Свобода и необходимость в человеческой деятельности — примеры
Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
Все мы — свободные люди. Можем заниматься любимым делом, выбирать, какую музыку слушать и в какой вуз поступать. Но на самом деле не всё так просто. Не зря философы столетиями размышляют над вопросом свободы воли человека. В этой статье мы расскажем, что известно о свободе и необходимости в человеческой деятельности с точки зрения обществознания. А ещё — познакомим с двумя полярными концепциям о ней.
Что такое свобода
В статье «Деятельность человека» мы уже рассматривали виды человеческих активностей и то, что может нас на них мотивировать. Однако с этим понятием связано и ещё одно, не менее важное.
Свобода — это возможность человека самому выбирать вид деятельности, следуя своим желаниям, интересам и целям, которые формируются в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества.
Свобода — понятие с философскими корнями. Оно существует с эпохи Ренессанса, но по-настоящему ломать голову над вопросом свободы люди начали гораздо раньше. Сегодня же под этим термином мы понимаем личный выбор человека в том, какой образ жизни ему вести, как участвовать в экономике общества и т. д.
При этом варианты этого выбора зависят от многих социальных факторов. На схеме ниже мы перечислили их все.
Что может ограничивать свободу
Личная ответственность — перед собственными моральными принципами, законом и другими людьми — это один из факторов, которые ограничивают свободу человека. Кроме неё есть и другие, например, свобода окружающих.
Пример № 1.
Предположим, вы захотели громко послушать музыку ночью. Сделать это — ваш личный выбор. Но важно помнить, что этим вы ущемите право других людей на здоровый отдых ночью.
И если вы всё-таки решите сделать этот выбор, то ощутите на себе все тяготы ответственности. Это будет осуждение со стороны ваших соседей и штраф за нарушение общественного порядка, если они решат вызвать полицию. А ещё к санкциям может подключиться ваша совесть. Например, если вам станет стыдно за то, что вы разбудили среди ночи соседского грудного ребёнка.
Проверьте себя
Придумайте ещё несколько примеров ситуаций, в которых выбор одного человека может ограничить свободу окружающих. Предположите, какие виды ответственности будут ждать нарушителя в каждом из этих случаев.
Во время ответа не забывайте опираться на материалы этой статьи.
Твоя пятёрка по английскому.
С подробными решениями домашки от Skysmart
Связь между свободой и необходимостью в человеческой деятельности
Свободен человек выбирать или всё вокруг нас подчиняется судьбе — фундаментальный вопрос философии. Одни считают, что мы вольны сами направлять свою жизнь, другие же — что любой наш выбор — это результат необходимости.
Необходимость — это закономерное развитие событий, которое обязательно должно произойти в конкретных условиях.
Но это лишь одна из точек зрения на необходимость. В этом ключе человек несвободен — он лишь подчиняется обстоятельствам. А то, что должно случиться, непременно произойдёт даже вопреки нашей воле.
Но есть и другие. Например, в христианстве принято считать, что человек свободен выбирать лишь между добром и злом. Другие же философы говорят о том, что необходимость связана с законами природы, которые мы не можем изменить, а можем лишь подстроиться под них, т. е. вынужденно сделать выбор.
Пример № 2.
Рассмотрим, к примеру, природные катаклизмы. Япония — страна, в которой настолько часто случаются землетрясения, что местные жители уже давно перестали обращать на них внимание. А всё потому, что их общество приспособилось к особенностям географического расположения, из-за которого их постоянно «трясёт».
У японцев был выбор — адаптироваться к природе или позволить катастрофам уносить жизни людей. И они выбрали первое — начали строить здания так, чтобы те стали устойчивы к подземным толчкам. Сегодня многие высотки Японии содержат внутри специальный «экзоскелет» с амортизаторами. Из-за них кажется, что во время землетрясения здание шатается из стороны в сторону. Выглядит это страшно, но на деле дома остаются безопасными.
Фатализм и волюнтаризм
Размышления философов на тему свободы и необходимости в деятельности человека привели к образованию двух противоположных концепций: фатализма и волюнтаризма.
Фатализм — это концепция мировоззрения, согласно которой свобода — это познанная необходимость, и все процессы в мире, в т. ч. человеческий выбор, ей подчиняются.
Если говорить проще, это учение о том, что будущее предрешено, а выбор самого человека в этом будущем не играет никакой роли.
В рамках этой концепции принято считать, что случайности не случайны и в жизни людей нет и не может быть иных возможностей, кроме тех, что уже предопределены. Но в таком случае и сам человек представляется не как свободная личность, а как лишённый выбора механизм. И программу для него задаёт судьба, рок или высшая сила.
Пример № 3.
Яркий пример фатализма показывает гомеровская «Илиада». В ней Зевс взвешивает на чаше весов судьбы Гектора и Ахиллеса, и понимает, что Гектору не победить в этом сражении. И тогда он предлагает богам защитить его, но Афина отвечает, что его судьба уже предрешена.
Так Гомер показывает, что даже всемогущий бог, ведающий миром, не может пойти против судьбы.Волюнтаризм — это концепция мировоззрения, согласно которой человеческая воля берёт верх над всем сущим.
Это учение признаёт волю человека как двигатель всех процессов в мире и единственно верную ценность. Согласно этой концепции люди вольны сами направлять свою судьбу, т. е. поступать так, как хочется. При этом такая воля ничем не ограничена. А значит, желания человека постоянно пересекают границы других людей и здравого смысла.
Пример № 4.
Римского императора Калигулу принято считать одним из самых ярких волюнтаристов в истории человечества. Жестокий и беспринципный правитель желал стать богом и подчинить своей воле все мыслимые и немыслимые законы, например экономические механизмы.
Калигула обожал купаться в роскоши и регулярно запускал руку в государственную казну. А когда экономика страны зачахла, он придумал «волшебную» экономическую модель — приказал использовать раковины моллюсков вместо денег. Разумеется, план не сработал, т. к. не имел ничего общего со здравым смыслом.
Проверьте себя
Подумайте и назовите несколько примеров проявления фатализма и волюнтаризма из литературы, кинематографа или истории.
Проверьте себя
Давайте узнаем, хорошо ли вы разобрались в понятии свободы и формах её взаимодействия с необходимостью. Выполните задания ниже — это поможет вам узнать, стоит ли изучить тему ещё раз.
Задание № 1
Прочитайте утверждения ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет.
Общество согласно в том, что все люди свободны, и ничто не может ограничивать их волю.
На варианты выбора, которые доступны человеку, влияет степень развития общества.
Свободу человека ограничивают закон, общественное мнение и его собственная совесть.
Фатализм учит, что сила воли приводит в движение всё в мире вокруг нас.
Одна из трактовок необходимости связана с тем, что человек вынужден делать выбор, подчиняясь законам природы.
Задание № 2
Тема свободы и необходимости в человеческой деятельности встречается на ЕГЭ по обществознанию. Надеемся, эта статья помогла вам разобраться в ней. А если нет, продолжайте изучать её на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart! Наши преподаватели помогут разобрать вопрос свободы личности на ярких примерах и запомнить все определения без зубрёжки. Вводный урок — бесплатно!
Алёна Федотова
Автор Skysmart
К предыдущей статье
Социальные права человека
К следующей статьеДевиантное поведение
Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Свобода личности, её сущность и условия реализации
Одной из неоспоримых общечеловеческих ценностей является свобода. Её значение велико в силу той роли, которую она выполняет во всех сферах жизни людей, во все периоды социальной истории. В истории философии проблема свободы традиционно сводилась к решению вопроса о том, обусловлены ли или нет намерения человека и его поступки. И в данном вопросе обозначилось два подхода в его решении. Детерминистский подход, идущий от Спинозы, в утверждении причинной обусловленности и необходимости видит единственное основание свободы человека. Свобода, по мнению Спинозы, состоит в том, чтобы принять, осмыслить, истолковать внешнюю детерминацию как внутреннюю необходимость, а значит как свободу. Другой подход — индетерминистский — связан с непризнанием роли необходимости и стремлением освободиться от её влияния на человека. Если Спиноза, а затем Гегель считали, что необходимость становится свободной по мере того, как она познаётся, то для индетерминистов, как например Шопенгауэра, наоборот, свобода связана со всем бытием и сущностью самого человека.
С детерминистской и индетерминистской трактовками свободы в известной степени связано различение положительной и отрицательной свободы. Положительная свобода рассматривает свободу как проявление сущностных характеристик духовности человека, его бытийности. Свобода в положительном смысле есть сознательный выбор человеком варианта своего поведения. Выбор избавляет человека от колебаний и делает его свободным для осуществления своих целей. Выбор осуществляется не только в соответствии с внешними обстоятельствами, но прежде всего в согласии с внутренними устремлениями. На осуществление выбора существенное влияние оказывает уровень развития личностных качеств человека, к которым относятся: наличие развитых представлений о свободе и ценностных ориентаций, направленных на осмысление места своей личности и своего бытия в мире других людей; степень осознания ситуации и тех ограничений, которые допускает человек по собственной воле, соотнося их со своими целями, применяемыми средствами; наконец, выбор оптимальной формы деятельности, основанной не на страстях, а на доводах разума.
Формами проявления свободы выступают: творчество, риск, игра. Бердяев, например, утверждал, что свобода в положительном своём выражении и утверждении и есть творчество. Творчество означает способность человека выйти за пределы наличной ситуации. Оно предполагает наличие у человека умения сделать выбор в пользу нового. Риск также может быть представлен как форма проявления свободы человека, основанной на преодолении неопределённости в ситуации неизбежного выбора. Риск представляет собой деятельность индивида, реализуемую несмотря на осознаваемую опасность или возможность неудачи в неопределённой обстановке, в надежде на успех. Осуществляя рискованную деятельность человек по существу имеет только две возможности: прекратить начатое деяние, если он понял, что её дальнейшее продолжение приведёт к провалу; либо скорректировать свои действия. Поэтому люди не всегда пугаются пускаться в рискованную деятельность. Риск, таким образом, предстаёт как деятельность, связанная с преодолением неопределённости в ситуации выбора. Игра – специфическая форма проявления свободы человека. В игре индивид, развивая свои способности, достигает состояния свободы. С давних пор человек искал в игре отдых от проблем повседневности. Карнавалы и всевозможные забавы являлись для людей средством осуществления компенсаторских функций, своего рода царством социального равенства, где все обладают равными правами и полной свободой. Непринудительный характер её правил, то есть присутствие элемента произвольности, недетерминированности, означает допущение возможности иного выбора. Свобода, присущая игре, заключена в наличии свободного выбора. Наличие выбора имеет то значение для человека, что он оказывается свободным от предрассудков, фетишистских представлений, которыми заполнена повседневность.
Отрицательная свобода исходит из игнорирования каких-либо препятствий для деятельности и поведения человека. Свобода в этом смысле есть способ устранения ограничений для индивидуальной деятельности, а степень наличной свободы рассматривается как мера реализации индивидуальности. Идеи отрицательной свободы составляют самую суть теории и практики такого представительного общественно-политического течения как либерализм. Со времен Дж. Локка и А. Смита – идейных вдохновителей либеральной идеи – утверждается, что жизнь человека есть его частное дело в достижении материального благополучия. Принцип свободы составляет главное условие суверенитета личности, реализации его наклонностей и материального процветания. Индивид, естественно стремящийся к материальному процветанию и свободный в реализации своих интересов, творит личное благополучие и богатство. «Вмешательство» государства в деятельность таких индивидов в виде «планирования», «государственного регулирования» означает попадание человека в зависимость от него при выборе средств для достижения своих личных целей, ведь именно оно в соответствии со своими приоритетами определяет, что и сколько производить, кому какие блага предоставлять. Сужается не только свобода потребительного выбора, но и свобода выбора профессии, работы, места жительства. Это означает размывание и исчезновение запрещенной законом сферы частной жизни, где человек был полновластным хозяином принимаемых им решений.
Безлепкин Н.И. Методическое пособие для подготовки к экзамену по философии
Главная страница =>философия=> к оглавлению
Ролло Мэй: экзистенциальная психология — UB Мишель Бадильо
Ролло Риз Мэй родился 21 апреля 1909 года в Ада, Огайо, первый сын из шести детей, рожденных Эрлом Титтлом Мэем и Мэти. Боутон Мэй. В детстве Мэй не был особенно близок ни с одним из его родители, которые часто спорили друг с другом и в конце концов расстались. Может объяснил свои два неудачных брака непредсказуемым поведением матери и к психотическому эпизоду его старшей сестры. В 1946, май открыл свой собственный частную практику и через 2 года поступил на факультет Уильяма Алансона. Белый институт. Он получил докторскую степень по клинической психологии в Колумбийском университете. Университет. До получения докторской степени Мэй прошел глубочайшую опыт его жизни. Когда Мэй научился слушать свое тело, он обнаружил что исцеление является активным, а не пассивным процессом. Человек, который болен, будь физиологически или психологически, должен быть активным участником терапевтический процесс. После того, как Мэй оправился от болезни, он написал свой диссертацию на тему тревоги и в следующем году опубликовал ее под название
Что такое экзистенциализм? Во-вторых, экзистенциализм выступает против раскола между субъектом и объект. люди одновременно субъективны и объективны и должны искать истину путем живя активной и подлинной жизнью. В-третьих, люди ищут смысл своей жизни. Они спрашивают (хотя и не всегда сознательно) важные вопросы, касающиеся их бытия. В-четвертых, экзистенциалисты считают, что в конечном итоге каждый из нас несет ответственность за за то, кто мы есть и кем мы становимся. В-пятых, экзистенциалисты в своей основе антитеоретики. Им, теории еще больше дегуманизируют людей и превращают их в объекты. Основные понятия Бытие-в-мире Экзистенциалисты принимают Феноменологический подход к пониманию человечества. Для них мы существуем в мир, который лучше всего можно понять с нашей собственной точки зрения. Основное единство человек и среда выражены немецким словом Dasein, значение существовать там. Следовательно, Dasein буквально означает существовать в мире и обычно пишется как бытие-в-мире. Отчуждение — болезнь нашего времени, и она проявляется по трем направлениям: (1) отделение от природы, (2) отсутствие осмысленного межличностные отношения и (3) отчуждение от своего подлинного Я. Таким образом, люди переживают одновременно три модуса своего бытия-в-мире: Umwelt, или окружающая нас среда; Mitwelt, или наши связи с другими людьми; и Eigenwelt, или наши отношения с нашим себя. Небытие Бытие в мире требует осознания себя как живое, возникающее существо. Это осознание, в свою очередь, приводит к страху не бытие: то есть небытие или ничто.
Тревога Он существует, когда человек сталкивается с проблемой выполнения своих возможности. Это противостояние может привести к застою и упадку, но может также приводят к росту и изменению. Нормальный Тревожный Май (1967) определил нормальный тревога как то, «которое соразмерно угрозе, не влечет за собой репрессии, и может быть конструктивно противостоять на сознательном уровень». Невротическая тревога Май (1967) определил невротический тревога как «реакция, непропорциональная угрозе, связанная с подавлением и другие формы интрапсихического конфликта, и управляется различными видами блокировка активности и сознания». Вина Чтобы понять форму вины, которая соответствует Umwelt, вспомнить что онтологическая вина не обязательно должна проистекать из собственных действий или бездействия; оно может возникнуть из-за недостатка осознания своего бытия-в-мире. Как цивилизация развивается технологически, люди все больше и больше удаляются от природа, то есть с Умвельт. May (1958a) также называл это разделением . вины, понятие, сходное с понятием Фромма о человеческой дилемме Mitwelt. Поскольку мы не можем безошибочно предвидеть потребности другие, мы чувствуем себя неадекватными в наших отношениях с ними. Затем это приводит к всепроникающее состояние вины, которое в той или иной степени испытывает каждый из нас. Третья форма онтологической вины связана с нашим отрицание наших собственных возможностей или наша неспособность реализовать их. В других Другими словами, эта вина основана на наших отношениях с собой (9).0007 Эйгенвельт ). Опять же, эта форма вины универсальна, потому что никто из нас не может полностью реализовать все наши возможности. Этот третий тип вины напоминает вину Маслоу. концепция комплекса Ионы, или страх быть или делать все возможное.
Интенциональность
Забота, любовь и воля Мэй (1953) определил любовь как «наслаждение присутствием другого человека и подтверждение ценности и развития [этого человека] настолько, насколько свое» (с. 206). Без заботы не может быть любви — только пустота сентиментальность или преходящее сексуальное возбуждение. Май (1969b) звонил будет «способность организовать свою себя, чтобы движение в определенном направлении или к определенной цели могло занять место». Наша задача, говорил Мэй (1969b, 1990b), состоит в том, чтобы соединить любовь и волю. Задача эта непростая, но выполнимая. Ни блаженной любви, ни эгоизм будет играть роль в соединении любви и воли. Для зрелых человек, как любовь, так и будет означать протягивание к другому человеку. Оба требуют осторожности, оба требуют выбора, оба подразумевают действие, и оба требуют ответственность.
Формы любви Секс Эрос Филия Агапе Агапе — альтруистическая любовь. Это своего рода духовная любовь, несет с собой риск играть в Бога. Это не зависит от поведения или характеристики другого человека. В этом смысле незаслуженно безусловный.
Свобода и судьба Свобода Экзистенциальная свобода Необходимая свобода
Судьба
Концепция мифов Мэя сравнима с идеей Карла Юнга о коллективное бессознательное в том, что мифы являются архетипическими паттернами человеческого опыт; это пути к универсальным образам, лежащим за пределами индивидуальных опыт. Как и архетипы, мифы могут способствовать психологическому росту. если люди примут их и позволят им открыть новую реальность. К сожалению, многие люди отрицают свои универсальные мифы и, таким образом, рискуют отчуждением. апатия и пустота — главные составляющие психопатологии. Мэй (1990a, 1991) считал, что история Эдипа является мощным миф в нашей культуре, потому что он содержит элементы экзистенциальных кризисов, свойственных каждый. Эти кризисы включают (1) рождение, (2) разлуку или изгнание с родителями. и дом, (3) сексуальный союз с одним родителем и враждебность по отношению к другому, (4) утверждение независимости и поиск идентичности и (5) смерть. Миф об Эдипе имеет значение для людей, потому что он имеет дело с каждым из этих пяти кризисы. Подобно Эдипу, люди удаляются от матери и отца и вызвано потребностью в самопознании. Борьба людей за самоидентификацию, однако, нелегка, и это может даже привести к трагедии, как это случилось с Эдипом, когда он настаивал на зная правду о своем происхождении. После того, как ему сказали, что он убил своего отца и женился на его матери, Эдип выколол себе глаза, лишив себя способность видеть, то есть осознавать, быть сознательным.
Психопатология
Психотерапия
· Мэй считал, что многие люди сдались часть их способности выбирать, но сама капитуляция, настаивал он, Выбор. Поэтому май должен иметь высокую оценку в измерении свободного выбора. · Хотя он иногда рисовал довольно мрачную Картина человечества Мэй не была пессимистичной. · Хотя Мэй признал потенциальное влияние детских переживаний на взрослую личность, он явно предпочитал телеологию причинность. · Мэй занял умеренную позицию по вопросу о сознательные и бессознательные силы в развитии личности. По их природе люди обладают огромной способностью к самосознанию, но часто это емкость остается паровой. · Мэй также занял промежуточную позицию по социальные и биологические влияния. Общество способствует личности главным образом через межличностные отношения. · О измерении уникальности по сравнению с сходства, взгляд Мэя на человечество определенно склоняется к уникальности. мая Акцент на феноменологии подразумевает индивидуальное восприятие и, следовательно, уникальность. личности.
· Мэй не формулировал свои взгляды в теоретическая структура, и скудость гипотез предлагается его сочинения. Экзистенциальная психология Мэя получает очень низкую оценку · экзистенциальной психологии в целом и теории Мэя. теория, в частности, должна быть оценена очень низко по этому критерию. Теория слишком аморфны, чтобы предлагать конкретные гипотезы, которые могли бы либо подтвердить, либо опровергают его основные положения. · Мэй получит средний рейтинг по организации что в настоящее время известно о природе человека. · Как практическое руководство к действию, теория Мэя довольно слабый. · По критерию внутренней непротиворечивости Мэя экзистенциальная психология снова терпит неудачу. Он предложил различные определения для таких понятий, как тревога, вина, преднамеренность, воля и судьба. Последним критерием полезной теории является экономия, и, исходя из этого стандарта, Мэй психология получает умеренную оценку.
|
Точка зрения | Ридван
Время, когда сознание становится возможным различать Личную Сущность
Мы можем увидеть ситуацию более ясно, взглянув на опыт Личной Сущности. Развитие эго-идентификаций включает процессы, эквивалентные процессу метаболизма опыта. Когда это развитие достигает определенной стадии, становится возможным завершение метаболизма и, следовательно, появление Личной Сути. Это проявление, по-видимому, является завершающей стадией процесса развития. Однако на весь процесс можно посмотреть с другой точки зрения. Можно принять точку зрения, что Личностная Сущность не является конечной стадией развития, а является платоновской формой, которая всегда присутствует в своей обычно переживаемой форме, оставаясь частью своего потенциала до тех пор, пока не будут выполнены определенные условия и она не сможет выйти в сознание. Эти условия выполняются, когда метаболический процесс достигает стадии всасывания. В это время сознание становится возможным осознать Личную Сущность. С этой точки зрения процесс, несомненно, представляет собой предмет открытия. Это напоминает процесс раскрытия бессознательного материала в психодинамической психотерапии. Окончательно возникающее эмоциональное состояние (например, подавленный гнев) не является развитием, но может быть пережито при выполнении определенных условий. С этой точки зрения Личная Сущность и все другие аспекты Бытия уже присутствуют в окончательной форме, но вытеснены в бессознательном.
Жемчуг вне цены, стр. 180
С нашей точки зрения, у Человека Духа половина Истины, а у Человека Мира другая половина , будучи понятым, раскрывает истинную природу человека. Только такое понимание увяжет раскол и разрешит противоречие. Истинное человеческое существо, то, что мы будем называть Личной Сущностью, есть разрешение противоречия. Это интеграция обеих точек зрения. С нашей точки зрения, у человека духа половина правды, а у человека мира другая половина, скрытая за отражением, принимаемым за правду.
В нашем исследовании мы обсудим некоторые из вечных истин, которые известны в некоторых духовных традициях и не раскрываются, а вместо этого хранятся как драгоценные тайны, данные только тем, кто искренне ищет. Однако иногда мы будем использовать современный язык психологии и открытия эго-психологии и теории объектных отношений, чтобы передать эти истины способом, соответствующим нашему времени. Предлагаемый нами подход можно рассматривать как радикальный с вышеуказанных точек зрения. Личная сущность , которая является предметом этой книги, не является ни «духовной», ни «мирской». Это истинный человек, личное присутствие, лишенное фальши, но не безличное. Многие духовные учения не считают это возможным, хотя это и не личность эго. Однако это то, что делает природу эго и его заботы понятными.Жемчужина вне цены, стр. 17
Проблема не в атомной энергии, проблема в нашей точке зрения
Отсутствие точки зрения не означает, что вы не предпринимаете никаких действий в отношении того, что происходит в вашей жизни. Это не значит быть пассивным в отношении того, что происходит вокруг вас. Если есть открытость, эта открытость может позволить спонтанные и позитивные действия. Кто-то спросил Далай-ламу — религиозного и светского лидера тибетского народа — об атомной энергии. Он сказал, что в ядерной энергии нет ничего обязательно положительного или отрицательного. Важно наше отношение к этому и то, что мы с ним делаем, независимо от того, придерживаемся ли мы точки зрения эго или открытого взгляда. Точка зрения определит, будет ли она положительной или отрицательной, как и все остальное — гора, солнечный свет, деньги, секс, все, что существует. Ядерная энергия может быть использована в лучших или худших целях, в зависимости от точки зрения тех, кто ее использует. Ядерная энергия может помочь человечеству. Но если ее использовать с точки зрения защитного, напуганного и жадного эго, та же самая энергия может быть использована для власти и разрушения. Атомная энергия не проблема. Проблема в нашей точке зрения.
Алмазное сердце Книга вторая, стр. 148
Личная история неизбежно предопределяет собственную точку зрения
Понять аспект Бытия объективно означает познать его с его собственной точки зрения, а не со своей собственной точки зрения, которая обязательно предвзято относится к личной истории. Объективное понимание изменяет опыт аспекта, переводя его в новое измерение Сущности. Это измерение есть объективное понимание , который мы обсуждали как Алмазное Руководство. Существуют дополнительные измерения Сущности, в которых каждый аспект реализуется в другом измерении объективности. Это трудно понять, но легко понять, когда есть непосредственный опыт. Иными словами, в процессе сущностной реализации обнаруживается не только множество различных аспектов Бытия, но также и несколько измерений, в которых эти аспекты могут быть переживаемы. Первое измерение — это то, что мы называем человеческим царством, потому что здесь наиболее легко распознаются аспекты, и они наиболее близки к обычным эмоциональным аффектам. Тогда каждый из этих аспектов может быть испытан несколькими другими способами, где аспект сохраняет свой первоначальный смысл, но переживается с другой точки зрения, что придает ему дополнительный смысл и значение или, скорее, более ясное и объективное значение.
Жемчуг вне цены, стр. 356
Только когда у вас нет точки зрения, вы воспринимаете реальность
То, как вы смотрите на реальность, определяет то, как вы ее воспринимаете. Если вы посмотрите на это с субъективной точки зрения, с ментальной конструкции, оно покажется темным и по большей части будет болезненным. Если вы посмотрите на это со свежим умом и свежим сердцем, вы увидите, что это хорошо и чувствует себя прекрасно. Чувство добра более реально и фундаментально, поскольку его существование не зависит от вашей точки зрения. Только когда у вас нет точки зрения, вы понимаете, что такова реальность. Вот почему неотъемлемая доброта реальности считается неизменной и более реальной, чем любая перспектива. Ощущение реальности, наполненной болью и страданием, с другой стороны, зависит от ваших убеждений, и хотя они существуют как часть реальности, они второстепенны по отношению к ней. Итак, мы различаем фундаментальное и второстепенное по отношению к природе реальности. Перспектива Святой Любви заключается в том, что если вы не пытаетесь так или иначе увидеть реальность, вы обнаружите, что она прекрасна, и она действительно станет чудесной. Вам не нужно ничего делать, чтобы сделать это таким образом; это так само по себе. Все, что вам нужно сделать, это расслабиться. Если мы напрягаемся и пугаемся, все выглядит негативно и становится болезненным. Так работает реальность. В конце концов, мы узнаем, что более умело видеть реальность такой, какая она есть, потому что это облегчает нашу жизнь.
Грани единства, стр. 213
Рассматривая развитие эго и духовную трансформацию как единый процесс эволюции человека
Напротив, теория объектных отношений и психология развития в целом рассматривают развитие эго как законченный процесс, а духовные учения рассматривают эго развитие либо как неправильное развитие, либо как развитие, которое должно быть заменено духовным развитием. В нашем понимании более точно и, безусловно, гораздо полезнее рассматривать развитие эго как незавершенное развитие. Правильнее, с нашей точки зрения, рассматривать развитие эго и духовную трансформацию как составляющие единый процесс эволюции человека. Человек растет и развивается, учась на собственном опыте. Трудности могут возникнуть на любом этапе этого процесса, включая «застревание» на уровне эго. До сих пор мы обсуждали личную внутреннюю эволюцию, от рождения через развитие эго до реализации Личной Сущности. Мы разовьем это понимание дальше в последующих главах и покажем, что реализация Личностной Сущности — это шаг, который ведет к реализации более продвинутых духовных состояний, таких как состояния единства или Абсолюта. Итак, это один процесс эволюции от начала развития эго до финальных стадий духовного просветления. Мы будем исследовать эту эволюцию как процесс персонализации Бытия. Так Бытие, безличное и вечное, становится личностью, человеческим существом на земле. Таким образом, процесс — это вопрос Бытия, то есть духа, который учится жить в физическом воплощении.
Жемчуг вне цены, стр. 161
Точка зрения наличия Я, Эго, это то же самое, что и Активность Реакции
Мы видим некоторые последствия точки зрения эго, верящего в себя. Эта точка зрения основана на недостатке. Всегда. Вы можете думать, что открыты для всего нового, но так ли это на самом деле? Перспектива эго — замкнутая и ограниченная точка зрения, которая не допускает каких-либо фундаментальных изменений или новых переживаний. Оно не допускает самого существования. Пока мы соотносим опыт с собой — даже если он положительный — это будет приводить к разочарованию и боли. Если вы верите, что у вас есть опыт, вы будете использовать этот опыт, чтобы улучшить себя, чтобы почувствовать себя лучше. Это означает, что когда у вас есть приятный опыт, вы боитесь его потерять и хотите повторить. Когда у вас есть болезненный опыт, вы хотите его отвергнуть, изменить. Точка зрения обладания собой, эго — это то же самое, что и активность реакции. Из-за вашего прошлого опыта вы всегда мысленно и эмоционально реагируете на свой нынешний опыт. Вы не просто испытываете то, что есть. Когда вы смотрите на гору, вы не видите гору, вы видите то, что вы думаете о горе, и что вы чувствуете по поводу горы. Вы не позволяете горе действовать на вас; вы действуете на это.
Алмазное сердце Книга вторая, стр. 139
Точка зрения эго — это то, что останавливает любовь
Вы в основе своей — открытость и чувствительность, у которой нет точки зрения, которая не ограничена никакими границами — эмоциональными, сущностными, физическими или умственный. Когда вы позволите себе быть этой открытостью и свободой, вы ощутите себя отдающим, потоком любви . Точка зрения эго — это то, что останавливает любовь и истинное изобилие, бьющее фонтаном. Фонтан не думает давать или не давать. Фонтан просто там, течет. Точка зрения, которая автоматически является ограничением, блокирует сердце. Сердце не может перекачивать свои основные соки. Пока вы верите, что вы отдельный человек с ограничениями, с отношением к получению вещей и защите себя, вы будете блокировать любовь. Любовь разрушает границы. Любовь не имеет ничего общего ни с тобой, ни со мной. Любовь — это просто деятельность этого творчества в этой открытости. Любовь есть результат свободы, свободы. Когда тело и ум не ограничены этой точкой зрения, гармония тела и ума будет выражаться в любви, изобилии. Естественным движением нашего существа является любовь. Выражением этой свободы является любовь, благость, сладость, удовлетворенность. Когда нет точки зрения, есть полная и настоящая любовь. Когда присутствует любовь, нет движения к получению или защите. Ваше тело существует как канал для этого потока любви. Любовь прольется сама собой. Открытость и любовь, протекающая через него, позволят всему случиться наилучшим образом.
Алмазное сердце Книга вторая, стр. 143
Страдание, которое мы все испытываем, исходит из ошибочной точки зрения
Страдание, которое мы все испытываем, в конечном счете исходит из ошибочной точки зрения, ошибочного восприятия. Вы страдаете не только потому, что ваша мать не любила вас, или потому, что ваш отец наказывал вас, или потому, что вы были брошены в детстве. Это нечто гораздо более фундаментальное. Ваши страдания из-за того, что ваша мать недостаточно любила вас или что ваш отец бросил вас, сохраняются только до тех пор, пока вы принимаете реальность такой, какой вы ее себе представляете. Страдание продолжается до тех пор, пока вы считаете себя человеком, который был ребенком, а теперь стал мужчиной или женщиной, с этим занятием, с этим именем и так далее. Ваше прошлое влияет на вас и определяет вашу радость или вашу боль только в том случае, если вы считаете себя тем человеком, которым вы всегда себя считали. Если вы верите, что вы ребенок своих родителей, то, очевидно, все, что произошло, повлияет на вашу жизнь и будет продолжать влиять на вас до конца вашей жизни. Когда вы считаете себя ребенком своих родителей, вы уже определили свой характер; его нельзя изменить. Вы можете освободиться от этого характера, только если вы устраните эту историю, а вы сможете устранить эту историю, только если осознаете, что это не ваша история, только если вы начнете воспринимать за пределами видимости вещей. Пока вы продолжаете оставаться ребенком своих родителей, ваша история будет продолжать определять ваш опыт. Вы по-прежнему будете особым ребенком своих родителей, с определенной историей и характером, с определенными чертами, закономерностями и проблемами.
Алмазное сердце Книга четвертая, стр. 173
Два претендента на ваше внимание: сущность и личность
Процесс освобождения себя можно рассматривать с двух взаимодополняющих и взаимосвязанных точек зрения. Первая рассматривает этот процесс как самореализацию, которая называется самоактуализацией или сущностным развитием. Другая точка зрения рассматривает процесс как освобождение или свободу. Какую перспективу вы подчеркнете, зависит от того, что вы осознаете в себе. Есть два претендента на ваше внимание: сущность и личность, ваша истинная природа и ваша приобретенная идентичность. С точки зрения сущности самореализация означает осознание или развитие своей сущности. С точки зрения освобождения процесс рассматривается как освобождение от личности.