Лучшие методики раннего развития: ТОП 8. Методики раннего развития

Содержание

Раннее развитие детей. Из каких методик выбирать?

Сегодня родители стремятся развивать своих детей практически с пеленок. И не удивительно, куда не посмотри – сплошные развивающие центры, онлайн и офлайн-курсы, приложения, методики, книжки и многое другое. Желание «успеть до 3 лет» приводит к стрессу не только родителей, но и детей. Но действительно ли все это нужно маленькому человеку и как выбрать лучшие методики раннего развития для своего чада? В статье отвечаем на эти вопросы и разбираемся, что такое раннее развитие, для чего оно нужно и какие способы для этого есть.

Проще говоря, это подготовка ребенка к эффективному усвоению знаний и навыков сначала в детском саду, потом в школе. Сюда можно отнести развитие мышления, воображения, тренировку внимания, памяти и речи, а также раннее обучение чтению.

Ранним, считается развитие, когда родители начинают заниматься с ребенком от рождения до 3–4 лет. И здесь важно выбрать именно те способы, которые будут комфортны и родителям и малышу. Потому что не у всех родителей есть на это свободное время и не все направления откликаются детям.

Начнем с методик. Нужны ли они вообще и какая из них лучшая? Сегодня популярностью пользуются следующие: Монтессори, Никитиных, Зайцева, Вальдорфская, Лупан и другие.

Если ставить целью вырастить из ребенка гения, то на методики раннего развития возлагать надежды не стоит. Если бы существовала такая программа, благодаря которой из детей получались нобелевские лауреаты, то о ней уже давно стало бы широко известно.

Но, если ваша задача – вырастить из чада всестороннее развитую и гармоничную личность, то интересные и разнообразные занятия будут вам в помощь. Только заставлять ребенка и придерживаться строгих принципов в этом случае не стоит.

Методика раннего развития Марии Монтессори

Подходит для детей от 3 лет.

В основе подхода лежит идея самообразования ребенка. Маме и папе нужно наблюдать и подмечать, что ребенку интересно и создавать условия, чтобы он сам развивался в этом направлении. Малышу дается свобода выбора, и он может сам находить себе занятия по душе. Зачастую в таких условиях детей не нужно заставлять учиться, они искренне заинтересованы в деятельности и занимаются с удовольствием.

Плюсы:
  • Развивается внимательность, наблюдательность, самостоятельность и дисциплина.
  • Тренируется мелкая моторика рук.
  • Развивается логика и аналитическое мышление.
Минусы:
  • На занятиях практически не уделяется внимание развитию творческих способностей и эмоционального интеллекта.
  • Нет сюжетно-ролевых игр, которые так необходимы для развития интеллекта ребенка.
  • Детям, которые занимаются по этой методике тяжелее привыкать к детскому саду и школе, так как в группах нет таких строгих правил и дисциплины.

Методика Никитиных

Рассчитана на детей от 2 до 17 лет.

Основным принципом методики является свобода творчества. Здесь можно сочетать спорт и другие виды деятельности и заниматься столько, сколько хочешь. Причем спорту уделяется очень большое внимание: обязательные составляющие методики – зарядка и закаливание с самого рождения. Родителям нужно лишь помогать ребенку, но ни в коем случае не заставлять. Детям должно быть интересно все, что они делают, тогда занятия будут приносить результат.

Плюсы:
  • Методика хорошо подходит для домашнего обучения. Каждый родитель может ее освоить и заниматься со своим ребенком дома.
  • Ребенок развивается умственно и физически.
  • Система помогает привыкнуть к грамотному распределению времени в течении дня и тайм-менеджменту.
Минусы:
  • Нет индивидуального подхода к ребенку.
  • Мало внимания уделяется развитию творческих способностей и речи.
  • Методы закаливания подойдут далеко не каждому ребенку: обливание холодной водой, пробежки босиком по снегу.

Методика Николая Зайцева

Подходит для детей с рождения и до 10 лет.

Методика Зайцева у всех на слуху благодаря своей популярности среди способов обучения чтению. Для этого используются специальные кубики со складами (согласная + гласная), которые написаны на гранях. Родители с детьми играют с кубиками и учат их читать.

Плюсы:
  • Ребенок быстро учится читать.
  • Развивается зрительная память.
  • Дети учатся мыслить творчески.
Минусы:
  • Мало внимания уделяется развитию моторики рук.
  • Нет работы со звуком.
  • Родитель должен обязательно участвовать в обучении, чтобы ребенок все делал правильно.

Вальдорфская система

Подходит ребятам 6 – 17 лет.

По принципам данной методики у ребенка должно быть детство. Не стоит его нагружать обучением чтению и письму до 7 – 8 лет, а стоит уделять внимание творческому развитию. Ребенок играет с природными материалами: веточками, соломой, шишками, желудями и учится придумывать и творит. Методика не предполагает использования гаджетов и интернета, благодаря чему у детей хорошо развивается воображение, критическое мышление и творческие способности.

Плюсы:
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом особенностей личности.
  • Педагог является для ребенка другом. Хотите узнать хорошо это или плохо?
  • У ребенка развивается творческое мышление, которое в дальнейшем помогает ему легче осваивать точные науки.
  • Дети учатся работать в команде и креативно мыслить, также как на курсе Soft Skills в онлайн-школе Kidskey.
  • И так же, как и в Kidskey, детям не ставят оценок, благодаря чему они максимально сосредоточены на процессе, а не на получении высокого балла. Именно глубокая вовлеченность на занятиях быстрее приводит к результату.
Минусы:
  • Эта методика больше подходит, как дополнительная к основному обучению, потому что знаний, которые получает ребенок, недостаточно для поступления в вузы.
  • Некоторые родители считают, что условия воспитания и развития по этой методике слишком мягкие и не готовят ребенка к реальной жизни и учебе со сложностями и препятствиями.

Методика Сесиль Лупан

Для детей от 0 до 5 лет.

Предполагает тесное общение между родителями и ребенком, где акцент делается не на опеке, а именно на внимании. Внимание – это не просто забота о базовых потребностях ребенка, а познавательное общение и помощь в развитии творческих способностей и талантов малыша.

Плюсы:
  • Ребенок одновременно развивается умственно, физически и эмоционально.
  • Учится адекватно воспринимать себя и окружающий мир.
  • Учится и развивается через органы чувств, свои ощущения.
Минусы:
  • У родителей должно быть очень много свободного времени, чем мало кто может похвастаться в современных реалиях.
  • Родители должны иметь желание, терпение и хорошее настроение, чтобы качественно развивать ребенка.
  • Придется самостоятельно выстраивать систему и придерживаться ее, чтобы занятия давали результат.

Как видите, у каждой из методик есть свои плюсы и минусы, но, пожалуй, главный недостаток в том, что развитие ребенка полностью ложится на родительские плечи. А здесь нужно иметь не только свободное время, фантазию и желание, но и уметь ребенка заинтересовать, вовлечь в процесс. Так как по рассказам родителей наших учеников, есть такие дети, перед которыми как бы мамы не «плясали с бубнами», они не хотят заниматься с ними и все. И ситуация меняется только тогда, когда к делу подключается человек со стороны. В нашем случае – профессиональный педагог. А еще когда занятия проходят онлайн в формате игры, многих вообще не оторвать. Тот случай, когда гаджеты используются во благо.

В заключении хотим ответить на вопрос, который мы затрагивали в начале статьи: нужны ли вообще методики раннего развития детей или можно оставить ребенка в покое до детского сада или школы? Мнение педагогов онлайн-школы Kidskey – однозначно нужны! Но занятия должны быть комфортны и родителям, и ребенку.

Развить творческое мышление, научиться читать, писать и подготовиться к школе ваш ребенок сможет на онлайн-курсах в Kidskey. Занятия подходят на нашей собственной платформе для детей от 4 лет, а первый урок абсолютно бесплатный.

Давайте растить будущих гениев вместе!

самые известные методики, какую выбрать и когда начинать

Рождение ребёнка приносит в семью не только массу умиления, бытовые моменты ухода, но и потребность в изучении этого прекрасного мира. Развивающие методики для малышей помогают родителям справиться с этой задачей лучше и проще. Попробуем разобраться в многообразии современных методик развития детей вместе.

Часто первые месяцы жизни крохи проходят как в тумане. Мама начинает думать о том, что неплохо бы чем-то заниматься с ребёнком, помимо агуканья, когда он начинает заметно больше бодрствовать. Однако, существуют даже методики развития новорождённого для тех, кто готов взяться за обучение малыша с самого рождения. 

Методики раннего развития детей от 0 месяцев до полугода

Как думаете, какой методики развития детей не существует? На самом деле, той естественной и логичной, заложенной природой в каждой маме. То, как мы ведём себя с новорожденным ребенком, по сути, тоже этап развития с набором необходимых действий, но для их воплощения в жизнь обычно не нужны особые знания.

Мы улыбаемся ребёнку и смеёмся и вскоре получаем такую же реакцию в ответ. Перемещаем перед глазами малыша погремушку, а позже замечаем, что он уже следит за ней и тянет ручки. 

Но даже такие, на первый взгляд, банальные вещи нужно делать на регулярной основе: так у крохи формируются базовые навыки, рефлексы и отношение к окружающему миру. 

Для изучения собственного организма ребёнку больше всего подходит детский массаж, который мама может сопровождать комментариями с указанием частей тела.

Так малыш будет одновременно получать физическую нагрузку, контакт с близким человеком и новую полезную информацию в форме игры.

Кстати, подобные развивающие эпизоды лучше совмещать с привычными ритуалами: купание, зарядка на мяче, воздушные ванны, отход ко сну или пробуждение. Систематический подход позволит не только родителям не пропустить занятие, но и крохе привыкнуть к такой форме общения. Единственное исключение — когда ребёнок явно не в настроении.

В таком случае не стоит упорствовать. 

Использование методики раннего развития ребенка с рождения — лучшее времяпрепровождение для всех. Пока взрослый поёт весёлую песенку или ритмичную потешку, малыш тренирует звуковое восприятие, изучает на лице эмоции и следит за мимикой. Игра в прятки позволяет понять, что исчезнувший предмет или человек пропадает не навсегда. Это кажется таким очевидным для нас, но становится целым открытием для младенца. 

Система раннего развития по карточкам Домана

В возрастном диапазоне от 0 до 6 месяцев можно начинать пробовать заниматься с ребёнком по системе Домана. Если рассматривать развивающие методики, детские карточки пользуются наибольшей популярностью.

Суть занятий проста: родитель показывает малышу изображения, на которых есть картинка предмета и подпись к нему, либо же только слово, либо точки, обозначающие количество. Взрослый озвучивает то, что на карточке, при этом может придумывать другие ассоциации или целые истории с изучаемым словом. Таким образом формируется образное мышление, зрительная память, восприятие информации на слух. 

Когда малыш становится активнее, он может перестать смирно разглядывать карточки, поэтому родителям нужно быть к этому готовыми, насильственные занятия не пойдут на пользу таким темпераментным детям. К тому же есть мнение, что, несмотря на большой объем информации, который ребёнок узнает через карточки, без дополнительного ассоциативного обучения он не сможет применять полученные знания в жизни. Поэтому никакие детские методики раннего развития — не панацея, и исключать другие подходы в обучении никак нельзя. 

Современные развивающие методики детей с 6 месяцев до года

К полугоду ребенок становится более физически развит, начинает самостоятельно сидеть, что дает возможность разнообразить занятия с ним, используя новые методики развития детей раннего возраста в дополнение к указанным выше. 

Кубики Зайцева

Педагог разработал свою систему обучения, где используются таблицы и кубики со слогами-складами. Главным правилом является полная раскрепощенность малыша в момент обучения — от него не требуют тишины и усидчивости. Разрешите крохе творить, строить, складывать слова и помогайте ему в этом, пусть он словно «играет языком», используя для этого физический элемент в виде кубика с буквами. 

Такая система раннего развития ребенка до года подойдёт многим родителям. Однако, если захотите продолжить обучение в дальнейшем, чтобы получить видимый результат, необходимо будет усложнять технику, использовать таблицы и ознакомиться с авторским подходом основательно. 

«Грудничковое рисование» от Марии Гмошинской

Основа методики — развитие младенца через рисунок. Подход формирует желание творить, пробовать, экспериментировать, улучшает мелкую моторику, а бонусом — настроение ребёнка. Суть очень проста: расстелите большой лист ватмана на полу, предложите юному художнику нетоксичные краски и начинайте творить. Пусть малыш оставляет отпечатки ладошек или ступней, размазывает и смешивает краски разных цветов и любуется результатом.  

Система Сесиль Лупан

Изучая раннее развитие детей до одного года, методики и подходы, нельзя не упомянуть о Сесиль Лупан. Женщина считает, что чем дольше ребёнок что-то изучает, тем лучше, поэтому заниматься нужно с самого младенчества. При этом обучать следует тому, что и так окружает малыша — пусть на столе будет надпись«стол», а на шкафу соответственно «шкаф» и так далее. 

Так как автор методики не педагог, а лишь такая же мама, как и все, то наибольший акцент сделан на личном опыте, которым она делится в своей обучающей книге. 

У Сесиль внимание сконцентрировано на развитии органов чувств, поэтапном подходе в процессе обучения и позитивном настрое. 

Примеры развивающих игр и взаимодействий крайне просты и выполняются мамами интуитивно: строить гримасы, петь колыбельные, использовать мобиль в кроватке, знакомить малыша с разными текстурами и материалами, давать играть предметами обихода и кухонной утварью.

Согласитесь, что родители даже без знаний о методиках раннего развития детей используют эти приемы повсеместно. Поэтому не бойтесь полагаться на природное чутье, когда речь идёт о воспитании младенца.

Развивающие методики для детей с 1 года до 3 лет

Система развития Марии Монтессори

Пожалуй, одной из популярнейших методик раннего развития малыша является именно Монтессори. Главный ее принцип — создание для детей подходящей среды, где они могут самостоятельно изучать мир. Педагог играет лишь роль помощника, но не инициатора, который не вмешивается без необходимости в дела ребенка, но и не отказывает в просьбе о помощи.

С года до трех лет — самый ранний возраст для начала занятий. Вообще группы Монтессори чаще делят на младшую, где детям от 1 до 6 лет, и старшую — от 7 лет. Благодаря разновозрастности малыши контактируют с детками постарше и активно помогают друг другу.

В оригинале система Монтессори следует достаточно строгим ограничениям, например, отказ от ролевых игр, чтения сказок. Для обучения необходимо создавать определенную среду, использовать дидактические материалы. Что-то можно сделать и самостоятельно, но, если хочется следовать именно этой методике раннего развития детей от года, лучше найти центры с педагогами, которые будут основаны на данном принципе обучения и оснащены соответственно. Можно совмещать понравившиеся моменты системы обучения с другими современными методиками раннего развития, если нет цели строго следовать всем заветам.

Подход Монтессори хорош тем, что учит ребёнка в первую очередь самостоятельности и самодисциплине. Обучение проходит под лозунгом: «Помоги мне это сделать самому!»

Методика Масару Ибука

Также среди методик раннего развития детей от одного года у многих на слуху книга японского автора под названием «После трех уже поздно». В ней Масару Ибука излагает свою точку зрения на воспитание и обучение малышей, считая, что дети от природы имеют большое желание учиться всему новому, главное, чтобы их интерес не подавлялся множеством игрушек.

Лучше выбирать в качестве дидактических материалов наследия мировой культуры в виде стихов, классической музыки и полотен великих творцов.

Игрушки — это весь мир вокруг, начиная от овощей и заканчивая отверткой. Да, это порой опасно и требует от родителей максимальной концентрации, чем простой запрет, но, по мнению автора, только так можно развивать ребенка всесторонне. 

Система раннего развития малышей от Масару Ибука рассчитана на японский менталитет, где людям свойственно созерцание, послушание и почтение, что в целом не всегда вяжется с нашими привычными взглядами на мир и воспитание.

Развивающие пособия «Школа семи гномов»

Сборники книг «Школа семи гномов» — это по сути лучшие методики раннего развития в одной коллекции. Обучение направлено на всестороннее развитие ребенка, имеет классификацию по возрастам, разные тематические задания с пояснениями для родителей, которые поначалу нужно выполнять вместе с детьми, а в старшем возрасте можно доверить им делать все самостоятельно. 

Важно учесть, что потребуется приобретать материал для каждого возраста отдельно и уделять время на занятия. Несмотря на то, что пособия рассчитаны с рождения и до школьного возраста, наибольшую актуальность приобретают для детей от года, когда ребенок начинает проявлять больше инициативы в обучении.

Развивающие методики для детей от 2 лет не особо отличаются от тех, что описаны ранее для малышей. В них лишь усложняются и более тщательно прорабатываются уже изученные темы и приемы, дается больше свободы для самостоятельных действий.

Современные методики развития детей дошкольного возраста

Если любая методика раннего развития детей до трех лет включала в себя в основном знакомство с миром, прорабатывание базовых навыков и умений, то развивающие методики для дошкольников имеют более конкретные задачи. Такие как: подготовка ребенка к письму, обучение чтению, изучение иностранных языков, развитие навыков общения, чтобы он был частью социума и так далее.

Стоит отметить, что современные методики обучения дошкольников включают в себя не только целостные системы конкретных авторов, но и занятия по сборникам с заданиями, тестами, которые ребенок прорешивает сам или с помощью родителя и педагога. Это больше приближает малыша к тому, что ждет его в школе, ведь он, как большой, получает задание, а после — оценку за его выполнение. Такой формат очень подходит тем, кому сложно найти время на развивающие методики для детей 3 лет и старше.

Методика Никитиных

Семья русских педагогов разработала свою методику, в основу которой заложено как физическое, так и умственное развитие детей. Спортивный настрой, проявление активности и энергичности явно в большей степени поддерживается в ребенке, который воспитывается по методу Никитиных. Интеллект и логику тренируют с помощью авторских головоломок, а вот творчеству и мелкой моторике при таком подходе особого внимания не уделяется.

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович — автор пособий «Сказочные лабиринты игры», которые включают в себя задания для детей разного возраста. Основа взаимодействия педагога или родителя и ребенка происходит на основе готового сюжета игры-сказки с красочными иллюстрациями, оттого занятия очень нравятся маленьким ученикам.  

Как и другие обучающие методики развития детей, данный подход требует дополнительных пособий и дидактических материалов от автора.

Вальдорфская школа

Система обучения Рудольфа Штейнера, популярная среди развивающих методик для детей дошкольного возраста, носит название Вальдорфской школы. Если очень кратко описывать ее суть, то всё сводится к нравственному и творческому обучению, что заметно отличает данный подход от основных методик развития детей, стремящихся скорее научить их читать и писать.

В Вальдорфской школе ребенок будет наслаждаться природой, петь, танцевать, а не сидеть за пособиями и учебниками.

Здесь будут ценить в первую очередь личность и индивидуальность, стараясь ее всячески раскрыть, не равняя всех под одну гребенку. Развивающие методики для детей такого плана подходят далеко не всем, потому что имеют свои явные недостатки. Да, ребёнок будет всецело развит творчески, но не сможет справиться с другими жизненными моментами за пределами такой школы, которые потребуют от него базовых знаний и умений.

 

Воспитание детей — процесс сложный, многогранный, но интересный. Видимо поэтому существует огромное множество авторских подходов.

Как выбрать методику раннего развития среди множества вариантов и не ошибиться? Смотрите на своего ребёнка, его сильные стороны, потребности, не ломайте его. Обязательно пробуйте разные техники от банальных и очевидных до тех, что требуют специальной среды и материалов для занятий. Помните, что даже самим авторам методик развития не всё удалось воплотить в жизнь на своих детях и получить желаемый результат, а значит, идеальных схем нет. 


— поделитесь с друзьями!


Читать дальше

  • Методика раннего развития Марии Монтессори
  • «Добрый доктор» и деспотичный отец: о жизни и методике Спока
  • «Ребенок — это огонь, который надо зажечь»: принципы воспитания Сесиль Лупан

Best Practices Clearinghouse – Программы для детей младшего возраста

Высококачественное образование детей младшего возраста имеет важное значение. Ранний образовательный опыт может иметь хорошо задокументированные долгосрочные положительные последствия для когнитивного и социально-эмоционального развития детей младшего возраста. Программы для детей младшего возраста не только обеспечивают формирующий опыт для самых маленьких детей нашей страны, но также обеспечивают безопасный и качественный уход за детьми, пока родители и опекуны работают.

Посмотреть ресурсы

На протяжении всей пандемии воспитатели дошкольных учреждений продолжали предоставлять высококачественное образование и уход в чрезвычайные времена. Программы и поставщики в области образования детей младшего возраста, раннего вмешательства и специального образования детей младшего возраста быстро отреагировали на предоставление услуг в измененной среде обучения и удовлетворение потребностей в области здравоохранения, безопасности, социальных, эмоциональных и других потребностей детей и их семей. Теперь, когда программы и поставщики услуг для детей младшего возраста работают над обеспечением безопасности личных операций и помогают своим сообществам оправиться от последствий пандемии, эта поддержка должна оставаться оперативной и постоянной.

Ресурсы на этой странице содержат информацию о поддержке самых маленьких детей страны и их семей; поддержание безопасной и здоровой окружающей среды; и обеспечение благосостояния учителей, преподавателей и персонала, профессионального развития и поддержки, которые характерны для поставщиков услуг дошкольного образования. Воспитатели дошкольных учреждений могут использовать эти передовые методы и извлеченные уроки для обоснования своих стратегий реагирования на потребности детей младшего возраста и их семей, поскольку дети и их семьи продолжают восстанавливаться после последствий пандемии.

В этом справочнике освещаются стратегии и предоставляется информация о том, как некоторые получатели грантов Фонда ухода за детьми и развития используют партнерские отношения и финансирование для поддержки реализации. Темы включают поддержку социального и эмоционального благополучия детей, семей и поставщиков услуг; соображения реализации; инициативы и стратегии социального и эмоционального благополучия; продвижение социальной и эмоциональной компетентности, а также психического здоровья у младенцев и детей раннего возраста; и более.

Коллаж с изображением учителей в четырех разных местах. Верхний левый — учитель с учениками мужского и женского пола, складывающими строительные блоки. В правом верхнем углу учитель держит мяч, а за столом сидят трое учеников. Внизу слева — учитель, стоящий на коленях, и стоящий ученик, размещающий буквы алфавита на доске. В правом нижнем углу учитель, стоящий на коленях, держит книгу, обучающую трех учеников.

В этом наборе материалов содержится информация о том, как государственные и местные руководители могут дополнить средства Американского плана спасения (ARP) для помощи в чрезвычайных ситуациях для начальной и средней школы (ESSER) фондами восстановления государственных и местных налоговых поступлений для поддержки обучения в раннем возрасте. Инструментарий рассматривает допустимое использование средств, которые могут поддержать государственные образовательные учреждения, местные образовательные учреждения и школы в работе по удовлетворению потребностей учащихся.

Отправьте информацию об извлеченных уроках и передовом опыте

Есть ли какие-либо извлеченные уроки или передовой опыт по оказанию помощи центрам раннего развития в восстановлении после пандемии? Посетите страницу представления передового опыта, чтобы просмотреть подробную информацию о требованиях к представлению, а затем отправьте электронное письмо по адресу [email protected], чтобы поделиться извлеченными уроками или передовым опытом.

Предоставьте отзыв

Хотите поделиться отзывом о ресурсе, доступном на сайте Центра обмена информацией? Ждем вашего ответа. Нажмите кнопку ниже, чтобы поделиться своими отзывами с Министерством образования США и командой Информационного центра.

Оставьте отзыв

В этом руководстве содержатся советы, шаблоны и ресурсы для проведения занятий по чтению и развитию творческой грамотности с маленькими детьми. В руководстве есть контрольный список для выбора увлекательных, культурно подтверждающих книг; советы по составлению планов уроков и вопросы для обсуждения; и примерный график включения интерактивного чтения вслух в повседневную деятельность.

В этом руководстве рассказывается, как ученичество является полезной стратегией для внешкольного персонала, программ и руководителей на местах. Руководство также определяет проблемы, которые необходимо решить, исследует ключевые элементы программы ученичества и устанавливает связь с полевыми практиками программ раннего обучения в штатах Мэн, Северная Каролина и Западная Вирджиния.

Отправьте свои извлеченные уроки и передовой опыт

Есть ли извлеченные уроки или передовой опыт, чтобы помочь центрам раннего развития продолжить восстановление после пандемии? Посетите страницу представления передового опыта, чтобы просмотреть подробную информацию о требованиях к представлению, а затем отправьте электронное письмо по адресу [email protected], чтобы поделиться извлеченными уроками или передовым опытом.

Предоставьте отзыв

Хотите поделиться отзывом о ресурсе, доступном на сайте Центра обмена информацией? Ждем вашего ответа. Нажмите кнопку ниже, чтобы поделиться своими отзывами с Министерством образования США и командой Информационного центра.

Оставить отзыв

Посмотреть ресурсы

12 ключевых практик для качественной интеграции детей младшего возраста

Какие инклюзивные практики необходимо освоить в программах для детей младшего возраста, чтобы приветствовать и поддерживать всех учащихся? В сегодняшней записи блога мы познакомим вас с 12 инклюзивными практиками с сильнейшей исследовательской базой для поддержки маленьких детей в инклюзивных программах.

Откуда «взялись» эти практики? Они составляют основу Inclusive Classroom Profile (ICP™), , проверенного в полевых условиях инструмента наблюдения для классов, обслуживающих детей в возрасте от 2 до 5 лет. Сегодняшняя статья, взятая из руководства по ICP и адаптированная, знакомит вас со всеми 12 практиками и дает примеры из реальной жизни в классе. Вы увидите, как каждая ключевая практика — от разрешения конфликтов до перехода между видами деятельности — способствует успешному и качественному включению в класс дошкольного образования.

Адаптация пространства, материалов и оборудования

Как это выглядит:

  • Дети с и без зас. и оборудование.
  • При необходимости детям помогают получить доступ к материалам и использовать их осмысленным образом с помощью стратегий поддержки взрослых.
  • Учитель и ассистенты организуют классные комнаты и материалы таким образом, чтобы они были доступны для всех детей, но они динамично организуют физическое пространство, оборудование и материалы, чтобы намеренно поощрять независимость детей и социальные взаимодействия.

 

Пример:

Воспитательница дошкольного учреждения Келли видела, как Тара, 4-летний ребенок с церебральным параличом, использовала ходунки, чтобы пройти от блочного угла к художественной площадке во время свободной игры. Келли намеренно подсказала сверстникам Тары на углу квартала очистить аллею рядом с углом, убрав несколько игрушек, чтобы Тара могла самостоятельно получить доступ к пространству.

 

  Участие взрослых во взаимодействии со сверстниками

 

Как это выглядит:  

  • В классе есть возможности для детей участвовать в мероприятиях и занятиях со своими сверстниками.
  • Взрослые планируют и проводят ежедневные социальные игры и учебные мероприятия.
  • Существует хороший баланс между участием взрослых и поддержкой спонтанной социальной активности детей.
  • Взрослые способствуют решению проблем между детьми.
  • Взрослые предлагают стратегии поддержки позитивных, взаимных, устойчивых взаимодействий со сверстниками и отношений между детьми.

 

Пример:

Питер — трехлетний мальчик, который не говорит и имеет задержку в развитии. Во время кружка учительница Келли пригласила другого ученика, Эндрю, смоделировать для Питера движения песни, которую он любит исполнять со своими сверстниками. Наблюдение за тем, как Эндрю использует свои руки для формирования движений песни, было эффективным способом помочь Питеру подражать, учиться и самостоятельно исполнять движения песни.

Руководство взрослых по делам детских выборов и играет

Как выглядит:

  • Взпания показывают удовольствие и доступность. .
  • У детей есть много возможностей выбрать занятия, товарищей по играм и игровые темы, которые им нравятся, во время свободного выбора.
  • Детям предоставляется много возможностей сделать выбор во время занятий и игр.
  • Взрослые наблюдают за участием детей в игре и постоянно поддерживают игру, используя индивидуальные стратегии, такие как вербальные/невербальные подсказки, моделирование, комментарии/задавание вопросов и привлечение других сверстников.

 

Пример:

Келли присоединилась к Марте, 4-летней девочке, у которой недавно диагностировали аутизм, во время свободного выбора. Келли использовала визуальный органайзер в зоне ролевых игр, чтобы помочь Марте разыграть шаги, связанные с приготовлением еды для ее друзей.

Разрешение конфликтов

Как это похоже:

  • Взрослые устанавливают четкие правила и поведенческие ожидания, которые являются постоянно коммутируемыми детям, чтобы обеспечить положительное поведение.
  • Когда детям трудно самостоятельно разрешать свои разногласия, взрослые присоединяются к детям, чтобы выслушать все точки зрения детей, признавая их взгляды и чувства.
  • Взрослые стараются сосредоточиться на том, чтобы помочь детям найти более позитивные способы преодоления своих разногласий.
  • Индивидуальные стратегии помогают детям разрешать конфликты со сверстниками и находить решения.

 

Пример:

Келли наблюдала, как двое детей на игровой площадке дерутся из-за новой игрушки. Она предложила двум детям подумать о том, как они могли бы получить больше удовольствия от новой игрушки. У одного из двух детей, участвовавших в конфликте, были трудности с коммуникативной выразительной речью, поэтому Келли предложила детям посмотреть несколько наглядных материалов, изображающих возможные альтернативные решения. С помощью Келли двое детей решили использовать новую игрушку по очереди, обращая внимание на будильник, который указывал, когда передавать игрушку друг другу.

Членство

Как это выглядит:

  • Взрослые работают вместе, чтобы создать классное сообщество, к которому все дети считают, что они принадлежат.
  • Взрослые развивают чувство сопричастности, планируя деятельность и создавая возможности, чтобы помочь детям понять и принять индивидуальные различия.
  • У детей есть возможность взять на себя равные роли и обязанности в классе.
  • Взрослые вмешиваются, чтобы предотвратить издевательства или постоянные поддразнивания между детьми в классе.
  • Взрослые используют позитивные и инклюзивные стратегии реагирования на индивидуальные различия детей.

 

Пример:

Когда ребенок спросил Келли, почему другой ребенок использует другой тип ложки во время перекуса, Келли ответила, что дети могут использовать разные ложки по мере того, как они растут и учатся есть разные продукты. Она показала всем детям разные размеры ложек, которые у нее были для их использования. Келли привела примеры того, как детям младшего возраста могут понадобиться ложки большего размера или помягче, и продемонстрировала, что некоторым детям некоторые ложки легче держать.

Отношения между взрослыми и детьми

Как это выглядит:

  • Взрослые ищут множество возможностей в течение дня, в соцобзревании, что есть в социальных взаимодействиях, которые есть в социальных взаимодействиях, которые есть в социальных, которые есть в социальных, которые есть в социальных, которые есть в социальных складе, что есть в социальных, которые есть в социальных складе. устойчивый. Они с удовольствием общаются с детьми.
  • Взрослые очень чутко реагируют на интересы детей, а также на их эмоциональные потребности.
  • Взрослые используют визуальную поддержку и дополнительные ресурсы в классе для поддержки эмоциональных потребностей и развития детей.

 

Пример:

Когда 4-летнему Чарли не хотелось играть на улице из-за грома, который он слышал ранее утром, Келли вместе с Чарли читала книжку с картинками о грозах. Когда они закончили читать книгу, Келли смоделировала для Чарли все, что он мог бы сделать, если бы чувствовал себя некомфортно, находясь на детской площадке. Совместное чтение Келли и последующая беседа помогли Чарли почувствовать себя лучше и побудили его присоединиться к своим сверстникам на игровой площадке.

Поддержка связи

Как это выглядит:

  • Взрослые отзывчивы на детское общение.
  • Взрослые активно способствуют социальному общению с детьми, используя различные стратегии поддержки, в том числе альтернативные средства коммуникационных систем.
  • Визуальная поддержка, книги и школьные ресурсы используются для поддержки социального общения.
  • Взрослые намеренно используют альтернативные средства коммуникации таким образом, чтобы дети могли общаться и участвовать в занятиях в классе со своими сверстниками.

 

Пример:

Келли показала Марте, помощнице дня, как использовать графические символы доступных закусок, чтобы помочь Энди, мальчику с трудностями в общении, выбрать себе закуску. Пока Марта ходила вокруг стола, устно прося каждого ребенка сделать выбор между двумя закусками, она использовала две карточки с картинками, чтобы помочь Энди сделать свой выбор.

Адаптация групповых мероприятий

Как это выглядит:

  • У детей есть возможности для участия со своими сковородами в плановой группе и малой грани.
  • Взрослые используют встроенные стратегии и адаптации занятий для поддержки активного участия и участия детей, а также для удовлетворения индивидуальных потребностей детей.
  • Взрослые планируют и контролируют встроенные стратегии и адаптации для удовлетворения потребностей детей и корректируют деятельность по мере необходимости, чтобы поощрять участие всех детей в группе.

 

Пример:

Во время художественного занятия в небольшой группе, когда дети рисовали листья, собранные на улице, кисточками, Келли помогала Луизе, ребенку с нарушением мелкой моторики, раскрашивать ее листья. Вторая часть задания заключалась в разрезании бумаги, чтобы сформировать разные фигуры, и Луиза работала над одной из своих индивидуальных целей, которая заключалась в том, чтобы сортировать разные фигуры вместе со своими сверстниками.

Переходы между мероприятиями

Как это выглядит:

  • Взрослые Общие обязанности и гибко соответствуют своим мотивам для подготовки к годовой деятельности и промортируют.
  • Взрослые совместно планируют мероприятия и поддерживают всю группу, чтобы обеспечить плавный переход.
  • Специальные, индивидуальные стратегии (например, визуальная поддержка) используются для детей, испытывающих большие трудности при переходе от одной деятельности к другой.

 

Пример:

Келли использует тихую музыкальную мелодию, чтобы сигнализировать об окончании переходов со всей группой. Однако Сэму требуется дополнительная поддержка для перехода от одной деятельности к другой. Келли и ее напарник составили график с картинками, чтобы Сэм мог его просмотреть, и он считает очень полезным смотреть на визуальные символы предстоящих занятий перед окончанием каждого занятия.

 

Обратная связь

               

Как это выглядит:  

  • Взрослые дают детям чувствительную, положительную обратную связь (вербальную и невербальную) об их усилиях, поведении и обучении.
  • Взрослые используют различные типы обратной связи (например, корректирующую обратную связь, положительное подкрепление) для поддержки важных целей (например, положительное поведение, обучение, вовлеченность).
  • Взрослые часто используют обратную связь, которая фокусируется на усилиях детей и процессе их выполнения, а не только на их конечных продуктах.

 

Пример:

Келли наблюдала за Крисом, мальчиком с задержкой развития, который усердно работал над решением числовой головоломки во время свободной игры. Келли спросила его, как он пытается понять, как сложить кусочки вместе. Когда Крис объяснил свою стратегию, Келли сказала: «Я вижу, вы очень усердно работаете, и ваша стратегия кажется очень полезной». Келли пригласил Криса поделиться своей стратегией со сверстниками во время круга.

 

Семейно-профессиональные партнерства

 

Как это выглядит:

  • Ежедневно осуществляются процедуры для поощрения двустороннего общения с семьями об индивидуальных программах обучения и успеваемости детей.
  • Сотрудникам рекомендуется участвовать во встречах с семьями.
  • У семей есть возможность поделиться информацией о своих приоритетах.
  • Семьям предлагается оставить отзыв о качестве программы.

 

Пример:

У каждого ребенка есть записная книжка, в которой родители и учителя могут ежедневно обмениваться сообщениями, включая личные заметки. Келли также ежедневно пользуется электронной почтой для общения с семьями. В конце каждого дня сотрудники класса публикуют сообщения о дневных занятиях и опыте детей на белой доске за пределами класса, чтобы поделиться ими с семьями. Программа Kelly’s также предоставляет поддержку персоналу в посещении совещаний по планированию вмешательства с поставщиками услуг и семьями.

Для обмена информацией об успеваемости детей с семьями программа активно поощряет регулярное участие семей в собраниях, посвященных прогрессу, и делится отчетами об успеваемости детей, удобными для родителей и учитывающими культурное и языковое разнообразие семей. В программе Келли также используется система определения семейных приоритетов, забот и ресурсов для удовлетворения потребностей детей.

Мониторинг обучения детей

 

Как это выглядит:

  • Программа использует несколько методов оценки для отслеживания прогресса детей в достижении индивидуальных целей.
  • Программа использует комбинацию инструментов формативной оценки, основанных на исследованиях, заметок о наблюдениях, контрольных списков оценки поведения и различных других инструментов оценки, разработанных учителями.
  • Индивидуальный план вмешательства для каждого ребенка разрабатывается на основе выявленных потребностей и определяет, как вмешательства и поддержка могут быть встроены в занятия в классе.
  • Все сотрудники класса имеют доступ к оценкам, планам вмешательства и отчетам о прогрессе от специализированных терапевтов, и они используют информацию для собственного планирования.
  • Планирование включает мероприятия, направленные на удовлетворение потребностей детей дома и в обществе.
  • Данные мониторинга прогресса используются для корректировки вмешательств и инструкций.

 

Пример:

Келли вела постоянную запись участия Майи во время рассказа, чтобы отслеживать ее участие после недавнего встроенного действия, которое они начали внедрять несколько недель назад, чтобы помочь ей понять факты истории. В своих заметках Келли записала, что Майя нашла полезным использовать сюжетный реквизит, чтобы разыграть историю до и во время пересказа истории. Она также отметила, что Майе может потребоваться более частая подсказка со стороны взрослого, чтобы помочь ей связать события истории.

 

***

 

ПОДРОБНЕЕ

Нравится сегодняшний пост? Узнайте больше о том, как измерить 12 ключевых практик вовлечения с помощью Inclusive Classroom Profile (ICP™) Елены П.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *