Влияние Шефтсбери в правительстве, однако, падало, а в 1681 году, после участия в неудачном заговоре против Карла II он вынужден был бежать в Голландию. Хотя сам Локк непосредственно не был замешан в заговоре, дружба с Шефтсбери навлекла подозрения и на него, и ему так же пришлось скрыться в Голландии. Через несколько лет, когда можно было уже вернуться в Англию. Локк становится уполномоченным по апелляциям и пишет несколько книг по проблемам образования, религии и экономике. Он отстаивает право людей на свободу совести и право самим распоряжаться собственной жизнью. Эти работы приносят ему широкую известность по всей Европе. Локк становится одним из лидеров либеральной мысли. Некоторые его идеи легли в основание Декларации независимости Соединенных Штатов Америки.
В области психологии наиболее значительным произведением Локка является его «Опыт о человеческом разуме» (An Assay Concerning Human Understanding.
Как возникает знание?
В центре внимания локковской системы стояли вопросы теории познания. Каким образом происходит познание, как возникает новое знание? Локк, в противоположность Декарту, отрицает существование врожденных идей. От рождения человек не обладает никакими знаниями, все приходит с опытом. Локк признает, что некоторые идеи, например, идея Бога, могут показаться взрослому человеку врожденными. Но это происходит только потому, что мы усвоили эту идею в раннем детстве и просто не помним себя без нее. Таким образом, врожденный характер некоторых идей — не более чем иллюзия. Появление абсолютно всех идей можно объяснить через обучение и привычку.
Каким же образом появляется знание? По Локку, все знание исходит только из опыта. Он писал:
Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей… Откуда он приобретает тот обширный их запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получает весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит. (Локк Дж. Соч. М. 1985. Т. 1. С. 154.)
За многие века до этого сходные мысли высказывал Аристотель: ум человека при рождении представляет собой tabula rasa — чистую доску, на которой опыт запечатлевает свои отметки.
Ощущения и рефлексия
По Локку, существуют два различных вида опыта: внешний и внутренний. Один из них основывается на чувствах, другой — на осмыслении своих собственных действий и состояний — другими словами, рефлексии. Те идеи, которые происходят из чувств (то есть на основе непосредственного воздействия объектов внешнего мира на органы чувств), представляют собой простые чувственные впечатления. Эти чувственные впечатления воздействуют на наш ум, а тот, в свою очередь, оперирует с чувственными впечатлениями, наблюдая за собственной деятельностью. На основе наблюдения за деятельностью ума и возникает опыт рефлексии. Этот внутренний, рефлекторный опыт вторичен по отношению к опыту внешнему, чувственному.
В процессе развития индивида сначала появляется чувственный опыт, поскольку прежде надо иметь то, что может подвергаться рефлексии. Рефлексируя, мы вспоминаем прежние чувственные впечатления, комбинируем и обобщаем их, создавая тем самым абстракции и идеи более высокого порядка. Таким образом, все идеи возникают на основе чувственного опыта и опыта рефлексии, но конечным источником познания все же остается чувственный опыт.
Простые и сложные идеи
Локк различает простые и сложные идеи. Простые идеи Такие идеи поддаются анализу и могут быть разложены на ряд более простых компонентов.»>23 появляются на основе как чувственного, так и рефлективного опыта, и пассивно воспринимаются нашим умом. Простые идеи совершенно элементарны, они не содержат в себе никаких частей и потому не поддаются анализу или сведению к каким — либо еще более простым идеям. В процессе своей деятельности разум активно создает новые идеи путем комбинирования и сочетания различных простых идей между собой. Эти новые производные идеи Локк называет
23 Простые идеи — элементарные идеи, возникающие на основе чувственного опыта или опыта рефлексии. Сложные идеи — идеи производного характера, которые состоят из ряда простых идей. Такие идеи поддаются анализу и могут быть разложены на ряд более простых компонентов.
24 сложные идеи — идеи производного характера, которые состоят из ряда простых идей. Такие идеи поддаются анализу и могут быть разложены на ряд более простых компонентов.
Теория ассоциаций
Представление о сочетании или соединении идей и обратный процесс их анализа открывает эпоху так называемого психохимического подхода, развиваемого в теории ассоциаций25. Согласно этой точке зрения, простые идеи могут взаимосвязываться и образовывать таким образом сложные идеи. Собственно, ассоциация — это тот самый процесс, который современные психологи называют научением. Представление о возможности редукции, сведения всей психической жизни человека к набору простых идей или элементов, а также объяснение сложных идей через ассоциацию простых лежит в основании всей современной научной психологии.
25 Теория ассоциаций — концепция, согласно которой сложные идеи образуются путем соединения или ассоциации простых идей.
С точки зрения Локка, сознание человека работает в полном соответствии с законами физики. Элементами психики, своеобразными психическими атомами, являются простые идеи. Они представляют собой полный аналог материальных атомов в механистической галилеевско — ньютонианской системе Вселенной. Базовые элементы психики (простые идеи) неделимы, как и их материальные аналоги. Из их сочетаний и комбинаций образуется все многообразие знаний. Создание теории ассоциаций можно считать важным этапом на пути развития представлений о характере деятельности как психики, так и тела — по аналогии с работой машины.
Первичные и вторичные качества
Большое значение для ранней истории научной психологии имеет локковское различение первичных и вторичных качеств. Первичные качества26 существуют вне зависимости от нашего восприятия. Примером такого рода первичных качеств будут, скажем, размеры и форма здания. Цвет фасада — это пример вторичных качеств. Такие характеристики, как цвет предмета, зависимы от восприятия человеком. Разные люди видят те или иные цвета по — разному. Вторичные качества
26 первичные качества — такие характеристики объекта, которые присущи ему вне зависимости от его восприятия (например, размеры и форма предмета)
27 вторичные качества — такие характеристики, которые присущи только нашему восприятию предмета, а не предмету самому по себе (например, цвет, запах).
Эти свои представления Локк иллюстрирует при помощи следующего простого опыта: возьмем три емкости, заполненные водой. В одну емкость нальем холодную воду, во вторую — теплую, а в третью — горячую. Далее, опускаем левую руку в сосуд с холодной водой, а правую — в горячую воду. Затем помещаем обе руки в сосуд с теплой водой. При этом одна рука будет ощущать эту воду как теплую, а другая — как холодную. Понятно, что теплая вода не меняет своей температуры ни в первом, ни во втором случае. Вторичные качества существуют лишь в нашем восприятии объекта, но не присущи объекту самому по себе (в данном случае, воде). Еще один пример: если не надкусить яблоко, то и не возникнет ощущения его вкуса.
Первичные же качества того же самого объекта (яблока) существуют вне зависимости от того, воспринимаются они кем — нибудь или нет. Вторичные качества проявляются только при самом акте восприятия.Конечно, Локк не был первым, кто обратил внимание на подобное различие первичных и вторичных качеств. В свое время Галилей высказывал нечто весьма сходное: «Я полагаю, что если бы мы каким — либо образом лишились ушей, языков и носов, то форма, число и движение предметов [первичные качества] все же остались бы в то время, как все запахи, звуки и вкус [вторичные качества] исчезли бы. По моему мнению, последние есть нс более, чем просто имена, если отделить их от живых существ» (цит. по: Boas. 1961. P. 262).
Подобные взгляды полностью согласуются с механистическим воззрением на мир, согласно которому он весь состоит лишь из движущейся материи. Если вся объективная реальность представляет собой материю, то любые восприятия — цвет, запах и вкус, есть не что иное, как реальность субъективная. А те характеристики предметов, которые присущи им независимо от какого бы то ни было восприятия, — это первичные качества.
Психология bookap
Проводя разграничение первичных и вторичных качеств, Локк тем самым фактически признал субъективный характер большей части человеческих восприятий. Это обстоятельство заинтересовало его и побудило заняться исследованием процесса познания. Собственно, представление о вторичных качествах и появляется как попытка справиться с трудностями проведения строгого соответствия между физическим миром и значительной частью нашего его восприятия.
Однако, коль скоро мы допускаем — хотя бы теоретически — существование первичных и вторичных качеств, одни из которых обладают объективным существованием, а другие — только субъективным и не существуют вне восприятия, то рано или поздно должен был появиться кто — то, кто задался бы вопросом: а существуют ли подобные различия между первичными и вторичными качествами на самом деле? Не являются ли все восприятия вообще субъективными, зависящими от наблюдателя, и в этом смысле — вторичными? Философом, который поставил такой вопрос и попытался дать на него развернутый ответ, был Джордж Беркли.
6. 8. Эмпирическая психология и сенсуализм Джона Локка
Джон Локк(1632—1704) родился в небольшом городе Рингтоне , недалеко от города Бристоля, в семье провинциального адвоката. В 1652 году он закончил Вестминстерскую школу и в этом же году как ее лучший ученик был принят в Оксфордский университет, который со степенью бакалавра закончил в 1656 г . и остался в университете в качестве преподавателя древнегреческого языка. Получив в университете отказ в степени доктора медицины, Локк в 1667 году принимает предложение графа Шефтсбери стать домашним врачом и воспитателем его сына. Граф был противником режима Реставрации, и Локк оказался в среде участников политической борьбы в Англии. Случалось, что покровитель Локка попадал в королевскую тюрьму, и тогда Локку приходилось эмигрировать на контитент. В эмиграции он был дважды: с 1675 по 1679 г . во Франции и с 1683 по 1689 г . в Голландии.
В 1689 г . Локк возвратился на родину навсегда и за короткий период — с 1689 по 1695 г . — написал все свои философские работы. В 1689 г . появляется его первая печатная работа — «Письмо о веротерпимости». В 1690 г . выходит главный философский труд Локка «Опыт о человеческом разумении», благодаря которому он становится вскоре знаменитым и влиятельнейшим философом Европы. В этом же году выходят второе «Письмо о веротерпимости» и «Два трактата о правлении». В 1693 г . появляется трактат «Некоторые мысли о воспитании», а в 1695 г . — работа «Разумность христианства». В это же время Локк занимался активной политической деятельностью и оказывал большое влияние на некоторые реформы, проводимые в это время в Англии.
Главная научная проблема, занимавшая Локка, — определение пределов, условий и реальных возможностей человеческого познания. Как и Т. Гоббс, Локк исходил из идеи опытного происхождения знания. В связи с этим он подвергает критике Декартову теорию «врожденных идей». Ей он противопоставляет следующие положения: 1) не существует ни врожденных идей, ни принципов; 2) ни один человеческий разум, каким бы сильным и мощным он ни был, не способен сформировать или изобрести идеи, также как уничтожить уже существующие идеи; 3) источником и пределом разума является опыт. Критике теории врожденных идей Локк посвящает первую книгу «Опыта». Он ставит задачу опровергнуть основной аргумент, используемый для подтверждения наличия врожденных идей — всеобщее согласие. Локк считает, что всеобщее согласие людей по поводу идей, если бы оно даже существовало, можно было бы объяснить и без ссылки на их «врожденность». Опираясь на данные медицины, детской психологии, этнографии, Локк доказывает, что в действительности всеобщего согласия (а значит, врожденных идей) не существует. Факты убеждают, что у маленьких детей и умственно отсталых взрослых людей, дикарей отсутствуют отвлеченные идеи о тождестве, противоречивости, Боге, нравственных принципах. Но если эти идеи ими не осознаются, значит, они не даны человеку от рождения. Об отсутствии врожденных моральных принципов свидетельствуют случаи аморального поведения отдельных людей и народов, не вызывающие у них мук совести. Более того, разные народы руководствуются различными моральными нормами. Ссылкой на разнообразие культур опровергает Локк также вывод о врожденности идеи Бога: есть народы, у которых «нет даже имени для обозначения Бога, как нет ни религии, ни культа». Указанные аргументы приводят Локка к однозначному и категорическому отказу от идей априоризма. В то же время им признается наличие врожденных анатомо-физиологических задатков, от которых зависит способность приобретения знания посредством опыта. Разум человека, по Локку, способен комбинировать идеи, пришедшие к нему из опыта, но не может изобретать их сам. Источником для развития разума выступает опыт. Из него она получает материал для познания. Ученый является одним из основоположников эмпиризма в европейской философско-психологической мысли XVII в. «Давайте предположим, что душа представляет собой, так сказать, белый лист, без единой буквы, без всяких идей. Каким образом появится на ней что-нибудь? Откуда происходит это разностороннее содержимое, которое с почти бесконечной изобретательностью начертала трудолюбивая и неограниченная фантазия человека? Откуда добывается весь материал разума и познания? Отвечу одним словом: из ОПЫТА. Именно на нем основано все наше познание и из него же оно берет начало». Локк выделял два источника и типа опыта — ощущение материальных предметов и внутреннюю деятельность души. Из этих двух источников опыта возникают два разных типа «простых идей»: «идеи ощущения» и «идеи рефлексии». К идеям Локк относил ощущения, образы восприятия и памяти, чувства. Ощущение — итог взаимодействия человека с миром, воздействия внешних предметов на органы чувств. Внешний мир выступает, таким образом, как главный источник идей. Локк утверждает, что познание начинается с чувств, что «нет ничего в интеллекте, чего бы ни было до этого в ощущениях». Ощущения дают идеи отдельных вещей. Наряду с идеями, которые доставляют органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как особой внутренней деятельностью души, заключающейся в восприятии ею собственных состояний. И простые идеи ощущения и простые идеи рефлексии становятся предметом осмысления сознанием; из них как из строительного материала возникает все содержание сознания, и только на их основе начинается сам процесс мышления. Локк пишет: «… я не вижу повода считать, что душа начинает думать до того, как органы чувств принесут ей идеи; и по мере того, как возрастает их количество, они удерживаются в памяти, душа, путем упражнения во всех своих частях, улучшает свою способность думать. Затем, приводя в порядок эти идеи и рефлексируя, душа наращивает свое достояние, а вместе с ним совершенствует свои способности запоминать, воображать, рассуждать и использовать другие способы мышления». Каково же соотношение внутреннего и внешнего опыта? Приоритет Локк отдает внешнего опыту, которому отводится роль исходного, первичного, базового источника познания. Внешний опыт доставляет чувственные идеи, которые становятся материалом для рефлексивного осмысления. Рефлексия является вторичным процессом, обусловленным внешним опытом человека. Это особое «внутреннее чувство», внутренний опыт, опыт об опыте. Если внешний опыт связан со сферой чувственных образов, то продуктом рефлексии как мыслительного процесса являются рациональные знания (сложные идеи, понятия). Из этого вытекает заключение о связи рационального познания с чувственным. Тем самым Локк преодолевает дуализм чувственного и рационального, представленный в концепциях Декарта, Лейбница, Спинозы. Наметив связь внутреннего и внешнего опыта, Локк в то же время не увидел их причинной зависимости. Рефлексия у него опирается на чувственные данные, черпает в них материал для переработки и осмысления, но не вырастает из внешнего опыта. Ее основой выступает особая рефлексирующая духовная субстанция. Отсюда следует понимание сознания у Локка как восприятия душой того, что происходит в ней самой. Это определение сознания как непосредственного восприятия своих мыслей стало манифестирующим положением интроспективной психологии. Объектом сознания при таком подходе выступают не внешние предметы и явления, а идеи (образы, представления, чувства и т.д.) в том их виде, в каком они предстают перед внутренним взором наблюдающего за ними субъекта. Из этого постулата выводилось и понимание предмета психологии, в качестве которого выступают явления сознания, порождаемые внешним опытом, исходящим от органов чувств, и внутренним опытом, накапливаемым разумом индивида. Локк развивает учение о первичных и вторичных качествах, выдвинутое впервые Демокритом, а также представленное в работах Декарта и Г. Галилея. Первичные качества — это «реальные качества тел, которые всегда находятся в них (т.е. плотность, протяженность, форма, количество, движение или состояние покоя…)». Они объективны и воспроизводятся в идеях в виде точных своих отражений и копий. Вторичные качества — «комбинации первичных качеств» (вкус, цвет, запах и т.п.). Они носят субъективный характер, являются результатом воздействия объекта на субъект и представлены в виде идей, неадекватных реальным качествам вещей (в реальности такие качества отсутствуют. Ощущения как исходный простой элемент опыта — это отпечатки внешних воздействий в органе чувств, и их возникновение не требует активной деятельности души. Но простые элементы чувственного опыта дают материал, который начинает перерабатываться душой, и побуждают, тем самым, ее активность: она начинает «комбинировать идеи друг с другом и таким образом формировать сложные идеи, кроме того, она способна отделять некоторые идеи от остальных, с которыми они связаны (следовательно, абстрагировать), и формировать новые идеи». Сложные идеи строятся путем комбинирования простых идей, осуществляющегося на основе механизмов ассоциации, соединения, отношения, обособления. Локк вводит само понятие «ассоциация«, обозначая им процесс связи психических явлений, впервые описанный Аристотелем и рассматриваемый Декартом, Гоббсом, Спинозой. Но ассоциация у него не является основным механизмом психической деятельности. Более того, она определяется как проявление ложных, случайных связей, «вид сумасшествия». Приоритет он отдает тем способам образования сложных идей, которые совершаются под контролем разума (соединение, сравнение, абстрагирование). Познание понимается Локком как установление степени согласованности идей. «Мне кажется, познание — это именно восприятие и понимание связи и согласованности либо несогласованности и контраста между нашими идеями. Лишь в этом заключается познание». Очевидно, что при таком понимании сущности познания критерием его истинности выступает внутренний опыт человека, что отражает субъективный характер воззрений Локка.
Локк выделяет 3 уровня познания:
Чувственное познание, являясь исходным моментом познавательного процесса, в то же время оценивается как недостаточно надежное. Наиболее достоверное знание обеспечивается интуитивным познанием, представляющим собой явление непосредственной очевидности. Истина здесь воспринимается «непосредственно». Этот род познания, согласно Локку, «самый ясный и достоверный из всех, на какие способен слабый человеческий ум… здесь нет места для колебаний, сомнений или проверок, так как сама душа наполняется непосредственно ясным светом понимания. От интуиции зависит достоверность и очевидность нашего познания…». Таким образом, в истории психологии Дж. Локк занимает особое место. Он является создателем сенсуалистической теории познания. В его работах опровергаются учение о врожденных истинах, преодолевается дуализм чувственного и рационального. Введенное им понимание рефлексии как единственного и достоверного знания о душевной деятельности определяет его место как родоначальника интроспективной эмпирической психологии. Локк стоит у истоков ассоциативной психологии.
Локк | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Джон Локк (29 августа 1632 — 28 октября 1704) — английский философ XVII века. Он разработал общественный договор Локка, который включал идеи естественного состояния, «правительства с согласия управляемых» и естественных прав на жизнь, свободу и имущество. Локк был также первым, кто полностью развил идею tabula rasa.
Идеи Локка оказали огромное влияние на развитие политической философии, и его часто считают одним из самых влиятельных авторов либеральной теории, а также мыслителей эпохи Просвещения. Работы Локка легли в основу многих идей американских революционеров, отраженных в Декларации независимости и Конституции США.
Локка, наряду с Дэвидом Хьюмом и Джорджем Беркли, часто классифицируют как британского эмпирика. Его, пожалуй, чаще всего противопоставляют современному Томасу Гоббсу.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Влияние
- 2.1 Имущество
- 2.2 Политическая теория
- 2.2.1 Трудовая теория стоимости
- 2.2.2 Пределы накопления
- 2.3 Локк о стоимости и теории цен
- 2.3.1 Денежные мысли
- 3 Перечень основных работ
- 3.1 Основные неопубликованные или посмертные рукописи
- 4 Эпитафия Локка
- 5 Дополнительная литература
- 6 См. также
- 7 Каталожные номера
- 8 Внешние ссылки
Биография
Отец Локка, которого также звали Джон Локк, был сельским юристом, служившим капитаном кавалерии в парламентских войсках в начале Гражданской войны в Англии, а его мать Агнес Кин была дочерью кожевника, которая была считается очень красивым. Оба родителя были пуританами.
Локк родился 29 августа 1632 года в небольшом коттедже с соломенной крышей у церкви в Рингтоне, графство Сомерсет, в 11,42 мили (18,38 км) от Бристоля. В тот же день его крестили. Вскоре после рождения Локка семья переехала в рыночный городок Пенсфорд, примерно в семи милях к югу от Бристоля, где Локк вырос в сельском доме эпохи Тюдоров в Беллутоне.
В 1647 году Локка отправили в престижную Вестминстерскую школу в Лондоне под покровительством Александра Пофэма, члена парламента и бывшего командира отца Локка. Завершив там обучение, он поступил в колледж Крайст-Черч Оксфордского университета. Деканом колледжа в то время был Джон Оуэн, вице-канцлер университета. Несмотря на то, что Локк был способным учеником, его раздражала учебная программа бакалавриата того времени. Он нашел чтение современных философов, таких как Рене Декарт, более интересным, чем классический материал, преподаваемый в университете. Через своего друга Ричарда Лоуера, которого он знал по Вестминстерской школе, Локк познакомился с медициной и экспериментальной философией, которой занимались в других университетах и в Английском королевском обществе, членом которого он в конце концов стал.
Локк получил степень бакалавра в 1656 году и степень магистра в 1658 году. Локк получил степень бакалавра медицины в 1674 году. Он много изучал медицину во время своего пребывания в Оксфорде, работая с такими известными виртуозами, как Роберт Бойль, Томас Уиллис, Роберт Гук. и Ричард Лоуэр. В 1666 году он встретил Энтони Эшли Купера, 1-го графа Шефтсбери, который приехал в Оксфорд в поисках лечения от инфекции печени. Купер был впечатлен Локком и убедил его стать частью его свиты.
Локк искал карьеру и в 1667 году переехал в дом Шефтсбери в Эксетер-хаус в Лондоне, чтобы служить личным врачом лорда Эшли. В Лондоне Локк возобновил свои медицинские исследования под руководством Томаса Сиденхема. Сиденхэм оказал большое влияние на натурфилософское мышление Локка — влияние, которое глубоко нашло отклик в написании Локком «Эссе о человеческом понимании».
Медицинские познания Локка вскоре подверглись испытанию, так как инфекция печени Шефтсбери стала опасной для жизни. Локк координировал советы нескольких врачей и, вероятно, сыграл важную роль в том, чтобы убедить Шефтсбери пройти операцию (тогда сама по себе опасную для жизни) по удалению кисты. Шефтсбери выжил и процветал, благодаря Локку, спасшему ему жизнь.
Именно в доме Шефтсбери в 1671 году произошла встреча, описанная в Послании к читателю Эссе, положившего начало тому, что позже станет Эссе. С этого периода до сих пор сохранились два сохранившихся черновика. Также в это время Локк служил секретарем Совета по торговле и плантациям и секретарем лордов и собственников Каролины, помогая формировать его идеи о международной торговле и экономике. Шефтсбери как основатель движения вигов оказал большое влияние на политические идеи Локка. Локк стал заниматься политикой, когда Шефтсбери стал лордом-канцлером в 1672 году. После падения Шефтсбери в 1675 году Локк провел некоторое время, путешествуя по Франции. Он вернулся в Англию в 1679 г.когда политическая судьба Шефтсбери ненадолго изменилась к лучшему. Примерно в это же время, скорее всего, по наущению Шефтсбери, Локк составил основную часть «Двух трактатов о правительстве».
Однако в 1683 году Локк бежал в Нидерланды, находясь под серьезным подозрением в причастности к заговору с ржаным домом (хотя доказательств того, что он принимал непосредственное участие в этой схеме, немного). В Нидерландах Локк успел вернуться к своему творчеству, потратив много времени на переработку «Эссе» и составление «Письма о терпимости». Локк вернулся домой только после Славной революции. Большая часть публикаций Локка произошла после его возвращения в Англию: «Эссе», «Два трактата» и «Письмо о терпимости» появлялись в быстрой последовательности по его возвращении из ссылки.
Он умер в 1704 году после продолжительного ухудшения здоровья и похоронен на кладбище деревни Хай Лейвер, к востоку от Харлоу в Эссексе, где с 1691 года жил в доме сэра Фрэнсиса Машама. Локк никогда не был женат или были ли дети.
События, произошедшие при жизни Локка, включают Английскую Реставрацию, Великую чуму и Великий лондонский пожар. Он не совсем видел Акт об унии 1707 года, хотя престолы Англии и Шотландии на протяжении всей его жизни принадлежали одному и тому же монарху. Конституционная монархия и парламентская демократия во времена Локка находились в зачаточном состоянии.
Влияние
Локк оказал глубокое влияние на последующую философию и политику. Его замечания о свободе и общественном договоре позже повлияли на письменные работы Томаса Джефферсона, Джеймса Мэдисона и других отцов-основателей Соединенных Штатов. В частности, Декларация независимости опиралась на многие политические идеи 18 века, заимствованные из работ Локка.
Таким образом, оценки Локка были связаны с оценками Соединенных Штатов и либерализма в целом. Недоброжелатели отмечают, что он был крупным инвестором в английскую работорговлю через Королевскую африканскую компанию, а также благодаря своему участию в составлении Основная конституция Каролины в то время как секретарь Шефтсбери, которая установила феодальную аристократию и дала хозяину абсолютную власть над своими рабами. Некоторые считают, что его заявления о незащищенной собственности оправдывают перемещение коренных американцев. Из-за его оппозиции аристократии и рабству в его основных произведениях его обвиняют в лицемерии или в том, что он заботится только о свободе английских капиталистов. Однако большинство американских либеральных ученых отвергают эту критику, ставя под сомнение степень его влияния на Основная конституция и интерпретации его недоброжелателями его работы в целом.
Собственность
Локк предложил трудовую теорию собственности, основанную на идее естественного права (см. Фому Аквинского). Смешивая предмет со своим трудом, человек становится владельцем этого предмета. Однако труд также устанавливал границы частной собственности, потому что, согласно идее труда, человек мог владеть только тем, чем можно было наслаждаться и пользоваться. В соответствии с этими границами экономика должна работать эффективно, потому что собственность не будет растрачена, испорчена или накоплена. Локк использует слово «собственность» как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле он охватывает широкий спектр человеческих интересов и стремлений; в более узком смысле это относится к материальным благам. Он утверждает, что собственность — это естественные права, и она является производной от труда. Ученые считают, что позже Карл Маркс адаптировал теорию собственности Локка в своей философии. Он также оказал большое влияние на Конституцию США в преамбуле. Джон Локк считал, что все люди имеют естественные права на жизнь, свободу, стремление к счастью и имущество. Он также разработал локкианский общественный договор, который включал естественное состояние, управление с согласия управляемых и все естественные права.
Политическая теория
Противореча Томасу Гоббсу, Локк считал, что изначальное состояние природы было счастливым и характеризуется разумом и терпимостью. В этом государстве все люди были равны и независимы, и никто не имел права причинять вред чужой «жизни, здоровью, свободе или имуществу». Государство образовалось на основе общественного договора, потому что в естественном состоянии каждый был сам себе судья, и не было никакой защиты от тех, кто жил вне закона природы. Государство должно руководствоваться естественным правом.
Права собственности очень важны, потому что каждый человек имеет право на продукт своего труда. Локк предсказал трудовую теорию стоимости. Политика правительственных сдержек и противовесов, изложенная в Конституции Соединенных Штатов, была изложена Локком, как и учение о том, что революция в некоторых обстоятельствах является не только правом, но и обязанностью. По указанию Шефтсбери он внес свой вклад в Основные конституции Каролины; Однако собственники колонии документ так и не реализовали.
Трудовая теория стоимости
• Прикладывая труд к продуктам природы, человек присваивает их и делает своей собственностью. • Труд не только является источником собственности, но и «всему придает разницу в стоимости». • Он считает труд достаточно важным, чтобы составлять девять десятых, может быть, даже девяносто девять сотых стоимости товаров, а остальное вносит природа. • Идея Локка о том, что собственность предшествует правительству и что правительство не может «распоряжаться имуществом подданных произвольно», была одной из великих формирующих сил современности.
Пределы накопления
• Труд создает собственность, но он также содержит пределы ее накопления: способность человека производить и способность человека потреблять. Считается, что эти ограничения предотвращают порчу или отходы товаров. • Вводятся товары большей прочности, подверженные быстрой порче могут быть заменены на более долговечные, например: сливы на орехи, орехи на металл… • Введение денег знаменует собой кульминацию этого процесса. Деньги делают возможным неограниченное накопление имущества, не приводя к растрате из-за порчи. Он также включает в число денег золото или серебро, потому что их можно «накоплять без вреда для кого-либо», поскольку они не портятся и не портятся в руках владельца. • Введение денег стирает границы накопления и неравенства. Он подчеркивает, что неравенство возникло в результате молчаливого соглашения об использовании денег, а не в результате общественного договора, учреждающего гражданское общество, или земельного права, регулирующего собственность. • Он осознает проблему неограниченного накопления, но не считает это своей задачей. Он просто подразумевает, что правительство будет действовать, чтобы смягчить конфликт между неограниченным накоплением собственности и более почти равным распределением богатства, и не говорит, какие принципы это правительство должно применять для решения этой проблемы. • Однако не все элементы его мысли образуют неразрывное целое. Например, трудовая теория стоимости «Соображений о правительстве» стоит рядом с теорией спроса и предложения, развитой в «Соображениях». Более того, Локк закрепляет собственность в труде, но в конечном итоге поддерживает неограниченное накопление богатства.
Локк о теории стоимости и цены
• Общая теория стоимости и цены Локка — это теория спроса и предложения. • Предложение – это количество, а спрос – это вентиляция. • «Цена любого товара повышается или падает пропорционально числу покупателей и продавцов». и «то, что регулирует цену… [товаров], есть не что иное, как их количество, пропорциональное их выбросу». • Количественная теория денег образует частный случай этой общей теории. Его идея основана на том, что «деньги отвечают на все вопросы» (Екклесиаст) или «выплеск денег всегда достаточен или более чем достаточно» и «изменяется очень мало…» • Независимо от того, является ли спрос на деньги неограниченным или постоянным, Локк заключает, что в отношении денег спрос регулируется исключительно их количеством. • Он также исследует детерминанты спроса и предложения. Для предложения товары в целом считаются ценными, потому что их можно обменивать, потреблять и они должны быть дефицитными. С точки зрения спроса товары пользуются спросом, потому что они приносят поток дохода. • Он развивает раннюю теорию капитализации, например, земли, которая имеет стоимость, потому что «постоянно производя товарные товары, она приносит определенный ежегодный доход». • Спрос на деньги почти такой же, как спрос на товары или землю; это зависит от того, нужны ли деньги как средство обмена или как ссудные средства. В качестве средства обмена «деньги способны путем обмена обеспечить нас предметами первой необходимости или жизненными удобствами». Что касается заемных средств, то «они приобретают тот же характер, что и земля, поскольку приносят определенный ежегодный доход… или проценты».
Денежные мысли
• Локк различает 2 функции денег: «счетчик» служит мерой стоимости и «залог» как требование на товары. • Бумажные деньги используются во внутренних сделках, но для международных сделок золото и серебро не нужны, потому что внутреннее законодательство может сделать бумажные деньги приемлемыми для внутреннего использования, но они не могут дать «внутреннюю ценность, которую всеобщее согласие человечества приложило к серебру». и золото». • Локк утверждает, что отношение денежной массы страны к ее «торговле» не должно быть «гораздо меньше», чем в других странах, иначе страна понесет убытки в своей торговле. • Его аргументы служат меркантилистской идее благоприятного торгового баланса. Страна должна стремиться к благоприятному торговому балансу, сводя к минимуму отставание своей денежной массы от денежной массы других стран. • Он утверждает, что мировая денежная масса постоянно растет, и если страна, которая стоит на месте, будет отставать по мере роста денежной массы других стран, страна не может позволить себе просто поддерживать свою собственную, но должна стремиться к ее увеличению. • Он не считает низкие цены долгожданным стимулом для экспорта. Если M растет, P может оставаться стабильным только в том случае, если T будет увеличиваться. • Локк развивает свою теорию валютного обмена, в дополнение к движению товаров, есть еще движения денежной массы в стране, а движения капитала определяют обменный курс. Последнее менее значимо и менее изменчиво, чем товарные движения. • Что касается денежной массы страны, то, если она велика по сравнению с другими странами, это приведет к тому, что обменный курс страны поднимется выше номинала, как это произошло бы с экспортным балансом. • Он также подготавливает оценки потребностей в наличных деньгах для различных экономических групп (землевладельцев, рабочих и маклеров). В каждой группе потребности в наличных деньгах тесно связаны с продолжительностью платежного периода. Он утверждает, что брокеры — посредники — чья деятельность расширяет денежный оборот и чья прибыль поглощает доходы рабочих и землевладельцев.
Список основных работ
- (1689) Письмо о веротерпимости
- (1690) Второе письмо о терпимости
- (1692) Третье письмо о терпимости
- (1689) Два трактата о правительстве
- (1689) Эссе о человеческом понимании
- (1693) Некоторые мысли об образовании
- (1695) Разумность христианства, изложенная в Писании
- (1695) Оправдание разумности христианства
Основные неопубликованные или посмертные рукописи
- (1660) Первый трактат о правительстве 90 90 the (или
- ( c. 1662) Второй трактат о правительстве (или Латинский трактат )
- (1664) Очерки законов природы
- (1667) Эссе о терпимости
- (1706) О поведении взаимопонимания
- (1707) Парафраз и примечания к Посланиям св. Павла
Эпитафия Локка
(перевод с латыни) «Стой, путник! Рядом с этим местом лежит Джон Локк. Если вы спросите, что это был за человек, он ответит, что жил, довольствуясь своим небольшим состоянием. Воспитанный ученым, он сделал свою ученость подчиненной только делу истины. Об этом ты узнаешь из его сочинений, которые покажут тебе все остальное о нем с большей правдой, чем подозрительные похвалы в эпитафии.В самом деле, его добродетели, если он и имел их, были слишком малы, чтобы он мог их похвалить. себе, или в пример тебе.Пусть его пороки будут погребены вместе.Что касается примера нравов,если ты ищешь того,то он есть у тебя в евангелиях;из пороков,желать тебе их нигде;если смертность,то непременно (и да поможет тебе), у тебя есть один здесь и везде».
Дополнительная литература
- Бернард Бейлин, Бернард, 1992 (1967). Идеологические истоки американской революции . Гарвардский университет. Нажимать. Обсуждается влияние Локка и других мыслителей на американскую революцию и последующую американскую политическую мысль.
- Chappell, Vere, изд., 19nn. Кембриджский компаньон Локка . Кембриджский университет. Нажимать.
- Данн, Джон, 1984. Локк . Оксфордский университет. Нажимать. Краткое введение.
- ——, 1969. Политическая мысль Джона Локка: историческое изложение аргументации «Двух трактатов о правительстве» . Кембриджский университет. Нажимать. Ввел интерпретацию, которая подчеркивает теологический элемент политической мысли Локка.
- Талли, Джеймс, 1980. «Беседы о собственности: Джон Локк и его противники», Кембриджский университет. Нажмите
- Йолтон, Дж. В., изд., 1969. Джон Локк: проблемы и перспективы . Кембриджский университет. Нажимать. Переоценивает политическую философию Локка с разных точек зрения.
Locke Studies , выходящий ежегодно, публикует научные работы о Джоне Локке. Можно получить у редактора за 12 фунтов стерлингов.
См. также
- Либерализм
- Либертарианство
- Вклад в либеральную теорию
- Джон Локк (утерян)
Ссылки
- Робинсон, Дэйв и Гроувс, Джуди (2003). Введение в политическую философию . Иконные книги. ISBN 1-84046-450-X.
Внешние ссылки
- Бесплатные полнотекстовые произведения Джона Локка
- Работы Джона Локка в Project Gutenberg
- Онлайн-библиография Джона Локка
- Стэнфордская философская энциклопедия, статья
- Библиография Джона Локка
- Рукописи Джона Локка
- Читаемые версии «Очерка о человеческом разумении» и «Второго трактата о правительстве»
- Школа бизнеса и экономики Джона Локка при Университете Евклида
bg:Джон Лок бн: জন লক ca: Джон Локк cy: Джон Локк da: Джон Локк de: Джон Локк et: Джон Локк es: Джон Локк э: Локк fa:جان لاک fr: Джон Локк ko:존 로크 это: Джон Локк он: ג’ון לוק lv:Джонс Локс lt: Джонас Локас nl: Джон Локк нет: Джон Локк pt: Джон Локк ru:Локк, Джон ск: Джон Локк sl: Джон Локк sr:Џон Лок fi: Джон Локк sv: Джон Локк th:จอห์น ล็อก zh:约翰·洛克
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Джон Локк — IResearchNet
Психология > Психология развития > История психологии развития > Джон Локк
Родившийся в Сомерсете, Англия, Джон Локк был известным философом и академиком, политическим советником и врачом. Получив образование в Вестминстерской школе, Локк пережил образовательный режим, в котором подчеркивалось строгое соблюдение правил, суровые наказания и механическое заучивание. Несомненно, неудовлетворенность Локка своим образованием в Вестминстере была в значительной степени ответственна как за его непоколебимую поддержку домашнего обучения и частных репетиторов, так и за его резкую критику институционального образования.
Большая часть взглядов Локка на образование и человеческое развитие, изложенных в серии писем к двоюродному брату и позже опубликованных как Некоторые мысли об образовании , отражали его философские труды о природе знания и человеческого понимания (хотя ученые расходятся во мнениях по этому поводу). точная взаимосвязь между этими двумя частями работы). В «Эссе о человеческом понимании» Локк утверждал, что человек при рождении — это ta bula rasa (чистый лист), полностью лишенный каких-либо идей или другого ментального содержания. Все содержание человеческого разума выводится из данных чувственного опыта, которые затем преобразуются во все более сложные идеи посредством размышлений и рассуждений. Решающее значение для философских взглядов Локка и большое значение для его размышлений об образовании имел его акцент на роли опыта в приобретении знаний. В первых абзацах Некоторые мысли о человеческом образовании , Локк утверждал, что глубина и широта знаний в подавляющем большинстве являются результатом образования и опыта, а не природного интеллекта. Локк признал, что дети рождаются с разными способностями, которые по большей части не могут быть существенно изменены. Кроме того, Локк полагал, что дети обладают естественной предрасположенностью к разуму. В этом отношении взгляд Локка на детство бросал вызов господствовавшему в его время взгляду, согласно которому к детям следует относиться с подозрением, потому что они по своей природе склонны к порочному поведению. Согласно Локку, о детях следует думать и обращаться с ними как с разумными существами, с присущей им склонностью к добродетельному поведению. И дети лучше всего способны развивать свои интеллектуальные и социальные навыки, согласно Локку, через различные виды игр и отработку определенных навыков, а не путем механического запоминания различных правил.
Работы Локка по вопросам образования повлияли на последовательную работу в области теории образования спустя долгое время после его смерти. К концу 19 века книга Некоторые мысли об образовании выдержала множество английских изданий, а также несколько изданий на французском, немецком и итальянском языках.
Ссылки:
- Braverman, R. (1986). Локк, Дефо и политика детства. Заметки по английскому языку, 24, 36–48.