Медитация для концентрации внимания – 4 техники медитации на внимательность

Содержание

4 техники медитации на внимательность


Практика внимательности — это интегральный метод, направленный на то, чтобы познакомить человека с механизмами его внимания. Он может быть полезен как тем, кто вообще никогда не практиковал никакой медитации и хочет с чего-то начать, так и опытным практикующим.


Эти техники направлены на то, чтобы ваше «я» стало здоровее, энергичнее, добрее к себе и окружающим, счастливее, гармоничнее, в каком-то смысле эффективнее в социуме. На более глубоком уровне такая практика поможет вам вспомнить, что никакого вашего отдельного «я» вообще нет и никогда не было. Приведенные ниже техники вы можете попробовать выполнять самостоятельно.


1. Наблюдение за дыханием.


10-15 минут (можно дольше). Выберите спокойное место. Лягте на спину или сядьте с прямой спиной. Если вы сидите, ваши стопы находятся на полу, а руки лежат на коленях. Плечи расслаблены, рот слегка приоткрыт, чтобы ослабить напряжение в челюстях. Расфокусируйте взгляд и направьте его перед собой или немного вниз по диагонали. Вы можете закрыть глаза, но поначалу это часто приводит к тому, что человек начинает засыпать.


Обратите внимание на дыхание. На паузу между вдохом и выдохом. Следуйте вниманием за выдохом, а затем за вдохом. Для этого вы можете направить внимание на кончик носа и наблюдать за тем, как на выдохе воздух выходит через ноздри, а на вдохе входит внутрь. Или вы можете направить внимание на низ живота и наблюдать, как стенка вашего живота движется едва заметно вперед и назад в такт с выдохом и вдохом. В какой-то момент вы заметите, что отвлеклись, забыли о дыхании и размышляете о чем-то постороннем. Не ругайте себя, а мягко вернитесь вниманием к дыханию.


Замечая, что мы отвлеклись, и вновь возвращая внимание на дыхание, поначалу много раз за сессию, мы тренируем мета-внимательность — способность замечать, когда мы невнимательны.


Вы будете замечать, что ваш ум начинает сопротивляться происходящему. Возможно, у вас возникнут мысли: «Что за ерунда?! Я бы мог в это время сделать массу полезных вещей!», или: «Ну вот, никогда у меня ничего не получается. Не для меня вся эта медитация», либо любые другие критические суждения.


Не боритесь с ними. Просто отметьте, что они возникли, и мягко верните внимание к дыханию. В конце сессии ощутите все свое тело и дайте себе пару минут на то, чтобы вернуться к внешнему миру.


2. Сканирование тела.


Сядьте с прямой спиной или лягте на спину. В течение 2-3 минут наблюдайте за своим дыханием, чтобы вернуть внимание в текущий момент. Оставьте глаза открытыми и слегка расфокусируйте их, если вы не хотите заснуть. А теперь начните мягко проходить вниманием по всему вашему телу от макушки до кончиков пальцев на ногах, не пропуская ни малейших деталей, — глаза, нос, щеки, губы, зубы, язык, уши, затылок, шея и т.д.


Часто во время этого упражнения люди говорят: вот, у меня ничего не болело, а теперь все заболело. Но фокус в том, что раньше они просто не замечали тех напряжений, которые теперь стали очевидны. Если вы обнаружите где-то такое напряжение, мягко направьте на него внимание и подождите, пока оно слегка не расслабится. Возможно, вам не удастся быстро отпустить все зажимы — не переживайте, это дело практики.


3. Внимательная ходьба.


Встаньте прямо и спокойно. Направьте внимание на тело. Ощутите все свое тело целиком. Почувствуйте, как ваши стопы соприкасаются с землей. Посвятите некоторое время ощущению вашего тела, стоящего на твердой поверхности. На самом простом уровне стать внимательным означает вернуть внимание из внешнего мира к телу и дыханию, потому что ваше тело и ваше дыхание всегда находятся здесь и сейчас — в отличие от эмоций и мыслей, которые всегда в прошлом или в будущем.


Теперь сделайте первый шаг. Внимательно поднимите ногу, перенесите ее вперед, поставьте на землю и внимательно перенесите на нее свой вес. Понаблюдайте за изменениями в теле. Затем сделайте второй шаг. Обратите внимание, как поднимается ваша нога, как сгибается колено, как вес тела смещается с одной ноги на другую. Ощутите, как двигаются ваши суставы, почувствуйте мышцы, обратит внимание, как двигаются в такт ходьбе руки.


Если вам захочется остановиться, замрите на несколько секунд, чтобы отследить ощущения в теле в этот момент, — дыхание, напряжение в мышцах. Вы можете также отметить свои эмоции и мысли в этот момент.


Вы можете синхронизировать внимательную ходьбу с дыханием — вдыхайте, когда вы поднимаете ногу, и выдыхайте, когда опускаете. Это поможет привнести в ваше движение спокойствие.


По мере практики вы сможете постепенно включать в поле вашего внимания объекты вокруг вас — дорогу, деревья, запахи.


Если возникнут отвлекающие вас мысли и эмоции, не ругайте себя, а просто верните внимание к ходьбе. Не сотрудничайте с мыслями и эмоциями, но и не боритесь с ними.


Ну и полезно поставить эксперимент: например, ходить внимательно каждый день на протяжении хотя бы двух недель по 20-30 минут в день и, спустя эти две недели, отметить, что изменилось в вашем внутреннем состоянии.


4. Незаметная медитация на работе.


Есть много способов быть внимательными, не привлекая при этом излишнего внимания окружающих. Поставьте таймер на телефоне, и каждый час уделяйте ровно одну минуту тому, чтобы направить внимание на свое дыхание: как вы дышите прямо сейчас? Ровно и глубоко или поверхностно и взволновано? На свое тело: удобна ли ваша поза? Если неудобна, примите удобную. Расслаблены вы или напряжены? Если напряжены — расслабьтесь. На свои эмоции: что вы чувствуете прямо сейчас? Это скорее негативная или позитивная эмоция или вы вообще ничего не чувствуете? О чем вы думаете? И думаете ли вы по своей воле, или эти мысли давно думают вас? Задача этой практики не в том, чтобы что-то менять, а чтобы каждый час на минуту возвращать внимание к себе и быть собой. Со временем вы заметите, что такие паузы стали для вас естественными, и обнаружите, что к вечеру гораздо меньше устаете.



Анастасия Гостева − основатель компании «Внимательный бизнес» и преподаватель медитации (vnimatelnost.com).


Фото: Instagram/sjanaelise

yogajournal.ru

Медитация на концентрацию внимания для начинающих

Многие люди, начинающие духовную практику, считают, что между медитацией и концентрацией нет ничего общего, так как первое занятие подразумевает под собой расслабление, а второе – наоборот сосредоточение.

На самом деле это очень близкие понятия, и существует даже специальная медитация на концентрацию, которая позволяет наиболее глубоко погрузиться в свой внутренний мир.

В этой статье мы рассмотрим наиболее популярные техники медитативного сосредоточения, каждая из которых по своему действенна.

Медитативное сосредоточение – что это?

Чтобы понять, что представляет собой медитация сосредоточения, нужно сначала разобраться в самом понятии концентрации. Когда человек концентрируется на каком-то объекте, он для него становится центром внимания, все же остальное при это словно перестает существовать.

Медитация по своей сути – это погружение в расслабленное состояние, однако при этом практикующий не просто отвлекается от внешнего мира, но и сосредотачивается на внутреннем. Во время медитации человек убирает из головы лишние мысли и думает только о том, что интересует его в данный момент.

Получается, что медитация – это по сути чистая внутренняя концентрация.

Существуют специальные техники медитативного сосредоточения, которые помогают человеку настроиться на нужный лад, поймать внутреннюю волну и достичь необходимого результата. Все это очень важно для тех, кто хочет научиться не только внутренне расслабляться, но и решать в этом состоянии определенные задачи.

Медитация на кончик носа

Мудрецы древнего Востока утверждали, что медитация на кончик носа помогает человеку открыть свой собственный третий глаз. Доподлинно неизвестно, правда ли это, но многие духовные практики утверждают, что данная техника действительно работает.

Как выполнить медитацию для концентрации внимания

Для того, чтобы открыть третий глаз, всего лишь нужно сфокусировать оба глаза на кончике собственного носа. Звучит довольно просто, однако на деле у многих возникают с этим сложности.

Дело в том, что сам по себе третий глаз расположен чуть выше кончика носа, но на этой же линии, и во время упражнения нужно стараться поймать и зафиксировать именно это положение.

Если глаза будут открыты слишком широко, то взгляд убежит вдаль, а если наоборот слишком опущены, то нос снова потеряется из виду.

Попробуйте выполнять эту технику по нескольку раз в день, сидя в удобной позе, но с выпрямленным позвоночником. Сосредоточение на кончике носа – это настоящая медитация для концентрации внимания, поэтому во время него нужно не просто выполнять механическое действие, но и мысленно представлять, как свет ваших глаз соединяется в той самой точке, где находится «божественное око».

Техники медитативного сосредоточения

Для того, чтобы научиться медитации на концентрацию, нужно тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться. Для этого вам необходимо освоить какую-либо технику медитативного сосредоточения. Их существует несколько, и вы сами можете выбрать те, которые понравятся вам больше, или чередовать их.

Упражнение с видимым объектом

  • Примите удобную позу и сосредоточьте все свое внимание на любом объекте из окружающих вас. Не важно, какого размера будет выбранный предмет, главное – сфокусировать взгляд только на нем и, не моргая, задержать его на десять секунд.
  • Затем следует пауза расслабления на две минуты, когда вы просто ничего не делайте.
  • После этого закройте глаза и представьте тот же объект, но уже мысленно.

Выполняйте это упражнение пять раз в день в первую неделю, десять раз – во вторую, и пятнадцать раз – в третью. Новичкам проще будет сосредоточиться, если выбранный предмет будет небольшого размера и приятного цвета.

Упражнение со звуками

Одним из самых интересных способов медитации на концентрацию внимания является звуковой. Качественнее всего этот метод работает у людей-аудиалов, которые лучше запоминают информацию, произнесенную вслух.

  • Для выполнения упражнения вам нужно всего лишь выбрать какое-то слово или фразу и много раз подряд повторять его, максимально сосредоточившись на звучании.

Не стоит выбирать очень длинные фразы или сложные слова, лучше обратить внимание на приятные, красиво звучащие или просто интересные.

Упражнение с дыханием

Дыхание – это та вещь, на которую в обычной жизни мы практически не обращаем внимания.

  • Попробуйте сфокусировать все свое внимание на том, как вы дышите, и вы будете заворожены этим процессом.
  • Можно концентрироваться на полном дыхательном цикле, а можно только на вдохах или выдохах. Главное – не отвлекаться ни на что постороннее и думать только о самом дыхательном процессе.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день, и вы увидите, что концентрация внимания у вас значительно улучшилась.

Упражнение с воображаемым объектом

Эта методика подойдет тем, кто любит визуализировать.

  • Мысленно представьте себе любой объект и сфокусируйте на нем все свое внимание. Это может быть журчащий ручеек, горящая свеча и все, что угодно. Главное – представить объект во всех деталях, почувствовать его.

Если вы представляете свечу, стремитесь не только увидеть, как колышется ее пламя, но и как потрескивает стекающий воск, какое тепло она выделяет. Если ваш объект – река или ручей, представьте, как приятно журчит в нем вода, как снуют в ней маленькие рыбки, как отражаются солнечные лучи.

Упражнение на логику и нестандартное мышление

Такой способ концентрации понравится тем, кто любит решать ребусы и головоломки. Вам предстоит сосредоточиться на необычном решении абстрактной задачи.

Например, всем людям знаком звук аплодисментов. При этом хлопке одна ладонь ударяется о другую. А теперь представьте себе, как бы звучал хлопок только одной ладони! В качестве подобной задачи можно взять какую угодно нестандартную ситуацию, главное – полностью сосредоточиться на решении и мысленно представить, увидеть, услышать результат своей умственной деятельности.

Упражнение на движение

Этот способ нравится тем, кому обычно трудно усидеть на месте.

  • Выключите свет или закройте глаза, а затем включите любую музыку и начинайте танцевать.
  • Делайте это свободно и просто наслаждайтесь танцем, но при этом фокусируйте внимание на непосредственном взаимодействии между звуками и движениями.

Как вы уже успели убедиться, медитация на концентрацию может быть абсолютно любой. Все представленные здесь техники работают безупречно при условии их регулярного выполнения.

Подписывайтесь на наш Telegram , чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.


ezoterika.ru

Как медитировать каждый день по 2 практики: концентрация и созерцание

1. Выбери объект для концентрации

Классический способ — это сконцентрироваться на своем дыхании. Однако, это может быть и фокусировка на визуальном объекте (например, посмотри на свечу), повторение мантры или молитвы, что угодно. Для нас здесь важно найти точку-якорь, в котором ты соберешь всё своё внимание. Я буду приводить в пример дыхание, но ты можешь выбрать то, что тебе удобно.

2. Посвяти себя полностью объекту концентрации

Дыши глубоко и наблюдай, как это происходит. Вдох-выдох. Наблюдай все аспекты дыхания: как воздух проникает в твои легкие через ноздри и гортань, как расширяется грудная клетка и принимает в себя воздух, а затем опускается и выпускает выдох. Наблюдай короткие паузы между вдохом и выдохом. Будь полностью в этом процессе, только ты и дыхание, больше ничего.

3. Возвращай свой ум к объекту концентрации

Как только ты начнешь фокусироваться на дыхании — внимание скоро начнет убегать. Сразу имей в виду, ты в любом случае отвлечешься на какую-то мысль, это нормально. Возвращайся вниманием обратно на дыхание. Затем какая-то мысль возникнет снова, и цепной реакцией вызовет другие мысли — опять же, это нестрашно, главное возвращайся к дыханию.

Отвлеклись, мысли убежали? Это нормально! Просто возвращаемся обратно к дыханию. Опять убежали? Возвращаемся. И так на протяжении 500 раз за 10 минут.

Например, у тебя возникла такая мыслительная цепочка: 1. «хм, интересно, это у меня уже получается?» — 2. «а я точно всё правильно делаю» — 3. «а как вообще понять как правильно?»- 4. «вот когда я читал об этом в той статье, я тогда же ещё подумал, что не до конца понял» — 5. «может стоит ещё об этом почитать»… Неважно, о чем будут эти мысли и как долго они будут развиваться — главное, чтобы в какой-то момент ты себя остановил и вспомнил «Ах да! Я же медитирую на дыхание» и снова погрузился в процесс вдохов и выдохов.

Задача состоит не в остановке мыслемешалки, а в том, чтобы постоянно возвращаться к своему «якорю», точке фокуса. Основная тренировка сознания происходит не в тот момент, когда ты находишься в состоянии полной концентрации, а тогда, когда ты заметил убежавший поток мыслей, и вернул фокус обратно к дыханию.

Каждый раз, когда ты возвращаешься из такого отвлечения — считай это маленькая победа. Таким образом, и развивается концентрация.

Даже если тебе удалось задержать внимание на дыхании всего на несколько секунд — это уже успех. С каждым разом, у тебя будет получаться задерживаться на объекте всё дольше и дольше, а отвлечений будет всё меньше.

Эту практику рекомендуется выполнять в тихом месте без лишних источников отвлечения внимания.

dashahappyway.com

Медитация и концентрация внимания. Практика, медитация по энергии, энергетике и работе с чакрами. Эзотерика и духовное развитие.

Концентрация Внимания

Вам приходилось быть в такой ситуации: вы читаете книгу или газету, и в это время вас кто-то позвал? Вы не ответили, потому что вы даже не осознали, что вас зовут. Почему? Потому что вы были полностью сосредоточены на том, что вы в тот момент читали. А было так, что вы обращаетесь по несколько раз к своему другу, а он даже не отвечает? Или такая ситуация: вы участвуете в какой-то дискуссии, но никто никого не слушает, поскольку каждый сосредоточен лишь на том, что он сам хочет сказать. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Это называется концентрацией внимания. Концентрация внимания связана с волей и с центром в межбровье (аджной). Концентрация внимания – это «длительное фокусирование», или «длительная сосредоточенность». Многие учебники по йоге акцентируют внимание на длительном фокусировании, или сосредоточении. Если вы используете только концентрацию внимания, вы не достигнете просветления. Почему? Потому что если вы не в состоянии услышать в момент сосредоточения громкий голос зовущего вас друга, как вы услышите тихий шепот вашей высшей души? Если вы не в состоянии услышать голос человека, находящегося рядом с вами, то, как вы услышите «звук тишины»? Как вы услышите «внутрений ОМ»?

Когда женщина называет мужчину чувствительным, это не означает, что этот мужчина — плакса. Это означает, что мужчина осознает потребности и чувства женщины и старается вести себя таким образом, чтобы сделать женщину счастливой. С вами случалось такое, что вы испытывали раздражение по отношению к вашему супругу, в то время как ваш супруг об этом даже и не подозревал — до тех пор, пока вы не давали выхода своим чувствам? Это говорит об отсутствии чуткости с его стороны. Это относится как к мужчинам, так и к женщинам. И те, и другие могут быть невнимательны к чувствам и потребностям своей «половины».

Чуткость, или чувствительность, связана с сердечной чакрой. Чтобы достичь положительных результатов в духовной практике, недостаточно использовать только длительное сосредоточение или концентрацию внимания. Необходимо также практиковать длительную чуткость или осознанность. Понятие длительной осознанности практически отсутствует в западной культуре. Поэтому не имеется точного слова для обозначения этого состояния. В Индии для обозначения состояния продолжительной осознанности употребляется слово дхьяна (Dhyana).

Но даже в Индии истинное значение этого слова остается неясным для большинства людей, занимающихся духовными практиками и медитацией. Слово и понятие «дхьяна» из Индии распространилось в Китай, где оно стало звучать по-китайски как чань (Chan). Монахи Шаолиньского монастыря в Южном Китае распространили чань в Японию, и на японском языке оно стало известно как дзэн (Zen). Дхьяна, чань и дзэн означают «длительную осознанность». Так как в европейских языках не существует подходящего слова для обозначения понятия «длительная осознанность», использовано слово «медитация» в этом значении.

Концентрация и Медитация

Привычка к медитации и концентрации является очень ценным качеством для вас на вашем духовном пути. Медитация придает большое количество силы, мира, новой энергии и жизнедеятельности. Если медитирующий часто раздражается, это говорит о том, что он не добился хорошей, непрерывной медитации. Что-то не совсем ладно с его Садханой и созерцанием.

Вы должны будете медитировать со спокойным умом. Только тогда вы быстро достигнете Самадхи. Если вы научитесь контролировать Индрии и искорените желания, то ваш ум станет спокойным. Острая жажда освобождения и мысли о Боге разрушат все желания. Тот, кто обладает спокойным умом, является царем всех царей. Состояние, в котором пребывает тот, чей ум спокоен, невозможно описать. При концентрации и медитации вы должны будете тренировать свой ум различными способами. Только тогда грубый ум превратится в утонченный (Сукшма). Всё, о чем вы размышляете в молчании в период медитации, должно быть проявлено в повседневной жизни, где вы должны также сохранять равновесие и гармонию. Только тогда вы насладитесь реальными плодами медитации и концентрации.

А. Процесс медитации.

Держите голову, шею и позвоночник на одной прямой линии; подчинив и направив к сердцу ощущения и ум, мудрый проплывает на плоту Брахмана (ОМ) через все страшные течения мира. Подчиняя ощущения (Праны), искореняя желания, спокойно и без напряжения дышать через ноздри, мудрый, старательно ухаживает за умом наподобие кучера, в тележке которого запряжены норовистые лошади.

Когда в теле йога, состоящем из Земли, Воды, Света и Эфира, проявляются пять вышеописанных качеств, отличающих концентрацию внимания, то для него не существует больше болезней, старости, боли, так как в его теле горит огонь концентрации. Когда тело становится легким и здоровым, ум лишается желаний, тело сияет и излучает приятный запах, голос становится приятным и выделений становится немного, говорят, что достигнута первая ступень концентрации внимания.

Б. Общие Наметки.

Подобно тому, как сахар и соль впитывают воду, ваш ум должен будет впитать мысли о Боге, Божественной славе, Божественного присутствия и возвышенными, пробуждающими душу духовными мыслями. Только тогда вы навсегда установитесь в Божественном сознании.

Пять вещей необходимы, если вы хотите практиковать настоящую медитацию и быстро достигнуть Самадхи или самореализации. Это Моуна; легкая диета, или диета состоящая из молока фруктов; уединения на живописном лоне природы; личный контакт с Учителем и прохладное место.

Вы сможете погрузиться в глубокую медитацию только в том случае, если будет вести моральную жизнь. Затем вы сможете попытаться приобрести такое качество ума, как различение, и другие. Вы можете упражнять ум сначала в концентрации и, затем, посвятить себя медитации. Чем больше вы будете вести моральную жизнь и медитировать, тем больше у вас будет шансов достигнуть Нирвикальпа Самадхи, которое освободит вас от круга рождений и смертей и даст вам вечное Блаженство и бессмертие.

Что представляет собой изображение Господа Кришны, держащего флейту в руках? Что за философский символ представляет из себя флейта? Флейта – это символ ОМ. Он говорит: «Искорени свой эгоизм. Я буду играть на твоей флейте (теле). Пусть твоя воля станет единой с Моей. Найди убежище в ОМ. Ты сольешься с моим существом. Слушай внутреннюю, волнующую музыку в глубине себя и оставайся в вечном мире!»

Самадхи можно достигнуть практикой концентрации и медитации при наличии легкой диеты. Медитируйте по два-три часа. Если вы устанете, отдохните полчаса. Выпейте чашку молока и снова приступайте к медитации. Повторяйте процесс медитации снова и снова. Вечером вы можете прогуляться по веранде. Не позволяйте уму заниматься какими-либо мирскими делами даже несколько минут. Точно также, как студент, изучая математику и геометрию, которые вначале очень неинтересны, создает себе интерес, думая о тех преимуществах, которые он будет иметь, сдав экзамены, и вас следует создать интерес к медитации мыслями о бесчисленных благах, даруемых ею при постоянной практике, а именно: бессмертие, высочайший мир и бесконечное блаженство. Если вы не предрасположены к работе и хотите заниматься только медитацией, вы можете вести жизнь полного отшельника, питаясь только молоком и фруктами. Вы достигнете большого духовного прогресса. Если же есть склонность к работе, а медитативное настроение исчезает, то приступайте к работе снова. Таким образом, постоянной практикой следует обуздывать ум.

Бросьте кусок железного прута в печь. Он станет красным как огонь. Выньте его из печи, и он потеряет свой красный цвет. Если вы хотите, чтобы он всегда был красным, вы и должны всегда держать его в огне. Таким образом, если вы хотите, чтобы ваш ум горел огнем Брахмической мудрости, то вы должны всегда держать его в контакте с Брахмическим огнем знания посредством постоянной и интенсивной медитации. Вы должны поддерживать непрерывное течение Брахмического сознания. Тогда вы достигнете Сахаджи Авастхи (естественного состояния).

Если вы можете медитировать в продолжение получаса, вы сможете в результате благотворного воздействия этой медитации целую неделю заниматься повседневными делами в битве жизни, сохраняя мир и духовную силу. Так как вам приходится сталкиваться в повседневной жизни с различными, имеющими свои особенностями умами, то вам следует запастись силой и миром при помощи медитации. Тогда вы не будете беспокоиться и волноваться.

Если вы только начинаете заниматься медитацией, то прежде чем приступить к ее исполнению, всякий раз повторяйте Слоки или Стотры (духовные гимны) в продолжение десяти минут. Это поднимает ум на более высокую плоскость и отвлекает его от мирских объектов. Затем прекратите и этот процесс мышления и направьте ум на одну идею энергичным и неослабным усилием. После этого наступит Ништа.

В. Образы.

Прежде, чем начать медитировать, вы должны создать умственный образ Бога или Брахмана (конкретный или абстрактный). Когда вы взираете с открытыми глазами на конкретную фигуру Господа Кришны и медитируете, то это – конкретная медитация. Когда же вы размышляете об образе Господа Кришны с закрытыми глазами, хотя это тоже конкретная медитация, но он уже носит уже в какой-то степени абстрактный характер. А размышление над бесконечным астральным светом, будет еще более абстрактной медитацией. Первых два типа медитации принадлежат к Сагуна-медитации, а последняя к Ниргуна-медитации в начальной стадии имеется абстрактный образ для настройки ума, который через некоторое время исчезает, и медитирующий сливается с объектом медитации. Медитация исходит от ума.

Г. Практическое руководство.

Приступив к медитации, отметьте то время, на которое вам удалось изгнать все мирские мысли. Очень внимательно наблюдайте за умом. Если, к примеру, это время составляет 20 минут, то постарайтесь увеличить его до 30-40 и более минут. Снова и снова заполняйте ум мыслями о Боге. Когда ум станет устойчивым в медитации, глаза также станут устойчивыми. Йог, ум которого спокоен, обладает твердым, устойчивым взглядом. Он совершенно не моргает. Глаза могут стать красными или чисто белыми.

Всякое действие, внешнее или внутреннее, может быть совершено только тогда, когда ум связан с соответствующими органами тела. Мысль – это реальное действие. Если вы овладеет контролем над умом посредством постоянной практики, если вы научитесь управлять вашими эмоциями и настроениями, то вы не совершите глупых и неправильных действий. Медитация и концетрация очень поможет вам контролировать различные эмоции и импульсы.

Размышляйте и концентрируйте свой ум на необъятных небесных пространствах. Это тоже один из видов Ниргуна-медитации. Этот метода помогает исключить из ума конечные формы. Ум начнет постепенно растворяться в океане мира, так как он лишается своего содержания, т. е. различных форм. Он начнет становиться все утонченнее и утонченнее.

Некоторые предпочитают медитировать с открытыми глазами, другие с закрытыми, тогда как третьи с полузакрытыми глазами. Если вы будете медитировать с закрытыми глазами, то пыль и всякие посторонние частицы не будут попадать в глаза. Некоторых беспокоят разные вспышки и толчки и поэтому они предпочитают медитировать с открытыми глазами. Некоторые не могут медитировать с закрытыми глазами потому, что через сравнительно короткий промежуток времени впадают в сон. У новичков, медитирующих с открытыми глазами, ум начинает блуждать по объектам. Прислушиваясь к голосу разума, выберите для себя наиболее подходящий способ. Преодолевайте также и другие препятствия посредством подходящих и разумных методов.

Вы должны регулярно заниматься медитацией, что очень важно в этом деле. Если вы будет соблюдать это правило, то сможете быстро достигнуть большого успеха. Если вы даже не будете первое время ощущать заметных результатов в практике медитации, то продолжайте упорно упражняться.

Будьте искренни, чисты, терпеливы и упорны и через некоторое время вы добьетесь успеха. В этом нет никакого сомнения. Ни в коем случае не прекращайте упражняться даже на один день. Снова и снова заполняйте ум Саттвическими Божественными мыслями. Новые борозды будут проложены в вашем мозгу. Подобно тому, как граммофонная игла вырезает небольшую бороздку на пластинке, Саттвические мысли проложат новые здоровые борозды в уме и мозгу. Будут образованы новые Самскары.

Прана – это внешняя оболочка ума. Вибрация утонченной психической Праны создает мысль. Посредством Пранайямы вы можете улучшить свою медитацию, сделав ум более устойчивым. Если вы храните лимонный или Тамаридовый сок в золотой чашке, то он не портится. Если же вы поместите его в медный сосуд, то он моментально испортится и станет ядовитым. Таким же образом, если в чистом уме того, кто постоянно практикует медитацию, возникнут Вишайя Вритти (мысли связанные с чувственными объектами), но они не загрязнят его и не вызовут в нем Викару (страстное возбуждение). Если же эти Вритти возникают в нечистом уме, то они вызывают возбуждение.

Д. Телесное здоровье.

Асана (поза) укрепляет тело. Бандха и Мудра делают тело крепким. Пранайяма делает тело легким. Палимуддхи влияет на Самьябастху ума. Приобретя эти качества, следует устремить ум к Брахману. Только тогда можно добиться устойчивой медитации и насладиться счастьем.

В четыре часа практикуйте Сархасану в продолжение пяти минут. Затем отдохните пять минут и приступайте к медитации, которая будет легко достижима. Но прежде чем приступить к медитации, выполните 20 кумбхак. Пранайяма изгонит Тендру и Аласью (сонливость и лень) и сделает ум устойчивым.

Неделю питайтесь только молоком и фруктами, от чего качество медитации повысится в значительной степени. Такая диета сделает тело легким, а ум Саттвическим. Примите за правило, вечером ничего не есть, кроме пол-литра молока. Качество медитации станет хорошим, и вы легко сможет преодолеть сонливость. Тяжелая пища, принятая вечером, вызывает сонливость.

Е. Поза для медитации.

Те, кто медитирует по 4-5 часов зараз, могут сначала медитировать в Падма и Ваджра или Сиддха и Ваджра Асанах. Иногда кровь скопляется в ногах и немного беспокоит. Через два часа следует изменить Асану, например после Падма или Сиддха асан принять Ваджрасану или просто выпрямить ноги, облокотитесь на стену или на подушку. Держите позвоночник прямо. Это наиболее удобная Асана. Поставьте два стула рядом, сядьте на один, а на другой положите ноги – это другой вариант.

Вот совет для начинающих. Сядьте в Падмасану (в комнате, предназначенной для упражнений), закройте глаза и медитируйте о лучезарности солнца, великолепии лунного света, о величественности звездного неба, о красоте небесных пространств.

Ж. Предварительные упражнения.

Начинайте тренировать ум различными способами, практикуя концентрацию внимания. Сосредоточивайтесь на Анахата звуках – звука идущих из сердца, заткнув уши. Сосредоточивайтесь на дыхании, повторяя Сохам. Сосредоточивайтесь на любом конкретном образе. Сосредоточивайтесь на голубом небе, не всепроникающем солнечном свете. Сосредоточивайтесь на различных Чакрах тела, на абстрактных идеях – Сатьям, Джанаям, Анантам, Экан, Нитьям и т. д. (Истина, Мудрость, Бесконечность, Единая Вечная Сущность) и, в конце концов, остановитесь на одной из них.

При медитации не напрягайте глаза. Не напрягайте мозг. Не боритесь и не сражайтесь с умом. Расслабьтесь. Дайте Божественным мыслям спокойно течь в уме. Упорно думайте о Лакшье (объекте медитации). Не прогоняйте силой вторгающиеся мысли. Наполняйте ум утонченными мыслями. Когда ум наполнен возвышенными Саттвическими мыслями, нежелательные мысли исчезнут сами собой. Если при медитации вы испытываете значительное напряжение, то на несколько дней сократите время медитации. Пусть медитация всегда будет легкой. Когда вы добьетесь этого, вы снова можете увеличить время.

Придерживайтесь здравого смысла в вашей Садхане, я всегда напоминаю об этом.

Когда и где медитировать

Практикуйте медитацию в Брахма-Мухурту. Это самое лучшее время. Всегда выбирайте днем и ночью наиболее подходящее время для медитации, т. е. когда ваш ум ясен и маловероятно, что что-либо вас побеспокоит. Вы можете упражняться пред сном. Ум спокоен в это время. Хорошая медитация может иметь место в воскресенье, так как это выходной день и ум свободен. Воспользуйтесь этим и проведите сильную медитацию.

Медитация и концентрация внимания будут очень хорошими, если вы будете питаться только молоком и фруктами, или будете поститься. Всегда поступайте, как подсказывает здравый смысл, и старайтесь извлечь максимальную пользу. Медитируйте ночью. Если вы не имеете достаточно времени, то проводите медитацию два раза в сутки. Если днем не окажется свободного времени, то практикуйте медитацию ночью минут 10-15. Ночью вам не будут сниться дурные сны. Божественные мысли будут наполнять ум также и во время сна, так как ум получил хорошую зарядку.

Ученик, медитирующий в уединении, находясь в городе, в комнате, расположенной на верхних этажах здания, может чувствовать себя также спокойно, как и в лесу. Правда, здесь нет благоприятных духовных вибраций, которые играют существенную роль в эволюции ума, создавая Экаграту. Во всех священных местах такие духовные вибрации Риши наполняют эфирное пространство, и ученик извлекает огромную пользу от них. В таких местах Вайрагья, Саттвическая Бхава и медитативное настроение приходят сами собой, без усилия и борьбы.

Некоторые люди, выходя из поезда на станции Ришикеш, при виде Гималаев восклицали: «Что это такое, сын, отец? Это же сон, иллюзия, всё это Майя». Таково влияние вибраций на умы людей. Только мудрецы и йоги могут сразу распознать природу вибраций в местах, удобных для медитации.

Вам дан ключ от многих загадок жизни. Этот ключ – медитация. Медитируйте регулярно утром между 4 и 7 часами, и вы достигнете вечного блаженства и бессмертия. Берега Ганга или Нармады, живописные Гималаи, прелестные цветущие сады, священные храмы поднимают ум на более высокую плоскость в концентрации и медитации. Пользуйтесь их услугами.

Для концентрации внимания ума наиболее подходящим является место с прохладным климатом и возвышенными духовными вибрациями. Ранним утром ваш ум наиболее чист и спокоен. В это время ощущается духовное влияние и мистическая тишина. Все святые и йоги практикуют медитацию в эти часы и посылают всему миру свои духовные вибрации. Вы извлечете огромную пользу, если в это время начнете свои молитвы, Джапу или медитацию. Вам не нужно будет напрягаться, и медитативное настроение придет само собой.

Вспомогательные средства для медитации.

Мула-Бандха в медитации. Когда вы сидите в асане для исполнения Джапы, то сожмите мышцы ануса. В Хатха-Йоге это называется Мула-Бандха. Это способствует концентрации внимания. Это упражнение удерживает Ананавийю от движения вниз.

Кумбхак в медитации. Задержите дыхание столько, сколько вы можете без напряжения. Это – Кумбхак. Это в значительной степени способствует концентрации внимания, делая ум устойчивым. Вы будете чувствовать интенсивное духовное блаженство.

Диета Йога. Соблюдайте Митхахару, т. е. Саттвическую диету. Желудок, переполненный рисом и овощами, бобовыми и хлебом является причиной помех и сонливости в Садхане. Обжора или сексуалист, тупица или лентяй не могут практиковать медитацию. Молочная диета делает тело легким, она позволит вам часами находиться в одной асане с легкостью и удобством. Если вы почувствуете слабость, то можете день или два питаться рисом и молоком, или ячменем или молоком. Те же, кто работает или служит где-нибудь, или читает лекции перед публикой, или занимается другого рода духовной деятельностью, пропагандируя знания, нуждается в плотной, питательной пище.

Вы можете часто встретить в Гите такие слова: «Ананья Чета», что значит: «отсутствие мыслей о чем-либо другом». Макчита, Нитья, Якта, Экаграш Манах и Сарва Бхава. Эти слова обозначают, что вы должны весь свой ум целиком и полностью посвятить Богу. Только тогда вы добьетесь самореализации. Божественного Сознания можно достичь только тогда, когда ни один луч ума не отклоняется в сторону.

Пребывайте в Молчании. Познайте себя. Познайте То. Растворите ум в Том. Истина совершенно чиста и проста.

Асана (поза) укрепляет тело. Бандха и Мудра делают его сильным. Пранаяма делает тело легким. Нади Судхи делает ум устойчивым. Приобретя эти качества, вы должны будете направить ум на Брахмана. Только тогда медитации будет устойчивой и принесет вам счастье.

Берега Ганга или Нармады, живописные Гималаи с великолепными цветущими садами, священными храмами, являются местами, которые способствуют эволюции ума в концентрации и медитации. Пользуйтесь их услугами. Прохладное место, наличие духовных вибраций, уединение – это необходимые условия для концентрации ума. Подобно тому, как соль растворяется в воде, Саттвический ум, находясь в тишине, растворяется в Брахмане (его субстрате) во время медитации.

Если вы только начинаете заниматься медитацией, то приступая к ней, повторяйте Слоки или Стотры (возвышенные гимны) в течение десяти минут. Это вызовет эволюцию ума и вам нетрудно будет отвлечь его от мирских объектов. После этого многократным и энергичным усилием направьте ум на одну идею. Тогда последует Ништа.

Рейтинг: 4.08 (Проcмотров: 17159)

Читайте раздел Энергии и энергетика на портале эзотерики naturalworld.guru.

naturalworld.guru

Концентрация внимания и переход на созерцание — Психология PRO

Во время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации. Может происходить частичное, или полное отвлечение внимания на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации. Первое время для большинства практиков концентрация внимания кажется чем-то почти невыполнимым т.к. отвлечение на мысли в силу глубоко укоренившейся привычки происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем занимаешься и какими бы важными мысли ни казались, стоит дать себе установку: «все это я буду думать после практики, а сейчас – только практика».

Первые месяцы, а иногда и годы, каждый сталкивается с сопротивлением вечно отвлекающегося ума. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация внимания в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация сложна только для ума, и выполняется легко, когда сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.

Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на следующий день даже не вспомнить об этом. Ум неустойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени, поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в индивидуальности, отвечает разум.

Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, привыкаешь все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, его не требуется как-то развивать и усиливать. Основная задача в том, чтобы сделать внимание подвластным, обучиться направлять собственный потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации внимания, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Аналогичный эффект дает концентрация внимания, благодаря которой сознание просыпается яркой вспышкой озарения.

По мере продвижения в практике, концентрация плавно переходит в спонтанное созерцание, то есть – в настоящую медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, т.к. четкой границы нет, а переход из одного состояния в другое обычно происходит плавно. Спонтанное созерцание отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации созерцание объекта происходит легко, без всяких стараний.

Психика, освобожденная от мыслей на время медитации, пребывает в своем естественном состоянии. Такое переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженным невмешательством в спонтанность психических процессов, легкостью и свободой. По мере успокоения ума, блаженство и восторг нарастают. В йоге это состояние называют савикальпа самадхи. Пусть ваш ум не смущают заморские слова – техники универсальны, и от слов они никак не зависят. Каждый человек – это чистое сознание, в котором происходит жизнь.

Для вхождения в медитацию не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время еще рефлексирует, а мысли становятся все менее связными. Неважно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это в медитации оставляется как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью.

Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации только мешают. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности. Нет необходимости сохранять бдительность усилием воли; внимание и без того всегда активно, поэтому необходимо лишь перестать прилагать усилия, не засыпая – позволить вниманию интуитивно самопроизвольно изливаться на объект восприятия.

Когда начинаются старания, или усилия, бдительность теряется, потому что включается эго – деятельный субъект, и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями. При подобных усилиях фокус восприятия соскальзывает с тонкой интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием – на более грубую сферу мысли.

По сути состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является чистым «Я» (Атман в учении адвайты, Пуруша в йоге) без каких-либо характеристик. Можно его условно охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.

Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта созерцания ничего не остается, сознание полностью сливается с объектом и наступает самадхи. В это время существует лишь объект созерцания, погруженный в чистое существование «Я».

Объектом медитации может быть что угодно: любое ощущение, внешняя форма, или мысль. Популярны медитации на дыхание, внутренний звук и свет, чакры, мантры и др. По моему мнению, все же лучшая практика – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии.

Следующий шаг – отвлечение внимания даже от единственного оставшегося объекта созерцания. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта.  Когда сознание подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит спонтанно, как переход в абсолютно естественное состояние чистого бытия вне всяких объектов. Подобное состояние в йоге называют нирвикальпа самадхи, а в буддизме – это всем известная нирвана.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации:

progressman.ru

Медитация на концентрацию внимания

Внимание — это сила, начало творения.

 

Ригден Джаппо (из книги «АллатРа»)

 

— Сейчас мы сделаем самую простую медитацию на концентрацию внимания, для того чтобы научиться управлять энергией Ци, — сказал Сэнсэй. — Но прежде я хотел бы немного повториться для тех, кто пришёл позже. Кроме материального тела, у человека есть еще и энергетическое. Энергетическое «тело» состоит из ауры, чакранов, энергетических каналов, меридианов, особых резервуаров накопления энергии. Каждый имеет своё название. Я буду вас подробнее знакомить с ними по ходу дела, в зависимости от медитации.

— А что такое чакран? — спросила я.

— Чакран — это такая малюсенькая точка на теле человека, через которую выходят и входят разные энергии. Он работает… ну, чтоб вам было более понятно… по типу диафрагмы в фотоаппарате, видели?

Мы утвердительно закивали головами.

— Вот так же и чакран, мгновенно открывается и мгновенно закрывается.

— И что, вся энергия за это время успевает выйти? — удивился Славик.

— Ну, это же не ведро воды вылить. Ведь человек — существо энергоматериальное, где энергия и материя существуют по своим законам и времени, однако находятся в полной взаимосвязи и взаимозависимости… Ещё вопросы есть? — Все молчали. — Тогда приступим. Сейчас ваша задача научиться чувствовать внутри себя движение воздуха, движение Ци. Вы все считаете, что прекрасно себя понимаете и чувствуете. Но я больше чем уверен, вы не можете сейчас увидеть, к примеру… пальцы своих ног. Почему? Потому что у вас нет внутреннего зрения. А внутреннее зрение, оно так же, как и внутреннее ощущение, нарабатывается со временем в ежедневных занятиях. Поэтому мы начнём с самого лёгкого, самого элементарного. Попытаемся научиться контролировать мысли и ощущения: вызывать их и руководить ими.

Итак, встаньте поудобнее, расслабьтесь… Успокойте свои эмоции. Можете закрыть глаза, чтоб вас ничто не отвлекало. Растворите все ваши мысли и житейские проблемы в пустоте…

Только прозвучала эта фраза, как я тут же вспомнила о целой куче мелочных домашних делишек. «Тьфу ты! Вот же нахальные мысли, — подумала я. — Говорят же вам, растворитесь». Моя особа вновь попыталась не думать ни о чём.

— Сосредоточьтесь на кончике вашего носа…

С закрытыми глазами я попыталась «увидеть» свой кончик носа, руководствуясь больше внутренними ощущениями. В глазах почувствовалось лёгкое напряжение.

— Медленно, потихоньку, глубоко вдыхаем. Сначала низом живота, потом животом, грудью, приподнимая плечи… Слегка задерживаем дыхание… Медленный выдох… Внутренним зрением концентрируемся только на кончике носа… Вы должны чувствовать, представлять, ощущать, что ваш кончик носа как маленькая лампочка или маленький огонёк, который разгорается при каждом вашем выдохе… Вдох… выдох… Вдох… выдох… Огонёк разгорается всё сильнее и сильнее…

Сначала я почувствовала лёгкое жжение и покалывание в носоглотке. Было такое ощущение, что меня наполнили чем-то материальным, как будто кувшин с водой. Потом мне показалось, что в месте, где приблизительно находится кончик носа, появился в темноте контур в виде какого-то багрового маленького пятна. Но первое время я не могла его чётко сфокусировать. Наконец, когда мне удалось его зафиксировать, оно начало светлеть изнутри. Причём при вдохе свет сужался, а при выдохе — расширялся. Только я приноровилась так дышать, как прозвучали слова Сэнсэя.

— Теперь переключите своё внимание на другую часть медитации. Поднимите слегка руки чуть вперёд, ладонями к земле. Вдох делаем как обычно: через низ живота, живот, грудь. А выдох направляем через плечи, руки, к центру ваших ладоней, где находятся чакраны рук. А через них в землю. Представьте, что что-то льётся у вас по рукам, энергия Ци, или свет, или вода, а затем выливается в землю, выходит. Поднимается этот поток с низа живота до вашей груди, в груди разделяется на два ручейка и через плечи, руки, ладони вытекает в землю. Сосредоточьте всё ваше внимание на ощущении этого движения… Вдох… выдох… Вдох… выдох…

У меня промелькнула мысль: «Что значит дышать через руки? Это как?» Я даже немного запаниковала. Сэнсэй, очевидно, чувствуя моё замешательство, подошёл и поднёс свои ладони к моим, не касаясь кожи. Через некоторое время мои ладони разогрелись, как печки, распространяя тепло от своего центра к периферии. И что самое удивительное, я реально почувствовала, как по моим плечам струятся маленькие тёплые ручейки. В районе локтей они терялись, но зато я хорошо ощущала их выход из ладоней. Поглощённая новыми необычными ощущениями, я даже не заметила, как отошёл Учитель. «Вот это да! — подумала моя особа и задала сама себе вопрос. — А как я это делаю?» Пока разбиралась со своими мыслями, пропало ощущение ручейков. Пришлось снова сосредотачиваться. В общем, получалось с переменным успехом. После очередной моей попытки я вновь услышала голос Сэнсэя.

— Сомкнули ладони рук перед собой. Крепко, крепко их сжали, чтоб закрылись чакраны рук и прекратилось движение энергии. Сделали два глубоких, быстрых вдоха-выдоха… Опустили руки, открыли глаза.

После медитации, когда стали делиться впечатлениями, я поняла, что каждый чувствовал её по-разному. Татьяна, например, не видела «огонёк», но зато чувствовала какое-то лёгкое движение по рукам. У Андрея была дрожь в ногах и лёгкое головокружение. Костя, пожав плечами, ответил:

— Ничего такого особенного я не почувствовал, только разве ощущение каких-то мурашек. Так это вполне нормальная реакция перенасыщения организма кислородом.

— После третьего, четвёртого вздоха — да, — ответил Учитель. — Но вначале идёт фиксация мозгом мысли, непосредственно перед движением Ци. И если прислушаться к себе, расслабиться и сделать глубокий вдох, то человек сразу почувствует распирание или ощущение мурашек в голове, то есть того, что там начнёт происходить определенный процесс. Это как раз и есть то, что вам нужно понять, что там шевелится, и научиться им управлять.

— А почему у меня ничего не получилось? — спросил раздосадованный Славик.

— А о чём ты думал? — полушутя спросил Сэнсэй.

Как выяснилось из дальнейшей речи парня, он сам непонятно чего ожидал, какого-то чуда. На что Сэнсэй ответил:

— Правильно, потому и не получилось, ведь ты сосредоточил мысли не на том, чтобы работать над собой, а на ожидании какого-то сверхъестественного чуда. Но чуда не будет, пока сам его не сотворишь… Не надо ждать ничего сверхъестественного от того, что ты будешь правильно дышать или где-то на чём-то сосредотачиваться. Нет. Самое главное чудо — это есть ты, именно как Человек! Ведь к чему сводится всё большое духовное Искусство? К тому, чтоб человек стал Человеком, чтоб он постепенно просыпался и вспоминал те знания, которые были даны ему изначально. Эти медитации — всего лишь способ пробуждения от духовной спячки и вспоминание того, что в нём давно скрыто и забыто, того, что он когда-то умел и знал как использовать.

— Как это знал? — не понял Славик.

— Ну как. К примеру, любой человек умеет читать, писать, считать, если, конечно, он нормальный, без психических отклонений. Так?

— Так.

— Но его же прежде надо научить. А в дальнейшем он уже элементарно читает, считает и так далее. То есть уже точно знает, что, к примеру, один плюс один — будет два, что дважды два — четыре. Это ему кажется потом настолько просто и реально! Но его же вначале научили этому всему, хотя на самом деле он просто вспомнил. Это скрытые, подсознательные возможности. Или вот другой пример, более простой, связанный с физиологическим уровнем. Человека, не умеющего плавать, бросают в воду, он тонет. А новорожденного младенца, и это уже неоднократно доказано и подтверждено родами в воде, когда опускают в бассейн, он плывёт, как любая зверюшка. Значит, эти рефлексы у него есть? Есть. А потом это просто забывается. Так и человек, в нём много чего есть, о чём он даже не подозревает.

Но… это всё работает только на положительном факторе. А если у него преобладают какие-то меркантильные интересы, к примеру, научиться для того, чтобы разводить кого-то или кому-нибудь как дать энергией на расстоянии, или будет у всех на глазах ложки гнуть, а они ему деньги кидать за это, то у него ничего никогда не получится. Только когда человек научится контролировать свои мысли, когда он сделает из себя Человека с большой буквы, только тогда он что-то сможет.

— Так получается, духовные практики — это средство пробуждения человека? — переспросил Андрей.

— Совершенно верно. Духовные практики — это всего лишь инструмент для починки своего разума. И как будешь использовать этот инструмент, таков и будет результат. То есть всё зависит от желания и умения самого мастера. А чтобы научиться держать в руках этот инструмент, необходимо научиться контролировать свою мысль, сосредотачивать её, видеть внутренним зрением. В нашем случае научиться контролировать своё дыхание, чувствовать, что ты выдыхаешь через чакраны рук. Надо научиться вызывать определённые ощущения, чтобы потом управлять внутренней, скрытой энергией.

— А, по-моему, это галлюцинация, — вставил Костя.

— Да, галлюцинация, если воспринимать будешь как галлюцинацию. Если же ты воспримешь эту энергию как реальную силу, то это и будет на самом деле реальная сила.

— Странно, почему?

— Потому что, я ещё раз повторяю, мысль контролирует действие. А энергия — это и есть действие. Вот и всё. Всё очень просто.

…Во время этой дискуссии, пока другие ребята слушали, Славик внимательно рассматривал ладони своих рук. И как только в беседе появилась затяжная пауза, парень поспешил спросить:

— Что-то я не совсем понял насчёт чакранов. Вы говорили, что там должны быть открывающиеся точки. Но там же ничего нету!

Старшие ребята усмехнулись.

— Естественно, — сказал Сэнсэй. — Визуально там ничего подобного нет… — Понимаешь, чакраны — это определённые зоны на теле человека, — терпеливо объяснял Учитель, — где повышено восприятие к теплу. Их, конечно, не видно, но это реально можно зарегистрировать современными приборами. Для учёных, так же, как и для тебя, данные зоны пока загадка: клетки те же, связи те же, а чувствительность выше. Почему? Потому что здесь находятся чакраны. А чакран — это уже относится к астральному телу, то есть к другой, более углублённой физике. Мысль является связующим звеном между астральным и материальным телами. Поэтому очень важно научиться контролировать мысли… Именно тогда ты и будешь производить в действительности само движение Ци по твоему телу.

***

…Разговор переключился на обсуждение других проблем, в том числе и медитаций, выполненных дома самостоятельно.

— А у меня опять были эти мурашки, — сказал Костя. — Это нормально?

— Конечно. Смысл заключается в чём? Нужно прочувствовать те мурашки, которые появились при первых вдохах в твоей голове. Прочувствовать, как они «бегут» у тебя по рукам и, самое главное, «выскакивают» через центр ладоней в землю. То есть, вдох и выдох ты должен прочувствовать. При этом посторонних мыслей не должно быть вообще.

— Вот это как раз и трудно сделать. Только сосредоточишься на кончике носа, как они, цепляясь одна за другую, начинают лезть в голову. И самое удивительное, что я даже не замечаю, когда они возникают.

— Совершенно верно. Это говорит о том, что мы не привыкли контролировать свои мысли в повседневной жизни. Поэтому они и руководят нами, как хотят, запутывая в своих «логических» цепочках. А бесконтрольная мысль в основном приводит к негативному, так как ею руководит животное начало в человеке. Поэтому и существуют различные духовные практики, медитации для того, чтобы научиться, прежде всего, контролировать мысль.

***

…Мы еще немного поговорили о волнующих нас вопросах, возникших в ходе домашней практики. А затем приступили к выполнению очередной медитации.

— Сегодня мы соединим две части медитации воедино, — произнес Сэнсэй, — чтобы вы смогли понять, как она должна работать, и стремились достигнуть этого в своих индивидуальных тренировках. Ну, а теперь станьте поудобнее…

Далее под его руководством мы, как обычно, расслабились и сосредоточились на выполнении медитации. Сначала концентрировались на кончике носа, как и в прошлый раз. А потом Учитель сказал:

— Не отрывая внимания и зрения от кончика носа, делаем вдох через низ живота, живот, грудь… Выдох — через плечи, руки, чакраны ладоней в землю. При выдохе огонёк разгорается всё сильнее и сильнее. Вдох… выдох… Вдох… выдох… Концентрация на кончике носа… Вдох…

Вот тут-то у меня получился полный конфуз. Только я хорошо сосредоточилась на «ручейке», где явно ощущалось его частичное движение по рукам, как тут же потеряла контроль над кончиком носа. А как только концентрировалась на «вспыхнувшем» кончике носа, пропадал «ручеёк». Причём всё это происходило, когда у меня появлялись «лишние» мысли. В общем, мне никак не удавалось соединить всё вместе. Во время очередной попытки прозвучал голос Сэнсэя, оповещающий об окончании медитации. Как потом оказалось, такой казус произошёл не только со мной, но и с моими друзьями.

— Это естественно, — сказал Сэнсэй. — Вы не должны здесь думать, а просто наблюдать. Тогда у вас всё получится.

Мне показалось это абсолютно недостижимым. Но меня подбадривало то, что у Николая Андреевича и старших ребят с этой медитацией не было никаких проблем. «Значит, ещё не всё так безнадёжно, — успокаивала я саму себя. — Если могут они, то почему не могу этого я? Надо просто так же упорно заниматься. Вот и весь фокус». Тут я с удивлением поймала себя на том, что даже в своих мыслях начинаю разговаривать словами Сэнсэя. Пока я размышляла, кто-то из ребят задал вопрос.

— Так вы хотите сказать, что путь к познанию себя начинается с наблюдения за самим собой, за своими мыслями?

— Конечно. Наблюдение за самим собой, а также контроль мыслей постепенно нарабатывается в процессе ежедневных тренировок. А для этого нужна элементарная база знания. Это естественный подход к любой тренировке, как к физической, так и духовной. Такой простой пример. Человек поднимает гирю в 20 килограмм. Если он потренируется, через месяц он будет свободно поднимать 25 килограмм и так далее. Так же и на духовном уровне. Если человек будет подготовлен, то ему гораздо проще осваивать более сложные техники.

— Но ведь в мире существует много различных медитаций и их модификаций. Сложно разобраться, которая из них ведёт к вершине, — как всегда блеснул своей эрудицией Костя.

— До вершины еще слишком далеко. Все эти медитации, которые существуют в мировой практике, — всего лишь «азбука», которую никто никогда не скрывал. А настоящие знания, ведущие к вершине, начинаются именно с умения составлять из этой азбуки «слова» и понимать их смысл. Ну, а чтение «книг» — это, как говорится, уже привилегия избранных.

— Ничего себе! Всё так сложно, — произнёс Андрей.

— Ничего здесь сложного нет. Было бы желание.

— А если у человека есть желание, но он сомневается? — спросил Славик.

— А если человек сомневается, если его надо балдой бить по голове, чтобы он почувствовал, да — это балда, то это говорит о том, что человек сильно закомплексован в материи, в логике и эгоизме своих мыслей, своего разума… если таковой вообще в нём присутствует…

Ребята при этих словах усмехнулись, а Сэнсэй продолжил:

— Если человек искренне стремится к познанию себя, с чистой верой в душе, у него обязательно всё получится. Это закон природы… А у духовно развитой личности — тем более.

Андрей задумчиво проговорил:

— Ну, с «азбукой» понятно, а с составлением «слов» как-то не очень. Это что, тоже медитация?

— Скажем так, это уже выше — духовная практика, древняя изначальная техника, которая позволяет работать не только с сознанием, но и, что особенно важно, с подсознанием. Там идёт серия определённых медитаций, которые выводят на соответствующий духовный уровень… Всё просто. Главное — чтобы человек смог сначала победить в себе своего Стража, своё материальное мышление с неизменными его желаниями набить кишку, надеть тряпку и поработить весь мир… Та же вечная истина, как и всегда, и тот же вечный камень преткновения. Сможет индивид переступить его — станет Человеком.

(выдержки из книги Анастасии Новых «Сэнсэй. Исконный Шамбалы»)

allatraplus.by

Как улучшить концентрацию во время медитации

Проблема концентрации внимания во время медитации всегда меня интересовала. В прошлом я страдал так называемым дефицитом внимания, поэтому с концентрацией во время медитации у меня всегда были проблемы.

Каждому опытному учителю медитации, с которым я встречался в своей жизни, мирянину или монаху, я пытливо задавал один и тот же вопрос: «как улучшить концентрацию во время медитации». И получал много ответов.

Именно поэтому набор техник и методов улучшения концентрации, который вы увидите здесь, будет внушительным и подробным.

Стабильность внимания, концентрация – важные составляющие практики медитации. Более стабильная концентрация позволит вам получить от практики намного больший эффект и результат без жесткой необходимости увеличивать ее продолжительность.

Многие люди часто упираются в некий предел, они перестают чувствовать, что практика приносит им новую пользу. Тогда им самое время подумать об улучшении качества медитации, то есть, концентрации внимания.

Я изучал литературу, проверял на себе различные подходы к улучшению внимания. И сейчас уже готов похвастаться успехами. Моя концентрация существенно улучшилась и, соответственно, усилился и эффект практики. И в этой статье я подробно расскажу о том, какие техники и способы помогут достичь лучшей направленности внимания и вам.

Зачем развивать концентрацию во время медитации?

Прежде чем продолжать статью, необходимо ответить на вопрос «зачем», пускай он и кажется кому-то очевидным. Концентрация улучшает качество медитации, позволяет погрузиться глубже и получить от медитации больше пользы. Наше внимание — это одно из самых важных качеств. Оно определяет наше спокойствие, наше умение достигать целей и добиваться жизненного успеха, преодолевать себя, справляться со своими слабостями. Туда, куда направлено наше внимание, идет и наша жизнь. Именно поэтому его так важно развивать.

Когда я путешествовал по Индии, я встретил там человека, с которым проходил курс Випассаны Гоенки в Подмосковье. Он мне сказал, что стал медитировать по 4 часа в день и чувствует, как сильно возрос эффект от практики. Я его спросил, не пробовал ли он улучшать качество медитации? Последовал ответ, из которого я понял, что парень об этом не задумывался.

Конечно, продолжительность сессии играет роль, но нельзя замыкаться только на ней. Одна из моих личных внутренних «претензий» к курсам Гоенки заключается в том, что они не делают почти никакого акцента на улучшении концентрации во время сессий. Заспанных студентов в 4 утра гонят в зал медитаций, где они без всякой подготовки тела и разминки, еще сонные сидят и медитируют. Сидячие сессии длятся до 11 часов в день без перерыва на «ходячую медитацию». Практики берут изнуряющим «количеством», но «КПД» такой практики не столь велик для такого объема, особенно, если сопоставлять его с пережитыми мучениями.

Другие традиции, например, традиция тибетского буддизма, больше уделяет внимание качеству сессии, стараясь дать рекомендации и условия для хорошей концентрации, а также предусматривает подготовку тела к длительным сессиям.

Я считаю, что улучшение концентрации является важным составляющим развития в индивидуальной практике, не менее важным, чем увеличение длительности сессии. Особенно это актуально в условиях нехватки времени, когда отсутствует возможность удлинять медитацию. Улучшение качества медитации позволит вам почувствовать себя на новом уровне, увеличить уровень спокойствия и осознанности, поднять работоспособность. Вы заметите, что ситуации, которые раньше выводили вас из себя, теперь вы без труда берете под контроль.

Так какие же техники позволяют увеличить время четкой направленности внимания во время практики, когда ум сосредоточен, а не витает в мыслях? С начала начну с самого, на мой взгляд, эффективного способа.

«Проверки» внимания. Работа на упреждение

Представляю вам один из самых действенных способов улучшить концентрацию, который очень хорошо помогает мне.

Я люблю давать следующую метафору, которая описывает особенности нашего внимания. Представьте, что вы взяли в одну руку карандаш, а в другую резинку. Вы надеваете резинку на карандаш и оттягиваете руку с ней в сторону, формируя натяжение. Теперь вы немного наклоняете карандаш, так что резинка начинает медленно соскальзывать с него.

Представьте, что вам нужно, удержать ее на карандаше, продолжая держать его под наклоном. Вы можете замечать, когда резинка соскакивает и каждый раз возвращать ее на место. Но намного лучше следить за ней непрерывно и поправлять ее, когда она уже начала скользить.

Также можно поступать со вниманием, когда оно отвлекается. Как правило люди замечают, что это произошло, когда уже увязли в мыслях, но можно действовать с упреждением. Можно замечать, когда внимание стало утрачивать «остроту», «соскальзывая» со своего объекта и как бы «поправлять» его, переводить в начальное состояние.

Для этого существует подход, который можно использовать в «мягкой» и «жесткой» формах.

Жесткая форма

Жесткую форму отлично описал И. Будников в одной из своих статей. В ней предлагается с каждым вдохом как бы проверять свое внимание и «поправлять», «освежать», «обострять» его, если оно начало «соскальзывать». Просто на вдохе «оценивайте» свое внимание, и если замечаете, что оно начало утрачивать «остроту», стали появляться мысли, о которых ваше сознание захотело подумать, просто спокойно переводите его в начальное положение.

То есть получается, что вы следите за дыханием не дискретно и только пост-фактум, когда оно отвлеклось, а непрерывно и превентивно проверяете его, предупреждая попытки отвлечься.

Это один из лучших способов укрепить концентрацию во время практики, который мне очень помогает, и я вам настоятельно его советую.

Если вы чувствуете, что это вызывает напряжение, с каждым выдохом расслабляйтесь, а с каждым вдохом продолжайте «освежать внимание». Или можете попробовать «мягкую» версию.

Мягкая версия

Это то же самое, только тут используется «проверка» внимания не с каждым вдохом, а время от времени. Этот подход предлагает учитель медитации в традиции тибетского буддизма Ген Ламримпа, мотивируя это тем, что внимание может «устать», если проверять его с каждым вдохом. Поэтому он предлагает делать это время от времени, просто, когда считаете нужным, на вдохе проверять свое внимание и «поправлять» его, если это необходимо.

Лично я приверженец жесткого подхода. Я не чувствую утомления, если «проверяю» внимание с каждым вдохом. Но, опять же, экспериментируйте и смотрите, что лучше работает для вас.

Напоминаю, что «проверка» внимания должна происходить мягко, расслабленно, без большого усилия и с принятием, как и все во время медитации.

Ясность и расслабленность

Согласно тибетской традиции, правильная медитация имеет три условия: концентрация, ясность и расслабленность. Концентрация – предмет этой статьи, а другие две составляющих заслуживают отдельного подробного рассмотрения. Но здесь коснусь их вкратце, так как все эти аспекты практики взаимосвязаны. Ясность должна сопровождать концентрацию, а без расслабления ум не будет стабильным.

Ясность – это способность четко наблюдать объект концентрации. Если вы наблюдаете ощущения, которые возникают при дыхании, то они должны представать перед вашим вниманием четко и не «замылено». Приведу пример.

Некоторые люди во время медитации погружаются в такое состояние «полусна», «дремотного забвения» и могут начать думать: «вот оно! Я погрузился в медитацию!» На самом деле, это состояние — противоположность ясности, и в нем не нужно медитировать! Во время медитации сознание должно быть чистым, ясным и бодрым. Если вы чувствуете, что утрачиваете ясность, приоткройте глаза, поправьте позу и с очередным вдохом «обновите» внимание, сделайте его острым, а не притупленным.

Также поддерживайте расслабление. Если вы чувствуете напряжение в теле во время медитации, которое мешает вам сосредоточиться, начните расслаблять тело с каждым выдохом, как бы мысленно прогоняя волну расслабления по всему телу.

Погруженность и непрерывность

Как написал Виктор Ширяев о медитации: «цените расстояние между вдохом и выдохом». И это правильно. Если вы следите за ощущениями, возникающими при дыхании, старайтесь уловить не только те ощущения, которые возникают на вдохе и выдохе, но и между ними. Ощущения есть всегда и везде, это просто вопрос того, насколько остро ваше внимание. Старайтесь следить за дыханием непрерывно, а не дискретно, лишь на вдохе и выдохе.

Погружайтесь в процесс наблюдения. Наш мозг такая вещь, что он быстро ко всему привыкает: через какое-то время он перестает с интересом наблюдать процесс дыхания, начиная просто механически его отмечать: «вот вдох и выдох». Старайтесь не терять этот интерес, наблюдайте дыханием так, как будто вы чувствуете его впервые, подмечайте его нюансы, различия, улавливайте самые тонкие ощущения. Западные учителя осознанности говорят: observe it like a curios scientist, то есть, наблюдайте, как любопытный ученый, который видит какое-то явление в первый раз.

Наблюдайте за дыханием непрерывно и погружено, а на каждом вдохе «обновляйте» его.

Счет дыхания

Это самый популярный совет, который дают многие учителя медитации. Мне его также давала монахиня из Тайваня. Тем не менее, лично мне этот метод не особо помогает, хотя кому-то должен помочь. Заключается он в следующем: на первом вдохе считаете «раз», на втором «два» и так до десяти, а потом обратно.

Заканчиваете тогда, когда почувствуете, что внимание более или менее стабилизировалось.

Только нужно концентрироваться не на счете, а не ощущениях при дыхании. Счет – это как столбики, указывающие расстояние вдоль дороги, они вам просто помогают, но все ваше внимание все равно на дороге.

Объект концентрации

Учителя в тибетской традиции рекомендуют выбирать участок тела для концентрации на ощущениях при дыхании, в зависимости от «типа личности медитатора». Если вы скорее флегматик, ваш ум хорошо успокаивается, но быстро погружается в «дремоту», теряя ясность, то вам рекомендуется концентрироваться на участке под ноздрями. Ощущения там более тонкие и ум как бы «обостряется», просыпается, концентрируясь на них. Но если ваша проблема – отсутствие стабильности внимания, так как ваш ум более подвижный и беспокойный, дается совет удерживать внимание на ощущениях в животе.

При дыхании двигается диафрагма, живот надувается и сдувается. Эти ощущения достаточно яркие и заметные, поэтому на них относительно легко концентрироваться. Сам я давно следую этому совету и наблюдаю улучшение концентрации.

Неподвижность тела

Неподвижность тела также один из критериев хорошей стабильности. Наверняка те из вас, кто пробовал заниматься «неформальной медитацией», замечал, что концентрацию на моменте «здесь и сейчас» намного сложнее сохранять во время, скажем, занятий бегом, чем когда мы просто сидим в «формальной» практике. Это потому что неподвижность и монотонность успокаивает ум.

Но это палка о двух концах: с одной стороны, намерение не двигаться, не чесаться, может вызвать неприятные ощущения в теле, на которые ум будет отвлекаться. С другой стороны, если у медитирующего человека получится преодолеть это отвлечение, то его сосредоточение будет куда более глубоким.

Компромисс – это следить за своими движениями, не двигаться много, а если происходит сильная потребность поправить тело или почесаться, то делать это с полной осознанностью и наблюдением ощущений.

Время сессии

Конечно же, медитация – эта та вещь, в которой количество постепенно переходит в качество. Первые 10 минут практики, как правило, у многих людей (если они не занимались подготовительными практиками, о которых речь пойдет в следующей статье) идет интенсивный мозговой штурм. Только спустя какое-то время ум немного успокаивается и становится более сосредоточенным. И ясно, что чем дольше длится сессия, тем более спокойным и стабильным станет сознание. Но, правда, это происходит не всегда.

Я считаю, что нужно находить компромисс между качеством и количеством, заботясь не только о постепенном увеличении времени сессий (что тоже очень хорошо и полезно), но и о том, чтобы улучшить концентрацию в рамках сессии фиксированной длины.

Помните, мы не монахи!

Я не хочу, чтобы концентрация превращалась в самоцель и жесткий критерий успешной практики. Я не хочу, чтобы вы себя начали пытать после прочтения этой статьи и корить за то, что не сохраняете идеального баланса внимания.

Часто я вижу, какое большое значение придают учителя медитации концентрации. Иногда даже доходит до заявлений из разряда: «если вы не концентрируетесь, то вы не медитируете!» Но жизнь показывает, что есть люди, которым очень легко сосредоточиться, так устроен их мозг. И им кажется, что так, как идет практика у них, идти должна она у всех. Но есть и другие люди, например, ваш покорный слуга, чья концентрация развивается очень медленными шагами, чей ум достаточно «подвижный» просто по своей сути.

И опасность заявлений «фашистов» концентрации заключается в том, что люди, не способные быстро научить свой ум стабильности и тишине, решат, что медитация не для них, что она у них не получается.

Чтобы создать этим заявлениям противовес, я говорю: не заморачивайтесь сильно на концентрации, особенно на первых порах. Хотя бы приучите себя сидеть каждый день. Даже если во время 20-ти минутной сессии у вас получается сконцентрироваться только на пару-тройку 5-ти секундных интервалов, такая практика все равно будет нести огромную пользу, уж поверьте моему опыту. Если даже вы не концентрируетесь, то даете своему мозгу «обработать» огромный объем «не усвоенной» информации, что и выражается во «внутреннем диалоге».

Со временем просто применяйте рекомендации из этой статьи, и ваша концентрация будет потихонечку улучшаться. Так вы улучшите эффект своей практики. И самое главное, принимайте то, что ваш ум такой, что он беспокоиться, что постоянно отвлекается. Это нормально. Так он устроен. Полюбите этот ум. Примите его таким, какой он есть сейчас!

Мы не монахи, каждый наш день заполонен делами, заботами, впечатлениями, которые требуют внимания. Нагрузка на наш ум превышает во много раз нагрузку на ум уединенного отшельника внутри монашеских стен. И даже ум такого человека иногда «гуляет», что уж говорить о нас с вами.

И еще кое-о чем надо предупредить. Не надо недооценивать силу привычки! Наш ум ко всему привыкает, поэтому на первых порах применения этих советов вы можете ощутить значительный рост качества практики. Но потом ум привыкнет «проверять» внимание, погружаться в него, утратит часть интереса к этому процессу, и вы можете ощутить небольшой откат обратно (это не значит, что все вернется «в статус кво», концентрация с этими техниками будет все равно намного больше чем без них). Это нормально, не переживайте. Просто спокойно примите это и развивайте дальше свое внимание.

Ум – помощник или оружие?

Наш ум – это одновременно и ценный помощник, и оружие, обращенное против нас. В виде помощника он одаривает нас ценными идеями, решением сложных проблем и ситуаций. Но, неуправляемый, он может создавать также массу проблем: навязчивые мысли, мании, фобии, тревога и т.д.

Особенно это справедливо для людей, чей ум очень подвижный и живой, склонный улетать в фантазии. При отсутствии контроля, подвижность, которая является скорее положительным качеством, вырождается в хроническое беспокойство.

Почти все человеческое страдание происходит из нашего ума. Умение контролировать ум – одно из важнейших человеческих качеств, если мы хотим страдать меньше. Поэтому так важно заниматься медитацией. Поэтому так важно повышать контроль ума и концентрацию.

В этой статье я рассказал о том, что нужно делать, чтобы улучшить концентрацию во время самой медитации.

В следующей статье я рассказываю, что следует делать перед практикой и после нее, чтобы повысить качество каждой сессии.

nperov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о