Максим Горький — Моя соционика
Максим Горький – один из представителей социотипов, относится к логико-сенсорным интровертам (ЛСИ).
Основные принципы характера и поведения
- Дело всегда ставит выше настроения, подходит серьезно к любой работе;
- Ответственный, человек, на которого всегда можно положиться;
- Не боится трудностей, жизненные неурядицы не способны вывести его из строя;
- Требовательно и со всей ответственностью подходит к любым поручениям, желает такого же поведения от подчиненных;
- Реалист, витание в облаках – не для него;
- Во время спора доказывает правоту путем тщательно собранных реальных данных;
- С малознакомыми людьми обычно ведет себя сдержанно, учтиво, интеллигентно, а вот с родными людьми проявляет больше нетерпения и жесткости;
- Считает, что теми навыками, которыми он обладает, должны быть награждены и другие люди;
- Всегда верен своим идеалам, крах убеждений приводит к легкой депрессии;
- С недоверием относится к людям, о которых имеет мало информации.
Максим Горький – мужчина
Это надежный и верный парень с военными замашками, любовью к порядку, прямой спиной и приятной внешностью. Лицо мужественное, внушает доверие и уважение. Предпочитает короткие стрижки. Суетливость – не знакомое для него чувство, он предпочитает вести себя сдержанно и спокойно.
В диалогах поддерживает только интересные для себя темы, не станет пустословить из-за вежливости. Душой компании его тоже нельзя назвать. Обладает системным мышлением, поэтому для конструктивного диалога ему необходимо дать какую-то интересную базу, под которую он проведет логические цепочки и разложит всю информацию по полочкам.
И хоть душой компании не является, повеселиться все же любит. Если собеседник начнет шутить, Горький обязательно поддержит тему, начнет тоже веселиться и перейдет на тропу юмора. Еще, у такого, казалось бы, черствого человека, очень добрая душа, его легко разжалобить и нередко можно увидеть приступы внезапной доброты и сочувствия.
Самое большое желание у данного социотипа – чтобы в его жизни не было хаоса, вокруг было все спокойно, мирно и просто. Он не любитель лишней суеты. Весьма болезненно переживает резкое изменение планов, или если что-то идет не так, как он задумал. Зачастую неприятности происходят из-за его неумения рассчитывать наперед, а чужие советы он слушать не станет.
К посторонним людям относится с большим недоверием, но если вдруг тема в беседе зайдет о семье и быте, тогда Максима будет сложно остановить. Потом после таких откровений он обычно очень жалеет, из-за чего в будущем становится еще более скрытным. Зато родным людям очень повезло, с таким родственником не страшны никакие беды, он всегда готов помочь и стать на защиту.
Увлекаются коллекционированием и историей. Во время ссор и споров очень не любят проявлять свою физическую силу, всегда стараются урегулировать конфликт с помощью конструктивного диалога, но если не получается, в ход идут кулаки, а удар у него обычно очень крепкий.
Максим Горький – женщина
Девушки данного типа всегда следят за своей фигурой, на вид стройные, подтянутые и обычно невысокого роста. Серьезное выражение лица.
Предпочитает строгие образы, испытывает слабость к униформам. Не любит выделяться среди окружающих, поэтому выбирает приглушенные оттенки в одежде.
Предсказуема она не только в выборе нарядов, но и поведении, от нее не стоит ожидать экстравагантных поступков и неожиданных сюрпризов.
Очень обаятельная и нежная, особенно, если ей от вас что-нибудь нужно. Умеет поддержать разговор и обладает хорошим чувством юмора. Но при этом стоит помнить, что это только внешняя оболочка, на деле внутри у этой дамы крепкий металлический стержень, который она показывает при надобности.
Такая девушка никогда не будет инициатором отношений, даже если ей кто-то понравится, она сделает все, чтобы он сам подошел и первый проявил инициативу. Ей нравятся ухаживания, внимание и романтические проявления со стороны мужчин.
У девушки этого типа очень высокая планка доверия и дорасти до нее сложно. Порой она не доверяет даже самой себе, потому что утром в голове одни мысли и желания, а к вечеру все кардинально меняется.
Она не терпит неопределенности, мужчины, которые напускают на себя маску загадочности, то появляясь, то пропадая, чтобы «подогреть» к себе интерес, на деле будут только раздражать девушку, и она спокойно вычеркнет их из своей жизни.
Планирование – ее страсть, она планирует все, начиная от покупок и дел на день, заканчивая чертами будущего мужа и семьи, и очень огорчается, если что-то идет не так, как она хочет. При этом поверьте, если она что-то задумала, эта мысль нескоро уйдет из ее головы.
Из девушки-Максим Горький получается строгая, но справедливая мама, она в меру балует своих детей, но и не позволяет им вольностей.
Испытывает большое чувство долга и ответственности во всем, за что берется, именно поэтому занимает передовые позиции в учебе и работе.
Представительница данного типа очень любит веселье и атмосферу праздника, поэтому не пропускает дни рождения и интересные мероприятия. Так что, если кто-то захочет ее удивить – необходимо взять в руки охапку цветов, шариков и устроить настоящий праздник.
Социотип Максим Горький является врожденным контролером и инспектором. Две основных функции:
- Рациональность – предпочитает жить без неожиданностей, все планировать заранее и следовать четким указаниям;
- Интровертность – скромный, замкнутый, сдержанный, но все это до поры до времени. Близкие люди знают все грани веселости и хорошего настроения данного социотипа.
Признаки Рейнина | Соционика и другие типологии
- Skip to content
Фильтр по заголовку
Количество строк: 5101520253050100Все
1 | Алгоритм построения аспектов (Ефремов) | admin | 4977 |
2 | Аспекты общего типа (Ефремов) | admin | 2677 |
3 | Беспечность — предусмотрительность (Аушра) | admin | 6808 |
4 | Беспечность — предусмотрительность (Стратиевская) — Часть 1 | admin | 6026 |
5 | Беспечность — предусмотрительность (Стратиевская) — Часть 2 | admin | 8677 |
6 | Беспечность — предусмотрительность (Стратиевская) — Часть 3 | admin | 6635 |
7 | Беспечность — предусмотрительность (Стратиевская) — Часть 4 | admin | 2320 |
8 | Беспечность — предусмотрительность (Стратиевская) — Часть 5 | admin | 5122 |
9 | Векторная модель интертипных отношений (Ефремов) — Часть 2 | admin | 4400 |
10 | Векторная модель интертипных отношений (Ефремов) — Часть 1 | admin | 4494 |
11 | Вероятностное типирование с помощью признаков Рейнина (Касюков) | admin | 4426 |
12 | Весёлость — серьёзность (Аушра) | admin | 5232 |
13 | Весёлость — серьёзность (Стратиевская) — часть 1 | admin | 5864 |
14 | Взаимозависимость признаков Рейнина (Осипов) | admin | 6584 |
15 | Вступление (Аушра) | admin | 4322 |
16 | Группа биполярных признаков (Рейнин) | admin | 3579 |
17 | Демократия — аристократия (Аушра) | admin | 5566 |
18 | Дискуссия о признаках Рейнина | admin | 4160 |
19 | Дихотомические разбиения социона (Ефремов) | admin | 3607 |
20 | Дихотомическое разбиение аспектов (Ефремов) | admin | 3888 |
21 | Дуализирующие признаки (Аушра) | 7852 | |
22 | Информация о конференциях | admin | 2640 |
23 | К вопросу о критике признаков Рейнина (Саенко) | admin | 2385 |
24 | Калькулятор Девяткина (Девяткин) | admin | 3969 |
25 | Калькулятор Морозова-Прошкина | admin | 7380 |
26 | Квестимность — деклатимность (Аушра) | admin | 6606 |
27 | Квестимность — деклатимность (Трехов) | admin | 3000 |
28 | Квестимность – деклатимность (Девяткин, Клеопов) | admin | 3332 |
29 | Квестимы. «Знаки судьбы» и альтернативные ниши (Стратиевская) | admin | 2684 |
30 | Конструктивизм — эмотивизм (Аушра) | admin | 6984 |
31 | Конференция НИИ соционики | admin | 3253 |
32 | Краткие описания Рейнина (Рейнин) | admin | 3171 |
33 | Краткое описание признаков Рейнина (Прокофьева) | admin | 9968 |
34 | Левые (результат) — правые (процесс) (Аушра) | admin | 6365 |
35 | Математическое представление интертипных отношений (Гут) | admin | 4343 |
36 | Обобщенная соционика (Ефремов) | admin | 2057 |
37 | Определение ТИМа Аркадия Стругацкого по признакам Рейнина (Засед) | admin | 3208 |
38 | Ответ на статью «Мифы признаков Рейнина» (Хрулёв) | admin | 3971 |
39 | Ответ на статью «О смысловом содержании признаков Рейнина» (Рейнин) | admin | 1809 |
40 | Отношения Рейнина (Лытов) | admin | 5240 |
41 | Отношения Рейнина: как из 16 сделать 81 (Лытов) | admin | 4122 |
42 | Позитивизм — негативизм (Аушра) | admin | 4743 |
43 | Позитивизм — негативизм (Стратиевская) — Часть 1 | admin | 10550 |
44 | Позитивизм — негативизм (Стратиевская) — Часть 2 | admin | 4163 |
45 | Позитивизм — негативизм (Стратиевская) — Часть 3 | admin | 4483 |
46 | Признак Рейнина «Правые – левые» (Маркетова, Князев) | admin | 3915 |
47 | Признаки или «призраки»? (Лытов) | admin | 2430 |
48 | Признаки Рейнина | admin | 6744 |
49 | Признаки Рейнина для аспектов и ТИМов (Трехов) | admin | 5435 |
50 | Признаки Рейнина и коммуникативные уровни (ШГС) | admin | 3472 |
51 | Признаки Рейнина и модель «Т» (Таланов) | admin | 1993 |
52 | Признаки Рейнина с точки зрения математики (Хрулёв) | admin | 2944 |
53 | Признаки Рейнина: вопросы и ответы (Лытов) | admin | 7261 |
54 | Признаки Рейнина: что миф, а что реальность (Трехов) | admin | 3533 |
55 | Признаков Рейнина не существуют? (Таланов) | admin | 6285 |
56 | Рассудительность — решительность (Аушра) | admin | 4460 |
57 | Рассудительность — решительность (Стратиевская) — Часть 1 | admin | 7652 |
58 | Рассудительность — решительность (Стратиевская) — Часть 2 | admin | 3282 |
59 | Рассудительность — решительность (Стратиевская) — Часть 3 | admin | 2732 |
60 | Рассудительность — решительность (Стратиевская) — Часть 4 | admin | 4101 |
61 | Резюме (Аушра) | admin | 2019 |
62 | Соотношение внутреннего и внешнего силового баланса между квестимом и деклатимом (Стратиевская) | admin | 3142 |
63 | Социон как группа (Ефремов) | admin | 2816 |
64 | Специальные логические функции | admin | 5105 |
65 | Статика — динамика (Аушра) | admin | 5857 |
66 | Статика — динамика (Чаур) | admin | 13805 |
67 | Стремление к тотальному доминированию и другие «приоритетные права» деклатимов (Стратиевская) | admin | 3768 |
68 | Существует ли признак “статика-динамика”? (Павлов) | admin | 5967 |
69 | Таблицы умножения (Ефремов) | admin | 2406 |
70 | Тактика — стратегия (Аушра) | admin | 6820 |
71 | Творческий потенциал квестима и деклатима (Стратиевская) | admin | 3386 |
72 | Типологический подход к степени измерению степени дифференциации (Рейнин) | admin | 1681 |
73 | Типология Юнга как математический объект (Рейнин) | admin | 2163 |
74 | Уступчивость — упрямство (Аушра) | admin | 5639 |
75 | Уступчивость — упрямство (Стратиевская) | admin | 14001 |
76 | Экспериментальное исследование признаков Рейнина (Таланов) | admin | 5179 |
Воспоминания о Максиме Горьком – Harvard Gazette
В 1895 году русский журналист Алексей Максимович Пешков, бывший ученик сапожника, бросивший школу в 10 лет, принял новое имя: Максим Горький.
После этого литературная слава пришла к этому самоучке, свежеголосому внуку волжского лодочника. Горький — имя означает «горький» — умел рассказывать истории, запоминал все, что читал или слышал, и обладал энергией десяти человек.
«Горький учился литературе на бегу, — писал русский критик Борис Эйхенбаум, — и входил в нее со смелостью, привитой самой природой».
За ним тоже было привлекательное сумасшедшее одеяло профессий — старьевщик, пекарь, грузчик, маляр, садовник, рыбак, помощник повара на корабле, революционный активист. Это была вся вода для романтики, которую Горький, 27 лет, должен был написать в своих рассказах и пьесах — и в видении своего собственного пролетарского происхождения.
«Он изобрел имя, и оно зажило собственной жизнью», — сказал Дональд Фангер, почетный профессор литературы Гарвардского университета имени Гарри Левина. Он автор новой книги о Горьком, которая, как он надеется, переориентирует внимание на литературного деятеля, в значительной степени забытого за пределами России, чьей славы 100 лет назад было достаточно, чтобы его изображение попало на пачки сигарет и открытки и сделало его кандидатом на Нобелевскую премию в области науки и техники. литература.
Фангер — давний исследователь выдающихся писателей 19-го и 20-го веков, личностей, которые до сих пор пользуются литературным резонансом.
Интерес к Горькому пришел к нему в конце его научной жизни, сказал Фангер, обнаруживший, что истинный гений Горького заключается не в рассказах, романах и пьесах, получивших похвалу при его жизни.
— По большому счету, он не тот художник, каким был Толстой, или Чехов, или Гоголь, или Достоевский, или Тургенев, — сказал Фангер.
Гений Горького, по его словам, был как мемуарист, автор ярких очерков о многих литературных и нелитературных деятелях, которых он знал в своей странствующей жизни.
Главным среди этих сверкающих полированных фрагментов являются его «Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом», искусный монтаж сцен и разговоров на любимые темы великого человека — «Бог, крестьянин и женщина». Он запечатлел автора «Войны и мира» и «Анны Карениной», как ни один другой литературный портрет, сказал Фангер.
Он был опубликован в 1919 году, почти через десять лет после смерти Толстого, и переведен на английский два года спустя. Критик Альфред Казин назвал это «несомненно одним из самых прекрасных произведений, когда-либо написанных одним человеком о характере другого».
Книга Фэнгера «Горький Толстой и другие воспоминания» (Yale University Press, 2008) предлагает новый перевод мемуаров Толстого, который не издавался в течение трех десятилетий, и добавляет читателю богатую историческую и литературную основу.
Смерть Толстого в 1910 году была «ударом в сердце» для Горького, который изобразил его «лежащим в гробу, как гладкий камень на дне ручья. …»
«Я помню его глаза — они все видели — и движения его пальцев, которые всегда как бы лепили что-то из воздуха», — писал скорбящий Горький, мастер физических деталей и всю жизнь изучающий лица. , акценты и манеры.
Книга в конце концов превратилась в нечто большее, чем просто возрождение мемуаров Толстого, сказал Фангер, который согласился дать интервью в своем солнечном, заставленном книгами кабинете в библиотеке Уайденера. Он перевел и добавил четыре связанных воспоминания Горького, в том числе одно о Чехове.
«Чехов всю жизнь прожил, растратив капитал своей души, — писал Горький о своем застенчивом и скромном друге, умершем в 1904 году. — Он всегда был самим собой, внутренне свободным».
По мере того, как концепция Фангера продолжала развиваться, он добавлял и переводил отрывки из «Фрагментов из моего дневника» Горького (1924) — «полированные фрагменты», — писал Фангер, — которые «составляют новый гибридный литературный жанр — фрагментарный, мгновенный, непосредственный по своему действию».
Окончательное современное исследование Горького еще предстоит предпринять, сказал Фангер, теперь, когда в России публикуются давно замалчиваемые документы и ранее табуированные аспекты его личной и общественной жизни, наконец, открыты для исследования.
«У меня есть призрачные очертания Горького в гораздо более широком масштабе, который видит в нем фигуру, абсолютно уникальную для своего времени и в то же время в высшей степени репрезентативную для него», — сказал Фангер. «О нем мало что написано на английском. Даже как научный предмет он сильно отстает от большинства русских писателей».
В завершение своей книги Фангер отобрал и перевел очерки самого Горького, написанные четырьмя его литературными современниками. Произведение критика и историка литературы Владислава Ходасевича, как отметил Фангер, «столь же блестяще и столь же показательно, как и собственные мемуары Горького о Толстом — прекрасное чтение».
Другой пример — проницательный анализ Эйхенбаумом уникальности Горького как русского писателя, написанный накануне возвращения Горького в Советский Союз в 1928 году.
Горький был больше, чем писатель. В свое время он был политическим и общественным деятелем и стал чем-то вроде национального учреждения.
Посетители и просители толпились в каждом доме, который занимал Горький, особенно в первые послереволюционные годы, когда не хватало работы и еды. Горький, давний друг Ленина, «спас в те годы от голодной смерти огромное количество художников и интеллигенции — более двух тысяч только в Петрограде», — сказал Фангер. В городе без электричества, трамваев и еды он позаботился о раздаче еды, одежды, лекарств и топлива.
Ленин и Горький использовали друг друга в своих целях; то же самое было со Сталиным и Горьким, но с меньшим успехом для писателя. Когда он навсегда вернулся в Россию в начале 19 в.В 30-е годы ему подарили особняк в Москве, две дачи и, по слухам, бездонный авансовый счет.
Его также неустанно прославляли. Его родной город Нижний Новгород был переименован в «Горький» в его честь вместе с «десятками школ и заводов», пишет Фангер во вступлении к книге. Имя Горького также было присвоено МХАТу, Институту мировой литературы АН и главной магистрали Москвы.
Но за славу приходится платить. В последние годы жизни Горький жаловался на фактический «домашний арест» Сталина, который к 1935 получил от великого писателя все, что хотел.
До сих пор неясно, насколько Горький понимал тогда свое собственное положение или положение своей страны. «У него был огромный дар верить в то, во что он хотел верить, — сказал Фангер, — и не видеть того, чего он не хотел видеть».
Он имел тенденцию портить свои произведения дидактическим оформлением, но мемуары отличаются от них, сказал Фангер. Они избегают пожизненной преданности Горького «правде», которая, как он считал, может и должна существовать, той вдохновляющей «правде», от которой хочется пойти и изменить мир».
Воспоминания Горького также многое говорят нам о самом мемуаристе, — сказал Фангер. «Эта удивительная изобретенная вещь, носящая имя Максима Горького, может оказаться его величайшим и самым долговечным творением».
Англия и русская революция Максим Горький 1907
Англия и русская революция Максим Горький 1907Максим Горький 1907
Англия и русская революция
Источник: Социал-демократ , Vol. XI № 7 19 июля07, стр. 420-424;
Расшифровано: Тед Кроуфорд.
В «Нации» появилось следующее письмо Максима Горького: —
Сэр, — Вы спрашиваете моего мнения о предполагаемом сердечном согласии с Россией и о желании русского правительства занять деньги в Англии; Вы также желаете знать, каково, по моему мнению, влияние такого согласия на цивилизацию в России.
Я хотел бы, чтобы вы рассмотрели эти вопросы с точки зрения людей, убежденных в том, что человеческий разум наконец восторжествует над животным инстинктом, еще слишком могущественным в современном европейском обществе. Эта точка зрения, конечно, не может быть чуждой и непонятной для Англии, нации древней цивилизации, и для англичан, столь гордых своей любовью к справедливости.
Представьте себе следующую ситуацию; У вас есть сосед, распорядитель крупного предприятия и глава большой семьи; но он дегенерат, эгоистичный, как животное, и в равной степени невежественный в самих принципах справедливости. Он неспособен к работе и руководствуется исключительно инстинктом самосохранения. Помимо этого инстинкта, у него нет ни цели, ни представления о долге. И вот, его бизнес в беспорядке и на грани банкротства, с каждым днем он, кажется, приближается к разорению все ближе и ближе. Он тиран в своем доме, жестокий и чувственно больной человек, всеми ненавидимый и противный. Но вокруг него стоит толпа людей, духовно живых и жаждущих украсить жизнь своим творчеством, а он мешает им жить и своим слепым деспотизмом подавляет их законные желания. Неспособный к высоким целям, потерянный для всех человеческих чувств, он все еще силен физически. Знание о его приближающемся уничтожении не является для него секретом; напротив, оно вооружает его мужеством отчаяния. У него нет угрызений совести, и он дерется, как дикий зверь. Однако он уже проявляет признаки усталости, и конец, который он так заслужил, близок.
И вот! в этом кризисе человек обращается к вам с криком о помощи, Он надеется с вашей помощью внести некоторый порядок в свои дела и отсрочить час своей окончательной гибели. Он просит у вас денег и предлагает любые проценты, которые вы потребуете, хорошо зная, что не он будет призван заплатить долг.
Поможете ли вы такой одиозной личности, человеку, который сеет на земле жестокость и преступность; кто угнетает всех своей жестокостью, чье единственное желание состоит в том, чтобы продлить безответственное и гнусное существование?
Я не могу себе представить никаких обстоятельств, которые позволили бы вам поддерживать больного тирана, чтобы у него были дополнительные возможности для угнетения сотен, которые от него зависят. Лучшее, что вы можете сделать для такого человека, — это помочь ему добраться до Бедлама, и чем скорее, тем лучше. Оберегать общество от безумия его ненормальных членов — это, я так понимаю, ваша обязанность.
Русские цари, начиная с Павла и далее, были, я думаю, большими фанатиками власти, чем любые другие личности, которым «благодатью Божией» было предназначено управлять судьбами народов.
Замечу также, что уверенность царей в своем праве на престол пошатнулась. Как известно, Павел I, предок нынешних правителей России, убитый дворянами своего двора, был сыном неизвестного отца. Эта мысль мучила его всю жизнь и в конце концов довела до безумия. Этим же сомнением страдал и Александр I – имеет ли он право на свой престол или нет. У Николая I эта неуверенность нашла выражение в жестокости, с которой он подавлял всякое движение против самодержавия. Эти дети отца, убитого дворянами, не могли не бояться заговоров, и этот страх не мог не отражаться на их душевном состоянии. Колебания Александра II. между либерализмом и самодержавием я объясняю тем же сомнением в том, был ли он царем по праву, тем же страхом потерять корону, который преследовал его отца. Александр II. ослабил свою власть, введя сельское и городское самоуправление; но едва он сделал этот шаг, как снова начал укреплять его, так испугался он своего поступка.
Александр III. был ограниченным существом, но по-своему разумным дегенератом, понимающим стоящую перед ним задачу. В течение всего своего царствования он укрепил самодержавную власть, но не понял того, что эта форма правления отжила свое, что такая форма есть помеха прогрессу и вредна для русского народа. Что такое годы его правления, как не действия маньяка власти против права и закона и всего того, что мы называем цивилизацией?
А Николай II, который рабски следует жесткой, глупой и пагубной политике своего отца, является личностью с явными признаками жестокости. Это видно из его заявлений о многочисленных убийствах во время его царствования. Истеричный и немощный, его царствование началось с катастрофы на Чодинском поле; это продолжилось инцидентами 9 января, с Московским восстанием, с военно-полевыми судами и с бесчисленным множеством других актов, противоречащих цивилизации, которые унизили общество и уничтожили тысячи русских.
Обращаю ваше особое внимание на личную психологию последних Романовых, потому что, по моему мнению, она играет очень заметную роль в русской истории. Только так можно объяснить жестокое упрямство Николая II и его борьбу за власть. И состязание навеки толкает его обратно к ретроградному консерватизму, несмотря на очевидную необходимость политической свободы, народного просвещения на широкой и интеллигентной основе, столь важного для духовного и экономического прогресса России.
Нынче положение в России таково: Твой будущий союзник, о! вы, англичане, вы, так гордящиеся своей древней цивилизацией, с головы до ног облиты кровью русского народа, Он изо всех сил и без разбора борется за достижение полной самодержавной власти и за поддержание формы правительства, которое явно устарело. Духовный и экономический прогресс в стране остановился. Самодержавная форма правления полезна и удобна царю только потому, что дает ему неограниченную власть, а бюрократии потому, что позволяет им грабить без ограничений и бесконтрольно.
У людей очень мало образования, но они начинают понимать ценность знаний и жадничают до них. Люди борются за свободу учиться; царя за свободу править, а бюрократию за свободу воровать. Измученные, старые и больные борются с молодыми, которые обещают вложить все свои силы в мирную сокровищницу ума и духа. Борьба имеет общеевропейское значение. Если правительство временно победит, у ваших дверей будет существовать очаг, вокруг которого соберутся всевозможные катастрофы, нравственное влияние которых, несомненно, будет пагубно для развития цивилизации в Европе.
британца! у вас есть выбор сделать. Поддержите ли вы тирана с его сателлитами и их антицивилизационными планами или поддержите растущую молодую демократию, способную к жизни и богатую силой своего духа?
Борьба, несомненно, продлится долго и кончится либо образованием великой русской демократии, либо полным разорением России как политического образования. Я, конечно, знаю, что дело народа не будет поддержано; такого, кажется, еще не было в истории и вряд ли произойдет. Действительно, правительства помогают друг другу держать людей в подчинении.
Разве даже Франция, только недавно вышедшая из гигантской борьбы с самодержавием, в лице своих банкиров — своих господ не простерла руки на помощь русскому царю; и не способствует ли она тем самым варварству, а не цивилизации? Это один из тех поступков, которые история наверняка осудит. И весьма вероятно, что и вы, англичане, пожертвуете деньги на содержание царя и таким образом поддержите руку тирании.
Но в конце концов право восторжествует. Я сам верю в победу справедливости; Я верю в силу русского народа; и Россия, я думаю, либо станет лучшей демократией в Европе, либо рассыплется и рассыплется, как несчастная Польша.
Но я слышу, как вы восклицаете: «У вас есть ваша Дума; у вас есть конституция, и теперь, безусловно, можно добиться своих целей законными средствами».
Мне кажется, вряд ли стоит об этом серьезно говорить. Во-первых, Дума увечна, бессильна и бессильна и, несомненно, скоро будет распущена. Когда государь несколько недель тому назад принимал депутацию черносотенцев, он сказал одному из делегатов, снискавшему себе незавидную репутацию своим нескромным поведением в Думе: «Желаю, чтобы все депутаты в Думе были как ты.»
И опять-таки, едва правительство, принужденное настойчивыми требованиями наиболее интеллигентной части населения, решилось созвать Думу, как оно немедленно организовало менее интеллигентных (тех, кого мы называем хулиганами) и учредило «Союз русского народа», организация, созданная для борьбы против любого ограничения прав царя.
О деятельности «Союза русского народа» вы уже слышали по убийствам Герценштейна и др.; и вы услышите о других убийствах.
Эти факты дают право всякому непредубежденному человеку обвинить русское правительство в искусственном разжигании анархии для защиты своей позиции.
Психологическое воздействие этих погромов, спланированных правительством, должно воздействовать на чувствительный дух современной Европы и должно привести к деградации человечества. Вы слышали, что недавно пятерым попам, депутатам Думы, было приказано либо сложить с себя свои полномочия, либо выйти из партии, к которой они принадлежали.
Этот факт демонстрирует взгляды правительства на свободу личности. Нельзя говорить в одном духе о конституции и о военно-полевых судах, об особых законах, о пытках и о других многочисленных нарушениях закона, совершаемых самим правительством. Как можно примирить все эти вещи?
Нет, не будем говорить о конституции России. В этом отношении даже Персия, кажется, опередила Россию.
Я бы спросил тех англичан, которые выступают за этот союз: с кем вы хотите заключить союз? Есть две России. Один, император Николай, чиновничество и «Союз русского народа» — несколько десятков тысяч низших классов, руководимых злыми и безжалостными людьми; другой — около ста миллионов славян и около пятидесяти миллионов представителей других национальностей, составляющих Российскую империю.