Логика в психологии это: Логика — Психологос

Логика — Психологос

01 октября 2022 г., 21:35

https://player.vimeo.com/external/156455363.hd.mp4?s=641aed44dd642fc0bbe9823949914fd99e44247d&profile_id=113

Фильм «Развитие логики мышления»

Фильм «Тот самый Мюнхгаузен»

​​​​​​​

Фильм «Олигарх»

​​​​​​​​​​​​​​Логика — философская наука, изучающая логические формы человеческого мышления и законы, которым подчиняется мышление.

Логика изучает не конкретное содержание действительности, а мысли о ней, их структуру, то, что является общим для мыслей данного типа, независимо от их конкретного содержания. Поэтому при изучении логики для того, чтобы понять сущность процесса мышления, специфическое содержание форм и законов, нужно уметь обобщать конкретные рассуждения, уметь оперировать получаемыми формулами и схемами. Основная цель изучения логики, сводится к приобретению навыков осознанного применения логических правил и законов к реальному процессу мышления.

Логика — внутренняя закономерность, присущая тем или иным явлениям; правильный, разумный ход рассуждений. Своя внутренняя логика прослеживается у различных процессов, в связи с этим говорят о логике эмоций, о логике принятия решений. При этом логика как наука исследует, как из одних утверждений можно выводить другие. Знание логики позволяет анализировать наши рассуждения, помогает определить их последовательность, непротиворечивость, доказательность, и тем самым определять истинные высказывания от ложных.

По жизни, логика — это не столько правила мышления, сколько правила оформления мыслей в виде текста.

Поскольку на один и тот же предмет можно посмотреть с разных сторон, увидеть разное, то и разных способов разумного рассуждения — множество. Логика не одна, есть много различных логик. Есть формальная логика, есть логика неформальная (жизненная), есть логика диалектическая, есть логика женская и есть логика научного доказательства.

Так, Джон Стюарт Милль сформулировал Каноны Милля как «согласованный взгляд на принципы доказательства и методы научного исследования». Формулируются пять канонов (правил или законов) в качестве «регулятивных принципов» этих экспериментальных методов: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод остатков и метод сопутствующих изменений. Эти каноны предписывают методы обнаружения и доказательного обоснования причинных законов и причинных связей. См.→

Формальная логика — это наука, изучающая формы мысли (понятия, суждения, умозаключения, доказательства) со стороны их логической структуры, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей. Это конструирование и исследование правил преобразования высказываний, сохраняющих их истинностное значение безотносительно к содержанию входящих в эти высказывания понятий. Основные законы формальной логики — закон тождества, закон достаточного основания, закон противоречия, закон исключенного третьего.

Жизненная логика — то, что логично по жизни. что кажется убедительным и разумным. Неформальная жизненная логика имеет большее отношение к ораторскому искусству, искусству убеждать, нежели собственно к формальной логике.

Жизненная логика создает ощущение убедительности, обращаясь к ярким образам и чувству, при этом нельзя сказать, что жизненная логика слабее логики формальной. Формальная логика в малой степени умеет цеплять жизненные реалии, и в анализе конкретных жизненных событий жизненная логика нередко оказывается сильнее и убедительнее.

К сожалению, приходится говорить о женской логике как распространенном способе мышления и разговора, где логика уступает место импульсивности и чувствам. По сути, это как раз нелогичность, а «женской логикой» она называется лишь поскольку, поскольку женщины более эмоциональны, при этом нелогичность вполне может быть присуща и мужчинам, когда они увлекаются или вовлекаются в эмоции. См.→

Нужно ли обучать логике?

После войны в СССР в течение 10 — 12 лет преподавали в средней школе логику. Интересно, что логика была обязательным предметом в те же годы, что и психология: 3 декабря 1946 года ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза.

В 1959 году преподавание логики в средней школе отменили. А зря. Кому интересно – вот ссылка на знаменитый учебник логики Виноградова 1954 года.

При этом важно понимать, что логика — не синоним разумности: логичные люди иногда совершают не самые разумные поступки, когда не могут посмотреть на ситуацию достаточно широко или им не удается выделить в происходящем все главное и существенное. Получая жизненный опыт и образование, люди так или иначе осваивают логику, но далеко не всегда ею пользуются и не всегда у них логика поднимается до уровня мудрости.

  • Логика
  • Философия
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (4):

Гость Виктор, 28 сентября 2014 г., 10:11

Логика – это последовательный ход мыслей, внутренней закономерности, где нахождение ответа на поставленный вопрос осуществляется с помощью имеющегося в памяти человека знания. А знание – это совокупность сведений в какой-либо области науки или образования! И когда человек имея за плечами многолетний жизненный опыт и образование, в конечном итоге формирует своё знание, где логические выводы того, или иного исследования дают совершенно верное заключение, иначе умозаключение, или искреннюю уверенность в своей правоте.

Гость Виктор, 02 октября 2014 г., 07:35

Иногда говорят: конечно, мужская логика сильнее женской; но наша женская — ни в чём не уступает мужской! И это верно, ни в чем не уступает, ибо логика это последовательный ход мыслей, где вывод, умозаключение, иначе внутренняя закономерность рождает искреннюю уверенность в своей правоте. Но вот на чем основана та и другая искренняя уверенность, это имеет большое значение, ибо есть логические выводы, которые основаны на имеющихся в памяти законах, правилах и аксиоматических величинах, и это одно. И есть совершенно другая логика, имеющая основанием в памяти это философские суждения, где главное в философии это искусство ставить вопросы, в большинстве которых вообще не существует здравых ответов.

Человек который прошёл 19 сайтов и везде нету краткого ответа, 18 февраля 2016 г., 20:59

А проще нельзя?

Гость, 13 октября 2016 г., 11:57

Логика изучает логические формы. А математика — математические формы. Жизненная логика — то, что логично по жизни.

И т.д. В принципе — да. Очень содержательная статья. Спасибо, получил истинное удовольствие.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Формальная логика

Формальная логика — наука, изучающая формы мысли (понятия, суждения, умозаключения, доказательства) со стороны их логической структуры, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей. Это конструирование и исследование правил преобразования высказываний, сохраняющих их истинностное значение безотносительно к содержанию входящих в эти высказывания понятий.

3Подробнее

01 окт. 2022 г.

История науки логики

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Каноны Милля

;;

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

Мышление

Мышление нередко определяют как способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают. Творческое и конструктивное, развитое мышление действительно способно справляться с такими задачами, но это не значит, что если кто-то не нашел творческого решения в новой для него ситуации, у него мышление отсутствовало. В своих простейших формах мышление, как процесс, это всего лишь переработка информации в потоке течения мыслей, образов и ощущений.

7Подробнее

01 янв. 2006 г.

Законы логики

С логичным человеком приятно разговаривать и проще договариваться. Если мы будем знать, помнить и соблюдать законы логики, с нами захотят иметь дело более приличные люди, наши статьи люди будут лучше понимать. Нам это интересно. Логично? Тогда приступим. В логике, по крайней мере аристотелевской логике, всего четыре закона — закон тождества, закон достаточного основания, закон противоречия и закон исключенного третьего.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Женская логика

Женская логика — способ мышления и разговора, где логика уступает место импульсивности и чувствам. 

4Подробнее

Психология и логика. Основы общей психологии

Психология и логика

Мышление является предметом изучения не только психологии, но также — и даже прежде всего — диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования. Проблемой логикиявляется вопрос об истине, опознавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологииявляется протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания. Отличаясь, таким образом, друг от друга, психология мышления и логика, или теория познания, вместе с тем теснейшим образом связаны друг с другом. Различные стороны или аспекты мышления не могут быть оторваны друг от друга; мышление как предмет психологического исследования не может быть определено вне отношения мысли к бытию. Психология поэтому также берет мышление не в отрыве от бытия, но изучает как специальный предмет своего исследования не отношение мышления к бытию, а

строение и закономерность протекания мыслительной деятельности индивидав специфическом отличии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними.

Основа для разрешения вопроса о соотношении логического и психологического, позволяющая вскрыть связи между ними, заложена уже в наших исходных положениях. Поскольку психическое, внутреннее определяется опосредованно через отношение свое к объективному, внешнему, логика вещей — объектов мысли — в силу этого входит в психику индивида заодно с их предметным содержанием и более или менее адекватно осознается в его мышлении. Поэтому логическое, никак не растворяясь в субъективно психологическом (в духе психологизма) и не противостоя извне всему психологическому (в духе антипсихологизма), входит определяющим началом в сознание индивида.

Психология мышления не может быть сведена, таким образом, к логике, но вместе с тем психологическая трактовка мышления не может быть и оторвана от определения объективной сущности мышления в логике. И действительно, психология мышления всегда исходит и неизбежно должна исходить из той или иной философской, логической, методологической концепции.

Эта связь психологии с логикой и теорией познания, с философией отчетливо проявляется в истории психологических учений о мышлении. Так, ассоциативная психология исходила из позиций английского эмпиризма, психология мышления вюрцбургской школы — из идеалистической философии гуссерлианства; трактовка психологии мышления в американской литературе у Дж.

Дьюи определялась философией прагматизма. Наша, советская, психология мышления исходит из диалектической логики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Логика

Логика Имеется задача узника, которому известно, что один охранник всегда говорит правду, а второй всегда лжет. Узник не знает, кто из них кто, а также какой из двух путей ведет к выходу. В силу каких-то причин узник вправе задать всего один вопрос. Как он поступит? Это

Психология и логика

Психология и логика Мышление является предметом изучения не только психологии, но также — и даже прежде всего — диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования.

Проблемой

ГЛАВА 1 ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА И ЖЕНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ГЛАВА 1 ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА И ЖЕНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1.1. КАК ДВАЖДЫ ДВА Мужчина может сказать, что дважды два – не четыре, а пять или три с половиною, а женщина скажет, что дважды два – стеариновая свечка. И.С. Тургенев Мужчины – другие. У них другая психика, они живут по другим

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология)

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология) § 1. Основные категории социальной психологии Человек — существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях

Логика абсурда

Логика абсурда Миром, в который мы себя поместили, правит мощный стереотип понятия «правильности». Каждый из нас буквально с самого рождения подвергается непрерывному программированию на «правильное поведение», «правильное отношение», «правильную мораль и

Логика

Логика Главный прием мышления – это логика. Логика – это тот же детский конструктор, только в роли болтов и гаек выступают тезисы и выводы.Подросток понимает, что он должен мыслить не просто так, а по определенным правилам. Любой тезис нуждается в доказательстве.

7.5 «Женская логика»

7.5 «Женская логика» С бабой спорить — все равно что свинью стричь, визгу много, а шерсти нет. Народная мудрость Разрешим, пожалуй еще одну тысячелетнюю загадку человеческого бытия — загадку женской логики. Прежде всего, зададимся вопросом: а почему вообще женская логика

Логика и чувства

Логика и чувства Аргументация должна обращаться не только к логике, но и к эмоциям. Нельзя недооценивать эмоциональную сторону случившегося. Эмоции часто заставляют нас принять ту или иную сторону в споре и заранее настроиться на обвинение или оправдание подсудимого. Об

Психология логики

Психология логики Доктор Прабод

Доктор Прабод

Директор Института исследований в области психоменеджмента | Духовный психотерапевт | Помощь людям в решении проблем в отношениях, воспитании детей, карьере и здоровье с помощью психотерапии I Терапевт регрессии в прошлые жизни

Опубликовано 8 января 2021 г.

+ Подписаться

Логика — явление, в котором мы пытаемся найти последовательность и связанность различных моментов поведенческих эпизодов. Логика касается того, как мы обрабатываем. Нам нужно найти закономерность/генезис, или создать цепочку, или составить план, а затем найти путь.

Мы спрашиваем человека, не потерял ли он логику/чувство, когда выпивает яд, чтобы стать бессмертным. Точно так же мы не находим никакой логики/смысла, когда студент мечтает получить достойное место без учебы. Есть причина и ее следствие. Логика — это обработка, которая действительно помогает человеку увидеть следствия или достичь следствий с того места, откуда он начал (причины). Он достигает пункта назначения от ориентации. От ориентации к цели ведет логический путь

Электронные схемы логические; компьютеры логичны; машины логичны, и мы хотим, чтобы люди были логичны. Вот в чем проблема. Мы не можем быть логичными все время. Мы тоже не можем быть нелогичными. Проблема и давление нашего существования и взаимодействия в этом мире заключается в том, что мы не можем быть нелогичными и не можем позволить себе быть логичными все время. Люди с сильной логикой, кажется, теряют связь с остальным миром. Логика возникает из стремления найти план/путь, а психология возникла из любопытства познать «другого» (в то время как познание себя есть духовность).

Много логических ошибок. Логические недостатки. Проверяя поведение с помощью логики, мы попадаем в ловушку логических ошибок. 1+1 не дает 2 в сфере управления персоналом. Допустим, над проектом эффективно работает один специалист. Теперь, чтобы еще больше повысить эффективность, нанят еще один специалист. Однако в конечном итоге мы обнаруживаем, что два эксперта борются друг с другом, что приводит к снижению производительности и эффективности. По логике, два эксперта должны поставить больше.

Логика не работает в человеческом взаимодействии/поведении. Однако при отсутствии логики проблема возрастает. Имея дело с человеком, мы ожидаем определенного поведения, шаблона и ожидаемой реакции. Это ожидание основано на нашей логике, и опыт поможет нам понять психологию. Ожидания обусловлены логикой, а опыт следует из психологической области. Все, что делает человек, он хочет оправдать своим поведением «тогда», по отношению к своему поведению «сейчас». Он прибегает к логике. Таким образом, логика становится субъективной. Однако кто-то враждебно настроенный найдет другую логику (свою), чтобы соединить эти две точки.

Эта связь между двумя точками происходит посредством логики. Моя логика может не совпадать с чужой логикой, она может не обязательно совпадать с чужой логикой. Какую бы логику я ни применял для обоснования, у меня есть «Моя Логика», и она становится «Логикой». Однако есть сотни способов связать эти два пункта моего поведения. Всякая логика есть логика… Это создает концепцию истины. Истина принадлежит философскому миру, а логика, следовательно, исходит из области философии. Применяя свою логику, я создаю свою правду. Проблема в том, что моя правда не совпадает с правдой другого. Я оправдываю свою истину своей логикой, а другой оправдывает свою истину своей логикой. Когда логика не совпадает, возникает путаница.

 Причина конфликта — наличие логики. Не может быть конфликта без логики. Злой побочный эффект логики — «Конфликт». Однако без логики конфликтов может быть больше, и в конфликте может не быть никакой логики.

Логика создала одну проблему. Он настаивает на ясности мысли. Логика управляется мыслью. Это укрепило и укрепило наше мышление, мышление, которое стало более аналитическим. Однако обсуждение вопросов не всегда носит мысленный характер. Иногда ими движут эмоции.

Люди, движимые мыслью, бывают сухими и равнодушными. В конце концов они спорят и спорят. Логика подсказывает, что нужно выиграть спор. Таким образом, выиграть спор или доказать свою правоту равнозначно логике. И этому мы научили наших детей. Теперь, когда они противоречат нам, мы хотим, чтобы они избегали нашей логики. Теперь мы хотим, чтобы они выработали терпимость к чужой логике. К сожалению, мы не научили их «терпимости к двусмысленностям». Этот мир неоднозначен. .. он хаотичен… он дихотомичен… это путаница. Мы всегда заставляли наших детей верить, что мир очень ясен. Неоднозначность связана с направлением логики.

Пункт назначения зависит от направления, а не от того, где человек стоит. Там, где вы стоите, речь идет о рациональности, а о том, чего вы достигаете, — логике.

Нынешнему поколению не хватает терпимости к двусмысленности. Человек торопится доказать свою точку зрения, оправдать свои действия… Он настолько силен в своей логике, что из чего угодно может доказать что угодно. Логика похожа на шляпу фокусника. Это может заставить кого-то выиграть спор… вот и все.

Но обязательно ли каждый раз быть логичным?

Хотели бы узнать ваши комментарии по теме……

Кроме того, если вы хотите изучить психотерапию или стать профессиональным консультантом, посетите iipms.co.in или свяжитесь по телефону +91-9890253717.

Рассуждение, логика и психология — PubMed

. 2011 Сентябрь; 2 (5): 555-567.

doi: 10.1002/wcs.134. Epub 2010 9 декабря.

Кит Стеннинг 1 , Михиль ван Ламбалген 2

Принадлежности

  • 1 Школа информатики Эдинбургского университета, Эдинбург, Великобритания.
  • 2 Факультет философии Амстердамского университета, Амстердам, Нидерланды.
  • PMID: 26302306
  • DOI: 10.1002/wcs.134

Кейт Стеннинг и др. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2011 Сентябрь

. 2011 Сентябрь; 2 (5): 555-567.

doi: 10.1002/wcs.134. Epub 2010 9 декабря.

Авторы

Кит Стеннинг 1 , Михиль ван Ламбалген 2

Принадлежности

  • 1 Школа информатики Эдинбургского университета, Эдинбург, Великобритания.
  • 2 Факультет философии Амстердамского университета, Амстердам, Нидерланды.
  • PMID: 26302306
  • DOI: 10. 1002/wcs.134

Абстрактный

Мы утверждаем, что рассуждение было концептуализировано настолько узко в так называемой «психологии рассуждений», что связь рассуждений с когнитивной наукой стала почти незаметной. Рассуждение отождествляется с определением того, действительно ли вывод следует из данных предпосылок, где «действительный» понимается как «действительный в соответствии с классической логикой». Мы показываем, что существуют и другие способы концептуализации рассуждений, более соответствующие современному логическому теоретизированию, которые отводят ему роль в психологических процессах, начиная от (вербального) понимания дискурса и заканчивая (невербальным) планированием. Попутно мы покажем, что формальная логика, в настоящее время маргинализированная в когнитивной науке, может быть чрезвычайно ценным инструментом моделирования. В частности, есть случаи, когда вероятностное моделирование должно дать сбой, тогда как логические модели работают хорошо. WIREs Cogni Sci 2011 2 555-567 DOI: 10.1002/wcs.134 Для получения дополнительных ресурсов, связанных с этой статьей, посетите веб-сайт WIREs.

Авторское право © 2010 John Wiley & Sons, Ltd.

Похожие статьи

  • Качественное моделирование.

    Форбус КД. Форбус КД. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2011 июль; 2(4):374-391. doi: 10.1002/wcs.115. Epub 2010 15 сентября. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2011. PMID: 26302198

  • Рациональность.

    Сосис С, Бишоп М.А. Сосис С. и др. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2014 янв;5(1):27-37. doi: 10.1002/wcs.1263. Epub 2013 9 октября. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2014. PMID: 26304295

  • Краткое изложение байесовской рациональности: вероятностный подход к человеческому мышлению.

    Оксфорд М., Чейтер Н. Оксфорд М. и др. Behav Brain Sci. 2009 г.32 февраля (1): 69–84; обсуждение 85-120. doi: 10.1017/S0140525X084. Behav Brain Sci. 2009. PMID: 19210833

  • Новые парадигмы в психологии мышления.

    Оксфорд М., Чейтер Н. Оксфорд М. и др. Анну Рев Психол. 2020 4 января; 71: 305-330. doi: 10.1146/annurev-psych-010419-051132. Epub 2019 12 сентября. Анну Рев Психол. 2020. PMID: 31514580 Обзор.

  • Междисциплинарность как когнитивная интеграция: слуховые вербальные галлюцинации на примере.

    Бернини М., Вудс А. Бернини М. и др. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2014 Сентябрь; 5 (5): 603-612. doi: 10.1002/wcs.1305. Epub 2014 31 июля. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *