Лица психология: как понять, что за человек перед вами

Содержание

как понять, что за человек перед вами

Бывает такое, что вы смотрите на человека и сразу понимаете, что от него не стоит ждать ничего хорошего. Но откуда берется это понимание? Почему с одними людьми мы чувствуем себя спокойно, а рядом с другими стараемся не сказать лишнего? Артем Павлов, психолог, физиогномист, автор книги «Взлом лица» и Руководитель НИЦ «Физиогномика», рассказывает, как на наш стиль коммуникации влияет внешность собеседника и для чего нужно учиться распознавать черты лица.

Артем Павлов

Психолог, физиогномист, автор книги «Взлом лица» и Руководитель НИЦ «ФИЗИОГНОМИКА», основатель центра Нейромаркетинговых исследований «PavlovLab»

Что такое физиогномика

Если мы откроем Википедию, то прочтем, что физиогномика — это классическая лженаука, наравне с нумерологией и хиромантией. Этим словом называют архаичные представления о том, как лицо связано с жизненным путем человека, например, китайская физиогномика находит на лице черты богатства или черты безбрачия, но это лишь одна сторона.

Есть второе понятие этого же термина: физиогномикой также называют комплекс методик, которые позволяют определить по внешности человека — по лицу, одежде и поведению — его психотип, и на основании этого понять, кем является наш собеседник, какие у него ценности, сильные и слабые стороны, как он будет себя вести в той или иной ситуации, что ему нужно сказать, как с ним правильно взаимодействовать. Это делается чтобы достигнуть желаемых результатов общения и прогнозировать поведение собеседника.

Это научная физиогномика, которой сегодня занимаются психологи, и в ее основе лежит научное знание о человеческой психике, эволюционных и коммуникационных механизмах, об особенностях человеческого восприятия.

Как люди «читают» лица друг друга

Для того, чтобы «считывать» лица, не обязательно быть профессионалом. Мы делаем это каждый день, каждый раз, когда вступаем в коммуникацию. Когда мы встречаемся с человеком и смотрим ему в лицо, наш мозг проводит быстрый анализ собеседника, он длится доли секунды — 30 миллисекунд. За это время мозг решает 3 задачи:

  • Определяет, насколько безопасен собеседник.

  • Решает, насколько подходит или не подходит нам человек для продолжения рода, если это представитель противоположного пола.

  • Определяет, кто здесь главный.

Если вы будете вспоминать общение с разными людьми, то наверняка вспомните случаи, когда вы только человека увидели — и сразу поняли, что надо быть поосторожнее, более внимательно отнестись к его аргументам и не спорить.

Это значит, что мозг вам подсказал — ваш коммуникативный партнер является потенциальным агрессором или доминантом относительно вас. Либо наоборот, когда вы смотрите на человека, и у вас возникает ощущение, что будет легко его в чем-то убедить, он поддается на ваши аргументы. Подобный анализ мозг проводит в обход нашего рацио. Он обрабатывает данные, которые уже накоплены в памяти в ходе обучения и эволюции, и лицо собеседника играет в этом одну из главных ролей. Для примера возьмем характеристику нижней челюсти.

Нижняя челюсть в животном мире отражает стратегию защиты и нападения. В зависимости от того, как устроен челюстно-лицевой аппарат, особь либо более опасна, либо не представляет угрозы. В животном мире такие представители определяются как доминантные, а среди людей — как лидеры и харизматики.

И наверняка у вас были такие в жизни ситуации, когда вы видели человека, который вроде сам по себе щупленький, но обладает широкой и хорошо очерченной нижней челюстью. При скромных габаритах такой человек все равно производит впечатление внутренней силы. Из этого можно сделать вывод, что люди с сильно выраженной нижней челюстью, при прочих равных, будут более уверены в себе, чем люди с легкой челюстью. Появляется вопрос: так это размер челюсти определяет уверенность или уверенность как-то влияет на рост кости?

На самом деле ответ скрыт в совершенно другой плоскости — в социальной перцепции. Это эволюционно обусловленное понятие, от которого зависит восприятие человека человеком в социальном контексте.

Когда ваш мозг определяет человека как доминанта в коммуникации, вы начинаете вести себя с ним, как с доминантом, человек считывает это изменение в поведении и берет на себя соответствующую роль и манеру общения.

Так, к примеру, формируется харизма руководителя, когда подчиненные постоянно подсвечивают ему, что он принял правильное решение. Тогда человек становится более уверен в себе, и таким образом у него проявляются лидерские качества. Хотя среднестатистически, психологами доказано, что процент ошибок у такого руководителя не меньше, чем у менее харизматичного.

Физиогномическая энцефалометрия, или, если проще, черты лица, связаны с социальной перцепцией и лицевой перцепцией, то есть с формированием образа в головах других людей и у самого носителя черт. Человек анализирует лицо собеседника комплексно, соотнося все черты и связанные с ними характеристики: глаза, нос, форму бровей и губ, размер лба.

Но если мозг делает это неосознанно, то зачем нам нужна физиогномика?

Потому что сознание беспокойно и не доверяет подсознанию. Для более легкого принятия решения ему нужна поддержка. Когда мы знаем методику физиогномики и работаем с ней, мы помогаем нашему сознанию принимать правильные решения и избегать социальных установок и манипулятивных воздействий, которые происходят во время коммуникации.

Можно ли по лицу распознать лжеца?

Физиогномика может использоваться как инструмент для подстраховки коммуникации. Каждый из нас хочет чувствовать преимущество и не быть обманутым собеседником или собственными ожиданиями относительно другого человека. Но если погружаться в вопрос лжи, то одной физиогномики будет недостаточно, хотя она может стать хорошим вспомогательным инструментом в процессе общения с людьми. Но для того, чтобы ее использовать, мы должны сперва разобраться, что такое ложь и какого человека мы можем назвать лжецом.

Ложь — это социальный продукт. Человек лжет либо для того, чтобы что-то получить, либо для того, чтобы чего-то избежать. То есть без социальной коммуникации лжи быть не может, это первое. И второе — в поведении не существует признаков лжи. Есть только признаки несоответствия поведения — когда расходятся вербальные и невербальные сигналы, и есть признаки стресса. Ложь — это почти всегда стресс, но стресс — далеко не всегда ложь.

Когда мы говорим об определении лжи, мы должны обращать внимание в первую очередь на несоответствие между психотипом человека и его поведением.

Например, вы можете по лицу определить психотип человека и по характеристикам челюсти подтвердить, что он (скорее всего) уверен в себе. Если у него при этом сильные, выраженные, волевые желваки, то, скорее всего, он еще и умеет преодолевать трудности.

Еще у него, предположим, скошенный лоб. Фронтальные теменные лобные зоны напрямую связаны с уровнем рефлексии, именно в теменных лобных зонах у человека «живет совесть», умение подчиняться правилам и так далее.

Если у человека лоб покатый, скошенный и низкий, то этот человек более импульсивный, экспрессивный, спонтанный. То есть он меньше думает, больше делает. И если человек с такой комбинацией выраженных признаков говорит: «Слушайте, ну, я на самом деле человек вообще достаточно мягкий, и я всегда под всех подстраиваюсь, мне лично самому ничего не надо» — то он лжет.

Но есть еще самостоятельный психотип — патологические лжецы. Это люди, которые лгут чаще других. Как правило, они очень зависимы от социальных оценок, для них самое важное в жизни — это то, что о них подумают, как они выглядят, кто на них смотрит, и так далее. Их выделяет неуверенность, которая проецируется во внешнем мире в гипертрофированной демонстративности. Они приумножают свои успехи и присваивают себе успехи других людей. Очень часто они делают это на фоне обесценивания заслуг других, ну, потому что так проще.

У такого человека много визуальных признаков, и в одежде, и во внешности, которые это показывают. На лице это часто проявляется в большом количестве пластических операций, которые сделаны, чтобы подогнать лицо под какой-то стандарт красоты или определенный типаж. Любители пластики считают себя некрасивыми и не принимают свою внешность, они не готовы проявлять свою индивидуальность.

Любое лицо красивое — только не для всех. А попытка следовать каким-то псевдостандартам — это попытка себя усреднить, то есть показывать не себя, а какой-то социально желаемый образ.

Но одного лица недостаточно, чтобы назвать человека абсолютным лжецом. Сам по себе психотип не определяет социальное поведение, это предрасположенность. А вот стратегию поведения определяют уже ценности и тактические факторы. И если человек считает правильным «любить себя, плевать на всех» — то это уже будет более весомым аргументом в пользу недоверия. Если у него или у нее в ценностях есть готовность обвинять всех, кроме себя, в своих неудачах, готовность использовать других людей ради собственных целей, то это гарантированно означает склонность к лжи.

Не стоит сбрасывать со счетов еще тактические факторы — это внешние обстоятельства, которые заставляют человека адаптировать свою стратегию поведения. Это может быть что-то глобальное, например, пандемия, а может быть какое-то маленькое обстоятельство личного характера — поссорился с другом, потерял кошелек, пропустил дедлайн.

Для определения лжи нам нужно знать не только психотип человека, но и его ценности и то, как по нему «бьют» внешние обстоятельства. И вот тогда мы можем собрать целостную картинку и ответить на вопрос: «Обманывает меня человек или нет?»

Для того, чтобы эффективно детектировать ложь и чтобы понимать человека, что он на самом деле думает, нужно чуть меньше внимания уделять своему эго и чуть больше — собеседнику напротив.

Физиогномика лица: простые правила анализа внешности

Физиогномика — сложный психологический инструмент, который в умелых руках превращается в незаменимого помощника для профессионального HR-менеджера. С его помощью вы сможете определить истинные чувства и эмоции человека, а также его глубинные черты характера и мотивы поведения.

Физиогномика лица — один из важнейших разделов этой науки, и в сегодняшней статье мы рассмотрим его основные принципы. Хотите научиться профессионально “сканировать” кандидатов на собеседовании? Тогда принимайте участие в мастер-классе “Физиогномика на службе HR-менеджеров и рекрутеров: оцениваем кандидатов без теста и полиграфов”

Физиогномика формы головы

Согласно физиогномике, человеческое лицо по своей форме условно можно разделить на пять геометрических фигур: круг, овал, прямоугольник, конус и треугольник. Каждой форме соответствуют свои особенности характера, которые мы рассмотрим детальнее.

Прямоугольное лицо в физиогномике

Как правило, обладатели прямоугольного или квадратного лица — это люди твердого нрава. Они могут отличаться упрямостью, резкостью и энергичностью. Такие личности говорят мало, но всегда по делу.

Они четко знают чего хотят и как этого добиться. Практичные и прагматичные логики, обладают даром убеждения и нередко в спорах могут доходить до софизма. Такие люди сильные аналитики, всегда доводят работу до конца благодаря врожденному терпению и упорству. Они крайне редко поддаются чувствам и эмоциям. Из негативных качеств можно отметить некоторую жесткость и непоколебимость характера; возможна также скупость и корыстолюбие.

Треугольное лицо в физиогномике

Обладатели треугольного лица — крайне неординарные личности. Они очень находчивы, креативны и сообразительны. Такие люди — отличные ораторы и обладатели прекрасного чувства юмора. Они так и пышут энергией для новых свершений. Однако некоторые представители такого типа склонны к переменчивости настроения, быстрому “перегоранию” и упадку сил. Свободолюбивые личности, не признающие авторитарную власть над собой.

Из недостатков — возможна склонность к приукрашиванию действительности и критиканство.

Круглое лицо в физиогномике

Невероятно энергичные, инициативные и импульсивные личности. Непоколебимые оптимисты. Обладатели быстрого и живого ума; щедрые и благородные натуры. Такие люди, как правило, всегда полны новых идей и целей, однако слишком быстро берутся за дело, не продумав до конца все детали и возможные последствия неудачи. Одна из их главных негативных черт характера — непредусмотрительность и склонность к риску. Обладатели “круглого” лица, как правило, очень властолюбивые и тщеславные личности. Из них получаются отличные руководители, способные “зарядить” на успех свой коллектив.

Овальное лицо в физиогномике

Обладатели овальной формы лица — люди импульса и вдохновения. Они интеллектуально развиты, любознательны, быстро обучаемы и схватывают все на лету. Однако такие личности могут быстро “перегорать” в своей работе. Ими сложно управлять и для эффективного руководства нужно к каждому искать свой особый подход. Такие люди отличаются креативностью, из них получаются прекрасные деятели искусства или другие специалисты творческих профессий. Из недостатков — отсутствие практичности и упорства; могут бросить дело, не доведя его до конца.

Трапециевидное лицо в физиогномике

Если вы видите человека с трапециевидной формой лица, знайте — перед вами чистый прагматик и консерватор. Такие люди имеют очень практичный склад ума и при этом слабое воображение. Как правило, они тяжело переживают изменения и новшества. По характеру — общительные и позитивные. Честолюбивые, отличаются большим стремлением к карьерному росту. Из недостатков: корыстолюбие и избыточный консерватизм.

В физиогномике при анализе лица важен комплексный подход, и общий вывод о характере человека складывается из пристального внимания к деталям.

Физиогномика и профиль лица

Внимательно проанализируйте профиль человека и обратите внимание на то, какая из частей является доминирующей:

  • Если выступает лобная часть, то перед вами вполне активная и инициативная личность, которая позитивно относится к окружающему миру. Такие люди склонны к творчеству, однако нередко могут иметь плохую память.
  • Если выступает носовая часть, то перед вами прирожденный скептик, который редко что принимает на веру и привык ко всем выводам приходить своим умом.
  • Если выступает ротовая зона, то перед вами человек, которому очень важно получать удовольствие от того, что он делает. Это желание распространяется как на работу, так и на отдых.
  • Люди с “заостренным” профилем очень проницательны и внимательны к деталям. Они быстро соображают, легко адаптируются к новым обстоятельствам и имеют хорошие аналитические способности.
  • Людям с более “закругленным” профилем требуется больше времени для обдумывания информации, они медленнее соображают и принимают решения, но зато твердо и уверенно стоят на своем.

Физиогномика и лоб человека

Лоб — прямой показатель стиля мышления человека. Именно по форме лба вы можете понять как он обрабатывает информацию, насколько быстро соображает и принимает решения.

  • Выпуклый лоб свидетельствует о богатом воображении человека, его креативности и стремлении выйти за жесткие рамки. Такая персона думает быстро, имеет аналитическое мышление и всегда ищет альтернативные пути решения вопроса.
  • Покатый лоб (с отклонением назад) — это показатель хорошей памяти и быстроты реакции. Как правило, люди с такой формой лба не любят тратить много времени на размышления и предпочитают применять уже проверенные методы и процедуры.
  • Прямой лоб характеризует людей, склонных к прямолинейному мышлению и поэтапному решению задач. Как правило, им бывает очень трудно усвоить информацию, которую они получили быстро и непоследовательно, поэтому им нужно время для того, чтобы “разложить все по полочкам” в своей голове.

Физиогномика формы подбородка

Подбородок и нижняя челюсть свидетельствуют о силе характера человека.

  • Широкая нижняя челюсть с развитыми желваками — это показатель сильной и решительной личности. Такой человек привык всегда добиваться своего, тщеславен, любит власть и стремится занять лидерские позиции в коллективе.
  • Узкая челюсть свидетельствует о бесконфликтности человека. Такая личность решает сложные ситуации через компромисс, не стремится подчинять себе других и не терпит авторитарного руководства над собой.
  • Выступающий вперед подбородок — символ упорства, уверенности в себе и умения стойко преодолевать трудности.
  • “Скошенный” подбородок наоборот свидетельствует об осторожном характере человека, склонного избегать конфликтов и сложных жизненных ситуаций.
  • Согласно физиогномике ямочка на подбородке — отличительная особенность уверенной в себе натуры. В некоторых случаях это уверенность может доходить до самовлюбленности, горделивости и эгоцентризма.

Умение читать человека по лицу — ценный навык для HR-менеджера, помогающий понимать глубинную психологию сотрудников или собеседуемых кандидатов. Finassasment предлагает вам пройти дистанционный курс “Физиогномика для HR-менеджеров и рекрутеров: принципы и практика применения”. Этот онлайн-курс уникальный по своей природе, так как “заточен” под специфику работы кадровых специалистов. За восемь занятий вы научитесь собирать особенности внешности в единый психологический портрет, освоите навыки трактовки мимики и жестов человека, сможете выявлять и оценивать soft skills кандидатов. Старт курса 19 мая! Успейте записаться и освоить эффективные навыки по оценке и работе с персоналом.

Научиться физиогномике

Автор: Наталья Гаврилова

Что ваше лицо показывает другим?

Наши лица — их форма, размер и выражение лица в состоянии покоя (подумайте «отдыхающее b*&$% лицо») — играют большую роль во впечатлении, которое мы производим на других. Недавнее исследование показало, что наши выражения лица в состоянии покоя играют важную роль в том, как незнакомцы изначально воспринимают нас.

Например, нас считают более заслуживающими доверия, если выражение лица в состоянии покоя более позитивное и «счастливое» (т. е. уголки рта приподняты, глаза блестят). Те из нас, у кого спокойные, сердитые лица, кажутся более доминирующими, но менее заслуживающими доверия. Точно так же лица, которые считались более «привлекательными», также считались более надежными.

Одной чертой лица, которая неизменно связана с рейтингом привлекательности как для мужчин, так и для женщин, является симметрия лица. Симметрия лица – это когда обе стороны лица, правая и левая, одинаковы. Чем более асимметричен человек, тем он менее сексуально привлекателен, вероятно, потому, что асимметрия лица в эволюционном смысле связана с болезнями и болезнями.

Другие черты лица кажутся более привлекательными. Мужчины предпочитают, чтобы женские лица были сильно «феминизированными», включая более детские или «детские» черты лица, такие как глаза и губы больше среднего размера. Вероятно, это связано с тем, что черты детского лица предполагают молодость и женскую фертильность.

С другой стороны, женщины находят мужские лица с более широкими челюстями более привлекательными, потому что широкие челюсти предполагают силу и половую зрелость.

Имеются также данные о том, что как мужчины, так и женщины предпочитают более средние по размеру и форме черты лица. Например, очень большие или маленькие носы, губы и уши считаются менее привлекательными.

Черты лица, такие как выражение лица в состоянии покоя, форма лица и черты лица, представляют собой лишь один из факторов, влияющих на первоначальное впечатление, которое мы производим на других. Важны и другие невербальные сигналы, включая наше тело, прическу и внешний вид, тон нашего голоса и более динамичные, выразительные сигналы языка тела (например, жесты, движения головы, улыбки и т. д.), которые влияют на людей при первых встречах.

Однако сами по себе наши лица многое говорят. В, пожалуй, самых интересных исследованиях лиц постоянно демонстрировалось, что люди могут правильно предсказать победителя выборов, просто взглянув на фотографии лиц кандидатов. Хотя точные черты не определены, некоторые черты лица говорят о лидерском потенциале. Эти интересные направления исследований продолжаются.

Ссылки

Jaeger, B., & Jones, AL (2021). Какие черты лица играют центральную роль в формировании впечатления? Социальная психология и наука о личности, 1-9.

Антонакис Дж. и Юбэнкс Д.Л. (2017). Глядя лидерству в лицо. Современные направления психологической науки.

Тодоров, А., Оливола, С.Ю., Дотч, Р., и Менде-Сидлеки, П. (2015). Социальные атрибуции лиц: детерминанты, последствия, точность и функциональное значение. Ежегодный обзор психологии, 66, 519-545.

Психология страшных лиц

Стремясь продлить сезон Хэллоуина, я недавно посмотрел французский фильм ужасов 1960 года Les Yeux Sans Visage (Глаза без лица) режиссера Жоржа Франжу, и это заставило меня задуматься о страшных лицах. В мире фильмов ужасов и саспенса человеческое лицо — это обычное место страха и беспокойства, но почему именно лица? Что страшного в лицах?

Глаза без лица Серия рассказывает о хирурге, чья дочь была ужасно изуродована в автокатастрофе, которую он устроил. В конечном итоге неудавшемся квесте, похожем на Франкенштейна, он и его помощник, который также является его любовницей, заманивают в свою клинику несколько женщин, хлороформируют их и пытаются пересадить их лица его дочери. Фильм Франжу, включающий в себя длинный — по крайней мере, кажется длиной — сцена в документальном стиле хирургического удаления женского лица настолько расстроила зрителей, что семь человек потеряли сознание во время показа на Эдинбургском кинофестивале в 1959 году (Lowenstein 1998).

«Глаза без лица» напоминает о зверствах нацистов во время Второй мировой войны, но в нем также есть что-то сказочное, вдохновленное французскими сюрреалистическими фильмами 1920-х и 1930-х годов (Lowenstein 1998) . Фильм получил неоднозначные отзывы при первом выпуске, но он несколько раз переиздавался и теперь является частью Criterion Collection. Сегодня он считается классикой жанра ужасов, но когда я смотрел его впервые, меня поразила иллюстрация в фильме нескольких способов, которыми лица могут быть страшными.

Постер к фильму Les Yeux Sans Visage (Глаза без лица).

Песня Билли Айдола с таким же названием была вдохновлена ​​песней Franju Eyes Without a Face . Ютубер соединил песню со сценами из фильма.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Видео включает в себя некоторые из самых ужасных частей фильма, поэтому слабонервным смотреть его не рекомендуется.

Важность лиц

Лица являются центральной чертой нашего высокосоциального вида. В течение многих лет считалось, что младенцы с рождения могут имитировать выражение лица взрослых — замечательное открытие, если это правда, потому что младенцы были слишком малы, чтобы научиться имитации на собственном опыте, и, очевидно, не могли видеть свои собственные лица (Meltzoff and Moore 19).77). Были предложены теории о врожденных «имитационных модулях» в мозгу, а изображения младенцев, поджимающих губы и высовывающих языки, были напечатаны в тысячах учебников. К сожалению, как это иногда бывает в науке, эти исследования в итоге были воспроизведены, и результаты исчезли (Oostenbroek et al. 2016). Реальность имитации новорожденных в настоящее время вызывает большие сомнения (Davis et al. 2021).

Но лица по-прежнему очень важны для младенцев и взрослых. Когнитивный психолог и дизайнер Дональд Норман опубликовал книгу под названием 9.0029 Сигналы поворота — это выражение лица автомобилей (Норман, 1993), но верно и обратное. Даже если мы не открываем рта, выражение лица многое говорит о наших эмоциях и реакции на происходящее вокруг нас. Исследования с отслеживанием взгляда показывают, что через час после рождения младенцы тратят больше времени на отслеживание рисунков, похожих на лица, чем на рисунки, содержащие перемешанные версии тех же элементов; однако, как и другие младенческие рефлексы, это предпочтение исчезает в последующие недели (Johnson et al. 19).91).

В своей новаторской работе Выражение эмоций у человека и животных Чарльз Дарвин (1899) предположил, что некоторые основные эмоции характеризуются определенными выражениями лица и что их демонстрируют даже слепые от рождения люди. Последующие исследования подтвердили эту точку зрения и предполагают, что выражения лица для некоторых основных эмоций универсальны для всех культур (Eibl-Eibesfeldt 1975). Хотя универсальность узнаваемых выражений эмоций также подвергалась сомнению (например, Рассел 1994), существует полное согласие в том, что лицо является мощным индикатором наших чувств.

 

 

Иллюстрация выражения ужаса из книги Дарвина Выражение эмоций у человека и животных (1899), основанной на фотографии Гийома Дюшенна. Обратите внимание на сходство этой иллюстрации с женщиной на баннере к этой статье.

 

 

За маской

Еще одна важная функция лиц — отображать нашу индивидуальность. С тех пор, как коронавирус стал частью нашей жизни, мы узнали, что, просто закрывая половину лица человека, его довольно сложно узнать на улице, и, конечно же, полные маски полностью закрывают лица. Часто единственный способ надежно идентифицировать человека — это увидеть его лицо. В результате люди, которые носят маску, часто делают то, что в противном случае они бы не сделали, и избегают ответственности за свои действия. Кроме того, всегда есть некоторая неуверенность в том, что именно скрывает маска. Мы знаем личности злодеев-слэшеров Майкла Майерса из «9».0029 Halloween series и Джейсон Вурхиз из Friday the 13 th фильмов, но их хоккейные маски превращают их в невыразительных убийц и делают лица под ними загадочными.

Когда они скрывают изуродованное лицо, маски создают напряжение, создавая вероятность того, что лицо будет раскрыто в какой-то момент драмы. В «Глаза без лица» дочь Кристиану часто можно увидеть в маске, но в решающий момент действия ее зомби-подобное лицо раскрывается с пугающим эффектом.

Участник Монреальского Комиккона 2015, одетый как Джейсон Вурхиз из серии фильмов «Пятница, 13-е». (Викимедиа)

Как отмечает Бенджамин Рэдфорд, автор книги « Плохие клоуны » (2016), клоуны часто являются злодеями в фильмах ужасов (например, « Джокер » и «Пеннивайз» из мини-сериалов и фильмов Стивена Кинга « Оно »). Плохих клоунов пугают не только их необычные лица. Например, есть что-то мощное в превращении забавной и знакомой вещи в страшную фигуру. Кроме того, эти фильмы основаны на долгой истории злых клоунов. Но клоунские маски и лица, скрытые гримом, несомненно, добавляют ужасающую смесь.

Зловещая долина

Фраза «глаза без лица» — хорошее описание маски. Действительно, книга Александры Хеллер-Николас 2019 года «Маски в кино ужасов » имеет подзаголовок «Глаза без лиц». Кристиан, дочь хирурга в фильме « Глаза без лица », играет французская актриса Эдит Скоб (1937–2019) в ее самой запоминающейся роли. В изображении Кристианы Скобом есть что-то воздушное. Большую часть фильма она носит длинный атласный домашний халат, и вместо того, чтобы ходить по полу, кажется, что она парит над ним, медленно скользя по дому своего отца. Описывая Скоб, режиссер Джордж Франжу сказал: «Она волшебный человек. Она дает нереальную реальность» (Hudson 2019). Он снял ее еще в нескольких фильмах.

 

Рис. 1. Иллюстрация «зловещей долины» как для движущихся, так и для неподвижных объектов. Как правило, когда робот, кукла или маска приближаются к здоровому человеку, они выглядят более знакомыми, но изображения, которые близки к реальным, но все же отличимы от типичного человека, имеют тенденцию выглядеть странно и жутко. (Источник: Викимедиа)

 

Большую часть времени Скоб появляется на экране в роли Кристианы. Она носит маску, которая прилегает очень близко к ее лицу и была бы очень красивой, если бы не была полностью застывшей и безжизненной. Жуткость маски усиливается ее размещением в пределах сверхъестественная долина (Сеяма и Нагаям, 2007; Вегнер и Грей, 2016). Зловещая долина — это эффект, который возникает, когда робот, кукла или маска выглядят близко к человеку, но все же отличаются от настоящего здорового человека (см. рис. 1). В 2004 году зловещая долина вызвала проблемы с рождественским фильмом «Полярный экспресс », когда несколько обозревателей сочли анимированных персонажей странно тревожными (например, Клинтон, 2004).

Скриншот из трейлера фильма 2004 года Полярный экспресс . Некоторые обозреватели сочли анимацию фильма жуткой, потому что фигуры были очень похожи на людей, но не совсем на людей. Это пример явления, известного как зловещая долина (YouTube).

В случае с «Глаза без лица» в коротком отрезке фильма мы видим нормальное лицо Скоб после того, что кажется успешной пересадкой лица, но большую часть времени на экране она носит маску. Параллельное сравнение Скоба в маске и без маски ниже иллюстрирует жуткость маски, которая, на мой взгляд, твердо попадает в зловещую долину. В какой-то момент фильма обезображенная Кристиана говорит: «Мое лицо меня пугает. Моя маска пугает меня больше».

Актриса Эдит Скоб в роли Кристианы на скриншотах из фильма 1960 года «Глаза без лица», без маски слева после кратковременной успешной пересадки лица и в маске справа. Несмотря на то, что маска Кристианы очень точно имитирует человеческое лицо, она довольно тревожна.

Научно-фантастический фильм 2014 года Ex Machina обеспечивает интересный контраст. Здесь молодого программиста Калеба (Донал Глисон) доставили в отдаленное место, чтобы провести своего рода тест Тьюринга, чтобы определить, способен ли очень сложный робот Ава (Алисия Викандер) мыслить и сознавать. В обращении формулы в Глаза без лица , тело Авы явно механическое, но ее лицо идеально. Хотя Ава явно робот, она не вызывает жуткости Полярный экспресс или Кристианы в маске из Глаза без лица . Калеб не отталкивает Аву, а влюбляется в нее. Использование реального лица, а не механического, делает гораздо более вероятным, что Калеб попадет под ее чары — как он и делает, с катастрофическими результатами.

Робот с искусственным интеллектом Ава (Алисия Викандер) из фильма Ex Machina 2014 года. Использование очень реалистичного лица облегчает главному герою Калебу (Донал Глисон) попадание под ее чары. (YouTube).

Кровавые лица

Наконец, одним из основных элементов жанра ужасов является боди-хоррор или биологический ужас , которые включают в себя повреждение или изменение человеческого тела для создания гротескных изображений. В фильмах о зомби используется эта техника, и когда увечья наносятся на лицо, это может быть особенно эффективно.

В серии «Глаза без лица» Кристиана ненадолго показывает свое израненное лицо одной из женщин, захваченных ее отцом. Наш взгляд на изображение, похожее на зомби, довольно краток, но ужас отражен в реакции пленницы, показанной на фотографии в заголовке этой статьи. Франжу использует в фильме ряд приемов телесного ужаса. Трансплантация, которая изначально считалась успешной, вскоре оказывается неудачной, и зрителям показывают серию клинических фотографий прогрессирующего отторжения тканей и гниения лица Кристианы. Конечно, сцена хирургического удаления лица представляет собой наиболее драматическое использование телесного ужаса Франжу, и его эффективность была продемонстрирована вспышкой обморока среди зрителей.

Хотя несколько режиссеров использовали методы телесного ужаса, канадский режиссер Дэвид Кроненберг особенно известен своими грубыми и кровавыми мутациями тела (Cruz 2012). В своем фильме 1986 года « Муха » Джефф Голдблюм играет эксцентричного ученого Сета Брандла, который строит устройство для телепортации. Когда он использует телепорт на себе, его тело сливается с мухой, которая незамеченной забрела в устройство. Поначалу все кажется нормальным, но постепенно Брандл приобретает черты мухи. Конечный эффект, показанный на изображении ниже, довольно пугающий.

 

«Брандлфлай» из фильма Дэвида Кроненберга «Муха» 1986 года. Поместив себя в телепорт, тело Сета Брандла соединяется с телом мухи, создавая отвратительную смесь мухи и человека. (YouTube)

 

Заключительное слово

Лица очень важны. Они раскрывают наши эмоции и нашу личность, и, возможно, больше, чем любая другая часть тела, они являются средоточием суждений о нашей привлекательности или непривлекательности. В качестве доказательства внимания, уделяемого лицам, Fortune Business Insights (2021) подсчитала, что косметическая промышленность в 2021 году оценивалась во всем мире в 288 миллиардов долларов. Для сравнения, Business Wire (2021) оценил мировой рынок фильмов и видео в 2020 году всего в 235 миллиардов долларов.

Но, зайдя так далеко в статье о страшных лицах в кино, возможно, следует признать, что в реальном мире есть много людей, чьи тела далеки от совершенства. Они родились с чертами, которые не соответствуют стандартному дизайну, или они были изуродованы болезнью или травмой. Часто невозможно скрыть эти несовершенства, и тем не менее эти люди имеют право на такую ​​же полноценную жизнь, как и все остальные.

Мне нравились фильмы ужасов с детства, и после многих десятилетий кино это вряд ли изменится. Но наша типичная реакция на боди-хоррор в кино ставит перед нами дилемму. Выражение отвращения в ответ на гротескные образы в фильме Кроненберга уместно и ожидаемо, но подобная реакция при встрече с кем-то в продуктовом магазине может быть очень обидной. Контекст имеет значение. Фильмы ужасов вызывают напряжение и сопровождаются музыкой, которая усиливает наши эмоции. Напротив, люди, которых мы видим за пределами наших домов, — это не выдуманные персонажи, разыгрывающие более приземленные истории из своей реальной жизни.

Мне непонятно, какое влияние оказывает история просмотра фильмов ужасов на реакцию на людей, встречающихся на улице. Я не знаю ни одного исследования на эту тему. Но я надеюсь, что смогу разделить эти два мира и относиться ко всем, кого встречаю, с таким же уровнем теплоты и дружелюбия, как и к себе.

Ссылки

Business Wire. 2021. Отчет о мировом рынке кино- и видеоуслуг за 2021 год — возможности и стратегии до 2030 года (10 сентября). Доступно в Интернете по адресу https://www.businesswire.com/news/home/202109.10005333/en/Global-Film-and-Video-Services-Market-Report-2021 — Opportunities-and-Strategies-to-2030—ResearchAndMarkets.com.

Клинтон, Пол. 2004. Рецензия: «Полярный экспресс» — жуткая поездка. CNN (10 ноября). Доступно на сайте http://edition.cnn.com/2004/SHOWBIZ/Movies/11/10/review.polar.express/index. html.

Круз, Рональд Аллан Лопес. 2012. Мутации и метаморфозы: боди-хоррор — это биологический ужас. Журнал популярного кино и телевидения 40 (4): 160–68.

Дарвин, Чарльз. 1899. Выражение эмоций у человека и животных . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания.

Дэвис, Жаклин, Джонатан Редшоу, Томас Суддендорф и др. 2021. Существует ли неонатальная имитация? Выводы из метаанализа 336 величин эффекта. Перспективы психологической науки  16(6): 1373–1397.

Eibl-Eibesfeldt, I. 1975. Этология: биология поведения, 2-е изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

Бизнес-аналитика Fortune. 2021 г. Объем рынка косметики достигнет 415,29 млрд долларов США к [2021–2028 гг.]; По данным Fortune Business Insights, повышение осведомленности о здоровье, гигиене и уходе за телом способствует росту отрасли. Комната новостей GlobeNewswire (15 сентября). Доступно на сайте https://www.globenewswire.com/en/news-release/2021/09/15/2297232/0/en/Cosmetics-Market-Size-to-Hit-USD-415-29-Billion-by. -2021-2028-Повышение осведомленности о здоровье-гигиене-и-уходе-для-увеличения-промышленности-рост-говорит-Fortune-Business-Insights.html.

Хеллер-Николас, Александра. 2019. Маски в кино ужасов: Глаза без лиц . Кардифф, Уэльс: Издательство Уэльского университета.

Хадсон, Дэвид. 2019. Эдит Скоб подарила «нереальную реальность». Коллекция Criterion (26 июня). Доступно онлайн по адресу https://www.criterion.com/current/posts/6470-edith-scob-gave-the-unreal-reality.

Джонсон, Марк Х., Сюзанна Джуравец, Хадин Эллис и др. 1991. Предпочтительное отслеживание новорожденными стимулов, похожих на лица, и его последующее снижение. Познание 40(1–2): 1–19.

Левенштейн, Адам. 1998. Фильмы без лица: Шоковый ужас в кино Жоржа Франжу. Cinema Journal 37(4): 37.

Мельцов А.Н., М.К. Мур. 1977. Имитация лицевых и ручных жестов новорожденными. Наука 198: 75–78.

Норман, Дональд А. 1993. Сигналы поворота — это выражение лиц автомобилей. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Basic Books.

Остенбрук, Джанин, Томас Суддендорф, Марк Нильсен и др. 2016. Всестороннее продольное исследование ставит под сомнение существование неонатальной имитации у людей. Текущая биология 26 (10): 1334–38.

Рэдфорд, Бенджамин. 2016. Плохие клоуны. Альбукерке, Нью-Мексико: University of New Mexico Press.

Рассел, Джеймс А. 1994. Существует ли универсальное распознавание эмоций по выражению лица? Обзор кросс-культурных исследований. Психологический бюллетень 115(1): 102–41.

Сеяма, Джуничиро и Рут С. Нагаяма. 2007. Зловещая долина: влияние реализма на впечатление от искусственных человеческих лиц. Присутствие: телеоператоры и виртуальные среды 16(4): 337–51.

Вегнер, Дэниел М. и Курт Грей. 2016. Клуб разума: кто думает, что чувствует и почему это важно. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Викинг.

 

Стюарт Вайс

Стюарт Вайс — психолог и автор книги «Вера в магию: психология суеверий» , получившей Книжную премию Уильяма Джеймса Американской психологической ассоциации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *