Личностная зрелость в психологии: DSpace at Saint Petersburg State University: Invalid Identifier

Содержание

Личностная зрелость и взаимоотношения с родителями молодых людей, проживающих с ними или отдельно

Социальная психология | Мир педагогики и психологии №9 (38) Сентябрь 2019

УДК 159.9.07

Дата публикации 30.09.2019

Бондарева Олеся Вячеславовна
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар, [email protected]
Маслова Наталия Евгеньевна
студент 4 курса Кубанского государственного университета, РФ, г. Краснодар, [email protected]

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема взаимоотношений молодых людей с родителями и процесса сепарации от них. Анализируются такие характеристики личности, как личностная зрелость и суверенность психологического пространства. В результате эмпирического исследования выявлено, что у молодых людей, проживающих отдельно от родителей, более близкие и доверительные отношения с ними, а также обнаружена связь суверенности психологического пространства личности с опытом сиблинговых отношений у респондентов и связь показателей личностной зрелости с самостоятельным проживанием и наличием работы у молодых людей.
Ключевые слова: личностная зрелость, суверенность психологического пространства личности, сепарация, детско-родительские отношения

Personal maturity and relationships with parents of young people living with them or separately

Bondareva Olesya Vyacheslavovna
candidate of psychological sciences, associate professor, Department of personality psychology and general psychology, Kuban State University, Russia, Krasnodar
Maslova Nataliya Evgenievna
4 year student of Kuban State University, Russia, Krasnodar

Abstract: This article discusses the problem of the relationship of young people with parents and the process of separation from them. It analyzes such personality characteristics as personality maturity and sovereignty of the psychological space. As a result of an empirical study, it was found that young people living separately from their parents had a closer and trusting relationship with them, as well as a connection was found between the sovereignty of the psychological space of the individual and the experience of sibling relationships among respondents, a connection between personality maturity indicators and separate living and the presence of work.
Keywords: personality maturity, sovereignty of the psychological space of the individual, separation, parent-child relationships

Сепарация – важный процесс обретения автономии, самостоятельности и независимости в жизни каждого человека. Б. Мур и Б. Файн отмечают, что на каждом возрастном этапе решаются свои специфические задачи, связанные с обретением ребёнком автономии и независимости [4]. Таким образом, сепарация – процесс длительный и характерный для всех возрастных этапов.

Особое место в нём занимает переезд молодых людей из родительской семьи и начало самостоятельного отдельного проживания. Чаще всего этот важный шаг совершают именно в молодости.  Причем, как отмечает Т.И. Сытько [8], сепарация подразумевает не только факт физического расставания и отделения, но и перестройку самих детско–родительских отношений. Взаимоотношения с родителями в этот период переходят на новый уровень, однако не всегда последние оказываются к этому готовы, а в ряде случаев они, сознательно или нет, оттягивают момент расставания с повзрослевшим ребёнком. Это, на наш взгляд, может оказывать влияние на формирование личностной зрелости молодых людей.

В нашем исследовании мы будет рассматривать данное понятие в рамках конструкта «зрелая личность – инфантильная личность», где под личностной зрелостью понимается соответствие личности нормативному уровню развития в контексте актуальных социальных ожиданий и требований к ней [3].

В содержание конструкта личностной зрелости, по А.В. Микляевой, входит широкий спектр характеристик, отражающих регуляторные, когнитивные, рефлексивные и нравственные особенности человека [2]. К ним относятся адекватная самооценка, способность к саморегуляции, опора на собственный жизненный опыт и ценность этого опыта и другие характеристики. Маленкова А.Ю. и Потапова Ю.В. утверждают, что зрелой личностью может считаться только человек, гармонично завершивший процесс сепарации [1].

С.К. Нартова-Бочавер процесс сепарации личности от значимого другого рассматривает в контексте обретения личностью суверенности. Софья Кимовна совместно с коллегами определяет психологическую, или личностную, суверенность как «способность человека контролировать, защищать и развивать своё психологическое пространство, основанную на обобщённом опыте успешного автономного поведения» [6]. В одной из своих статей она делает важный вывод о том, что суверенность психологического пространства личности можно рассматривать также как один из критериев личностной зрелости [5]. Согласно автору, формирование суверенности психологического пространства происходит в конфликтном взаимодействии со взрослыми, противостоянии их давлению, что подразумевает постепенное обособление и отделение от них, т.е. сепарацию, для обретения независимости и автономии [7].

Таким образом, личностная зрелость и суверенность психологического пространства личности тесно связаны с процессом сепарации и в целом с взаимоотношениями с родителями. Важность вопросов формирования зрелости и суверенности психологического пространства личности, а также неизбежность и значимость сепарационных процессов в жизни молодых людей определяют актуальность нашего исследования.

В своей работе мы задались вопросом, различаются ли у молодых людей, проживающих совместно или отдельно от родителей, такие личностные характеристики, как суверенность психологического пространства личности и личностная зрелость. Поиск ответа на данный вопрос и является целью исследования.

Гипотеза исследования заключается в том, что существуют различия в показателях личностной зрелости и суверенности психологического пространства личности у молодых людей, проживающих раздельно или совместно с родителями.

Объект исследования: личностная зрелость и суверенность психологического пространства личности молодых людей.

Предмет исследования: различия степени личностной зрелости и суверенности психологического пространства личности молодых людей, проживающих раздельно или совместно с родителями.

В исследовании приняли участие 27 студентов в возрасте от 20 до 30 лет, среди которых 13 (11 девушек и 2 парней) проживают совместно с родителями и 14 (11 девушек и 3 парней) проживают отдельно от родителей.

Для исследования уровня личностной зрелости студентов была использована методика «Шкала самооценки личностной зрелости» А.В. Микляевой, для исследования психологического пространства личности применялся опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой–Бочавер, а также анкета, включающая в себя общие сведения об испытуемом, вопросы о раздельном либо совместном проживании с родителями, о взаимоотношениях с ними и с сиблингами, об отношении к родительским методам воспитания и другие.

В результате исследования были обнаружены значимые различия по уровню когнитивной зрелости студентов, проживающих совместно или отдельно от родителей (p≤0,05). Из этого следует, что проживающие отдельно от родителей молодые люди более ответственны и обязательны, гибко используют свой интеллект в различных ситуациях. Они более адекватно воспринимают окружающую действительность и принимают адекватные решения, опираясь на собственный жизненный опыт и его субъективную ценность. Можно предположить, что факт отдельного проживания респондентов развивает их навыки самообслуживания, а значит и чувство ответственности. Необходимость самостоятельно искать выход из различных ситуаций заставляет быть более гибкими и рациональными в своих решениях. Всё это расширяет их багаж жизненного опыта, на который они могут опираться в дальнейшем, в отличие от молодых людей, которые ещё не прошли этот этап сепарации.

Также была обнаружена тенденция к различиям по уровню суверенности временных привычек у данных групп респондентов (p≤0,1). Результаты говорят о том, что молодые люди, проживающие отдельно от родителей, лучше умеют сохранять и отстаивать свои временные границы. В их детстве, скорее всего, редко бывали ситуации, когда внезапно нарушался их привычный режим дня. В связи с этим они более склонны выбирать отдельное проживание в молодом возрасте, т.к. это позволяет им лучше защищать свои границы, не подстраиваться под режим, поведение и привычки других.

Интересно, что уровни суверенности личных вещей различаются у респондентов, имеющих или не имеющих опыт сиблинговых отношений. Так, у молодых людей, проживающих с родителями и не имеющих братьев и сестер, этот показатель выше (p≤0,05). Это может быть связано с тем, что часто в семьях с несколькими детьми им приходится делиться игрушками друг с другом,  личными вещами, одеждой. Причем порой от них требуют этого, а отказ делиться с братом или сестрой может понести за собой наказание либо осуждение. Таким образом, в психологическое пространство вещей ребёнка в семьях с несколькими детьми периодически «врываются», нарушая личностные границы, в то время как в семьях с одним ребёнком такого не происходит, т.к. он имеет больше прав и возможностей самостоятельно распоряжаться своими вещами и больше уверенности в том, что к ним без его ведома никто не притронется.

У молодых людей, проживающих с родителями и являющихся единственным ребенком в семье, выше уровень суверенности социальных связей (p≤0,1), что говорит об их более развитой способности создавать, поддерживать и развивать близкие, глубокие, интимные межличностные отношения, чувствовать и принимать ответственность за другого и за отношения с ним. У этих респондентов в детстве было больше возможностей проводить время со значимыми другими, друзьями и детьми, которые были им интересны. Это можно объяснить тем, что им не нужно было в детстве делить внимание близких с братьями и сестрами, не приходилось вмешивать сиблинговые отношения в отношения с друзьями. В результате они научились создавать крепкие связи с другими, в связи с чем не боятся отдаляться от родителей, обретать автономность, т.к. обладают уверенностью в надежности имеющихся у них связей с близкими людьми.

При этом у молодых людей, проживающих отдельно от родителей и имеющих братьев и сестёр, выше показатели суверенности физического тела (p≤0,1). Это может быть связано с тем, что в семьях с несколькими детьми выше частота физических контактов, различных прикосновений, объятий и иных тактильных взаимодействий. Поэтому молодые люди, имеющие братьев или сестер, привыкли к контактам подобного рода и не считают их вмешательством в своё пространство и нарушением границ. Можно сказать, что их физические границы сужены, поэтому непроизвольные прикосновения не вызывают у них негативных переживаний, они относятся к этому проще и снисходительнее. К тому же в связи с тем, что в семье несколько детей, внимание родителей распределяется между ними, поэтому попытки родителей, если таковые имелись, заставить ребёнка что–то сделать, надеть, съесть и т.п. имели меньшую интенсивность, а порой могли и вовсе не реализовываться до конца из–за того, что родители отвлекались на другого ребёнка и не успевали полностью контролировать каждого.

В то время как молодые люди, не имеющие братьев и сестер, в детстве были полностью в центре внимания своих родителей, которые могли жестко их контролировать в выполнении своих требований, в том числе связанных с суверенностью физического тела, например, заставлять ребёнка доедать невкусную пищу, жестче следить за положением его тела, походкой, осанкой, заставлять кого–то обнимать при встрече и т.д.

Интересные тенденции обнаружены также в сравнении выборок молодых людей, проживающих отдельно от родителей, в связи с наличием или отсутствием у них работы. Так, у работающих молодых людей выше уровни общей личностной зрелости и нравственной зрелости в частности (p≤0,1). Это означает, что живущие отдельно от родителей и работающие молодые люди более обязательны, ответственны, ориентированы на правила и нормы. Это может быть связано с тем, что на работе они вынуждены придерживаться определенных правил поведения, трудового распорядка, в связи с чем они более дисциплинированны. Они осознают свою ответственность перед собой и другими людьми, способны предвосхищать последствия своих действий, понимают важность и необходимость соблюдения правил как на работе, так и в обществе, в межличностных отношениях.

При этом у них более низкий уровень суверенности социальных связей (p≤0,1). Это говорит о том, что для них более характерно чувство отстраненности, отчужденности. Они менее склонны к поддержанию надежных, глубоких доверительных отношений с другими. Это может быть связано с отсутствием таких отношений в детстве, в результате чего выработалась неуверенность во взаимоотношениях с другими людьми, в их прочности.

Для исследования взаимоотношений молодых людей с родителями были использованы вопросы анкеты о характере взаимоотношений с ними, удовлетворенности этими отношениями, а также вопросы о том, какие стратегии и особенности поведения родителей молодые люди готовы перенять, а какие ни за что не будут использовать при воспитании своих детей.

По результатам заполнения респондентами анкеты можно заключить, что в целом большая часть молодых людей, как проживающих отдельно, так и совместно с родителями, утверждают, что они удовлетворены отношениями с ними (80%). В основном свои взаимоотношения с родителями молодые люди оценивают как близкие, доверительные, теплые, хорошие, дружеские, при этом некоторые отмечают, что отношения с матерью у них складываются лучше, чем с отцом.

В ответах на вопросы о стилях воспитания родителей молодые люди отвечали, что переняли бы у родителей заботу, поддержку, любовь, свободу выбора, дисциплинированность («Делу – время, потехе – час»), поддержку и дружеские взаимоотношения с детьми. Они не желают перенимать такие стратегии воспитания, как критика, применение физической силы, запреты, унижения и оскорбления, манипуляции и гиперопека. Некоторые отмечали отсутствие родителей в их жизни в психологическом плане (7%).

При этом молодые люди, проживающие отдельно от родителей, в половине случаев утверждали, что нет таких методов воспитания, которые они бы отказались перенимать у своих родителей. Они высоко оценивают свои взаимоотношения с родителями, уважают и ценят их стили родительского поведения, говорят о дружественной атмосфере в родительской семье и о том, что в своей хотят создать такую же. Среди молодых людей, проживающих вместе с родителями, лишь четверть дали подобные ответы.

По итогу качественного анализа анкетных данных можно заключить, что у молодых людей, проживающих отдельно от родителей, более доверительные и близкие взаимоотношения с ними. Это может свидетельствовать о том, что теплые, дружеские отношения с родителями дают молодым людям необходимую опору и поддержку для совершения такого важного шага на пути сепарации, как переезд и начало самостоятельной жизни.

Таким образом, по итогу проведенного исследования были получены следующие результаты:

у молодых людей, проживающих отдельно от родителей, выше уровень когнитивной зрелости, а также есть тенденция к более высокому уровню суверенности временных привычек;

среди молодых людей, проживающих совместно с родителями, у единственных детей в семье, выше показатель суверенности личных вещей, а также присутствует тенденция к более высоким показателям суверенности социальных связей по сравнению с молодыми людьми, проживающими вместе с родителями и имеющими сиблинговые отношения;

среди молодых людей, проживающих отдельно от родителей, у единственных детей в семье есть тенденция к более низким показателям суверенности физического тела;

среди молодых людей, проживающих отдельно от родителей, у работающих, выше уровни общей личностной и нравственной зрелости, а также имеется тенденция к более низкому уровню суверенности социальных связей;

у молодых людей, проживающих отдельно от родителей, более близкие и доверительные отношения с ними.

В целом можно сделать вывод, что при сравнении личностной зрелости и суверенности психологического пространства молодых людей, проживающих совместно или отдельно от родителей, имеется больше тенденций, чем значимых различий.

Данное исследование обнаружило связь суверенности психологического пространства личности с опытом сиблинговых отношений у респондентов, связь показателей личностной зрелости с самостоятельным проживанием и наличием работы у молодых людей. Полученные результаты могут быть полезны как самим молодым людям и их родителям для лучшего понимания ситуации и выстраивания наиболее благоприятной стратегии взаимоотношений, так и практикующим психологам, специализирующимся в вопросах семьи и воспитания, личностного роста и развития.


Список литературы

1. Маленова А.Ю., Потапова Ю.В. Феномен сепарации: определение проблемного поля исследования / А.Ю. Маленова, Ю.В. Потапова // ОмГУ. 2013. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-separatsii-opredelenie-problemnogo-polya-issledovaniya (дата обращения: 18. 06.2019).
2. Микляева А.В. Зрелость и инфантилизм личности в социальных представлениях различных поколений // АНИ: педагогика и психология. 2016. Том 5. № 4 (17). С. 473-477.
3. Микляева А.В. Шкала самооценки личностной зрелости: опыт разработки и апробации / А.В. Микляева// СИСП. 2017. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/shkala-samootsenki-lichnostnoy-zrelosti-opyt-razrabotki-i-aprobatsii (дата обращения: 15.06.2019).
4. Мур Б. Психоаналитические термины и понятия / Б. Мур, Б. Файн. – М.: Класс, 2001. – 304 с.
5. Нартова-Бочавер, С. К. Психологическая суверенность как критерий личностной зрелости / С. К. Нартова-Бочавер // Феномен и категория зрелости в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М., 2007. С. 149–173.
6. Нартова-Бочавер, С. К. Психологическая суверенность личности: генезис и проявления : автореф. дис. … докт. психол. наук. / Нартова-Бочавер Софья Кимовна. – М., 2005.
7. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии / С. К. Нартова-Бочавер. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
8. Сытько Т.И. Структура и типы родительско–детских отношений в процессе семейной сепарации : дис. … канд. психол. наук (19.00.05) / Сытько Тамара Ивановна – Москва, 2014. – 213 с.

← Предыдущая статьяФормирование опыта творческой деятельности в процессе обучения начальному курсу географии

Следующая статья →Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Расскажите о нас своим друзьям:

Подходы к определению критериев зрелости личности

Библиографическое описание:

Воюшина, Е. А. Подходы к определению критериев зрелости личности / Е. А. Воюшина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11844/ (дата обращения: 19. 11.2022).



В статье освещены подходы отечественных и зарубежных авторов к определению понятия «зрелость личности», выделению его критериев.

Ключевые слова: зрелость, зрелость личности, психологическая зрелость, отечественные и зарубежные подходы

Долгое время в отечественной психологии периоду зрелости практически не уделялось внимания. Большинство исследователей обращались к изучению вопросов детского и юношеского возраста и практически не освещали проблемы изменений личности в зрелом и пожилом возрасте. В отечественной психологии зрелость изучалась в основном с позиций профессионально-личностного развития (А. А. Деркач, Зазыкин В. Г., А. А. Бодалев и др.). Некоторые вопросы развития личности в зрелом возрасте изучались в рамках зарубежной психологии — концепции развития личности (А. Маслоу, К.Холл, Ф. Перлз и др.), возрастные периодизации Г.

Олпорта и Э.Эриксона, описание случаев из психотерапевтической практики (К. Юнг, И. Ялом, Дж. Холлис и др.). Однако и зарубежные, и отечественные исследования еще недостаточно полные и обоснованные. Сложности исследования данной проблемы вызваны неопределенностью терминологии, вариативностью взглядов на описание временных границ и характеристик этапов взрослости и конкретно периода середины жизни. В связи с этим можно считать развитие личности в период зрелости одной из самых многоаспектных и недостаточно разработанных проблем.

У авторов встречаются весьма противоречивые взгляды на зрелый возраст. Одни считают, что с началом зрелости развитие прекращается, происходит только простое изменение некоторых психологических характеристик. Так, швейцарский психолог Э. Клапаред считал, что «зрелый возраст равносилен остановке в развитии, окаменелости. В Комитете по развитию человека при Чикагском университете задачи развития никак не сформулированы именно по отношению к зрелой личности» [6, с. 51]. Скорее всего, такие представления связаны с пониманием зрелости как результата развития и одновременно его концом. Другие исследователи (как отечественные, так и зарубежные) придерживаются мнения о том, что процесс развития человека бесконечен, ведь развитие — это основной способ существования личности. Как и любой другой этап развития личности, зрелость имеет свои психологические характеристики — прежде всего это изменения физического здоровья и интеллектуальных показателей, смена семейного окружения (уход детей в самостоятельную жизнь, а зачастую и появление внуков), достижение вершин профессиональной и общественной карьеры.

Современный этап развития общества — период ускоренных социальных трансформаций — повлиял также и на траекторию жизненного пути человека. В прошлом значительную часть жизненно важных выборов (выбор образования, профессиональной деятельности, стиля жизни и др.) личность осуществляла до зрелого возраста, сейчас, чтобы успешно приспособиться к социуму, это приходиться делать постоянно.

В психологии понятие зрелость, как правило, рассматривается с двух точек зрения: как возрастной этап и как уровень развития. Случается и так, что зрелый возраст не является показателем психологической зрелости человека. Отсюда появляется важный вопрос: определение объективных критериев зрелости человека.

В данной работе мы попытаемся сделать анализ подходов к определению критериев зрелости личности с точки зрения отечественных и зарубежных ученых.

Зарубежные психологи рассматривают феномен «зрелость личности» как набор определенных характеристик: способность к саморегуляции, стремление к осознанности, ответственность, независимость, самостоятельность, свобода выбора, стремление к самосовершенствованию, креативность, активная жизненная позиция, понимание и принятие других и себя.

Так, например, по мнению Э. Торндайка, зрелость рассматривается с позиции здоровья личности, адекватной реакции на стимул. В психоаналитической теории З. Фрейда также опора идет на физиологическое состояние: здоровье — нездоровье личности (невроз).

Согласно периодизации психического развития по З. Фрейду зрелый человек находится на генитальной стадии — завершающем этапе в биологическом созревании психического и сексуального развития. Основными характеристиками этого периода выступают: активность, самоопределение, планирование и создание своей семьи, конструктивное взаимодействие с окружающим миром. Для Дж. Андерсон — представителя когнитивной психологии — зрелая личности представляет собой осознание и понимание себя, своих положительных и отрицательных качеств, достижение высокого интеллекта, развитие в физическом и психологическом плане [2, с. 89].

В отечественной науке термин «зрелость» впервые употребляется в трудах Б. Г. Ананьева. Он является одним из основоположников комплексного подхода, в котором изучается личность, её особенности, характеристика критерии с позиции зрелости. Исследуя эту проблему, Б. Г. Ананьев указывал, что именно трудности в определении критериев зрелости способствовали в подмене понятий «зрелость» и «взрослость».

Сам ученый предлагал разделять физическую, умственную, гражданскую и трудовую зрелость.

Вслед за Б. Г. Ананьевым, А. А. Реан также предлагал выделять составляющие в понятии «личностная зрелость» — интеллектуальную, эмоциональную и личностную. А. А. Реан выделяет четыре критерия личностной зрелости, являющиеся базовыми, фундаментальными, структурообразующими: ответственность, терпимость, саморазвитие, и, интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них — позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир [7].

Отдельно стоит акмеология как научное направление, изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие личностные и профессиональные достижения на этапе зрелости. Эта наука рассматривает человека не только в психологическом аспекте, но и в социальных и профессиональных аспектах, пытаясь выяснить возможности гармонизации различных его ипостасей. В основе акмеологии лежат идеи об уникальности и ценности человеческой жизни, способности человека к творчеству и саморазвитию.

А. А. Бодалев, как яркий представитель акмеологии, определяет личностную зрелость как комплекс характеристик, образуемых в разные периоды развития человека, и, позволяющую организовать его жизнь таким образом, чтобы он успешно смог проявить себя в период взрослости. Познавательная сфера характеризуется активным отражением действительности и способность хорошо ориентироваться в ней. Продуктивно работающий интеллект, позволяет на высоком уровне объективности фиксировать все основные связи в этой действительности, беспристрастно субординировать по степени важности процессы, которые в ней происходят. При этом личностный потенциал человека определяется по социальной эффективности его поведения и деятельности [1, с. 48].

Е. Б. Штепа указывает на то, что личностная зрелость не всегда связана с хронологическим возрастом, развитие личности и индивида может идти гетерохронно и личностную зрелость необходимо рассматривать как динамическую личностную структуру, содержанием которой являются «черты личности, взаимоактивизирующие друг друга» [4, с. 24–25].

А. Ю. Маленова и Ю. В. Потапова, опираясь на работы Р. В. Овчаровой, Е. С. Штепа, Г. С. Сухобской, С. Л. Братченко, М. Р. Мироновой, А. А. Реана, Б. С. Братуся, И. С. Кона К. Витакера, В. Франкла, Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд, И. Гринберга, провели теоретический анализ взглядов этих авторов на зрелость личности [4, с. 25]. Обобщив полученные результаты, исследователями были выделены следующие критерии «зрелой личности»:

  1. ответственность
  2. гуманность, социальная направленность
  3. активность (самомотивация, умение ставить цель и следовать ей)
  4. гармоничные взаимоотношения с окружающими
  5. гармоничные отношения с собой, принятие и понимание себя
  6. независимость и свободный выбор личности, умение противостоять влиянию и зависимости
  7. целостность личности.

Подобное исследование было проведено и В. Р. Манукян [3, с. 68]. Она разделяет полученные критерии зрелости личности на интраперсональные (п. п. 1–9) и интерперсональные (п.п. 10–11):

  1. ответственность
  2. осознанность, рефлексивность
  3. направленность на саморазвитие
  4. самопринятие, самоуважение
  5. автономия
  6. жизнестойкость
  7. самоуправление и организация жизни
  8. целостность, конгруэнтность
  9. широта связей с миром
  10. толерантность, нравственное сознание, гуманистические ценности
  11. позитивные межличностные отношения — умение строить межличностные отношения.

Исходя из изучения тех же подходов, мы сформулировали свое видение критериев зрелости личности. На наш взгляд, критерии зрелости личности условно можно разделить на психологические и социальные.

Таблица 1

Критерии зрелости личности

Подразделы

Критерии

Психологическая зрелость

Мотивация

Самооценка (самоотношение)

Рефлексия

Самодостаточность

Способность к адаптации

Толерантность

Жизнестойкость

Социальная зрелость

Экстенсивность-интентивность

Социальный интеллект

Гуманистические ценности

Проведенный анализ теоретических подходов к проблеме зрелости позволяет резюмировать, что, достижение зрелости, как интегративной характеристики личности, является центральным направлением развития в период ранней взрослости. В период ранней взрослости закладывается фундамент для достижения зрелости в последующие периоды развития личности.

Литература:

  1. Брюхова Н. Г. Психология развития и акмеологизация личности зрелого человека // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2011. — № 18. — С. 46–50. (3)
  2. Горбунова О. В. К проблеме определения понятия «зрелость личности» // Вектор науки ТГУ. — 2014. — № 2. — С. 88–91.
  3. Дерманова И. Б., Манукян В. Р. Личностная зрелость: к определению психологического содержания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. — 2010 — № 4. — С. 68–73.
  4. Маленова А. Ю., Потапова Ю. В. Зрелость личности и ее критерии как предикторы изучения ситуации сепарации // Вестник Омского университета. Серия «Психология». — 2014. — № 2. — С. 21–29.
  5. Носко И. В. Психология развития и возрастная психология. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. — 131 с.
  6. Порхачева Л. В., Джус К. Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. — 2008. — № 3. — С. 51–53.
  7. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Питер, 2007. — 480с.

Основные термины (генерируются автоматически): зрелый возраст, личностная зрелость, критерий зрелости личности, развитие личности, Ананьев, достижение зрелости, зрелая личность, отечественная психология, психологическая зрелость, ранняя взрослость.

Ключевые слова

зрелость, зрелость личности, психологическая зрелость, отечественные и зарубежные подходы

Похожие статьи

зрелый возраст, личностная зрелость, критерий зрелости. ..

Подходы к определению критериев зрелости личности. зрелый возраст, личностная зрелость, критерий зрелости личности, развитие личности, Ананьев, ранняя взрослость, психологическая зрелость, отечественная психология, зрелая личность, достижение

Основные термины (генерируются автоматически):

зрелый

Подходы к определению критериев зрелости личности. Случается и так, что зрелый возраст не является показателем психологической зрелости

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

О

старости как последнем этапе онтогенеза | Статья в журнале…

Возрасты взрослости, зрелости, старости и возраст преклонных лет.

Зрелый возраст (зрелость): 30–32 — 50–55, — ведущей является профессионально-трудовая деятельность.

Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу…

Период зрелости личности иногда рассматривается как некое целевое состояние, к которому направлено социальное и психологическое развитие, а далее происходит простое изменение личностных свойств.

К вопросам о

формировании модели психического у взрослых. ..

Обнаружена связь модели психического с личностными характеристиками взрослых, а именно: стратегией

Н. И. Колесникова Развитие модели психического в период юности и зрелости [Текст]: дис. канд

Предпосылки формирования и развития оптимизма личности.

Показатели социальной и нравственной зрелости личности

Ответственность — саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности.

Психология свободы личности: анализ научных трудов XX…

Ключевые слова: выбор, жизненный выбор, ситуации жизненного выбора, взрослость.

Студент вуза как объект

психолого-педагогического анализа

В статье представлены результаты психолого-педагогического анализа студента вуза, касающиеся особенностей его личностного развития. Ключевые слова: будущее, идентичность, кризис, личность, молодежь, молодость, ранняя зрелость, ранняя взрослость

Возрастно-

психологические особенности познавательных…

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости. Некоторые специалисты [1] не выделяют этот возраст.

Интеллектуальное развитие в период ранней взрослости происходит в тесной связи с формированием личности.

К проблеме

личностного роста | Статья в журнале…

Зрелость чувств

Они являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения.

Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия.

Что такое эмоциональная зрелость? 16 Ключевые черты и советы по развитию

Когда мы думаем о ком-то эмоционально зрелом, мы обычно представляем себе человека, который хорошо понимает, кто он такой.

Даже если у эмоционально зрелого человека нет ответов на все вопросы, он излучает чувство «спокойствия посреди бури». Это те, на кого мы обращаем внимание, когда переживаем трудные времена, потому что они хорошо работают в условиях стресса.

Другими словами, эмоциональная зрелость — это когда кто-то может управлять своими эмоциями независимо от обстоятельств.

Они знают, как реагировать на сложные ситуации и сохранять хладнокровие. Это набор навыков, над которым они могут постоянно работать в течение долгого времени.

Вот ключевые характеристики и способы развития эмоциональной зрелости.

Принятие на себя ответственности

Эмоционально зрелые люди осознают свои привилегии в этом мире и попытаются предпринять шаги, чтобы изменить свое поведение.

Это означает, что вы не обвиняете других (или себя), когда что-то идет не так.

Вы обладаете духом смирения — вместо того, чтобы жаловаться на обстоятельства, вы начинаете действовать. Вы можете спросить: «Что я могу сделать, чтобы улучшить эту ситуацию?»

Проявление сочувствия

Эмоционально зрелые люди приближаются к жизни, делая как можно больше добра и поддерживая окружающих.

Вы умеете поставить себя на место другого. Это означает, что вы часто чувствуете больше заботы о других и пытаетесь найти способы помочь.

Владение ошибками

Вы умеете извиняться, если поступили неправильно. Никаких оправданий. Вы признаете свои ошибки и попытаетесь найти способы исправить ситуацию.

У вас также нет желания всегда быть правым. Вместо этого вы признаете, что у вас действительно нет «всех ответов».

Не бояться уязвимости

Вы всегда готовы открыться и поделиться своими проблемами, чтобы другие не чувствовали себя одинокими.

Вы также не заинтересованы в том, чтобы вас все время считали «идеальным».

Эмоциональная зрелость означает быть честным в своих чувствах и строить доверительные отношения с окружающими, потому что у вас нет планов.

Распознавание и принятие потребностей

Эмоционально зрелые люди могут признать, что им нужна помощь или когда они выгорают. Например, вы поймете, когда вам нужен перерыв, и будете знать, когда попросить своего начальника о выходном.

Вы также можете четко общаться со своим партнером, чтобы получить дополнительную помощь по дому.

Установка здоровых границ

Установка здоровых границ — это форма любви и уважения к себе. Вы знаете, как и когда определить черту, и не позволите другим перейти ее.

Если коллега принижает или унижает вас, вы этого не потерпите и позволите услышать свой голос.

Короче: да и нет. Есть много факторов, которые могут повлиять на уровень зрелости человека. Одним из примеров является подвергание более широкому спектру опыта в более молодом возрасте.

Одно исследование показало, что курение сигарет и употребление алкоголя также могут играть важную роль в развитии мозга подростка, в конечном итоге влияя на его взросление.

Важные части мозга, такие как префронтальная кора, которая помогает сдерживать рискованное поведение, полностью не развиваются примерно до 25 лет. Это может объяснить, почему многие эмоции подростков часто кажутся непредсказуемыми.

Тем не менее, уровень зрелости человека в большей степени зависит от его эмоционального интеллекта или от того, как он реагирует на сложные ситуации, а не от возраста.

Даже взрослые особи могут иметь низкий уровень зрелости. Вот почему вы можете встретить гораздо более молодого человека, который кажется мудрее своих лет.

Существует множество онлайн-тестов и викторин, которые помогут вам определить свой уровень зрелости. Многие из них предназначены для развлекательных целей и не являются клинически надежными или действительными.

Вы также можете начать, задав себе несколько простых вопросов, чтобы понять, где вы находитесь.

Как вы отреагировали на недавнюю стрессовую ситуацию?

Когда на работе надвигается крайний срок, как вы выражаете потребность в перерыве? Вы огрызались на коллегу или выдыхали пар в спортзале поздним вечером?

Расстраиваться из-за других и не осознавать собственные потребности — это признак того, что вам, возможно, нужно развить свою зрелость.

Как вы справились с неожиданными переменами?

Когда ваш лучший друг сообщает о новой акции или о помолвке, как вы отреагировали?

Вы пожелали им всего наилучшего и спросили, как вы могли бы помочь им отпраздновать, или вы ушли и разозлились на них за то, что они поделились подробностями?

Эмоционально зрелые люди способны выражать свою радость другим даже посреди внезапных перемен.

Вам часто все и все надоедают?

Когда ты менее зрелый, мир полон мелких неприятностей, и ты не знаешь о своих привилегиях. Подумайте, как часто в день вы жалуетесь на других или разные ситуации.

Вы выражаете благодарность или зацикливаетесь на перефразировании всего, что пошло не так? Вы видите, как у других может быть хуже?

Когда что-то идет не так, вы обычно вините себя или других?

Хотя время от времени иметь раздражительный день более чем нормально, если вы обвиняете себя или придираетесь ко всем вокруг вас, это признак того, что вы можете поработать над своей зрелостью.

Умение видеть ситуацию с состраданием к себе и нюансами — где нет ничего ни черного, ни белого — может помочь вам избежать игры с обвинением.

Научитесь определять свои эмоции

Понимание того, что вы чувствуете — будь то печаль, гнев или смущение — может помочь вам понять, почему вы реагируете именно так.

В качестве упражнения попробуйте записывать в дневник, сколько раз вас беспокоили другие люди в течение недели. Затем попытайтесь определить основную эмоцию.

Это дает вам больше информации о том, как вы можете реагировать на ситуацию и каковы ваши потребности.

Отпустить стыд

Осознание того, что мы плохо себя чувствуем, может дать нам свободу действий, чтобы измениться.

Отпустив чувство стыда, вы можете взять на себя ответственность за свою жизнь и жить по своим правилам, а не по ожиданиям других людей.

Установите здоровые границы

Быть эмоционально зрелым означает не позволять никому нарушать ваши границы.

Если вы, например, постоянно проводите время с кем-то, требующим вашего времени, установление границы показывает, что вы не пойдете на компромисс со своим самоуважением.

Не знаете, как это сделать? Ознакомьтесь с нашим руководством по защите своего эмоционального пространства.

Возьмите на себя ответственность за свою реальность

Взгляните на свою жизнь и возьмите на себя полную ответственность как за хорошее, так и за плохое. Осуществление такого рода собственности может помочь вам взять под контроль свой выбор.

Научившись распознавать совершенные вами ошибки, вы получите представление о том, как предотвратить их повторение в будущем и избежать других неверных решений в будущем.

Наблюдайте за другими с любопытством

Вместо того, чтобы реагировать, когда кто-то начинает драматизировать, постарайтесь проявить терпение и понимание того, откуда он исходит.

Интересуйтесь своим отношением к другим и избегайте осуждения их поведения. Вместо того чтобы срываться на чье-то оскорбительное замечание, вы можете решить, что пора отказаться от нездоровой дружбы.

Следуйте чужому примеру

Поиск надежного образца для подражания может помочь нам развить более высокий уровень эмоциональной зрелости.

Когда мы видим, как человек, которым мы восхищаемся, спокойно справляется с неудачей, мы с большей вероятностью будем моделировать его поведение.

Они позволяют нам увидеть, что есть лучший способ управлять своими эмоциями и как мы можем реагировать на неприятные события.

Осознание собственной ценности, а также ценности других помогает нам вести более счастливую и полноценную жизнь.

Извинения перед окружающими, признание того, что нам нужна помощь, и обращение за поддержкой — все это способы развития нашего собственного личностного роста.

Чем больше мы готовы взять на себя ответственность за свое поведение, тем больше мы находим связь и настоящую принадлежность.

Короче говоря, зрелость — это выбор, который мы все можем делать постепенно, день за днем.


Синди Ламот — независимый журналист из Гватемалы. Она часто пишет о пересечениях между здоровьем, благополучием и наукой о человеческом поведении. Она пишет для The Atlantic, New York Magazine, Teen Vogue, Quartz, The Washington Post и многих других. Найдите ее на сайте cindylamthe.com.

Что такое эмоциональная зрелость? 16 Ключевые черты и советы по развитию

Когда мы думаем о ком-то эмоционально зрелом, мы обычно представляем себе человека, который хорошо понимает, кто он такой.

Даже если у эмоционально зрелого человека нет ответов на все вопросы, он излучает чувство «спокойствия посреди бури». Это те, на кого мы обращаем внимание, когда переживаем трудные времена, потому что они хорошо работают в условиях стресса.

Другими словами, эмоциональная зрелость — это когда кто-то может управлять своими эмоциями независимо от обстоятельств.

Они знают, как реагировать на сложные ситуации и сохранять хладнокровие. Это набор навыков, над которым они могут постоянно работать в течение долгого времени.

Вот ключевые характеристики и способы развития эмоциональной зрелости.

Принятие на себя ответственности

Эмоционально зрелые люди осознают свои привилегии в этом мире и попытаются предпринять шаги, чтобы изменить свое поведение.

Это означает, что вы не обвиняете других (или себя), когда что-то идет не так.

Вы обладаете духом смирения — вместо того, чтобы жаловаться на обстоятельства, вы начинаете действовать. Вы можете спросить: «Что я могу сделать, чтобы улучшить эту ситуацию?»

Проявление сочувствия

Эмоционально зрелые люди приближаются к жизни, делая как можно больше добра и поддерживая окружающих.

Вы умеете поставить себя на место другого. Это означает, что вы часто чувствуете больше заботы о других и пытаетесь найти способы помочь.

Владение ошибками

Вы умеете извиняться, если поступили неправильно. Никаких оправданий. Вы признаете свои ошибки и попытаетесь найти способы исправить ситуацию.

У вас также нет желания всегда быть правым. Вместо этого вы признаете, что у вас действительно нет «всех ответов».

Не бояться уязвимости

Вы всегда готовы открыться и поделиться своими проблемами, чтобы другие не чувствовали себя одинокими.

Вы также не заинтересованы в том, чтобы вас все время считали «идеальным».

Эмоциональная зрелость означает быть честным в своих чувствах и строить доверительные отношения с окружающими, потому что у вас нет планов.

Распознавание и принятие потребностей

Эмоционально зрелые люди могут признать, что им нужна помощь или когда они выгорают. Например, вы поймете, когда вам нужен перерыв, и будете знать, когда попросить своего начальника о выходном.

Вы также можете четко общаться со своим партнером, чтобы получить дополнительную помощь по дому.

Установка здоровых границ

Установка здоровых границ — это форма любви и уважения к себе. Вы знаете, как и когда определить черту, и не позволите другим перейти ее.

Если коллега принижает или унижает вас, вы этого не потерпите и позволите услышать свой голос.

Короче: да и нет. Есть много факторов, которые могут повлиять на уровень зрелости человека. Одним из примеров является подвергание более широкому спектру опыта в более молодом возрасте.

Одно исследование показало, что курение сигарет и употребление алкоголя также могут играть важную роль в развитии мозга подростка, в конечном итоге влияя на его взросление.

Важные части мозга, такие как префронтальная кора, которая помогает сдерживать рискованное поведение, полностью не развиваются примерно до 25 лет. Это может объяснить, почему многие эмоции подростков часто кажутся непредсказуемыми.

Тем не менее, уровень зрелости человека в большей степени зависит от его эмоционального интеллекта или от того, как он реагирует на сложные ситуации, а не от возраста.

Даже взрослые особи могут иметь низкий уровень зрелости. Вот почему вы можете встретить гораздо более молодого человека, который кажется мудрее своих лет.

Существует множество онлайн-тестов и викторин, которые помогут вам определить свой уровень зрелости. Многие из них предназначены для развлекательных целей и не являются клинически надежными или действительными.

Вы также можете начать, задав себе несколько простых вопросов, чтобы понять, где вы находитесь.

Как вы отреагировали на недавнюю стрессовую ситуацию?

Когда на работе надвигается крайний срок, как вы выражаете потребность в перерыве? Вы огрызались на коллегу или выдыхали пар в спортзале поздним вечером?

Расстраиваться из-за других и не осознавать собственные потребности — это признак того, что вам, возможно, нужно развить свою зрелость.

Как вы справились с неожиданными переменами?

Когда ваш лучший друг сообщает о новой акции или о помолвке, как вы отреагировали?

Вы пожелали им всего наилучшего и спросили, как вы могли бы помочь им отпраздновать, или вы ушли и разозлились на них за то, что они поделились подробностями?

Эмоционально зрелые люди способны выражать свою радость другим даже посреди внезапных перемен.

Вам часто все и все надоедают?

Когда ты менее зрелый, мир полон мелких неприятностей, и ты не знаешь о своих привилегиях. Подумайте, как часто в день вы жалуетесь на других или разные ситуации.

Вы выражаете благодарность или зацикливаетесь на перефразировании всего, что пошло не так? Вы видите, как у других может быть хуже?

Когда что-то идет не так, вы обычно вините себя или других?

Хотя время от времени иметь раздражительный день более чем нормально, если вы обвиняете себя или придираетесь ко всем вокруг вас, это признак того, что вы можете поработать над своей зрелостью.

Умение видеть ситуацию с состраданием к себе и нюансами — где нет ничего ни черного, ни белого — может помочь вам избежать игры с обвинением.

Научитесь определять свои эмоции

Понимание того, что вы чувствуете — будь то печаль, гнев или смущение — может помочь вам понять, почему вы реагируете именно так.

В качестве упражнения попробуйте записывать в дневник, сколько раз вас беспокоили другие люди в течение недели. Затем попытайтесь определить основную эмоцию.

Это дает вам больше информации о том, как вы можете реагировать на ситуацию и каковы ваши потребности.

Отпустить стыд

Осознание того, что мы плохо себя чувствуем, может дать нам свободу действий, чтобы измениться.

Отпустив чувство стыда, вы можете взять на себя ответственность за свою жизнь и жить по своим правилам, а не по ожиданиям других людей.

Установите здоровые границы

Быть эмоционально зрелым означает не позволять никому нарушать ваши границы.

Если вы, например, постоянно проводите время с кем-то, требующим вашего времени, установление границы показывает, что вы не пойдете на компромисс со своим самоуважением.

Не знаете, как это сделать? Ознакомьтесь с нашим руководством по защите своего эмоционального пространства.

Возьмите на себя ответственность за свою реальность

Взгляните на свою жизнь и возьмите на себя полную ответственность как за хорошее, так и за плохое. Осуществление такого рода собственности может помочь вам взять под контроль свой выбор.

Научившись распознавать совершенные вами ошибки, вы получите представление о том, как предотвратить их повторение в будущем и избежать других неверных решений в будущем.

Наблюдайте за другими с любопытством

Вместо того, чтобы реагировать, когда кто-то начинает драматизировать, постарайтесь проявить терпение и понимание того, откуда он исходит.

Интересуйтесь своим отношением к другим и избегайте осуждения их поведения. Вместо того чтобы срываться на чье-то оскорбительное замечание, вы можете решить, что пора отказаться от нездоровой дружбы.

Следуйте чужому примеру

Поиск надежного образца для подражания может помочь нам развить более высокий уровень эмоциональной зрелости.

Когда мы видим, как человек, которым мы восхищаемся, спокойно справляется с неудачей, мы с большей вероятностью будем моделировать его поведение.

Они позволяют нам увидеть, что есть лучший способ управлять своими эмоциями и как мы можем реагировать на неприятные события.

Осознание собственной ценности, а также ценности других помогает нам вести более счастливую и полноценную жизнь.

Извинения перед окружающими, признание того, что нам нужна помощь, и обращение за поддержкой — все это способы развития нашего собственного личностного роста.

Чем больше мы готовы взять на себя ответственность за свое поведение, тем больше мы находим связь и настоящую принадлежность.

Короче говоря, зрелость — это выбор, который мы все можем делать постепенно, день за днем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *