Краткое изложение теории Маслоу, теория мотивации личности
В 1943 году в журнале Psychological Review была опубликована статья Абрахама Маслоу «Теория мотивации индивида». Его взгляды отличались от популярных в то время концепций психоанализа и бихевиоризма, которые основывались на поведении зверей и были умозрительными. Теория Маслоу базировалась на экспериментах с людьми, проводившихся в больничных условиях.
Кроме того, исследования Маслоу позволили впервые сформулировать позитивный взгляд на человеческую природу. Традиционная психология изучала людей с психическими отклонениями, тогда как Абрахам Маслоу исследовал поведение здоровых и реализовавшихся индивидов. Он уделял особое внимание таким проявлениям личности, как альтруизм, любовь, креативность.
Пирамида Маслоу
Очень часто встречаются изображения пирамиды потребностей Маслоу. Эта схема упрощенно изображает теорию мотивации. Нужно заметить, что Абрахам Маслоу
Как правило, в основу теории мотивации по Маслоу включают пять типов потребностей.
- Органические (физиологические): голод, жажда, сон.
- Потребность в безопасности: защита от холода, комфортное жилье, избавление от страхов, уверенность в будущем, стабильность жизни, доверие к людям.
- Социальные: общение, совместная деятельность, дружба, любовь, принятие, взаимопонимание, привязанность, забота о других.
- Потребности в уважении и престиже: социальный статус, карьера, самоуважение, одобрение, признание.
- Духовные и нравственные: самовыражение через творчество, самоактуализация, познание.
Два нижних уровня иерархии, включающих органические потребности и необходимость в безопасности, обобщенно называют физиологическими или базовыми. Они образуют поведенческую доминанту. Эти нужды неизбежны, они обеспечивают выживание человека, поэтому они удовлетворяются в первую очередь. Только реализовав базовые потребности, человек будет способен думать о целях более высоких порядков. Очевидно, что люди свои желания реализуют постепенно, словно поднимаясь с одной ступени на другую, поэтому другое название теории мотивации — лестница Маслоу.
Краткий список потребностей состоит из пяти пунктов, но существует и более подробное разбиение пирамиды Маслоу.
- Физиологические.
- Потребности в безопасности.
- Потребность в принадлежности: общение, любовь, дружба, привязанность.
- Потребность в уважении: одобрение, признание, стремление к успеху.
- Познавательные: стремление к приобретению знаний и умений, исследовательский интерес.
- Эстетические: стремление к гармонии и порядку, чувство прекрасного.
- Потребность в самоактуализации: саморазвитие, реализация своих талантов.
В подробной классификации духовные и нравственные потребности личности разбиваются на три группы (познавательные, эстетические и потребности в самоактуализации).
Самоактуализация
Абрахам Маслоу выделил особенности людей, которые близки к самоактуализации:
- адекватное восприятие реальности, ощущение комфорта в реальности;
- принятие себя и других, способность строить глубокие отношения;
- умение следовать своим желаниям;
- спонтанность действий, естественность и простота;
- способность фокусироваться на задаче;
- потребность в уединении;
- независимость;
- способность творить, способность дать свежую оценку происходящему;
- мистичность, могут находиться в высших состояниях;
- демократичность;
- способность разграничивать цели и средства, добро и зло;
- чувство юмора.
Достичь самоактуализации, по словам Маслоу, удаётся не всем. Люди часто не видят своего потенциала, боятся своих талантов и возможного успеха. Иногда раскрытию способностей препятствует окружение. Для развития нужна безопасная и дружелюбная среда.
Гибкость теории Маслоу
Изначально в теории мотивации утверждалось, что дальнейшее продвижение невозможно, пока не удовлетворены базовые потребности. Считалось, что в первую очередь человек использует все возможности, чтобы обеспечить себя и свою семью едой, чистой водой, безопасным жильём и так далее.
Позже Абрахам Маслоу говорил, что процесс реализации нужд личности не всегда поступательный, и обычный порядок может нарушаться. Нередко удовлетворение высших желаний начинается, когда ещё не реализованы низшие. Более того, Маслоу говорил, что некоторые потребности могут возникать одновременно. Например, человек может нуждаться и в безопасности, и любви, и в самоуважении. Далеко не у всех базовые потребности удовлетворены полностью, но это не мешает людям иметь желание быть полезным обществу или любить. Необязательно удовлетворять нужды более низкого уровня полностью, чтобы перейти на более высокий уровень пирамиды Маслоу.
Применение теории Маслоу
Теории мотивации часто используются руководителями, которые стремятся повысить производительность своих сотрудников. Работы Абрахама Маслоу имели огромное значение при создании современных теорий мотивации.
Руководители должны понимать, что мотивация личности определяется многими потребностями. Чтобы мотивировать сотрудника, руководителю нужно дать ему возможность удовлетворения существующих потребностей.
- Социальные: командный дух на рабочих местах, периодические совещания, стимулирование социальной активности сотрудников.
- Потребность в уважении: интересная и содержательная работа, поощрение достигнутых результатов, продвижение по карьерной лестнице, профессиональное обучение и переподготовка.
- Потребности в самовыражении: позволить подчинённым полностью использовать их потенциал и развивать свои способности.
Только экономических стимулов многим людям недостаточно. Повышение заработка помогает удовлетворить лишь базовые потребности. Считается, что только беднейшие и бесправные слои населения руководствуются потребностями низших уровней.
Недостатки теории Маслоу
Концепции Маслоу привлекали к себе как сторонников, так и критиков. Последние считали, что выборки исследований слишком малы и по ним нельзя делать какие-либо обобщения. Составляя список черт личностей, движущихся по пути самоактуализации, Абрахам Маслоу выбирал активных и здоровых людей, таких как Авраам Линкольн, Элеонора Рузвельт, Альберт Эйнштейн. Такие люди, по его мнению, были успешны. Некоторые великие люди, например, Рихард Вагнер, не попали в исследование, потому что не обладали личностными чертами, которые ценил Маслоу.
Основная проблема теории иерархии потребностей личности в том, что
Благодаря тому, что теория мотивации построена во соответствии с определённой иерархией, её часто ассоциируют с пирамидой власти. Чем больше материальных ценностей у человека, тем больше удовлетворены его потребности и тем больше у него власти. Такая теория особенно популярна у людей с иерархическим мышлением. Они убеждены в том, что успех личности основывается на конкуренции. Ближе к вершине пирамиды и, соответственно, счастливее тот, кто активно и успешно конкурирует с другими.
Подобный взгляд на жизнь ведёт к тому, что люди стремятся получить как можно больше общепринятых вещей, таких как престижная работа, дорогое жилье, социальный статус. Многие верят, что большое количество достижений ведёт к счастью.
В современных теориях развития человека и общества конкуренция рассматривается как непродуктивный путь. Общественное развитие может быть более эффективным, если отказаться от конкуренции и поставить на первый план уникальность личности и её способность к проявлению своих талантов.
psiho.guru
Пирамида Маслова — Мастерок.жж.рф — LiveJournal
1 апреля исполняется 110 лет со дня рождения всемирно известного американского психолога Абрахама Маслоу. О том, что он был автором «пирамиды потребностей», знают все, но немногие слышали о том, что он мог бы прославиться как российский, а не американский ученый.
Его персона для многих до сих пор остается загадкой, как и тот факт, что никакой пирамиды на самом деле он не рисовал…
Факт 1. Происхождение
Незадолго до рождения Абрахама его родители, спасаясь от еврейских погромов, уехали из южной губернии Российской империи в США. Фамилия его отца – Маслов, но он решил произносить ее на американский манер – Маслоу. Абрахам появился на свет в 1908 г. в еврейском районе Нью-Йорка, но если бы это случилось на несколько лет раньше, он стал бы нашим соотечественником и его звали бы Абрамом Самуиловичем Масловым.
Знаменитый американский ученый-психолог Абрахам Маслоу
Факт 2. Несчастливое детство
В детские годы Абрахам был предоставлен сам себе и рос очень несчастливым и одиноким ребенком. Характеризуя своего отца, он говорил, что тот больше всего любил «выпивку, драки и общество женщин». А мать была крайне религиозной женщиной, жестоко наказывая сына за непослушание и уделяя больше внимания шести младшим детям. Будущий психолог признавался: «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток – они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать) …Принимая во внимание условия, в которых прошло мое детство, приходится только удивляться по поводу того, что у меня не развилось какое-либо психическое заболевание. Я был еврейским ребенком в нееврейской среде. Что-то вроде первого чернокожего в учебном заведении для белых детей. Я рос без друзей, один и практически все свободное время проводил в читальных залах посреди книг». С отцом он позже нашел общий язык, а мать так и не смог простить и даже не пришел на ее похороны.
Факт 3. Брак с двоюродной сестрой
Абрахам никогда не пользовался успехом у женского пола и сильно переживал из-за своей невзрачной внешности: ему казалось, что с таким худощавым телосложением и таким большим носом он выглядит комично и нелепо. Он настолько болезненно относился к собственной внешности, что даже избегал поездок в метро в час пик, чтобы никому не попадаться на глаза. Он пробовал заниматься спортом, но не достиг заметных результатов, и тогда с головой ушел в научную деятельность. Ситуация усугублялась тем, что со школьных лет Маслоу был влюблен в свою двоюродную сестру Берту Гудман, но не решался ей признаться в этом, опасаясь отказа и осуждения. Но его любовь оказалась взаимной, и это круто изменило его жизнь. Он женился на Берте, а вскоре получил степень доктора психологии в Висконсинском университете. Ученый признавался: «По большому счету, жизнь началась для меня лишь только тогда, когда я переехал в Висконсин и начал семейную жизнь».
Факт 4. Пирамида, которой не было
Во всем мире американского психолога знают в первую очередь как автора «пирамиды потребностей», в которой он представляет иерархическую систему мотивов поведения человека. Эта пирамида неоднократно становилась причиной ожесточенных споров психологов, маркетологов и менеджеров – мол, в реальных условиях пирамида не работает, и каждая из этих потребностей не может быть удовлетворена в полной мере, чтобы можно было переходить к следующей. На самом деле все эти споры безосновательны – все дело в том, что никакой пирамиды Маслоу не рисовал. Он действительно занимался изучением иерархии потребностей человека, но пирамида впервые появилась в 1970-х гг. в работах его последователей и популяризаторов как сильно упрощенное и схематичное изображение результатов исследований знаменитого психолога. С помощью этой схемы действительно проще объяснить теорию мотивации Маслоу, однако она не сводится к пирамиде.
Факт 5. Пирамида, которая «не работает»
Именно из-за схематичного изображения теории мотивации Маслоу в виде пирамиды и возникают казусы в трактовках. Чаще всего звучат возражения по поводу того, что неудовлетворенность физиологических потребностей мешает возникновению потребностей высшего уровня – мол, поэт может писать стихи, оставаясь голодным, альпинист стремится к вершине, пренебрегая собственной безопасностью и т. д. Однако ученый имеет в виду потребности, доведенные до крайней степени: «На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный… Человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды».
Кроме того, эта иерархия не столь строга и последовательна, как это представлено в пирамиде. Маслоу пишет: «Когда мы говорим об иерархии …, может сложиться впечатление, что речь идет о некой жестко фиксированной структуре потребностей. Но в действительности иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд.
…Говоря об иерархии потребностей, мы утверждаем лишь, что человек, у которого не удовлетворены две потребности, предпочтет сначала удовлетворить более базовую, а, следовательно, и более насущную потребность. Но это ни в коем случае не означает, что поведение этого человека будет определяться именно этой потребностью. Считаю нужным еще раз подчеркнуть, что потребности и желания человека – не единственные детерминанты его поведения». В своих поздних работах психолог существенно модифицировал свою теорию мотивации личности, фактически отказавшись от многоступенчатой иерархии потребностей.
[источники]источники
https://kulturologia.ru/blogs/010418/38431/
Давайте вспомним еще, Почему наш мозг цепляется за ложные убеждения и действительно ли Жизнь в одиночку — «вечное счастье»?. А еще мы с вами как то обсуждали 58 ошибок мышления и Какими вырастут дети гомосексуалистов?
masterok.livejournal.com
Теория развития личности Абрахама Маслоу. |
- Краткая биография.
- Предпосылки теории.
- Иерархия потребностей.
- Пирамида Маслоу.
- Д-мотивы и р-мотивы.
- Метапотребности и метапатологии.
- Самоактуализация.
Введение.
В предыдущей статье мы уже упоминали об обстоятельствах, при которых в психологии возникло гуманистическое направление. Важной его особенностью была убежденность его последователей в том, что помимо базовых потребностей и потребностей в реализации животных инстинктов любой человек обладает и совершенно другой мотивацией, а также потенциалом к ее реализации.
Имелось ввиду следующее, невозможно исчерпывающе описать человека, исключив те его черты, которые, собственно и отличают его от животного, а именно, такие вещи как стремление понять основополагающие вопросы бытия и мироздания, стремление к самоактуализации, самосовершенствованию, стремление к творчеству и к прекрасному.
Более того, последователи гуманистического направления считали, что стремление к вышеперечисленному имманентно присуще человеческой природе, наравне с животными инстинктами.
Среди всех гуманистических теорий и воззрений на природу личности и на ее мотивы, теория Абрахама Маслоу пожалуй наиболее известна.
Маслоу Абрахам Гарольд (1908 — 1970). Краткая биография.
Абрахам Маслоу родился в США в 1908 году в семье бедных еврейских эмигрантов. Детство Абрахама было нелегким из за непростых отношений с родителями и сверстниками. По его собственным словам, сказанным впоследствии, такая личная история должна было непременно завершится психическими проблемами или еще более серьезными последствиями.
Мальчик рос несчастным, покинутым и одиноким, а общение со сверстниками и понимание родителей ему заменяли библиотечные коридоры и книги.
Изначально образование планировалось отцом, поэтому молодой Маслоу поступает учится на юриста в колледж, но довольно быстро понимает, что быть адвокатом не его призвание. Вскоре, молодой человек поступает в университет в Висконсине, где получает степень бакалавра по психологии, а через несколько лет и доктора. Во время обучение Маслоу знакомится с Гарри Харлоу, известным американским психологом, в лаборатории которого он занимается исследованием доминантного поведения у обезьян.
Получив степень доктора, Маслоу возвращается в Нью-Йорк и остается там уже надолго, работая в Бруклинском колледже. Во время второй мировой войны в США из Германии и Европы от нацистов бежит большое количество европейской ученой элиты, в том числе известнейшие психологи того времени, такие как Эрих Фромм, Альфред Адлер, Рут Бенедикт и другие.
Благодаря этому Нью Йорк того времени становится психологической меккой всего мира, в этих условиях и формируются научные взгляды и будущий подход молодого ученого.
В 1951 году Маслоу получает кафедру психологии в Университете Брандейс, где работает в течении 10 лет, а потом читает лекции там же. В 1969 году он неожиданно уходит из университета и посвящает все время занятиями философией и экономикой, а вскоре после этого в 1970 он внезапно умирает от инфаркта.
Предпосылки теории Маслоу.
Теория развития человека по Абрахаму Маслоу основывается на пяти гуманистических принципах, которые были изложены в статье о предпосылках гуманистической психологии. А поскольку вершиной его теории является такое понятие, как стремление человека к самоактуализции, то естественно, что основной вопрос, который возникает к этой идее заключается в том, какими именно мотивами руководствуется человек выбирающий подобный ориентир в своей иерархии ценностей.
Для сравнения, базовым стремлением человека Фрейда, помимо удовлетворения физиологических потребностей тела, было снятие постоянного психологического напряжения, которое возникало вследствие действия оппозиции ИД — Супер Эго. Любая личность в такой системе была вечным заложником этого противостояния, устранить которое полностью было в принципе нельзя, но через осознание травматического содержимого бессознательного и перенаправление энергии либидо в другое русло это напряжение можно было до известной степени снизить. Именно на этом и была основана работа по психологической помощи в психоанализе.
Здесь можно обратить внимание на то, что в системе Фрейда стремление к высшим ценностям было обусловлено целиком и полностью позицией супер эго. То есть, во первых, это стремление было приобретенным через воспитание, а во вторых, очевидно вторичным, поскольку истинными потребностями человека согласно учению психоанализа были именно порывы ИД.
Естественно, в такой системе координат места для некой высшей, и не обусловленной насущной необходимостью тела потребности, не было и быть не могло.
При всей недоказуемости положений психоанализа, веских оснований для построения такой теории было достаточно, а логика Фрейда была вполне, если и научно не безупречной то вполне, очевидной и понятной.
Однако, теория личности Зигмунда Фрейда была построена целиком и полностью на материалах его работы, как психиатра, с людьми, страдающими в той или иной степени различными психологическими проблемами, зачатую весьма серьезными.
В этом то и была основная претензия Маслоу к психоанализу.
Он изначально считал, что нельзя построить правильную теорию, не принимая в расчет того факта, что в мире не так уж и мало психологически здоровых людей.
Именно по этой причине сторонники гуманистической психологии делали такой существенный акцент именно на психическом здоровье человека, и это играло такую важную роль, что стало одним из пяти базовых принципов нового направления.
Конечно это вовсе не означало отрицания очевидного факта существования психологических проблем, но позволяло взглянуть на них с совершенно другого ракурса.
И этим ракурсом стала теория потребностей, которая заняла главное место в воззрениях Маслоу на человеческую личность.
Несомненно и совершенно очевидно, что в человеческом мире существует немалое количество людей, цель жизни которых именно реализация своих внутренних возможностей и способностей, причем зачастую, эта реализация предполагает, частичный отказ от приоритета базовых потребностей, поскольку движение в этом направлении сопряжено с определенными рисками и частым выходом за пределы зоны комфорта.
Иначе говоря, если вы хотите делать то, в чем заключается ваше призвание, то как правило, вам приходится выбирать довольно тернистую и трудную дорогу, на которой люди часто претерпевают немало лишений. И эти факты хорошо всем известны, что означает, что те кто выбирает этот путь осведомлены о его трудностях и опасностях.
Тем не менее, такие люди всегда есть и их немало.
Исчерпывающе объяснить их мотивы с точки зрения замещения нереализованной изначальной потребности на другой вид деятельности довольно затруднительно, особенно если, эти базовые потребности изначально были удовлетворены. И это несомненно требовало своего объяснения.
Пирамида Маслоу. Иерархия потребностей.
Очевидно, что сначала у человека возникает потребность в чем либо, а на базе этой потребности возникает импульс (желание) к ее удовлетворению. Это и есть мотивация.
Одно из основных положений теории Маслоу заключается в том, что человек постоянно чем то мотивирован, и почти никогда не бывает положения дел при котором наступает полное удовлетворение, а если такие ситуации и возникают, что бывает, то весьма ненадолго, и очень скоро возникает следующая потребность и так далее и так далее.
Иначе говоря, по Маслоу, желания являются неотъемлемой характеристикой человеческого бытия.
Другая важная часть этой теории говорит о том, что все потребности, стоящие в основе мотивации имеют не приобретенную, а врожденную природу и этот изначальный позыв человека (энергия желания) просто накладывается на внешние обстоятельства, которые и определяют сам предмет желания, или направление в котором разворачивается эта энергия.
Третье важное предположение говорит о том, что эти стремления — мотивации существуют в условиях иерархии в силу наличия очевидных приоритетов.
Так например, потребность в дыхании очевидно более первична по степени важности, чем потребность в еде и питье, а потребность в общении несомненно проигрывает стремлению насытиться и не умереть с голоду.
Итак, вот какая иерархия потребностей в порядке очередности была предложена Маслоу.
— первичные физиологические потребности тела.
— потребность в безопасности.
— потребность в принадлежности к обществу и любви.
— потребность в самоуважении.
— потребность в самоактуализации.
На основе этой шкалы была создана известная пирамида потребностей Маслоу, согласно которой, потребности нижнего уровня должны быть удовлетворены (пусть и не полностью, но в основном), прежде чем возникнет хотя бы осознание наличия потребностей другого уровня, как необходимости. По мнению Маслоу, чем выше поднимался индивид по ступеням этой пирамиды, тем больше реализовывал именно человеческие качества личности, и тем большим психологическим здоровьем он при этом должен был обладать.
В теории Маслоу важно понимать, что она обладает определенной степенью погрешности и это конечно понимал и он сам.
Ведь совершенно очевидно, что исключения из иерархии мотивов могут быть и они довольно многочисленны.
Мир знает немало людей, которые во имя высоких идей подвергали себя лишениям, голоду и даже шли на смерть.
По этому поводу Маслоу говорил, что некоторые люди в силу своих индивидуальных особенностей способны создавать собственную иерархию потребностей.
Данное допущение было очевидным и хорошо согласовалось со второй позицией гуманистической психологии где утверждался тезис об уникальности каждой личности.
Таким образом, сама природа человека говорила о неизбежности существования исключений в любой подобной теории.
Комментировать через Facebook
Comment
xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai
Теория прогрессивного управления А. Маслоу Текст научной статьи по специальности «Психология»
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
218 ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ТЕОРИЯ ПРОГРЕССИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ Д. МАСЛОУ
КОСТЕНКО Е.П.,
кандидат экономических наук, старший преподаватель, Южный федеральный университет, e-mail:kostenko.ab@ramЫer.ш
В статье рассматривается теория прогрессивного управления А. Маслоу. В первой части статьи представлены концептуальные установки его теории мотивации. Во второй части — взгляды ученого на такие проблемы менеджмента как формирование новой просвещенной экономики и менеджмента, лидерство, различие стилей руководства на разных уровнях управленческой иерархии, психологические характеристики менеджеров и предпринимателей.
Ключевые слова: теория мотивации; теория просвещенного управления; лидерство; стиль руководства.
Maslous theory of progressive management is being considered in the article. In the first part of the article the purposes of his theory of motivation are presented. In the second part the views on such problems of management as leadership, difference of styles of management on the different levels of management hierarchy psychological description of managers and businessman are considered.
Keywords: theory of motivation; of expert management; leadership; guidance of management.
Коды классификатора JEL: M11, M12, M15.
Во второй половине 50-х гг. XX в. начался существенный пересмотр принципов экономической политики во многих странах мирового хозяйства. В этот период многие развитые страны активно восстанавливали свой промышленный потенциал и вышли на траекторию устойчивого экономического роста. В теории и практике управления на первый план вышли воззрения, делавшие акцент на активности, предприимчивости, индивидуализации присвоения и максимизации удовлетворения потребностей работников. По мере изменения принципов хозяйствования, совершенствования методов исследования и развития таких наук, как психология, антропология, социология и экономика, изучение управления стало приобретать все более научный характер, что и предопределило направления эволюции гуманистического направления в менеджменте.
В конце 1950-х гг. школа человеческих отношений «переросла» в бихевиористскую (поведенческую) школу. Она уделяла значительно больше внимания анализу повседневной практики производственного руководства и изучению проблемы морально-психологического стимулирования и мотивации отдельного работника. Наиболее известными представителями этого направления являются А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Ар-джирис. В своих работах основное внимание они уделяли рассмотрению проблем мотивации, изучению авторитета, лидерства и власти, анализу организационной структуры предприятия и выявлению типов коммуникаций в организациях.
В данной статье анализируются работы одного из основателей школы — А. Маслоу1. В первую очередь он известен как создатель теории иерархии потребностей. Однако прикладные аспекты этой теории практически неизвестны широкому кругу специалистов по менеджменту. Между тем, именно в работах, написанных Маслоу в 1960-е гг., содержатся рекомендации по практическому управлению, улучшению социального взаимодействия в коллективе. В этой связи одной из наиболее интересных концепций представляется концепция просвещенного управления.
Поскольку при разработке концепции просвещенного управления в качестве исходных теоретических предпосылок А. Маслоу использовал свою теорию потребностей, кратко остановимся на ее основных постулатах.
Во-первых, мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, она является универсальной характеристикой
1 Абрахам Гарольд Маслоу (1908-1970) — американский психолог, основоположник гуманистической психологии, лидер бихевиористского направления управленческой мысли. Основные работы: «Теория человеческой мотивации» (1943), «Мотивация и личность» (1954), «К психологии бытия» (1962), «Эупсихическое управление» (1965), «Психология науки» (1967).
© Е.П. Костенко, 2012
ТЕОРИЯ ПРОГРЕССИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ А. МАСЛОУ
219
практически любого организмического состояния. Единственным надежным основанием для построения теории мотивации является классификация неосязаемых целей и потребностей человека.
Во-вторых, человек имеет множество различных потребностей. Условно их можно разделить на базовые и метапотребности. Базовые потребности постоянны и располагаются согласно принципу иерархии. Их можно разделить на пять основных категорий (уровней): физиологические, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в признании и потребность в самоактуализации [3, с. 77-101]. Маслоу подчеркивал, что эти потребности так тесно переплетены друг с другом, что отделить одну от другой практически невозможно.
Для удовлетворения базовых потребностей, по мнению А. Маслоу, необходимо несколько социальных условий: свобода слова, выбора деятельности, свобода самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком.
В-третьих, в отличие от базовых потребностей, ценность метапотребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. К метапотребностям относятся: потребность в справедливости, благополучии, единстве социальной жизни и т. д. Маслоу указывал, что метапотребности составляют единство с фундаментальными, базисными потребностями. Отсутствие единства этих потребностей приводит к «метапатологии», проявляющейся в недостатке ценностей, бессмысленности и бесцельности жизни.
В-четвертых, потребности низших уровней присущи всем людям примерно в равной мере, а высших уровней — в неодинаковой степени. Высшие потребности помогают дифференцировать индивидов и имеют большое значение для формирования ценностных ориентаций личности человека.
Высшая потребность человека — самореализация. Потребности самоактуализации не имеют достаточно четкого определения и отражают широкий спектр культурных и индивидуальных различий. По подсчетам А. Маслоу, самоактуализирующиеся и самореализующиеся личности составляют около 1% населения. Они представляют собой пример психологически здоровых личностей и служат эталоном для большинства людей. Именно самореализующимся личностям присущи метапотребности. Изучая мотивацию развития личности, Маслоу сформулировал 15 основных черт, присущих так называемым самореализующимся личностям [3, с. 224-252]:
1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью. Для самоактуализи-рованных людей характерно адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, отсутствие страха перед неизвестностью и неопределенностью.
2. Приятие (себя, других, природы). Самоактуализированные люди принимают человеческую природу такой, какая она есть, не приукрашивают реальность, для них свойственно отсутствие искусственных, защитных форм поведения (лицемерие, ханжество, фальшь и притворство), а также неприятие такого поведения со стороны других.
3. Спонтанность, простота и естественность. Самоактуализированные люди достаточно спонтанны в своем поведении и предельно спонтанны в своей внутренней жизни, мыслях, но при этом соблюдают установившиеся ритуалы, традиции, церемонии, однако относятся к ним с добродушной усмешкой.
4. Служение. Это предполагает акцентирование внимания на проблемах внешнего порядка, решении фундаментальных вопросов (жизнь в глобальной системе координат). Такие люди заняты не самоанализом, а своей жизненной миссией или призванием. Они часто соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента.
5. Отстраненность, потребность в уединении. Для таких людей характерна склонность к одиночеству, они занимают позицию отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям внешней среды.
6. Автономия, независимость от культуры и среды, воля и активность. Это означает высокую устойчивость под воздействием деструктивных сил, способность к самовосстановлению, независимость от мнения других. При этом автономность предполагает самоопределение, способность к принятию ответственности, активный поиск решений.
7. Свежий взгляд на вещи. Самоактуализированные люди просто радуются жизни, находят каждый раз новое в уже известном.
8. Мистические переживания и высшие переживания. Эти переживания характеризуются ощущением исчезновения собственного «я», предельная концентрация и погруженность в проблему.
9. Чувство идентификации с человечеством в целом.
10. Межличностные отношения. Самоактуализированный человек способен полностью сливаться с близким ему человеком, становиться его частью. Для них характерно тсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.
11. Демократичность. Это проявляется в уважении к любому человеку, готовности учиться у других.
12. Умение отличать средство от цели, добро от зла. Самоактуализирующиеся личности ведут себя высоконравственно, остро чувствуют добро и зло. Они ориентированы на цели и умеют получать удовольствие от процесса.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
220
Е.П. КОСТЕНКО
13. Философское чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом, к своей профессиональной деятельности, к самим себе.
14. Креативность. Креативность понимается как способ мировосприятия и взаимодействия с реальностью, он не зависит от того, чем занимается человек, и проявляется во всех действиях самоактуализирующейся личности.
15. Сопротивление культурным влияниям, трансценденция культуры. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат, относятся к ней достаточно критично, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое.
Таким образом, по мнению А. Маслоу, самоактуализирующуюся личность отличает индивидуальная установка по отношению к окружающей действительности. Маслоу не идеализирует самоактуализирующуюся личность, подчеркивая, что она также подвержена недостаткам, неправильным поступкам, упрямству, раздражительности, невниманию к окружающим.
В соответствии с учением Маслоу, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень их удовлетворенности будет возрастать, что в свою очередь будет способствовать росту производительности труда. Управление должно выявлять потребности работника и использовать соответствующие именно этим потребностям методы мотивирования.
На основе дневниковых записей Маслоу начала 1960-х гг. была выпущена книга, получившая в первом издании название «Эупсихическое управление», в России она была переиздана под названием «А. Маслоу о менеджменте». В этой работе представлены взгляды ученого на такие проблемы менеджмента, как: формирование новой просвещенной экономики и менеджмента, лидерство, различие стилей руководства на разных уровнях управленческой иерархии, психологические характеристики менеджеров и предпринимателей, социальное совершенствование и самоактуализация личности.
Маслоу отмечал, что по мере развития экономики и общества, роста уровня образования и психического здоровья людей происходит отказ от прежних авторитарных форм управления и увеличивается потребность в использовании методов просвещенного управления, которые становятся главным условием победы в конкурентной борьбе. Эупсихичный, или просвещенный менеджмент представлялся ему характерной приметой будущего.
Маслоу выделил 37 характерных черт и принципов просвещенной управленческой политики [2, с. 53-82]. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.
• Доверие к людям, учет индивидуальных различий работников.
• Предоставление работникам наиболее полной и релевантной информации о ситуации в организации.
• Постоянное стремление работников к совершенствованию и самоактуализации. Учет того, что люди в организациях не ограничиваются удовлетворением только потребности в безопасности. Работники должны получать осмысленные задания, в результате чего даже самая рутинная работа будет рассматриваться как путь к достижению некой значимой цели.
• Отказ от доминантно-субординационной иерархии или авторитаризма.
• Замена поляризации и дихотомий любого рода на принцип иерархической интеграции. Учет того, что все сотрудники преследуют одни и те же управленческие цели и ассоциируют себя с ними, вне зависимости от места, занимаемого ими в организации или в иерархии.
• Формирование отношений между членами организации на основе доброжелательности, а не соперничества или зависти. Акцент на хорошую командную работу, дружбу, коллективный дух, общность интересов и любовь.
• Наличие синергизма. Синергизм Маслоу определяет как культуру, в рамках которой то, что полезно для индивида, выгодно и обществу. Культуры с высоким уровнем синергизма характеризуются безопасностью, благожелательностью и высокой моралью, а основными чертами культур с низким уровнем синергизма являются конфликтность и низкая мораль, при которых успех одного оборачивается неудачей для всех остальных.
• Беспристрастность и объективность оценки способностей и умений не только других людей, но и себя.
• Свобода в выражении несогласия, недовольства и раздражения.
• Отношение работников к своему начальнику с любовью (а не с ненавистью), с уважением (а не с презрением). Хотя большинство людей хотели бы не бояться других людей, они, однако, предпочитают боязнь презрительному отношению к своему начальнику.
• Рассмотрение работников как квалифицированных, сильных, способных справляться со сложными заданиями и предпочитающих ответственность зависимости и пассивности. Работники должны чувствовать себя уважаемыми и востребованными со стороны организации. В организациях, применяющих просвещенную систему управления, работник стремится быть не просто пассивным помощником, дополнением или «орудием», а движущей силой развития организации. Однако, как замечает Маслоу, подобный тип людей не является универсальным, поэтому на предприятии необходимо совершенствовать систему подбора персонала.
По мнению Маслоу, его теория просвещенного управления соответствует концепции «продвинутых человеческих существ Теории Y» и современному уровню развития США. Использование принципов просвещенного управле-
ТЕОРИЯ ПРОГРЕССИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ А. МАСЛОУ
221
ния будет способствовать успеху в самых разных сферах, в том числе и в финансовой, и приведет к построению лучшего общества. При этом ценность методов просвещенного менеджмента определяется не только производственным поведением, количеством и качеством производимого продукта, но и «побочными» проявлениями. К последним он относил формирование более совершенных личностей, готовых к альтруизму, помощи другим и нетерпимых к несправедливости [2, с. 164]. По сути, как справедливо отмечает К. Голубев, Маслоу стремится к трансформации своего подхода в религиозную концепцию в духе современной религии «New Age» («Новая эра») [1, с. 66].
В 1968 г. А. Маслоу предложил ввести в теорию менеджмента концепцию «Теории Z». Его теория исходит из того, что люди, достигшие определенного уровня экономической безопасности, стремятся к новым ценностям, они хотят, чтобы работа позволяла человеку раскрывать свои творческие потенции. Маслоу писал, что «…по мере развития личности деньги постепенно теряют свое относительное значение, в то время как все большую значимость начинают приобретать другие, развитые формы вознаграждения (метавознаграждение). Даже в тех случаях, когда денежное вознаграждение продолжает сохранять внешнюю значимость, она может быть связана не с собственным его значением, но с его символическим смыслом, который может являться отражением статуса, успеха, самооценки» [2, с. 121].
Маслоу обратил внимание на то, что при найме на работу квалифицированных и административных работников важными для них являются не только деньги, но возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка. Для таких работников особую значимость приобретают высокий статус компании, хорошие условия труда, дружественная атмосфера, независимость, автономность и возможность реализации собственных идей. По его мнению, США превращаются в управленческое сообщество, а в сфере производства происходит увеличение влияния гуманистических позиций.
Маслоу настаивал на создании таких организаций, в которых человек получает возможность для наиболее полной реализации своего истинного потенциала. Большую роль в этом должен сыграть руководитель. По его мнению, власть нельзя доверять человеку, который ищет власть ради власти. В большинстве ситуаций лучшим руководителем и лидером будет тот, кто ближе к самоактуализации, кто сумел удовлетворить все свои базовые потребности, добиться признания и уважения.
Рассматривая принципы просвещенного управления, Маслоу предложил новый подход к оценке лидерства и его организующей роли [2, с. 219-228]. Он выделяет Д-лидерство — стремление к власти над другими людьми и В-лидерство (руководство второго уровня или функциональное лидерство) — стремление к власти, которая может позволить решить задачу.
В Д-лидерстве индивид сам стремится к занятию командных постов. Как правило, Д-руководитель недооценивает или игнорирует объективные потребности группы, ситуации или работы.
В В-лидерстве подчиненные предоставляют руководителю власть добровольно и осознанно, поэтому между группой и лидером устанавливаются доверительные отношения. То, что человек не стремится к лидерству, говорит в его пользу. В производственной ситуации В-лидером является тот, кто лучше других может справиться с работой или организовать выполнение задания лучшим образом. В-лидер должен уметь отдавать приказы, быть сильным и властным.
С понятием В-лидерства связано понятие В-власти. То есть власти, необходимой для реализации ценностей второго уровня, (В-ценностей): истины, блага, красоты, справедливости, совершенства, порядка и т. д. В-власть позволяет построить лучший мир или сделать его совершеннее. По аналогии Маслоу вводит понятие В-последователя — работника, настолько отождествляющего себя с поставленной задачей, что ему хочется выполнить соответствующую работу наилучшим образом. В некоторых ситуациях В-последователь может превратиться в В-лидера.
Требования, предъявляемые к В-последователю и В-лидеру примерно одинаковые. К ним относится: способность выполнять работу лучше других, возможность лучше отслеживать ситуацию и контролировать ход работы, наличие особой психологической предрасположенности, означающей умение радоваться успехам и самоактуализации других людей. Этим требованиям должен отвечать и хороший менеджер. Кроме того, Маслоу подчеркивает, наличие связи между психологическим здоровьем и характеристиками лучших менеджеров, контролеров и т.д.
По мнению Маслоу, хороший менеджер должен уметь соответствовать «объективным требованиям объективной ситуации» [2, с. 219]. Это предполагает выстраивание управленческой политики с учетом особенностей поведения различных социальных групп и типов личности. Такой подход распространяется на сферу экономики, политики, образования, семейные, дружеские отношения и т. д. Например, недопустимо в полной мере использовать американские политические ценности и принципы управления в странах с иной историей, культурой, с иными индивидами. Также по отношению к авторитарным личностям Маслоу считал, что целесообразнее использовать силовые методы воздействия, а когда характер работника будет действительно меняться и он сможет работать в условиях, предполагающих надежность и самостоятельность, то тогда можно будет попытаться использовать более демократический стиль управления.
Таким образом, целевой установкой теории просвещенного управления А. Маслоу можно считать повышение эффективности использования человеческих ресурсов и на этой основе повышение эффективности организации в целом.
Идеи А. Маслоу уже более пятидесяти лет остаются популярными среди теоретиков и практиков управления. Хотя его концепция и содержит ряд спорных и дискуссионных моментов, в частности, недостаточный учет индивиду-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
222
Е.П. КОСТЕНКО
альных различий людей, того, что потребности по-разному проявляются в зависимости от пола, возраста работника, его положения в организации, содержания работы и т.д.; невозможность для рядового сотрудника точного определения своего собственного уровня потребностей; сложность разработки для менеджеров эффективных методов мотивации; недостаточный учет влияния на поведение индивида организационных, социальных, экономических и политических факторов, А. Маслоу считается ведущим теоретиком в области управления, а большинство более поздних теорий мотивации и руководства в той или иной степени также основывались на его идеях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубев К. И. История менеджмента: тенденция гуманизации. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
2. Маслоу А. А. Маслоу о менеджменте /Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003.
3. Маслоу А. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
cyberleninka.ru
Теория по Маслоу «Мотивация и Личность»
Теория мотивации по Абрахаму Маслоу, тщательно описанная в его трудах «Мотивация и Личность», нашла широкое применение в сфере управления персонала, в искусстве продвижения товаров, в психологии.
Любопытно то, что в свое время, когда сам автор презентовал свое видение на движущие силы в каждом человеке – его теория воспринялись интеллектуальной элитой в штыки. Однозначного мнения до сих пор нет. Кто-то, теорию мотивации по Маслоу ставит краеугольным камнем в своей практической деятельности, а кто-то до сих пор не доверяет ей…
Краткая суть данной теории изложена в статье: пирамида потребностей по Маслоу, ниже можете скачать оригинал «Мотивация и личность», в котором вы ни разу не встретите само даже слово «Пирамида» (но мысли о иерархии потребностей – прослеживается весьма наглядно). Автор уделил 16 лет на изучение потребностей человека, несмотря на всеобщую критику авторитетов в области психологии, и несколько раз переосмысливал свои труды…
По этому сделать ужимку, консистенцию из его трудов, и все это сжать в одну статью – очень сложно.
Для визуального представления его теории и понимания сути — достаточно понять его сверх краткую версию в виде пирамиды, ссылка выше…
Но все же попытаюсь, во первых, списком вывести самые важные тезисы из его теории мотивации, во вторых, оглашу очень интересные мысли А. Маслоу.
Теория мотивации по Маслоу
Человек мотивирован в своей жизнедеятельности потребностями, итак, ниже сами потребности от первостепенных и главенствующих, до высокоуровневых:
1. Физиологические потребности
Физиологические потребности выражены в позывах, не осознанных, полуосознанных или явных, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма (тела) человека в целом.
В большинстве (но не всегда), это мотивация на удовлетворение голода, жажды, потребность во сне … и др.
Прежде всего, человек стремится удовлетворить именно эти потребности. Т.к. они первостепенны, он не будет думать о любви, пока очень голоден, пока организм для своей нормальной жизнедеятельности не удовлетворит физиологические потребности.
Помыслы и поступки человека, чьи физиологические потребности не удовлетворенны, будут направлены полностью на их удовлетворение. Затронута будет вся психология личности в целом. Так такой человек целью своей жизни сделает именно эту потребность. Но как только он ее удовлетворит, произойдет смещение его внимание на удовлетворении более «высшей» потребности…
2. Потребность в безопасности
Это следующий уровень потребности после удовлетворения физиологических потребностей.
Желания личности (все усилия разума) будут направлены на обеспечения охраны своей жизни и интересов.
Обычно, сюда относят: саму потребность в безопасности человека в целом (защита от невзгод связанные с жизнедеятельностью), в желании к стабильности и постоянству (свободе от страхов и тревог), потребность в структуре, порядке, законе… и др. (базируются, отчасти, как и первая потребность – на так называемых – инстинктах самосохранения)
Доминировать над всеми остальным потребностями будет только в самых критических ситуациях, когда личность осознает высокую степень опасности, как угрозу для своей жизни.
3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности)
Это следующий уровень желания личности (его мотивации) после удовлетворения потребности в безопасности.
Цели в жизни такого человека: не быть одиноким, быт любимым и воспринятым обществом. Быть понятым им, найти родственную душу, или свою половинку (хотя этот случай в себе может содержать и другие потребности). Желание принадлежать группе, нации …
Маслоу о социальных потребностях высказывается как о стадных инстинктах – лежащих в основе этой потребности.
Если она не будет удовлетворена, то может привести к плачевным психологическим травмам и последствиям… А если происходит успешное ее удовлетворение – появляется уверенность личности в своих силах, в своей значимости…
4. Потребность в самоактуализации
Удовлетворив все вышеперечисленные потребности, человек ищет ту среду и деятельность в которой он может проявить себя, выразить весь свой потенциал, отличный от способностей и талантов других людей. Это и есть самоактуализация.
У каждой личности это может происходить по разному. Кто-то жаждет достижения огромных высот, а кому-то и малого достаточно. Некоторая связь наблюдается с интеллектом самой личности. Чем этот человек более интеллектуален – тем более претенциозные его желания, тем уникальней потребности в самоактуализации.
Желание, тяга к свободе, демократии – это проявления такой потребности. Ибо только в свободной среде, со свободой слова, дела – можно достаточно гибко проявить себя.
5. Потребность в познании и понимании
По другому можно выразить – как любопытство и желание ее удовлетворить, желание к систематизации и обобщению информации. Следующая ступень после удовлетворения потребностей, выше перечисленных.
С одной стороны любопытство – это желание найти новую информация, которая помогла бы удовлетворить более низкие потребности или улучшить их качество. Такое познание – это черта всех высокоразвитых млекопитающих.
С другой стороны, процесс обучения и принятие нового — сам по себе не связан с другими потребностями, эмоционально насыщен, вызывающий душевные чувствительные переживания.
Если раннее описанные потребности: может наступить в определенный момент — момент насыщения, то потребность в познании и понимании – не ограничена как по времени, так и по достижению.
6. Эстетические потребности
Мало изученная потребность, по другому, потребность в красоте и правильности, правде, истины… Четко отделить ее от других потребностей весьма проблематично. На ее существование указывают косвенные улики.
Маслоу: Мотивация и личность, интересные мысли из его трудов
Интересных мыслей довольно много, саму книгу можете скачать ниже. Но самые интересные мысли в контексте блога об успехе стоит озвучить.
Человек никогда не поймет потребности других людей, если сам ранее их никогда не испытывал. (кто вырост в достатке пищи, может быть крайне жесток к бедным людям, испытывающие крайнюю нужду к еде).
Удовлетворив потребность, особенно нижнию, акцент внимания человека смещается к желанию удовлетворить более высокую потребность, при этом к недавно удовлетворенной потребности сам человек может уже испытывать от апатии (равнодушия) до брезгливого отношения (отвращения).
Человек ценит, то что может удовлетворить его насущные потребности, и перестает ценить, что уже удовлетворено, но на каком-то этапе может произойти реверс – возвращение к старой потребности (не ценим, что имеем, а потерявши — плачем)
Все положительные ценности человека (доброта, щедрость, благо, взаимопомощь.. и т.д.) на самом деле – являются базовыми первостепенными потребностями человека.
А. Маслоу «Мотивация и личность»(2-е издание) скачать или купить.
www.iaim.ru
Теория личности Маслоу — кратко
Если говорить о теории личности по Маслоу кратко, то можно сказать, что человек стремится к высшей ступени иерархии потребностей – собственному развитию, самоактуализации. Иными словами, он хочет понимать, принимать и правильно использовать свои возможности.
Содержание статьи:
Самоактуализирующаяся личность по Маслоу
Теория самоактуализации личности по Маслоу – это концепция, предполагающая, что человек хорош от природы и имеет способность к самосовершенствованию. Маслоу предлагает психологию личности, по которой сама сущность человека движет его в направлении личностного роста и самодостаточности.
Особенности самоактуализирующейся личности заключаются в следующем:
- знает и понимает жизнь, не пользуется психологическими приемами защиты;
- принимает окружающих и позволяет им иметь свое мнение, не вступая в споры;
- увлечена любимым делом, ставит задачи и решает их;
- независима от окружения;
- понимает других членов социума, относится к ним доброжелательно;
А также, такая личность:
- стремится к познанию нового;
- различает добро и зло, убеждена, что цель не оправдывает средства;
- ее поведение естественно;
- проявляет творческие способности на работе и в отношениях с людьми;
- осознает трудности и решает проблемы.
Лишь около 5 % людей соответствуют этим особенностям.
Столь минимальная цифра объясняется неблагоприятными социальными условиям и психологическими проблемами. Большинство людей избегает рисков, даже если они могут удовлетворить более высокие потребности.
Теория развития личности Маслоу
Концепция развития личности по мнению Маслоу представляется, как восхождение по «лестнице» потребностей – от примитивных физиологических (еда, вода и т.д.) до высоких духовных (самоактуализация, познание и т.д.). Психолог считал, что люди изначально мотивированы на поиск высших целей.
Иерархия потребностей человека и составляет структуру личности по Маслоу.
Она включает пять уровней:
- Физиология – поддержка внутренней среды организма.
- Безопасность – подразумевают свободу от страха и уверенность. Перестают мотивировать при регулярном удовлетворении.
- Любовь и привязанность – желание иметь место в семье, социальной группе.
- Уважение и уверенность в себе – желание иметь хорошую репутацию, признание.
- Самоактуализация, самореализация и творчество.
Маслоу утверждал, что все потребности человека, предусмотренные в иерархии, являются врожденными. По мере насыщения потребностей начальных уровней возникают желания следующей позиции иерархии.
z-motiv.ru
Пирамида потребностей по А. Маслоу
Пирамида потребностей Маслоу — визуальное представление потребностей человека в образе иерархической пирамиды. Основана на трудах Абрахама Харольда Маслоу, американского психолога, основоположника гуманистической стихологии.
Читайте также: Теория мотивации по А. Маслоу. Мотивация и личность
Основная мысль теории пирамиды Маслоу:
- Каждая ступень это уровень потребности.
- Более повышенная потребность находиться — ниже, а менее выраженная — выше.
- Нельзя удовлетворить вышестоящею потребность не удовлетворив, хотя бы частично, нижестоящею.
- По мере удовлетворения потребностей – смещаются желания — потребности человека на уровень, ступень, выше.
Описание пирамиды Маслоу:
- Физиология – низменные потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, половое желание и др.)
- Безопасность – потребность быть уверенным, что жизни ничего не угрожает.
- Социальность – потребность в контакте с окружающими и своя роль в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, испытывать взаимные чувства…)
- Признание – уважение, признание социумом его успешности, полезности его роли в жизни такого социума.
- Познание – удовлетворения природного любопытства человека (знать, доказывать, уметь и изучать…)
- Эстетика – внутренние потребность и побуждения следовании истине (субъективное понятие, как должно все быть).
- Я – потребность в самореализации, самоактулизации, высшая миссия своего существования, духовная потребность, самая высшая роль человека в человечестве, понимание своего смысла существования… (список очень большой – пирамиду потребностей Маслоу – часто используют очень многие люди и «духовные» организации, с разными системами мировоззрения и верхушку ставят свое высшее понятие смысла существования человека).
Важное замечание. Очень легко охарактеризовать самую основную потребность, так же легко ее удовлетворить. Ведь любой ответит, что сделать, чтоб человек был сыт. Но по мере роста высоты позиции – ответить, что нужно, чтоб удовлетворить именно эту потребность — становиться все сложнее. К примеру, на ступеньке 4: признание – кому-то нужно завоевать уважение только своих родителей, а кто-то жаждет публичной славы . Уже универсального ответа для каждого не будет.
Спорное, недостатки пирамиды потребностей
В первых, саму пирамиду придумал не господин Абрахамом Маслоу, а маркетинговые компании, обучающие своих сотрудников для повышения продаж. Сам же Маслоу пол жизни посвятил изучению человеческих потребностей. Получается, что это — примитивная схема его трудов.
Она не выдерживает конструктивной критике. Например, человек постящийся (религиозный пост) – противоречит ее концепции.
Это теория, а не аксиома – теории должны быть доказаны, доказывать пирамиду потребностей довольно сложно. Как доказывать — если нет определенного универсального инструмента для каждого человека – «потребомера» (как измерить силу потребности?).
Положительные стороны пирамиды Маслоу
Она очень популярна – изучают повсеместно в вузах. Ее используют как на производстве – для мотивации персонала (даже для организация рабочего места работника), в торговле (поиск спроса и предложения), в тренингах личностного роста….
Она проста и лаконична – ее используют за неимением более удобной теории потребностей.
Она универсальна – подходить для разных социальных организаций.
Она как прототип – ее переработанные «улучшенные» варианты часто встречаются в разных психологических концепциях.
История создания пирамиды потребностей по Маслоу. Предположительная мысль
Вообще рассматриваю пирамиду – возникло чувство, что где-то это уже видано.
Сам А. Маслоу упоминал, что переход от одной потребности к другой – это жизнь человека (к 50 годам к 7 ступеньке), но, по моему все еще проще:
1 и 2 ступень (физиология и безопасность): это первые годы младенца – все его потребности ограниченны едой и присутствием мамы.
3 и 4 ступень (социальные потребности и признание): ребенок уже подрос — все внимание вызывает на себя; желает, чтоб с ним уже считались.
5 ступень (познание): период «почемучки».
6 ступень (эстетика): отрочество — понимание, что такое хорошо, а что такое плохо.
7 ступень ( Я — самоактулизация): подростковый период – максимализм, поиски – зачем я живу.
P.S. Хотел экспериментально подтвердить эту теорию на примере поисковых запросов от яндекса и гугла. Сама идея: чем выше ступенька (и соответствующий запрос) — тем меньше это ищут. Идея, отчасти, удалась (к примеру, слово [Бог] ищут в 1 000 раз меньше чем — [пииии...], вырезал цензурой), но проблема возникла в объективности доказательства.
Можно пройти тест: Тест на выявление потребностей по пирамиде Маслоу
www.iaim.ru