§1. Политическое манипулирование: понятие, содержание, история
«В кибернетическую эру личность всё больше и больше подвержена манипуляции. Работа, потребление, досуг человека манипулируется с помощью рекламы и идеологий (…). Человек утрачивает свою активную, ответственную роль в социальном процессе; становится полностью «отрегулированным» и обучается тому, что любое поведение, действие, мысль или чувство, которое не укладывается в общий план, создаёт ему большие неудобства». (Э. Фромм).
О понятии политического манипулирования
Совершенно очевидно, что такие термины, как политическая реклама, политический маркетинг, PR, предвыборная агитация и т. д. и сами по себе, и в соотнесении друг с другом требуют чёткой формулировки. Однако все эти определения, в применении которых обычны неразбериха и путаница, всего лишь элементы общей системы политического манипулирования, и определение этого понятия наиболее важно для различения всего остального. Манипулирование, т. е. скрытое управление, присутствует при всяком взаимодействии между людьми.
Политическое манипулирование — понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности (в основном — к поддержке одних фигур и неприятию других). Политологи-макиавеллисты (надо заметить, что на выводах Никколо Макиавелли базируются многие принципы управления как авторитарных, так и демократических современных государств) считают, что политика и есть искусство манипулирования людьми.
Политическое манипулирование(далее в работе — ПМ) — это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия. Обычно понятию манипуляции придаётся негативный оттенок. Мы постараемся избежать такой оценки и отнестись к феномену политического манипулирования более спокойно — ведь манипулирование в тех или иных формах присутствует в любом обществе, начиная с древнейших и заканчивая всеми современными. С этим приходится считаться. «Манипуляции бывают необходимы и полезны, — пишет А. Цуладзе. — Однако где та грань, за которой заканчивается полезное действие манипуляций? На этот вопрос пока ответа не найдено» [II, 2]. Очевидно, что феномен манипуляции заслуживает самого серьёзного изучения. В первой части главе дипломной работы мы постараемся раскрыть важнейшие теоретические аспекты политического манипулирования с «привязкой» к современной России.
Некоторые черты и принципы политического манипулирования
Для всякого манипулирования характерна некоторая закрытость, иллюзия, невидимый механизм, психологическое воздействие на сознание с целью формирования тех или иных убеждений или предпочтений. С. Кара-Мурза в книге «Манипуляция сознанием» приводит несколько определений манипуляции, сделанных различными учёными. По Г. Франке, это «психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено». Как считает Г. Шиллер, «успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что всё происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Е. Доценко поясняет: «Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем ложно на Пинск — это лишь обман. Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск». Р. Борецкий пишет: «Под пропагандистской манипуляцией следует понимать последовательно и целенаправленно осуществляемое управление массовым сознанием (а через него, в результате — и поведением), обращённое преимущественно к иррациональной сфере восприятия, опирающееся на внушение и ставящее своей задачей предотвращение социальных конфликтов. Или короче: преднамеренное отклонение массового сознания от реальной действительности» [II, 32].
Поясним суть манипуляции на примере простого арифметического фокуса. Человеку предлагается выбрать любое двузначное число (не называя его вслух), сложить каждую из двух цифр, образовывающих это число, и вычесть эту сумму из выбранного числа (пусть читающий эти строки проделает то же самое). Если получившееся в результате число — двузначное, то обе образующих его цифры опять складываются. Теперь манипулируемый должен найти европейскую страну на первую букву получившейся у него цифры и вспомнить большое животное на третью букву в названии этой страны. Разумеется, все эти операции он выполняет молча. И тут манипулятор ошарашивает «подопытного» итоговой фразой: «Носороги в Дании не водятся!» Эффект достигается присутствующей у манипулируемого уверенностью в возможности свободного выбора. Он не понимает, что возможность эта — фиктивная, что какое бы число он ни выбрал, после нескольких операций оно неизбежно превратится в число «9». Дальше — такая же иллюзия выбора: в Европе на «Д» существует только одна страна — Дания, а крупное животное на «Н» для абсолютного большинства — именно носорог (раз на тысячу встречаются оригиналы, называющие нарвала). Манипулируемый уверен в том, что действовал независимо, свободно и сознательно, тогда как манипулятор знал ход его мыслей — единственный возможный — наперёд. Здесь хорошо виден главный принцип манипуляции как скрытого управления: создать видимость свободного выбора и сознательного формирования убеждения, фактически такой возможности не оставляя.
studfiles.net
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — это… Что такое МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ?
- МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
- — способы и приемы скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать) часто вопреки собственным интересам. Выделяют две главные модели М.п.: психологическую и рациональную. Основной характеристикой первой модели является использование автоматической реакции индивида на те или иные психологические стимулы. Сущность манипулирования заключается в данном случае в выборе наиболее подходящих стимулов для приведения в действие именно тех психологических механизмов, которые способны вызвать желаемую для манипулятора реакцию. При таком подходе человек рассматривается как простой механизм, действующий по принципу стимул — реакция. В рациональной модели манипулирование осуществляется не через использование психологических мотивов, а посредством обмана и вероломства.
Среди форм манипулирования, относимых к этой модели, выделяют следующие: уменьшение объема доступной для рядового гражданина информации; использование пропаганды, т.е. предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации; использование секретности, т.е. преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс; информационная перегрузка, т.е. сознательное предоставление чрезмерной информации с цель лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно оценить ее. Смысл такого подхода состоит в затруднении для индивидов фактического доступа к информации, что заставляет их полагаться на ее официальную интерпретацию.
Среди приемов М.п. можно выдели следующие: 1) наклейка ярлыков (присвоение кличек) — наделение личное или идеи унизительной, оскорбительней или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет; 2) рекомендация (свидетельство) — использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен, сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей 3) перенос — идентификация качеств ( свойств какого-л. лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей т.е. оценка по ассоциации; 4) простые люди (свои ребята) — идентификация интересов информатора или агитатора интересами и чаяниями простых людей молчаливого большинства нации, соль земли и т.п.; 5) подтасовка карт — откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс; 6)блестящая посредственность (наведение румян) — оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над держанием которых последний обычно не задумывается; 7) общий вагон (вместе со всеми) — усиление желаемой реакции на агитацию внушением мысли о ее общепризнанности и разумности (все так думают, все так поступают).
- МАНДАТ
- МАНИФЕСТ
Смотреть что такое «МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ» в других словарях:
Манипулирование политическое — (фр. manipulation – махинация) система способов психологического воздействия на массы, которые политические власти используют с целью политического обмана, внедрения в сознание нарда иллюзорных представлений о политической жизни. Манипулирование… … Политология. Словарь.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — (от лат. manipulare – управление) – недирективное воздействие на общественное и индивидуальное сознание с целью сформировать политические установки или вызвать политическое поведение определенной направленности, нужной организаторам такого… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — (лат. manus рука) влияние на политическое сознание с целью формирования определенного вида политическго поведения. Осуществляется скрыто с помощью использования набора стереотипов, мифов и символов, подменяющих реальную информацию о политических… … Политологический словарь-справочник
Манипулирование политическое — приемы, предпринимаемые политиками и политич. группировками в целях умышленного искажения действительности для осуществления определенных программ и задач, для утверждения собственных интересов в качестве всеобщих … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — Способы и приемы скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать) часто вопреки собственным интересам. (Словарь, с. 146) … Глоссарий по политической психологии
Политическое манипулирование — см. Манипулирование политическое … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
КАНАДА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — Политическое устройство Канады является в некоторой степени комбинацией английской и американской систем, однако обладает и собственными, присущими только ему особенностями. В отличие от США, в Канаде не произошло революционного разрыва с… … Энциклопедия Кольера
Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008—2009 года — Содержание 1 Роль «Росукрэнерго» 2 Ход конфликта 2.1 1 … Википедия
КИТАЙ. ИСТОРИЯ — Истоки китайской цивилизации. Китай часто сравнивают с обществами, существовавшими в Месопотамии и Египте. Однако присущие Китаю природные особенности и экономические формы отличались от особенностей и форм других восточных обществ. У Китая не… … Энциклопедия Кольера
Тоталитарная секта — Не следует путать с секта. Тоталитарная секта особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья … Википедия
political_science.academic.ru
§ 3. Политическое манипулирование и пути его ограничения
Н
Что такое манипулирование
аибольшую опасность для граждани демократического государственного устройства представляет использование СМ И для политического манипулирования — скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане. Причем это — не «ложь во спасение», а корыстные действия. Без должной борьбы с манипулированием оно может стать главной функцией СМИ и свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы.Требуя большей гибкости в политике, манипулирование как способ социального управления имеет для его субъектов ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.
В
Социальные мифы как основа манипулирования
современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применение. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов — иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы и воспринимаемых преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления.Мифы составляют фундамент всей иллюзорной картины мира, создаваемой манипуляторами. Так, несущими конструкциями коммунистической системы манипулирования выступали мифы о частной собственности как о главном источнике социального зла, о неизбежности краха капитализма и торжества коммунизма, о руководящей роли рабочего класса и его коммунистической партии, о единственно верном социальном учении — марксизме-ленинизме.
В США, по мнению американского профессора-либерала Герберта Шиллера, главными идеями, утверждающими господство правящей элиты, выступают пять социальных мифов: об индивидуальной свободе и личном выборе граждан; о нейтралитете важнейших политических институтов: конгресса, суда и президентской власти, а также СМИ; о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к накопительству и потребительству; об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения; о плюрализме СМИ, которые в действительности, несмотря на их обилие, контролируются крупными рекламодателями и правительством и представляют собой единую индустрию иллюзорного сознания134.
Д
Способы манипулирования
ля укоренения социальных мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. К ним относятся не только прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, но и более тонкие, рафинированные способы: полуправда (когда, чтобы обеспечить доверие аудитории, объективно и подробно освещаются конкретные, малозначительные детали и умалчиваются более важные факты или же дается общая ложная интерпретация событий), наклеивание ярлыков (когда для отторжения слушателями и компрометации лиц или идей им без доказательств дается неблаговидное определение, например «империалист», «фашист», «красно-коричневый», «шовинизм» и т.п.) и др.Существует множество приемов лингвистического, языкового манипулирования, предполагающих использование для обозначения одних и тех же явлений эвфемизмов, а также слов, имеющих иной оценочный оттенок. Так, например, человека, ведущего вооруженную борьбу за создание самостоятельного национального государства, различные СМИ в зависимости от политических пристрастий, называют борцом за свободу, сепаратистом, террористом, партизаном, боевиком.
Для каждого информационного жанра, наряду с общими приемами манипулирования, существуют и специальные. Телевидение, например, для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным политикам использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монтирует заснятые кадры. Для скрытого внушения массам определенных политических идей оно нередко организует шумные развлекательные шоу и т.д.
Современные манипуляторы умело используют закономерности массовой психологии. Так, один из широко распространенных и внешне безобидных манипуляционных приемов, называемый «спираль умолчания», состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции, в ее победе. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. На фоне умолчания о позиции оппонентов голос настоящего или мнимого большинства становится еще громче, и это еще сильнее вынуждает несогласных или колеблющихся к принятию «общепринятого» мнения или к глубокому утаиванию своих убеждений. В результате «спираль умолчания» закручивается еще круче, обеспечивая победу манипуляторам.
Манипулирование широко используется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, где часто является доминирующим методом деятельности СМИ, но и в современных западных демократиях, особенно в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах Запада и многих других государствах не обходится без использования приемов манипулирования и рекламы, которые, тесно переплетаясь между собой, создают у зрителей весьма далекие от реальности представления об определенном политике.
Как показывают эмпирические исследования, «средний» избиратель обычно судит о кандидате в президенты или парламент по тому имиджу (образу), который создает ему телевидение и другие масс-медиа. В странах Запада, а в последние годы и в России, успешно развивается целое направление рекламного бизнеса — имидж-мейкинг, т.е. создание привлекательных для избирателей образов политических деятелей. Нанимаемые за большие деньги профессионалы имидж-мейкеры и организаторы избирательных кампаний диктуют претендентам не только форму одежды и манеры поведения, но и содержание выступлений, которые изобилуют множеством заманчивых обещаний, обычно забываемых сразу после победы на выборах.
За искусно изготовленной СМИ блестящей рекламной упаковкой избирателю трудно бывает различить истинные деловые и нравственные качества кандидатов, определить их политические позиции. Такого рода рекламно-манипулятивная деятельность превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания.
В
Пределы манипулирования
озможности манипулятивного использования СМИ велики, но не безграничны. Пределы манипулирования общественным мнением определяются прежде всего уже сложившимся массовым сознанием, стереотипами и взглядами людей. Для того чтобы быть эффективным, манипулирование должно опираться на менталитет и бытующие представления населения. Хотя под воздействием пропаганды эти представления постепенно могут измениться.Существенными препятствиями для манипулирования является собственный опыт людей, а также не контролируемые властью системы коммуникаций: семья, родственники, знакомые и друзья, интеракционные группы, складывающиеся в процессе производственной и иной деятельности и т.д. Однако политическое манипулирование, особенно при монополии его инициаторов на СМИ, экономическую и политическую власть, способно обходить эти барьеры, поскольку верификационные возможности индивидуального и группового опыта применительно к политике ограничены и допускают различные интерпретации.
Так, например, провал экономической политики правительства можно объяснять по-разному: его некомпетентностью или коррумпированностью, тяжелым наследием прошлого режима, неизбежностью трудностей в период реформирования, происками оппозиции или враждебных государств и т.п. Наиболее слабы у населения защитные механизмы против манипулирования в области новой проблематики, по отношению к которой у него еще не сложилось мнение.
Н
Общественная организация СМИ
егативные последствия деятельности СМИ могут быть надежно и эффективно ограничены их общественной организацией. Важнейшим принципом демократической организации масс-медиа являются плюрализм властей в обществе и плюрализм самих СМИ. Плюрализм властей означает разделение в обществе экономической социальной, собственно политической (принудительной) и духовно-информационной властей. Подпадание главных СМИ под контроль экономически и (или) политически господствующих групп означает конец демократии или, по меньшей мере, ее существенную деформацию.Независимость масс-медиа могут обеспечить соответствующие формы их общественной организации. Существуют три главных формы современной организации СМИ: частная (коммерческая), государственная и общественно-правовая. При коммерческой организации, господствующей, например, в США, СМИ находятся в частном владении и финансируются исключительно за счет доходов от рекламы и частных пожертвований. Для них характерна жесткая конкуренция за рекламные доходы и аудиторию. Важнейший недостаток коммерческой организации масс-медиа — их прямая зависимость от рекламодателей и владельцев, а также частое забвение общественных интересов и этических норм в погоне за успехом.
В условиях государственной организации СМИ принадлежат государству и прямо финансируются и контролируются им. Преимуществом этой формы организации, преобладающей, например, во Франции, является независимость СМИ от крупного капитала, подконтрольность парламенту и правительству. Однако государственное финансирование СМИ может снижать их конкурентоспособность и использоваться для их подчинения власть имущим и бюрократии. К тому же, это тяжелое бремя для государственного бюджета.
Общественно-правовая организация СМИ стремится освободить их от государственной и частной зависимости. По этой модели они финансируются главным образом за счет специального налога, выплачиваемого гражданами, имеют права юридического лица и самоуправления, хотя в целом контролируются общественными советами, состоящими из представителей важнейших общественных групп и организаций. Эта модель организации радио и телевидения преобладает в ФРГ, хотя здесь существует и частное теле- и радиовещание. Пресса же полностью находится в частном владении.
Ни один их трех рассмотренных выше способов общественной организации СМИ не является универсальным, лишенным недостатков. По всей вероятности, наилучшим образом гарантировать независимость СМИ от узковедомственных влияний и срастания с экономической или государственной властью можно лишь на основе сочетания всех трех форм, с учетом особенностей конкретной страны.
Э
Плюрализм СМИ
ффективному выполнению масс-медиа своих функций в обществе способствует их разнообразие и соревновательность в завоевании внимания и доверия аудитории. Плюрализм СМИ может обеспечиваться как их многообразием, наличием в обществе многих информационных агентств, газет, радио- и телестанций, так и с помощью редакционной независимости теле- и радиопрограмм. Кроме того, этому служит осуществляемое во многих странах предоставление времени вещания всем политическим силам, пропорционально количеству голосов, полученных ими на выборах.В современном мире под воздействием жесткой конкуренции наметилась тревожная для демократии тенденция концентрации СМИ. Она проявляется в резком сокращении численности местных газет, в образовании мощных национальных и транснациональных корпораций, контролирующих обширные информационные пространства, в усиливающейся зависимости мелких теле- и радиостанций от информационных гигантов. Чтобы не допустить монополизации СМИ, многие государства принимают специальные законы, ограничивающие возможности поглощения мелких масс-медиа крупными корпорациями.
С
Контроль за СМИ
МИ управляются и контролируются определенными лицами или же специальными органами. В коммерческих СМИ функции такого контроля выполняют прежде всего их собственники, в государственных — государственные службы, в общественно-правовых — общественность, политические организации и объединения. При этом во всех случаях предполагается, что СМИ действуют в рамках закона.В большинстве стран мира существуют специальные органы общего контроля за СМИ, следящие за соблюдением ими этических и правовых норм. Так, во Франции такой инстанцией является Высший совет по аудиовизуальной коммуникации. Он не только контролирует государственные и частные теле- и радиостанции, но и выдает им государственные лицензии на право выхода в эфир. В Великобритании общие направления деятельности радио и телевидения определяют правительство и парламент. За соблюдением прессой этических норм следит специальная комиссия по самоконтролю.
Демократический контроль со стороны общества за масс-медиа, конечно, не имеет ничего общего с предварительной цензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и не является нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная, политическая и любая другая свобода одних людей требует ограничений в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств.
В современном мире с развитием спутникового телевидения и некоторых других СМИ, обладающих почти безграничным радиусом действия, расширились возможности культурно-информационной экспансии мощных информационных корпораций ведущих стран Запада. Располагая новейшей техникой и технологией, богатым опытом радио- и телевещания и опираясь на свою экономическую мощь, они непосредственно подчиняют или вовсе вытесняют национальное радио, телевидение и кинематограф и навязывают более слабым странам свои культурные и потребительские стандарты. Как неоднократно отмечалось на конференциях ЮНЕСКО, под предлогом свободы распространения информации транснациональные информационные корпорации формируют неадекватные социально-экономическим реальностям этих стран потребности и ценностные ориентации, культивируют роскошь и «потребительство в мире бедности» и тем самым дестабилизируют политическую ситуацию, разрушают культурную самобытность народов. Такая свобода информации нуждается в ограничениях. Информационная власть, подобно власти политической и экономической, нуждается в контроле со стороны общества.
П
Педагогика СМИ
омимо специальных органов государственного или общественного контроля использовать СМИ в интересах граждан и предотвратить негативные последствия их деятельности помогает коммуникационное воспитание населения и, особенно, молодого поколения. Теоретической основой такого воспитания является специальная наука и учебная дисциплина — педагогика СМИ. Ее главная цель — научить граждан критически относится к масс-медиа, компетентно и ответственно их использовать. Изучение этой дисциплины призвано ознакомить граждан с центральной ролью СМИ в демократическом государстве и в современной политике в целом, с их позитивным и негативным воздействием на реципиентов, сформировать способность ориентироваться в сложном потоке информации и выработать иммунитет к манипулированию и низкопробной, оглупляющей человека печатной, видео- и иной продукции.Политико-коммуникационное воспитание молодого поколения получает все большее распространение в западных демократиях. Очевидно, что оно еще более необходимо России и другим посткоммунистическим странам, в которых грамотность населения в области массовых коммуникаций низка, а возможности их использования в манипулятивных целях высоки. Лишь комплексно решая различные проблемы в области массовых коммуникаций на основе учета мирового опыта и собственных общественных реальностей, эти страны смогут создать эффективную и жизнеспособную демократию.
Особенно велика роль СМИ в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований.
studfiles.net
Политическое манипулирование: суть и механизмы защиты
В данной статье рассматривается процесс политического манипулирования, определяются характерные признаки политического манипулирования, анализируются вербальные и невербальные составляющие политического манипулирования, а также рассматриваются механизмы защиты от политического манипулирования.
Ключевые слова:манипулирование, политическое манипулирование, признаки манипулирования, СМИ, невербальное манипулирование, защита от политического манипулирования.
С момента провозглашения независимости в Украине произошли заметные изменения в сторону формирования нового демократического общества. Субъекты политики (государство, партии, СМИ), кроме информирования, просветительства и вовлечения граждан в политический процесс, все активнее осваивают методы и технологии скрытого управления массовым сознанием и поведением граждан. В наши дни человек перегружен информацией. Возникновение и развитие компьютерной техники, появление сети Интернет, наличие большого числа коммуникативно-информационных средств (радио, телевидение, мобильная связь) приводит к интенсивному движению информационных потоков. СМИ беспрерывно создают определенное информационное напряжение в обществе по тому или другому вопросу. Все события в стране и мире происходят так быстро, что времени на обдумывание и принятие важных решений практически не остается. Все это создает почти идеальные условия для политического манипулирования. Именно поэтому важными становятся не только проблемы определения и распознания манипулирования, но и механизмы защиты от него.
Целесообразно выделить несколько аспектов, которыми обусловлена необходимость исследования проблемы политического манипулирования. Во-первых, необходимо учитывать специфику манипулирования, как скрытого механизма активного воздействия на сознание объекта. Во-вторых, в современном обществе произошли изменения в самом процессе общения, в результате которых человек перестает быть ценностью и превращается в объект, подвергающийся манипулятивному воздействию. Манипулирование вообще и политическое манипулирование в частности превращается в оружие нового тысячелетия. И, чтобы не превратиться в марионетку в руках политиков, человеку придется научиться не только распознавать этот мощный вид воздействия, но и овладеть приемами защиты от него и противодействия ему.
Изучением феномена манипулирования занимались такие исследователи как Г. Франке, Е. Гофман, Э. Шостром, В. М. Герасимов, Г. В. Грачев, И. К. Мельник, О. Д. Бойко и другие. Рассматривая разные подходы к определению понятия манипулирование, можно обозначить характерные признаки этого явления. Во-первых, это вид психологического и духовного воздействия, в отличие от физического насилия или угрозы насилия. Мишенью действий манипулятора является психика личности. Г.Франке определяет манипуляцию как психологическое воздействие, которое осуществляется тайно и во вред тем, на кого оно направлено [1, с.24].
Во-вторых, манипулирование — это скрытое влияние, факт осуществления которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как утверждает Г.Шиллер, «для достижения успеха манипулирование должно оставаться незамеченным. Успех манипулирования гарантирован тогда, когда объект манипулирования уверен, что все происходящее естественно и неминуемо. Для манипулирования необходима ложная реальность, в которой присутствие манипулятора не будет замечено» [2, с. 187]. Когда попытка манипулирования очевидна и разоблачение неминуемо, акция обычно прекращается. Ибо очевидный факт такой попытки наносит манипулятору значительный ущерб. Еще более тщательно скрывается цель манипулирования — скрывается так, чтоб даже раскрытие факта попытки манипулирования не привело к раскрытию намерений.
В-третьих, манипулирование — это влияние, для которого требуются знания и мастерство. Если говорить об общественном сознании и политике, по крайней мере в масштабах данной местности, то, как правило, к разработке акций привлекаются специалисты.
В четвертых, манипулирование присутствует лишь там, где есть свобода выбора или хотя бы формальная возможность альтернативных действий. В этом случае, по словам Н.Лимнатиса, манипулируемый не осознает манипулятивное воздействие. Наоборот, видимость свободы усиливает влияние манипулятора [3, с. 14].
Таким образом, опираясь на эти характерные признаки манипулирования, политическое манипулирование можно определить как ряд действий, направленных на скрытое управление политическим выбором граждан.
В политической жизни большую роль играю коммуникативные процессы, которые придают смысл процессу политическому, увязывают между собой политических игроков и институты, обеспечивают логическую последовательность политических событий. Успех политика зависит от умелого использования механизмов политической коммуникации. Сегодня это самый распространенный и, по-видимому, самый эффективный инструмент политического влияния, поскольку ведет массы к добровольному и часто неосознанному подчинению лидерам.
В постиндустриальном обществе знание и владение информацией становится решающим фактором управления обществом, отодвигая на второй план влияние денег и государственный пресс. Интересной особенностью этого процесса является вытеснение силовых средств воздействия информационно-интелектуальными. При этом политическое государственно-административное принуждение заменятся информационным и психологическим влиянием. Основным каналом социальной коммуникации, с помощью которого манипуляторы влияют на свои объекты, являются средства массовой информации. В управлении современным обществом СМИ играют решающую роль. Они не только обеспечивают получение сигналов от органов центральной власти, но и осуществляю так называемую «обратную связь», которая необходима для оценки последствий того или иного решения и его эффективности. Как отмечает С. Кара-Мурза, СМИ стали основным инструментом распространения сообщений, которые влияют на общественное сознание. СМИ сегодня — инструмент идеологии, а не информации, «главное в их сообщениях — идеи, внедряемые в наше сознание контрабандой». СМИ нацелены не столько на передачу информации, сколько на распространение определенных мыслей и, как следствие, формирование общественных взглядов [4, с. 174].
С того момента, как СМИ и, в первую очередь, телевидение, превратились в неотъемлемую часть политического дискурса, этот социальный механизм информирования превратился в один из основных политических институтов. Отсутствие политического нейтралитета, непосредственное и систематическое общение с рядовыми гражданами сделало их такими же основополагающими институтами социализации, как семья, церковь или система образования [5, с. 402]. Характеризуя СМИ, как неотъемлемый элемент политического манипулирования, стоит выделить несколько основных характеристик: публичность, неограниченный круг потребителей, наличие специальной аппаратуры для передачи информации, а так же непрямое, распределенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникативных партнеров. Одностороннее взаимодействие коммуникатора и реципиента, невозможность поменять их местами. Переменчивый характер аудитории, которая возникает случайно в результате общего интереса, возникающего к той или иной программе, передаче или статье.
Владея монополией на информацию, т. е. основным материалом, с помощью которого осуществляется манипулятивное воздействие, СМИ создают приоритетность событий, формируют общественные мысли о том или ином событии, о людях или явлениях. Особенно актуальной эта проблема становится тогда, когда темпы развития информационных и политических технологий значительно опережают развитие законодательной базы в области информационной политики, которая бы ограничивала возможности применения СМИ в манипулятивных целях. Наряду со средствами массовой информации следует выделить еще один элемент политической коммуникации, который широко применяется в политическом манипулировании. Речь идет о невербальной коммуникации, которая представляет собой базовую форму передачи информации о одного человека к другому или к группе людей, и является важным способом общения и взаимодействия. Невербальная коммуникация осуществляется в процессе разговорного общения параллельно с вербальной, и создает дополнительный информационный канал в системе общения. Довольно часто происходит так, что невербальный контакт становится основным источником информации, важнейшей частью общения, поскольку именно его специфические способы могут быть более информативными, чем слова. Поэтому в политике так активно используется невербальное манипулирование. Суть невербального политического манипулирования кроется в применении языка тела (поз, жестов, мимики) для воздействия на сознание личности (группы людей) с целью достижения желаемого результата — завоевания, удержания и использования власти [6, с. 243]. В структуре коммуникативного акта невербальный канал самый сильный. Фактически с его помощью передают основную информацию при общении. Кроме того, он является наиболее достоверным и адекватным, поскольку значительная часть невербальных реакций обусловлена и определена действием подсознания, что раскрывает тайные намерения собеседника.
Наряду с распознаванием манипулирования, выявлением его основных черт, определением места и роли вербальных и невербальных средств манипулирования, возможно важнейшей в наше время становится проблема защиты от политического манипулирования. Эту защиту О. Д. Бойко определяет как систему действий, направленных на ликвидацию или сведение к минимуму негативных переживаний и возможных потерь, которые могут травмировать или навредить личности [7, с. 382]. Специфика защиты от политического манипулирования состоит в защите прав личности (или общества в целом) на свободное волеизъявление в отношении существующего политического режима, действующих политических сил или любых других политических вопросов.
Можно выделить четыре уровня защиты от политического манипулирования:
1. Защита целостности личности.
2. Поддержание позитивного Я-образа в межличностном взаимодействии.
3. Защита целостности группы как ответ на угрозу распада.
4. Защита целостности группы от разрушительных факторов межгрупповых взаимодействий.
В зависимости от характера защитных действий, защита от манипулирования делится на неосознанную и сознательную.
Неосознанная защита от политического манипулирования базируется на использовании защитных механизмов психики. То есть, механизмов, обеспечивающих устранение или минимизацию негативных переживаний, травмирующих личность, ее самооценку, образ своего Я. Защитные механизмы психики действуют незаметно, на уровне подсознания. Поэтому человек не осознает причину, мотивы, цели и даже факта своего защитного поведения в отношении определенного явления, объекта или события. Можно выделить несколько основных механизмов защиты психики: возражение, вытеснение, рационализация, интеллектуализация, и т. д.
На межличностном уровне психологическая защита от манипулирования направлена на поддержание позитивного образа Я субъекта, а на межгрупповом — на сохранение позитивного МЫ образа. Эффект направленного на группу политического манипулирования может касаться внешних (ликвидация группы, дискредитация результатов работы группы и др.) и внутренних (распад, конфликты, неуправляемость деятельности и др.) аспектов ее существования. Цель групповой психологической защиты состоит в ликвидации угрозы социальной идентичности индивидуума путем сохранения существования группы, как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия.
Стратегии психологической защиты реализуются благодаря использованию групповых защитных механизмов, призванных стабилизировать ситуацию в группе. Ключевыми среди них будут групповое табу, создание иллюзии неуязвимости, единомыслия, коллективная рационализация, групповые ритуалы и пр. Эффективность групповой психологической защиты зависит от сплоченности коллектива, качества управления, процедур поиска и оценки альтернатив, наличия привычных, устоявшихся и четких социальных норм поведения. В сознательной защите от политического манипулирования первым ее этапом будет выявление и распознание самого факта манипулирования. Первым и главным шагом при этом будет понимание того, что вы находитесь под психологическим воздействием. До тех пор, пока человек не понимает, что им манипулируют, он не может осуществить никаких защитных действий. В тот момент, когда человек понял, что на него каким-то образом пытаются влиять, ряд защитных механизмов включается автоматически. Признаком того, что человеком манипулируют, может служить ощущение неудобства и внутренней борьбы. Человек не хочет, но вынужден что-то делать или говорить, что бы хорошо выглядеть. На этом этапе важен мониторинг эмоций, то есть, слежение за их динамикой. Так можно выявить манипулирование в самом его начале. Распространены эмоциональный дисбаланс, странность эмоций, их повторяемость. Как правило, об использовании манипулятивных технологий свидетельствуют изменения в ситуациях взаимодействия и изменения в поведении адресата манипулятивных действий. Сознательная защита может быть пассивной, когда собственные спонтанные реакции на манипулятивные действия придерживаются с целью сбить темп и получить время для анализа ситуации. Активная защита предполагает разоблачение манипулятивных действий и нанесение удара в ответ. Защита может быть комплексной, когда пассивная фаза сменяется активной.
Таким образом, защита от политического манипулирования может осуществляться на разных уровнях и в разных формах. Каждый человек отдает предпочтение определенным формам и методам защиты от манипулирования, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями, внешним влиянием и угрозами. Это по большей части полуавтоматическое использование определенного вида защиты или набора защитных действий, результат сложных взаимодействий врожденного темперамента, природы пережитых в детстве стрессов, а так же усвоенных ранее форм и методов защиты, примером которых служили родители или другие авторитетные личности.
Защита от манипулирования требует постоянного и четкого сохранения в сознании собственных интересов. В манипулировании используется игра на эмоциях и чувствах людей. Поэтому эмоциональный самоконтроль является одним из важнейших механизмов защиты. Важно, что бы решения принимались осознанно — не сердцем, а разумом. За редким исключением, когда у человека хорошо развита интуиция. Критические замечания, негативная оценка, юмор по отношению к действиям манипулятора существенно ослабляют манипуляцию и даже сводят ее на нет. Еще одним действенным способом защиты является игнорирование. Информация просто пропускается мимо ушей.
Литература:
1. Бойко О. Д. Анатомия политического манипулирования. Нежин, 2007.
2. Шилер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.
3. Лимнатис Н. Манипулирование: сущность, проявление, пути снятия. М., 2000.
4. Кара-Мура С. Манипулирование сознанием. К., 2003.
5. Соловьев А. Политология: политическая теория. Политические технологии. М., 2001.
6. Бойко О. Д. Анатомия политического манипулирования. Нежин, 2007.
7. Там же.
moluch.ru
Политическое манипулирование — это… Что такое Политическое манипулирование?
- Политическое манипулирование
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2011.
- Политический экстремизм
- Политическое сознание
Смотреть что такое «Политическое манипулирование» в других словарях:
Манипулирование политическое — (фр. manipulation – махинация) система способов психологического воздействия на массы, которые политические власти используют с целью политического обмана, внедрения в сознание нарда иллюзорных представлений о политической жизни. Манипулирование… … Политология. Словарь.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — способы и приемы скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать) часто вопреки собственным интересам. Выделяют две главные модели М.п.: психологическую и… … Политология: словарь-справочник
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — (от лат. manipulare – управление) – недирективное воздействие на общественное и индивидуальное сознание с целью сформировать политические установки или вызвать политическое поведение определенной направленности, нужной организаторам такого… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — (лат. manus рука) влияние на политическое сознание с целью формирования определенного вида политическго поведения. Осуществляется скрыто с помощью использования набора стереотипов, мифов и символов, подменяющих реальную информацию о политических… … Политологический словарь-справочник
Манипулирование политическое — приемы, предпринимаемые политиками и политич. группировками в целях умышленного искажения действительности для осуществления определенных программ и задач, для утверждения собственных интересов в качестве всеобщих … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — Способы и приемы скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать) часто вопреки собственным интересам. (Словарь, с. 146) … Глоссарий по политической психологии
ОРУЭЛЛИЗМ — (англ. orwellism по имени английского писателя Дж. Оруэлла, автора романа антиутопии 1984 ) термин, используемый для обозначения пропагандистского искажения правды, манипулирования понятиями и словами (см. Политическое манипулирование) … Политология: словарь-справочник
КАНАДА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — Политическое устройство Канады является в некоторой степени комбинацией английской и американской систем, однако обладает и собственными, присущими только ему особенностями. В отличие от США, в Канаде не произошло революционного разрыва с… … Энциклопедия Кольера
Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008—2009 года — Содержание 1 Роль «Росукрэнерго» 2 Ход конфликта 2.1 1 … Википедия
КИТАЙ. ИСТОРИЯ — Истоки китайской цивилизации. Китай часто сравнивают с обществами, существовавшими в Месопотамии и Египте. Однако присущие Китаю природные особенности и экономические формы отличались от особенностей и форм других восточных обществ. У Китая не… … Энциклопедия Кольера
socialeconom.academic.ru
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ это что такое МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ: определение — Политика.НЭС
Манипулирование политическое
процесс скрытого психологического воздействия на общественное мнение и поведение, ориентированное на внедрение иллюзорных представлений с целью направления мыслей и действий людей в нужном для политических сил русле.
Оцените определение:
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
лат. manus — рука) — влияние на политическое сознание с целью формирования определенного вида политическго поведения. Осуществляется скрыто с помощью использования набора стереотипов, мифов и символов, подменяющих реальную информацию о политических событиях, явлениях и процессах и формирующих необходимые для субъекта политической власти установки, ориентации на тот или иной вид участия в политической жизни. Наиболее распространенными методами политического манипулирования являются: метод анонимного авторитета, метод обыденного рассказа, метод эмоционального резонанса, метод констатации фактов, проведение заведомо ошибочных аналогий, использование информационной блокады, самоосуществляющихся прогнозов, а также создание эффекта ореола и эффекта первичности.
Оцените определение:
Источник: Политологический словарь-справочник
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
фр. manipulation — махинация) — система способов психологического воздействия на массы, которые политические власти используют с целью политического обмана, внедрения в сознание нарда иллюзорных представлений о политической жизни. Манипулирование в политике имеет глубокие гносеологические корни, поскольку политика есть область сложная, часто скрытая от глаза простых людей, чрезвычайно противоречивая, и может быть лживой, аморальной, нечестной и т.п. Поэтому понять простому человеку политические события, их объяснить, оценить — довольно сложно. Не случайно многие люди, являясь объектом манипуляций, не стремятся выйти из этого плана, довольствуются одним суждением о политике одним словом «нравится» или «не нравится».
Органы политической власти недемократических режимов всегда стремятся держать народ, социальные общности людей в состоянии объекта, используя средства массовой информации для насаждения выгодных властям стереотипов, остановок, целей, идеалов и т. п. Политика при этом понимается как воля власти, закамуфлированная под власть народа. Постулат народовластия в иллюзорной упаковке пропагандируется всеми средствами массовой информации, полностью подконтрольными государственно-партийному аппарату. Плюрализма политического нет, гласности, объективности политических процессов, альтернативности политических действий, избирательных кампаний тоже нет. Консервируется рабское сознание, «полностью одобряемый» народом политический курс властей. Такое состояние сознания народа удобно и для народа и для властей. Но оно не может быть вечным. Люди начинают просып
politike.ru
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — это… Что такое МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ?
- МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
- (лат. manus — рука) — влияние на политическое сознание с целью формирования определенного вида политическго поведения. Осуществляется скрыто с помощью использования набора стереотипов, мифов и символов, подменяющих реальную информацию о политических событиях, явлениях и процессах и формирующих необходимые для субъекта политической власти установки, ориентации на тот или иной вид участия в политической жизни. Наиболее распространенными методами политического манипулирования являются: метод анонимного авторитета, метод обыденного рассказа, метод эмоционального резонанса, метод констатации фактов, проведение заведомо ошибочных аналогий, использование информационной блокады, самоосуществляющихся прогнозов, а также создание эффекта ореола и эффекта первичности.
Политологический словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Наука-Спектр. Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов. 2008.
- МАККИНДЕР Хэлфорд Джон
- МАННГЕЙМ Карл
Смотреть что такое «МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ» в других словарях:
Манипулирование политическое — (фр. manipulation – махинация) система способов психологического воздействия на массы, которые политические власти используют с целью политического обмана, внедрения в сознание нарда иллюзорных представлений о политической жизни. Манипулирование… … Политология. Словарь.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — способы и приемы скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать) часто вопреки собственным интересам. Выделяют две главные модели М.п.: психологическую и… … Политология: словарь-справочник
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — (от лат. manipulare – управление) – недирективное воздействие на общественное и индивидуальное сознание с целью сформировать политические установки или вызвать политическое поведение определенной направленности, нужной организаторам такого… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Манипулирование политическое — приемы, предпринимаемые политиками и политич. группировками в целях умышленного искажения действительности для осуществления определенных программ и задач, для утверждения собственных интересов в качестве всеобщих … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — Способы и приемы скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать) часто вопреки собственным интересам. (Словарь, с. 146) … Глоссарий по политической психологии
Политическое манипулирование — см. Манипулирование политическое … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
КАНАДА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — Политическое устройство Канады является в некоторой степени комбинацией английской и американской систем, однако обладает и собственными, присущими только ему особенностями. В отличие от США, в Канаде не произошло революционного разрыва с… … Энциклопедия Кольера
Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008—2009 года — Содержание 1 Роль «Росукрэнерго» 2 Ход конфликта 2.1 1 … Википедия
КИТАЙ. ИСТОРИЯ — Истоки китайской цивилизации. Китай часто сравнивают с обществами, существовавшими в Месопотамии и Египте. Однако присущие Китаю природные особенности и экономические формы отличались от особенностей и форм других восточных обществ. У Китая не… … Энциклопедия Кольера
Тоталитарная секта — Не следует путать с секта. Тоталитарная секта особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья … Википедия
politics_reference.academic.ru