Кризис подросткового возраста 12-14 лет
Фазы кризиса по Выготскому:- Предкризисная – 12 лет. Отмирание старой системы ценностей. Первые признаки полового созревания.
- Кризис – 13-15. Сепарация от родителей, новые интересы, возможности, способы мышления. Идеализация каких-то типажей, некритическая оценка – опасность полной идентификации
с выбранным типажом и во вредных привычках. - Посткризисная фаза. Формируются жизненные ценности и уже определен дальнейший путь, а половое созревание почти закончено.
- Снижение успеваемости.
- Отказ от творческих заданий (и от любой командной работы).
- Повышенная чувствительность в психическом фоне.
- Расхождение между словом и делом (ребенок начинает лгать в лицо).
- Демонстрация своей взрослости, попытки быть наравне со взрослыми.
- Много хобби. Не стоит пугаться, если ребенок постоянно меняет кружки – это первые профессиональные пробы.
Ведущая деятельность в этом возрасте – интимно-личностное общение. Пока это дистантное общение: подростки делятся сокровенными мыслями, секретами, желаниями. Оценка сверстников становится очень важной.
Новообразования возраста:
Если они появились, то перед нами уже не ребенок, а взрослый человек.
- Самостоятельность и независимость. Это не абсолютная независимость, она абсолютна только в личных границах подростка. Ответственность формируется только в рамках социума. Можно задавать вопрос: ты готов взять ответственность за всю нашу семью, за группу подростков? Если да, то я готов говорить с тобой как
со взрослым человеком, если нет, то ты ребенок. - Полоролевое поведение на основе тех моделей, что были в семье. И если мы видим жестокое отношение друг к другу, то однозначно семейные отношения были дисфункциональные, и ребенок именно их отыгрывает на ровесниках. Другие модели полоролевого поведения формируются с возрастом, поскольку идет сексуальное развитие.
- Уверенность и неуверенность на основе самооценки. Подростку важно общаться со сверстниками, соотносить себя с ценностями своей возрастной группы, находить внутренний баланс. Если ребенок общается только с младшими или более старшими людьми, это создает поведенческий паттерн, который может нарушать его самооценку и сохраниться на долгие годы.
- Формируется когнитивная сфера: абстрактное мышление, символическое (формулы, языки), понятийное мышление(ребенок должен уметь классифицировать, приводить аналогии, объяснять термины своими словами), комбинаторные способности. И у девочек, и у мальчиков когнитивная сфера развивается в одном возрасте. Психическое развитие у девочек идет быстрее примерно на 2 года.
Трудный возраст: психологическое здоровье мальчика-подростка. Часть 2
В предыдущей статье мы начали говорить о переходном возрасте у мальчиков, сегодня речь пойдет о характерных чертах, присущим подросткам в это время, и о том, когда следует обратиться к специалисту.
Пубертат у мальчиков проходит по-разному, в силу влияния гормонов на центральную нервную систему всем им в той или иной мере характерны определенные черты личности.
- Эмоциональная нестабильность. Постоянные перепады настроения, раздражительность, агрессивность, неадекватные эмоциональные реакции. Настроение мальчика-подростка способно меняться за доли секунды: от эмоционального возбуждения к плаксивости или агрессии.
- Неадекватная самооценка. Неадекватно завышенная или, напротив, заниженная самооценка – спутник большинства подростков.
- Импульсивное поведение. Мальчики-подростки склонны действовать, реагировать на ситуацию, событие или внутреннее переживание быстро и необдуманно, под влиянием собственных эмоций.
- Доверчивость и наивность. Из-за отсутствия самостоятельности, предыдущего опыта, а главное, большого желания поскорее стать взрослым подростки часто попадают в тяжелые ситуации.
- Негативное отношение к взрослым (родителям, иным родственникам, учителям). У подростка происходит обесценивание взрослых и, соответственно, собственной потребности общаться с ними на равных. Мальчики в пубертатном периоде часто считают, что они умнее и опытнее окружающих их взрослых, поэтому потребности в общении с ними не видят. Часто они ищут замещающих взрослых, с которыми могут общаться на равных, или вовсе уходят в мир собственных фантазий. Подростки часто очень агрессивны в общении со взрослыми, могут демонстративно, резко выражаться в их адрес или закрываться и совсем уходить от общения.
Такое поведение, несмотря на его внешнюю неприглядность, является вариантом нормы. Но существуют состояния подростка, когда необходима помощь специалиста.
В каких случаях необходимо обращаться к специалисту – психологу или психотерапевту?
- Депрессия. Если вы замечаете, что у вашего сына снизилась успеваемость, внимание рассеяно, мотивации к учебе и другим занятиям нет, он часто уходит в себя – это весомый повод обратиться за консультацией к психологу или психотерапевту. Подростковая депрессия — не «блажь» и не «дань моде», а настоящее заболевание, у которого присутствует высокий риск суицида. Такой ребенок нуждается в психологической помощи.
- Тревожные расстройства. Постоянная тревога, боязнь выступлений на публике и просто страх общения отравляют жизнь подростка. Если такое состояние вовремя не скорректировать, существует вероятность, что ребенок перенесет его во взрослую жизнь.
- Дисморфофобия. Одно из самых частых расстройств, свойственных подросткам. Во время пубертатного периода у подростка происходят резкие внешние изменения. Тело становится непропорциональным: конечности длинные, голова большая, может появиться сутулость, полнота или излишняя худоба. Это временные особенности, но часто они очень тяжело переживаются подростком. Ненависть к собственному телу может приводить к тревожным состояниям, депрессии, расстройствам пищевого поведения.
- Переживание травмы или потери. Подростки, как и взрослые, могут переживать тяжелые ситуации: потерю близкого человека, расставание с другом или парой. В отличие от взрослых, подростки испытывают «травматичный» опыт впервые и не умеют правильно на него реагировать. Если такой «горький» опыт не проработать, он будет постоянно отравлять человеку жизнь в будущем.
Кризиса подросткового возраста не нужно бояться. Ваш малыш становится юношей, чтобы в будущем стать мужчиной.
Что может помочь наименее болезненно пережить этот период?
- постарайтесь установить доверительные отношения с ребенком;
- будьте гибкими родителями: будьте готовы меняться сами и менять отношения с вашим взрослеющим мальчиком;
- принимайте его взросление;
- сохраняйте доброжелательные отношения в семье;
- при появлении тревожных сигналов обратитесь к специалисту.
Мальчики в пубертатном периоде очень нуждаются в любви и помощи старших, несмотря на то, что часто отвергают ее. Не переставайте проявлять свою любовь.
Клиника «Смитра» желает Вам удачи, терпения и хороших взаимоотношений в семье!
© 2010-2020 СМИТРА.
Все права защищены. Никакие материалы данного сайта не могут быть скопированы и использованы без письменного разрешения, кроме как для частного, некоммерческого просмотра.
Вехи развития для детей 12-14 лет
Эмоциональные/социальные изменения
Дети этой возрастной группы могут:
- Проявите больше заботы о своем теле, внешности и одежде
- Сосредоточиться на себе; метаться между большими ожиданиями и отсутствием уверенности
- Испытайте больше капризности
- Проявляйте больше интереса и влияния со стороны группы сверстников
- Будьте менее ласковы к родителям; иногда может показаться грубым или вспыльчивым
- Почувствуйте стресс от более сложной школьной работы
- Развитие проблем с питанием
- Чувствуете сильную грусть или депрессию, что может привести к плохим оценкам в школе, употреблению алкоголя или наркотиков, небезопасному сексу и другим проблемам
Думать и учиться
Дети этой возрастной группы могут:
- Больше способностей к сложному мышлению
- Уметь лучше выражать чувства в разговоре
- Развивайте более сильное чувство правильного и неправильного
Когда может потребоваться нейропсихологическое обследование и консультация:
- Ваш ребенок с трудом справляется с организационными задачами, планированием и управлением временем в средней школе.
- Ваш ребенок расстроен дополнительными социальными требованиями средней школы.
- У вашего ребенка особые трудности с письменным производством.
- Ваша потребность в «зависании» и «вертолёте» возросла, чтобы поддерживать прошлый уровень успеха.
- У вашего ребенка не сформировалась основная группа друзей
- Способность вашего ребенка компенсировать легкие нарушения внимания уменьшилась.
- Ваш ребенок исключен из образовательной программы, несмотря на продолжающиеся трудности.
- Процесс выполнения домашнего задания отмечен разногласиями и гневом между вами и вашим ребенком.
- Эмоциональное состояние вашего ребенка становится все более сложным.
- Уверенность вашего ребенка в обучении подорвана.
- Медицинская бригада вашего ребенка выразила беспокойство по поводу того, как его прошлая история может повлиять на обучение.
- Поведение вашего ребенка дома радикально отличается от поведения в школе.
- Успеваемость вашего ребенка значительно снизилась после перехода от преимущественно одного учителя к системе с несколькими учителями.
Положительные советы для родителей
Вот что вы, как родитель, можете сделать, чтобы помочь своему ребенку в это время:
- Будьте честны и прямолинейны со своим подростком, когда говорите о деликатных темах, таких как наркотики, алкоголь, курение и секс.
- Познакомьтесь и познакомьтесь с друзьями вашего подростка.
- Проявите интерес к школьной жизни вашего подростка.
- Помогите подростку сделать здоровый выбор, побуждая его принимать собственные решения.
- Уважайте мнение подростка и принимайте во внимание его мысли и чувства. Важно, чтобы она знала, что вы ее слушаете.
- Когда возникает конфликт, четко обозначьте цели и ожидания (например, получение хороших оценок, соблюдение чистоты и проявление уважения), но позвольте подростку внести свой вклад в то, как достичь этих целей (например, когда и как учиться или убираться).
Понимание развития ребенка: возраст 9-12 лет
В этом возрасте дети все еще мыслят в основном конкретно, но начинают мыслить более абстрактно и о более абстрактных понятиях. Большинство детей надежно способны смотреть на вещи с точки зрения другого человека и благодаря этому могут проявлять искреннее сочувствие к чужому опыту и чувствам. К этому возрасту дети также могут различать факты и фантазии. Они могут стать нетерпимыми к младшим детям и «детским» играм, которыми раньше наслаждались.
На этом этапе дети могут использовать свои способности к логическому мышлению и могут использовать свои вербальные навыки для разрешения разногласий и решения проблем. Трудности и задержки в когнитивных и языковых способностях становятся более заметными и с большей вероятностью вызовут у ребенка социальный дистресс и смущение, которых он может попытаться избежать. Компетентность в решении проблем и в школьных занятиях является «валютой» на этом этапе развития. Трудности с языком или с выполнением школьных заданий будут крайне неприятны для ребенка, поскольку это означает, что он не может «поспевать» так, как этого могут ожидать его сверстники.
Это может привести к поведенческим проблемам, так как детей скорее считают «плохими», чем «тупыми».Дети могут сосредоточиться на своих интересах, и их сильные стороны становятся более очевидными. На этом этапе развития ребенок все чаще может участвовать в более изощренных и сложных разговорах, особенно в сфере своих интересов. Они начинают больше интересоваться фактами и знаниями и испытывают сильную потребность в мастерстве (учиться делать что-то и демонстрировать свои знания).
На этом этапе представление ребенка о самом себе становится все более отчетливым и многомерным, а мастерство и компетентность играют важную роль в представлении ребенка о самом себе. По этой причине может быть полезно определить сильные стороны ребенка и предоставить ему возможности для развития этих навыков, особенно если есть области развития, с которыми ребенок борется. Дети в этом возрасте формируют свою самоидентификацию и в это время все больше интересуются своей семьей и культурным наследием.
Для ребенка этого возраста нормально иметь интенсивные и эксклюзивные отношения «лучший друг», как правило, со сверстником того же пола. К концу этой стадии у детей устанавливаются более тесные отношения с друзьями за пределами их семьи, и влияние их группы сверстников становится сильнее, хотя взрослые остаются для них важным образцом для подражания. Эти дружеские отношения, как правило, основаны на общих интересах, таких как хобби или занятия спортом. Дети обычно охотно присоединяются к клубным мероприятиям, которые связаны с их интересами и дают возможность добиться успеха.
Дети в этом возрасте более надежно способны видеть вещи с точки зрения другого человека. Они становятся более социальными существами, начинают принимать более социальное «мировоззрение» и проявляют более искренний интерес к другим и к окружающему миру. Они также начинают демонстрировать надежно интернализированное чувство совести и «правильное и неправильное». Они обычно не так полагаются на взрослых в подкреплении социальных правил, и их социальные взаимодействия обычно отражают представления о справедливости и потребности других.