1.3.3 Способы личностного поведения
Само понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека. Личностное существование – это существование человека как члена общества, как представителя определенной социальной группы.
Сущность личности человека проявляется в его взаимосвязях с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях, в способах поведения, т. е. в способах достижения этих целей.
Тот или иной способ поведения личности задается извне ролью / ролями, которые играет / выполняет человек. Роль – это заданный, несвободный способ участия человека в жизни общества, это система действий, поступков, которые от него ожидаются другими людьми. Статус – это место человека в социальной структуре.
Таким образом, первоначально можно предположить, что личностное поведение – это то, которое человеку навязано, это вынужденное поведение. Но это только часть правды, причем не самая большая.
Понятия статуса и роли не охватывают самой сути личности – способности человека как личности действовать свободно, самостоятельно и ответственно, т, е. выходить за пределы статусно-ролевых ограничений. Как отмечал А. Н. Леонтьев, личность есть особое образование, которое не может быть выведено из его приспособительной деятельности. Личностное поведение – это поведение по собственному, свободному выбору. Личность – это субъект свободного действия или, по выражению М. М. Бахтина, — «субъект поступания».
Понятие «поступок» как раз и включает в себя произвольное, независимое, личностное социальное действие. Поступок – это личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам.
Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору.
В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция – это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность – это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. Можно встретить и такое определение: личность – это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.Но занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В каждой точке существования вновь и вновь возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. Поэтому личность – это не раз и навсегда сформированное качество, состояние, структура или уровень.
Можно говорить об особом, личностном бытии человека. Но личностным способом человек может и не жить, а жить, например, индивидным способом.
Личностный способ бытия есть исходный уровень культурной и духовной жизни человека.
Только совершая поступки, человек может стать личностью, сформировать свое «лицо», заявить о себе, отличить себя от других лиц. Формулой личностного поведения выступает заявление человека: «Я лично!». Человек заявляет о своей собственной, полной ответственности за свои действия и поступки. Личностное бытие – это муки выбора, риск социального действия, тяготы ответственности за себя и других. А поэтому не все люди соглашаются на такой способ жизни (вспомнить можно работу Э. Фромма «Бегство от свободы»).
Самостоятельность и ответственность в социальном поведении составляют самые существенные характеристики человека как личности. Самостоятельность – это поведение с опорой на свои собственные силы. Ответственность – способность нести ответ за свои поступки перед другими, обществом, перед самим собой. В межличностном взаимодействии хорошо различима эта характеристика поведения человека. Человек, признающий свою ошибку, вызывает уважение других. А стремление уйти от ответа за собственные действия оценивается другими как внутренняя слабость, личностная недоразвитость, безнравственность.
Важно понимать, что личностное поведение всегда оценивается с точки зрения существующей морали: так принято и так не принято поступать в данном сообществе. Усвоение этих правил формирует моральность личности и моральные способы ее поведения.
Моральность личности отличается от ее нравственности. Моральность в первую очередь предполагает ориентацию на частные, исторически конкретные оценки других, сообщества. Нравственность – ориентация на самостоятельно принятые абсолютные принципы и ценности. Различение данных свойств личности и способов поведения (аморальность или моральность, безнравственность или нравственность) отчетливо проявляется в различных формах переживания человеком норм морали и нравственных ценностей. Нарушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего поведения устоявшимся в данном сообществе нормам, переживается в эмоции стыда. Стыд – это всегда стыд перед другими, страх быть осужденным окружающими людьми.
В отличие от стыда, чувство вины (совесть) представляет собой способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и руководствоваться ими. Здесь другой – это не конкретный индивид и даже не группа, а обобщенный другой, интериоризованный субъектом (для религиозного человека в качестве такого обобщенного другого может выступить Бог). Чувство вины (совестливость) – более высокий уровень социокультурного и духовного развития, связанный с обретением личностью высших проявлений индивидуальности.
Способность отстоять свою позицию, принимая себя и других, способность действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Данное качество составляет важную характеристику бытия человека среди людей.
Но и обществу, особенно в современных условиях, необходимы люди, готовые на личностный выбор, на личностное поведение, ориентация не на цивилизационные ценности (качество быта), а на культурные ценности (качество бытия). Д. С. Лихачев в конце 20-го столетия и в конце своей жизни заметил: «21-й век будет веком культуры, или его совсем не будет». Опыт освоения культуры позволяет человеку обрести представление о множественности систем значений. Осмысливая эти системы, выбирая между ними, он формирует собственные смыслы, сам (но на материале культуры) определяет линии личностного поведения.
Итак, способы личностного поведения многообразны. Их количество равно количеству индивидуальностей, помноженного на количество ситуаций их жизни. Но в целом можно говорить и личностном и безличностном (неличностном) поведении.
Возникает вопрос: почему одни активно живут на личностном уровне, противостоят жизненным трудностям, а другие пасуют перед ними, позволяя обстоятельствам определять направление своей жизни?
Необходимо отметить, что ситуация воспринимается, переживается и интерпретируется человеком в соответствии с его мировоззрением и личностным интересом, что в целом можно обозначить понятием «личностный смысл».
Истинная свобода всегда завоеванная, сделанная, добытая. О. Мандельштам это понимал лучше многих:
| Посох мой, моя свобода, Сердцевина бытия… |
|
В.П. Зинченко: «Даже первые попытки заглядывания в глубь строки и в себя влекут за собой далеко не пустяковые следствия: превращает активизм в деятельность, претворяет воду в вино, существование в жизнь, в бытие, наполняет смыслом полое слово и оживляет мертвое, помогает осознать себя суверенной личностью, манифестировать ее в поступке и многие другие, не менее интересные. Поэзия не спасает души, но размораживает их, приводит в движение».
Личность как способ существования и развития. Поступок как проявление личностной активности. Характеристика личностного бытия. Самостоятельность и ответственность личности. Моральность и нравственность. Индивидуальные личностные стратегии.
Понятие личности
29.09.2011
Индивидные свойства представляют собой природную (естественную) основу или предпосылку существования человека как биологического вида. Если бы он не был личностью и не жил в человеческом обществе, то его жизнь и поведение целиком и полностью подчинялись биологическим законам и механизмам. В этом плане он мало чем отличался бы от животных, о чем свидетельствуют результаты исследования детей, «воспитанных» среди животных.
Рассмотрим некоторые отличительные особенности индивидного и личностного поведения. Поведение животных и маленьких детей соответствует принципу доминирующей потребности, а не принципу «надо», что характерно для зрелой личности. Отношения между животными строятся на основе принципа силы, в то время как у людей они регулируются социальными нормами. Поведение животных подчинено принципу ситуативности, что выражается в повышенной зависимости от актуальной ситуации и в импульсивности. Личностное поведение надситуативно, произвольно и сознательно.
Человеческое общество живет в соответствии с определенными общепринятыми социальными нормами и правилами, которые уравновешивают интересы и желания каждого отдельного члена. Существование социальных норм является главным условием существования общества и каждого отдельного его представителя. Поэтому жизнь в обществе предполагает строгое следование социальным нормам, что в принципе исключает всякую возможность следовать законам и правилам, на которых построено поведение животных. Например, нельзя строить отношения с другими людьми на силовой основе: воровать, отнимать, убивать, грабить и т.п. Нарушение соответствующих норм карается законом. Следовательно, для того чтобы быть полноценным членом общества, человек должен уметь подчинять свое индивидное поведение требованиям социальных норм, то есть быть личностью. Человек является личностью в той мере, в какой он овладел социальными нормами и общественно принятыми способами поведения и, соответственно, своей индивидной (природной) сущностью.
Процесс формирования личности достаточно длительный, он начинается буквально с рождения ребенка. Родители и воспитатели организуют усвоение социальных норм и правил поведения в различных жизненных ситуациях, то есть воспитывают ребенка. Этот процесс идет довольно сложно и требует от ребенка больших усилий. К 17-18 годам человек усваивает большинство социальных норм и становится сформированной личностью. В зависимости от того, в какой степени человек усваивает социальные нормы и способы поведения, выделяют несколько этапов развития и уровней личностной зрелости.
Первый уровень представляет собой такое состояние, когда человек познакомился с социальными нормами и знает, как нужно строить свое поведение, но у него не сформировалась потребность в таком поведении, поэтому, в зависимости от ситуации, он может вести себя по-разному. На высшем уровне личностной зрелости человек не просто знает социальные нормы, но у него возникает потребность в социально-нормативном поведении. Только достигнув этого уровня, человек становится сформированной личностью. Личностная зрелость характеризуется наличием убеждений и механизмов совести, которые исключают всякую возможность нарушения социальных норм. На этом уровне зрелости человек сам становится носителем социальных норм и стремится активно утвердить их в реальной жизни. Критическими для тестирования (испытания) личностной зрелости человека являются ситуации искушения, в которых сталкивается его индивидная (биологическая) и личностная (социальная) сущность.
Личность представляет собой высшую стадию развития человека как целостной системы. Становление личности предполагает изменение человека во всех его ипостасях и измерениях. Особенно серьезную перестройку претерпевает его психологическая сущность. Процессу социализации и «оличностно-вения» подвергаются абсолютно все психические функции: восприятие, внимание, память, эмоции, потребности и т.д. При этом они подвергаются следующим преобразованиям.
- Из стихийных (непроизвольных) они становятся произвольными, то есть подчиненными воле человека. В таком виде их можно рассматривать как инструменты или орудия личностного бытия и как структурные единицы личности.
- Из неосознаваемых они преобразуются в осознаваемые, то есть человек начинает выделять их как очень важную часть самого себя, составляющую внутренний душевный мир.
- Из природных (натуральных) они становятся социальными (культурными). Это означает, что изменяются способы, принципы и законы их работы. Из непосредственных функций они превращаются в процессы, опосредствованные социальными нормами и правилами. Например, социализированная потребность отличается от природной прежде всего способом удовлетворения, привнесенным из социума с помощью воспитания. Именно это и делает их личностными. Социализация психических функций существенно повышает их эффективность и поднимает их на более высокий уровень. Известный отечественный психолог Лев Выготский назвал их высшими.
Принимая во внимание эти рассуждения, личность следует понимать не просто как дополнительное свойство или измерение человека, а как системообразующее качество, в соответствии с которым преобразуется вся его психологическая природа.
Ключевые слова: Личность
Источник: Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Материалы по теме |
---|
Когнитивная и социальная зрелость личности Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012 |
Личность и социальная среда Кравченко А. И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008 |
Становление личности ребенка, его системы «Я» Аверин В. А., Психология детей и подростков |
Теории личности в зарубежной психологии Карпов А.В., Общая психология |
Модель личности по Левину Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010 |
Манипулятивный (макиавеллический) тип личности Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Мировоззрение и идеалы личности Поликарпов В.А., Психология личности |
Понимание личности в психологии Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. — Психологический справочник учителя |
Личностные образовательные результаты в контексте девиантного поведения школьников //Психологическая газета
Постановка проблемы
Школа — один из важнейших социальных институтов, оказывает влияние на каждого человека, на перспективы его социального и личностного развития. В современных условиях форсированного технологического прогресса, быстро меняющегося социально-культурного мира и усложняющихся межпоколенческих отношений особенно остро встают проблемы воспитания, культурного развития личности людей подрастающего поколения. В стандартах школьного образования четко обозначены качества личности школьников, которые должны быть сформированы в процессе обучения:
- ответственное отношение к учению;
- готовность и способность к саморазвитию, самообразованию;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
- освоение социальных норм и правил поведения;
- развитие морального сознания;
- развитие коммуникативной компетентности и др.
Развитие этих качеств определено как необходимое достижение личностных результатов образования, которые обусловливают культурное развитие личности учащихся, активное сопротивление нравственному цинизму, нарушению социальных норм поведения, неуважению людей и др.
Однако, все более обостряющаяся ситуация девиантного поведения школьников свидетельствует о том, что современное школьное образование, в том числе и обслуживающая его психологическая служба, не обеспечивают условий, необходимых для получения этих личностных результатов. А между тем, еще Л.С. Выготский доказал, что воспитывать — значит организовывать жизнь, что в правильной жизни правильно растут дети.
Целью статьи является анализ психолого-педагогических условий современного образования с точки зрения их соответствия решению задачи достижения личностно-образовательных результатов в процессе обучения учащихся и профилактики их девиантного поведения, в частности, задачи формирования ответственного отношения к учению и развития уважительного отношения к другому человеку.
Изложение основного материала исследования
Ответы на вопросы, возникающие в связи с феноменом «личностные образовательные результаты», следует искать в пространстве проблем взаимоотношений обучения и воспитания как взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов непрерывного образования.
Развитие в процессе обучения, как известно, обращено, прежде всего, к тому, что уже присуще индивиду, что дала человеку природа — к развитию его потенциальных способностей, мышления, речи, воображения и пр. Воспитание же обращено к развитию личности человека, к тому, чего у него нет, но что заложено в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей — в культуре чувств, поведения, взаимоотношений с разными людьми, культуре духовной жизни. Потому, утверждает Л.С. Выготский, «врастание ребенка в культуру является развитием в собственном смысле слова», а «история культурного развития приводит нас вплотную к вопросам воспитания» [2, с. 292]. И замечает, что сам процесс освоения любых знаний в процессе обучения должен пониматься как средство «вхождения в культуру, ориентированную на развитие чувств, мыслей и социальных начал в человеке» [2, с. 241].
Понятие «образование» всегда было связано с понятием «культура». «Культура как бы предоставляет человеку инструментарий, соответствующее материальное оснащение и духовное оборудование для его поведения и деятельности», — замечает В. П. Зинченко [5, с.13].
В целом, процесс образования можно понимать так: обучение ведет за собой развитие, а воспитание придает этому развитию нравственное основание.
«Вхождение ребенка в культуру» предполагает культурную среду, которая является условием культурного развития и может предохранять школьника от развития девиантного поведения. Культурная среда, содержание и смысл которой составляют общечеловеческие ценности — достижения в области науки, искусства, литературы, философии, нравственности, просвещения и пр., необходима для укрепления духовной, нравственной жизни человека. Она формирует такие качества личности, которые помогают человеку не только устанавливать позитивные взаимодействия со всеми видами окружающей среды — социальной, природной, образовательной, семейной, профессиональной, но и противостоять различным негативным влияниям и соблазнам.
Обучение и воспитание в своем грамотном взаимодействии обеспечивают культурную среду в школе, которая в значительной степени обусловливает развитие личности растущего человека. Однако, эти процессы нередко рассматриваются и осуществляются отдельно друг от друга: разрабатываются стандарты обучения, осуществляются воспитательные мероприятия. Каждое из них само по себе, наверное, полезно, но отсутствие взаимообусловленности этих процессов снижает эффективность их позитивного влияния на личностного развития школьника.
Конечно, с развитием в процессе обучения все более или менее ясно: и что нужно развивать, и как это делать, и как это оценивать. Поэтому современное школьное образование в большей степени акцентирует свое внимание, а следовательно, и внимание педагогов и психологов на проблеме успеваемости школьников, усвоения ими знаний, развития их интеллектуальной сферы, подготовки к сдаче ЕГЭ.
А с развитием в процессе воспитания — дело менее очевидное. Воспитание — это не выученные школьниками правила поведения, не сумма запретов, не всевозможные опросы и не «набор» мероприятий. Л.С. Выготский подчеркивал, что воспитывать — значит организовывать жизнь, что моральное воспитание должно совершенно незаметно раствориться в общих приемах поведения, устанавливаемых и регулируемых социальной средой, что моральное поведение должно основываться не на внешнем запрете, а на внутренней «сдержке» [1, c. 256].
Моральные знания, не побуждающие школьника, а затем и взрослого к моральному действию, становятся ширмой, за которой скрываются лицемерие, обман, бесчувственность.
В школе же мало внимания уделяется проблеме воспитания человека — человека порядочного, которому присущи чувства долга, ответственности, доброжелательности и сострадания к людям, культурному взаимодействию с ними и пр. Нередко остаются незамеченными учителями и психологами чувства и переживания школьников. А ведь растущий человек воспринимает мир, в том числе и мир образования, понимает его и относится к нему сквозь призму своих переживаний. Отсюда возникают трудно решаемые проблемы, усугубленные общей скудостью эмоциональной сферы многих сегодняшних детей, развитием которой никто всерьез не занимается. Между тем, «вхождение в культуру» Л.С. Выготский во многом связывал с эмоциональным развитием человека и предупреждал об опасности «эмоционального невежества». Эмоциональная неразвитость снижает ценность общения, нарушает чувство связи человека с людьми.
Развивая эту мысль, В.Д. Шадриков доказывает, что именно интеграция рационального и эмоционального познания закладывает основу для развития не только общих, но и духовных способностей школьника, которые определяют его поступки и отношения к людям, к значимым явлениям общественной жизни, к культурным и социальным ценностям. Особенно важными являются нравственные чувства, каждое из которых — сложнейшее единство размышлений и переживаний. Ю.М. Лотман замечает, что при воспитании нового поколения самое главное — приучать человека к активной работе мысли и совести, что составит основу развития его духовного мира. И подчеркивает, что «мы мало учимся подводить детей к самостоятельному сложному духовному поиску, идем по более легкому пути системы разрешений и запретов — вот за это получишь пятерку, а за это — двойку, что приводит к духовной пассивности, к духовному потребительству» [7, с. 228, 229].
Направленность личностных результатов образования предполагает, что суть центральной линии развития школьника — освоение им предметного мира и мира отношений с социальной действительностью, с окружающими его людьми, со своим собственным внутренним миром. Именно в рамках отношений формируются ценности личности, которые придают смысл и определяют личностные позиции, поведение, учение, поступки. Нарушение этих отношений создает почву для порождения девиантного поведения, которое, к сожалению, все чаще проявляется и в общении, и в отношениях подростков не только со сверстниками и взрослыми, но и с миром в целом.
Кратко рассмотрим феномены «ответственное отношение к учению» и «осознанное, уважительное отношение к другому человеку» как качества личности, развитие которых предусмотрено Стандартами школьного образования.
Ответственное отношение школьника к учению — важная составляющая его культурного развития, формирующегося на основе взаимодействия обучения и воспитания в процессе непрерывного образования. Ю.М. Лотман придавал огромное значение обучению как форме воспитания. Процесс обучения для него являлся «воздухом культуры», залогом и условием ее существования, естественной формой духовной жизни.
Переживания школьника в процессе обучения, его эмоциональное отношение к содержанию урока, к учителю, к одноклассникам остры, часто не предсказуемы, определяют в значительной степени социальную ситуацию развития. Потому требуют постоянного внимания педагогов и психологов. Складывающееся позитивное отношение школьника к учению зависит от множества факторов, два из которых хотелось бы подчеркнуть особо: развитие познавательного интереса школьника и возможность соприкоснуться в процессе учебной деятельности с абсолютной ценностью человеческих отношений.
Значение познавательного интереса в учении как формы проявления познавательной потребности велико. Он обусловлен интеллектуальным, эмоциональным и волевым развитием личности школьника.
Интеллектуальный аспект познавательного интереса связан с умственной деятельностью, с осознанием, пониманием, а также с работой воображения. Волевой аспект является стимулом к действию, к преодолению трудностей. Эмоциональный аспект связан с чувством удовольствия и радости, которую доставляет человеку занятие в интересной для него области знания. Пожалуй, наиболее важное значение познавательных интересов и заключается в том, что они придают изучению учебного предмета позитивную эмоциональную окраску и сам процесс усвоения знаний приобретает выраженный личностный характер. Усваиваемые знания становятся личностным достоянием школьника, приобретают для него личностную ценность, он стремится к их дальнейшему приобретению, переосмысливает их, связывает с ним свои притязания на успех в настоящем и будущем [4, с. 207].
Чувства органично связаны с познавательными процессами. В.А. Сухомлинский замечал: «Источник желания учиться — в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссяк, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой» [8, с. 57]. Иными словами, ученик может по настоящему включиться в работу, если задачи, которые стоят перед ним в ходе выполнения учебного задания, ему понятны, приобрели личностную значимость, нашли отклик в его переживаниях.
Формирование ответственного отношения ученика к учению находится в компетенции каждого учителя, входящего в педагогический коллектив школы. На любом уроке и при любой форме его проведения происходит взаимодействие двух личностей (несмотря на то, что в классе — 25–30 учеников) — ученика и учителя в контексте изучения учебного материала, соответствующего программе. Это взаимодействие составляет специфическое образовательное пространство, наполненное особым психологическим содержанием и для каждого школьника, и для учителя. «Современный урок — это организованное педагогом духовное общение, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом становится интеллект каждого субъекта урочного общения, духовное обогащение» [6, с.11].
Но позитивное взаимодействие учителя и ученика достигается только при условии обоюдного доверия, желания и умения верить друг другу и друг в друга. Ю.М. Лотман очень точно выражает эту мысль: «Для того, чтобы я мог тебя обучать, т.е. передать тебе знания, мало того, чтобы я хотел передать, нужно еще, чтобы ты хотел принять. Обучение подразумевает, что один хочет учить, а другой хочет учиться» [7, с.158]. Совпадение этих желаний возникает тогда, когда учитель понимает и уважает внутренний мир школьника. А этот мир так не прост, он сложен и уникален, имеет свои особенности на разных этапах взросления не только у ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и у любого школьника. И для каждого так важно внимание, обращенное лично к нему, так важен успех в значимой для него деятельности. Этот успех или неуспех влияет на развитие личности, формирование личностного достоинства и жизненных позиций, в том числе и нравственных.
Потому нельзя застревать на сегодняшних неудачах, слабостях школьника любого возраста. Контекст неуспешности лишает образовательную ситуацию развивающего потенциала, что негативно влияет на психическое развитие, осложняет становление личности ребенка. Формирующаяся личность растущего и взрослеющего человека не может быть понята и не может рассматриваться вне развития его способностей. Быть способным — это не исключение, а правило при профессионально грамотной организации условий жизни и развития школьника. Но становление способностей ребенка требует терпения со стороны взрослых, внимания и бережного отношения к малейшим его успехам, в этого взрослым — родителям, учителям, да и психологам часто не хватает. И они успокаивают свою совесть расхожей формулой о том, что способности — это исключение, а не правило [4]. Л.С. Выготский подчеркивал, что задача всякого творческого воспитания во всех нормальных случаях должна исходить из наличия величайших творческих возможностей человеческого существа и таким образом направлять воспитательные воздействия, чтобы развить и воспитать эти возможности [1]. Растущему человеку необходимо дать шанс, возможность почувствовать, что в него верят.
И смысл деятельности психологической службы в школе заключается не столько в поиске, ну, хотя бы, не только в поиске одаренных детей, а в создании условий, при которых каждый школьник мог бы почувствовать себя способным, талантливым хотя бы в одной из сфер человеческой деятельности.
Положительное отношение к учению формируется тогда, когда учеба для школьника — желанная работа, источник получения положительных эмоций.
Важно направить внимание и родителей, и учителей на необходимость обращать внимание учащихся не только на их недостатки, но и на их достоинства, поддерживать в школьниках более позитивные мысли и чувства о самих себе, зарождающуюся гордость собой как человеком.
Уважительное, доброжелательное отношение к другому человеку формируется в системе межличностных отношений с окружающими людьми, в которые растущий человек вступает на разных возрастных этапах своего взросления.
Все, как известно, начинается с детства. Самым первым и главным «социальным институтом» является семья. Культурное развитие происходит в контексте повседневного опыта усвоения культуры. Ребенок ежедневно видит вокруг себя в семье живую действительность и непосредственно участвует в ней. Он слышит суждения и оценки родителей, наблюдает их отношения друг к другу и к другим людям, что в значительной степени предопределяет его нравственную позицию и модальность отношений к другому человеку. «Следует задуматься, — замечает В.П. Зинченко, — не является ли то, что Л.С. Выготский называл социокультурным контекстом развития, духовным укладом, который начинает усваиваться в раннем возрасте» [5, с. 419].
Наверное, самое ценное, что получает ребенок в семье, это ощущение себя нужным, любимым, это дает ему спокойствие и уверенность в отношениях с окружающим миром. Родительская любовь создает основу для позднейших гуманных и благожелательных отношений к людям. Чувство любви есть тот общий фон, который упорядочивает и оживляет все остальные чувства, формирует и обогащает эмоциональный мир человека, позволяет ребенку соприкоснуться с такими чувствами, как сочувствие, человеколюбие, великодушие, милосердие, бескорыстие и др.
Но семьи — очень разные, семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора культурного развития ребенка. Есть явно неблагополучные семьи, в которых присутствуют грубость, насилие, скандалы, аморальное поведение. У детей из таких семей оказывается полностью неудовлетворенной основная потребность детского возраста — потребность в любви и внимании со стороны родителей, и это неминуемо приводит к напряженным переживаниям ребенка, которые становятся основой для формирования его характера и отношений с окружающими людьми и миром в целом [4].
Когда ребенок поступает в первый класс, происходит как бы слияние двух социальных факторов развития — семьи и школы. Взаимодействие этих факторов в большой степени определяет социальную ситуацию развития младшего школьника. Школа, конечно, не может и не должна заменять семью, но, если ребенок лишен дома любви и внимания, педагогу и психологу следует быть особенно доброжелательными к нему. Это и составит основу развития его позитивного отношения к школе, знаниям, культуре, одноклассникам, учителям. В.А. Сухомлинский, основываясь на своем богатейшем педагогическом опыте, писал, что жизнь утвердила его убеждение в том, что, если маленькому ребенку не удается возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не сможет почувствовать человека в самом себе. А в подростковом возрасте такой воспитанник становится озлобленным, для него нет в жизни ничего святого и возвышенного, слово учителя не доходит до глубины его сердца [8].
В годы школьного детства, отрочества, ранней юности человеку требуется доброжелательное участие взрослых. Школа помогает ученику войти в мир знаний и мир культуры не только содержанием учебных курсов и их материально-техническим обеспечением, но и культурной атмосферой в целом. Образовательная среда школы — это, по определению В.А. Пономаренко, духовное поле единомышленников, обеспечивающих нравственную обстановку в ней. Основу этой среды составляет культурное взаимодействие всех работающих в школе взрослых друг с другом, с учениками и их родителями, основанное на взаимном уважении и внутренней порядочности. Такое культурное взаимодействие вводит школьников в культуру человеческих отношений и служит источником развития их внутренней культуры, так как формы поведения и отношений взрослых воспринимаются ими как одобряемые обществом, и, следовательно, могут стать образцом для подражания. «Способности и качества личности, — утверждает В.В. Давыдов, — складываются и развиваются в процессе онтогенеза при решающей роли сотрудничества ребенка со взрослыми при определяющей роли воспитания и образования» [3, с.138]. Поэтому так важно, какие взрослые окружают растущего человека в семье, в школе, обществе в целом.
Содействовать организации культурной среды, благоприятной для всех субъектов образовательного процесса, — сложнейшая, но необходимая задача педагога-психолога. Успешное решение этой задачи зависит от его позитивного взаимодействия не только со школьниками, но и с учителями, классными руководителями, родителями.
В связи с этим, отметим несколько моментов.
Очень важно укреплять авторитет учителя в глазах учеников, их родителей, педагогического коллектива. Именно учитель реализует в своей профессиональной деятельности то, что предусматривают новые образовательные инициативы, в том числе, и необходимые достижения личностных результатов образования. Учитель является персонифицированным посредником между культурой, накопленной человечеством, и растущим человеком, вступающим в этот огромный мир культуры и знания. Однако это «посредничество» может состояться только тогда, когда учитель для ученика — уважаемый человек, когда ученик и учитель доверяют друг другу [4].
Источником доверия является внимание и доверие взрослых, проявляющиеся в их общении и взаимодействии с растущим человеком на разных этапах онтогенеза. Сейчас это весьма актуальная проблема, выходящая за рамки культурных межличностных отношений в школе. Учителю не доверяют принимать выпускные экзамены у своих учеников, а ученикам не доверяют и чуть ли ни обыскивают перед началом экзамена. Такая социальная ситуация исключает из образовательной среды культурный компонент и не способствует укреплению уважительного отношения к другому человеку. Поэтому психологическая служба школы должна бы раскрывать перед учениками, родителями, коллегами неординарность учителя, обращать их внимание на его сильные стороны как специалиста и личности; школа должна гордиться своими учителями.
Психологу необходимо более тесно сотрудничать с классными руководителями, совместно с ними решать проблемы, связанные с достижением «личностных результатов образования». Классный руководитель обладает большими, не всегда, к сожалению, реализуемыми возможностями представлять и защищать интересы ученика как взрослеющего человека и формирующуюся личность; создавать условия для раскрытия потенциальных способностей и развития позитивных особенностей каждого; для развития товарищеских отношений и межличностного «живого» общения учащихся — важнейшего фактора их социализации; для доверительного, нерегламентированного общения учащихся со взрослыми, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы, которые помогают учащимся осознавать, что принятые в современном обществе нормы и правила поведения являются итогом многовекового опыта совместной жизни и взаимодействия людей, что любое нарушение правил культуры поведения ведет к нарушению отношений между людьми, и др.
В условия культурного развития школьника непременно входит культурное взаимодействие семьи и школы, которые являются двумя основными факторами в сложном комплексе условий, формирующих личность растущего человека, в частности, его уважительное отношение к людям. Взаимоотношения школы и родителей — вечная проблема. В настоящее время эта проблема осложняется тем, что образование попало в сферу обслуживания населения, и многие родители быстро превратились в это самое население, которое должны обслуживать, и стали предъявлять учителю свои претензии, нередко противоречащие всякому здравому понятию о смысле образования [4]. Поэтому одна из важнейших и труднейших задач школьного психолога — найти способы реализации доброжелательного сотрудничества учителей и родителей, побудить их воспринимать друг друга с позиции взаимного уважения и доверия. Психологу следует обсудить с родителями весьма деликатную тему — их, родителей, собственное отношение к школе, учителям и форму проявления этого отношения при детях, обсудить с ними вопрос о том, что уважение к учителю и позитивное отношение к школе чрезвычайно важны для интеллектуального, и, главное, для личностного развития ребенка.
Выводы
Краткий анализ показывает, что школа могла бы значительно ослабить негативное влияние социума на развитие личности учащихся, если бы более ответственно и последовательно утверждала гуманистические ориентиры образования.
Задачей школьного психолога, очевидно, должно стать более глубокое взаимодействие со всеми взрослыми участниками образовательного процесса по проблеме культурного развития учащихся как необходимого условия достижения личностных образовательных результатов. Это связано с необходимостью создания в школе психологической атмосферы, основанной на взаимном уважении и доверии, с необходимостью критически посмотреть на то, что происходит в системе общего среднего образования, внимательно проанализировать ценности, на которые ориентировано образование при подготовке молодого поколения к жизни в современном обществе.
Литература
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М. , 1991. — 475 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. — М., 1984. Т. 4. — 442 с.
- Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается личность. — М., 1970, С.109-141.
- Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования — М.: МПСУ, 2014. — 464 с.
- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. — М.: Гардарики, 2003. — 431 с.
- Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. — М.: Педагогическое общество, 2000. — 112 с.
- Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб: Искусство-СПб, 2005. — 624 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Л., 1974. — 288 с.
Источник: Дубровина И.В. Личностные образовательные результаты в контексте профилактики девиантного поведения школьников // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии. Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Гуманитарно-педагогическая академия. Симферополь, 2020. С. 278-284.
Что такое индивидуальное поведение? Определение и факторы, влияющие на
Содержание страницы
Что такое индивидуальное поведение?
Индивидуальное поведение относится к действиям, ответам, реакциям и поведению человека в определенном положении. Это сочетание реакций на внутренние и внешние раздражители.
Поведение каждого человека/человека отличается от других. Понимание человеческого поведения помогает узнать, как именно люди реагируют на некоторые ситуации и выражают себя.
По рождению людей на поведение влияют разные факторы как генетические, так и экологические. Влияние этих факторов во многом определяет модели поведения человека. На самом деле, по Курту Левину, поведение — это функция человека и окружающей его среды.
В организационной среде индивидуальное поведение оказывает большое влияние на эффективность организации. Важно понимать, как человек ведет себя, реагирует и высказывается, что позволяет найти решение и какие виды обязанностей он выполняет.
Позитивное поведение людей сильно и позитивно влияет на деятельность компании, тогда как негативное влияет отрицательно и даже приводит к убыткам. Менеджер должен ценить положительное поведение своих людей и спрашивать, заставлять или даже наказывать тех, кто проявляет нездоровое поведение для организации.
Факторы, влияющие на индивидуальное поведение
Очевидно, что в разных ситуациях мы ведем себя по-разному. Все согласны с тем, что человеческое поведение обусловлено, мотивировано и целенаправленно.
Мы ведем себя и реагируем на что-то, основываясь на наших знаниях, опыте и окружающей среде. По сути, это факторы, формирующие индивидуальное поведение.
Существуют разнообразные факторы, влияющие на индивидуальное поведение, однако их можно разделить на четыре категории.
- Личные биографические факторы.
- Психологические факторы.
- Факторы окружающей среды.
- Организационные факторы.
Личные биографические факторы
Индивидуальные биографические факторы в природе наследуются. Они наследуются людьми от их родителей. С момента появления на земле они характеризуются биографическими факторами. Это:
Пол . Пол или пол — это наследуемая характеристика, которая определяется при рождении как мужчина или женщина. Выяснилось, что мужчины эмоционально сильнее женщин. Даже физически мужчины сильнее. Традиционно женщины в основном занимаются домашним хозяйством, а мужчины — работой. Но это изменило мужчин и женщин, одинаково вовлеченных в работу.
Возраст . Возраст – это отрезок времени, определяющий время жизни человека. Возраст человека начинает увеличиваться со дня его рождения. В молодом возрасте люди, как правило, более творческие и энергичные, им любопытно исследовать мир.
Образование . С рождения люди учатся говорить, ходить, вести себя и реагировать на свое окружение. Родители и другие члены семьи являются первыми воспитателями людей. От родителей дети учатся базовому образованию и морали и становятся социализированными людьми.
Способности . Это личная сила людей. На наследуемые способности людей большое влияние оказывают здоровье родителей, питание и окружающая их среда. Способности могут быть унаследованы или изучены.
Семейное положение. Женатые люди кажутся более ответственными по отношению к семье, чем другие неженатые. Для них становится важной постоянная работа, и от таких сотрудников ожидается, что они будут прилагать все усилия на рабочем месте.
Психологические факторы
Психологические факторы – это усвоенные характеристики личности. Это факторы, которым люди должны учиться у окружающей среды и создавать представления о мире. Основные психологические факторы:
Личность . Личность каждого уникальна. Личность относится к тому, как человек думает, чувствует, действует и ведет себя, и которые уникальны по сравнению с другими. Уникальная природа людей заключается в психологических характеристиках, которые они приобрели благодаря опыту и знаниям.
Восприятие . Восприятие — это точки зрения людей по всему миру и интерпретация вещей, которые они видят. Это психологический процесс видения объектов и построения выводов. Восприятие двух людей различно, их способ видения мира, вероятно, не может быть одинаковым.
Отношения . Отношение — это система убеждений, которая направляет наши мысли, чувства и действия. Отношение может быть положительным или отрицательным, поскольку мы по-разному реагируем на людей, ситуации и идеи.
Значения . Ценности – это моральные убеждения и структуры людей, которые определяют их действия. Ценности состоят из философии человека относительно того, что хорошо, правильно или желательно, и содержат моральный привкус.
Обучение . Люди учатся существам. От рождения до смерти люди никогда не перестают учиться. Оно происходит при взаимодействии с окружающей средой и относительно постоянно меняет мышление, поведение и действия людей.
Факторы окружающей среды
Факторы окружающей среды — это неизбежные факторы, оказывающие большее влияние на индивидуальное поведение. Например:
Экономические условия. Человек со стабильной работой и хорошей зарплатой точно будет казаться бодрым и чистым, чем человек, у которого ее нет. Когда появляется больше возможностей для трудоустройства, экономические условия людей кажутся хорошими, а уровень жизни также повышается.
Политические условия. Политика оказывает большое влияние на организации, людей и всю нацию. Люди сознательно и неосознанно находятся под влиянием политической системы. Стабильная политическая система необходима для управления возможностями трудоустройства в конюшнях, предоставления свободы людям и возможности выбора по своему желанию.
Культурные ценности . Культурные ценности каждого общества различны. Всякий раз, когда человек переходит в следующее общество, он должен понимать и адаптировать свои культурные связи. Точно так же разные организации имеют разные культуры, которые сотрудники должны принять.
Организационные факторы
В организационной среде также существуют различные факторы, влияющие на отдельных лиц, т. е. поведение сотрудников, работающих там. Например:
Физические объекты. Физические средства организации относятся к физическому состоянию, состоящему из офисной мебели, комфорта работы и т. д. Физическая среда организации положительно влияет на сотрудников – они чувствуют себя физически безопасными, работая там.
Организационная структура . Это относится к тому, как структурирована организация и как распределяются различные роли, обязанности и обязанности. Надежная организационная структура четко определяет практические функции, освобождая сотрудников от конфликтов ролей и обеспечивая большую эффективность.
Стили руководства . Сегодня менеджеры также являются лидерами. Будучи менеджером, он должен влиять на своих сотрудников и поощрять их за лучшую работу. В благоприятной рабочей среде сотрудники, как правило, остаются дольше и сокращают текучесть кадров.
Система вознаграждений. Принято считать, что индивидуальное поведение целенаправленно. Сотрудники чувствуют себя мотивированными, остаются дольше и прилагают все усилия в организации со справедливой системой оплаты труда.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Обучение и причины индивидуального поведения — объяснение
Содержание
Понимание поведения и его развитиеЧто такое теория условного обучения? (Оперантное обусловливание)Что такое теория когнитивного обучения ?Что такое теория социального обучения?Причины поведенияЧто такое теория атрибуции?Что такое корреспондентская теория вывода Джонса и Дэвиса?Что такое ковариационная модель Келли?Поведение и организационная эффективность
Поведение можно определить как действия человека, основанные на определенных раздражителях. Возникает вопрос, откуда берется поведение? Существуют три основные теории относительно того, где и как люди учатся тому или иному поведению.
Обучение подразумевает, что люди ведут себя определенным образом в зависимости от опыта или воздействия.
Теории обучения человека можно разделить на три категории:
- Условное обучение (оперантное обусловливание)
- Когнитивное обучение
- Социальное обучение
Вернуться к: УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМЧто такое теория условного обучения? (Оперантное обусловливание)
Оперантное обусловливание — это теория обучения, утверждающая, что поведение является функцией его последствий. Люди ведут себя определенным образом, исходя из своих ожиданий – чтобы получить желаемый результат. Таким образом, поведение приобретается, а не является врожденным. Поскольку люди ведут себя на основе ожиданий, на поведение влияет наличие какой-либо формы подкрепления. К основным типам армирования относятся:
- Положительное подкрепление — Когда поведение сопровождается чем-то приятным
- Негативное подкрепление — Поощрение реакции устранением или изъятием чего-то неприятного
- Наказание — Наказание наказывает нежелательное поведение и устраняет его.
- Угасание — Угасание означает устранение любого подкрепления, поддерживающего поведение.
Например, люди ищут результат положительного подкрепления (получение чего-то, что им нравится) или отрицательного подкрепления (удаление негативного состояния) или чтобы избежать наказания.
Таким образом, подкрепление увеличивает вероятность поведения и увеличивает вероятность повторения поведения на основе ожидаемого результата.
Что такое когнитивная теория обучения?Теория когнитивного обучения, первоначально предложенная Эдвардом Толменом, утверждала, что люди реагируют на стимулы и действуют, основываясь на многих когнитивных влияниях — мыслях, убеждениях, отношениях, чувствах и целях.
Кроме того, люди учатся на ситуации, основанной на значении, придаваемом (посредством познания) внешним раздражителям.
Познание включает в себя ментальную обработку информации, мыслей, идей, эмоций, объединенных знаний и самосознания.
В отличие от теории условного научения, теория когнитивного научения не зависит от поощрения индивидуума для изучения поведения.
Скорее, познание необходимо для обучения, а подкрепление — нет. Люди обрабатывают внешние раздражители и впоследствии создают ментальную карту (когнитивную карту) того, чего ожидать от ситуации.
Результатом этого процесса является то, что люди реагируют на стимулы в окружающей среде на основе этих ментальных карт, которые они развивают. Обратите внимание, что разработка и использование этих карт обусловлены целью достижения индивидуальных целей.
Теория социального обучения , первоначально предложенная Альбертом Бандурой, утверждает, что люди учатся поведению, наблюдая за другими. То есть человек наблюдает за отношением, поведением и реакцией или результатом этого поведения другого человека.
Это наблюдение позволяет человеку понять, чего ожидать от данного поведения в определенной ситуации или контексте. Затем люди предпринимают процесс, известный как заместительное моделирование.
Замещающее моделирование — это обучение, которое происходит, когда человек копирует или имитирует поведение того, за кем он наблюдает. Идея состоит в том, что обучение является результатом простого наблюдения за результатами и поведением индивидов в контексте стимула окружающей среды.
Обучение происходит, когда человек имитирует это поведение и испытывает на себе результаты этого поведения. Таким образом, социальное наблюдение формирует поведение людей, основанное на имитации наблюдаемого поведения и переживании ожидаемого и желаемого результата.
Теория социального обучения объединяет элементы когнитивной теории и условной теории. Люди мысленно обрабатывают когнитивные влияния, присутствующие в ситуации.
Они также признают, что данное поведение или образ действий приведет к наблюдаемому результату. Таким образом, наблюдаемый желаемый результат может усилить определенное поведение людей в будущем.
Степень, в которой наблюдение за чужим поведением влияет на наше собственное поведение, определяется четырьмя процессами:
- Процессы внимания — Люди учатся на привлекательных, постоянно доступных, важных и похожих на них моделях. Они должны обращать особое внимание на их критические особенности.
- Процессы сохранения — Человек должен быть в состоянии запомнить или вспомнить модели поведения — даже если модель больше не является поведением.
- Моторные репродукционные процессы — Человек должен копировать или повторять смоделированное поведение. Это в значительной степени зависит от способности людей моделировать такое поведение.
- Процессы подкрепления — Это касается степени, в которой присутствуют подкрепления для стимулирования продолжающегося поведения.
Теория атрибуции касается того, что люди считают причиной определенного поведения, события или результата.
Теория атрибуции тесно связана с восприятием, поскольку причинно-следственные связи формируются на основе восприятия внешней информации. Существует два типа атрибуции:
- Диспозиционная атрибуция (внутренняя причина) — Причинность основана на внутренних характеристиках человека. Это позволяет нам предсказать поведение человека в будущем.
- Ситуационная атрибуция (внешняя причина) — Внешние ситуации, которые находятся вне контроля индивидуума.
Эта теория утверждает, что люди с большей вероятностью воспринимают информацию, которую они приписывают намеренному поведению.
Термин «соответствующий вывод» для обозначения случая, когда наблюдатель делает вывод о том, что поведение человека соответствует или соответствует его личности.
Эта теория помогла понять процесс создания внутренней атрибуции. Условия, при которых мы придаем диспозиционные атрибуты поведению, которое мы воспринимаем как преднамеренное, включают:
- Выбор — Является ли наблюдаемое поведение свободным выбором (из-за внутренних факторов)?
- Случайное — Преднамеренное поведение: Случайное поведение связано с внешней причиной, а преднамеренное поведение связано с личностью.
- Социальная желательность — Несоответствующее или низко социально желательное поведение обычно считается диспозиционным.
- Гедонистическая релевантность — Направлено ли поведение акторов на вред или на пользу другим?
- Персонализм — Является ли поведение направленным на то, чтобы оказать влияние на других, или воздействие является случайным.
Ковариационная модель Келли пытается решить, следует ли приписывать конкретное действие какой-либо характеристике (диспозиционной) человека или окружающей среды (ситуационной).
Термин «ковариация» означает полученный из нескольких наблюдений. Три фактора связаны с нашими индивидуальными атрибуциями:
- Консенсус — Есть ли общее в поведении других?
- Самобытность — Люди ведут себя одинаково в различных ситуациях.
- Последовательность — Этот человек ведет себя так в разных случаях в одной и той же ситуации?
При атрибуции мы не всегда объективно смотрим на ситуацию. Наш прошлый опыт влияет на нашу атрибуцию.
Мы склонны связывать поведение с результатом двумя способами:
- Множественные необходимые причины — Мы определяем необходимые условия (множество условий), все из которых должны быть на месте, чтобы возник результат.
- Множественные достаточные причины — Мы определяем различные условия, любое из которых должно быть на месте, чтобы возник результат.
Распространенные ошибки атрибуции Приписывание причины определенному поведению очень подвержено предвзятости. Два распространенных смещения включают:
- Фундаментальная ошибка атрибуции — Склонность недооценивать влияние внешних факторов и переоценивать влияние внутренних или личных факторов.
- Корыстная предвзятость — Склонность людей приписывать свои успехи внутренним факторам, а в личных неудачах обвинять внешние факторы
Существует множество видов поведения, которые напрямую связаны с организационной эффективностью. Среди них выделяются:
- Производительность труда — Индивидуальная производительность в соответствии с ожиданиями или стандартами
- Гражданское поведение — Организационное гражданское поведение (OCB) — это поведение, которое выходит за рамки требований работы и делается для того, чтобы принести пользу организации или другим членам организации.
- Прогул — Прогул – это неявка на работу.
- Текучесть — Текучесть — это когда сотрудник покидает должность, и вместо увольняющегося должен быть привлечен другой обученный сотрудник.
Индивидуальное поведение, личность и ценности – резюме главы 2 книги «Организационное поведение» Макшейна С. (8-е издание)
Организационное поведение
Глава 2
Индивидуальное поведение, личность и ценности В прошлом веке специалисты исследовали прямые прогнозы индивидуального поведения и производительности.
- Одной из первых формул была следующая: производительность = человек X ситуация
Личность: индивидуальные характеристики
Ситуация: внешние воздействия на поведение индивидов
Другая формула
Результативность = способность Х мотивация
Модель навыков и воли
Модель АМО
Способность-мотивация-возможность
Ограниченная интерпретация ситуации
MARS
Четыре переменные
- Мотивация
- Способности
- Восприятие роли
- Ситуационные факторы
Все факторы, критически влияющие на произвольное поведение и деятельность человека
Это прямые предикторы поведения на рабочем месте.
Мотивация сотрудников
Мотивация: внутренние силы человека, влияющие на направление, интенсивность и постоянство его произвольного поведения.
Направление относится к пути, по которому люди направляют свои усилия. Мотивация целенаправленна.
Интенсивность — это количество усилий, затраченных на достижение цели.
Настойчивость относится к продолжительности времени, в течение которого человек продолжает прилагать усилия для достижения цели. Сотрудники поддерживают свои усилия до тех пор, пока не достигнут своей цели или не сдаются заранее.
Способность
Природные способности и приобретенные способности, необходимые для успешного выполнения задачи.
Способности — это природные таланты.
Приобретенные способности — это физические и умственные навыки и знания, которые вы приобрели. Они имеют тенденцию ослабевать со временем, если их не использовать.
Способности и приобретенные способности являются основными элементами компетенций.
Восприятие ролей
Степень, в которой человек понимает должностные обязанности, возложенные на него или ожидаемые от него.
Ясность ролей существует в трех формах:
- Когда сотрудники понимают конкретные обязанности или последствия, за которые они несут ответственность.
- Когда сотрудники понимают приоритет своих различных задач и ожидаемую производительность.
- Понимание предпочтительного поведения или процедур для выполнения задач.
Ситуационные факторы
Индивидуальное поведение и производительность зависят от ситуации.
Два основных влияния:
- Рабочий контекст ограничивает поведение и производительность
- Ситуации дают сигналы, которые направляют и мотивируют людей
Вернуться к началу
Выполнение задач
Добровольное целенаправленное поведение человека, которое способствует достижению организационных целей.
Три типа:
- Профессиональное выполнение задач
Эффективное и точное выполнение работы - Адаптивное выполнение задач
Насколько хорошо сотрудники изменяют свои мысли и поведение, чтобы соответствовать новой или изменяющейся среде и поддерживать ее. - Упреждающее выполнение задач
Насколько хорошо сотрудники берут на себя инициативу по прогнозированию и внедрению новых моделей работы, которые приносят пользу организации.
Организационное гражданство
Организационное гражданское поведение (OCB): различные формы сотрудничества и помощи другим, поддерживающие социальный и психологический контекст организации.
Непродуктивное рабочее поведение
Добровольное поведение, которое может прямо или косвенно нанести вред организации.
Присоединение и пребывание в организации
Поддержание рабочего места
Организации более эффективны, когда сотрудники выполняют свою работу в установленное время.
Вернуться к началу
Детерминанты личности: природа против воспитания
Личность формируется как природой, так и воспитанием.
Пятифакторная модель личности
Пять широких измерений, представляющих большинство черт личности:
- Совместность
Организованная, надежная, методическая и трудолюбивая - Эмоциональная стабильность
- Открытость для испытания
- Согласно
- Extraversion
Пятью Фактор Модель и Performance
. MANEPARTINGENTIAL INMANCEITION и MANERILITION и MANERILITY MANEPARITION и Performance Attinlection 9003.
2. , в частности, влияя на направление и интенсивность усилий сотрудников.
Все измерения пятифакторной модели в той или иной степени предсказывают один или несколько типов поведения и производительности сотрудников.
Но
- Измерения «Большой пятерки» объединяют в себе несколько специфических черт, каждая из которых может прогнозировать производительность сотрудника, несколько отличающуюся от других в том же кластере.
- Связь между личностным измерением или чертой и производительностью может быть нелинейной.
Добросовестность Черты трудолюбия и исполнительности являются лучшими предикторами качественного выполнения задания. 90 360 Экстраверсия – второй по значимости общий предиктор профессионального выполнения задач.
Доброжелательность не очень хорошо предсказывает профессиональное или проактивное выполнение задач, но она предсказывает эффективность человека как члена команды, а также в работе по обслуживанию клиентов.
Открытость опыту — слабый показатель профессионального выполнения задачи.
Эмоциональная стабильность умеренно связана с профессиональным выполнением задач. Один из лучших личностных предикторов адаптивной производительности.
Юнгианская теория личности и индикатор типа Майерс-Бриггс
Юнгианская теория личности измеряется с помощью индикатора типа Майерс-Бриггс.
То, как люди предпочитают собирать информацию, происходит посредством двух конкурирующих направлений:
- Ощущение
Включает восприятие информации напрямую через пять органов чувств. Он опирается на организованную структуру для сбора фактических и предпочтительно количественных деталей. - Интуиция
Способность проникновения в суть и субъективный опыт, чтобы увидеть отношения между переменными.
Оценка информации состоит из двух конкурирующих процессов
- Мышление
- Чувство
- Восприятие
- Оценка
Система ценностей. Люди выстраивают свои ценности в иерархию предпочтений.
Система ценностей каждого человека развивается и укрепляется посредством социализации.
Он стабилен и долговечен.
На самом деле ценности существуют только внутри личности, это личные ценности.
Группы людей могут иметь одинаковые или похожие ценности, это общие ценности.
Организационные ценности: ценности, разделяемые людьми во всей организации.
Культурные ценности: ценности, разделяемые обществом.
Ценности и личностные качества связаны друг с другом, но имеют некоторые отличия.
- Ценности являются оценочными, а личностные черты описывают то, что мы обычно делаем.
- Черты личности минимально конфликтуют друг с другом
- И то, и другое отчасти определяется наследственностью, но это оказывает более сильное влияние на черты личности.
Types of values
Schwartz’s values circumplex
10 categories:
- Universalism
- Benevolence
- Tradition
- Conformity
- Security
- Power
- Achievement
- Hedonism
- Stimulation
- Self-direction
Каждая категория представляет собой группу более конкретных значений.
10 категорий сгруппированы в четыре квадранта
- Открытость к изменениям
- Сохранение
- Самосовершенствование
- Самопревосхождение
Ценности и индивидуальное поведение различными способами2 90 решения и поведение
02.- Ценности напрямую мотивируют наши действия, формируя относительную привлекательность (валентность) доступных вариантов выбора.
- Ценности формируют наше восприятие реальности
- Мы мотивированы действовать в соответствии с нашей самооценкой и публичной самопрезентацией
Несколько факторов ослабляют отношения
- Ситуация
- Мы не думаем о них активно большую часть времени
Ценности конгруэнтность
Ценности говорят нам, что правильно, а что неправильно и что мы должны делать.
Конгруэнтность ценностей: насколько иерархия ценностей человека похожа на иерархию ценностей другой сущности.
Организации также выигрывают от некоторого несоответствия с разными точками зрения.
Вернуться к началу
Три этических принципа
- Утилитаризм
Единственная моральная обязанность — стремиться к наибольшему благу для наибольшего числа людей. - Индивидуальные права
Каждый имеет одинаковый набор естественных прав. - Распределяющая справедливость
Выгоды и бремя подобных лиц должны быть одинаковыми, в противном случае они должны быть пропорциональны.
Моральная напряженность, моральная чувствительность и влияние ситуации
Моральная напряженность
Степень, в которой вопрос требует применения этических принципов.
Моральная чувствительность
Способность человека распознавать наличие этической проблемы и определять ее относительную важность.
Включает осознание на когнитивном и эмоциональном уровне того, что что-то является или может быть аморальным.
Несколько факторов связаны с моральной чувствительностью человека:
- Опыт или знание предписывающих норм и правил
- Предыдущий опыт решения определенных моральных дилемм
- Сотрудники, которые лучше умеют сопереживать, более чувствительны к потребностям и ситуации других, что делает их более осведомленными об этических дилеммах, затрагивающих других.
- Как люди определяют и видят себя
- Осознанность, восприимчивое и беспристрастное внимание и осознание человеком текущей ситуации, а также собственных мыслей и эмоций в данный момент.
Факторы ситуации
Этическое поведение зависит от ситуации, в которой оно происходит.
Поддержка этического поведения
Большинство крупных и средних организаций поддерживают или улучшают этичное поведение посредством систематической практики.
- Кодекс этического поведения
- Обучение и регулярная оценка сотрудников на предмет их знаний о надлежащем этическом поведении.
Наверх
Индивидуализм и коллективизм
Индивидуализм: межкультурная ценность, описывающая степень, в которой люди в культуре подчеркивают независимость и личную уникальность.
Коллективизм: межкультурная ценность, описывающая степень, в которой люди в культуре сочувствуют долгу перед группами, к которым они принадлежат, и групповой гармонии.