход на более примитивную форму поведения независимо от того, вел ли человек себя когда-либо прежде подобным образом.

Т. п. породила множество методических разработок, экспериментов и эмпирических исследований в области психологии личности XX в.: уровня притязаний (Левин, Т. Дембо, Фестингер, 1944), прерванной деятельности и незавершенных действий (Д. Кац, 1938; Зейгарник, 1927), психологического пресыщения (А. Карстен, 1928), регрессии (Р. Бейкер, Т. Дембо, Левин, 1941), конфликта (Левин, 1951, Н. Смит, 1968).

Влияние Т. п. представлено: в теории мотивации достижения Дж. Аткинсона (1964, 1966), которая развивает и разрабатывает идеи уровня притязаний, в исследованиях открытого и закрытого сознания М. Рокича (1960), использующих понятия дифференциации и ригидных барьеров Т. п.; в теории когнитивного диссонанса Фестингера (1957, 1964), в которой разрабатывается представление Левина о том, что ситуация, предшествовавшая решению, отличается от ситуации после принятия решения; в теории социальной перцепции и межличностных отношений Ф. Хайдера (1958). Убедительность Т. п., жизненность исследований, эвристическая сила сделали ее широко популярной и оправдывают ее высокую оценку в современной психологии.

5 экспериментов психолога Курта Левина | Мел

Почему часто, когда речь идет об уходе за детьми, мы руководствуемся советами подруг, а не врачей? Почему нам так приятно доводить дело до конца? И каким должен быть учитель, чтобы дети были спокойными, работоспособными или творческими? Ответы — в социальных экспериментах психолога Курта Левина.

Курт Левин был одним из самых влиятельных психологов ХХ столетия, его активная работа пришлась на 1930–40-е годы. Знаменитая «Теория поля» Курта Левина оказала большое влияние на развитие гештальт-психологии и психологии как науки в целом — его наработками пользовались многие выдающиеся ученые, например известный всем педагогам Лев Выготский.

Курт Левин. Фото: AP / ТАСС

Если не углубляться в подробности (хотя это очень интересно), можно сказать, что при помощи своей «Теории поля» Левин объяснил природу человеческого влечения, значимости определенных личностей, предметов, вещей и явлений для нас.

По Левину, в течение жизни человек подвержен разного рода раздражителям: какие-то из них притягивают и интригуют, какие-то пугают, отталкивают, вызывают отрицательные эмоции. Это и есть поле. А полевое поведение — это когда человек, по сути, плывет по течению жизни и объясняет все свои поступки внешними обстоятельствами или влиянием каких-либо третьих сил, факторов или лиц, то есть тех самых раздражителей («Все побежали, и я побежал», «Не смогла устоять перед тем платьем и купила его» и так далее).

Волевое поведение при этом означает, что человек опирается только на себя, хорошо представляет расстановку сил и, таким образом, может оценивать любую ситуацию объективно и действовать в ней осознанно. Это всегда стратегия, действия, основанные не на сиюминутных «хочу», а на понимании, кто я, где я, что я сейчас делаю и как это повлияет на мое будущее.

Чтобы подтвердить свою теорию, Левин провел ряд ярких экспериментов, в которых исследовал полевое и волевое поведение людей в разных ситуациях.

Чем кормить ребёнка

На наше мнение сильно действует группа. Эксперименты о влиянии окружения на человеческие поступки проводили на детях и взрослых в 1970-е годы в СССР, а немецкий и американский психолог Курт Левин устраивал аналогичные опыты на базе Массачусетского технологического института на несколько десятилетий раньше.

Эксперимент с апельсиновым соком и рыбьим жиром

Послевоенные годы. Айова. Сельские жительницы в родильном доме. Кажется, они пока не очень представляют себе, как ухаживать за новорождённым малышом. У них есть более опытные соседки и родственницы — после выписки подскажут.

Но профессор Левин точно знает, что им нужно: рыбий жир и апельсиновый сок (культ сока начался в Америке с конца 1900-х годов из-за хорошего урожая апельсинов). Было понятно, что первое дети точно не будут глотать с удовольствием. А сок — дело, конечно, хорошее, вот только из-за цитрусовых у детей могли начаться колики в животе или аллергическая реакция. Как же убедить мам давать им оба этих продукта?

Женщин разделили на две группы. С теми, кто попал в первую группу, врач беседовал лично: объяснял, в чём польза двух этих странных жидкостей и когда их стоит добавлять в пищу ребёнка. Но результат оказался не самым радужным. Возвращаясь домой, женщины попадали под влияние своего окружения: их родственники ничего не слышали о пользе сока и жира, а вот опасные последствия их употребления вполне могли допустить. Через 2 недели большинство мам решили не давать своим детям то, что так советовал специалист в роддоме. Через 4 недели дать врачу согласие было готово чуть больше половины женщин из первой группы.

Во второй группе всё было совсем иначе. Левин собирал женщин из нее в небольших аудиториях по 6 человек. По одной из версий, там были в том числе «подставные» мамы, которые в обычных светских беседах вдруг могли сказать о пользе сока или жира, упомянуть, что дают их своим детям и видят результаты, и так далее. Сам Левин слегка «опаздывал» на подобные встречи с мамами, и время его отсутствия было благодатной почвой для обсуждения детского питания в группе. Результат превзошёл все ожидания: через 2 недели больше 80% испытуемых согласились кормить детей жиром и соком, а через 4 недели в их пользе были уверены уже абсолютно все матери.

График из книги Курта Левина «Динамическая психология». Издательство «Смысл», 2001 год
Эксперимент с молоком

Похожий эксперимент проводился и среди домохозяек, живших в одном из городов Среднего Запада. Их убеждали в необходимости пить больше свежего коровьего молока. Одна группа прослушала об этом несколько лекций, другая участвовала в групповом обсуждении. «В ходе дискуссии не применялись никакие убеждающие приемы, более того, всякое давление на участников целенаправленно избегалось», — описывает эксперимент Курт Левин. И хотя в обеих группах о молоке говорили одинаковое количество времени, через 2 недели только около 15% женщин из первой группы стали пить и давать домашним больше молока, тогда как во второй группе так стали делать более 40% испытуемых.

Дело не в том, что коровье молоко, как и рыбий жир, выглядит как что-то полезное. Эксперимент со сгущённым молоком показал результаты, аналогичные эксперименту со свежим.

График из книги Курта Левина «Динамическая психология». Издательство «Смысл», 2001 год
Эксперимент с субпродуктами

Его проводили в послевоенные годы среди волонтёров Красного Креста, которые ухаживали за лежачими больными. После войны было довольно мало обычного мяса, и испытуемым предложили перейти на говяжьи субпродукты. При этом испытуемые не любили их: при приготовлении они давали неприятный запах и были похожи на корм для собак.

На лекциях и в дискуссионных группах от 13 до 17 человек волонтерам объясняли, что субпродукты очень питательны, содержат витамины и минералы, а их потребление выгодно для экономики страны. С испытуемыми также делились рецептами их приготовления, в которых сводили на нет неприятный запах и внешний вид. В результате только 3% тех, кто присутствовал на лекциях, действительно начали готовить субпродукты дома. Зато из тех, кто участвовал в дискуссиях, заменить ими мясо согласились 30% волонтёров.

Вернуться ли к прерванному делу

Следующий эксперимент Левин проводил вместе со своей ученицей Марией Овсянкиной среди студентов. Им давали очень простое задание: сложить картинку из разрезанных частей. Испытуемые начинали его выполнять, но внезапно (в середине или ближе к завершению) руководитель эксперимента просил перейти к другому действию — например, начать решать головоломку. Часто студенты спрашивали: «А это что, оставить?» Экспериментатор не отвечал и делал вид, что не заметил вопроса. Когда испытуемый всё-таки приступал к новому заданию, часть картинки, которой он занимался изначально, накрывали газетой, а наблюдение за поведением студентов продолжалось.

Оказалось, что 86% студентов возвращались к первому заданию после того, как заканчивали второе. Для этого им нужно было просто убрать газету или спросить, нужно ли заканчивать сборку картинки. Почему они так поступали? Курт Левин считал, что этот эксперимент доказывал наличие у человека «квазипотребности» выполнить задание до конца.

У детей такие «квазипотребности» могут возникать в связи с самыми обыденными вещами. Левин наблюдал за маленькой девочкой, которая ходит вокруг камня, трогает его руками и даже облизывает, но не садится на него. Психолог объяснял, что в этой ситуации ей был интересен сам камень, а чтобы сесть на него, нужно было от него отвернуться.

Три стиля лидерства

Курт Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный, демократический и попустительский. Вместе с Рональдом Липпитом и Ральфом Уайтом Курт Левин изучал, как эти стратегии действуют на подростков 10–11 лет.

В здании детского клуба их разделили на три группы и предложили им делать театральные маски из папье-маше. Авторитарный руководитель строго командовал ими, демократический предлагал все решения принимать голосованием, а руководитель с попустительским стилем позволял им делать всё, что они хотят.