Личность александра невского в житии: Александр Невский в русской литературе

Житие Александра Невского. Краткое содержание жития

Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо — прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым.

Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришёл посмотреть на князя Александра. Вернувшись к своим, Андреяш говорил, что не встречал человека, подобного Александру.

Реклама

Услышав об этом, король Римской веры из Полуночной страны захотел завоевать землю Александрову, пришёл к Неве и послал своих послов в Новгород к Александру с извещением, что он, король, берёт его землю в плен.

Александр помолился в церкви Святой Софии, принял благословение от епископа Спиридона и пошёл на врагов с небольшой дружиной. У Александра даже не было времени послать весть к отцу, и многие новгородцы не успели присоединиться к походу.

Старейшине земли Ижорской, носившему имя Пелугий (во святом крещении — Филипп), Александром был поручен морской дозор. Разведав о силе вражеского войска, Пелугий пошёл навстречу Александру, чтобы рассказать обо всём. На рассвете Пелугий увидел плывшую по морю ладью, а на ней — святых мучеников Бориса и Глеба. Они сказали, что собираются помочь своему сроднику Александру.

Встретив Александра, Пелугий поведал ему о видении. Александр велел никому об этом не говорить.

Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил копьём. В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич, Сбыслав Якунович, Иаков, Миша, Савва и Ратмир.

Реклама

Трупы убитых латинян нашли и на другом берегу реки Ижоры, где войско Александра не могло пройти. Их перебил ангел Божий. Оставшиеся враги бежали, а князь возвратился с победой.

На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили город на Александровой земле. Александр немедля срыл город, одних врагов казнил, других взял в плен, а третьих помиловал.

На третий год, зимой, Александр сам пошёл на немецкую землю с большим войском. Ведь враги уже взяли город Псков. Александр освободил Псков, но многие немецкие города заключили союз против Александра.

Битва произошла на Чудском озере. Лёд там покрылся кровью. Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в воздухе, которое помогало Александру.

Когда князь возвращался с победой, духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.

Литовцы начали разорять волости Александровы, но Александр разбил их войска, и с тех пор они стали его бояться.

В то время в Восточной стране был сильный царь. Он послал послов к Александру и велел князю приехать к нему в Орду. После смерти отца Александр с большим войском пришёл во Владимир. Весть о грозном князе разнеслась по многим землям. Александр, получив благословение от епископа Кирилла, поехал в Орду к царю Батыю. Тот воздал ему почести и отпустил его.

Царь Батый разгневался на Андрея, суздальского князя (младшего брата Александра), и его воевода Невруй разорил Суздальскую землю. После этого великий князь Александр восстановил города и церкви.

К Александру пришли послы от римского папы. Они сказали, что прислал папа Александру двух кардиналов, которые расскажут о законе Божьем. Но Александр ответил, что русские закон знают, а от латинян учение не приемлют.

Реклама

В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с ним в поход. Александр приехал в Орду, чтобы уговорить царя не делать этого. А сына своего Дмитрия послал на Западные страны. Дмитрий взял город Юрьев и возвратился в Новгород.

А князь Александр на обратном пути из Орды заболел. Он принял монашество перед смертью, стал схимником и 14 ноября скончался.

Тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит, священники и весь народ встретили его в Боголюбове. Были крики и плач.

Положили князя в церкви Рождества Богородицы. Митрополит Кирилл хотел разжать руку Александра, чтобы вложить в неё грамоту. Но умерший сам протянул руку и взял грамоту… Об этом чуде рассказали митрополит и его эконом Себастьян.

Пересказала О. В. Буткова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. —М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.

Почему для нас сегодня важен Александр Невский

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

06.10.2020 19:00

Поделиться

Почему для нас сегодня важен Александр Невский?

Елена Яковлева

В Москве проходит научная конференция, посвященная Александру Невскому. Ее участники в том числе решат, каким князь должен быть изображен на иконах и в памятниках.

Александр Невский на знаменитом триптихе Павла Корина, наверное, один из его лучших образов в современности. Фото: РИА Новости

Спроси на современной улице об Александре Невском, и каждый повторит фразу из фильма Сергея Эйзенштейна «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». А при серьезном обсуждении национальной идеи обязательно всплывут еще более важные его слова: «Не в силе Бог, а в правде». Хотя спроси на той же улице, чьи это слова, вам всего скорее скажут: Данилы Багрова из фильма «Брат». Но похоже, что и талантливый Балабанов — на парадоксах и юродстве — воскрешал в 90-е нравственную максиму Александра Невского. Как знак того, что мы не погибли. И хоть поисковик «Яндекса» при наборе слов «Александр Невский» в первую очередь выбрасывает «От чего помогает» и «актер, Википедия», нам предстоит пройти какой-то серьезный путь по осознанию роли великого князя в истории России. И того, к чему он нас обязывает.

В будущем году Россия будет праздновать его 800-летие. И нам предстоит сделать шаги куда-то дальше ассоциаций с Данилой Багровым и даже с прекрасным фильмом Эйзенштейна. Почему?

Потому что, похоже, что во всяком «первом лице» — если он не полон слишком уж карикатурной и выпуклой характерности, сдержан и хоть немного остается «экраном», на который народ может проецировать свои ожидания — россияне все равно будут искать и видеть Александра Невского. А в тех, кто на него ни разу не похож, — почти неминуемо видеть карикатуру. И доказательство тому то, что в 2008 году имя это святого князя, по результатам широкомасштабного опроса россиян, стало «Именем России».

Что же мы ищем, запрашиваем у истории, вынося это имя в главные символы страны?

В современности, в XX — еще советском — веке первым создал хвалебную историософию о князе Александре Лев Гумилев. Предлагая смотреть на его время не только как на страшное иго, но и как на эпоху защиты и спасения, благодаря очень удачным и выгодным для Древней Руси договорам, на века определившим ее дальнейшую судьбу. Которые заключил князь Александр.

— Александр Невский был величайшим стратегом, чувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России, — говорит о князе и полководце Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Он боролся не с Востоком или с Западом, не с конкретными врагами. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание.

Без Невского бы «не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода», уверен Патриарх. Защищавший русскую землю «очень тонкой и мужественной дипломатией», но когда возникала опасность потерять себя, отвечал твердое «нет» даже самому Папе Римскому, встречая рыцарей на Чудском озере. Этим летом там планировались водолазные раскопки в поисках следов той битвы, пандемия помешала исполниться планам. Но имя князя все равно остается актуальным. «Сегодня в Москве проходит научная конференция, которая определит, каким должен изображаться на иконах и в памятниках святой князь и полководец, — сказал «РГ» настоятель храма Св. Климента Папы Римского на Пятницкой (Москва), председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации ротоиерей Леонид Калинин.

Прямая речь

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

— Ему было 20 лет, когда он шведов разгромил, 22 года, когда он ливонцев потопил на Чудском озере… Молодой, красивый парень!.. Смелый, решительный, сильный. Но самое главное — это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым, собравшим в себя все лучшее, что олицетворяет спасителя и устроителя России!

Российская газета — Федеральный выпуск: №225(8279)

Поделиться

НаукаИсторияНовости800 лет святому князю Александру НевскомуСвятой князь Александр Невский

Св.

Александр Невский: Смирение как Победа

Князь, воин, государственный деятель, святой – Александр Невский, память которого мы празднуем сегодня, был всем этим и многим другим. Вместо того, чтобы войти в историю как еще одно имя в книгах по истории, почитание и любовь, с которыми относятся к этой фигуре тринадцатого века, кажется, только растут со временем. Свидетельство тому — результаты телеконкурса «Имя Россия» [Имя Россия] 2008 года, в котором общественности предлагалось проголосовать за самую заметную личность в истории России. Победитель? Святой Александр Невский! Чтобы объяснить недавнюю победу этого святого, Елена Трифонова поговорила с историком Артемием Ермаковым.

Почему в этом состязании победил принц тринадцатого века?

Александр Невский, казалось бы, фигура древняя и потому забытая. Многие изначально ожидали, что лидером по количеству голосов станет кто-то вроде Петра Великого, но он даже не попал в тройку лидеров. Даже Пушкин занял четвертое место. Часть интеллигенции отшатнулась от конкурса, когда объявили тройку финалистов: мол, «Пушкин — наше все», а тут политические деятели выбраны! Но это лишь подчеркивает народный характер голосования и значимость его результатов.

Адвокатом Александра Невского в проекте «Имя Россия» был митрополит Кирилл до его избрания Патриархом. Это было, конечно, не случайно, ведь Александр Невский был единственным русским святым среди финальной дюжины кандидатов. Таким образом получается, что для широких масс людей Православие представлял не монах или епископ, а государственный деятель. Для большинства людей в настоящее время общественная роль Православия представляется наиболее актуальной. Ведь в первоначальный список входили Сергий Радонежский, Серафим Саровский и Андрей Рублев — все они, к сожалению, довольно быстро «выпали». Стало ясно, что продвижение Александра Невского — это не просто вопрос продвижения государственной или политической линии, а сама возможность православного выбора в государственном строительстве. Причем не только формально православной, с обязательными постами и воцерковлением, — и, кстати, за всю жизнь полукочевья князь Александр не пропускал ни одной воскресной службы, — но по духу, единой в какие христианские идеалы отражаются в поведении политического лидера.

В чем секрет личности Александра Невского, позволивший ему так прочно войти в национальное сознание и на протяжении столетий считаться идеальным вождем своего народа?

Таких фигур за всю историю России может быть пять-шесть. Они являются вехами. Иногда, независимо от их воли, с них начинается новая глава в истории. Будучи поистине великими по сравнению с другими людьми, не менее выдающимися, но не столь «везучими» с точки зрения исторических периодов, они видятся угадавшими будущее задолго до того, как оно стало ясным их современникам. С другой стороны, это то, что они сами создали.

Одной из таких фигур в России является, прежде всего, князь Владимир [ок. 958-1015], задавшие курс на переход России от язычества к христианству. Этот человек, стоявший одной ногой в прошлом, а другой в будущем, продолжает влиять на Россию и по сей день. Следующим оказывается Александр Невский [1220-1263]. Он определил положение России между Востоком и Западом — до него не было сделано окончательного выбора. Причем выбор Александра был сделан таким образом, что изначально он как будто был в пользу Востока. Но на самом деле именно в его время Россия начала складываться как особая цивилизация, типа ни восточной, ни западной.

Следующим лицом такого масштаба является Иван III [1440-1505], превративший Москву из зависимого княжества во всероссийское и имперское. Он превратил Москву из областного центра в мировой центр. Следующий – Петр Великий [1672-1725]. Приспосабливаясь к западным формам правления, он фактически возглавил национальное сопротивление западному влиянию — очень сложный и не в конечном счете успешный кульбит. Тем не менее, на два столетия он определил образ нашей страны и всего мира.

Люди продолжают спорить о том, кто такая фигура была в ХХ веке. Но, кажется, история позволила обществу пережить очередной кризис, но уже без лидера, который мог бы объединить, а не разделить нацию.

Вокруг таких исторических деятелей царит аура уважения, независимо от того, какие претензии к ним могут быть у кого-то. Люди склонны многое им прощать. Таким образом, сотрудничество Невского с Золотой Ордой упускается из виду.

Возможно, люди склонны к снисхождению из-за течения времени? Отсюда романтизация образа Александра Невского…

Но ореолов вокруг других политических деятелей его времени нет. Например, Дмитрий Донской [1350-1389] фигура более однозначная, но он даже не попал в первую дюжину. Он воевал с татарами, не ведя с ними переговоров, и недавно был канонизирован. Прадедом Невского был Владимир Мономах [1053-1125], который мудростью и образованностью, может быть, даже превосходил Александра Невского – он был настоящим древнерусским интеллигентом. О нем нельзя сказать ни одного плохого слова. Затем идет Андрей Боголюбский [1110-1174], ответственный за господство Владимиро-Суздальского…

Я думаю, что для людей важна их идентификация с отчаянным положением принца Александра, в котором он обладал минимальными ресурсами при фактическом отсутствии выбора. Собственно говоря, у политических деятелей того времени не было реального выбора. Как и сегодня, большинство из них просто плывут по морю событий. Александр был в таком же положении. Его возможности влиять на ход истории всегда были минимальными. Негде было найти людей или деньги, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки в его пользу.

Многие люди в такой ситуации просто опустили бы руки. Ситуация диктует, что если вы не можете быть независимыми, то вы должны сделать ставку на того, кто сильнее. Кажется, что твой единственный выбор — чьей служанкой ты хочешь быть — в этом вся твоя свобода. Так случилось с князем Даниилом Галицийским [1201-1264], современником Александра. Он объединился с католическим Западом. В тактическом плане он неплохо справился и даже несколько раз побеждал татар, о чем Александр и мечтать не мог. Но вскоре после его смерти его княжество превратилось в третьесортную провинцию и перестало играть какую-либо политическую роль — оно просто растворилось в западной цивилизации.

Даже старинные русские церкви и замки не остались стоять, хотя их можно было сохранить из чисто прагматических соображений. Причем большинство этих построек не были разрушены какими-то крестоносными захватчиками: люди сами разрушили или переделали священные постройки своих предков, чтобы они больше походили на постройки своих новых хозяев. В результате галицийская элита отказалась и от своей веры, и от своего языка. Область их бывшего княжества была разделена между Польшей и Венгрией. А потом, когда эти страны были завоеваны по очереди, она стала далекой австрийской заводью.

Сегодня некоторые жалеют, что Александр не пошел на переговоры с Европой.

Европу изначально не очень интересовало мнение новгородцев и псковичей об их будущем. Вы хотите остаться в своих городах? Тогда примите католицизм и выучите латынь. Другим русским пришлось столетие столкнуться с тем, что их гнали в леса латыши, эстонцы и финны — и они никогда бы не ушли из леса, если бы потом не вошли в состав России. От старых пруссаков осталось только слово «Пруссия». Лейпциг когда-то назывался Липецком, а Бранденбург когда-то был Браниборском. Где их потомки сегодня?

Вот масштаб проблемы, решенной на Неве и Чудском озере. А теперь мы смотрим свысока на мелкие масштабы этих столкновений! Мы, мол, нашли чем похвастаться получше: Грюнвальдская битва 1410 г., Раковорская битва 1268 г. или даже Шауляйская битва 1236 г. между тевтонскими рыцарями и литовскими князьями — все эти сражения были куда более грандиозными. величина.

Но важен не столько масштаб, сколько результат. Правда, Александр разгромил не главные силы западной экспансии, а только разведывательные силы – но разгромил их так, что Швеция и тевтонские рыцари предпочитали веками договариваться с Новгородом и Псковом, никогда больше не искушая судьбу – как так было с Литвой и Польшей.

Следует ли отсюда, что Александр Невский является фигурой общественного ожидания? Его выбор означает, что люди чувствуют себя примерно в таком же положении, в каком была Россия при Александре?

Абсолютно. Глубокий кризис и невозможность быстро изменить ситуацию — такова сегодня ситуация в России. История, кстати, предлагает нам еще один вариант поведения, представленный Андреем II Владимирским [ок. 1222-1264], брат Невского, «герой сопротивления». Он не мог ждать, поэтому собрал все небольшие доступные ресурсы и сразился с захватчиками. Потерпев неминуемое поражение, он бежал на Запад. Были также люди, которые поклонялись татарам, некоторые даже обращались в их веру. Но летописи не сохранили их имен: этот выбор поведения осуждался резче, чем любой другой.

Почему один поступил так, а другой иначе? Здесь мы видим качества, еще совсем недавно считавшиеся основополагающими для русского человека: терпение, умение выжидать, настойчивость в достижении целей, которые в принципе невозможно сделать завтра. Но, тем не менее, продолжая работать прерывисто и исподтишка. Этих качеств в то время не хватало; они только начали собираться. Фактически татарское иго привело к формированию национального характера. Мы думаем, что умение использовать сильные стороны противника против себя является основным принципом боевых искусств, но на самом деле это был основной принцип политики Александра Невского. Именно этот принцип поведения русского народа помог ему выжить. Тем более, что здесь нет откровенного обмана – его бы очень быстро разоблачили и устранили. Нужно просто уметь уклоняться и ждать. Здесь мы также касаемся основной христианской добродетели смирения.

Но сегодня это не просто непопулярно — это непонятно.

Тем не менее, все время ожидается лидер, который будет учить смирению в современных обстоятельствах, демонстрируя его на своем личном примере. Легко призвать свой народ смириться перед вами: «Вы должны смириться и терпеть, а я на ваш счет ищу своего». Смириться трудно, но князь Александр умел это делать. В данном случае смирение означает способность принять свой крест или свою судьбу, а затем выбрать жизнь, когда гораздо легче было бы уступить место небытию. Человек должен выбрать тот или иной путь.

Не парадоксально ли, что Александр Невский стал ассоциироваться с Сибирью?

Это благодаря его смирению. Он был одним из первых, кто лично ощутил евразийское измерение будущего России. Он никого туда не посылал, а пошел сам.

И добровольно стоит добавить.

Да, и именно здесь, в неволе, перед нами открываются качества Александра как великого политика. Он превращает ситуации, в которых оказывается, против своей воли, в элементы своей стратегии. По сути, плен стал для него своего рода глубокой разведкой. Причем в Сибирь он отправился не один, а с братом Андреем. Но его брат видел в этом не что иное, как плен и унижение. Это плавание показало Александру, с одной стороны, объективную невозможность вооруженного сопротивления татаро-монгольской военно-государственной машине. В то же время именно во время этого плавания он выработал долгосрочную союзническую политику.

Несмотря на отсутствие каких-либо прав, Александр смог вызвать такое уважение у своих врагов, что они стали считать его младшим партнером. Это само по себе было уже минимальным шагом к независимости. Он казался очень низким, но все же был на одну ступеньку выше пола. Именно с этого шага его преемники, московские князья, смогли проводить свою политику партнерства с Золотой Ордой, которая не только шаг за шагом свергла Орду, но и дала им возможность претендовать на свое политическое наследие.

Можно ли назвать Александра политологом высшей пробы? Можно сказать, что его вел Святой Дух или, если кому-то проще, что у него была незаурядная интуиция. Однако он действительно чувствовал перспективы развития России именно в том направлении, которое выбрал. Траектория его путешествия через 600 или 700 лет свернула в пределы Российской империи. Его вектор движения совпадал с вектором движения России как государства и даже с движением русских как народа, которые двигались в этом направлении еще до того, как были декретированы правительством. Принятие князем своего факта открыло дорогу его потомкам.

Смирение как победа – этому учит нас Александр Невский. Человек не видит своих побед, а только получает оскорбления от своих соседей, которым приходится разделять с ним его унижение, которые не понимают и видят только позор. Дальние потомки, напротив, почти не в состоянии увидеть, как вообще возникло их великое наследие. В данном случае такое многолетнее общественное почитание благоверного князя Александра обусловлено инстинктом и верой русского народа в то, что он не выдержал татарского ига и не расширился на восток сам по себе и не соединился с Сибирью. все само собой. Все имеет свою первопричину и перводвигатель, своих героев и своих святых.

Выдержка из русского

Епископ Феоктист: «Перспективы православного миссионерства в Америке очень многообещающие»

Епископ Феоктист: «Перспективы православного миссионерства в Америке очень многообещающие»

В советское время на Руси о князе Александре Невском чаще говорили как о полководце и дипломате, отводя его духовную жизнь на обочину. И мало кто в ту эпоху знал, что, когда Александр Невский на обратном пути из Золотой Орды почувствовал, что вот-вот должен уйти из этой жизни, он принял великую схиму в монастыре волжского города Городца. Но если бы он не преставился так скоро, то стал бы схимонахом Алексием, а не великим князем Александром Невским. Как святой vita свидетельствует, что когда на похоронах митрополит Кирилл подошел ко гробу, чтобы вложить в руку усопшего разрешительную молитву, рука князя протянулась, как живая, чтобы схватить ее. После того как митрополит сообщил народу о том, чему он был свидетелем, многие стали призывать князя Александра в своих молитвах, и в 1547 году он был прославлен в лике святых. В 1724 году, в царствование Петра I, относившегося к нему с большим благоговением, мощи святителя были перенесены из Владимира в Петербург, для чего была построена Александро-Невская лавра.

Нынешний 2021 год – 800-летие со дня рождения святого – объявлен Годом Александра Невского в России, в честь святого, которого Святейший Патриарх Кирилл назвал «примером соединения силы и святости в индивидуальный.»

Согласно [русскоязычному] Каталогу православного зодчества, в мире насчитывается 1324 храма благоверного князя Александра Невского; за пределами России их можно встретить в Сербии, Словакии, Ухане в Китае, Белоруссии, Грузии и Болгарии, что свидетельствует о том, что святой Александр Невский по праву почитался как «Имя России». В США есть три церкви, посвященные святому Александру. Все три находятся в восточной части страны: в Русской Зарубежной Церкви – Св. Александро-Невский собор в г. Хауэлл, шт. Нью-Джерси, и Св. Александро-Невский храм-памятник в г. Ричмонд, шт. Мэн; в Православной Церкви в Америке – Свято-Александро-Невский епархиальный собор в Питтсбурге, Пенсильвания.

В воскресенье, 12 сентября, когда Православная Церковь празднует Перенесение мощей св. Александра Невского, в Хауэлловском соборе прошли торжества в честь святого, собрав духовенство и верующих из нескольких государств. Одним из гостей мероприятия был епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов).

Св. Александр Невский был частью жизни епископа Феоктиста с самого момента его прихода в Церковь. Путь к Богу начал сторожем и иподиаконом в Александро-Невской церкви в Ижевске (Удмуртия), где также был рукоположен во диакона; среди прочего, он также служил в Александро-Невской церкви во время службы в армии и был возведен в архимандриты в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Наконец, он был назначен правящим архиереем Переславль-Залесской епархии.

Кроме того, как вспоминал Его Преосвященство здесь, в Америке, в центре Нью-Йорка, его дед по отцу, Николай Миронович, родился в Александро-Невском районе Рязанской области.

– Все мои предки по отцовской линии были выходцами из села Бурминка Александро-Невского района Рязанской области. В том селе еще много людей с такой фамилией, возможно, родственники. Но мои предки не были священнослужителями; фамилия связана с землевладением. Они были монастырскими крепостными и, как следствие, принадлежали настоятелю, игумен монастыря.

– Ваше Преосвященство, на протяжении веков русский народ обращался к иконе святого князя, находя в нем опору и надежду. Как вы ощущаете в своем сердце присутствие св. Александра Невского?

– Мне трудно забыть его, как и представить свою жизнь в Церкви без Святого благоверного князя Александра Невского. Он присутствует в моей жизни, как воздух. Переславль – центр нашей епархии. Именно здесь в 1221 году родился Александр Ярославич, здесь же он был крещен в Спасо-Преображенском соборе, который стоит и по сей день.

Почему он взял меня под свою опеку я не знаю, но само собой разумеется, что я постоянно чувствую его поддержку. Для меня сейчас важно его знание, как плыть против течения, как избежать мейнстрима, не спускать глаз с цели и понимать свои приоритеты и, несмотря ни на что, двигаться к этим целям. Это важно, потому что в настоящее время мы подвергаемся мощному давлению со всех сторон. И молю благоверного князя, чтобы мне не быть одному, чтобы ничего не бояться. Сомнения бывают, но святой князь Александр Невский вселяет в меня надежду и защищает меня.

– Три года назад вы были назначены правящим архиереем Переславско-Залесским…

– До этого я служил викарным архиереем в Волгоградской епархии. Волгоград также связан с жизнью святого Александра Невского. Недалеко от него располагалась ставка хана, туда и ездил благоверный князь. Совсем недавно Святейший Патриарх Кирилл освятил здесь собор в честь святого Александра Невского. Правда, я был там недолго, но принимал участие в жизни епархии, и хотелось бы надеяться, что я способствовал, хотя бы в какой-то незначительной части, созданию нового собора. Как минимум, я принял участие в освящении его колоколов.

– Вы путешествовали из Волгограда на родину Александра Невского. Какой самый важный памятник в епархии сегодня относится к святому?

– Конечно, это будет единственный в своем роде белокаменный Спасо-Преображенский собор, построенный в XII веке. Это один из древнейших сохранившихся до наших дней храмов в России, являющийся памятником архитектуры государственного значения. При реставрации собора было обнаружено несколько фрагментов древнерусского дотатарского граффити. Мы обслуживаемся там несколько раз в год.

Собор производит сильное впечатление своими размерами, строгостью и величием. Это видение красоты, которое мы, к сожалению, утратили. Вроде бы сегодня мы все строим правильно, но этим сооружениям не хватает той простоты и величия, которыми они когда-то обладали.

Архитектура остальных старинных сооружений епархии относится к временам правления царя Ивана Грозного. Насколько я знаю, наш Свято-Никотиевский монастырь является старейшим в Российской Федерации. В этом году ему исполнилось 1011 лет.

Когда живешь и служишь в Переславле, привыкаешь к старине. Этот собор построил царь Иван Васильевич, его реставрировали, а я его переосвятил. Его построил царь, и я благословляю его, это наше рабочее партнерство. Я шучу, конечно. Важно то, что, живя в атмосфере старины, ты не привыкаешь к ней и не принимаешь все вокруг себя как должное, потому что все это чудо. И это чудо, что у нас есть возможность молиться в этих храмах. Это чудо, что я, мальчик из Удмуртии, старейшему зданию которой всего 200 лет, теперь имею возможность служить в церковных святынях, которые сложно представить там, откуда я родом.

– В вашей епархии также есть Александро-Невский собор. Какие торжества прошли там ?

– Наш Александро-Невский храм епархиальный, входит в состав комплекса Владимирского собора иконы Божией Матери, построен в 1740 году. В 1929 году храм был закрыт, а в 1998 году вновь начал функционировать. Все торжества юбилейного года мы согласовали с областной администрацией, и торжества в нашем регионе прошли 11-12 июня. Это были праздничные богослужения, выставки, народные гуляния, и все это с участием правительства Ярославской области. В результате я мог свободно ездить сюда на торжества в Александро-Невский собор в Нью-Джерси.

– Каковы ваши впечатления от застолья в американской церкви?

— Самые лучшие и яркие. Отрадно видеть так много православных людей. Я знаю, что многие храмы в Нью-Джерси и Пенсильвании отменили свои службы, чтобы духовенство и прихожане могли прийти в собор. Чувствовалось также, что это большой, действующий приход с большим количеством духовенства и прихожан; да и сам приход по американским меркам довольно старый – в этом году ему исполнилось 85 лет со дня основания.

Неформальное общение с архиереями и духовенством также было теплым и радостным.

Почему я подчеркиваю количество людей? Потому что в России наши соотечественники вообще не понимают, сколько православных, в том числе православных русской традиции, в Америке. Многие думают, что это всего лишь горстка людей, но на самом деле православных здесь очень много. Я даже думаю – исходя только из собственных наблюдений, допустим, – что количество людей (не в процентах) в Америке, регулярно принимающих участие в Таинствах, исповедующихся и причащающихся, сравнимо с таковым в России.

Я был на приеме в Пенсильвании, и местный американский журналист спросил меня, какие перспективы я вижу для Православия в Америке. Я ответил ему и, возможно, сбив его с толку, сказал, что по нашим расчетам через 50 лет вся Америка будет православной. Я пошутил, конечно, потому что я не занимаюсь миссионерской деятельностью в Америке и ничего подобного знать не мог, но на мой дилетантский взгляд перспективы православного миссионерства в Америке кажутся очень многообещающими.

Здесь есть хорошая база – люди, выросшие протестантами и знающие Священное Писание, хорошо реагируют на знакомство с исторической христианской традицией. Никаких негативных предубеждений против Православия у них нет. Меня вдохновляет и радует то, что есть континент, где, несмотря на внутренние проблемы, есть очень многообещающие перспективы для миссионерской работы. Количество американцев, не имеющих никакого отношения к России, но посещающих православные храмы, и количество американцев, которых я видел [в церкви] в Нью-Джерси, подтверждают мой оптимистичный взгляд на православие в США

Мне очень нравятся приходы, которые я посещаю в США, о. Мы с Серафимом Ганем дружим, и мне нравится Свято-Серафимовский приход в Си-Клиффе, где я несколько раз служил, когда еще был священником. Мне тоже нравится о. Свято-Богоявленская церковь Виктора Болдевскула в Бостоне. Это живые и действующие христианские приходы, а также образовательные центры.

Еще мне нравятся приходы Православной Церкви в Америке; мой друг служит в одном из них, в Орландо. Мне нравятся просветительские издательские проекты Свято-Владимирской семинарии. Каждый раз, когда я приезжаю в США, я стараюсь остановиться там, чтобы купить книги.

– Ваше Преосвященство, познакомьте нас с вашей епархией. Какая там жизнь?

– У нас много святынь и реликвий, много древних памятников, много святых. В то же время наша епархия является одной из деревень и относительно небогата в финансовом отношении. У нас около 170 священников обслуживают стотысячное население, но это действительно священники-аскеты, которые большей частью «служат Иисусу, а не чреву своему» (ср. Римлянам 16:18). Это мужчины, которые меня вдохновляют, на которых я равняюсь. Они делают замечательную работу и многому учат меня в плане веры и нравственности. И самая главная характеристика нашей епархии – это замечательные, замечательные священники. Может быть, кому-то они покажутся совсем простыми, может быть, некоторые из них необразованны, но это люди без задней мысли, очень искренние, в которых нет лукавства.

Наши монастыри сильно отличаются друг от друга. В наших монастырях трудятся в основном вдовы; молодых монахинь не так много. Наши мужские монастыри менее многолюдны. Впрочем, это меня даже радует, потому что для того, чтобы попасть в монастырь, нужно принять особую форму. Пусть молодые люди живут, чувствуют себя; ведь наряду с монашеской жизнью начинаются серьезные искушения, реальность и силу которых тот, кто не является монахом, не может ни понять, ни даже поверить. К этому нужно быть готовым, потому что, если хоть немного уступишь в своих молитвах, можно в нравственном смысле быть полностью разорванным.

Наш монастырь является паломническим и туристическим центром, и у монахов и монахинь есть возможность и желание трудиться на этом поприще.

Наши монастыри также являются центрами социальной работы, и все значимое, что происходит в епархии, происходит в монастырях. Для меня очень важна работа Свято-Феодоро-Стратилатского женского монастыря: они работают над созданием Центра Святителя Луки Крымского. Девять лет святитель провел в Переславле-Залесском, где был главврачом местной больницы.

Когда меня назначили в Переславль, эти здания были заброшены. Мы их забрали и сейчас готовимся к ремонту. Планируем открыть центр паллиативной помощи на 10-15 коек на базе филиала Московской психиатрической больницы им. Н.А. Алексеева.

В Свято-Троицком районе. Данилов монастырь, благодаря настоятелю, оказывается материальная помощь большому количеству людей. Мы стараемся делать упор на социальную и гуманитарную помощь, так как это сельская местность, так как люди у нас небогатые, а некоторые даже на грани бедности. У нас нет изобилия, но у нас есть чем поделиться, и мы стараемся не пренебрегать нуждающимися.

– За время службы в епархии Вы совершили 32 диаконские и иерейские хиротонии. Какие качества вы ищете, когда посвящаете кого-то?

— Самое главное, чтобы мужчина был добрым. Я не посвящаю подлых людей. Сейчас в мире столько негатива, столько зла и агрессии, и когда человек приходит в Церковь, его должны встречать добрые люди. Может быть, не идеальный, но добрый. Я думаю, что наш мир очень нуждается в доброте. Строгости много, а доброты, человеческого тепла и понимания часто не хватает. Я стараюсь, чтобы наши священники были такими людьми, от которых не хочется убегать, но к которым хочется подойти и поговорить.

– Ваше Преосвященство, каким вы видите будущее своей епархии?

– Я хотел бы, чтобы священнослужители и я сам продолжал с хорошим настроением их образование и обучение, написание академических работ; чтобы у нас не было нищих священников, особенно многодетных; чтобы у нас была налаженная система реставрации и реконструкции церквей и памятников архитектуры. Для нас это предметы первой необходимости.

– Да поможет вам Бог, Ваше Преосвященство, вашему духовенству и верующим на родине святого Александра Невского!

Интервью Татьяны Веселкиной
Фото автора и личный архив епископа Феоктиста

00000

Нью-Йорк: В Неделю 3-ю по Пятидесятнице митрополит Николай совершил Литургию в Синодальном соборе

00001

Помпано-Бич, Флорида: Митрополит Николай совершил богослужение в храме св.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *