Лидерские навыки – Урок 3. Полезные навыки лидера

Содержание

Урок 3. Полезные навыки лидера


Лидерство определяется не только качествами характера, но и навыками и умениями, которым можно научиться. Развивая комплексно эти навыки и умения, можно добиться хороших результатов. Эти навыки определяют способность человека правильно разбираться в сложных ситуациях, принимать правильные решения и достигать целей самому или вместе с командой. Быть лидером означает развиваться систематически, осваивать новые техники, методики по управлению временем и организации деятельности своей команды, неустанно учиться новому.
 

Оглавление:

Лидерские навыки

Стивен Кови, один из 25-ти самых влиятельных американских авторов, по версии журнала «Тайм», в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей» главными лидерскими навыками считает:

  • Проактивность (человек – кузнец своего счастья).
  • Умение видеть конечную цель (начиная делать что-либо, вы должны иметь четкое представление о том, что будет в финале).
  • Способность сконцентрироваться на важном (делайте все значимые дела в первую очередь, не откладывая).
  • Умение найти взаимную выгоду (не только для себя, но и для всех в сфере деятельности).
  • Стремление в первую очередь понять, а потом – быть понятым (умение слушать собеседника).
  • Совместные действия (сопоставление взглядов и обмен знаниями).
  • Постоянное самосовершенствование.

Критерии SMART

Умение правильно ставить перед собой цели – важный навык, необходимый каждому. Он позволяет сосредотачиваться на результате, конкретно планировать его достижение.

Критерии SMART – мнемоническая аббревиатура, используемая для определения целей и постановки задач. Впервые термин был употреблен в 1965 г. в работе П. Мейера, который изучал проблематику эффективного менеджмента.

Несмотря на то что в проектном планировании SMART – аббревиатура, в английском языке слово «smart» имеет значение «умный». Перевод в данном случае играет важную роль, так как отражает суть расшифровки – постановка цели должна быть умной. Критерии включают в себя следующее:

S – конкретный (specific)

M – измеримый (measurable)

A – достижимый (attainable)

R – актуальный (relevant)

T – ограниченный во времени (time-bound)

Разберемся с этим навыком планирования на простом примере. Допустим, ваша цель – создать собственный бизнес. Конкретность цели – к примеру, вы делаете отличные поздравительные открытки собственными руками и хотите зарабатывать, продавая их через Интернет. Измерение – вы ставите задачу подготовиться к продажам в течение 4 недель и продавать не менее 5 открыток в неделю. Достижение – вы создаете сайт, делаете первые 30 открыток, рассказываете об этом друзьям, рекламируете товар через реферальные ссылки и соцсети. Цель актуальна ввиду того, что вы сможете заработать, занимаясь любимым делом. Ограничение во времени – 4 недели на запуск ресурса и 30 открыток для продаж в течение 6 недель.

Этот пример демонстрирует, что навык правильной постановки цели является обязательным условием для достижения успеха в любой области. При этом неважно, работаете вы сами или в команде. Применение критериев SMART поможет четко увидеть цель, сформулировать поэтапные задачи по ее осуществлению, сконцентрироваться на достижении конкретного результата, а это именно те навыки, которые являются отличительной чертой хорошего лидера.

Управление временем в лидерстве

Управление временем (англ. time-management) – процесс сознательного контроля затраченного на конкретную деятельность времени для увеличения производительности и эффективности. Навык тайм-менеджмента помогает лидеру лучше планировать свое рабочее время и время подчиненных, приучает к лучшей самоорганизации и разумному планированию досуга.

Методики и техники управления временем. Существуют различные методы и техники, которые используются при планировании времени. Некоторые из них описаны на нашем сайте. Также в менеджменте применяются метод «Альпы», АВС-анализ, ускоренный анализ по принципу Эйзенхауэра, метод Парето и др. О них подробно можно прочитать в Википедии. С точки зрения развития навыков лидерства, нас больше всего интересует техника самоменеджмента.

Самоменеджмент – методика тайм-менеджмента, направленная на поиск оптимальной формы организации деятельности для достижения поставленного результата. Проще говоря, это навык самоорганизации, планирования времени с целью увеличения эффективности работы.

Американские бизнес-тренеры выделяют 12 основных правил самоменеджмента, которые позволяют упростить работу, при этом повысив ее результативность:

  • Живите по вашей системе ценностей.
  • Если у вас есть собственное мнение – выскажите его.
  • Выполняйте данные обещания.
  • Хотите нести больше ответственности – будьте готовы нести ее в полной мере.
  • Доверие является результатом оправданных ожиданий.
  • Будьте более продуктивным, откажитесь от плохих привычек.
  • Придерживайтесь трудовой этики.
  • Будьте разносторонним и интересным.
  • Будьте учтивым, вежливым и уважительно относитесь к окружающим.
  • Соблюдайте дисциплину.
  • Помните, что у вас всегда есть выбор.
  • Занимайтесь собой, поддерживайте форму.

Теперь рассмотрим более практичную часть. Если вы никогда раньше не прибегали к самоменеджменту для планирования своей занятости, самое время начать это делать, ведь польза этого лидерского навыка огромна.

Упражнение 3.1. Начните с того, что каждый день перед окончанием рабочего дня (или перед сном) составляйте план заданий на день. Делайте это как можно более конкретно, ранжируя задачи по степени важности. Следующий день начинайте с решения наиболее важных заданий, приступая к ним без отлагательств.

Постепенно вы научитесь не только планировать время и наиболее эффективного его использовать, но и четко видеть цели и пути их достижения.

Упражнение 3.2. «Похитители времени». Запишите на листе бумаги 5 основных причин потери своего времени. Это может быть, например, заваленный документами рабочий стол, на котором тяжело что-то найти. Проанализируйте свои ответы.

Старайтесь не допускать потери времени по записанным пунктам в будущем. Организуйте рабочее место удобнее. Не опаздывайте на встречи и требуйте того же от других.

Дополнительные материалы к данному уроку

Также вы можете прочитать полезные материалы по лидерству в специальном разделе «Лидерство и взаимоотношения» нашего блога. Тему данного урока дополняют статьи:

Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей.

Теперь, когда мы ознакомились с рекомендациями по улучшению лидерских навыков, перейдем к следующему уроку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

4brain.ru

Важнейшие навыки лидера

Лидер помимо развития лидерских качеств должен приобретать лидерские навыки, это крайне необходимо для эффективного управления людьми. Если вы ими не обладаете, не нужно расстраиваться, начиная с сегодняшнего дня, вы можете наметить шаги к получению необходимых лидерских навыков. Но чтобы их развивать, давайте определимся, какими навыками должен обладать лидер в полном смысле этого слова.

Лидерские навыки.

Коммуникативные навыки.

Сколько и как охотно вы говорите и поддерживаете обмен информацией? Можете ли вы хранить информацию в секрете? Как часто вы можете и на самом деле слушаете других людей больше, чем говорите? Как вы можете оценить свои навыки общения с каждым из ваших сотрудников? Как вы справляетесь с нехорошими новостями, которые вы получаете?

Основные жалобы сотрудников почти каждой организации любого типа – состоят в «отсутствии общения». В данном контексте подразумеваются межличностные связи между лидером и последователями, а также общий поток необходимой информации в рамках всей организации. Лидеры должны научиться владеть коммуникативными навыками в частности производить обмен информацией, и поддерживать межличностные связи с другими. Коммуникативные навыки необходимо культивировать всем лидерам.

Навыки построения и поддержания отношений.

Какой уровень доверия и чувства уважения сложен у вас с каждым из ваших сотрудников? С каждым из ваших коллег? Насколько трудно или легко вы начинаете строить новые отношения? Углублять существующие отношения? Умеете ли вы эффективно строить и поддерживать отношения с другими людьми?

Отношения развиваются из хороших межличностных и групповых коммуникативных навыков, однако, навыки построения и поддержания отношений можно отнести к отдельной тематике. Лидер, который любит общаться, который может строить и углублять отношения с другими людьми, получает значительное преимущество. Такой лидер способен создать команду и добиваться впечатляющих результатов.

Навыки убеждения.

Каков уровень силы вашего убеждения и насколько вы влиятельны? В каких обстоятельствах вы можете убедить других людей в верности вашей точки зрения? В какой степени люди ценят ваше мнение и следуют вашему примеру?

Способность влиять на других людей и заставлять их двигаться в определённом направлении является очень важным навыком для лидера. В действительности, лидерство часто определяется как: умение убеждать и оказывать влияние на других людей, с тем, чтобы они делали то, чего не стали бы делать без убеждения лидера. Ваша способность к убеждению непосредственно связана с тем, насколько люди доверяют вам и как хорошо наложены ваши связи и отношения.

Приспособляемость.

В какой степени вы можете отказаться от жёсткости? Контроля? Насколько легко вы переносите перемены? Испытываете ли вы трудности в принятии решений, попадая в незнакомую для вас обстановку? Как вы реагируете на нежелательный исход ситуации?

Адаптивность и гибкость являются важными факторами успеха в руководстве. Лидер должен уметь легко перемещаться из одного набора обстоятельств (плана) к следующему (незапланированный исход), а также принимать всё спокойно, даже если обстоятельства крайне нежелательны. Хороший лидер должен уметь принимать изменения и рассматривать их как возможности. Итак, приспособляемость это ещё один из важнейших навыков для лидера, которые вам следует развивать.

Командная работа.

Какое значение вы придаёте командной работе в группе? Содействуете ли вы созданию командного духа у тех людей, которые идут за вами? Каким образом вы ведёте совместную работу с вашими коллегами? Как вы справляетесь с конфликтами в команде?

Ни один человек не способен сделать всего. Вот почему создание команды состоящей из людей с набором различных навыков имеет такое большое значение. Лидер должен знать, как строить и развивать такие команды. Хороший руководитель всегда знает, когда быть лидером, а когда последователем, он умеет быть хорошим последователем, когда это необходимо.

Коучинг и развитие.

Как вы относитесь к развитию людей вокруг вас? Поощряете ли вы, воспитываете ли и строите ли потенциал тех, кто идёт за вами? Насколько легко или тяжело для вас оставить ваши потребности и разделить управление с другими? Умеете ли вы хорошо распределять задачи?

Развитие других людей необходимо хорошему лидеру. Поощрение других в расширении своих способностей и взятии на себя дополнительных задач вот в чём должен взять на себя ответственность лидер. Лидер, который чувствует угрозу со стороны возможностей других людей, вряд ли может назваться настоящим лидером. Коучинг и развитие есть неотъемлемая часть навыков, которые должен культивировать лидер.

Принятие решений.

Насколько комфортно вы умеете принимать окончательные решения? Склонны ли вы к слишком быстрому принятию решений, без должного анализа, или же вы слишком долго проводите анализ, размышляете над всеми возможными последствиями, что так и не можете принять решение? В каких областях вы уверенно принимаете решения и стоите за то, во что верите?

Лидер должен уметь разбираться в ситуации и уметь достаточно быстро анализировать поступающую информацию, чтобы иметь возможность принимать взвешенные решения. Слишком быстрое или слишком медленное принятие решений препятствует эффективному руководству. Решительность – это одно из важнейших качеств настоящего лидера, а умение принимать правильные решения – является одним из основных его навыков.

Планирование.

Насколько легко вы умеете составлять планы мероприятий и проектов? Насколько легко вы держите свой план в уме и придерживаетесь своего плана? Умеете ли вы разбираться в эффективности своего плана в данный момент времени с тем, чтобы в случае если план уже не актуален, внести в него изменения?

Планирование предполагает принятие определённых предположений о будущих событиях и принятии мер для оказания положительного влияния на исход данных событий. Планирование часто требует умения мыслить стратегически. Планы очень важны для достижения тех или иных целей, но они не должны быть неизменяемыми – так как исход событий не всегда может быть ожидаемым, а обстоятельства не всегда могут соответствовать тому, что было запланировано. Планирование – ещё один из самых необходимых навыков для хорошего лидера.

Лидер не обязательно должен обладать всеми перечисленными навыками, тем не менее, тот лидер, который ими обладает, имеет несравненные преимущества перед тем, кто ещё не обрёл один или несколько из данных навыков.

metodorf.ru

Лидерские навыки

Возможно, будет проще рассмотреть командное лидерство в виде схемы, как набор личных качеств и навыков, в четырех областях: люди, характер, действия и мышление. Схема делится на два фак­тора лидерства: мотивация и«гигиена».

Мотивирующие факторы — это личные особенности лидера, особенности, с которыми он, возможно, родился. Благодаря им, уви­дев лидера в действии, мы восклицаем: «Ух ты! Если бы я так мог!»

Мотивирующие факторы включают в себя три навыка взаи­модействия с людьми и три личных качества.

Гибкость. В быстро меняющемся окружении это самый важный фактор мотивации. Под гибкостью мы подразуме­ваем больше, чем общее понятие адаптивности. Более точ­но, мы называем гибкостью способность передавать инфор­мацию в той манере, в какой другие хотят ее получать. А для этого нужно прежде всего понимать личные особенности других людей. Не обязательно нравиться всем, нуж­но нравиться тем, с кем необходимо общаться в данный мо­мент. Гибкий лидер команды меняет свой стиль общения. С одним человеком он говорит о фактах, исторических под­робностях и других данных. С другим делает акцент на пла­нах и результатах, на возможностях и ожиданиях, на чело­веческих отношениях. Все зависит от того, как воспринимает информацию собеседник.

Пирамидальная система обучения. Идея «пирамиды» воз­никла в медицине: именно по такой траектории, из клетки в клетку, перемещается лекарство. В конце концов оно рас­пространяется по всему организму. Хорошие лидеры ко­манд делятся приобретенной информацией с другими людьми и поощряют к этому окружающих, создавая «пира­миду», по которой знания распространяются по всей ко­манде и из команды в команду. Это повышает интеллект компании, превращая ее в обучающуюся организацию.

Обратная связь. Эффективные лидеры знают, как обеспе­чивать регулярную обратную связь, помогают сотрудникам совершенствоваться. Для этого необходимы развитые со­циальные навыки — готовность «достучаться» до других, но кроме того, такт и деликатность, чтобы люди открыто принимали как ваши похвалы, так и критику.

Харизма. Это некое таинственное качество. Оно или есть, или его нет. Мы не говорим о некой ужасающей власти, по­зволяющей некоторым увлекать своих последователей за собой даже в зыбучие пески. Положительная харизма по­чти незаметна. Часто это скромное обаяние, которое без слов дает членам команды понять, что лидер действует с ними сообща.

Честность. Это истинная мера способности человека жить в согласии с принципиальными ценностями. Мы говорим не о стереотипах, а о целостности. Честность означает, что

вы не только говорите, но и делаете то, что говорите. Она исходит изнутри, из личности человека; но всегда видна ок­ружающим.

Альтруизм. Благие намерения необходимы. Они — не са­мое главное. «Жить только благими намерениями» — пло­хой лозунг. Но если их нет, никакой успех команды не сто­ит усилий.

Менеджерские навыки

Факторы «гигиены» — это всего лишь выработанные привычки к определенным поступкам и мыслям, которыми может овладеть каждый, кто потратит на это силы и время.

Принятие решений. Лидеру команды лучше принять не­удачное решение, чем не принять никакого. И если люди считают вас хронически нерешительным человеком, они не позволят вам быть лидером. Но если вы принимаете реше­ния автоматически, у вас тоже возникнут проблемы. Если ваше решение оказывается неудачным, вам придется взять за это ответственность на себя. Если же вы начинаете ис­кать виноватых (то есть козлов отпущения) или игнориру­ете ошибки, люди не станут ни доверять вам, ни следовать за вами. Признав ошибку, взяв на себя ответственность за нее, исправив ее и приняв другое (более удачное) решение, вы сможете удержать позиции лидера.©

Инициирование действий. Лидер — начало всех действий. Если же вы, наоборот, мешаете действовать или просто ре­агируете на действия других людей, вас не станут считать лидером. Необходимо уметь поддерживать баланс между тем, чтобы начинать слишком много действий (быть ориен­тированным на действия, а не на результаты), и слишком малыми действиями (действовать медленно, реактивно и без связи с реальностью).

Решение проблем. Это о такой вещице под названием «ком­петентность». Кто же захочет следовать за дураком? Спо­собность быстро диагностировать проблемы и находить ре­шения — ключ к уверенности команды.

Установление связей. Можно иметь полную власть в соб­ственной команде, но если вы не стремитесь к проницаемо­сти границ, к свободному перемещению информации в обо­их направлениях, вас будут воспринимать не как лидера, а как самодура. Хорошие лидеры электризуют атмосферу. Они создают привлекательное окружение, где информация, знания, понимание и профессионализм распространяются естественным образом. Они создают атмосферу сотрудни­чества, в которой люди свободно делятся информацией, преодолевая барьеры и границы. Они создают команды, в которых каждому нужно добиваться конкретных результа­тов.

Содействие эволюции и изменениям. У лидеров команд есть одна привилегия: их положение позволяет им делиться с другими своими взглядами. Хорошие лидеры превращают эту привилегию в настоящую ценность — они помогают людям понять, почему команда делает то или иное, разумно объясняют необходимость движения именно в данном на­правлении. Это — источник реальной энергии и ответ­ственности для изменений. Лидер направляет в нужное русло силы, которые вызывают к жизни любые перемены: тревогу о прошлом и надежду на будущее. Итак, что вы можете сделать с этими качествами? Ввести их в свой инструментарий лидера команды. Рассматривать лидерство как лестницу, где сначала необходимо одолеть ступеньки факто­ров «гигиены» и только потом — добраться до мотивирующих факторов. Одно вырастает из другого. Если вы овладеете факто­рами «гигиены», вас будут воспринимать как эффективного ме­неджера. Практикуйтесь в мотивирующих факторах, и ваша ко­манда признает вас настоящим лидером.

Пять уров­ней иерархии лидеров в компаниях (Джим Коллинз)

Уровень I — высокопрофессиональный сотрудник. Вносит вклад че­рез активное использование своих способностей, знаний, опыта и умения организовать свой труд.

Уровень 2 — ценный член команды. Вносит личный вклад в дости­жение целей, стоящих перед компанией, эффективно работает с другими членами команды.

Уровень 3 — компетентный менеджер. Организует людей, рацио­нально распределяет ресурсы для выполнения поставленных задач.

Уровень 4 — эффективный руководитель. Формулирует видение будущего компании и последовательно добивается того, чтобы ком­пания продвигалась по намеченному пути. Обеспечивает высокие стандарты качества работы.

Уровень 5 — современный руководитель. Благодаря парадоксально­му сочетанию выдающихся личностных качеств и твердой професси­ональной воли его руководство позволяет добиться исключительных и долгосрочных результатов.

При формировании команды в компании идеальным стилем счи­тается руководство лидера 5-го уровня, который реализуется не через собственный успех, а через достижение большей цели — создание ус­пешного предприятия.

Это не означает, что руководитель 5-го уровня лишен честолюбия. Напротив, он исключительно честолюбив, но его честолюбие относится, в первую очередь, к предприятию, которым он управляет, а не к себе самому.

Такой руководитель одновременно скромный и волевой, застен­чивый и отважный. Он не говорит о себе, но готов бесконечно гово­рить о предприятии и его достижениях.

Одна из целей руководителя этого уровня — подготовка достой­ного преемника, будущего лидера такого же уровня на своем пред­приятии.

Руководитель 5-го уровня не является слугой предприятия. Он фанатически предан своему делу, заражен стремлением добиться ре­зультатов. Он сделает все для процветания предприятия. Очень часто руководителями 5-го уровня становятся сотрудники, выросшие по иерархической лестнице на своем предприятии.

Джим Коллинз выделяет две противоположные стороны характе­ра такого руководителя — профессиональную волю и скромность. Ниже мы приводим таблицу (по Д. Коллинзу), в которой раскрыва­ются особенности этих противоположных сторон.

Профессиональная воля

Скромность

Добивается исключительных результатов, является основным акселератором процесса перехода от хороших результатов к еще лучшим

Скромен, не ищет широкой известности, не хвастается

Демонстрирует неколебимое стремление сделать все, что должно быть сделано для достижения выдающихся, долгосрочных результатов, пренебрегает трудностями

Действует в спокойной, последовательной мане­ре, добивается высокого качества работы, соблюдает высочайшие стандарты, не рассчи­тывает на личное обаяние

Устанавливает стандарты долгосрочного успеха предприятия, никогда не соглашаясь ни на что меньшее

Реализует свои честолюбивые устремления через успех предприятия, а не через личный успех: выбирает последователей, способных добиться еще более выдающихся результатов

Берет ответственность за неудовлетворительные результаты на себя, никогда не списывает вину на коллег, на внешние обстоятельства или невезение

Когда речь идет об успехе, приписывает заслугу другим сотрудникам, внешний факторам и чис­тому везению

О руководителе 5-го уровня можно сказать словами Гарри Трумэ­на: «Вы можете добиться чего угодно в жизни при условии, что вам будет не важно, кому достанутся лавры».

Можно ли лидеру — руководителю 4-го уровня сформировать у себя качества руководителя 5-го уровня, если их до сих пор не было? Наш опыт работы на предприятиях свидетельствует о том, что это воз­можно, но у руководителя должно быть глубокое понимание необходимости изменения стратегии управления. Руководитель4-го уровня должен поверить в преимущества командного стиля работы. Един­ственное, что может помочь ему начать изменения и поддерживать их, — это вера в необходимость изменения собственного стиля уп­равления. Эти моменты прорабатываются с помощью обратной свя­зи от группы во время тренинга командообразования и поддержива­ются в послетренинговом сопровождении.

Чтобы понять, насколько сложно измениться руководителю 4-го уровня, необходимо знать его характерные отличия от руководителя 5-го уровня.

При модели руководства 4-го уровня предприятием руководит ге­ний. Он решает, куда предприятие должно развиваться, каковы его цели, задачи, миссия. Под эти уже готовые решения он собирает ко­манду помощников, способных ассистировать ему в осуществлении его замыслов.

При модели руководства 5-го уровня предприятием управляет скромный трудоголик, как правило выросший на этом же предприя­тии. Он набирает в руководство нужных людей с целью создания силь­ной управленческой команды. И только затем с их помощью опреде­ляет наилучший путь к успеху предприятия. При этом члены управленческой команды могут ожесточенно спорить по поводу ре­шений, но при осуществлении принятых решений действуют согла­сованно, избегая личных амбиций.

Из этого следует, что основной ресурс любого предприятия — не просто люди, а именно подходящие люди. Руководители 5-го уровня начинают с того, что набирают нужных людей и избавляются от не­нужных. Они организуют работу таким образом, чтобы лучшие со­трудники работали в перспективных областях предприятия, а не занимались решением проблем самого лидера. При этом меняются принципы отбора кадров: в команду 5-го уровня набирают людей в первую очередь по их характеру и способностям, а уже потом по зна­ниям, опыту или образованию.

Если руководитель решил изменить ситуацию на предприятии и Перейти к командному руководству, то есть к руководству 5-го уров­ня, то он должен принять ряд мер:

  1. Честно оценить и понять ситуацию, в которой находится ком­пания. Невозможно принимать правильные решения и не смотреть в лицо суровым фактам действительности. Консультант помогает в этом Руководителю, проводя организационную диагностику компании.

2. Создать климат, в котором сотрудники могут высказывать свое мнение открыто:

  • перейти от руководства ответами к руководству вопросами;

  • начать вовлекать в диалог и спор, но не в конфликт;

  • обсуждать ошибки, ноне обвинять;

  • использовать метод «раскрытия секретов», чтобы превратить скрытую информацию в информацию, которую трудно игно­рировать.

studfiles.net

8 лидерских качеств настоящего руководителя

Лидеры бывают разными и у каждого найдутся приверженцы, так как противостоять харизме и обаянию личности невозможно. Далеко не у каждого есть качества, необходимые для руководства коллективом, но можно попытаться развить их.

Какими качествами должен обладать лидер

Всем известное слово «лидер» происходит от английского leader – первый, ведущий, тот, кто идет впереди, вождь. Это человек, который возглавляет какую-либо группу людей, пользуется авторитетом и влиянием, благодаря чему способен управлять ею. Он является одним из членов группы, и она признает за ним право ведущего.

Лидеры бывают авторитарные, демократичные и либеральные. Авторитарные не советуются с коллективом, навязывают свою точку зрения и устанавливают жесткую дисциплину. Демократичные принимают решения, ориентируясь на мнение коллектива, а свои полномочия могут делегировать кому-то из членов группы. Либеральные лидеры не склонны к конфликтам, поэтому они легко соглашаются на все предложения членов коллектива, как говорится – «идут на поводу». В итоге все служебные обязанности распределяются беспорядочно, коллектив разобщен и не организован.

На предприятиях, в организациях, компаниях лидерскими качествами должен обладать руководитель, которого обычно назначают или выбирают. Обязанности руководителя – отвечать за работу возглавляемого им предприятия, отдела и т. д., поощрять или наказывать тех, кто ненадлежащим образом выполняет свои обязанности. При отсутствии у руководителя необходимых лидерских качеств в коллективе может появиться неформальный лидер, что не всегда способствует поддержанию нормальной рабочей обстановки.

Задачи лидера как руководителя:

  • Повышение производительности труда и развитие предприятия или бизнеса.
  • Мотивирование сотрудников на рост и совершенствование.
  • Создание условий, уменьшающих причины для недовольства сотрудников.

Быть лидером непросто. Одни люди, как бы ни старались, не могут овладеть этим искусством. Другим же этот талант дается от рождения. Причем, как можно заметить, одни лидеры спокойны и уравновешены, другие же эмоциональны и динамичны. Тем не менее, как руководители они могут быть одинаково эффективны.

Так какими же лидерскими качествами должен обладать руководитель?

1. Здоровое честолюбие

Здоровое честолюбие (не путать с болезненным) – это стремление быть лучшим в своем деле, добиться мастерства. Это качество помогает достигать поставленных целей.

По словам американского эксперта по вопросам лидерства Дж.Максвелла, «Калибр лидера можно измерить проблемами, за которые он берется. Лидер всегда ищет те, которые соразмерны ему самому».

Руководитель-лидер работает больше и упорнее других, ведь то, что он делает, намного важнее того, что он говорит. Он должен уметь делать то, чего не может больше никто. Своим примером он побуждает других следовать за ним и доверять его мнению. При этом он не должен поддаваться искушению беспрестанно контролировать и перепроверять подчиненных.

2. Преданность своему делу

Руководитель-лидер настойчив и инициативен. Он обладает сильной волей, что помогает ему преодолевать все препятствия на пути к цели. Он вынослив и работоспособен даже в форс-мажорных обстоятельствах. В критические моменты он готов взять инициативу на себя, поэтому на него всегда можно положиться.

Шотландский журналист, основатель журнала Forbes Б. Ч. Форбс писал : «За успех нужно платить. Практически все, кто достиг вершин, работали тяжелее и больше, более старательно учились и строили планы, больше жертвовали собой, преодолели больше трудностей, чем те из нас, кто еще не поднялся».

3. Решительность и умение разумно рисковать

Канадец Брайан Трейси, автор многих книг, в том числе и на темы лидерства, заметил, что кто хочет сберечь собственный покой, никогда не сможет добиться успехов, а «преуспевающие люди решительны и всегда пытаются совершить больше действий, чем другие». Руководитель-лидер всегда готов проявить волю и принять решение, даже если оно не лежит на поверхности. Однако его риск не безрассудный – он подкреплен опытом и знаниями.

4. Философское отношение к неудачам

Многим известна фраза: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Хотя существует немало людей, воспринимающих неудачи чересчур болезненно: у них падает самооценка, опускаются руки и пропадают интерес и желание что-либо делать. Такие качества не могут быть присущи руководителю-лидеру, ведь, как говорил автомобильный магнат Генри Форд: «Кто боится неудач, тот ограничивает свою деятельность. Неудача – это возможность начать все заново, но уже более мудро».

С ним солидарен и основатель компании Honda Motor японский инженер и предприниматель С. Хонда. По его словам, «Успех может быть достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Фактически успех –это только 1% вашей работы, а остальные 99% – это неудачи. …Мои ошибки никогда не возникали по одним и тем же поводам».

А уже упомянутый канадец Б.Трейси советовал не отчаиваться при неудачах, поскольку «В среднем каждый миллионер, сам заработавший свои деньги, два-три раза бывал банкротом или почти банкротом».

5. Правильно строить отношения с подчиненными

Руководитель-лидер должен ценить своих подчиненных, заботиться о них, быть для них наставником и стремиться им помочь. Он должен быть человечным, терпимым, тактичным и внимательным. Требуя от сотрудников максимальной отдачи и поднимая им высокую планку, он не должен их ругать. При необходимости высказать критическое замечание он должен критиковать работу подчиненного, а не его лично.

В то же время нельзя проявлять слабость и говорить сотрудникам лишь то, что они хотят слышать. Руководитель-лидер должен быть эмоционально гибким и уметь находить с подчиненными общий язык, не давая волю эмоциям. В свою очередь, подчиненные должны иметь возможность сказать руководителю, что он неправ.

Известный американский миллиардер Рокфеллер считал, что «Умение обращаться с людьми – это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете».

А один из ведущих сотрудников компании General Motors заметил: «Поля самых разных отраслей промышленности усеяны костями тех организаций, где стиль лидерства был насквозь пропитан моральным разложением…, где верили в то, что нужно брать, вместо того, чтобы отдавать… где не понимали, что единственный актив фирмы, которые не поддается легкой замене, это ее люди».

6. Понимание необходимости мотивации персонала

Мотивация подчиненных к работе предполагает умение ставить перед ними понятные, четкие и достижимые цели. Они должны представлять, как будут выполнять поставленную задачу.

При этом труд персонала должен соответствующим образом поощряться, например различными премиями и бонусами. Прежде чем требовать от подчиненных всецелой отдачи, руководитель должен спросить себя: «А стал бы я работать в несколько раз больше, чтобы увеличить свой доход на 2-3%?».

Публицист Майк Делании верно заметил: «В любом виде бизнеса или отрасли промышленности, где одинаково вознаграждаются и бездельники и трудяги, рано или поздно обнаружится больше первых, чем последних».

Конечно, подчиненные должны иметь достаточный уровень квалификации. В противном случае, получится так, как предсказывал американский предприниматель Джим Рон: «Одной мотивации недостаточно: если у вас есть идиот и вы его мотивировали, то в результате вы получите мотивированного идиота».

7. Не бояться перемен

Руководитель-лидер – это человек, который не останавливается на достигнутом, а значит, всегда готов к переменам. А, как известно, перемены – это новые возможности. Тем не менее, «Большинство людей упускают появившуюся возможность. Потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу». Эти слова принадлежат известному американскому изобретателю Томасу Эдисону. И уж он-то своих возможностей не упустил!

Современный мир беспрестанно меняется, и чтобы остаться лидером, необходимо идти в ногу с переменами.

«Единственным способом общения с непредсказуемым будущим является создание очень гибкой организации. Как только в вашу категорию приходят изменения, вам необходимо быть готовыми к изменениям и меняться так быстро, как только возможно для того, чтобы в будущем выжить» (известный американский маркетолог Джек Траут.

8. Способность к самосовершенствованию

Некоторые руководители, добившись значительных успехов, успокаиваются и «почивают на лаврах». Удовлетворенность достигнутым – опасность, подстерегающая многих лидеров. Они считают, что обладая влиянием и пользуясь уважением, ни к чему заниматься дальнейшим саморазвитием.

Мужество признать, что «Я знаю то, что ничего не знаю», готовность к обучению и саморазвитию – непременные качества современного руководителя-лидера.

Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, есть ли у вас лидерские качества или нет.

© Тимошенко Елена, BBF.RU

bbf.ru

Лидерство: уроки эффективного руководителя

Историю творят люди. Даже больше – люди и есть история. Практически каждому человеку знакомы имена Наполеона Бонапарта и Уинстона Черчилля, Пеле и Диего Армандо Марадоны, Мэрилин Монро и Джона Леннона. Всех их, при абсолютной непохожести рода занятий, объединяет одно, этих людей, безусловно, можно охарактеризовать словом «лидер». Умение увлечь за собой людей, сделать свою идею идеей сотен тысяч других, совершить в одиночку то, что считалось недостижимым – дорогого стоит.

На основе анализа жизни многих видных деятелей прошлого и настоящего современная наука (психология лидерства, социология, менеджмент, политология) пытается выработать уникальную квинтэссенцию лидерских качеств и навыков, чтобы помочь человеку раскрыть свой потенциал и реализоваться в жизни. Тренинги по развитию лидерства имеют огромный спрос, многие компании постоянно обращаются за услугами в различные школы лидерства. Мы подготовили информацию о базовых теориях и стилях лидерства, принятия решений, ответственности, проактивности, самоорганизации, эффективной коммуникации, работе в команде, развитии лидерского потенциала в целом. Обо всем из вышеперечисленного вы узнаете из уроков данного тренинга.

Что такое лидерство?

Согласно одному из определений, лидерство — это процесс социального влияния, при котором один человек может прибегнуть к помощи и поддержке других для выполнения общих задач. Для исследования этого влияния очень важен феномен лидера как индивида с набором уникальных лидерских качеств и навыков.

Множество примеров из жизни известных людей (о них вы прочитаете ниже) доказывают, что практически любой человек при определенной доле самоотдачи и старания может развить в себе лидерские способности. Зачем это нужно? Наш мир — это сложная социальная система, которая состоит из множества подсистем, которые, по сути, являются сферами жизнедеятельности любого человека. В каждой из этих сфер есть свои лидеры и последователи, своя иерархия. Действует этот принцип везде, где одновременно находится больше одного человека, будь то работа или посиделки с друзьями. Поэтому развитие лидерских качеств и навыков необходимо для тех, кто хочет максимально контролировать и нести ответственность за события в своей жизни, и не просто плыть по течению, а быть лидером для друзей или коллег. Зачастую успех ассоциируется именно с лидерами. А кто сегодня не хочет быть успешным? При этом не стоит забывать, что главное не формальная погоня за статусом лидера, а развитие талантов и способностей, которые станут первым шагом на пути к самосовершенствованию.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Онлайн-уроки по развитию качеств и навыков лидера

Тренинг по лидерству, размещенный на данном сайте, является своеобразным методологическим путеводителем по основным методикам и принципам саморазвития качеств и навыков лидера со ссылкой на теоретические рекомендации и практические советы ведущих авторов и научных изданий в этом направлении. Каждый урок соответствует актуальной проблематике и содержит информацию, призванную помочь в решении поставленных вопросов. Приступая к работе, важно понимать, что тяжело учесть индивидуальные потребности каждого, кто заинтересуется тренингом, поэтому определить, что полезно и нужно именно для вас, предстоит вам самим. Это удобно сделать на нашем курсе по самопознанию. Если вы хотите приступить к теоретическому курсу по лидерству, то он состоит из 5 уроков:

Урок 1. Теории и стили лидерства

Лидерство – это социальный феномен, изучение которого интересовало многих ученых разных исторических эпох, от седой древности до сегодняшнего дня. Актуальность изучения данной проблематики привела к появлению различных подходов и трактовок понимания этого явления. Наиболее популярные теории лидерства разработаны в рамках политической психологии, которая изучает политическое лидерство. Постепенно политическое лидерство стало предметом детального анализа и в политологии, где многие исследования ученых связаны именно с этой тематикой.

Урок 2. Качества характера лидера

Разные культурные и исторические эпохи, набор политических, экономических, социальных условий и стандартов жизни общества подразумевают наличие лидеров с различными качествами характера, достаточными для решения насущных проблем деятельности группы, класса, организации. Спрос на таких людей в наше время особенно большой, а, значит, растет и предложение. Из этого следует развитие борьбы за место лидера, занять и удержать которое могут только те, кто владеет определенными лидерскими качествами.

Урок 3. Навыки лидера

Лидерство определяется не только качествами характера, но и навыками и умениями, которым можно научиться. Развивая комплексно эти навыки и умения, можно добиться хороших результатов. Эти навыки определяют способность человека правильно разбираться в сложных ситуациях, принимать правильные решения и достигать целей самому или вместе с командой. Быть лидером означает развиваться систематически, осваивать новые техники, методики по управлению временем и организации деятельности своей команды, неустанно учиться новому.

Урок 4. Лидерство и коммуникация

Умение эффективно взаимодействовать с людьми (коллегами, подчиненными, начальниками) является ценнейшим инструментом настоящего лидера, который всегда будет востребован в любой профессиональной среде. Успешное руководство и лидерство подразумевают использование многих техник и знаний. Например, в менеджменте это основы планирования, привлечение технологических инноваций, возможность делегирования, знание основ маркетинга. Но связующим звеном в социальном лидерстве и одновременно ключом к успеху, как утверждает психология, является коммуникация. Независимо от сферы деятельности, будь то командный вид спорта, бизнес или политика – лучшими всегда становились люди с развитыми коммуникативными навыками. Об этих навыках мы уже упоминали в предыдущих уроках, а теперь рассмотрим их подробнее.

Урок 5. Лидер и работа в команде

В предыдущем уроке была определена роль коммуникации в процессе налаживания эффективного взаимодействия с людьми. Сейчас мы рассмотрим другие навыки, необходимые для успешной работы в команде и познакомимся с рекомендациями по организации жизни группы. Сегодня в разных сферах деятельности: от работы в большой компании до развития собственного бизнеса – умение сплотить команду из, порой, самых разных людей и добиться с ней высоких показателей производительности является неотъемлемым атрибутом лидера. Именно поэтому в настоящее время многие учебные центры предлагают клиентам тренинги, призванные помочь участникам коллективных занятий развить умение работать согласованно и слаженно, поднять командный дух, познакомиться с методами разрешения конфликтов. Основа таких занятий – ролевые игры, обучение в группах. Поскольку индивидуально сложно добиться таких же результатов, как во время тренинга в команде, в этом уроке не будет практических упражнений, мы сосредоточимся лишь на рекомендациях относительно некоторых важных принципов организации эффективной работы команды.

Дополнительные материалы

В этом разделе вы сможете познакомиться с различными источниками, которые могут пригодиться во время работы над развитием качеств и навыков лидера.

Книги лидерству и лидерским качествам

Книги и учебники мы собираем в специальном разделе на нашем сайте. Среди изданий, посвященных лидерству, рекомендуем вам обратить внимание на следующие:

Статьи по лидерству в блоге 4brain

В нашем блоге есть отельная рубрика «Лидерство и взаимоотношения», где мы публикуем материалы близкие по тематике к данному тренингу, но не претендующие на то, чтобы стать отдельным уроком. Среди этих статей наиболее интересными являются:

Желаем вам успешно научиться лидерству!

 

Сергей Крутько

4brain.ru

Обучение навыкам лидерства и руководства

Насколько HR-специалистам и коучам удается приблизиться к претворению в жизнь идеального образа «лидер, обладающий управленческими навыками»?

Ольга Черкасова, HRдиректор компании «Окна Комфорта»:

Менеджер — это член команды/группы той или иной компании, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Поэтому с полной ответственностью можно сказать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации.

Компании, добивающиеся успеха, отличаются от других главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное управление. Каждые полгода в нашей компании проходит тренинг «Школа начинающего руководителя» длительного характера по следующим направлениям.

1. Вводный курс:

  • позиционирование руководителя,
  • управленческие функции,
  • управление временем и делегирование,
  • постановка целей,
  • биоструктурный анализ,
  • стили управления.

2. Мотивация персонала:

  • разные теории мотивации,
  • как зажечь других,
  • обратная связь сотрудникам,
  • конструктивная критика,
  • как мотивирует контроль.

3. Сила коммуникации для руководителя:

  • ошибки общения, или ментальные уловки,
  • методики убеждения,
  • инструменты управления беседой,
  • причины возникновения конфликтов,
  • стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

4. Проведение собеседований:

  • формы собеседований: при приеме на работу, годовое собеседование, при увольнении,
  • цели и задачи каждого формата,
  • методы проведения интервью при приеме на работу,
  • помощники и враги при подборе персонала.

5. Как успешно выступать публично:

  • важность этапа подготовки,
  • выбор стратегии выступления,
  • как обратить волнение на пользу,
  • способы удержания внимания,
  • управление групповой динамикой,
  • элементы для придания запоминаемости,
  • работа с презентационными программами.

Благодаря таким тренингам мы стараемся воспитывать своих лидеров, которые с новыми силами и идеями готовы поднять компанию на новый уровень развития. Самое главное, чтобы члены группы воспринимали руководителя в этом качестве, тогда будет толк в их совместной работе. В этом случае лидерство служит важным дополнительным фактором процесса управления.

Человек, обладающий сильным лидерским потенциалом, должен иметь постоянную возможность его реализовывать. Наша компания всегда стремится удержать такого сотрудника в команде, предлагая ему интересные задачи, возможность профессионального роста и правильные цели, совпадающие с основной стратегической линией организации. Пока у лидера есть возможность ставить новые планки и достигать их, развиваться профессионально, его мотивация и лояльность будут достаточно высоки. При этом чем сложнее задача, которая перед ним ставится, тем с большим энтузиазмом он принимается за ее решение.

Важно понимать, что программы развития лидеров и руководителей внутри компании должны включать не только обучающие семинары и тренинги, но и массовые схемы мотивации, личные беседы, анонимное анкетирование.

В нашей компании раз в год проводится анкетирование персонала, после которого мы смотрим на степень удовлетворенности и вносим по возможности необходимые коррективы в систему мотивации. Отдельное внимание, конечно, уделяется ключевым сотрудникам. Мы стараемся больше привлекать их к принятию решений по стратегическим вопросам, прислушиваться к их мнению, чтобы они видели свою значимость для бизнеса. С определенной периодичностью проходят тренинги для линейного персонала — на такие обучающие занятия как раз и приглашаются ключевые сотрудники для передачи опыта.

В целом можно сказать, что такой индивидуальный подход дает свои положительные результаты: мы отмечаем улучшение отношений между руководством и подчиненными, повышение взаимного доверия и налаживание конструктивного диалога между ними, рост лояльности по отношению к организации и готовность работать с большей самоотдачей.

Обязательно надо обращать внимание на четкость и прозрачность критериев выбора ключевых работников, чтобы избежать субъективизма, ошибок и обид. Ценный специалист — это не просто хороший сотрудник, а тот, чей уход может нанести серьезный ущерб компании вследствие утраты уникальных знаний и навыков, которыми он обладает.

Роман Крылов, заместитель директора департамента по работе с персоналом «Сетелем Банк» ООО:

Очень важно определить, что именно мы подразумеваем под понятием «лидер», иметь четкую дефиницию и индикаторы лидерских компетенций для всех уровней должностей (специалисты, руководители, топ-менеджмент). Ключевое отличие лидера от менеджера состоит в том, что первый неизменно ведет за собой команду на пути к общей цели, в то время как второй может играть более операционную и формальную роль. Следует понимать, благодаря каким качествам коллектив последует за лидером, какие конкретно характеристики и какие их проявления приведут к успеху. Без индикаторов эта модель работать, к сожалению, не будет, и каждой компании необходимо определить для себя, в каких лидерах она нуждается. Сейчас мы в нашей компании активно приступили к разработке лидерских стандартов, для чего проводим по всей России специализированные фокус-группы.

Джим Коллинз в одной из своих книг написал, что для себя делит людей на 2 категории — тех, у кого есть лидерский потенциал, и тех, у кого его нет. На мой взгляд, истина лежит посередине, и представители второй группы, приложив целенаправленное усилие, вполне могут соответствовать внедренным в компании стандартам лидерства.

На предыдущем месте работы, будучи бизнес-партнером, я как раз внедрял обновленные глобальные стандарты лидерства. Развитие лидерского потенциала выстраивалось в конкретных бизнес-условиях, в четкой привязке к бизнес-задачам. В каждом случае программа являлась кропотливо и индивидуально разработанной системой — с четко поставленными задачами, инструментами и ресурсами, индикаторами успешности и KPIs, механизмом разносторонней оценки, включая «360 градусов», а также планом карьеры, учитывающим индивидуальную мотивацию.

Приятно видеть, что многие компании идут по аналогичному пути вместо поисков волшебного семинара или тренинга «каждый может быть лидером». Если раньше организации определяли лидера по формуле «харизматичность + выдающийся сиюминутный результат», то сейчас фокус смещается в сторону более пристального анализа, и абсолютное большинство уже осознает, что в каждом сегменте бизнеса должен быть лидер, а самое главное, понимает, каким он должен быть в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Лариса Буканова, заместитель директора управления по работе с персоналом, ЭЛАР:

У каждого человека есть свое мнение относительно того, кто такие лидеры. Ими становятся или рождаются — об этом можно спорить бесконечно, но я абсолютно точно могу констатировать, что лидерские качества должны присутствовать у руководителя любого уровня.

Уже давно российские компании пришли к выводу, что умение быть лидером необходимо развивать, и модный лет 10 назад тренд проведения тренингов в области управленческих навыков сейчас является обычным явлением и обязательно присутствует в системе обучения. Специфика деятельности, а также актуальные задачи, стоящие перед руководителями того или иного уровня, обуславливают выбор подхода и формата развития и совершенствования лидерских качеств.

Проектная деятельность нашей компании диктует свои правила: в большинстве случаев команда, состоящая из сотрудников различных структурных подразделений, создается специально под проект, и руководителю, ведущему несколько проектов одновременно, нередко приходится каждый раз налаживать новые коммуникации и выстраивать конструктивные отношения с разными людьми. Сотрудники Корпоративного университета на протяжении нескольких лет апробировали различные управленческие курсы с целью развития лидерских качеств руководителей, наблюдали за результатами и совместно с участниками обучения пришли к выводу, что наиболее эффективными в данном случае являются для нас «веревочные» тренинги. Они нацелены не только на сплочение команды, но и на отработку различных командных ролей.

После того как сотрудники выходят из зоны своего комфорта, преодолевают ряд нестандартных испытаний, общение внутри переходит на другой уровень. Так, например, на одном из прошедших курсов перед лидерами групп стояла задача руководить «ходом операции» с высоты птичьего полета за штурвалом вертолета. Ни один из участников ни разу в жизни не управлял данным средством, поэтому уровень адреналина зашкаливал, а ведь надо было еще и принимать решения, влияющие на развитие событий. Зато впоследствии сами герои отмечали, что выполнение этого задания заставило их пересмотреть многие жизненные позиции, активизировать ранее «спящие» качества и тем самым заслужить уважение коллег «с земли». Немаловажно, что по результатам тренингов подобного формата мы выявляем потенциальных лидеров, которые затем включаются в кадровый резерв и проходят специализированную подготовку.

Ефим Кац, генеральный директор мебельной фабрики «Мария»:

В нашей компании действует программа «Школа управленца», которая направлена на развитие различных компетенций и проводится для управляющих студиями два раза в год. Во время тренинга у участников есть возможность на реальных примерах и в формате игры оценить свой управленческий потенциал, сильные стороны и определить зоны развития.

Также, используя собственный опыт и инструменты, которые дает тренер, руководители выполняют упражнения по грамотному планированию, организации рабочего процесса, командообразованию и мотивации сотрудников, контролю результата и многому другому. Управленцы получают ответы на самые актуальные вопросы. Как успевать все и нужно ли это? Как расставлять приоритеты? Нужно ли делегировать и как это делать? Почему приходят «не те» кандидаты и как найти нужных? Какие инструменты контроля и на каких этапах применять? Кроме того, «Школа управленца» является отличной площадкой для обмена опытом и идеями.

Марина Адлер, руководитель направления подбора персонала, развития и внутренних коммуникаций компании Intouch:

С каждым годом становится все труднее найти программу для развития лидерских качеств, которая была бы максимально адаптирована под цели и задачи обучения менеджеров нашей компании. Предложений на рынке более чем достаточно, и каждое обещает «невероятный рост лидерского потенциала обучающихся» и «максимальную кастомизацию программы обучения под бизнес заказчика». Мы решили отойти от стандартных путей поиска провайдера и за счет собственных ресурсов разработали программу «Академия лидерства INTOUCH» для обучения и развития лидерского потенциала руководителей компании. В качестве лекторов, наставников и преподавателей выступили представители самых разных аудиторий. В первую очередь ими стали директора компании из всех сегментов бизнеса, перед которыми мы поставили непростую задачу разработать модули Академии, каждый по своей сфере деятельности. Но мы также пригласили и внешних тренеров, прочитавших модули о проектном менеджменте, способах построения эффективной команды и др., и даже привлекли наших партнеров к проведению презентаций (например, об особенностях разработки маркетинговых кампаний).

Курс обучения в Академии длится 9 месяцев, и на протяжении этого времени топ-менеджеры компании проводили обучающие семинары, мастер классы и тренинги, каждый по своей теме, погружая участников в особенности работы профильных участков бизнеса: департамента страхования, финансов, юридической поддержки бизнеса, продаж, маркетинга. Самое главное, что Академия стала для наших студентов не просто очередным «лекторием», где они прослушали только теоретическую часть, после чего отправились на свои рабочие места, захватив рабочие тетради и распечатанные презентации курсов. Всем обучающимся было предложено поучаствовать в реализации конкретного бизнес-кейса из жизни компании. Вот это оказалось самым интересным и сложным — участники должны были погрузиться в область деятельности, с которой они ранее не пересекались, предложить конкретные меры для решения поставленной им реальной практической задачи и защитить свой проект на Совете директоров.

Этот опыт стал для нас без преувеличения прорывом в области обучения — руководители глубоко погрузились во все участки деятельности компании, смогли примерить на себя роль топ-менеджера, реализовать все свои способности и навыки вне зоны комфорта. Компания же получила сразу несколько актуальных проектов и идей, которые через какое-то время были реализованы в операционной деятельности.

Елена Агафонова, генеральный директор Solution Management Group:

Очень интересную тенденцию я замечаю в последние, наверное, лет пять. Компании запрашивают программы для развития руководителей, и мы предлагаем различные форматы работы, главной особенностью которых является активная позиция участников, самостоятельный поиск решения их задач с применением новых подходов (например, управление полярностями или интегральный подход, спиральная динамика). Если запрос идет от HR-отдела крупной компании, то — к гадалке не ходи — ответ будет примерно таким: «Большое спасибо, очень интересное предложение, но наши руководители еще не готовы к таким темам. Обязательно присылайте свои предложения, надеемся, что когда-нибудь мы до них дорастем!». На резонный вопрос, а что же в итоге решили проводить, слышим что-то типа «Креативное мышление менеджера» или «Эмоциональный интеллект».

Когда сотрудничаешь с владельцем небольшой компании, который заинтересован в реальном развитии лидерства своих руководителей, вообще не важно, как будет называться программа. Важно, чтобы запустилось изменение, необходимое для решения актуальных задач, и в таких случаях прогресс наблюдается гораздо ярче. Можно работать и в группах, и индивидуально. Мы применяем очень действенную методику «Иммунитет к изменениям» гарвардского профессора Роберта Кегана — она дает реальные результаты на уровне развития лидерства.

Простой пример: генеральный директор не контактирует с отделом продаж, так как думает, что ничего не смыслит в этой области, и боится, что без глубоких знаний будет попросту отвергнут сотрудниками. То есть продажи развиваются как Бог пошлет. Прорабатываем ситуацию на практике. Просим директора проверить, всегда ли это убеждение работает: если я не знаю тему глубоко, меня отвергают? Начинаем с безопасных примеров, в семье, с друзьями, и оказывается, что убеждение ложно. Напротив, незнание в форме любопытства приводит к тому, что те, кто в курсе, охотно делятся своим опытом. Переносим на рабочие отношения, и здесь снова не встречаем никакого отвержения. Барьер снят, изменение позволяет повысить личную эффективность руководителя и ведет к постепенной интеграции различных отделов, ранее конфликтовавших с «продажниками».

Я далека от мысли, что HR делает автоматический, шаблонный выбор, осознанно тормозит развитие руководителей в своих компаниях. Понятно, что у них есть свои процессы, которые они стараются максимально эффективно отработать. При этом мне иногда кажется, что на входе в компанию стоит какой-то фильтр: «это нам нужно, а это нет, так как мы еще не доросли или не сможем правильно воспользоваться». Это очень усредненный подход, который не позволяет создать действенные программы развития современных менеджеров. Мне представляется, что программы для руководителей должны проводиться больше в индивидуальном формате, где внешних барьеров, осложняющих истинный выбор, меньше (например, через коучинг, индивидуальный или в малых группах для руководителей, осознающих схожие зоны развития).

Оксана Андреева, директор по развитию TriMetrix Solutions:

Компаниям всегда нужны лидеры и хорошо подготовленные руководители, особенно в кризисные времена, периоды неопределенности и вынужденного снижения затрат.

Крупные организации хорошо понимают, что отдельными тренингами и эпизодическими мероприятиями задачу подготовки лидеров не решить, но не всякий средний бизнес, на наш взгляд, пришел к такому выводу. Эффективность программ во много определяется еще и тем, насколько система подготовки кадров взаимосвязана со стратегическими целями компании, а также с другими управленческими и HR-процессами с помощью модели компетенций руководителя.

По-прежнему востребованной является оценка «360 градусов», но, к сожалению, зачастую она не привязана ни к целям компании, ни к определенным задачам: компании стремятся ее провести, однако четкого понимания, что потом с этой информацией делать, как правило, нет.

В то же время, если дополнить метод «360 градусов» сессиями обратной связи и составить план личного развития, работая совместно с непосредственным руководителем и HR-специалистом, а потом еще и действовать сообразно этому плану, то даже такая минимальная система приведет к положительному результату.

Кроме того, малополезны «курсы развития лидерства» и прочие экспресс-методики. Настоящими лидером, менеджером-профессионалом невозможно стать в момент назначения на новую должность. Качественная, дающая нужный результат программа развития руководителей длится от года и более. Она обязательно должна содержать четкую постановку целей будущего лидера, определение ключевых зон его ответственности, набора оптимальных компетенции, необходимых для достижения оных, а также периодические сессии обратной связи между потенциальным лидером, его руководителем, HR-специалистом и, возможно, ментором.

К моей радости, среди менеджмента все популярнее становится коучинг, причем в двух аспектах. С одной стороны, руководитель сам работает с коучем над своим развитием, мотивацией, суждениями; с другой — менеджер учится взаимодействию в коучинговом ключе с подчиненными, которое способствует развитию их потенциала на благо компании, что повышает мотивацию, вовлеченность и лояльность.

planetahr.ru/

hr-portal.ru

Урок 2. Качества характера лидера

Разные культурные и исторические эпохи, набор политических, экономических, социальных условий и стандартов жизни общества подразумевают наличие лидеров с различными качествами характера, достаточными для решения насущных проблем деятельности группы, класса, организации. Спрос на таких людей в наше время особенно большой, а, значит, растет и предложение. Из этого следует развитие борьбы за место лидера, занять и удержать которое могут только те, кто владеет определенными лидерскими качествами.

Оглавление:

В предыдущем уроке мы рассмотрели, как менялись представления о лидере и чертах его характера и акцентировали внимание на том, что знания о феномене лидерства прошли путь от представления того, что лидером нужно родиться, до убеждения, что им может стать практически любой человек, воспитавший и развивший в себе лидерские качества. При этом важно помнить, что различные стремления требуют развития особых качеств: ректор университета и генерал армии, собственник малого бизнеса и директор транснациональной корпорации – все они лидеры, но набор качеств, необходимых для успешной деятельности в конкретной области и достижения успеха, разный. Вместе с тем, есть и общие черты характера, без которых стать лидером просто невозможно.

Определение основных качеств лидера в современной литературе

Джон Максвелл, один из наиболее известных современных авторов, чьи труды посвящены проблемам лидерства, а также личностного и корпоративного развития, в книге «21 обязательное качество лидера», выделяет среди прочих следующие лидерские качества:

1. Мужество. Найти в себе силы и сделать первый шаг зачастую намного сложнее, чем осуществить все последующие действия. Выход из зоны комфорта требует мужества, ведь невозможно пройти путь, так и не ступив на него. «Дорогу осилит идущий».

2. Страсть. Когда человек всецело поглощен какой-либо идеей или работой, всего остального будто не существует вокруг. Страсть к тому, чем занимаешься – важное качество характера, ведь по-настоящему добиться успеха можно лишь занимаясь любимым делом.

3. Компетентность. Умение не только на словах демонстрировать свои знания в конкретной области, но и подтверждать их действиями, а главное – результатами, многого стоит.

4. Перспективное видение. Люди охотно следуют лишь за теми, кто имеет не сиюминутную идею, а глобальное представление, долгосрочный план по реализации задуманного.

В свою очередь, английский публицист Сирил Норткот Паркинсон выделяет следующие элементы лидерства, развить которые может каждый:

  • Воображение. Лидер должен четко представлять то, что получится в результате его деятельности и что будет в конце пути, по которому он пошел.
  • Знание. Запас знаний, необходимых, чтобы пройти ту дорогу, которую рисует воображение.
  • Талант. Каждый человек наделен талантом, нужно лишь осознать, каким. Мартен Роже, лауреат Нобелевской премии по литературе, считал: «Талант без труда – это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается».
  • Решительность. Это качество, которое побуждает человека к действию, каждый день заставляет работать с целью достижения поставленного результата.
  • Жесткость. Иногда необходима, чтобы все организовать и заставить других работать так, как считает нужным лидер.
  • Притяжение. Одно из главных качеств характера лидера – умение быть магнитом для людей, притягивать их к себе, вести последователей за собой.

Развитие лидерских качеств

Самостоятельно составить программу развития лидерских качеств – задание нелегкое, но вполне реальное. Ставя перед собой подобную цель, вы должны быть максимально настроены на достижение поставленных задач, четко фокусироваться на практических шагах. Целеустремленность и настойчивость – важные качества лидера.

Первым делом нужно ясно понимать, что стать лидером за день, неделю, месяц невозможно. Исходя из этого, вы должны ставить перед собой конкретные цели: от краткосрочных (того, над чем нужно поработать в первую очередь) до долгосрочных (того, как вы видите свою жизнь через пару лет).

Упражнение 2.1. Классическое упражнение «Кто я?». Запишите на листе 10 ответов на этот вопрос. Каждый ответ должен начинаться с местоимения «я» и быть конкретным. Например, это может быть запись «я – студент».

После записи ваших ответов внимательно изучите их. Цель на данном этапе определить то, что мешает стать вам лидером. Если среди ответов встречаются варианты по типу «я – плохой друг» или «я – тихоня», подумайте, как можно исправить недостатки и начинайте работать в этом направлении.

Упражнение 2.2 Лидера отличает четкое представление о целях своей деятельности. Запишите на листе бумаги под заглавием «Моя цель» все, чего хотели бы достичь в результате воспитания в себе лидера. Это могут быть недостающие, по вашему мнению, личные качества характера или желание занять определенную должность на работе. Будьте критичны и не думайте долго, составить подробный план время еще будет.

В результате вы получите материал для первичного анализа и установите то, над чем в первую очередь стоит поработать. Поймете, каким образом вы можете стать лучше, развить в себе недостающие качества и начать работать ежедневно над воспитанием в себе лидера.

Упражнение 2.3. Отмечайте свои успехи. Возьмите за привычку в конце каждого дня уделять несколько минут тому, чтобы записать на лист бумаги минимум 3 вещи, которые в этот день удались вам больше всего. Вам нужно сделать это, даже если был очень плохой день.

Это упражнение научит видеть позитив и отмечать его, а не выделять отрицательное, как делает большинство людей. Позитивное мышление – важный элемент характера лидера. Сосредоточившись на успешных сторонах своей деятельности, вы также получите дополнительную мотивацию.

Практические рекомендации

Будьте проактивным человеком. Менять жизнь и меняться самому – это в вашей власти. Другими словами – ответственность за то, что с вами происходит полностью в ваших руках. Не устраивает то, что есть сейчас? Начните действовать и измените это.

Выход из зоны комфорта. Займитесь тем, чем никогда раньше не занимались, но о чем мечтали. Научитесь танцевать или рисовать, займитесь скалолазанием – делайте то, на что раньше не решались. Не ждите подходящего случая или того, кто согласится составить вам компанию. Это научит смотреть на вещи шире, воплощать свои идеи и быть самостоятельным в выборе.

Постоянный личностный рост. Все время самосовершенствуйтесь. Интересуйтесь последними разработками и инновациями в сфере вашей работы и в смежных областях, углубляйте свою компетенцию. Развивайте творческие способности и креативность. Это научит вас живому мышлению и нестандартным действиям.

Станьте лидером в жизни. Недостаточно быть лидером только в офисе. Будьте активными в нерабочих отношениях с другими людьми, семьей, друзьями, с которыми играете в футбол или теннис. Ставьте перед собой задачу быть лидером во всех сферах вашей жизни.

Самоуверенность. Именно вера в собственные силы, а не высокомерие и заносчивость является отличительной чертой характера лидера.

Умение общаться с людьми. Навыки успешного общения имеют для лидера огромное значение. О них мы поговорим в одном из следующих уроков.

Помня все вышеперечисленное и постоянно культивируя в себе качества характера лидера, вы сможете развить их и добиться положительных результатов.

Дополнительные материалы к данному уроку

Также вы можете прочитать полезные материалы по лидерству в специальном разделе «Лидерство и взаимоотношения» нашего блога. Тему данного урока дополняют статьи:

Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей.

Теперь, когда вы знакомы с чертами характера лидера, перейдем к следующему уроку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Сергей Крутько

4brain.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *