«Магическое мышление и психические расстройства»
Если заходит речь о психиатрии и различных паранормальных феноменах, как бы наука достоверно не объясняла эти феномены прозаическим способом, всегда находится «агент Малдер», который с блеском романтики и легкого презрения к приземленным личностям в глазах скажет: «Я хочу верить». Я лично не против чудес и инопланетян. А даже напротив, мне, как любому другому человеку, наверное, очень хочется, чтобы представители иных миров (желательно с мирными намерениями) прилетели, или оказалось, что мы все волшебники, просто немного забыли в себе эти качества. Но наука, окаянная, никак не хочет найти какое-то подтверждение нашим чаяниям. Я даже больше скажу.
Когда в нашей стране расцвели, не побоюсь этого слова, БУЙНЫМ цветом экстрасенсы и маги, я была этим сильно очарована. Ходила на всякие их сборища и хотела все-таки увидеть какое-то чудо воочию, так сказать, поймать жар-птицу за хвост. Да ладно даже жар-птицу, хоть бы перо жар-птицево увидеть через щелочку, чтобы сказать, да, ЭТО существует. В конце концов, я только обнаружила, что экстрасенсы и маги, а так же их клиенты люди с определенной личностной спецификой и…. пошла в психиатрию.
Человеку свойственно верить в чудеса, просто у всех разное к этому критическое отношение. Тем не менее суеверия и их ответвления в виде паранормальных верований существуют не только среди примитивных культур. Это не надо никому доказывать. Если у нас в инопланетян не все верят, то уж карма, астрал, сглаз и порча, это дело святое.
Тут конечно есть и момент культурный, однако есть люди, которые верят в это значительно больше остальных. Для них мир пронизан колдовством и энергетическими влияниями, пробоями ауры и фактами ясновидения. Все события связываются в непостижимую для человека стороннего сеть знаков, примет, предзнаменований и предчувствий. Что бы ни случилось они могут воскликнуть: «АГА! Вчера в мое окно залетел кленовый лист и, я понял, что это не к добру» или «вчера я уронила на кухне табуретку, а сегодня в Китае землетрясение. Это был знак!» Это называется магическим мышлением. Совершенно несвязанные события могут в сознании человека связаться через волшебство или энергетику. И не надо страдать шизофренией для того чтобы делать такие удивительные «паранормальные» выводы.
Natalia Stelson |
Большинство людей, которые имеют такое магическое мышление, страдают различными видами тревожных расстройств, обсессивно-компульсивным расстройством и паническим расстройством. Если вы думаете, что это просто так они дурью маются, скажу вам, что вовсе нет. Для них магическое мышление это мощный способ защиты против их расстройств, которые доставляют им много дискомфорта. Существует такое понятие в психологии, как «локус контроля». Это склонность человека приписывать те или иные события в жизни (успех или неудачи) внешним – окружающему миру (внешний локус контроля) или внутренним – самому себе (внутренний локус контроля) факторам. Так вот люди с этими расстройствами чаще всего имеют внешний локус контроля и полагают, что их жизнь может зависеть от чего угодно извне (погоды, соседей, колдунов, инопланетян…), но только не от них самих.
Поэтому в волнительных ситуациях, во время стрессов они пытаются связать устрашающий их внешний мир хоть какими-то правилами и объяснениями. А так же пытаются ситуацию контролировать – совершить какие-то действия, чтобы избежать неприятностей (одеть счастливую рубашку на заключение контракта) или определить знаки, по которым можно будет в будущем распознать надвигающиеся бедствия. Например, вчера разбила тарелку, сегодня поругалась с мужем. Что делать чтобы никогда не испытывать расстройства из-за ругани с супругом – не бить тарелки, а если разобьешь, то ты уже типа «предупреждена» о надвигающейся ссоре. Уже не так страшно, тревога снижается.
Если же вернуться к вопросу магии, то неприятности в семье и пьянство мужа гораздо более для них безопасно в личностном плане, отнести за порчу «на разлуку», неудачи в личной жизни на «венец безбрачия». Внутреннее содержание собственной психики для них угрожающе и непонятно и в силу особенности их психики не познаваемо, а вот с порчей что делать, у нас знают очень хорошо. Наговорить на соль и отнести к перекрестку 3-х дорог и все нормально будет. Даже не получая эффекта от «относа соли», они будут повторять и повторять этот опыт потому, что сам ритуал уже снижает их тревогу и их успокаивает.
Ситуацию с магическим мышлением осложняет еще и тот факт, что эти 3 патологии (обсессивно-компульсивное расстройство, тревога, и паническое расстройство) дают еще и так называемые «диссоциативные переживания». Что это такое? Очень просто. Это то, что у нас называется «выходами в астрал», «внетелесным опытом», а так же ощущением измененности своего тела, сознания, необычности и сделанности окружающей реальности. При этом состоянии могут наблюдаться разные феномены, такие как разобщение реальности (когда кажется, что свет, цвет, звуки, ощущения существуют отдельно), изменение веса тела (необычная легкость или тяжесть), усиление отдельных сигналов (ослепительный свет, слишком громкие звуки или отдельный звук). Диссоциативное переживание можно вызвать намеренно при помощи различных техник, таких как медитация, форсированное дыхание, гипноз. Можно вызвать путем введения диссоциативных веществ таких, как кетамин.
А вот у этих товарищей с болезнями они происходят спонтанно в ответ на психотравмирующий стимул. Корни этого феномена в детстве. Диссоциативные реакции очень присущи детям. Это один из сильнейших механизмов преодоления стресса, который не может переварить мозг. Мозг просто «выносит» переживания из личности, выводит ее в воображаемый мир, где хорошо и никто не обижает ребенка. Кроме очень значительных событий, типа насилия или смерти родных и т.п. у каждого ребенка может еще быть чисто индивидуальные ситуации, когда мозг может воспользоваться этим экстремальным выходом. Мозг вообще по правде лентяй и если уж он до чего додумался эффективного, так и будет его пользовать. Так вот мозг начинает этим моментом злоупотреблять. Что-то не спокойно и тревожно, напоминает, что беда произойдет – пожалуйте в «астрал».
Понятно, что имея такие две замечательных черты, как магическое мышление и диссоциативные переживания, личность не может не быть вовлеченной во всякую оккультную и паранормальную деятельность. Более того, принадлежность к группе лиц, которые как-то отличаются от остальной массы населения, по сути дела к «иным» сильно повышает заниженную самооценку, которая часто присутствует у таких людей. Так что стиль жизни закрепляется вокруг экстрасенсов, гороскопов, «бабок»-предсказательниц и последнее время вокруг фен-шуя, который в нашей стране кроме дизайнеров полюбили страстно граждане тревожные и страдающие обсессивно компульсивным расстройством. Все проблемы можно уладить перестановкой мебели и развешиванием картин.
В принципе, я не против чтобы люди верили, во что хотят. Хотят двигать шкафы и пятаки по углам раскладывать, ради бога, особенно если это их действительно успокаивает. Но феномен имеет место, и практика показала, что психотерапия намного эффективней своры собачек фу в углу или булавок в косяке входной двери. Так что… думайте сами.
www.felicidad.ru
Магическое мышление и психические расстройства
Если заходит речь о психиатрии и различных паранормальных феноменах, как бы наука достоверно не объясняла эти феномены прозаическим способом, всегда находится «агент Малдер», который с блеском романтики и легкого презрения к приземленным личностям в глазах скажет: «Я хочу верить». Я лично не против чудес и инопланетян. А даже напротив, мне, как любому другому человеку, наверное, очень хочется, чтобы представители иных миров (желательно с мирными намерениями) прилетели, или оказалось, что мы все волшебники, просто немного забыли в себе эти качества. Но наука, окаянная, никак не хочет найти какое-то подтверждение нашим чаяниям. Я даже больше скажу.
Когда в нашей стране расцвели, не побоюсь этого слова, БУЙНЫМ цветом экстрасенсы и маги, я была этим сильно очарована. Ходила на всякие их сборища и хотела все-таки увидеть какое-то чудо воочию, так сказать, поймать жар-птицу за хвост. Да ладно даже жар-птицу, хоть бы перо жар-птицево увидеть через щелочку, чтобы сказать, да, ЭТО существует. В конце концов, я только обнаружила, что экстрасенсы и маги, а так же их клиенты люди с определенной личностной спецификой и… пошла в психиатрию.
Человеку свойственно верить в чудеса, просто у всех разное к этому критическое отношение. Тем не менее суеверия и их ответвления в виде паранормальных верований существуют не только среди примитивных культур. Это не надо никому доказывать. Если у нас в инопланетян не все верят, то уж карма, астрал, сглаз и порча, это дело святое.
Тут конечно есть и момент культурный, однако есть люди, которые верят в это значительно больше остальных. Для них мир пронизан колдовством и энергетическими влияниями, пробоями ауры и фактами ясновидения. Все события связываются в непостижимую для человека стороннего сеть знаков, примет, предзнаменований и предчувствий. Что бы ни случилось они могут воскликнуть: «АГА! Вчера в мое окно залетел кленовый лист и, я понял, что это не к добру» или «вчера я уронила на кухне табуретку, а сегодня в Китае землетрясение. Это был знак!» Это называется магическим мышлением. Совершенно несвязанные события могут в сознании человека связаться через волшебство или энергетику. И не надо страдать шизофренией для того чтобы делать такие удивительные «паранормальные» выводы.
Большинство людей, которые имеют такое магическое мышление, страдают различными видами тревожных расстройств, обсессивно-компульсивным расстройством и паническим расстройством. Если вы думаете, что это просто так они дурью маются, скажу вам, что вовсе нет. Для них магическое мышление — это мощный способ защиты против их расстройств, которые доставляют им много дискомфорта. Существует такое понятие в психологии, как «локус контроля». Это склонность человека приписывать те или иные события в жизни (успех или неудачи) внешним – окружающему миру (внешний локус контроля) или внутренним – самому себе (внутренний локус контроля) факторам. Так вот люди с этими расстройствами чаще всего имеют внешний локус контроля и полагают, что их жизнь может зависеть от чего угодно извне (погоды, соседей, колдунов, инопланетян…), но только не от них самих.
Поэтому в волнительных ситуациях, во время стрессов они пытаются связать устрашающий их внешний мир хоть какими-то правилами и объяснениями. А так же пытаются ситуацию контролировать – совершить какие-то действия, чтобы избежать неприятностей (одеть счастливую рубашку на заключение контракта) или определить знаки, по которым можно будет в будущем распознать надвигающиеся бедствия. Например, вчера разбила тарелку, сегодня поругалась с мужем. Что делать чтобы никогда не испытывать расстройства из-за ругани с супругом – не бить тарелки, а если разобьешь, то ты уже типа «предупреждена» о надвигающейся ссоре. Уже не так страшно, тревога снижается.
Если же вернуться к вопросу магии, то неприятности в семье и пьянство мужа гораздо более для них безопасно в личностном плане, отнести за порчу «на разлуку», неудачи в личной жизни на «венец безбрачия». Внутреннее содержание собственной психики для них угрожающе и непонятно и в силу особенности их психики не познаваемо, а вот с порчей что делать, у нас знают очень хорошо. Наговорить на соль и отнести к перекрестку 3-х дорог и все нормально будет. Даже не получая эффекта от «относа соли», они будут повторять и повторять этот опыт потому, что сам ритуал уже снижает их тревогу и их успокаивает.
Ситуацию с магическим мышлением осложняет еще и тот факт, что эти 3 патологии (обсессивно-компульсивное расстройство, тревога, и паническое расстройство) дают еще и так называемые «диссоциативные переживания». Что это такое? Очень просто. Это то, что у нас называется «выходами в астрал», «внетелесным опытом», а так же ощущением измененности своего тела, сознания, необычности и сделанности окружающей реальности. При этом состоянии могут наблюдаться разные феномены, такие как разобщение реальности (когда кажется, что свет, цвет, звуки, ощущения существуют отдельно), изменение веса тела (необычная легкость или тяжесть), усиление отдельных сигналов (ослепительный свет, слишком громкие звуки или отдельный звук). Диссоциативное переживание можно вызвать намеренно при помощи различных техник, таких как медитация, форсированное дыхание, гипноз. Можно вызвать путем введения диссоциативных веществ таких, как кетамин.
А вот у этих товарищей с болезнями они происходят спонтанно в ответ на психотравмирующий стимул. Корни этого феномена в детстве. Диссоциативные реакции очень присущи детям. Это один из сильнейших механизмов преодоления стресса, который не может переварить мозг. Мозг просто «выносит» переживания из личности, выводит ее в воображаемый мир, где хорошо и никто не обижает ребенка. Кроме очень значительных событий, типа насилия или смерти родных и т.п. у каждого ребенка может еще быть чисто индивидуальные ситуации, когда мозг может воспользоваться этим экстремальным выходом. Мозг вообще по правде лентяй и если уж он до чего додумался эффективного, так и будет его пользовать. Так вот мозг начинает этим моментом злоупотреблять. Что-то не спокойно и тревожно, напоминает, что беда произойдет – пожалуйте в «астрал».
Понятно, что имея такие две замечательных черты, как магическое мышление и диссоциативные переживания, личность не может не быть вовлеченной во всякую оккультную и паранормальную деятельность. Более того, принадлежность к группе лиц, которые как-то отличаются от остальной массы населения, по сути дела к «иным» сильно повышает заниженную самооценку, которая часто присутствует у таких людей. Так что стиль жизни закрепляется вокруг экстрасенсов, гороскопов, «бабок»-предсказательниц и последнее время вокруг фен-шуя, который в нашей стране кроме дизайнеров полюбили страстно граждане тревожные и страдающие обсессивно компульсивным расстройством. Все проблемы можно уладить перестановкой мебели и развешиванием картин.
В принципе, я не против чтобы люди верили, во что хотят. Хотят двигать шкафы и пятаки по углам раскладывать, ради бога, особенно если это их действительно успокаивает. Но феномен имеет место, и практика показала, что психотерапия намного эффективней своры собачек фу в углу или булавок в косяке входной двери. Так что… думайте сами.
Источник
stavroskrest.ru
Алексей Тулин: Магическое мышление
Введение
Со времен Л.Леви-Брюля и Зигмунда Фрейда, считалось, что магическое мышление было присуще только первобытному человеку. В последнее время можно с уверенностью утверждать, что магическим мышлением обладает и современный человек. Прежде чем говорить о видах мышления и о самом магическом мышлении давайте дадим определение мышлению с точки зрения психологии:
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.
Разные школы психологии выделяют разные типы мышления в трансоаналитической концепции принято выделять критическое мышление, логическое мышление, абстрактное мышление, наглядно-образное мышление и магическое мышление, давайте дадим определение каждому из этих видов мышления.
Критическое мышление — это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Логическое мышление- это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями. Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания.
Абстрактное мышление- это умение переводить информацию о реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на практике.
Наглядно-образное мышление- это совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств.
Магическое мышление — это совокупность верований в возможность определенным способом мыслей влиять на реальный мир.
Магическое мышление можно определить как вера в сверхъестественные явления, которые каким-то образом влияют на наш мир, это может быть религиозные образы, мистические образы, уфологические образы (НЛО, инопланетяне). Значительную часть в формировании магического мышления играет культура и социум, во многом зависит от семьи в которой воспитывался человек, какие культурные компоненты ему присуще, в каком обществе живет и работает этот человек. Огромное значение для формирования магического мышление имеет средства массовой информации.
В целом магическое мышление имеет ключевое значение для трансоанализа, психологии и антропологии человека, в последнее время стало популярно верить во все необычное и мистическое по телевидению постоянно показывают телепрограммы посвященные различным аномальным, сверхъестественным явлением, существует даже несколько телеканалов, которые специализируется именно на этой теме, видимо одна из их целей формирование у населения магического мышления. Несмотря на технический прогресс современный человек очень подвержен мистическим и религиозным верованиям, кроме огромного количества религий, веры в бога, современные человек верит: в магию, духов, призраков, полтергейстов, домовых, русалок, инопланетян, НЛО, ангелов, демонов и т.д. По этому я считаю просто необходимым полностью разобраться в понятии магического мышления и так приступим.
Формирование магического мышления
В формировании магического мышления можно выделить несколько компонентов:
1. Культурно-психологический компонент. Человек приобретает магическое мышления в результате воспитание, например в религиозной семье, или в семье, которые верят в аномальные, сверхъестественные явления. Как правило ребенок перенимает у родителей их веру и убеждения, в результате развивается магическое мышление. В другом случае в результате получения определенного знания из средств массовой информации или из социума, я решил не выделять его как отдельный компонент, тем немее возникновение интереса к сверхъестественному может возникнуть в результате получения информации о мистицизме, паранормальных явлениях из книг, телевидения, радио и из сети интернет.
2. Предрасположенность к мистицизму. У человека есть предрасположенность к вере в сверхъестественные явления, он уже с детства увлечен всем таинственным и аномальным, тем немее первые свои знание он получает из средств массовой информации.
3. Спонтанный мистический опыт. Человек может прожить пол жизни и ни когда не верить в сверхъестественные явления, но в результате определенного опыта (не относящимся к СМИ), например спонтанное проявления религиозных образов (бога, ангела, демона), встреча с инопланетянами или какое-нибудь другое мистическое знамение. В результате различных психотехник, духовных практик, наркотиков, таких как галлюцинагены, психоделики. Человек получает определенный мистический опыт в результате чего формируется магическое мышление.
Особенности магического мышления
Специфическая особенность магического мышления — это непоколебимая вера в сверхъестественные явления. Люди, которые верят в сверхъестественные явления, особенно — это касается религиозной веры, глубоко убеждены в существовании сверхъестественного, их бывает сложно переубедить в этом. Иногда магическое мышление пытаются подделать под научные исследования, такие индивидуумы утверждают, что их интерес к мистицизму связан исключительно с научными изысканиями. Автор общался с данными людьми — в большинстве случаев оказывалось, что это связанно именно с магическим мышлением.
Стоит учитывать, что магическое мышление проявляется в разной категории у человека, магическое мышление может быть сильно, средне и слабо выражено. Сильно выражено — это когда у человека вся жизнь связанно со сверхъестественным, когда вещи получают мистическое значение или одушевленное, например автомобиль «живой» ему бывает «больно», подводная лодка «Курск» утонула в результате вмешательства инопланетян из НЛО и т.д. Средне выражено магическое мышление — это когда человек верит в сверхъестественное, но без фанатизма, и может критически оценивать свои убеждения. Слабо выражено — допускает существование сверхъестественного, но не более того.
В некоторых случаях магическое мышление возникает в результате мистического опыта, когда человеку является как он считает, что-то сверхъестественное, в таких случаях психика человека изменяется, например из атеиста он может стать верующем бога или слабо выраженное магическое мышление усиливается в несколько раз в результате мистического опыта.
Магическое мышление и
психические расстройства
Психиатры утверждают, что магическое мышление часто связано с психическим расстройством, в психиатрии ведено в классификацию DSM-IV нового кода V62.89 «Религиозные и духовные проблемы». В результате сильно выраженного магического мышления у человека появляются психопатологические симптомы, которые в современной психиатрии обозначаются, как шизофрения, психозы, галлюцинации вызванные психическим расстройством. Существует такое понятие в психологии, как «локус контроля». Это склонность человека приписывать те или иные события в жизни (успех или неудачи) внешним – окружающему миру (внешний локус контроля) или внутренним – самому себе (внутренний локус контроля) факторам. Так вот люди с этими расстройствами чаще всего имеют внешний локус контроля и полагают, что их жизнь может зависеть от чего угодно извне (погоды, соседей, колдунов, инопланетян…), но только не от них самих.
Психиатры утверждают: у лиц с шизотипическим личностным расстройством не абстрактно-теоретический, а конкретный характер, который непосредственно соотносится с реальной жизнью. Пациенты чувствуют в себе способность определенным образом влиять на окружающих, например, передавать им некоторые свои убеждения. Тем не менее, они не используют эти особенности для привлечения к себе внимания, не стремятся казаться необычными, они так живут, так думают и чувствуют. Выражение, что другие могут чувствовать их чувства и эмоции, является для них не метафорическим, а конкретным. В более молодом возрасте, когда шизотипическое личностное расстройство еще не диагностируется, эквивалентом этого признака у детей и подростков является наличие необычных, вычурных патологических фантазий и сверхзанятость размышлениями на какую-то определенную тему. Это может находить выражение в определенных действиях, например, придумывании какой-то игры, рисунках, персонажи которых, с одной стороны, живут самостоятельной жизнью, а с другой – отражают события, происходящие в виртуальном мире.
На протяжении второй половины XX в. накопился значительный по объёму и разнообразный по форме материал о так называемых «контактах третьего рода» — взаимодействиях землян с экипажами НЛО. При анализе этого материала определённый интерес представляет концептуальный аппарат современной психиатрии, — в частности, клинические признаки галлюцинаторно-параноидного синдрома — синдрома Кандинского–Клерамбо (СКК). Его «составляющие» — псевдогаллюцинации, бред преследования и воздействия, явления психического автоматизма, — так или иначе просматриваются в «контакторском опыте».
Самым существенным отличием псевдогаллюцинаций является ощущение у больного их «искусственного» характера. В «контакторском» опыте с внеземными цивилизациями, «Высшим Разумом», «Банком Памяти Вселенной», «параллельными мирами» и т. д., занимают образы, которые поддаются отождествлению со зрительными псевдогаллюцинациями.
СКК наблюдается как при различных психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии, пролонгированных симптоматических психозах, хроническом алкоголизме), так и при органических заболеваниях головного мозга. Так, с очаговым поражением правого полушария связана группа пароксизмальных расстройств сознания, которая включает в себя «особые состояния сознания с переживанием ирреальности окружающего мира»; состояния с «двухколейностью переживаний»; «вспышки пережитого в прошлом»; онейроидные (сновидные) состояния.
Эти последние представляет особый интерес для интерпретации отдельных аспектов «контакторского» опыта. При них больные (как и участники «контактов третьего рода») также игнорируют реальную действительность и оказываются в ином мире. Больные (как и «контактёры») часто отмечают, что не ощущают веса собственного тела, движутся со «сверхъестественными» скоростями; больные рассказывают, что проносились мимо других планет, встречались с инопланетянами. Клиническая практика здесь оказывается сопряжённой с парадоксографической традицией.
Следует подчеркнуть, что медико-психиатрический (как и любой другой) подход к анализу квазирелигиозных верований и суеверий нельзя переоценивать. Граница между патологией и нормой — весьма условна, определяется характером культуры эпохи, выбором картины мира из того многообразия, которое в ней присутствует. То, что в рамках различных вариантов научной картины квалифицируется как патология, девиация, в контексте религиозной, мистической, эзотерической картин мира может выступать нормой; и, соответственно, — наоборот.
В России зарегистрировано около трёхсот тысяч разного рода целителей, значительная часть из которых — душевнобольные, нашедшие в знахарстве способ самокомпенсации. Но самокомпенсируя себя, они декомпенсируют народ.
Нелишним следует заметить, что если родственники «замечают», что с их ребёнком происходит что-то неладное, то это происходит уже на стадии развёртывания клинических проявлений заболевания. Естественно, обращение больных с развивающимся психозом к целителям приводит не только к более быстрому развитию заболевания, но и к фиксации болезненных переживаний на самом факте обращения к тому или иному целителю — «мне сказали, что я быстрее всех вылечусь, так как у меня особые способности, стукнула меня по рукам, а теперь я всё время слышу её голос». Больных уверяли, что они обладают особым даром — «контактёр», «чистильщик», отсюда появлялись идеи обладания особыми способностями — «я должна людей энергией заряжать, должна смотреть каждому в глаза и желать добра».
С этой точки зрения профессора Б.С.Фролова соотношение нормы и патологии в магическом мышлении представляется следующим образом:
• Гармоничное магическое мышление. Сюда относятся лица, у которых сосредоточение внимания на боге не мешает, а наоборот, гармонизирует социальное функционирование. Им присущи благоговение и любовь, уважение к собственной личности и к убеждениям других людей, ориентация на теплые межличностные отношения.
• Магическое мышление с кратковременными религиозно-мистическими состояниями. Включает верующих, у которых во время богослужений или индивидуальных молитв возникают кратко-временные эпизоды измененных состояний сознания. Их следует считать практически здоровыми, если выход из состояния не сказывается на социальном функционировании и повседневной деятельности.
cont.ws
Избавление от магического мышления пострадавших (страдающих) от абьюза.
«Ребенок не может сказать: «Папа сегодня угрюмый, потому что у него неприятности на работе», или — : «Мама сегодня в депрессии, но я здесь не причем». Образ мышления ребенка относится к такому типу, который психологи и антропологи называют магическим мышлением, характерным для так называемых первобытных культур, детей и людей, находящихся в состоянии регрессии. (с) Джеймс Холлис «Грезы об Эдеме»
Иногда мне кажется, что у нас пол страны пребывает в состоянии магического мышления, а то и больше. Находясь в ситуации абьюза, или любой другой травматической ситуации, любой человек оказывается в состоянии регрессии.
Человек, пострадавший от абьюза (или находящийся в нем), живет в состоянии сильнейшего стресса, что является травмирующей ситуацией, приводящей к регрессу личности, одним из факторов которого являются когнитивные искажения, а в частности активация магического мышления.
Магическое мышление — характерная для примитивных ступеней развития человека и общества вера во всемогущество мыслей. Суть магического мышления состоит в убеждении, что мысли всемогущи и способны сами по себе менять физическую реальность:
«У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет». З. Фрейд. «Тотем и табу» (с) Википедия
Магическое мышление обозначает, что у человека в восприятии мира есть ментальная схема, в которой есть глубинная убежденность, что он может оказывать влияние на события внешнего мира посредством своих мыслительных процессов или физических действий.
На сегодняшний день в социуме активно пропагандируются бабкина терапия мракобесием эзотерические идеи о способности управлять своей жизнью через мысли и ритуалы. Средневековье в действии. Безусловно, наши мысли влияют на наше здоровье, карьерные достижения, отношения и другие аспекты жизни, но тогда, и только тогда, когда мы имеем реальную возможность совершать действия, соответствующие нашим мыслям. Очень опасно для индивида особенно при российском менталитете Иванушки-дурачка, лежащего на печи с умными мыслями брать идеи, подобные идеям из фильмов «Секрет», «Кроличья нора» или из ведического мракобесия, как инструкцию по улучшению жизни. Так как подобная ересь без критического осмысления, без реальной способности и возможностей строить свою жизнь, есть не что иное, как магическое мышление, способное в лучшем случае закончится фрустрацией. Потому что в реальном мире далеко не все может произойти так, как мы хотим, какие бы ритуалы мы не совершали в своей голове, в церкви или у колдунов. Способность принимать жизнь во всех ее проявлениях, способность принимать свою судьбу является результатом развития интегрированной личности. Это не означает, что ВСЕ действия бессмысленны. По аналогии, если при гриппе больному давать слабительное вместо жаропонижающего, вероятность летального исхода вырастет в несколько раз. При этом никто не отменяет символизм Юнга и его гипотезу о синхронии пространства.
Одна из самых первоочередных задач женщины, пережившей (или переживающей) травму отношений, восстановить свое критичное мышление. Как бы глубоко женщина не была погружена в газлайтинг — это возможно. Самым первым шагом будет письменное фиксирование фактов, которые имели место в отношениях. Ни слов, ни ощущений, а поступков, как своих, так и абьюзера. Это первый вдох за пределами газового тумана.
Далее следует восстановить свое критичное мышление или развить его с точки детского сада. Для этого необходимо иметь хотя бы поверхностное представление о работе мышления.
«Мышление, или познание, — это умственная деятельность, связанная с обработкой, пониманием и передачей информации.[…]
Однако чаще всего мы формируем наши понятия путем создания прототипов — наиболее характерных примеров конкретной категории. Чем ближе что-то подходит под наш прототип понятия, тем с большей готовностью мы признаем это в качестве примера данного понятия.[…]
Главным препятствием при решении задач является ригидность — неспособность увидеть проблему под другим углом зрения. Поскольку мы неправильно представляем себе проблему, нам трудно перестроится и подойти к ней по-новому. Тенденция повторять решения, которые срабатывали в прошлом, — этот тип ригидности называется умственным шаблоном.[…]
Гибкое рациональное мышление становится даже более затруднительным во время стресса и напряжения.
[…] Во время личных кризисов мышление тоже зачастую становится «закостеневшим».[…]
Другой тип ригидности скрывается под странным, но подходящим названием — функциональная ригидность. Это склонность воспринимать функции объектов в зафиксированном и неизменном виде.» (с) Майерс «Психология»
Все прототипы в голове жертвы насилия о добре и зле, о том, что он все осознает и починится, о том, что он же отец наших детей, о том, что она сможет изменить ситуацию абьюза на ситуацию любви и другие, включая ее представление о себе самой за все время, которое женщина была в абьюзе — закостеневшие и ригидные. Женщина обязана пересмотреть все эти прототипы под другими, разными углами зрения. Это будет вторым шагом, вторым вдохом за пределами газлайтинга. Так как в социуме активно пропагандируется не только магическое мышление, но и гендерное насилие. Чем быстрее будут подвергнуты критическому пересмотру все клише и стереотипы в уме женщины, тем быстрее пойдет процесс. Зоны для анализа: 1. самооценка 2. семейные отношения 3. гендер — принадлежность к полу 4. родительско-детские отношения. Потому что:
«Качество всех наших отношений с другими прямо зависит от того, как мы относимся к себе. Лучший способ усовершенствовать свои отношения с другими и с трансцендентным — максимально полностью осознать свое отношение к себе.» (с) Джеймс Холлис «Грезы об Эдеме»
При этом поиск информации будет приводить женщину, как к полезным, так и к вредным источникам. (к хреноведам, например) И здесь полезность найденного имеет смысл определять исходя из двух критериев:
1. будет ли у меня возможность совершать полезные для меня действия в реальном мире, если я возьму найденную информацию в свою жизнь.
2. моя физиологическая (соматическая) реакция при чтении информации, при применении ее в своей жизни.
Женщинам после абьюза стоит принять тот факт, что никакой суперсильной, очень умной и всемогущей тетки нет и в помине:
«Травма — это опыт полной беспомощности. Она представляет собой своего рода нападение на нашу личностную организацию, что делает для человека невозможным переработку такого опыта привычным способом. Психическое равновесие нарушено, и Эго больше не функционирует привычным способом.. […]
Травмы, которые продолжаются годами, такие, как сексуальное насилие в семье, могут уничтожить личность[…]
Например, утверждают, что психическая конституция взрослых позволяет им блокировать чувства и ограничить свое восприятие, чтобы защитится. Наличие защитных механизмов также препятствует слишком большой регрессии Эго, в то время, как при детских травмах регрессии, как правило, приобретают масштабы угрожающие жизни. […]
Не выдерживает критики точка зрения, что структура личности, существующая до травмы, якобы имеет решающее значение для преодоления стресса. Холокост, например, разрушил все детские воспоминания, в том числе о безопасном детстве, которые должны были сохранить свое позитивное влияние. Всем интернализированым ценностям был причинен ущерб, и все объектные отношения изменились. Отсюда следует, что особенности личности до Холокоста никакого влияния на посттравматическую ситуацию не оказали.» (с) Урсула Виртц «Убийство души»
Женщина, выходящая из абьюза обязана беречь себя, как новорожденного ребенка и восстанавливать себя так же заботливо и прилежно, как еле выжившего после тяжелейшей операции больного!
«— На что мне безумцы? — сказала Алиса.
— Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не в своём уме — и ты, и я.
— Откуда вы знаете, что я не в своём уме? — спросила Алиса.
— Конечно, не в своём, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась? » (с) «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл
» Ты знаешь, кто ты? Ты знаешь, что с тобой произошло? Ты хочешь дальше так жить?» (с) Кристиня Янг «Анатомия страсти»
femina-vita.livejournal.com
Магическое мышление — это… Что такое Магическое мышление?
Магическое мышление — характерная для примитивных ступеней развития человека и общества вера во всемогущество мыслей. Суть магического мышления состоит в убеждении, что мысли всемогущи и способны сами по себе менять физическую реальность:
У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет.
— З. Фрейд. «Тотем и табу»
В религии
В главе «Анимизм, магия и всемогущество мысли» трактата «Тотем и табу» (1913) Зигмунд Фрейд высказывает гипотезу, что именно магическое мышление лежит в основе анимизма, религии и народных суеверий, а также, возможно, искусства. Отправление определённого ритуала (жертвоприношения, молитвы) или соблюдение табу, по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия — на демонстрации полового акта. Примитивные люди как бы «играют в дождь». При этом «расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное»:
В некоторых частях Явы, когда приближается время цветения риса, крестьянин и крестьянка отправляются ночью в поля, чтобы побудить рис к плодородию примером, который они ему подают. Если охотник-гиляк преследует в лесу дичь, то его детям, оставшимся дома, запрещено делать чертежи на дереве или на песке. В противном случае следы в густом лесу могут так же спутаться, как линии рисунка, и таким образом охотник не найдет дороги домой.— З. Фрейд. «Тотем и табу»
В психиатрии
Подобная же переоценка силы желаний и мыслей, по Фрейду, наблюдается у детей, а также при психических расстройствах, напр., у невротиков, которые старательно избегают определённых мыслей, опасаясь, что они приведут к неблагоприятным последствиям в реальности вроде болезни, смерти и т. п. («как бы не сглазить»). Фрейд приводит пример женщины, которая втайне от себя желает смерти мужа, но подсознательно вытесняет эти желания. По ассоциации эти вытесненные мысли окрашивают смежные. Однажды женщина требует, чтобы муж выбросил отточенную в лавке цирюльника бритву
так как она-де открыла, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т. п. Благодаря упомянутому намерению его бритва вступила в неразрывную связь с ее мыслью о смерти. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запрещением употреблять бритву, потому что для этого было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк, какого-нибудь человека в траурной одежде или женщину с погребальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы во всяком случае поймать добычу. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой… было, разумеется, ее противодействие окрашенному в приятное чувство представлению, что ее муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.— З. Фрейд. «Тотем и табу»
В эстетике
О значении магического мышления для литературы и искусства Фрейд писал в статье 1919 года «Жуткое». Французский психоаналитик Октав Маннони в 1969 году объяснил с помощью магического мышления ряд парадоксов эстетики. Например, популярность фильмов ужасов и ряда других жанров объясняется тем, что несмотря на то, что основные их ходы и приёмы заранее известны зрителю, и несмотря на то, что он прекрасно осознаёт нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского» анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному, Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, но тем не менее…» (Je sais bien, mais quand meme…)
Литература
- Mannoni, Octave. Clefs pour l’imaginaire ou L’autre scène. Èditions du Seuil, 1969.
dic.academic.ru
Магическое и мистическое мышление — Психолог-консультант — LiveJournal
Не так давно мой коллега Павел Зыгмантович выложил серию заметок о детском и магическом мышлении и о том, почему не работает «трансерфинг реальности». Ознакомиться можно здесь: часть 1, часть 2, часть 3.Было интересно, обещал написать ответ, что и выполняю. Кому интересно — пожалуйте …
Я специально дождался третьей заметки, так как предполагал, что она в значительной степени сгладит впечатление от несколько провокационных первых двух. Поэтому по сути спорить уже особо не с чем, но есть что добавить.
1. Против чего же мы «против».
Мне кажется что не корректно отождествлять детское мышление, магическое мышление и инфантилизм — это три разных категории. Детское мышление — хорошо, потому что это необходимый этап развития ребенка. Когда оно остается во взрослом возрасте — это инфантилизм. Не обязательно инфантилизм должен сопровождаться магическим мышлением, и не обязательно магическое мышление должно быть инфантильным. Это как теплое и мягкое — разные категории. К слову сказать — инфантильное мышление вполне возможно и в рамках естественно-научного подхода. А вот (британские) учёные выяснили, что… и поэтому теперь я буду…..
Насколько я понял — Павел как всегда против инфантилизма, то есть за отвественность и осознанность. Вот и договорились.
2. Какие бывают мышления.
Тип мышления который Павел называет взрослым, я бы определил как естественно-научный или позитивисткий. На нем стоит нынче наша цивилизация и я полностью приветствую его в этом качестве. Я тоже против средневековья и мракобесия. Государство у нас светсткое — честь ему за это и хвала. А поскольку оно ещё и допускает свободу совести и верований, то каждый лично может выбирать тот тип мышления, который ему ближе. Потому что естественно-научный тип мышления хорошо работает в рамках большой группы людей — им просто договориться друг с другом на общей основе и при этом оставить достаточно свободы, но не вполне удовлетворяет потребностям индивида.
Например у этого типа мышления куча минусов. Начиная с того, что наука жутко костна и неповоротлива, и все научные прорывы — это почти всегда результат одиночки противопоставляющего себя общепринятой системе научных взглядов, а не результат консенсуса ученых мужей. Да, достижения в медицине благодаря науке уникальны, при этом система медицины — это машина, жестко перемалывающая индивида в соответствии с ограниченными возможностями сегодняшнего дня. Все бы этим хирургам резать — я дам таблеточку и само отвалится. Научное мышление говорит о потенциальной способности познать все в мире с помощью разума. Мне приятнее считать, что мир — это огромная непознаваемая тайна, частью которой является и человек.
И здесь мы подходим к магическому мышлению и мистическому мышлению. Я специально разделяю их, потому что они действуют по-разному.
Магическое мышление — это изменить что-то внутри себя (настроение, понимание и т.д.) для того, чтобы изменилась внешняя ситуция. Это можно объяснять как угодно — страшными эзотерическими словами, или психологическими явлениями выборочности восприятия, НЛП-ерскими «фильтрами» или любым другим научным или квазинаучным бредом. Все равно все это лишь слова и мы можем лишь догадываться со своей колокольни знаний и верований о том, как это действует. Любой, кто скажет — «я точно знаю, что это работает потому-то и только поэтому» — в лучшем случае просто врет себе.
Если мы оказываемся от магического мышления и опирамся только на научное, то мы также вынуждены отказаться от таких его бонусов как интуиция, (часто не обоснованная рациональными фактами) вера в себя и свою удачу и т.д. и т.п. Психосоматика, к слову сказать — типичный пример магического мышления. Значительня часть психологии в самом строгом смысле слова — ненаучна и опирается на магическое мышление (уж по крайней мере везде, где фигурирует «бессознательное», «архетипы», «субличности» и т.п.)
Если в магическом мышленим человек опирается в первую очередь на свою силу и свои действия, то в мистическом — на веру и помощь Бога (богов). И если мы отказываемся от мистического мышления — мы вынуждены отказаться от той силы, которую вера может дать человеку. Здесь что называется — без комментариев.
3. Хорошо-плохо.
Я очень благодушно отношусь к всевозможным верованиям. «Каждый выбирает для себя — женщину, религию, дорогу». Вот и пускай выбирают — по крайней мере до тех пор, пока остаются в рамках правового пространства. Даже у самой нелепой идеи, как показывает практика, найдутся последователи. Если им это помогает — да сколько угодно. Помогает трансерфинг — пускай трансёрфятся, ничего не имею против. Только за.
4. Работает или не работает.
Магическое, как и мистическое мышление — работает. Пользовались ими испокон веков и ещё столько же веков пройдет после нас — будут пользоваться. И дети и взрослые. И солидные бизнесмены с заводами и пароходами в том числе. По поводу криво — есть гипотеза, что это как раз когда есть примесь инфантилизма. Теперь поясню как это.
Инфантильный подход, это когда я чтобы например получить деньги — не предпринимаю совершенно ничего кроме того, что вешаю на стену китайскую монетку или закрываю отныне крышку унитаза. Моля о выигрыше — не покупаю свой «лотерейный билет» и отвергаю лодку и вертолет, моля о спасении.
Взрослый подход — когда я знаю (или в каком-то случае — предполагаю) что определенный настрой, ритуал или молитва могут помочь мне. Пускай они добаваят хоть толику уверенности в себе или удачи, или чутья в выборе наиболее правильного момента для решающего действия… Если я практичный человек — я этим воспользуюсь.
И потом уже неважно, что помогло мне, например выздороветь: таблетка врача, психосоматика, аффирмация, гомеопатия или руки друга, практикующего третью ступень рейки. Вероятно я никогда не узнаю что из этого сработало или возможно все работало в комплексе — но результат есть, и это меня устраивает. Объяснять это только чем-то одним и ни чем другим — значит возвращаться в инфантилизм и одевать те или иные линзы.
Таким образом критерий инфантилизма — принятие желаемого за действительное, подгонка фактов или обман себя. Критерий взрослости — честность с собой (сделать все необходимое) и открытость к восприятию других взглядов на мир, себя, проблему и т.д. Зашориться кстати можно вполне и в естественно-научных взглядах.
Опять же не так важно, откуда осуществляется вход в магическое мышление — им все равно пропитано все вокруг… Кто-то эмпирическим путем определил что определеный настрой или действие для него работают. Другой верит в мудрость предков, отмечавших, например, определенные этапы жизни и года теми или иными ритуалами. Третьему знание передается от родителей и их родителей и т.д. Для кого-то обряды — часть его веры. В конце концов неизвестно, что бы было с нами если бы например инок Александр Пересвет поколебался в своей вере.
Ну и наконец — я разворачиваю картину сейчас исключительно в практическом ключе, оставляя за скобками то, какое упоительное чувсто просто ощущать себя ребенком на руках Бога. Или как удивительно замечать, что работают в жизни те или иные изменения, произошедшие в сознании. И как душно порой бывает в плену естественно-научных объяснений, которые явно не удовлетворяют сознание, избегая ответов на самые важные вопросы, и т.д. и т.п
5. Полесловие
Я, как и Павел — чрезвычайно негативно отношусь к моментам, когда магическое мышление начинает использоваться в рамках государства. Потому что это право индивида, но не структуры. Как и вера: пока она в сердце — это прекрасно, но когда становится государственной доктриной — ничего хорошего ждать не приходится. Но, возвращаясь к событиям в Киргизии… Это, мне кажется, запоздалое постсоветское «средневековье» пришло. Вспомните, ведь и у нас не так давно Чумак с экранов всех телевизоров страны «крэмы» заряжал. Это конечно мракобесие, но кто мы такие, чтобы лишать их этого «детства» нации — пускай прочищают свои солнечные чакры. Все проходит — и это пройдет.
kvidan.livejournal.com
Магическое мышление — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Маги́ческое мышле́ние — убеждение о возможности влияния на действительность посредством символических психических или физических действий и/или мыслей[1].
У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путём, должно произойти только потому, что он этого хочет.
В религии
В главе «Анимизм, магия и всемогущество мысли» трактата «Тотем и табу» (1913) Зигмунд Фрейд высказывает гипотезу, что именно магическое мышление лежит в основе анимизма, религии и народных суеверий, а также, возможно, искусства. Отправление определённого ритуала (жертвоприношения, молитвы) или соблюдение табу, по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия — на демонстрации полового акта. Примитивные люди как бы «играют в дождь». При этом «расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное»:
В некоторых частях Явы, когда приближается время цветения риса, крестьянин и крестьянка отправляются ночью в поля, чтобы побудить рис к плодородию примером, который они ему подают. <…> Если охотник-гиляк преследует в лесу дичь, то его детям, оставшимся дома, запрещено делать чертежи на дереве или на песке. В противном случае следы в густом лесу могут так же спутаться, как линии рисунка, и таким образом охотник не найдет дороги домой.
В психиатрии
Ещё Фрейд отмечал сходство подобной переоценки силы желаний и мыслей с наблюдаемой у детей, а также при психических расстройствах, например, у невротиков, которые старательно избегают определённых мыслей, опасаясь, что они приведут к неблагоприятным последствиям в реальности вроде болезни, смерти и т. п. («как бы не сглазить»). Фрейд приводит пример женщины, которая втайне от себя желает смерти мужа, но подсознательно вытесняет эти желания. По ассоциации эти вытесненные мысли окрашивают смежные. Однажды женщина требует, чтобы муж выбросил отточенную в лавке цирюльника бритву
так как она-де открыла, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т. п. Благодаря упомянутому намерению его бритва вступила в неразрывную связь с её мыслью о смерти. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запрещением употреблять бритву, потому что для этого было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк, какого-нибудь человека в траурной одежде или женщину с погребальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы во всяком случае поймать добычу. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой… было, разумеется, её противодействие окрашенному в приятное чувство представлению, что её муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.
В психиатрии магическое мышление считается нормальным у детей до 3—5 лет и представителей «примитивных» культур[1]. Магическое мышление часто встречается при расстройствах шизофренического спектра. В частности, в Международной классификации болезней 10-пересмотра (МКБ-10) и в американском Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам 5-го издания (DSM-5), магическое мышление указано как один из симптомов шизотипического расстройства[5][6].
В эстетике
О значении магического мышления для литературы и искусства Фрейд писал в статье 1919 года «Жуткое». Французский психоаналитик Октав Маннони в 1969 году объяснил с помощью магического мышления ряд парадоксов эстетики. Например, популярность фильмов ужасов и ряда других жанров объясняется тем, что несмотря на то, что основные их ходы и приёмы заранее известны зрителю, и несмотря на то, что он прекрасно осознаёт нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского» анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному, Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, но тем не менее…» (фр. Je sais bien, mais quand même…).
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Жмуров В. А. Магическое мышление // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2 изд. — М.: Джан-гар, 2012. — 864 с.
- ↑ Фрейд, 2009, с. 202.
- ↑ Фрейд, 2009, с. 194.
- ↑ Фрейд, 2009, с. 230—231.
- ↑ Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — С. 123. — ISBN 5-86727-005-8.
- ↑ American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). — Arlington, VA: «American Psychiatric Publishing», 2013. — P. 655. — 992 p. — ISBN 978-0-89042-554-1. — ISBN 978-0-89042-555-8. — ISBN 0-89042-554-X.
Литература
Ссылки
wikipedia.green