Личное бессознательное – Личное бессознательное — Психологос

Бессознательное: личное и коллективное

Лекция 4. Понятие личности в аналитической психологии К.Г.Юнга.

Аналитическая психология Г.Юнг. Бессознательное. Архетип. Интроверсия и экстраверсия. Функции: мышление, чувства, ощущения, интуиция. Понятие «Эго». Персона. Тень. Анима и Анимус. Самость. Психологический рост: индивидуация

 

Методические рекомендации к изучению темы:При изучении темы следует помнить об основных положениях аналитической психологии К.Г.Юнга:

Теория К.Г. Юнга базируется на допущении о трансформационных процессах индивидуации, которые разворачиваются в каждом человеке по путям, заложенным в уникальном потенциале Самости. «Я» как носитель дифференцированного сознания — более поздний продукт в развитии человека. Центром души является Самость. Понятие бессознательного у К.Г. Юнга включает сферу личного бессознательного, производного от впечатлений детства и сферу коллективного бессознательного — источника уникального созидательного потенциала, обеспечивающего доступ к психологическому наследию человеческого опыта с первобытных времен. Хотя Самость и несет в себе центральный организующий принцип души, она всеобъемлюща для непосредственных встреч с «Я», и потому контакты с архетипическим миром осуществляются в основном через «персону», «тень», «аниму» или «анимус». Персона и тень составляют пару противоположностей. Персона развивается ближе к сознанию, чем другие архетипические силы. Это социальная маска, соответствующая социальным ролям. В оппозиции к «персоне» находится «тень», составленная из личных качеств, вытесненных из сознания в процессе формирования комплексов, в сочетании с архетипическими ядрами, несущими в себе как темноту всемирного «зла», так и творческий потенциал порождающей энергии. Мужской принцип в душе женщины обозначен термином

«анимус», а женский принцип в душе мужчины — термином «анима».

При изучении материала следует знать основные категории:индивидуальное и коллективное бессознательное, архетипы, эго-ориентации и психические функции, типы личности, архетипы личности, индивидуация

 

Психическое – душа: индивидуальная и коллективная

Термин «психическое» К.Г.Юнг использует как эквивалент термина «душа», и оба термина в своих работах он использует как взаимозаменяемые. Понятие душа описывает более широкий спектр явлений и дает больше ассоциаций. Юнг выделяет индивидуальную душу с ее конфликтами, противоречиями, уникальностью и коллективную душу – чувство общности, разделяемой с другими людьми, проявление божественного разума, выходящего за пределы человеческого понимания.

Бессознательное: личное и коллективное

Бессознательное как целое представлено двумя частями: личным бессознательным и коллективным бессознательным.

Личное бессознательное (субъективная психика) — поверхностный слой психики содержит содержания, которые могут стать осознанными. Это – бывшие содержания сознания, подпогроговые впечатления, различные комбинации слабы и неясных представлений. Если эти содержания реализуются в сознании, они переживаются как принадлежащие «Я».

«Наши бессознательные желания подобно нашему телу, являются кладовой обломков и воспоминаний прошлого» К.Г.Юнг

Коллективное бессознательное (объективная психика) складывается из «содержаний», которые не могут быть ассимилированы индивидуальным «Я». Такое содержание принадлежит всему человечеству, этносу, народу, группе. Коллективное (трансперсональное) бессознательное с ядром всего психического материала не проходит через личный опыт. Его составляющие и образы появляются, распределяясь между людьми всех временных периодов и всех культур. Некоторые психологи, например Б. Скиннер, безоговорочно приняли, что каждый человек рождается как «чистая доска», «tabula rasa»; следовательно, психическое развитие возможно только через их личный опыт. К.Г.Юнг постулирует, что психика новорожденного ребенка уже хранит структуру, определяющую и каналы всего дальнейшего развития, и способы взаимодействия со средой. Эта базовая структура является, по существу, одинаковой у всех детей. Согласно Юнгу, люди рождаются с психологическим наследством, так же как с биологическим. Хотя далее оно развивается по-разному и приобретает уникальность.

«Оно [коллективное бессознательное] больше похоже на атмосферу, в которой мы живем, чем на что-либо, найденное внутри нас. Это просто неизвестная величина» К.Г.Юнг

 

«Как человеческое тело представляет целый музей органов, каждый с долгим эволюционным периодом, так и психика, по нашему предположению, организована подобным образом. Она может быть продуктом без историй не больше, чем тело, в котором она существует» К.Г.Юнг

 

Архетип

Архетипы — это наследуемые склонности отвечать миру определенными способами. Они являются изначальными образами, воспоминаниями об инстинктивных энергиях коллективного бессознательного.

«Изначальный означает «первый» или «исходный»; следовательно, первый образ относится к самому раннему развитию психики. Человек наследует эти образы из прошлого своих предков, прошлого, которое включает всех человеческих предков, так же как и дочеловеческих, и животных» К.Г.Юнг

К.Г. Юнг постулировал идею архетипа, изучив рассказы своих пациентов. Ряд пациентов Юнга описывали сны и фантазии, включавшие удивительные идеи и образы, содержание которых не могло быть прослежено из прошлого опыта. К.Г. Юнг предположил, что в коллективном бессознательном есть уровень образности. Он также открыл тесную связь между содержанием снов пациентов и мифическими и религиозными темами, найденными им в разных культурах. Согласно К.Г. Юнгу, архетипы являются структурно-формирующими элементами внутри бессознательного. Из этих элементов вырастают архетипические образы, которые доминируют и в существовании личных фантазий, и в мифологиях всей культуры. Архетипы обнажают «готовность продуцировать вновь и вновь одинаковые или сходные мифические идеи». Они имеют тенденцию появляться как основные паттерны — повторяющиеся ситуации и персонажи. Архетипические ситуации включают поиск, который осуществляет герой, путешествие по ночному морю и битву за освобождение от матери и пр. Архетипические фигуры — это божественный ребенок, двойник, старый мудрец и предвечная мать. Каждая из главных черт личности является архетипом. Эти структуры включают также

эго, персону, тень, аниму
(у мужчин), анимус (у женщин) и самость.

Персона

Посредник между «эго» и внешним миром. Это общественное лицо, принятое человеком по отношению к другим людям. Персона состоит из элементов, частично базирующихся на личных пристрастиях человека, и также на базе социальных ожиданий. Персона выступает, как своеобразная «кожа», оберегающая внутреннее «личное» от посторонних взглядов. Термин персона пришел из латыни, означая «маска», или «фальшивое лицо». Масканадевалась актерами в Древнем Риме. Чтобы социально функционировать, человек играет роль, используя приемы, свойственные этой роли. Даже тогда, когда он не может приспособиться к чему-либо, роли продолжают работать. Персона имеет негативные и позитивные аспекты. Негативный аспект состоит в том, что доминирующая персона может подавить человека. Те, кто идентифицируется с персоной, видят себя в основном в границах своих специфических социальных ролей. Юнг назвал персону «архетипом конформности». Как часть своей позитивной функции, она ограждает Эго и психику от различных социальных сил и аттитюдов, которые сталкиваются с ними. Персона является также ценным инструментом для общения. Персона может быть символически выражена через объекты, которые используются, чтобы закрыть свое тело (одежда или покрывало), и через инструменты (лопата или портфель). Таким образом, обычные предметы становятся символами идентификации человека. Термин

символ статуса (машина, дом или диплом) выражает понимание обществом важности имиджа. Все эти символы могут быть найдены в сновидениях, как репрезентации персоны. Например, как отражение сильной персоной персонаж сновидения слишком нарядно одет или стеснен большим количеством одежды. Отражение слабой персоны – образ голого человека или в открытой одежде. Одним из возможных выражений неадекватной персоны может быть фигура, не имеющая кожи.

Понятие «Эго»

«Эго» – это знак личности, место пребывания индивидуальности и всех психических содержаний, которые осознаются. Бессознательное включает все психические элементы, которые выходят за пределы сознательного представления, и с «эго» не связаны. «Эго» – это комплекс, или чувственно окрашенная группа представлений о себе, имеющая сознательные и бессознательные аспекты, одновременно личная и коллективная структура. «Эго» – это то, как человек видит и понимает себя, наряду с сознательными и бессознательными чувствами, сопровождающими это видение и понимание. «Эго» – это с таким трудом завоеванное самосознание, которое «из человека делает человека». «Эго» – это комплекс, который имеет недавнюю историю, и потому он является достаточно хрупким. Сущность человека укорена в универсуме, который гораздо больше, чем мимолетный образ себя и сознательное представление о себе. Когда «эго» теряет контакт с самостью, то человек испытывает тревожное чувство отчуждения или психотическое настроение (депрессию, чувство одиночества и пр.) Когда эго слишком тесно связано с самостью, без всяких на то оснований, человек ведет себя помпезно, выступает как образец всемогущества.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

Личное бессознательное — с русского на все языки

См. также в других словарях:

  • Личное бессознательное — термин К.Юнга, обозначает индивидуальное бессознательное личности (в отличие от надличностного, коллективного бессознательного). К. Юнг определяет личное бессознательное как нечто вытесненное, подавленное, забытое или игнорируемое индивидом, но… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — (Personal unconscious; Per sonlichcs Unbewusstes) слой или пласт бессознательного, относящийся непосредственно к самой личности в отличие от коллективного бессознательного.«Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные… …   Словарь по аналитической психологии

  • ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — Термин Юнга для обозначения бессознательного личности, в отличие от надличностного, коллективного бессознательного. Юнг считал личное бессознательное состоящим из вытесненного, подавленного, забытого или даже игнорируемого опыта и рассматривал… …   Толковый словарь по психологии

  • Личное бессознательное — (Personal unconscious). Элемент структуры личности в теории Юнга. Личное бессознательное состоит из подавленных воспоминаний и забытых переживаний или материала, который не оказался в свое время достаточно ярким, чтобы быть пережитым в сознании …   Теории личности: глоссарий

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • бессознательное — Нем. unbewugt, франц. inconscient, англ. unconscious. Многозначный термин, впервые наиболее авторитетно обоснованный 3. Фрейдом и получавший за долгую историю своего существования самые различные, если не просто взаимоисключавшие интерпретации.… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — (Unconscious; Unbewusst, das Unbe wusste) целокупность всех психических явлений, не обладающих свойством сознательности, не относящихся к сознанию. «Бессознательное является источником инстинктивных сил психического и регулирующих их форм или… …   Словарь по аналитической психологии

  • бессознательное личное — формируется в развитии индивидуального опыта человека и являет собой содержания, им вытесняемые, комплексы. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — En.: Unconscious «Восприятие бессознательного зависит от метода, применяемого для доступа к нему» (Vigne, 1991). Именно поэтому Эриксон пользуется собственным определением бессознательного, которому больше всего состветствует название… …   Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

  • коллективное бессознательное —         КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ понятие, введенное в теории аналитической психологии К. Г. Юнга. Согласно ему, психика состоит их двух сфер сознания и бессознательного, которые компенсаторно дополняют друг друга и вместе образуют тотальность …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • коллективное бессознательное — Англ. collective unconscious. Термин, обязанный своей популярностью в XX веке К. Юнгу и обозначавший тот комплекс понятий, который впоследствии получил терминологически более строгое определение культурного бессознательного. Эти два термина и… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

Книги

  • Юрий Коваль. Проза не по-детски, Ольга Еремина. Юрий Коваль традиционно считается детским писателем. Автор этой книги показывает, что проза Коваля содержит глубокий психологический подтекст. Основу её составляет потребность прожить и… Подробнее  Купить за 188 руб
  • Юрий Коваль. Проза не по-детски, Ольга Ерёмина. Юрий Коваль традиционно считается детским писателем. Автор этой книги показывает, что проза Коваля содержит глубокий психологический подтекст. Основу её составляет потребность прожить и… Подробнее  Купить за 149 руб электронная книга
  • Пилигрим, Тимоти Финдли. Человек, не способный умереть, снова — в очередной раз! — безнадежно пытается совершить самоубийство — и попадает «под прицел» самого Карла Густава Юнга… Каким же окажется «личное… Подробнее  Купить за 46.9 руб

translate.academic.ru

Бессознательное и Коллективное бессознательное | Сновидение, осознанные сновидения

Бессознательное или неосознаваемое — область психического, которая не видится сознанием (неосознаваемая область психического) и в отношении которой отсутствует субъективный контроль. Неосознаваемые нами влияния одних элементов нашей психики на другие элементы. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.

Несколько основных классов проявлений бессознательного

  • Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами
  • Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности
  • Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
  • Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Принципиально иначе бессознательное понимается в психоанализе.

Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке.

Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.
Также — сумма проявлений, объединяющих людей единой общности.
Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

ldreams.ru

Личное и коллективное бессознательное в психологии К.Г. Юнга, архетипы бессознательного

12.12.2016

Не откроем Америки, если скажем, что психология бессознательного по Юнгу – это тема неисчерпаемая и глубокая. Поэтому, чтобы не утонуть, опишем только содержание личного и коллективного бессознательного, причем в последнем возьмем исключительно главные архетипы, которые наиболее интересны и касаются каждого. 

Личность человека состоит из трех элементов: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В Эго содержатся все те структуры, которые позволяют человеку считать себя самим собой (ценности, убеждения, насущные проблемы).

Личное бессознательное по Юнгу

В личное бессознательное попало все то, что потеряло актуальность (детские травмы, обиды и воспоминания). Есть в личном бессознательном и комплексы – мысли и чувства, которые хотя и забылись, но не потеряли эмоциональной силы. У каждого эти «пунктики» свои, но все равно интрига закручивается вокруг вечных тем: любви, секса, денег, власти.

Если у человека комплекс, основанный на власти, он тратит много времени на то, чтобы захватить лидерство, быть главным. Хотя, возможно, не во всех ситуациях это нужно. Юнг утверждает, что все содержание личного бессознательного может быть осознанно.

Коллективное бессознательное по Юнгу

Под личным бессознательным скрывается более глубокий пласт психики – коллективное бессознательное. Здесь главным понятием выступает архетип – это наиболее древнее и общее представление человечества.

Архетипы коллективного бессознательного

Архетипы – это такие структуры бессознательного, которые предопределяют ответный отклик на события внешнего мира. Все архетипы осветить задача непосильная, поэтому сосредоточимся на основных.

Персона

Персона отвечает за то впечатление, которое мы производим на окружающих, когда находимся в образе – социальной роли. При этом персона обозначает общие качества всех наших возможных ролей и никакую в отдельности. Если данный архетип захватывает власть, то человек, если он начальник, повелевает и дома, и на работе, а близкие не знают, как от него спастись.

Или, наоборот, человек подчиняется на работе и дома, если он мелкая сошка. Доминирование архетипа чревато поверхностностью, субъект сводится к социальным функциям.

Тень

Если персона – это то, что мы показывает миру, то тень – это то, что мы от него скрываем. Тень хранит наши самые постыдные мысли и желания, агрессивные порывы. Нетрудно понять, что если тень взяла вверх в психике человека, то офисный планктон превращается в пираний, например, как в фильме и книге «Американский психопат».

Анима и анимус

Еще Фрейд открыл, что люди по природе бисексуальны. Юнг отдает должное этой идее. Анима – это женская составляющая в мужской психике, а анимус, соответственно, мужская часть женской психики. Главное, чтобы анима и анимус не конфликтовали. Каждый человек должен гармонично выражать как свои женские, так и мужские черты – это путь к равновесию личности.

Т.е. для Юнга неприемлемы модели воспитания, когда из девочки растят «девочку-девочку», а из мальчика вылепливают мущинского мужчину. Согласно воззрениям Юнга, это уродует душу.

Самость

Самость – это блаженная цель для каждого человека. Под этим термином Юнг понимает состояние абсолютной гармонии человеческого «Я», когда все сознательные и бессознательные элементы образуют единство.  Не думайте, что это так уж легко. Самореализоваться можно только в зрелом возрасте и только при условии, что хватает воли, интеллекта и жизненного опыта. В противном случае сбыться не выйдет.

Но отчаиваться не стоит. Как говорил М.К. Мамардашвили, да, идеал сверхчеловека недостижим, но в стремлении к нему мы можем стать хотя бы людьми.                

Рейтинг статьи: 2333 просмотра

Автор: Психолог Валентин Мануковский



geo-storm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *