Логическая память и ее развитие
Есть два типа памяти – механическая и логическая. В первом случае человек «зубрит», во втором – понимает. В этой статье мы выясним, чем логическая память лучше, а также научимся ее развивать.
Механическая память – это запоминание учебного материала, в той форме, в которой он подается и воспринимается. Ее также называют «зубрежкой» или заучиванием – слова мы запоминаем в точности так, как их слышим, читаем или произносим; действия или физические упражнения изучаем в той последовательности, в которой их преподают. Это полезно в спорте, при развитии навыка, где важен автоматизм, в изучении иностранного языка, телефонных номеров, собственных имен, названий улиц, горячих клавиш программы.
Логическая (смысловая) память – это вид памяти, предполагающий осмысление, то есть сознательное усвоение материала. Она основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.
Преимущество логической памяти состоит в том, что часто материал запоминается на всю жизнь, в то время как при механическом заучивании может быстро забываться, если прекращается систематическая практика (все мы знаем о том, что порой происходит после экзамена).
Логическая память полностью основывается на понимании. Когда человек жалуется на невозможность что-то запомнить, то, скорее всего, он просто не может вникнуть в материал.
Немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз провел опыт, который показал следующие результаты:
«Для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для заучивания стихотворного текста из 36-40 слов – 6-7 повторений».
Буквальность воспроизведения не позволяет обучающемуся вовлекать эмоции, что является одним из главных факторов хорошей памяти. Материал, который человек не понимает, кажется бессмысленным и не вызывает у него никаких чувств. Мы очень хорошо помним приятные или травмирующие обстоятельства своей жизни именно по той причине, что придаем им огромное эмоциональное значение.
Как развить логическую память?
Чтобы развивать логическую память, нужно придерживаться следующих простых правил.
1
Анализ
Анализ требуется для того, чтобы получить ответ на первостепенные вопросы:
- Что именно я изучаю?
- Почему я это изучаю?
- Что представляет собой материал?
После проведения четкого анализа обучающийся, как правило, составляет схемы, чертежи, наброски, таблицы, метафоры. Все это позволяет перевести сознание с механического понимания материала в более абстрактное, концептуальное. Вот почему на этом этапе нужно прививать себе логическое и критическое мышление.
2
Компиляция и декомпиляция
Любой учебный материал, как правило, логически разделен на части. Ученику необходимо находиться одновременно на двух уровнях понимания: осознавать материал в целом, а также каждую его часть. Поэтому при изучении всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, и как она продвигает вас по пути понимания предмета глобально. Так ваши знания не будут изолированными, а сложатся в единый пазл.
3
Поиск связи
Логическая память опирается на многообразные и многочисленные связи (в материале и прошлом опыте человека), в то время как механическая лишена подобной опоры.
Считается, что именно большое количество связей, которые человек формирует в своей памяти, положительно влияет на долговременную память. И правда, порой мы забываем фактический материал (даты, имена, формулы), но четко помним суть. И дело здесь именно в связях или ассоциациях.
4
Познание сути
Это наиболее сложный, но при этом интересный процесс. Цель в том, чтобы изучать не только материал, который перед вами. Пробуйте узнать что-то новое:
- Изучите историю предмета.
- Попытайтесь связать эту неизвестную вам тему с темой очень близкой.
- Найдите больше информации на эту тему.
- Эмоционально вовлекайтесь в предмет.
- Изучайте биографии людей, которые связаны с этой темой.
- Ведите дневник и записывайте в него все свои мысли.
Если вы изучаете английский язык, то можете прочесть об истории его происхождения, перевести известные цитаты Шекспира и многое другое. Ищите связи везде.
5
Систематическое повторение
Важнейшим элементом систематического повторения является пересказ материала своими словами. Если попадается сложная концепция, ее нужно переосмыслить, чтобы подобрать свои собственные точные метафоры и представления.
Здесь важна не внешняя форма учебного материала, а его смысл. Порой даже нужно принципиально подыскивать собственные слова, а не опираться на определения из учебника.
Может показаться, что данный пункт противоречит разделению памяти на логическую и механическую. Но здесь речь хоть и идет о повторении (без него никуда!), принципиальное различие состоит в том, что ученик может и должен пересказывать материал своими словами, так, как он его понимает, а не заучивать чьи-то формулировки.
Упражнения для развития логической памяти
Вы также можете тренировать логическую память при помощи игр и упражнений.
Упражнение «Ассоциации»
Для этой игры нужны двое – ведущий и участник. Ведущий зачитывает пары слов, связанные общим смыслом. Например: играть – кукла, корова – молоко, ехать – паровоз, снег – зима, книга – Пушкин, щетка – зубы, мяч – футбол (пары слов можно и нужно усложнять по мере развития навыка).
Для начала ведущий зачитывает все слова попарно и игрок должен их запомнить. Затем ведущий читает одно из слов в паре, а участник должен назвать второе слово.
Упражнение «Лишнее слово»
Для этой игры также понадобится два человека – ведущий и игрок.
Ведущий должен составить связку из трех слов, в которой будет одно лишнее. Упражнение можно усложнять: в этом случае связь не должна быть столь очевидной. Например: Бродский – костер – зонтик, лебедь – стройка – экран. В данном упражнении приветствуется творческий процесс, то есть правильного варианта может и не быть.
Упражнение «Вольный пересказ»
Прочитайте следующий текст один раз (или попросите, чтобы вам его кто-нибудь прочел вслух). Затем запишите его содержание. Можете сокращать его, главное, чтобы при этом не терялся смысл.
«Мириелю пришлось испытать судьбу всякого нового человека (1), попавшего в маленький городок (2), где много языков (3), которые болтают (4), и очень мало голов (5), которые думают (6). Ему пришлось испытать это (7), хотя он был епископом (8), и именно потому, что он был епископом (9). Впрочем, слухи (10), которые люди связывали с его именем (11), были всего только слухи (12), намеки, словечки, пустые речи (13), попросту говоря, если прибегнуть к выразительному языку южан, околесица (14)».
В данном тексте 14 смысловых единиц. После того, как вы записали свой пересказ, посмотрите, сколько этих смысловых единиц у вас есть. За каждый дается один балл.
Вы можете брать текст разной длины и экспериментировать с ним. Но начните с абзаца и понемногу тренируйтесь.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
4brain.ru
Что такое логическая память и как её развить
Логическая память против механической
Механическая память характеризуется запоминанием материала в той его форме, в какой он подаётся. Как услышал или увидел, так и «сохранил» в голове.
Чтобы между участками мозга, задействованными в запоминании, образовались прочные нейронные связи, необходимо многократное повторение материала. Недаром механическую память называют «зубрёжкой».
Зубрёжка полезна в изучении иностранных слов, трудных терминов, формул, имён и названий. Но смысловое содержание материала в процессе механическом заучивании отходит на второй план. Если при заучивании были какие-то ошибки, они будут воспроизведены и при ответе.
Логическая (смысловая) память предполагает осмысление материала. Она направлена на запоминание не внешней формы, а смысла. В основе лежат ассоциации, отражающие наиболее важные стороны изучаемого предмета или явления.
Когда человек не может что-то запомнить, скорее всего, он просто не вник в суть.
Осмысленный материал запоминается быстрее и, как правило, на всю жизнь. Это доказал немецкий психолог Герман Эббингауз. Его эксперимент показал, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для запоминания стихотворного текста такого же размера — всего 6–7 повторений.
Смысловая память тоже нуждается в повторениях, но иного характера. Если при механическом заучивании монотонно воспроизводится один и тот же материал в одной и той же форме, то при логическом повторяется смысл, разными словами и приёмами.
Как развить логическую память
Логическая память предполагает предварительную работу мышления. Материал сначала нужно проанализировать, разложив на составляющие части, выделить наиболее важное, установить связи, представить общую картину и познать суть.
Анализ
Ответьте на вопрос: «Что именно и для чего я изучаю?».
Результаты этой мыслительной работы оформите в виде схемы, таблицы или образной словесной формулировки. Это переключит сознание с механического понимания материала на более концептуальное.
Синтез
Анализ предполагает осмысление каждой отдельной части объекта, а синтез — это изучение материала в целом.
Всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, как она продвигает вас по пути понимания всего предмета. Так знания постепенно сложатся в единый пазл.
Поиск связей
Логическая память опирается на ассоциации. Порой мы забываем факты, даты, имена, формулы, но чётко помним суть. Это заслуга ассоциаций.
С чем у вас ассоциируется изучаемый материал? Попробуйте протянуть мысленные ниточки к вашему прошлому опыту. Чем больше связей вы построите, тем прочнее материал закрепится в долговременной памяти.
Познание сути
Теперь необходимо изучить сам материал. Чем глубже, тем лучше.
- Изучите историю вопроса.
- Попытайтесь связать новую тему с той, что вам близка.
- Задействуйте эмоции. Например, изучая геоцентризм, попробуйте представить, что чувствовал Джордано Бруно, когда его вели к костру.
- Прочтите биографии людей, связанных с темой изучения.
- Читайте новости по теме, выписывайте цитаты экспертов.
Процесс логического запоминания
Описанные шаги — от анализа до познания сути — необходимо проделать при максимальном сосредоточении внимания. Уберите подальше телефон, выключите музыку и даже выгоните кота из комнаты, если он мешает вам думать.
Поняв суть, важно пересказать тему своими словами, не опираясь на определения из учебника. Возможно, вам потребуется время, чтобы переосмыслить сложную концепцию и подобрать собственные определения. Потратьте его — это очень важно.
Важнейшим элементом смыслового запоминания является систематическое повторение. Без него никуда! Только помните о главном различии с механической памятью: вы должны пересказывать материал так, как его понимаете, каждый раз вкладывая эмоции, а бездумно тарабанить чьи-то формулировки.
Тренировка логической памяти
Развивать смысловое запоминание можно с по
externat.foxford.ru
Логическая память – неотъемлемая составляющая жизни человека
Память – основа психологического функционирования человека. Без нее человек не имеет прошлого, перестает грамотно мыслить, и теряет свое будущее. Ведь именно благодаря памяти мы связываем события, делаем выводы, учимся и полноценно существуем.
Память формирует наше сознание и подсознание, поэтому очень важно ее тренировать. Память разделяется на множество видов, но основными являются логическая память и механическая память.
Сегодня Интернет-издание estet-portal.com раскроет секреты как не просто зазубривать, а запоминать, как избавится от постоянных напоминалок в телефоне и упростить себе жизнь.
1. Основные отличия логической памяти от механической
2. Приемы для развития логической памяти
3. Эффективные упражнения для логической памяти
Основные отличия логической памяти от механической
Вспомните, почему какой-то определенный жизненный момент или слова песни мы так четко помним? Потому что мы прожили его, дали сильную эмоциональную окраску. Именно это и есть отличительной чертой логической памяти – ее восприятие на уровне эмоций.
Логическая или как ее еще называют смысловая память – вид памяти, который основан на осмыслении, ассоциациях. При логической памяти материал полностью понятный, благодаря чему он запоминается на всю жизнь, а не просто зазубривается и забывается сразу, как необходимость в нем проходит.
Механическая память отличается тем, что материал или информация запоминается именно так как подано, без ее анализа или понимания. Другими словами, механическая память – это зубрежка. Но это не всегда так плохо, как звучит. Она полезна при изучении языков, выполнении автоматических упражнений, в спорте, запоминании названий улиц, цифр.
Но сфера применения механической памяти уже, чем логической. Поэтому для облегчения жизни, важно тренировать логическую память, чтобы не перечитывать дважды информацию и пользоваться ее всю жизнь.
Также память разделяют на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная сильно развита в детстве, когда запоминание происходит автоматически. В старшем возрасте ее сила ослабевает. Произвольная память включает в себя механическую и логическую.
Подписывайтесь на нас в Instagram.
Приемы для развития логической памяти
Психологи провели массу исследований и пришли к выводу, что логическая память легко поддается тренировке.
Главное запомнить несколько правил:
1. взаимосвязь. Изучая какую-то новую информацию, старайтесь задать себе вопрос, как она связана с предметом в целом? Как поможет перейти в новый этап, и чем важна как отдельная часть? Отвечая себе на этот вопрос и видя связь, Вы сможете сложить весь пазл в себя голове и легко запомнить новый материал. Не зря детям с малых лет дают складывать пазлы: пазлы развивают память и внимание;
2. анализирование. На этом этапе важно понять что вы изучаете и зачем. В поисках ответа на эти вопросы, часто человек делает наброски, чертежи, ищет метафоры. Это помогает механическую память перевести в логическую, концептуальную;
3. осознание. Это сложный, но интересный этап. Не всегда сразу он дается, поэтому многие предметы нам непостижимы и мы их забрасываем. Но если постараться познать суть, тогда получится не просто зазубрить, а запомнить. Для этого больше вникните в историю предмета, в людей связанных с ним, с эмоциями которые он у Вас вызывает;
4. повторение. Но не стоит это путать с обычным повтором фраз с учебника. Здесь важно повторять своими словами. Пересказывать нужно в той форме как Вы поняли. Именно благодаря тому, что Вы подбираете свои собственные выражения и формулировки, материал откладывается в логической памяти, и не выйдет с головы через пару часов;
5. ассоциации. Чем больше находить связей с жизнью, знакомым предметом или ситуацией, тем легче пропустить через себя и запомнить. Часто по этой причине мы не можем вспомнить имя или номер, но помним с чем это связано и что значит, ведь запомнили благодаря ассоциациям;
6. внимание к мелочам дает осознание общей картины. Поэтому не пренебрегайте маленькими деталями, они помогут развивать логическую память.
В повторении особенную роль играет повтор в первые дни после выучивания, так как процентность забывания в эти дни выше. В первый день повторить 2-3 раза, на следующий 2 раза, через день – раз, и так раз в несколько дней переведут постепенно информацию в долгосрочную, логическую память.
Эффективные упражнения для логической памяти
Специально разработанные игры и упражнения доказали свою эффективность для тренировки логической памяти.
Попробуйте и Вы, и результат не заставит себя ждать:
• вычеркнуть лишнее. В игре участвует минимум 2 человека. Один из них называет ряд связанных слов, другой должен определить лишнее и объяснить почему. Иногда, игра усложняется тем, что принципиально лишнего нет, а угадывающий об этом не знает, и просто доводит свое видение. Такая игра помогает развивать логику, память и мышление;
• игра в ассоциации. Также необходимо 2 участника. Ведущий зачитывает пары слов,, связанных по смыслу: река – Днепр, май – сирень, работа – деньги и другие. Потом он зачитывает только одно слово, а задача второго участника назвать его пару.
• рассказ в вольном изложении. Суть заключатся в том, что человек читает сам или просит кого-то прочитать отрывок с текста. А потом старается переписать его своими словами. Не потеряв суть и главные смысловые единицы. Со временем объем текста нужно увеличивать.
Логическая память – важный аспект в нашей жизни. С ее помощью мы ассоциируем предметы, связываем события и развиваемся. Тренировать логическую память нужно не только детям, но и взрослым.
Важно отличать зазубривание от учения, осознание от простого повторения. Ведь механическая память очень кратковременная, и не воспроизводит в памяти информацию, если с помощью повторений и упражнений не перевести ее в разряд логической памяти. Для этого необходимо повторять информацию своими словами, выражениями, а не воспроизводить ее точно как в источнике.
Тренировка памяти поможет сократить вероятность болезни склероза и Альцгеймера в будущем и улучшит жизнь в целом.
Как улучшить память: 10 веществ, стимулирующих работу мозга
Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.
estet-portal.com
Словесно-логическая память. Развитие словесно-логической памяти — Блог
По характеру психической активности память в психологии делится на словесно-логическую (вербальную), образную, двигательную и эмоциональную. Подробнее с классификацией видов памяти можно ознакомиться здесь:.В этой статье мы более подробно остановимся на словесно-логической памяти.
В отличие от образной, словесно-логическая память сохраняет информацию в виде словесных понятий (включая словесно-логические) и в виде чисел.
Суть этой памяти – запоминание смысла, логики, соотношения словесных элементов информации. Обдумывая, размышляя, запоминая содержание разговора или прочитанной книги, или воспроизводя их, мы используем словесно-логическую память. Мысли неразрывно связаны со словами (языком, речью), что одновременно определяет название и называет особенность этого вида памяти: словесно-логическая.
Проявляться словесно-логическая память может в двух вариантах:
1. Запоминание и передача при воспроизведении только смысла, без сохранения точных выражений.
2. Запоминание и воспроизведение как смысла, так и точного словесного выражения.
Если при этом материал не осмысливается, то речь идёт о механическом запоминании.
Словесно-логической памятью обладает только человек, в то время как двигательная, эмоциональная и образная память в той или иной степени встречаются и у животных.
Для развития словесно-логической памяти важно овладение такими мыслительными операциями как анализ, сравнение и классификация, а также такими видами умозаключений как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному).
Словесно-логическая память, опираясь на другие виды памяти, играет основную роль в изучении нового, в обучении. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте развивать этот вид памяти. Например, с помощью игр.
Игры для развития словесно-логической памяти помогают стимулировать активность ребёнка, увеличивают объём памяти и формируют не только память, но и мышление, восприятие, речь. Процесс обучения становится эмоциональным и увлекательным, а ведь интерес, мотивация, эмоциональность – прекрасные помощники в запоминании.
Игры для развития словесно-логической памяти
1. Подготовьте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например, слон – хобот, мышь – сыр, вишня – черешня, зима – снеговик, утюг – рубашка, вилка – ложка, стакан – напиток, хлеб – булка, свет – лампочка, огонь – искра.
Попросите ребёнка внимательно послушать и запомнить пары слов. Предупредите, что будете называть первое слово, а он – второе в каждой паре. Когда ребёнок скажет, что готов (примерно через минуту), называйте первые слова из пары, соблюдая интервал между парами (примерно 5 секунд).
Не огорчайтесь, если не сразу получится, отнеситесь к этому упражнению как к игре, и не забывайте похвалить ребёнка за достигнутые успехи.
2. Попробуйте «обратное» упражнение: «Логические цепочки». Для этого подготовьте слова, которые можно как-то сгруппировать парами по смыслу. Например: яблоко – море, чашка – банан, якорь – карандаш, мел – блюдце. Скажите, что «пары» перепутались, и теперь их нужно найти и правильно расставить. Например, яблоко и банан можно съесть, якорь можно погрузить в море, мелом и карандашом можно рисовать, чашка и блюдце – посуда для чаепития.
Конечно, такие упражнения требуют небольшой подготовки, но в результате Вы и пообщаетесь с ребёнком, и поиграете, и сделаете ещё один шаг в развитии словесно-логической памяти. Занимайтесь с ребёнком так, чтобы ему хотелось пообщаться с Вами ещё.
3. Игра «Кто тут лишний?»
Подготовьте «тройки» слов. В каждой из них два должны объединяться по смыслу, а одно – «выпадать»
Попросите ребёнка из трёх слов найти и убрать это «лишнее» слово. Например:
• Ручка, карандаш, собака.
• Стул, цветок, кровать.
• Берёза, ромашка, роза.
• Бабочка, гриб, муха.
• Жираф, бегемот, лебедь.
Таким образом можно играть и с картинками.
4. Игра «Я начну, а ты продолжи!»
Попросите ребёнка закончить предложения:
Саша не съел кашу, потому что …
Мама заплела Наташе косички, и …
У Серёжи закончились краски, …
В лесу нам встретились …
Заранее придумывайте несколько подобных заготовок и занимайтесь с ребёнком с удовольствием!
Некоторые приемы, способствующие развитию словесно-логической памяти
Для малышей:
— Разучивание стихов и песен.
— Составление рассказа по картинке.
— То же, но с опорой на ряд картинок, логически складывающихся в рассказ.
— Рассказ-описание «Что я видел сегодня на прогулке».
— Пересказ или обсуждение мультфильма, или фильма, или книжки.
Стоит обратить внимание на то, что взрослым, общаясь с малышом, не следует искажать или упрощать слова, «сюсюкать». Правильное произношение родителями всех слов тоже помогает ребенку овладевать словесно-логической памятью.
Для тех, кто постарше, независимо от того, насколько:
— Написание конспектов в процессе изучения учебного (да и просто нового, важного) материала.
— Подчеркивание в конспектах и книгах (разумеется, только в личных) основных, ключевых мыслей.
— Пересказ содержания учебного параграфа, или познавательной статьи, или фильма, или книги.
— Обсуждение прочитанного или просмотренного.
— Максимально точный пересказ новостных сообщений.
Здесь можно прочитать о полезных для развития памяти упражнениях и о подготовке к продуктивному запоминанию.
Словесно-логическая память связана с левым полушарием головного мозга, которое отвечает за способности к речи, анализ, логику, детализацию, абстракцию. Левое полушарие обеспечивает построение логических цепочек, построение рассуждений, алгоритмов решений, логику мышления. Правое полушарие, с которым связывают интуицию, творческие возможности, адаптацию, обеспечивает целостное восприятие сложного и многообразного мира, т.е. является необходимым дополнением к левому.
Советы по улучшению работы мозга можно найти здесь: https://b-trainika.com/blog/zdorove-mozga/
Для развития таких важных функций мозга как память, внимание, мышление и восприятие, очень удобно использовать занятия на игровых тренажёрах для мозга онлайн .
Желаем Вам успехов в саморазвитии!
Фото: Michael Tapp
b-trainika.com
41. ОБРАЗНАЯ И СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ. Шпаргалка по общей психологии
Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.
Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.
В настоящее время принято говорить о двух основных факторах, от которых зависит легкость воспроизведения образа. Это, во-первых, содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Во-вторых, состояние человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.
Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.
Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Человек запоминает и воспроизводит мысли, возникшие у него в процессе обдумывания, размышления, помнит содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:
1) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;
2) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).
Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть. Наряду с этим есть люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст своими словами.
Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Психология памяти | Диплом по психологии
Понятие памяти
Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком какой-либо информации. Значение памяти состоит в обеспечении накопления индивидуального опыта человека. Запоминание, сохранение и воспроизведение называются процессами памяти или мнемическими процессами.
Мнемические процессы
К процессам памяти — мнемическим процессам — относятся запоминание, сохранение и воспроизведение.
- Запоминание – это закрепление новой информации в памяти. От успешности запоминания зависит успешность сохранения и успешность воспроизведения информации.
- Сохранение. Обратной стороной сохранения информации в памяти является забывание. При анализе сохранения анализируется и забывание.
- Воспроизведение – актуализация информации и перевод ее из долговременной памяти в оперативную. Успешность воспроизведения зависит от эффективности исходных процессов: запоминания и сохранения информации.
По сложности выделяют следующие виды воспроизведения:
- Узнавание – воспроизведение информации в условиях ее повторного предъявления;
- Собственно воспроизведение;
- Воспоминание – наиболее полное воспроизведение. Воспроизводится не только информация, но и место и время ее восприятия.
Виды памяти
Существуют четыре основные классификации видов памяти. Основанием для первой классификации является содержание запоминаемой информации. По содержанию запоминаемой информации различают следующие виды памяти:
- Двигательная память лежит в основе выработки у человека навыков движения и заключается в запоминании движений или их систем.
- Образная память – это запоминание информации органов чувств; ее разновидностями являются зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память.
- Эмоциональная память – это память на эмоции радости, грусти, гнева, страха и т.д.
- Вербальная (словесно-логическая, вербально-логическая) память – это память на мысли и их словесное выражение.
Критерием второй классификации является длительность хранения информации, на основании которой различают следующие виды памяти:
- Кратковременная память — функционирует в условиях одноразового и кратковременного восприятия информации,
- Долговременная память – при многократном повторении информации. Время хранения информации в долговременной памяти не ограничено.
- Оперативная память — занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной, ее функцией является сопровождение деятельности, выполняемой человеком.
По способу запоминания информации (третья классификация) память разделяется на механическую и логическую.
- Механическая память реализуется на основе многократного и шаблонного повторения информации, ее характеристиками являются шаблонность и точность в воспроизведении.
- Логическая память основана на предварительном осмыслении запоминаемого материала и является более эффективной, чем механическая.
Четвертым основанием для классификации видов памяти является наличие или отсутствие цели запоминания:
- Если цель запомнить информацию присутствует, то такая память называется произвольной,
- Если такая цель отсутствует – непроизвольной. Большая часть жизненного опыта человека формируется на основе непроизвольной памяти.
Индивидуальные особенности памяти
- Объем запоминаемой информации. Стандартный объем — 7±2. Некоторые люди отличаются неограниченным объемом. Лурия: «человек и не догадывался об особенностях своей памяти».
- Скорость запоминания информации;
- Прочность запоминания информации. Скорость и прочность запоминания информации объединены взаимосвязью, определяемой типом темперамента человека: холерики отличаются высокой скоростью и низкой прочностью, сангвиники – высокими значениями того и другого, флегматики – низкой скоростью и высокой прочностью, меланхолики – низкими значениями того и другого.
- Тип памяти. Определяется наиболее развитым у данного человека видом памяти.
См. также:
psy-diplom.ru
логическая память — это… Что такое логическая память?
- логическая память
05.02.78 логическая память [ logical memory]: Аналог программного обеспечения в процессоре протокола данных для логической схемы распределения памяти.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.
- логическая организация интерфейса
- логическая система
Смотреть что такое «логическая память» в других словарях:
Логическая или словесно-логическая память — запоминание и воспроизведение мыслей … Психология человека: словарь терминов
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — — см. Памяти виды, Память словесно логическая. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко … Большая психологическая энциклопедия
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — СЛОВЕСНО ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ. Память на мысли в словесной (вербальной) форме; обеспечивает мыслительную и речевую деятельность человека … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — память, содержанием которой являются наши мысли, облеченные в слова. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его… … Профессиональное образование. Словарь
ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ — ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО ЛОГИЧЕСКАЯ. См. словесно логическая память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПАМЯТЬ — способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта; одно из осн. свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и… … Биологический энциклопедический словарь
память — у всех различна. Это связано с индивидуально психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти. Так, возраст 18 25 лет отличается высоким… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Память семантическая — память на значения (слов, предметов и др.). Некоторые авторы относят эту память к долговременной. Синоним: Референтная память, Смысловая память, Логическая память … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Память — У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия
память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия
normative_reference_dictionary.academic.ru