Манипуляция висящая морковка подразумевает – Манипуляции в педагогической практике

Манипуляции в конфликте — доклад

«Манипулятор» — человек, который добивается своей цели путем обмана и намеренного осуществления контроля над другими людьми 

манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к принятию решений и выполнению действий.

В. А. Соснин, П. А. Лунев (1996) выделяют 10 типов наиболее часто встречающихся манипуляций:

— Провоцирование ваших защитных реакций.

— Провоцирование вашего замешательства, дезориентации.

— Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество.

— Игра на вашей нетерпимости — «висящая морковка».

— Игра на вашем чувстве безысходности.

— Игра на чувстве жадности.

— Использование запланированных «трудных» уступок.

— Намеренное затягивание времени обсуждения.

— Провоцирование вашего интереса к партнеру «Убаюкивание», чтобы «убить» позднее.

 
Типы манипуляций

 
№ 
п/п

Тип  

манипуляции

Цель  
манипуляции

Анализ ситуации

Техники  
контрвлияния

1.

Провоцирование  ваших защитных реакций

Ослабить вашу решимость

Вас ставят в  позицию обороняющегося, заставляют оправдываться, вызывают у вас чувство вины

Не оправдываться. Смена рамки *

2.

Провоцирование  вашего замешательства, дезориентации

Вывести вас  из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести вред вашим интересам

С помощью оскорблений  и унижений партнер стремится  зажать вас в угол. Задаются провокационные вопросы

Хладнокровие, использование юмора. Самоконтроль: «Нет хладнокровия — нет преимущества»

3.

Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество

Получить первоосновные  преимущества в замен на хорошие  отношения

Ваш партнер  демонстрирует высокий уровень  понимания ваших проблем, но выражает сожаление, что не может вам помочь. Он ничего конкретного не обещает, но за свое хорошее отношение к вам просит что-то взамен

Хорошие отношения  не продаются и не покупаются. 
Можно ответить хорошим отношением

4.

Игра на вашей  нетерпимости -«висящая морковка»

Получить дополнительные уступки

Оппонент демонстрирует готовность пойти на соглашение, но каждый раз перед тем, как подписать договор, выясняются новые неожиданные обстоятельства и нюансы, требующие от вас дополнительных уступок

Твердо отстаивайте  свои интересы

5.

Игра на вашем 
чувстве 
безысходности

Заключить сделку, не учитывая интересы партнера

Доказать человеку, что  Вы находитесь в безвыходной ситуации

Убедитесь, так ли это. Рассмотрите  доводы, проверьте законность

6.

Игра на чувстве  жадности

Втянуть собеседника в  рискованную игру

Убеждает в использовании открывшейся необыкновенной возможности, которая сулит большие выгоды в будущем, стоит только рискнуть

Твердо оставаться на почве  реальности, не дать «жадности затмить  глаза»

7.

Использование запланированных «трудных уступок»

Побудить партнера сделать ответную уступку

Оппонент с  большим видимым трудом делает уступку  по незначительному вопросу, требуя ответной уступки в более глобальных масштабах

Убедитесь, что  обмен будет эквивалентным

8.

Намеренное  затягивание времени обсуждения

Получить уступки  в 
одностороннем порядке

Партнер демонстрирует  готовность к сотрудничеству, но всячески оттягивает момент принятия решения

Можно предложить отложить обсуждение вопроса, пока он не будет готов к конструктивному  диалогу

9.

Провоцирование вашего интереса к партнеру

Произвести  хорошее впечатление, чтобы партнер  сам захотел развивать отношения

Партнер широко рекламирует себя, свои возможности  и при этом требует уступок

Получить информацию из других источников

10

«Убаюкивание», чтобы «убить» позднее

Втянуть в заведомо проигрышную для партнера игру

Собеседник  оказывает небольшую услугу, затем  просит несоразмеримую плату

Отказаться  от предложения

 

 

Как отмечает Э. Шостром, каждый человек в той или иной степени является манипулятором: ребенок, который слезами и криками добивается внимания взрослых; продавец, пытающийся во что бы то ни стало продать нам свой товар; уличные попрошайки, с помощью специальных приемов вызывающие у нас жалость и даже чувство вины и т. д. Далее Э. Шостром выделяет следующие типы манипуляторов:

-Диктатор. Для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.

-Тряпка, слабак. Как правило, это «жертва» диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.

-Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.

-Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за не выполняли всю работу, потому что он беспомощен.

-Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.

-Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.

-Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.

-Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.

Как и любая другая, предложенная классификация носит  условный характер. Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют признаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов преобладают в его поведении.


yaneuch.ru

Неявная манипуляция. Золотая морковка. |


 
А этот вид манипуляций больше привязан к гендеру. То бишь наиболее распространена такая манипуляция именно в отношениях и именно со стороны мужчин по отношению к женщинам (если кто знает варианты, когда женщина так манипулирует мужчиной — напишите в комментариях). Самое интересное, что на эту манипуляцию ведутся даже очень опытные и очень прожитые женщины.
 
Суть проста, и со стороны может показаться: «Ну как на такое ведутся-то?». Значит, ведутся. Итак. Мужчина знакомится с женщиной и сразу заявляет ей о том, что готов заботиться/осыпать золотом/повести на дорогой круиз/оплатить поход в бутик… Вариантов масса. Это может быть лишний билетик на концерт Баскова через месяц, поход в шикарный ресторан (типа «Палкинъ» на Невском) или поиск компаньонши на поездку в Ялту летом. Все расходы мужчина обязуется взять на себя. При этом с женщиной он едва знаком. Это может даже происходить в интернете, то есть женщина мужчину даже ни разу не видела вживую. Женщине рисуют сказку. Но не прямо сейчас, а в некотором будущем.

 
И женщина начинает метаться от жизненно-опытного «так не бывает, вернись на землю, бесплатный сыр сама знаешь где» до «а может, это мой принц? Может, я этого достойна? Хватит уже тратить себя на недостойных мужчин, может, просто впустить стучащееся счастье в дом? Если упущу — буду всю жизнь жалеть, в конце концов, ничего не теряю». И вот это «ничего не теряю» — ловушка для женщины, в которую она сама себя загоняет. Вот где крючок, и дама, считая себя очень опытной, уже попалась.
 
А далее начинается вождение рыбки по воде. Помним, что золотая морковка — она предложена не прямщаз, а висит где-то в будущем? Далеком или нет — не важно. Она висит, и пока сорвать ее не дают. Зато под эту лавочку начинаются различные коварности. Мужчина просит женщину делать то, что ему удобно, как ему удобно и когда удобно. Начинаются эмоциональные качели, унижения, попытка выбить из женщины какие-то ништяки (подумаешь, мелочи, он же меня на Канары везет!).
 
Пример. Обещан концерт какого-нибудь Баскова (тыщ по 15 билет) через 2 недели. Женщина видит плакаты на улице — вот да, через 2 недели концерт. Попросить показать билеты ей как-то неудобно («ты что, не доверяешь мне? Зачем я тебя буду обманывать?»). Ну и правда: зачем. А сейчас мы посмотрим со стороны и узнаем, зачем. До концерта еще 2 недели, и почему бы не встретиться. Встречаются. И тут мужчина начитает мудить. Откровенно. Дама хочет в кафе, а он говорит, что сейчас у него нет денег на чашечку кофе, как бы намекая, что, может, это она его сводит на этот раз? Ведь он же ее везет летом на Канары! Дама иногда соглашается. Подумаешь, не такие деньги, да я зарабатываю, да мне несложно (с этих фраз, кстати, и начинается превращение женщины в ломовую лошадь). Или может статься так, что мужчина начинает женщину унижать. Отрываться на ней. С единственным намерением возвысить себя и потешиться над женщиной. Нет, это будет не так сразу заметно. Это начнется с мелочей. Мужчина сначала задержится на свидание. Минут на 15 всего. Он посмотрит на реакцию. Потом ругнется матом в присутствии дамы. И дальше пойдет в ход ее одежда, внешность и прочие параметры. Опытный манипулятор может сделать все настолько тонко, что женщина даже не поймет, в каком месте ее нагнули-то. Но общее мерзковатое ощущение от встречи и общения останется непременно.
 
В эти моменты нужно быть не просто опытной, а опытной именно в делах с манипуляторами женщиной. Нужно иметь реально хорошую самооценку и нормальную уверенность в себе, чтобы такие моменты сразу отследить и пресечь. На предложение мужчины оплатить кофе ответить отказом и сказать: «Милый, я верю, что при наличии денег ты бы меня обязательно угостил. Давай попьем кофе, когда ты будешь располагать средствами, потому что если я за тебя заплачу, я ущемлю твою мужественность. Я так воспитана». Все. Любые унижения и пренебрежения отсекать твердым «Мне это не нравится, я попрошу тебя больше так не говорить/не ругаться матом/не курить в мою сторону/не высказываться плохо о детях» и пр. Старая народная мудрость гласит: если вам кажется, что происходит какая-то фигня, значит она и происходит. Так вот если вы нутром чуете какую-то гадостность, быстро разбирайте, что именно вам не нравится, от чего тошно и старайтесь это убрать. Потому что сначала тошнит, а потом привыкнете и будете глотать уже откровенные унижения и даже побои.
 
Реальные истории от моих знакомых по принципу «Золотой морковки».
 
История 1
 
Некто с довольно экзотическим именем Герман, за 40 лет, добавляется к женщине. Красиво говорит, предлагает сегодня же ехать в ресторан. Предлагает ей выбрать ресторан. Она не разводила и довольно скромна в запросах и предлагает средненькое такое местечко. На что он возмущенно пишет: «Ты себя совсем не ценишь. Где твоя самооценка? Рядом с тобой есть чудесный китайский ресторан (да, он там есть, и с немалыми ценниками). Вот туда и поедем!» Собирайся, заеду за тобой часов в 9 вечера.
 
Женщина не очень поверила в сей аттракцони неслыханной щедрости, насторожилась. Но как-то подвоха не было. Ладно, собирается. Мужчина не выходит на связь ни предварительно, ни в 9 вечера, ни в 10. Она пишет гневное сообщение на предмет полного к ней неуважения.
 
Ответ приходит на следующий день днем. Герман пишет — опять же — красиво — как у него произошел завал на работе (ох уж этот завал на работе — отмазка №1 в мире) и он не смог (а предупредить заранее? А написать сообщение? Не?). И тут же предлагает перенести все на послезавтра.
 
Уже менее окрыленная и больше не доверяющая женщина говорит — окей. За эти 2 дня мужчина понемногу стал ее упрекать в плохом вкусе (я на фотке видел — что ты носишь!), в недоверии к нему и пр. Настал тот день. Традиционно обещание заехать в 9 — готовься. Традиционно пропадание и невыход на связь. Традиционно она пишет еще более  гневное сообщение.
 
Через пару дней наш герой объявляется и говорит, что ему надо было срочно помочь родителям (видимо, родители запретили сыночке посылать смс). На справедливое возмущение женщины о том, что они вообще-то договаривались и что вообще-то это уже второе динамо, Герман разразился тирадой на предмет: «Ты что, хочешь, чтобы я из-за тебя бросил родителей? Ты вообще понимаешь, что они уже пожилые?» Далее дама подверглась совершенно незаслуженным обвинениям в свой адрес — так, как будто это она вообще все инициировала.
 
Так Герман решил завести себе виртуальную барышню, на которую он мог бы срываться когда ему вздумается. Благо, у барышни хватило ума после последней тирады заблокировать обещателя по всем фронтам и больше никогда с ним не общаться.
 
История 2
 
Некий парень, сильно моложе женщины, долго пел ей про семью и отношения. Пел красиво, рассказывал сладко, да только никак не мог с ней встретиться. Он назначал свидания и не приходил, периодически вносил ее в черный список, относился к ней очень неуважительно. Собственно, у них всего одна встреча и состоялась. Он водил ее холодным осенним вечером по набережной, даже не предлагая зайти в кафе и согреться чашечкой кофе. После встречи радостно рассказал ей, как пошел с друзьями в бар.
 
Он объявился через полгода. Сказал «любимой», что его по службе отправили в далекие дали. Но он не забыл о ней и — вот — купил обручальное кольцо. Картинка кольца (выдранная из интернета — понятно) — тут же прилагалась. Он даже не догадался спросить размер ее пальца для достоверности вранья. И вот — бедолаге служить еще 5 месяцев, а пока он тоскует, не могла бы она выслать ему свои интим-фоточки.
 
Благо, тут у барышни пелена с глаз спала, наконец-то (хотя спать ей следовало раньше — когда парень без объяснения причин не явился на свидание) и она его послала.
 
История 3
 
Женщина знакомится на сайтах знакомств. Некто предлагает совместный отпуск в Адлере на отпуск в августе. Обещается оплатить билеты и все питательные и увеселительные мероприятия. Все бы хорошо, да на дворе ноябрь. Поинтересовавшись, с каких благочестивых намерений запускается такой аттракцион неслыханной щедрости, барышня решается написать. Молодой человек охотно отвечает, что у него нет спутницы на эту поездку, и он ищет хорошую девушку для проведения совместного досуга.
 
Однако сейчас, вот сейчас он на свидание не зовет и вообще очень занят — зарабатывает на эту вожделенную поездку в Адлер.
 
Суть проста: женщину держат запасным вариантом на случай, когда у мужчины будет болезнь пипецстояк, а под рукой не окажется «лекарства». У некоторых мужчин половина записной книжки в телефоне обозначены как «Света. Секс., Маша. Секс без обязательств». Они так собирают свои варианты на удовлетворение хотелок.
 
Много еще можно привести подобных историй, но суть одна.
 
Справедливости ради, манипуляция эта имеет место не только в паре мужчина-женщина. Самый распространенный вариант: наследство. Бабушка-манипуляторша обещает записать наследство на одного из внуков, если тот обязуется сделать в этом наследственном доме ремонт, закупать туда продукты и делать еще ряд обязанностей. В нормальных семьях передача наследства детям и внукам как бы сама собой подразумевается. Но только не в семьях манипуляторов. И вот внук реально делает дорогой ремонт, содержит эту бабушку, чтобы та, легко прожив еще десяток лет, придралась бы к какой-то мелочи и сказала бы внуку выметаться вон, и что наследства он не увидит. Это происходит в том случае, если внук взбрыкнул, попросил переписать на него наследство уже сейчас (10 лет выполнял все требования) или просто иссяк ресурсно. Бабушка легко переключится на другого ресурсного родственника с тем же обещанием: вкладывайся, все будет твое.
 
Суть манипуляции: маячить золотой морковкой там, в будущем, чтобы получать некие ништяки здесь и сейчас. Стоит ли говорить, что ту самую морковку почти никому не удается даже надкусить. Со стороны смешно? Не было бы так смешно, если бы не было тысяч и тысяч историй того, как люди оставались ни с чем в погоне за этой призрачной морковкой. Лично у меня был один товарищ. который реально исполнял обещания по осыпанию богатствами. Но он был из разряда вечных критиканов, и через месяц такого сожительства я окончательно убедилась, что моя толерантность к унижениям не продается за деньги, и ушла.
 
Традиционно: методы борьбы.
 
Если с вас что-то пытаются получить сейчас, беспрестанно напоминая о той самой вожделенной морковке, не стесняйтесь говорить четко: «Я не верю словам, я верю только делам», «Утром деньги — вечером стулья». Дайте понять, что вы доверяете человеку, однако морковки в будущем совсем не являются для вас мотиватором. Почаще спрашивайте, что человек готов за ваши труды дать вам прямо сейчас, а не когда-то. Говорите, что материальные ценности вам не важны и стройте отношения так, как будто морковки этой и нет вовсе. То есть нормальные человеческие отношения, но без вашего усиленного вклада, потому что «потооом…». И не забывайте старую истину о том, что бесплатный сыр бывает сами знаете где.
 
Верьте только делам. Свершившимся. Уважайте себя.

kantrust.ru

манипуляция висящая морковка что подразумевает инструкции ремонта, фото ремонта, видео

Статья по теме от автора: Типы
манипуляций и способы защиты от них
(Панкратов
В.Н.
Манипуляции в общении и их нейтрализации.
М.: Изд – во Ин – та психотерапии. 2000.)
Типы
Примеры
Способы
отпора (модели конструктивного
поведения)
Провокация
защитных реакций
или оправданий
Жесткое, категоричное
высказывание своей
негативной оценки, принижение
компетентности
или личности собеседника
Не
оправдываться, не защищать­ся.
«Вербализация»
своего состоя­ния
– реакции и нахождение общего
отношения к ситуации. Предложить
совместный поиск решения
Провоцирование
замешательства
Дезориентация.
Стремление опро­кинуть,
расстроить, нарушить планы. Приемы:
неожиданные провокационные вопросы,
оскорбления, принижение достоинства,
«выпячивание» своего превосходства.
Усиление агрессивных реакций
Уточняющие
вопросы, просьба повторить
или дать комментарии
Игра
на чувствах люб­ви и дружбы с целью
маскировки
нежелания пойти
навстречу, спро­воцировать
чувство вины,
эмоциональной зависимости
Демонстрация
готовности к сотрудни­честву:
формирование впечатления «своего
парня».

Чтобы дать правильный ответ на вопрос манипуляция висящая морковка что подразумевает, нужно посмотреть видео. После просмотра вам не потребуется обращаться за помощью к специалистам. Подробные инструкции помогут вам решить ваши проблемы. Хорошего просмотра у нас на сййте и заходите еще.

Автор: Админ

Показов: 260105

Категория: типы манипуляций

Качество видео: DVD Custom

Видео загружено админу от пользователя Автоном: для срочного просмотра на портале.

Юмор в теме: Если раньше дворник сбивал с ритма, то сейчас под ритм бензокосы вообще фиг подстроишься.

По теме: типы манипуляций и способы защиты от них


aroavt.ru

Манипуляции в общении | PSYERA

В ходе общения с людьми, мы сами того зачастую не понимая, довольно часто используем манипулятивные методы, в особенности тогда, когда мы хотим добиться от другого человека того, что нам нужно. Так как понятие «манипуляция» всеми воспринимается различно, давайте сперва детально рассмотрим, что такое манипуляция с точки зрения «психологических понятий».

Манипуляция – оказание скрытого психологического воздействия на человека с целью получить от него желаемое (решение, мнение, поступок, поведение и т.д.).

Ключевым словом здесь является – «скрытого». В ходе манипуляций внешняя смысловая составляющая слов, обращений или действий по отношению к объекту манипуляций не совпадает с их внутренним смыслом. Как правило, внешняя сторона слов является невинной, не содержащей какого-либо мотива на ущемление потребностей человека, но внутренний смысл обладает содержанием, подводящим этого человека к тому, чего добивается от него человек производящий манипуляции. Выходит так, что человек, которым манипулируют, делает то, что необходимо человеку им манипулирующим, будто бы сам он это выбирал. В реальности же его к данном выбору слегка подвели, и данный его выбор есть несвободный и неосознанный.

Любая коммуникация – это в принципе манипуляция. Все что мы произносим, по нашему мнению должно стать причиной конкретной реакции. Когда мы отвечаем на вопрос «Как дела», – то мы ждем одобрения, сочувствия. А, в случае не получения ничего из этого, мы можем задать какой-либо вопрос, к примеру, «Что ты про это думаешь, я молодец?»

Максимально честное общение, без манипуляций, в этом случае выглядело бы довольно смешно: «Я сейчас тебе расскажу, как мои дела, а ты меня хорошенько похвалишь.». Тогда, когда одно конкретное понятие скрыто заменяется другим и происходят манипуляции. Человек говорит про одно, а подразумевает под этим совсем другое. Манипуляция начинается оттуда, где заканчивается логика и здравый смысл. Манипуляция всегда обращена в сторону чувств и эмоций.

Методы манипулятивного воздействия помогают занять лидирующую позицию в общении и получить наконец, то для чего они собственно и применялись. Довольно часто в ходе общения, мы встречаемся с непониманием, с попыткой нас изменить и доказать нам нашу неправоту. Факт — люди используют методы манипуляции. Одни более умелы в этом искусстве, другие же наоборот, часто доводя дело до бездарных кулаков, и в итоге оставляя все на тех же местах, что и до этого. В любом случае лучше всего четко понимать, в каком случае партнер в общении искренен, а где он пытается посредством уловок и различных способов манипулятивного воздействия достичь своей цели(и отнюдь не всегда полезной нам).

Есть много способов и различных видов манипуляций, но исходя из того, на каком из наших чувств пытается сыграть манипулятор, они разделяются на четыре главных типа.

Манипуляция чувством страха

В детстве нам бывало говорили: «Если ты не сделаешь уроки, будешь дворником». Хотя в действительности подразумевали:«Я не представляю, каким образом тебя еще можно заставить делать домашние задания». Мужчина, к примеру, говорит:«Если я и дальше буду продолжать трудиться в на этой работе, я получу инфаркт». Хотя на самом деле он может иметь ввиду:«Я в скором времени собираюсь уволится» На работе вам, к примеру говорят:«Юлечка, нам тут пришло резюме от одного весьма интересного молодого сотрудника. У вас с ним как раз совпадает профиль». А в действительности подразумевают:«Незаменимых людей не существует, приготовьтесь, милочка».

Ключевые моменты манипуляции страхом

Людские страхи – самый любимый приемо манипуляторов. Часто они играют на плохой информированности человека. Поэтому, если вам постоянно пудрят мозги по поводу некоторых мифических опасностей и призывают сделать что-либо, чтобы устранить их – проинформируйтесь.

Манипуляция любовью

В детстве нам бывало говорили: «Если ты продолжишь кривляться, любить я тебя не буду». А на самом деле подразумевали: «ты должен меня слушаться». Ваш мужчина вам говорит: «Ты сначала перестань ногти грызть (работать, к маме ездить, читать женские романы, каждое утро готовить солянку…), тогда поговорим про свадьбу». Хотя на самом деле имеет ввиду: «Мне не нравиться, когда ты грызешь ногти». Начальник вам говорит: «Мы умеем ценить своих сотрудников, у нас дружная команда единомышленников. Поэтому редко кто уходит из нашего коллектива по своей воле». Хотя на самом деле имеет ввиду: «Мы будем к тебе хорошо относиться, если ты будешь хорошо работать»

Ключевые моменты манипуляции любовью

Манипуляция, которая отличается своей коварностью и жестокостью и, к сожалению, которою довольно часто применяют в семье. Ребенок, постепенно начинает осознавать что самые близкие для него люди не принимают его полностью, любят не за то, что он просто есть, а за то, что он делает или не делает. В партерских видах отношений, такие стили общения также не дают ни чего хорошего. Ведь в данном случае с одной стороны у нас есть любовь, а на другой какое-либо условие. Выходит, что любовь – это какой-то товар, который при желании можно менять на какие-либо услуги или деньги.

Манипуляция неуверенностью в себе

В детстве мы слышали от родителей: «Русский ты сделал, но давай взглянем, что у тебя не получается?». А в действительности подразумевалось: «Ты все равно ни чего не сможешь без моей помощи». Мужчина говорит женщине: «Ты хочешь отведать на ночь печенье? Ну отлично. Я пока в компьютер поиграю». А в действительности подразумевает: «Я обладаю правом делать, что хочу». На работе вам сказали: «Пожалуйста, переведите, это маленький текст с китайского. Вот вам словарь, на все про все у вас полчаса». А самом деле подразумевают: «Не зазнавайся, начальник здесь я».

Ключевые моменты манипуляции неуверенностью

Манипуляция — это вопрос власти, и в данном случае он обозначен наиболее остро. «Я – начальник, ты – идиот», — так можно расшифровать основную часть приведенных высказываний. Одна из проблем начальника-манипулятора (будь он мамой, папой, боссом или президентом) заключена в том, что он не имеет реального авторитета, не есть власть, но очень хочет ей быть. С ним можно начать играть в «поддавки» и льстить. Но на эту лесть ему все равно, потому как недостаточно. Ненадолго он успокоится, а затем опять начнет искать подтверждение в состоятельности себя за счет недостатков чужих людей. Но, манипулировать он сможет только в том случае, если по поводу своего недостатка человек переживает. Лекарство от такого манипулятора, принятие себя и своих слабостей или избавление от них.

Манипуляция чувством вины

В детстве родители вам говорили: «Снова двойка по физике? Тогда начинай убирать квартиру». А на самом деле подразумевалось: «Лень мне убирать квартиру, а тебя как-то неудобно просить об этом». Мужчина говорит женщине: «С Инной чай пила, пока я один тут голодный сидел с детьми ?». А подразумевает: «Завтра после работы хочу встретиться с Алексеем, но ты меня просто так не отпустишь, пилить будешь». Вам на работе говорят: «Берите на сегодня отгул, не волнуйтесь я сделаю за вас эту работу». А подразумевают: «Работу-то я выполню, но этот случай я вам припомню».

Ключевые моменты манипуляции чувством вины

Она весьма часто встречается в семейной жизни, ее применение приводит к тому, что семейная пара начинает играть в веселую игру – выискивание чужих провинностей. Кто больше отыскал, тот победил, читай – обрел права на совершение своих сокровенных желаний. Хотя абсолютно непонятно, из-за чего это само собой ясное право необходимо завоевывать таким способом?

Как избежать манипулятивного воздействия?

Первое. Логика: поскольку, как правило, в манипулятивном сообщении отсутствует всякая связь, между частью первой и второй («будешь пить кофе с подругами, я не буду зарабатывать деньги»), можно указать манипулятору на полное отсутствие логики в его фразе. Бывает это помогает.

Второе. Неловкость: бывает, что манипулятивное высказывание вполне логично звучит, но обладает скрытым подтекстом. Поставить манипулятора в неловкое положение – забавное занятие. «Говоришь, что сильно уважаешь меня, потому что желаешь уйти пораньше? Ну так, так бы и сказал».

Третье. оценка: часто манипулятор не уверен в себе, иначе, для чего ему манипулировать? Своим поведением, он хочет добиться власти над окружающими, хотя больше всего он озабочен собственной безопасностью. Сделайте так что бы он почувствовал себя комфортно, скажите ему, что понимаете и принимаете его. И его тяга превращать людей в своих марионеток станет поменьше.

Четвертое. Выбирайте: манипулятор давит на ваши эмоции и чувства и хочет тем самым заставить добиться того или иного. Но то, что из-за указки людей мы испытываем чувства является мифом. Чувства расположены внутри нас и никто кроме нас самих не может их «включить» и «выключить». Пугают? Ответьте иронией. Берут на слабо? Ответьте удивлением. Выводят из себя? Помните про то, что это только приглашение, которое можно принять и от которого можно отказаться. Манипулятор будет весьма озадачен.

Шаг пятый. Поймите себя: в каждой семье реагирует на события неким образом. В одной семье над всеми подшучивают, в другой – расстраиваются по поводу и без него, в третьей – винят в бедах только себя. Дети, вырасшие в этих семья, приобретут эту «ведущую» эмоцию в наследство. Они будут проявлять иронию, печаль и чувство вины соответственно, заметно чаще, нежели другие. Можно смело предположить, что когда они станут взрослыми им будут чаще встречаться манипуляторы, которые будут отыгрываться именно на их «доминантном» чувстве. На основании этого, всем можно дать совет понять, какая именно эмоция досталась им от родителей. И вернуться к предыдущему пункту.

Время манипулятора: манипулятор крайне редко живет в настоящем. Как правило, он либо вспоминает о прошлом – «после того, как мой кот пять лет назад выпрыгнул с балкона, я до сих пор не могу придти в себя» — и ищет в нем оправдание своему бездействию и недостаткам. Либо говорит о неком туманном будущем «кто не ест котлеты, то не поступает в институт» или «мы верим в вас и когда-нибудь это отразиться и на вашем финансовом положении». Но в сфере настоящего у манипулятора ничего не происходит. Ему постоянно некогда, он постоянно в делах.

psyera.ru

Типы манипуляций и способы защиты от них

(Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализации. М.: Изд – во Ин — та психотерапии. 2000.)

Типы Примеры Способы отпора (модели конструктивного поведения)
Провокация защитных реакций или оправданий Жесткое, категоричное высказывание своей негативной оценки, принижение компетентности или личности собеседника Не оправдываться, не защищать­ся. «Вербализация» своего состоя­ния — реакции и нахождение общего отношения к ситуации. Предложить совместный поиск решения
Провоцирование замешательства     Дезориентация. Стремление опро­кинуть, расстроить, нарушить планы. Приемы: неожиданные провокационные вопросы, оскорбления, принижение достоинства, «выпячивание» своего превосходства. Усиление агрессивных реакций Уточняющие вопросы, просьба повторить или дать комментарии
Игра на чувствах люб­ви и дружбы с целью маскировки нежелания пойти навстречу, спро­воцировать чувство вины, эмоциональной зависимости Демонстрация готовности к сотрудни­честву: формирование впечатления «своего парня». Увещевание в любви и дружбе. Заверения в понимании одно­временно с сожалением по поводу не­возможности помочь. Говорится о слу­жебных обязанностях. Отсутствие го­товности взять ответственность на себя Освободиться от чувства вины и обязательств. «Бумеранг» заверений. Отказ от делового взаимодействия
Игра на нетерпеливости — «Висящая морковка» Говорится, что цель почти достигнута, осталось совсем немного… Демонст­рация готовности и активности. Но! «Если вы сможете сделать некоторую малость, то все будет в порядке. И так много раз. «Морковка» поднимается все выше… Не впадать в обман и четко помнить о своих интересах и приоритетах
Игра на чувствах безысходности Цель: подвести собеседника к убежде­нию, что есть только один выход. При этом сознание входит в состояние тре­воги, сужается пространство поиска, снижается творческая активность Сохранять хладнокровие, взять паузу на размышление, анализировать ситуацию, доводы, аргументы
Игра на чувствах жадности Цель: воспользоваться потребностью в риске, психологией «игрока». Предла­гается воспользоваться счастливой си­туацией, что откроет блестящие воз­можности в будущем. «Счастливый шанс при определенном риске. Прио­ритет инакомыслия, игры, удачи и т. д. Оставаться на почве реальности, не давать волю жадности, оценить перспективы проигрыша и рисков. Предложить контрмеры защиты от потери
Игра на уступках Использование запланированных усту­пок. Техника уступок: оппонент возра­жает, но с трудом соглашается на не­значительные уступки, взамен требует больше «жертвы» — подмена неболь­ших уступок большими «жертвами» — выгодами Сохранять ясную перспективу, четко знать приоритеты, совершать эквивалентный обмен
Намеренное затягивание времени. Аналог «Висящей морковки» Долгое и подробное обсуждение. Создание иллюзии, что соглашение может быть достигнуто в любой мо­мент. Просьбы о временных или других уступках. Создание впечатления готов­ности сотрудничать. Но соглашение оттягивается Одно из самых сложных противостояний. Проявлять настойчивость, «да­вить» сверху, играть на чувствах долга и личной обязанности. Ука­зывать, что затягивание времени не в интересах собеседника
Самореклама. Манипуляция авторитетом. Провоцирование личного интереса и уважения к «манипулятору» Цель: произвести впечатление на собе­седника, так заинтересовать, чтобы он сам захотел развивать отношения с «манипулятором», убедить в выгоде будущих отношений. Такое поведение приводит к потере собственных приоритетов, ориентиров, снижению контроля над ситуацией, к желанию переложить свои дела (ответствен­ность) на другого Проверка реальными действиями/делами
«Убаюкивание» с целью позже обмануть, зама­нить в сети, попросить об уступках Небольшие услуги, подарки, любез­ности с уверениями бескорыстия. Позже — просьбы об одолжениях. Быть начеку. Не позволять себе чувства обязанности и вины

infopedia.su

Манипулирование, манипуляция, манипулятор… Техники влияния. / Psihologie și Relații / Hora.md


 
Манипуляция – это психологическое воздействие, направленное на не явное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий.
 
В каждом из нас сидит неудержимое желание обладать возможностью манипулировать другим человеком,  безусловно, корни этого желания являются историческим фактом. Историческим, потому что человеком, совершающим определенные поступки, всегда двигали две основные цели это власть и деньги. Именно желание обладать властью и могуществом определяет стремление к познанию и применению техник гипноза, внушения и манипулирования другим человеком или даже целой толпой.

           Можно сказать, что “манипуляция – это плохо, низко и даже нечестно, и, в общем-то, не про меня”. Но, не спешите! Вы ежедневно манипулируете теми, с кем общаетесь, независимо это Ваш друг или просто случайный знакомый. При общении с другом, думаю, Вам недостаточно будет, если он наденет наушники и включит музыку или просто уснет, Вы ждете от него, как минимум, чтобы он Вас слушал и не только, но и слышал и еще эмоционально реагировал, показывая обратную связь – это есть манипуляция. Обращаясь в справочную по телефону или в магазине к продавцу, Вы говорите:  “Добрый день,… будьте добры…, пожалуйста…, спасибо…, хорошего дня…”. Для чего?

        Вам также необходима обратная связь, положительные эмоции и соответственное обслуживание, то есть определенное поведение собеседника, а влияние на поведение других людей это и есть не что другое, как манипуляция. Как видите манипуляция это не плохо, а зачастую, наоборот, способ более эффективного общения. Достаточно широко техники манипулирования людьми используются в области продаж, в продвижении товаров и услуг, в рекламном бизнесе, ну или просто, чтобы без видимого “сопротивления” получить желаемый результат.
Существует несколько техник влияния, владение которыми сделает Ваше общение более продуктивным, а  достижение поставленных целей более эффективным.
 
Предлагаемые, техники влияния можно разделить на две основные группы – это директивные, (прямые) довольно жесткие команды и инструкции, в которых человек обозначает сразу, что он от Вас хочет. Такой способ влияния эффективен в отношениях начальник – подчиненный, то есть, когда один человек имеет власть над другим. В современном же мире более распространены косвенные (скрытые) техники влияния, появление которых было вызвано необходимостью, связанной с усиленным сопротивлением сознания директивным командам. Именно поэтому они называются скрытыми, потому что их не видно сразу.

        Известно, что у человека есть сознательная часть психики и бессознательная. Функция сознания контролировать то, что происходит, ставить цель и, если нужно, сопротивляться тому, что мы слышим именно поэтому человеку так трудно давать директивные команды, он сразу начинает этому сопротивляться. Но есть еще и подсознательная часть психики – наше подсознание или бессознательное – оно не умеет сопротивляться, оно выполняет все команды сразу, ему лишь нужно очень четко эти команды донести и, при этом так, чтобы сознание не успело начать сопротивляться. Это основной принцип гипноза и влияния — сфокусировать сознание на чем-то менее важном и при этом сделать некое сообщение для Вашего бессознательного. 
 И так приемы косвенного внушения:
1. Очевидное предположение
Это фраза, которая формулируется следующим образом: Команда – наш желаемый результат,и интерес клиента – желаемый результат клиента. В данном случае мы воздействуем  на бессознательное.
Когда вы приобретете наш кондиционер(бессознательное), Вы сможете чувствовать себя всегда комфортно – и в сильную жару и в устойчивый мороз (сознательное).
 
2.                Правило трех «ДА»
Должно быть три очевидных ответа «да» на вопросы и согласие в четвертый раз,на нужное Вам утверждение или предложение, произойдетпо инерции.При этом совершенно необязательно, чтобы человек, которому Вы направляете свое послание, соглашался открыто, озвучивая свои “да”, достаточно неосознанного мысленного согласия.
Вы сегодня(да сегодня) пришли в наш магазин (да пришел), в такую жару (да на улице +37), чтобы приобрести интересующую вас технику (да, хочу купить)? 
 
3.                Слова-связки
Существуют слова, которые делаютфразу логичной,даже если она не логична по смыслу.
Поэтому, потому что, следовательно, отсюда следует, чем тем, отсюда два вывода и др.
            Посколькувы работаете на открытом воздухе и в жару и в холод(очевидный факт), тоВам необходимкондиционеру Вас дома.
       Хитрость в том, что они делают нашу речь логичной и даже если сказать фразу, в которой нет по сути большой логики, но связать между собой две части этим союзом, то фраза звучит логично.
Важно!Не употреблять слова-возражения но, зато, тем не менее, а и др.
 
4.                  Выбор без выбора
Этот прием позволяет лишь создать иллюзию выбора
Вам удобно будет подъехать к нам в офис в 8 утра, мы находимся на окраине города, и забрать Ваш товар  (очевидно, что нет)или наш курьер доставит товар Вам домой в удобное для Вас время?
ИЛИ
Предложение якобыдвух вариантов выбора, но любой ответ нас устраивает:
Вам удобно будет оплатить на месте наличными или Вам удобно произвести расчет по перечислению?
 

5.                  Ясно, очевидно, понятно
Сопровождения этими фразами, дает ощущение сознанию очевидности и логичности.
            Это же очевидно, что, Вы получаете возможность больше дарить внимания своим близким, приобретая такойкондиционер.
Совершенно непонятно с чего это очевидно и каким образом внимание близким связано с покупкой кондиционера, но звучание этих слов придает какую-то осмысленность и, более того, если Вы говорите сознанию, что это же понятно, это же логично, то у сознания снижается как-то критичность и оно перестает так уж сильно придираться к смыслу этой фразы поскольку ну это же очевидная какая-то фраза.
 
6.                  Незавершенное действие:
Внимание останавливается на незавершенной фразе, действии, недосказанности.
У нас также есть интересное предложение, для наших клиентов, загляните нанашсайт…
 

7.                  Количество повторений:
Восприятие информации людьми происходит не с первого раза, а со второго и третьего, поэтому ключевые мысли в своей речи необходимо повторять по два, три раза. Если Вы хотите донести какую-то информацию, повторите ее два, а лучше три раза.
 
8.                  Прямое внушение (команда):
Фраза, произносимая прямо, являющаяся командой, произносимая в конце после завершения разговора. Желательно повторить ее в ходе общения 2-3 разаи эффективно повторить в конце беседы.
Приобретайте наш товар.
Посетите наш сайти купите себе подарок.
 
Важно! Четко осознавать какого поведения Вы ждете от людей и помнить, что конкретно вы ждете от человека.
 
 И в завершении три правила, позволяющих защититься от манипуляции:
 
1.                  Четкое знание своей цели.Если вы ясно осознаете цель своего взаимодействия с другим человеком, то изменить ваше мнение уже невозможно и, соответственно, различные приемы манипуляции в отношении Вас будут недейственны.
2.                  Изучение приемов манипулирования.Знание техник влияния, используемых для манипуляции людьми, позволит Вам быстро их распознавать и уклоняться от них.
3.                  Умение говорить «НЕТ».Умение отказать даже, когда неудобно, также позволяет не совершать действий, о которых в дальнейшем Вы можете сожалеть.
 Удачи Вам в освоении техник влияния и достижения поставленных целей!
Автор:Мелехина Наталья

hora.md

Тренинг по манипуляции — курсовая работа

В любых жизненных ситуациях  всегда полезно оставлять дверь  открытой для возможного конструктивного  взаимодействия в будущем, в том  числе когда используется техника  провоцирования безысходности с  предложением «последнего шанса». В  таких ситуациях эффективны приемы деловой беседы с более слабой позиции.

5. Игра на чувстве жадности. Основной замысел этой техники  — убедить оппонента воспользоваться  открывшейся необыкновенной возможностью, чтобы отважиться принять рискованное  предложение, сулящее огромные  выгоды в будущем. Это —  «обратная сторона медали» в  сравнении с техникой провоцирования  безысходности. Здесь человек  принимает невыгодную для себя  позицию не для того, чтобы  избежать беды, несчастья — его  побуждают к этому, чтобы оказаться  в выигрышной ситуации в конце  рискованного предприятия, когда чувство жадности «включается» в процесс убеждения. В этом случае нужно тщательно анализировать и оценивать все факторы, обстоятельства, перспективы и возможные последствия рискованного решения, чтобы убедиться в его реальности.

6. Использование запланированных  «трудных» уступок. Эта техника  используется для того, чтобы  побудить оппонента сделать ответную  уступку в другом, более важном  вопросе. Её суть заключается  в том, что вслед за довольно  активными возражениями оппонент  как бы неохотно («через силу»)  соглашается сделать уступку  в каком-то вопросе, которая  в свою очередь будет побуждать  партнера с большей легкостью  сделать таковую в другом вопросе.  Осуществляя этот замысел, оппонент  начинает обсуждение с второстепенных  разногласий, создавая впечатление,  что они занимают главное место  в проблеме, а впереди «маячит»  тупиковая ситуация. И затем, именно  в этот момент, «позволяет» уговорить  себя и пойти на уступку.  Теперь очередь за противоположной  стороной — оппонент начинает  оказывать давление и побуждать  сделать взаимную уступку, но  в другом, главном пункте разногласий.

В такой ситуации нужно  постоянно оценивать что даете  вы и что получаете взамен, соотнося это с вашим пониманием главных  и второстепенных пунктов разногласия. И тогда любая несоразмерность, несоответствие в балансе «даю —  получаю» быстро будут выявлены.

7. Намеренное «затягивание»  разрешения конфликта [54]. Общий  замысел подобных техник —  поддержать состояние уверенности,  что соглашение может быть  достигнуто в любой момент. Аналогично  техникам «висящей морковки»  они заставят думать, что всего  лишь одна маленькая уступка  отделяет участников конфликта  от соглашения. Техника состоит  из двух видов «взаимопереплетенного»  поведения оппонента — видимого  сотрудничества и откладывания, оттягивания, чтобы вынудить пойти  на уступки.. Ожидаемое соглашение  то представляется невозможным,  то появляется вновь в пределах  досягаемости. Противостоять техникам  подобного рода не так легко.  Можно указывать собеседнику  на ограниченность времени, на  то, что он намеренно затягивает  время, но эти реакции могут  вызвать в ответ лишь извиняющуюся  улыбку, туманное обещание, заверение  и уверенность в успехе. Одна  из возможных линий противодействия такой технике может состоять в настойчивом напоминании, чтобы делом подтверждать свое намерение к сотрудничеству.

Отметив, что заверения  к готовности действовать в интересах  обеих сторон не сдвигаются с места, нужно настаивать, чтобы оппонент предпринял конкретные шаги, и постоянно  оказывать на него давление в этом направлении, не давая «увиливать».

8. «Убаюкивание» с целью  «убить» позднее. Со стороны  оппонента предлагается небольшая  «инициативная» услуга, сопровождаемая  замечаниями типа: «Не стоит беспокоиться»;  «Мне это ничего не стоит»; «Это от чистого сердца, из  уважения к вам» и т. д.  Сторона таким образом дает  понять, что принятие её услуги  не будет означать никакого  ответного обязательства. После  того как эта услуга принимается,  оппонент просит согласиться  с предложением, которое сулит  противоположной стороне дальнейшие  выгоды. Нужно не позволять себе  «сесть на крючок» последующего  обстоятельства просто из чувства  вины, поскольку ранее вы позволили  уговорить себя принять его  услугу за помощь.

Переходим непосредственно  к диагностике манипуляции. Проблема обнаружения манипуляции в настоящий момент мало разработана в теоретических научных работах. В основном внимание уделяется описанию и объяснению манипуляций. В большой степени это объясняется тем, что задача на обнаружение манипуляции возникает тогда, когда человек находится в позиции пользователя. Одним из таких заинтересованных пользователей является, несомненно, адресат манипулятивного воздействия.

В поисках способов распознавания  манипулятивной угрозы можно идти двумя  путями [9 c. 219]. Первый путь — отслеживание за изменениями ситуации, порожденными технологией психологического (в данном случае манипулятивного) воздействия. Второй — посредством анализа механизмов манипулятивного воздействия. Разумеется, все признаки, которые удастся обнаружить, могут дать лишь основания для предположения, что ситуация взаимодействия содержит манипулятивные попытки. Однозначного решения только на основе анализа указанных признаков вынести нельзя.

Отслеживание за изменениями  ситуации, связанными с технологией  психологического воздействия, позволяет  обнаружить эффекты, которые составляют особенности манипуляции. Общим  признаком наличия манипулятивных попыток являются нарушения баланса  тех или иных переменных взаимодействия. Поэтому автор перечисляет возможные  деформации, сдвиги, несоответствия:

а) Дисбаланс в распределении  ответственности за совершаемые  действия и принимаемые решения. Это случаи, когда человек вдруг  замечает, что он что-то «должен», не зная, откуда это долженствование  взялось. Или же наоборот — проявляет  непонятную или неожиданную безответственность в принятии некоторого решения.

б) Деформации в соотношении  выигрыш — плата проявляются  в том, что получаемый результат  не соответствует вложенным усилиям. Это может происходить и вследствие допущенных ошибок в планировании или  исполнении решений, но также и в  результате чьей-либо манипуляции.

Понимание причин такой деформации будет полезным как в том, так  и в другом случае [9].

в) Наличие силового давления также является одной из подсказок, указывающей на возможность манипуляции, хотя скорее является лишь индикатором  межличностной проблемы, затруднения, одной из причин которых, разумеется, может явиться угроза манипулирования.

г) Нарушения сбалансированности элементов ситуации — в этом случае может обращать на себя внимание некоторая  степень необычности ситуации взаимодействия:

1) необычность мишеней  воздействия (темы разговоров, смена  векторов и т. п.) Например, на  вечере в компании приятелей  вас знакомят с новым человеком  и он, неясно почему, большую часть  времени посвящает вам;

2) необычность компоновки  или подачи информации, такие,  как смещение акцентов значимости  на второстепенные детали. К примеру,  неадекватно долго решается вопрос  о том, как расположиться: ваш  партнер все время стремится  сесть у окна и почему-то  каждый раз так, что солнце  неприятно слепит вам глаза.

д) Неконгруэнтность в поведении (коммуникативном сообщении) партнера — различные каналы передают противоречивую информацию. Например, если сопоставить  содержание слов с движениями рук  или мимики, можно обнаружить, что  собеседник не смотрит вам в глаза, а куда-то поверх вас или в сторону  а может и вниз. Бывает, уверенные  слова контрастируют с суето  рук:  человек дергает пуговицу, бездумно перекладывает что-то на столе,  «ломает» пальцы и т. д.

е) Стремление отправителя  воздействия стереотипизировать поведение  адресата — те случаи, когда становится заметно, что кому-то хочется, чтобы  вы вели себя «в соответствии с…» Чаще всего это выглядит как обращение  к некоторым ролевым позициям, стремление отнести к той или  иной категории людей, адресоваться к привычкам либо установившимся ритуалам.

Существенно показать, во-первых, что индикаторы скрываемого воздействия  существуют и их можно обнаружить, а во-вторых, что предсказать, каковы эти признаки, можно основываясь  на результатах предварительных  теоретических поисков [36].

Если исходить из анализа  механизмов манипулятивного воздействия, задача обнаружения манипуляции  заключается в том, чтобы быть внимательным к реакциям адресата. Необходимо научиться распознавать моменты, когда включаются в работу (или начинают работать в измененном режиме) те или иные компоненты (звенья) механизмов, реализующих внешнее  вторжение. Можно указать, по меньшей  мере, следующие виды таких индикаторов:

1)  ненормативно частое  появление или подчеркнуто явное  проявление психических автоматизмов  в поведении адресата воздействия;

2) регрессия к инфантильным  реакциям — плач, агрессия, тоска,  чувство одиночества и т. п., особенно если это точно приурочено  к определенной ситуации или  событиям;

3) дефицит времени, отпущенного  на принятие решения; важный  момент анализа ситуации в  этом случае — выяснить, кем  создается этот дефицит: если  не тем, кто испытывает нехватку  времени, то следует предположить  наличие манипуляции;

4) состояние суженности  сознания, которое может проявиться  в ограничении круга обсуждаемых  идей, в «цикличных» высказываниях  (например, неизменяемые формулировки  или регулярный возврат к одной  теме), постановке только ситуативных  целей (в ущерб перспективным)  и пр.

5) неожиданные изменения  фоновых состояний: напряжение, агрессия, суетливость и др., возникающие  преимущественно как реакция  на ущерб, нанесение которого  ощущает (пусть и неосознанно)  адресат воздействия. Сигналом  об угрозе ущерба или уже  нанесенном ущербе служит эмоциональная  реакция жертвы манипуляции —  ухудшение настроения, раздражение,  глухая обида и прочие сдвиги  в сторону отрицательных эмоций. Особенно должны настораживать  случаи неоправданных с точки  зрения ситуации эмоциональных  сдвигов.

Последний критерий предоставляет  важный механизм субъективной диагностики  по чувственным индикаторам. Сам  по себе прием не нов, но в случае с манипуляцией он может быть использован  не только как индикатор наличия  угрозы, но даже как указатель на возможное ее качество.

Данный прием диагностики, предложенный Д. Динкмейе-ром и Б. Д. МакКеем [9 с.222], основан на том, что  наши чувства и реакции отражают результат бессознательной обработки  информации, поступающей из внешнего мира. На ранних этапах взаимодействия эмоции являются выражением бессознательного (непроизвольного) ответа на характер воздействия партнера.

Например, если мы испытываем раздражение и нам хочется  избавиться от присутствия партнера, то, возможно, это происходит не потому, что он нам неприятен, а от того, что партнер стремится овладеть вниманием оппонента в большей  степени, чем мы желаем. Вероятно, возникает  негативная реакция на его стремление, которое уже как-то проявилось в  его действиях.

Если возникает чувство  ущемления своего авторитета, подрыва  своей власти над партнером и  желание доказать свою силу, продемонстрировать преимущество, то может оказаться, что  он стремится овладеть нашим поведением, может быть покомандовать. (Правда, так можно предполагать лишь тогда, когда партнер ничем явно не выдал  своих намерений. Если же его намерения  выражаются прозрачно, скорее следует  предположить попытку спровоцировать оппонента на демонстрацию силы.)

Иногда может оказаться, что эмоциональное состояние  одной стороны прямо указывает  на то, чего хочет добиться другая сторона. Другими словами, воздействие удалось. Например, человек поймал себя на том, что ощущает необъяснимую обиду, даже боль, хочет чем-то обидеть оппонента, за что-то свести счеты. Это может  свидетельствовать о намерении  второго отомстить первому.

Если в какой-то момент работы со своим подчиненным или  коллегой сотрудник ощутил бесперспективность своих усилий, руки стали опускаться, захотелось махнуть рукой и самому выполнить работу, то нелишне предположить, что вторая сторона стремится  доказать свою непригодность к этой работе. Вероятно, для того, чтобы  взвалить ее на первого сотрудника.

Таким образом, даже априори  обнаруживается довольно большой перечень средств, которые могут быть использованы для распознавания манипулятивного  воздействия. Вместе с тем, было бы наивно полагать, что выделенные в результате теоретических размышлений индикаторы манипулятивного вторжения до сих  пор оставались неизвестными рядовому участнику взаимодействия. Несомненно, что большинство из них, даже оставаясь  неотрефлексированными, тем или  иным образом учитываются в повседневной жизни.

Итак, проблема обнаружения  манипуляции в настоящий момент мало разработана в теоретических  научных работах. Не всегда можно  решить, наблюдаем мы манипуляцию  или что-то другое.

Общим признаком наличия  манипулятивных попыток являются нарушения  баланса тех или иных переменных взаимодействия. Это может быть: а) Дисбаланс в распределении  ответственности за совершаемые  действия и принимаемые решения, б) Деформации в соотношении выигрыш  — плата, в) Наличие силового давления, г) Нарушения сбалансированности элементов  ситуации, д) Неконгруэнтность в поведении (коммуникативном сообщении) партнера, е) Стремление отправителя воздействия  стереотипизировать поведение адресата.

Выделяют индикаторы моментов, когда включаются в работу те или  иные компоненты (звенья) механизмов, реализующих  внешнее вторжение: 1) частое появление  или подчеркнуто явное проявление психических автоматизмов в поведении  адресата воздействия; 2) регрессия  к инфантильным реакциям; 3) дефицит  времени, отпущенного на принятие решения; 4) состояние суженности сознания; 5) неожиданные изменения фоновых  состояний: напряжение, агрессия, суетливость  и др.

Можно сделать вывод, что безусловно, в конфликтах присутствуют манипулятивные воздействия. Часто встречаются  следующие приёмы: ссылки на авторитет, выдергивание отдельных фраз из контекста, уход от темы разговора, намеки, лесть, шутки-высмеивания, предсказание ужасных  последствий, имитация решения проблемы, альтернативные формулировки вопросов, требующие ответа «да» или «нет», сократовские вопросы (техника первого  «да»), оттягивание решения.

student.zoomru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *