Является медиатор психологом?
20.07.2016
Время чтения: 1 минута
Медиатор Красовская Ирина разбирается должен ли медиатор иметь психологическое образование и чем отличается работа медиатора и психолога.
Во время выступлений перед различными аудиториями медиаторам очень часто задают вопросы:
У вас психологическое образование?
Медиаторы должны работать в паре: юрист и психолог?
А чем вы отличаетесь от психологов?
Наши слушатели задаются этими вопросами, поскольку слышат в презентации, что медиатор обращает внимание на эмоциональное состояние сторон в медиации.
Поэтому сегодня мы решили популярно донести различия работы психолога и медиатора.
Образование.
Для начала поясню, что в соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь «О медиации» медиатором может быть физическое лицо, имеющее высшее юридическое или иное высшее образование, прошедшее подготовку в сфере медиации в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Республики Беларусь, либо имеющее опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством, получившее свидетельство медиатора, выдаваемое Министерством юстиции Республики Беларусь на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам медиации.
Таким образом, медиатор может иметь любое базовое высшее образование, в том числе и психологическое. Однако сама работа психолога и медиатора существенно различаются.
Выполняемые задачи.
Медиатор является независимым нейтральным посредником в переговорах. В его задачу, в отличие от психолога, не входит разобраться по какой причине клиенты пришли к конфликту, и каковы их внутриличностные проблемы.
Основная цель медиации — найти взаимовыгодный для сторон выход из сложившейся ситуации. При этом, задача медиатора вести переговоры сторон по определенным этапам, поддерживать стороны в поиске решения, уравнивая их в переговорах, а не прояснять и не изменять отношения между партнерами.
Работа с чувствами и эмоциями.
Возвращаясь к эмоциям и чувствам, отмечу, что в психологии работа с чувствами, является центральным направлением работы с клиентом. Для медиатора же эмоциональные реакции сторон важны, чтобы определить их истинные интересы в разрешении спора.
Консультирование клиентов.
Ну и наконец, если психолог может давать консультации своим клиентам на предмет как им поступить для того, чтобы их проблема была решена. Медиатор всегда должен оставаться нейтральным и воздерживаться от каких-либо оценок и советов по урегулированию спора. Однако медиатор может давать консультации по процедуре медиации.
Медиатор работает не с прошлым, а на будущее.
Готовим медиацию с пользой для здоровья
Международный конкурс по коммерческой медиации в Париже.
50+Медиалид:ответы на вопросы участников выставки.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Что такое медиатор в психологии – определение профессии простыми словами
Конфликты повседневном мире встречаются тебе каждый день. Они бывают разными по своему уровню: обычные – бытовые, глобальные – на общемировом уровне. Многие из них возникают и проходят без твоего непосредственного участия, а другие – требуют от тебя полного присутствия. Не всегда получается найти правильный выход из сложившихся обстоятельств.
Это может зависеть не только от твоего желания разрешить конфликт, но и от того, что обстоятельства, часто складываются не в твою пользу: не то время, не то место, не то настроение.
В этой статье:
Кто такой медиаторФункции медиатораНемного историиОсновные принципы медиацииОбласть примененияСовременные направления медиации
Кто такой медиатор
Медиация позволяет урегулировать любой конфликт через посредника. Этот посредник называется медиатором.
Фото автора Monstera: Pexels
Медиатор, прежде всего, человек не заинтересованный в соблюдении интересов ни одной из сторон. Его задача – организовать переговоры таким образом, чтобы стороны пришли к взаимовыгодному решению.
Когда ты сама можешь выступить медиатором
Простым примером работы медиатора можешь служить ты сама в случае, если твоя подруга попросила тебя быть посредником в налаживании отношений со своим бывшим, зная заранее о том, что ты поддерживаешь с ним дружеские взаимоотношения.
В этом случае, ты не являешься заинтересованной стороной, конечно, если не считать твоего отношения к подруге и её бывшему, которого она старается вернуть. В любом случае, ты осознаёшь, что должна проявить как можно более нейтральную позицию, потому что неизвестно, как развернутся их внутренние взаимоотношения, а, в случае проявления твоей симпатии одной из сторон, крайней, однозначно, будешь ты.
Исходя из всех вводных данных, ты организовываешь соответствующее мероприятие и создаешь необходимые, комфортные условия для налаживания отношений между твоей подругой и бывшим, которого она хочет, непременно сделать настоящим. Это, собственно, проблема твоей подруги.
Медиатор. Его роль в переговорах, процедуре медиации.
Её бывшему ты звонишь на правах его друга и озвучиваешь приглашение на мероприятие, не забывая упомянуть о присутствии на нем подруги и её желании помириться с ним. После этого занимаешь нейтральную позицию наблюдателя, периодически включаясь в процесс, но не занимая чью-то позицию. Таким образом, ты непосредственно принимаешь участие в урегулировании конфликта, не навязывая вариантов окончательного решения.
Функции медиатора
Итак, функции медиатора:
- создать благоприятную обстановку для общения;
- обеспечить каждому из участников конфликта возможность свободно высказать свою позицию в сложившейся обстановке, при этом быть услышанным и понятым;
- предложить и обсудить варианты выхода из конфликта.
Медиатор – не переговорщик или консультант
При этом, не следует отождествлять медиатора с переговорщиком. В отличие от переговорщика или консультанта, медиатор:
- не предлагает готовых решений, но нацелен на достижение чётких соглашений между сторонами, то есть на то, как они будут решать конкретные вопросы для разрешения сложившихся обстоятельств. Консультант больше нацелен на осознание сторонами своего поведения;
- не даёт правовых оценок позициям сторон или выбранным ими решениям. Консультант может оказывать активную правовую или профессиональную поддержку;
- не помогает осознать или устранить психологические первопричины конфликта, то есть осуществляет контроль за течением процесса, но не стремится влиять на результат или участников процесса. Консультант, как правило, пытается оказать влияние на стороны конфликта или результат переговоров;
- принимает во внимание интенсивность или направленность человеческих чувств, но не чувствует их. Консультант не обеспокоен этой сферой совсем;
- не зацикливается на анализе прошлых событий, а больше ориентирован на вероятное будущее в результате разрешения конфликта. Консультант счёл бы необходимым детально исследовать причины возникновения ситуации;
- организация переговоров по принципу «лицо к лицу», при этом личное присутствие медиатора обязательно. Консультант может исключить своё присутствие в переговорах, так как ему необязательно видеть обе стороны одновременно;
- обязательное требование готовности к переговорам от каждой из сторон конфликта. Консультант может довольствоваться работой с одной из сторон.
Из всего вышенаписанного можно сделать однозначный вывод, что медиатор – это не консультант, не юрист, не адвокат, не судья, не психоаналитик или психиатр. Он просто медиатор!
Немного истории
Использование нейтральных посредников в переговорах для разрешения любых споров или при заключении разного рода взаимовыгодных соглашений практиковалось с давних времен. Были известны случаи, описанные в рукописях Древней Греции, Вавилона, Финикии. Посредники всегда признавались уникальными людьми и в некоторых культурах почитались на ряду со жрецами или вождями.
Фото автора Tima Miroshnichenko: PexelsПервые попытки использовать медиацию в Европе были направленны на урегулирование семейных споров или конфликтов. Полное признание в современном мире медиация получила в конце ХХ столетия, именно в этот период окончательно сформировались её основные принципы.
Основные принципы медиации
В настоящее время основные принципы, правила и условия ведения медиации включают в себя:
- добровольность;
- конфиденциальность;
- взаимоуважение;
- равноправие сторон;
- нейтральность и беспристрастность;
- прозрачность процедуры.
Область применения
Область применения медиации в современном обществе также значительно расширилась, и затрагивает следующие области общественный и межличностных взаимоотношений:
- конфликты в рабочей среде;
- семейные споры;
- авторское право и интеллектуальная собственность;
- системы среднего и высшего образования;
- банковская и страховая сфера;
- внешнеполитические и конфликты внутренней политики государств;
- корпоративные споры различного уровня.
Современные направления медиации
Исходя из сфер применения, получили развитие разные направления медиации. В настоящее время можно выделить такие виды медиации как:
- медиация, ориентированная на решение проблем;
- трансформативная медиация;
- нарративная медиация;
- семейно-ориентированная медиация;
- медиация, основанная на понимании;
- восстановительная медиация;
- оценочная медиация;
- диалектическая медиация.
Отдельно хочется сказать о возможности использования новых технологий в процессах медиации, в частности, медиация с помощью интернета. Этот вид медиации позволяет разрешать возникшие конфликты в кратчайшие сроки, не взирая на расстояния и время.
Должны ли терапевты выступать посредниками?
Должны ли терапевты выступать посредниками? Медиаторы имеют различный профессиональный опыт, но юристы и терапевты, по-видимому, наиболее широко представлены в их рядах. Вопрос о том, как посредники уравновешивают свои многочисленные роли в рамках посредничества, давно стоит вопрос. Много было написано о том, как юристы должны отделить свою юридическую роль от роли посредника, и профессиональные стандарты в этой области ясны, но в последнее время мало было написано о терапевте, выступающем в роли посредника. Семейный/парный терапевт в качестве посредника при разводе кажется естественным выбором, поскольку от терапевта и посредника требуется много пересекающихся навыков. Это одна из причин, по которой терапевты становятся отличными посредниками. Однако вопрос о пригодности возникает, когда терапевт лечит одного или обоих членов пары в терапевтической роли, а затем переключается на роль посредника в отношении той же пары. Когда медиация только появилась как профессия, один из ее самых ярых сторонников предполагал, что семейные терапевты будут использовать медиацию для урегулирования развода, если отношения пары разладились до точки разрыва (Haynes, 19).81). Раньше ученые считали, что юристы реализуют посредничество, лишенное эмоциональных элементов, и поэтому считали вклад терапевтов полезным, добавляя в процесс некоторые столь необходимые терапевтические и эмоциональные навыки (Kelly, 1983). Сегодня широко распространена идея включения эмоционального аспекта в медиацию (Глик). Терапевты, лечившие супружеские пары, имеют преимущество в том, что они могут знать все соответствующие вопросы и могут иметь представление о таких проблемах, как дети. Терапевт также потратит время на установление доверия, которое необходимо для процесса посредничества. Проблемы, возникающие, когда терапевт становится посредником, в основном связаны с необходимостью того, чтобы посредник оставался беспристрастным и избегал любого конфликта интересов. Стандартные коды моделей решили эту проблему. Кодекс практики Американской ассоциации юристов предостерегает от посредничества в случае возможного конфликта интересов. Как видно, основные возражения направлены на беспристрастность посредника и видимость нейтральности. Обычно на посреднике лежит обязанность раскрыть любые отношения, а затем, при отсутствии каких-либо возражений, решить для себя, возникнет ли какой-либо конфликт. Если терапевт лечит только одного члена пары, а затем выступает посредником при разводе пары, может показаться, что его/ее нейтральность была нарушена, независимо от того, так это на самом деле или нет. Один: был ли заключен союз с одной из сторон, который может помешать кажущейся или фактической беспристрастности. Это наиболее важный аспект, который во многих отношениях включает в себя три дополнительных пункта, упомянутых ниже. Второе: как возникает запрос на посредничество. Запрос может исходить от посредника или от одной или обеих сторон. Терапевт, предлагающий посреднические услуги, с гораздо большей вероятностью будет воспринят как имеющий конфликт интересов, чем тот, чьи клиенты просят эту услугу у него или у нее. Три: характер запроса. Это имеет отношение к вопросу о том, насколько подробным или сложным может быть посредничество, и обсуждали ли уже терапевт и стороны многие вопросы, которые могут возникнуть при посредничестве. Если посредничество, вероятно, будет прямым и простым, для всех заинтересованных сторон может быть легче, чтобы это было выполнено терапевтом. Четыре: время, прошедшее с момента контакта терапевта с парой. Там, где между терапией и медиацией прошел значительный промежуток времени, любое фактическое или предполагаемое предубеждение могло исчезнуть до такой степени, что у терапевта, выполняющего медиацию, не возникнет конфликта. Когда оба члена пары просят, чтобы терапевт продолжал выступать в качестве посредника, посреднику может быть полезно подумать о противоречивых интересах, которые может испытывать терапевт. В посредничестве есть надежда на урегулирование, и хотя посредники признают, что это не всегда возможно, это одна из основных целей посредничества. В терапии конечные цели менее определены, и больше внимания уделяется росту и развитию. Это может быть жестким переключением для терапевта, который лечил пару в направлении построения более крепких отношений, чтобы внезапно перейти к урегулированию в контексте постоянной разлуки. Также возможен перенос неудачи с посредника на пару, если отношения не удается спасти. И наоборот, один или оба члена пары могут испытывать остаточный гнев из-за предполагаемой неспособности терапевта спасти брак.Кроме того, вопросы, обсуждаемые при консультировании по вопросам брака, отличаются от вопросов, которые обсуждаются при посредничестве. Раздел имущества и договоренности о детях вызывают иную динамику, чем та, которая создается при попытке решить проблемы в отношениях. Смена стиля от терапевта к посреднику может быть трудной для сторон, чтобы адаптироваться, и может вызвать проблемы для посредничества. Решение о том, должен ли терапевт действовать в качестве посредника, обычно находится в руках терапевта, который должен использовать свое профессиональное суждение, чтобы решить, будет ли фактическое или предполагаемое отсутствие беспристрастности с его или ее собственной стороны. Однако полное раскрытие информации является абсолютным требованием, и следует поднять и рассмотреть соответствующие вопросы, касающиеся беспристрастности. Пример: Сара, Бен и Габриэль Сара и Бен были женаты восемь лет и имели троих детей. За последние несколько лет у них начались семейные проблемы. Сара начала подумывать о том, чтобы разорвать отношения, но хороший друг Сары посоветовал им попробовать семейное консультирование, прежде чем она предпримет решительные действия. Друг Сары порекомендовал Габриэля, который был известен как отличный семейный терапевт. Хотя Бен поначалу сопротивлялся идее семейной терапии, он согласился, как только понял, насколько близка Сара была к расторжению брака. Сара и Бен еженедельно посещали Габриэля в течение четырех месяцев, за это время Габриэль значительно продвинулся в решении проблем, влиявших на их отношения. И Сара, и Бен решили приложить больше усилий, чтобы найти способы воссоединиться друг с другом и найти способ заставить отношения работать. Через четыре месяца Сара и Бен почувствовали, что добились прогресса, и решили сделать перерыв в терапии. Габриэль пожелал им всего наилучшего и сказал, что его дверь всегда открыта для них. Шесть месяцев спустя Сара связалась с Габриэлем и сказала, что, по ее мнению, ей поможет дополнительная терапия. Габриэль согласился и работал с Сарой в течение следующего месяца. За это время Сара пришла к выводу, что хочет расторгнуть брак и что никакая терапия не решит ее проблемы. Сара поговорила с Габриэлем и спросила, будет ли он посредником при разводе, поскольку он знал и ее, и Бена, и знал их обоих. Габриэль столкнулся с дилеммой. Несмотря на то, что он был хорошим и обученным медиатором, его основная практика основывалась на терапии. В качестве терапевта он работал над спасением отношений Бена и Сары, и теперь его попросили разрушить их. 1. Чувствовал ли он себя беспристрастным или чувствовал какую-либо предвзятость по отношению к одной из сторон? 2. Чувствовала ли какая-либо из сторон, что у него может быть какое-либо предубеждение или отсутствие нейтралитета по отношению к ним, предполагаемое или иное, особенно в свете того, что он сам обращается с Сарой?3. Был ли он готов отказаться от лечения Сары или Бена после посредничества, поскольку любая терапия после посредничества может иметь ретроактивное чувство предвзятости по отношению к процессу посредничества? Габриэль обдумал вопросы и пришел к выводу, что, хотя он чувствовал себя беспристрастным и мог действовать как нейтральный посредник, его позиция была скомпрометирована тем фактом, что он обращался с Сарой отдельно от Бена, и что Бен чувствовал, что может иметь некоторую предвзятость по отношению к Саре. Габриэль также чувствовал, что хотел оставить Саре или Бену возможность прийти к нему на терапию во время или после процесса посредничества. Габриэль порекомендовал Саре найти другого посредника и дал ей несколько имен посредников. Габриэль продолжал терапию с Сарой на протяжении всего бракоразводного процесса. — Хадасса Фидлер, бакалавр права, получила квалификацию юриста в Соединенном Королевстве, а затем прошла переподготовку в качестве лицензированного медиатора в Англии и Израиле. Ссылки |
Посредничество
Что такое посредничество?
Посредничество — это основанный на согласии, совместный и конфиденциальный процесс, в котором опытный нейтральный профессионал способствует достижению путем переговоров разрешения различных видов споров. Медиатор помогает сторонам разрешить спор, помогая им работать вместе, открывать и укреплять каналы связи, улучшать взаимопонимание, прояснять позиции, определять основные интересы и изучать возможные решения. Процесс поддерживает и не принуждает — посредник не имеет права навязывать какой-либо конкретный результат и не занимает позицию относительно того, что является справедливым или правильным. Посредничество расширяет права и возможности отдельных лиц и организаций, поскольку право решать, что является справедливым и разумным, и творчески разрешать споры, полностью принадлежит сторонам, а не судье, присяжным или арбитру. Это неформальный, недорогой и эффективный метод, который позволяет избежать длительных задержек, растраты ресурсов и эмоционального истощения, часто связанных с судебными разбирательствами. Практически все виды споров, независимо от того, был ли подан иск или нет, подходят для медиации.
Мой подход к посредничеству
Что отличает меня от других посредников, так это то, что мое двойное образование юриста и психолога позволяет мне помочь сторонам проникнуть глубже поверхности их спора в его первопричины. Такой подход часто способствует более быстрому и эффективному процессу, потому что он устраняет недопонимание, взаимные обвинения и тупиковые ситуации, которые часто возникают, когда переговоры остаются на поверхности, где эмоциональные и юридические вопросы часто остаются безнадежно запутанными. Достигнув взаимного понимания более глубоких мотивов и опасений друг друга, стороны получают возможность обратиться к человеческим проблемам, которые часто лежат в основе юридических позиций, которые обычно используются для разрешения споров. Независимо от того, вовлечен ли данный конфликт в многомиллиардные корпорации или два разводящихся супруга, почти всегда есть человеческое измерение, движущее дело, которое, если оно не будет выявлено и рассмотрено, может продлить разбирательство и часто может привести к тупику. Сосредотачиваясь на понимании, а не на победе, приветствуя, а не избегая потенциально трудных и сложных разговоров, я помогаю сторонам работать с их реальными интересами, опасениями и мотивами, чтобы творчески достичь взаимоприемлемого разрешения их спора. Этот более тщательный и целостный подход также приводит к более полному, осмысленному и долговременному разрешению из-за его готовности проникнуть в суть вопроса и рассмотреть все аспекты спора.
Преимущества посредничества
Посредничество имеет много потенциальных преимуществ по сравнению с традиционными методами разрешения споров, в том числе:
- Позволяет быстро и часто немедленно урегулировать затянувшиеся споры.
- Минимизирует или устраняет расходы на юристов и судебные разбирательства.
- Наделяет стороны полномочиями, позволяя им совместно вырабатывать собственное решение, а не навязывать его адвокату, судье, присяжным или арбитру.
- Обеспечивает максимальную гибкость и творческий подход.
- Сводит к минимуму риск повреждения текущих отношений и дает возможность улучшить их.
- Уменьшает ожесточенность, которая часто является частью состязательного судебного процесса и которая часто следует за вердиктом суда по принципу «победитель получает все».
Процесс посредничества
Посредничество — это гибкий процесс, адаптированный к потребностям участников. Однако большинство посреднических мероприятий обычно следуют следующему формату:
- Предварительная телефонная конференция, на которой определяются необходимые участники и информация, обсуждается расписание и даются ответы на вопросы.
- Первоначальная совместная встреча между сторонами и посредником для уточнения процедур, ответов на дополнительные вопросы, обмена соответствующей информацией, рассмотрения возможных невысказанных предположений и ожиданий и предоставления сторонам возможности сделать краткое изложение вопросов.