Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году. Горький долгое время не мог подобрать точного названия своему произведению. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Без солнца» и, наконец, «На дне». В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. В ночлежке оказались люди самого различного характера и социального положения. Особая нагрузка в драме ложится на конфликт, острые столкновения героев по значимым для них поводам. При этом в драме не может быть лишних людей — все герои должны быть вовлечены в конфликт. Наличие социального напряжения обо-значено уже в названии пьесы. Но мы не можем говорить о том, что социальный конфликт организует драму. Это напряжение лишено динамики, все попытки героев уйти с «дна» оказываются напрасными. Возможно, драму организует любовный кон-фликт, традиционный для многих пьес. Казалось бы, странно появление такого чистого чувства в такой атмосфере грязи и нищеты. Но герои Горького не обращают внимания на грязь и зловонье, они привыкли к такой жизни, друг к другу и почти не замечают окружающих. Каждый герой существует будто сам по себе, живет своей жизнью. Поэтому в начале пьесы говорят сразу все присутствующие, не ожидая ответа, слабо реагируя на замечания окружающих. Квашня гордится тем, что она свободная женщина, не связанная узами брака, и это вызывает озлобление у Клеща. У него на руках умирающая жена, Настя, падшая женщина, читает роман «Роковая любовь», что вызывает ироничный смех Барона. Проститутка Настя мечтает о светлой и чистой любви, но это вызывает лишь смех окружающих. Девушка пытается выйти из порочного круга, покинуть ночлежку и начать новую жизнь, но это лишь ее мечты. Но в пьесе действительно присутствует любовная линия. Ее создают отношения Василисы, Васьки Пепла, жены Костылева, самого хозяина и Наташи. Завязка любовного сюжета начинается, когда в ночлежке появляется Косты-лев. Из разговора с обитателями ясно, что он ищет там свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. С появлением Наташи любовный сюжет начинает развиваться. Ради нее Васька Пепел оставляет Василису. В ходе развития этого конфликта нам становится ясно, что его отношения с Наташей обогащают Ваську, возрождают его к новой жизни. Васька Пепел никогда и не имел профессии. Для него не существует идеалов, он не стремится работать, так как живет воровством. Однако и в этом человеке сохранилась доброта, наивность, он тянется к чистоте и добру. Но Васька Пепел попадает в рабство «сильных мира сего». Содержатель ночлежки Костылев оказывается еще более низким человеком: он не отдает Василию деньги за краденые часы, считая, что Пепел и так многим ему обязан. Его жена Василиса тоже в кабале у своего мужа, который вдвое ее старше. Она тоже несчастна, и ее любовь к Ваське Пеплу — вызов семейному деспотизму. Ради Василисы вор готов совершить преступление — убить Костылева. Страшной ненавистью воспылала Василиса к сестре Наталье, когда узнает об измене любовника. Она готова ее убить, лишь бы сохранить Василия для себя. Кульминация, высшая точка в развитии конфликта, принципиально вынесена автором за сцену. Мы не видим, как Василиса ошпаривает Наташу кипятком. Об этом мы узнаем по шуму и крикам за сценой и по разговорам ночлежников. Любовный конфликт в пьесе, конечно, является одной из граней конфликта социального. Любовная линия показывает, что античеловеческие условия «дна» калечат человека, и самые возвышенные чувства в таких условиях ведут не к обога-щению личности, а к смерти или каторге. Развязав таким страшным образом любовный конфликт, Василиса достигает сразу всех своих целей. Мстит бывшему любовнику Ваське Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не осталось ничего человеческого, и это показывает нам чудовищность социальных условий, в которых вынуждены жить обитатели ночлежки. Но и любовный конфликт не может стать основой драматургического конфликта пьесы, так как, разворачиваясь на глазах ночлежников, он не затрагивает их самих. Они не участвуют в них, оставаясь лишь сторонними зрителями. |
Основной конфликт в пьесе на дне. Внешний и внутренний конфликты в драме по пьесе На дне (Горький Максим)
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Конфликты в пьесе На дне
Основной конфликт в пьесе «На дне» это социальный. Критики и специалисты давно обсуждают данную пьесу Горького, а именно данный конфликт. Меняются поколения, время беспощадно бежит и с каждым поколение можно услышать свои мнения по воду данного произведения.
Современное время диктует свои правила, но все же, актуальна ли данная пьеса сегодня? Можно сказать, что, безусловно, да. Независимо от того каких вершин добилось человечество, какие технологии теперь придуманы, какой образ жизни теперь преобладает, всегда будет присутствовать «дно». А на «дне» всегда будут люди, который по каким-то причинам оказались в нем, а выбраться не могут или не хотят.
В пьесе Горького описывается отвратительная, грязная ночлежка, которая стала пристанищем для некоторых людей. Люди разные и кто-то был уважаемым человеком, кто-то был семейный человек, но в жизни пошло что-то не так и все – «дно». Но прежде всего это люди, которые также строят планы, о чем-то думают, на что-то надеются. У каждого есть своя история, которая привела этих людей в ночлежку, но каждому просто плевать на другого человека.
Слои общества, которые относятся к успешным людям, считают людей «дна» недостойными людьми, они брезгуют этими людьми. Отношение как к животным, люди с верхов считают, что ночлежка для низших слоев общества, это то, что они заслуживают.
Проблема социального конфликта становится более ясной, когда приходит понимание того, что люди ничем не отличаются друг от друга. Нет разницы между светскими людьми, и теми людьми кто упал на «дно». Эти люди также переживают любовные чувства, злобу, лицемерие, зависть. Если представить этих людей в дорогой и чистой одежде, то чем не дворяне?
Веры на лучшее нет. Эти люди смирились, и у них уже нет желания что-то изменить. Стоит только оказаться на «дне», то для остальных людей сразу становишься отбросом общества. Словно таракан, которого каждый хочет раздавить или крыса, которая несет заразу. Суть в том, что под грязной и рваной одеждой никто не пытается рассмотреть душу человека.
В обществе такого характера, у тех, кто упал на «дно» просто нет шансов, выбраться не удастся. Социальный конфликт в этом и заключается.
Жизнь Василисы
У содержателя ночлежки, 54-летнего Костылева, была молодая жена Василиса, возраст которой составлял всего 26 лет. Отношения между этими двумя героями драматичны. Василиса не по любви, а по расчету вышла замуж за Костылева, а он постоянно попрекает героиню нищетой («свинья», «нищая»). Вряд ли супруг искренне любит свою жену. Любовный конфликт в пьесе «На дне» его не касается. Это жадина, стяжатель, лицемер, которому чужды чистые, светлые чувства. «Поганая», — называет он ее. Для Василисы жизнь с подобным человеком — ад, их отношения далеки от любви. Поэтому она изменяет ему с другим героем, Васькой Пеплом. Именно вокруг последнего строятся особенности любовного конфликта в пьесе «На дне».
Конфликты в пьесе Горького На дне
Максим Горький — один из крупнейших русских писателей и драматургов 20 века. Его рассказы, романы и пьесы всегда были наполнены глубоким философским подтекстом и острым социальным посылом. Это правило не обошло стороной и его наверное самую знаменитою пьесу «На дне». Пьеса «На дне» является эталонным представителем такого жанра, как общественно-философская драма. Горький написал её в 1902 году с целью предоставить искушённому читателю настоящие дно жизни.
В этой пьесе, можно выделить несколько типов конфликта. Людской конфликт или можно назвать его бытовой. Главным примером такого типа конфликта служат любовные перепитии между Васькой Пеплом, Наташей и её сестрой Василисой Костылёвой. Суть конфликта в том, что Василиса жената на Костылёве — содержателе ночлежки. Жената она не по любви, а по расчёту. Да и,по правде сказать, глубоко ненавидит мужа, по этой причине она ищет утешения у Васьки Пепла. Но Василиса крайне бездушная девушка, она ревнует Пепла к своей сестре Натальи. И методы её борьбы за Ваську Пепла, просто ужасны: она избивает и психологически давит на Наталью. Васька открыто ей говорит, что никогда не любил её. И Васька уходит к Наташе. Василиса озверев от своего поражения, начинает избивать Наташу с новой силой и ещё большей яростью. Однажды, когда семья Костылёвых в который раз жестоко избивала Наташу, Пепел заступился за возлюбленною и убил хозяина ночлежки. На что Василиса сразу отреагировала дачей показаний против Пепла, хотя Василисе только это и нужно было, ведь теперь вся ночлежка досталось ей. Она даже раньше пыталась уговорить Ваську сделать это. В итоге Васька и попал в тюрьму, а Наташа в больницу.
Также можно выделить конфликт между Настей и другими постояльцами ночлежки. Над Настей все смеются и издеваются, так как она, являясь дамой «легкого поведения», питает огромную страсть к любовным романам и грезит о чистой любви с каким-нибудь «Раулем», который сможет её вытащить из этого социального дна. Но все её сожители откровенно смеются над её мечтами и вечно дразнят её.
Этими конфликтами автор показывает нам, что даже будучи в таком незавидном положении можно сохранить чистоту души как Настя. И в то же время, находясь в положении социального бедствия, многие люди теряют своё человеческое лицо и морально скудеют, как Василиса.
Ещё одним родом конфликта, можно назвать конфликт философский. Самый важный конфликт в пьесе происходит между Сатиным и Лукой. Этот конфликт не явный, прямого соперничества между этими персонажами нет, тем не менее данный конфликт проносится вихрем сквозь всю пьесу. А конфликт заключается в насущном вопросе «Что лучше: горькая правда или сладкая ложь»? Лука в этом споре отстаивает позиции сладкой лжи. Лука считает, что человеку нужно утешение, чтобы он духом не упал. Ведь, ложь может быть во блага и подавать надежду в трудной ситуации. Но Сатин категорически против жалости. Он думает, что человек не нуждается в сострадание. Что человек выше сострадания. В самой пьесе не даётся точного ответа, а читателю предоставляется возможность самому принять решение на чьей он стороне: Луки или Сатина.
Также на протяжение всей пьесы прослеживается ярко выраженный конфликт людей с обществом. К примеру Сатин, ведь он не глуп и вполне мог бы вести образ жизни обычного человека, но он намеренно противопоставляет себя обществу. Или конфликт людей внутри себя. Такой конфликт у Актёра более заметен чем у других. Актёр не может справиться со своей алкогольной зависимостью. Его творческая душа хочет отказаться от этого «яда», но тело не может. В конце пьесы Актёр повесился.
Василиса и Наташа
Василиса, эта жестокая, злая женщина с «дьявольским характером», ведет за Пепла борьбу, методы которой очень сомнительны. Она ревнует его к Наташе, своей бесправной сестре, во всем зависящей от нее. Наташа нравится обитателям ночлежки, а Василису они не жалуют. Сестра Костылевой — «славная девка», «надежный человек», а жена владельца ночлежки — «гадюка ядовитая». У Наташи множество достоинств, поэтому и Васька Пепел неравнодушен к ней. Властную сестру же он упрекает в отсутствии души. С Костылевой этот герой искренен и напрямую говорит, что никогда не любил ее, а жил вместе с ней лишь ради развлечения, просто так. В конце концов Васька оставляет Василису ради Наташи. Костылева не может вынести любви этого героя к своей сестре. Эта мстительная натура, охваченная яростью, непрестанно бьет и мучит Наташу. Последняя, находясь в столь невыносимых для себя условиях, готова сбежать с Пеплом на край света.
Отношения между ним и Наташей обогащают героя, дают надежду на совсем иную, новую жизнь, что показывает М. Горький («На дне»).
Популярные сегодня темы
Известный миллионам читателей роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» полон загадок и неразрешенных вопросов, однако на некоторые из них мы можем дать ответ
Стремление к своей цели, к своему желанию является главным смыслом жизни человека. А не имея своей цели, своей мечты – то вовсе и нет человека, как нет птицы без крыльев.
В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» поднимаются проблемы актуальные на все времена. В ней рассказывается о том, что грубость всегда порождает грубость. А глупость, глупость.
Автор остановился во Владыкавказа и ждал оказию в Екатериноград. Оказия – это полроты пехоты с пушками для прикрытия обозов. Пришлось бы все три дня прожить на сухоядении, поскольку бесполезно было заказывать у глупых
Сказка «Петушок и бобовое зернышко» является старинным русско-народным произведением. Она отличается небольшим объемом, поэтому ее легко запомнить.
Любит ли Василиса Ваську Пепла?
Василиса показана в пьесе как корыстолюбивый человек. В своей связи с Пеплом она видит не просто возможность обрести женское счастье. Костылева надеялась, что Васька поможет ей разделаться с мужем, после чего она будет полновластной хозяйкой его заведения. Пьеса Максима Горького «На дне» заставляет о многом задуматься. Возникает закономерный вопрос: «А любит ли на самом деле Василиса Пепла?» Представляется, что нет. Разве толкала бы она его в противном случае на преступление, обрекая себя на неминуемую разлуку с любимым? Стала бы она подстрекать его к воровству, а затем скупать краденое? В последний момент Василиса все еще думает уговорить Пепла на сговор с ней. Она даже согласна на брак его с Наташей, обещает Ваське денежное вознаграждение.
Сущность Костылевой
Особенности любовного конфликта в пьесе «На дне» раскрывают истинную сущность Василисы. Пепел чувствует ее. Он говорит, что Василисе надо лишь денег и воли, «чтобы развратничать». Васька смог бы даже полюбить эту героиню, пойти на что угодно ради ее счастья, однако страсть к деньгам оттолкнула его. Он не может примириться с этим в характере Василисы.
Костылева ставит Пепла в тупик. Заступившись однажды за Наташу, которую обварили кипятком и жестоко избивали муж с женой, Васька убивает владельца ночлежки в драке. Этого и хотела Василиса. В ней не осталось ничего человеческого, лишь полное нравственное падение, которое, несомненно, показывает пьеса Максима Горького «На дне».
Проститутка Настя
Говоря о любовной теме в произведении, необходимо сказать пару слов и о еще одной героине пьесы — проститутке Насте. Ее не случайно вводит в повествование М. Горький («На дне»). Барон и Бубнов издеваются, смеются над Настей, над ее выдуманной историей любви. Эта героиня грезит о Рауле, воображаемом поклоннике, думая, что он ее возвышенно и страстно любит. Настя читала любовные романы, представляя себя их героиней. Это единственное, что есть хорошего в ее тяжелой жизни. Торгуя своим телом, она душой все еще тянется к теплу, свету, участию и доброте. За этой выдумкой скрывается глубокая потребность героини в любви. Настя не теряет надежды, не прекращает верить в то, что большое и чистое чувство изменило бы всю ее жизнь, подняв со дна.
Таковы особенности любовного конфликта в пьесе «На дне». Максим Горький в этой пьесе показывает, как личность калечат нечеловеческие условия существования, уродуя возвышенные чувства, приводя к деградации и разрушению человеческого «я». Духовно-нравственное и социальное тесно связаны в творчестве этого писателя, что в очередной раз доказывает в произведении М. Горький. «На дне» поэтому по праву считается социально-философской пьесой.
Особенности жанра и конфликта
Домашнее задание к уроку
1. Прочитать пьесу «На дне».
2. Собрать материал по каждому обитателю ночлежки.
3. Подумать, как можно сгруппировать действующих лиц.
4. Какова природа конфликта в пьесе?
Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.
Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский.
История создания пьесы
Более 80 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира, а интерес к ней не ослабевает!
В 1901 году Горький сказал о замысле своей пьесы: «Это будет страшно». Автор неоднократно менял название: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах художественного театра. Выделено не место действия – «ночлежка», не характер условий – «без солнца», «дно», даже не социальное положение – «на дне жизни». Словосочетание «На дне» гораздо шире по смыслу, чем все вышеперечисленные. Что происходит «на дне»? «На дне» – чего, только ли жизни? Может быть, – и души?
Многозначность горьковской пьесы привела к ее разным театральным постановкам.
Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром прославленными режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко при непосредственном участии А.М. Горького.
В 1903 году пьеса была отмечена почетной Грибоедовской премией.
Где происходит действие пьесы?
В подвале, похожем на пещеру, в котором люди вынуждены вести допотопное существование. Отдельные штрихи описания вводят сюда символику ада: располагается ночлежка ниже уровня земли, люди лишены здесь солнца, свет падает «сверху вниз», персонажи ощущают себя «мертвецами», «грешниками», «сброшенными в яму, «убитыми» обществом и в этих сводах похороненными.
Как изображается место действия в пьесе?
В авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. Везде по стенам – нары. Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут на кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.
Перечислите персонажей пьесы с их краткими характеристиками. На какие группы условно можно разделить всех персонажей?
Всех обитателей ночлежки можно условно объединить в четыре группы, в зависимости от того места, которое они занимают в столкновении различных позиций, в философском конфликте пьесы.
Первая группа включает Актера, Настю, Пепла, Наташу. Эти персонажи предрасположены к встрече со странником Лукой. Каждый из них живет какой-то мечтой или надеждой. Так Актер рассчитывает вылечиться от алкоголизма, вернуться на сцену, где у него было театральное имя Сверчков-Заволжский. Теперь вот, правда, не осталось имени, но он устремлен в мыслях к артистической славе. Насте грезится французский студент, которого она якобы страстно любит. Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, «чтобы самому себя можно… было уважать». Наташа смутно надеется на счастливую участь, когда Василий будет ее крепкой опорой. Каждый из этих персонажей не слишком тверд в своих устремлениях, внутренне раздвоен.
Особенности любовного конфликта в спектакле «На дне». Тема любви в произведении
Пьеса «На дне» считается одной из вершин творчества Горького. Это произведение является одним из самых известных произведений этого писателя. Рассмотрим особенности любовного конфликта в пьесе «На дне». По жанру она социально-философская, но в данном произведении она многогранна, связана в том числе и с темой любви. Эту проблему Максим Горький отстаивает как часть социального конфликта. Сопрягается в пьесе прежде всего с так называемым «любовным треугольником», который образует вор Васька Пепель, Василиса Костылева, а также ее сестра Наталья.
Жизнь Василисы
У хозяина ночлежки 54-летнего Костылева была молодая жена Василисы, которой было всего 26 лет. Отношения между этими двумя персонажами драматичны. Василиса не по любви, а по расчету вышла замуж за Костылева, а он постоянно упрекает героиню в бедности («свинья», «нищая»). Маловероятно, что муж искренне любит свою жену. Любовный конфликт в спектакле «На дне» его не касается. Это жадина, жадина, лицемер, которому чужды чистые, светлые чувства. «Поганая», — зовет он ее. Для Василисы жизнь с таким человеком — ад, их отношения далеки от любви. Поэтому она изменяет ему с другим богатырем, Васькой Пеплом. Именно вокруг последнего строятся черты любовного конфликта в пьесе «На дне».
Василиса и Наташа
Василиса, эта жестокая, злая женщина с «дьявольским характером», ведет борьбу за Пепла, методы которой весьма сомнительны. Она ревнует его к Наташе, своей бесправной сестре, которая во всем зависит от нее. Наташе нравятся обитатели ночлежки, но они не жалуют Василису. Сестра Костылева — «милая девушка», «надежный человек», а жена хозяина ночлежки — «ядовитая гадюка». У Наташи много достоинств, поэтому Васька Пепел к ней неравнодушен. Он упрекает свою могущественную сестру в отсутствии души. С Костылевой этот герой искренен и прямо говорит, что никогда ее не любил, и жил с ней только ради развлечения, просто так. В конце концов Васька уходит от Василисы ради Наташи. Костылев не может вынести любви этого героя к своей сестре. Эта мстительная натура, охваченная яростью, постоянно бьет и мучает Наташу. Последний, находясь в таких невыносимых условиях, готов бежать с Пеплом на край света.
Отношения между ним и Наташей обогащают героя, дают надежду на совсем другую, новую жизнь, показанную М. Горьким («На дне»).
Любит ли Василиса Васька Ваську?
Василиса показана в спектакле как своекорыстная личность. В своей связи с Пеплом она видит не просто возможность обрести женское счастье. Костылева надеялась, что Васька поможет ей избавиться от мужа, после чего она станет полновластной хозяйкой его заведения. Пьеса Максима Горького «На дне» заставляет задуматься о многом. Возникает логичный вопрос: «А действительно ли Василиса Пепел любит?» Кажется, что нет. Стала бы она иначе подталкивать его к совершению преступления, обрекая себя на неминуемую разлуку с возлюбленным? Будет ли она подстрекать его к краже, а затем покупать краденое? В последний момент Василиса все же думает уговорить Эша на сговор с ней. Она даже соглашается женить его на Наташе, обещает Ваське денежное вознаграждение.
Суть костыля
Особенности любовного конфликта в спектакле «На дне» раскрывают истинную сущность Василисы. Эш чувствует это. Он говорит, что Василисе нужны только деньги и она будет «коррумпировать». Васька мог бы даже полюбить эту героиню, пойти на все ради ее счастья, но страсть к деньгам оттолкнула его. Он не может примириться с этим в характере Василисы.
Костылев ставит Пепла в тупик. Однажды заступившись за Наташу, облитую кипятком и зверски избитую мужем и женой, Васька в драке убивает хозяина ночлежки. Василиса хотела этого. В ней не было ничего человеческого, только полное нравственное падение, что, несомненно, показывает пьеса Максима Горького «На дне».
Проститутка Настя
Говоря о любовной теме в произведении, необходимо сказать несколько слов о другой героине пьесы — проститутке Насте. Оно не случайно введено в повествование М. Горьким («На дне»). Барон и Бубнов издеваются, смеются над Настей, над ее выдуманной историей любви. Эта героиня мечтает о Рауле, мнимом поклоннике, думая, что любит ее высоко и страстно. Настя читала любовные романы, представляя себя их героиней. Это единственное, что хорошо в ее нелегкой жизни. Торгуя своим телом, она все же тянется к теплу, свету, участию и доброте. За этим вымыслом кроется глубокая потребность героини в любви. Настя не теряет надежды, не перестает верить в то, что великое и чистое чувство изменит всю ее жизнь, подняв ее со дна.
Таковы особенности любовного конфликта в спектакле «На дне». Максим Горький в этой пьесе показывает, как человек калечит нечеловеческие условия существования, уродуя возвышенные чувства, приводя к деградации и разрушению человеческого «я». Духовно-нравственное и социальное тесно связаны в творчестве этого писателя, что еще раз доказывается в творчестве М. Горького. Поэтому «На дне» по праву считается социально-философской пьесой.
Нижний
Вероятно, созданный как демонстрация одного из любимых актеров Шекспира, роль Боттома включает в себя танцы, пение и смех. С самого первого знакомства Боттом представляется смелым и общительным. Он уверен в своей способности сыграть любые, даже все роли в «Пираме и Фисбе». Например, он говорит, что его исполнение Пирама заставит зрителей плакать бурными слезами. Как понимают зрители, эта уверенность неуместна, и Боттом не более чем самодовольный дурак — на самом деле, осел, как показывает шутка Пака.
ЯзыкБоттома добавляет ему комической привлекательности. Например, он утверждает, что если бы он исполнял роль Фисбы, то произносил бы ее строки «чудовищным голоском», что является явно противоречивым утверждением. Затем он «обострял» свой голос, если играл роль льва, чтобы дамы в зале не пугались; еще раз выбор слов Боттома показывает его глупость, добавляя в игру комический элемент. Точно так же, вместо того, чтобы беспокоиться о своей актерской игре, Боттом задается вопросом, какая борода будет наиболее подходящей для роли Пирама.
Хотя Боттом является средоточием комедии в пьесе — он традиционный шекспировский клоун — он также привлекает внимание зрителей к серьезным темам, таким как отношения между реальностью и воображением. Готовясь к постановке «Пирама и Фисбы», Боттом постоянно обращает внимание своих товарищей по игре на вопрос о доверчивости публики: не расстроятся ли дамы, когда Пирам убьет себя; поймут ли они, что лев не лев, а актер? Чтобы решить первую проблему, Боттом просит Айву написать пролог, объясняя, что Пирам на самом деле не мертв, и что Пирам на самом деле не Пирам, а Ткач Боттом. В данном случае Боттом фокусирует внимание аудитории на сложности различения реальности и восприятия; его решение предполагает его веру в то, что игра актеров будет слишком убедительной, что они полностью осознают цель театра. Точно так же, чтобы дамы не боялись льва, он предлагает актеру, играющему льва, показать половину своего лица и объяснить, что он на самом деле человек, а не животное. Эта вера в силу театра распространяется и на его решения по добавлению в пьесу самогона и стены. Создавая стену для декораций, он считает, что покрытие человека гипсом и глиной достаточно убедит аудиторию. Всегда готовый удивляться, принимать чудо света, Боттом верит, что его аудитория будет в равной степени восприимчива к силе искусства.
Открытость Боттома к странностям мира распространяется на его посещение царства фей, которое можно рассматривать как просто еще одну фантазию, очень похожую на театр. Ирония в том, что Боттом, самый приземленный персонаж пьесы, — единственный смертный, встречающийся с какой-либо из фей.
Вернувшись в реальный мир после пребывания в мире фей, Боттом хотел бы рассказать о своем опыте. Он не может. Хотя обычно он много говорит, он не может говорить о своих видениях, вдохновленных феями. Вместо этого он хочет, чтобы Питер Айва написал балладу об этих переживаниях; то, что не может вместить обычный язык, может вместить поэтический язык.