Механизмы идентификации и динамического равновесия
1.05.2011
Идентификация. Еще одним важным психологическим механизмом является идентификация. Идентификация (от позднелат. identifico — отождествляю), признание тождественности, отождествление объектов, опознание. Благодаря механизмам идентификации происходит присвоение чувств, отношений, мотивов, присущих тем людям, которых личность принимает за образец, пример для подражания. Причем человек может отождествлять себя не только с другим человеком, но и с идеалами, образцами, общественными ценностями.
На основе механизма идентификации происходит перевоплощение одного человека в другого — носителя привлекательных черт, свойств, направленности деятельности, интересов, мотивов, иными словами, носителя определенных индивидуальных и социальных ценностей.
Механизм идентификации проявляется в различных формах. Это может быть уподобление в виде подражания (Б.
Составляющей механизма идентификации выступает личностная идентичность. Традиционно появление термина «идентичность» типологии связано с именем Э. Эриксона, который определял И идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, выделив некоторые элементы идентичности на уровне индивидуального опыта:
- чувство идентичности, личного тождества и исторической непрерывной личности;
- сознательное чувство личностной идентичности основано на двух одновременных наблюдениях — восприятии себя как тождествнного и сознание непрерывности своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, и восприятии того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность, — с другой;
- переживание чувства идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается: человек ощущает возрастающую непрерывность между всем тем, что он пережил, и будущим; между тем, кем он хочет быть, и тем, как воспринимает ожидания других по отношению к себе.
А. Ватерман в своем исследовании обращает внимание на ценностно-волевой аспект развития идентичности. Он считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения А. Ватерман называет элементами идентичности, выделяя четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности:
- выбор профессии и профессионального пути;
- принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений;
- выработка политических взглядов;
- принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.
В психологии выделяются следующие статусы идентичности:
- Достигнутая идентичность. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственны чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего.
- Мораторий. Этот термин вслед за Э. Эриксоном использовал Дж. Марсиа по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни).
- Преждевременная идентичность. Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояние кризиса идентичности, но тем не менее обладает выбором целей, ценностей, убеждений. У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями и другими значимыми людьми.
- Диффузная идентичность. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно формировать их. При отсутвии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных их состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности.
Развитие идентичности нелинейно, оно проходит через так называемые кризисы идентичности. Для выхода из кризиса индивид должен приложить определенные усилия, с тем, чтобы найти и принять новые ценности, виды деятельности.
Своеобразно подходит к проблеме идентичности Р. Фогельсон. И его модели «борьбы идентичностей» выделяются четыре ее вида:
- Реальная идентичность — самоотчет индивида о себе, его самоописание «Я сегодня»;
- идеальная идентичность — позитивная идентичность, к которой индивид стремится, каким ему хотелось бы себя видеть;
- негативная, «вызывающая страх» идентичность, которой индивид стремится избегать, каким он не хотел бы себя видеть;
- предъявляемая идентичность — набор образов, которые индивид транслирует другим людям с тем, чтобы повлиять на оценку ими своей идентичности.
Человек старается приблизить реальную идентичность к идеальной и максимизировать дистанцию между реальной и негативной идентичностью. Это достигается путем манипулирования предъявляемой идентичностью в социальном взаимодействии.
В отечественной психологии выделяются следующие тенденции интерпретации феномена идентичности:
- Идентичность имеет структурное строение. Основными параметрами ее измерения являются содержательный и оценочный, находящиеся во взаимодействии и взаимосвязи. Идентичность существует в плане субъективного времени.
- Возможно выделение двух аспектов идентичности — личностного и социального. Онтогенетическая личностная идентичность является вторичной по отношению к социальной, формируясь на основе использования выработанных в процессе социальной категоризации понятий.
- Идентичность — динамическая структура, она развивается на протяжении всей жизни человека, причем это развитие не линейно, а неравномерно проходит через преодоление кризисов идентичности, может идти как в прогрессивном, так и регрессивном направлении.
- Возможно выделение различных типов идентичности. Классификации основываются на таких параметрах, как наличие или отсутствие кризиса идентичности, сила и наличие решений, принятых относительно себя и своей жизни, открытость новому выбору. Способность к изменению идентичности связана с использованием защитных стратегий.
- На поведенческом уровне возможно рассмотрение идентичности как процесса решения значимых проблем, причем каждое принятое решение по поводу себя и своей жизни (самоопределение) будет вносить вклад в формирование структуры идентичности в качестве ее элемента.
- Идентичность является социальной по происхождению, так как она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения им выработанного в процессе социального взаимодействия языка. Изменение идентичности также обусловлено изменениями в социальном окружении индивида.
Вышеотмеченные тенденции лишь отражают многочисленные и разнообразные исследования идентичности, значение которой в познании личности, ее характеристик во все большей степени осознается в связи с расширением и углублением проблематики личностного развития, ее самоопределения, социализации и индивидуализации.
Механизм динамического равновесия. Базовым механизмом развития активности выступает механизм динамического равновесия, который связывается, как уже отмечалось, с причинно-следственными характеристиками динамических процессов и устойчивости психической деятельности.
В.Г. Леонтьев, разрабатывая механизмы мотивации, обратил внимание на наличие некого исходного генерализованного механизма, являющегося важным звеном всех других мотивационных механизмов. Это механизм динамического равновесия.
Проведенные специальные наблюдения и анализ процессов организма показали, что неуравновешенность в какой-либо системе всегда возникает вслед за достижением равновесия в другой, связанной с ней системой. При этом равновесие есть истинная причина активности в различных системах. Нарушение равновесия формирует стремление к его восстановлению и порождает соответствующие следствия, что и является, з конечном счете, источником побуждения, энергетическим элементом активности. В этом и проявляется механизм динамического равновесия. Так, например, люди, достигнув высокого уровня профессионального мастерства, когда в труде почти все познано и нет особой внешней стимуляции, начинают вносить в этот процесс элементы творчества или игры. Согласно этим позициям, люди пытаются так преобразовать процесс деятельности, чтобы она становилась более эмоционально привлекательной, что способствует повышению уровня активности.
Английские психологи М. Аптер и К. Смит исследовательским путем установили связь между уровнем активности субъекта и его гедонистическим тонусом. Согласно их выводам, действуют альтернативные системы, управляющие активностью человека. Одна такая система способствует избеганию активности — при ее действии субъект испытывает наиболее приятное состояние, когда активность минимальна, а наименее приятное — при максимальной величине активности. Вторая такая система направлена, напротив, на поиск активности. Когда она «действует», то наиболее приятное состояние возникает при максимальной активности (радостном или «боевом» возбуждении; а наименее приятное — при минимальной активности расслаблении).
Свои идеи М. Аптер и К. Смит сформулировали в теории реверса активности, согласно которой по ходу выполнения профессиональной деятельности возможны переключения организма с одной системы регуляции на другую, с соответствующей сменой гедонистического тонуса субъекта.
Так, когда деятельность человека направлена на результат, его эмоциональное состояние может быть обусловлено:
- тревогами по поводу трудностей задач;
- приятной релаксацией после их успешного разрешения.
Здесь действует система избегания активности. Осознанию трудности задачи и возникновению по этому поводу тревоги, с сопутствующей ей высокой активностью, соответствует движение по кривой избегания активности вправо вниз. А успешному разрешению этой задачи — обратное движение по этой кривой со сменой тревожного (неприятного) состояния на приятное состояние релаксации.
Субъект, преднамеренно создавая трудности и опасности в деятельности и вызывая связанное с ними состояние «боевого» возбуждения, как бы перемещается по кривой «поиска» активности вправо-вверх. После же успешного разрешения «опасной» задачи у него возникает приятное состояние релаксации, что означает реверс активности — переход с кривой поиска активности на кривую ее избегания. Далее у субъекта появится снова желание проверить себя на «опасной» задаче. Это означает реверс активности с переходом от системы избегания активности к системе ее поиска. И далее описанный выше цикл изменения активности и гедонистического тонуса будет снова повторяться.
По мнению М. Аптера, человеческая психика обладает «внутренней непоследовательностью и внутренней самопротиворечивостью, что может проявляться в один момент в желании какого-либо события, при этом человек переживает радостное возбуждение, в другой момент — в избегании этого же события. Следовательно, существует внутренняя взаимообратимость, переключаемость процессов (инверсия), которая определяет изменения и сложность поведения человека». Так, применительно к мотивации могут переключаться «система избегания» активности и «система поиска» активности. На любом уровне активности может переключаться и гедонистический тон, то есть радостное возбуждение и релаксация на тревожность и расслабленность. Отсюда принцип переключения процессов и состояний человека является основой теории реверсивности. Исследователь подчеркивает тот факт, что в психике существуют альтернативные системы и что реверсия возникает из едиства противоположностей в этих системах.
Ключевые слова: Идентификация
Материалы по теме |
---|
Псевдоидентификация и вторичная идентификация Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Положительная и отрицательная идентификация Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Основные функции идентификации Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Фрейдовская концепция идентификации Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Психозащитные функции идентификации Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Разновидности защитной идентификации Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Идентификация и другие психические явления Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Идентификация и другие защитные механизмы Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание. .. |
Идентификация в психологии: механизм, способы, развитие
Идентификация в психологии — механизм восприятия чувств, эмоций, мнений, убеждений, знаний, мировоззрений от авторитетов, кумиров. Наиболее активно она проявляется в детстве. С этапами становления личности он замедляется. Понятие имеет множество трактовок, обозначений, особенностей, которые были отмечены за время изучения данного термина, его развития.
Понятие и суть
Идентификация — отождествление одного человека с другим или несколькими особями из одной социальной группы. Один индивид уподобляется другому, перенимает некоторые его привычки, особенности поведения, мировоззрение, убеждения.
История открытия и изучения
Термин «идентификация» имеет разные трактовки, особенности. По учениям Зигмунда Фрейда, это:
- Защитная реакция при страхе перед наказанием за агрессивные или сексуальные влечения.
- Бессознательная идентичность одного субъекта с другим, мотив которой отражается в страхе потерять любовь.
В психоанализе идентификация имеет эмоциональный характер. Она является единственным механизмом, с помощью которого формируется личность. На бессознательном уровне воспроизводится родительский прототип.
С точки зрения бихевиористов идентификация связана с понятием:
- теории ролей;
- формирования, подкрепления вторичных потребностей;
- когнитивизма.
Идентификация проявляется на сознательном и бессознательном уровне.
Механизм развития
Идентификация — единственный механизм формирования личности. Его называют способом отождествления объектов. С его помощью человек присваивает разные мотивы, отношения, чувства, присущие другим. Объектом для подражания могут быть только кумиры.
С помощью данного механизма один индивид перевоплощается в другого. При взрослении развивается ответвление от этого механизма. Происходит личностная идентификация.
Структура и функции
Структура:
- Возникновение эмоциональной связи с объектом, который вызывает симпатию, уважение. Происходит примерка его ощущений.
- Восприятие человека как самого себя. Происходит перенос личного Я в чужое. Происходит запоминание манеры общения, особенностей поведения, принятие духовных ценностей, убеждений, интересов, жизненных ориентиров.
- Постановка собственного Я на место другого человека. Происходит проективная идентификация, при которой другому индивиду придаются личные черты характера, чувства, желания.
Функции:
- Защита. Человек составляет представление о ком-то другом, как о самом себе. Например, отец всегда хотел стать музыкантом, но работает на заводе. Личный жизненный опыт он совместит со знаниями, чтобы поставить сына на тот жизненный путь, который хотел пройти сам.
- Адаптация. Чтобы стать похожим на другого, индивид перенимает его черты. У человека может появиться желание заимствовать разные черты у группы людей. Данная функция работает с рождения. Постепенно личность впитывает разные черты характера, убеждения, взгляды и ценности, обрабатывает их, выделят личные качества, находит свое место в обществе.
Виды
Среди всех видов идентификации можно выделить первичную и вторичную. Первая относится к взаимодействиям ребенка с матерью, с родителем того же пола, что и он сам. Второй подразумевает связь ребенка с окружающими, который находятся рядом с ним. Существуют и другие виды идентификации.
Ситуативная
Проявляется у взрослых при проведении совещаний, знакомстве с новыми людьми и детей во время игр со сверстниками. Индивид хочет временно стать похожим на человека, который важен для него в конкретной ситуации.
Групповая
Устойчивый тип идентификации. Индивид придерживается ценностей, взглядов, убеждений определенной группы людей. Он продолжает их придерживаться и находясь далеко от группы. Иногда групповая идентичность проявляется ситуативно, поверхностно. Индивид не желает принимать интересы, убеждения группы, считает свои собственные суждения преобладающими. При выходе за границы группы, его поведение резко изменяется.
Культурная
Отождествление человека с культурой общества. Для индивида важно найти баланс между своим внутренним и внешним миром. Человек должен осознать собственный потенциал в рамках окружающего мира, действующих законах общества. Он должен принять ценности, нормы окружающего мира.
Социальная
Восприятие индивида себя как важного элемента общества. Он думает, что является неким социальным агентом, ощущает собственную принадлежность к какой-либо социальной группе, чувствует свою важность там, может говорить от лица участников сообщества.
Личностная
Отождествление индивида самому себе. Он старается сохранить личную уникальность, чтобы выделяться из толпы. Идентификация характеризуется единством взглядом, интересов, убеждений, целей и т. д. Человек может принадлежать к любой социальной группе, но набор личных качеств остается неизменным.
Коллективисткая
Формируется во время работы в коллективе. При совместном выполнении обязанностей проблемы, переживания, эмоции одного человека передаются его коллегам. Постепенно они становятся общим мотивом. Данный тип идентификации проявляется в сочувствии, соучастии. Участники одного коллектива стремятся разделить неудачи и успехи других членов рабочей группы.
Половая
Проявляется в раннем возрасте. Ребенок начинает осознавать, что он относится к определенному полу. Пик проявления интереса к собственному телу наблюдается в возрасте 2–3 лет.
Гендерная
Осознание гендерной принадлежности. Часто случаются ситуации, когда гендер не совпадает с полом. С помощью такой идентичности индивид может ответить себе, кем он себя ощущает — мужчиной или женщиной.
Стадии
Этапы отождествления со стороны криминалистики:
- Подготовка. Эксперты должны изучить имеющиеся данные о конкретном человеке, оценить информацию, отсеять бесполезные, лживые сведения. Если информации достаточно, составляется план проведения исследований, подготавливаются технические средства.
- Аналитика. Специалист начинает изучение свойств, признаков объектов и субъектов, которые замешаны в деле.
- Эксперимент. Он нужен, чтобы получить образцы изучаемых субъектов.
- Сравнение. Этап отождествления объектов.
Последняя стадия — обобщение полученной информации, ее анализ, составление выводов, фиксация результатов. Итоги экспертизы фиксируются в специальных актах.
Методы
Чтобы определить соответствие личности по определенным признакам (частным, общим), криминалисты применяют разные методики, которые можно разделить на динамические и статические. Последние объединяют физиологические и биологические особенности определенного человека:
- рисунок радужки, сетчатки;
- пропорции лица, его черты, форма;
- отпечатки пальцев, ладони;
- личная подпись, почерк;
- пропорции тела;
- размеры ног, рук.
Эффективный метод идентификации личности — дактилоскопия. Следующая после нее — сравнение по признакам внешности:
- характеристикам плеч;
- особенностям конечностей, спины и морщин;
- форме ушной раковины;
- специфики груди;
- росту;
- количеству зубов;
- общему типу телосложения.
Динамические методики включают изучение проявлений личности, связанных с поведением:
- мимики, речи;
- осанки, голоса;
- походки, позы;
- жестов.
Для быстрого получения результата методики комбинируются.
Механизм идентификации свойствен незрелой личности. Запускается он с раннего детства. С его помощью ребенок осознает свой пол, выбирает гендер, задает первых кумиров, у которых будет перенимать основные черты характера. С возрастом формируется личное Я и процесс идентификации останавливается.
Идентификация (защитный механизм) | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·
Содержимое
- 1 Обозначение
- 2 Фрейд, Идентификация
- 2. 1 Первичная идентификация
- 2.2 Нарциссическая (вторичная) идентификация
- 2.3 Частичная (вторичная) идентификация
- 3 Идентификация в психоаналитическом мышлении сегодня
- 4 Текущее определение Идентификация
- 5 См. также
- 6 Каталожные номера
Идентификация
Идентификация — это термин, который используется в психоанализе в различных значениях. Корни этой концепции можно найти в трудах Фрейда. Фрейд установил пять концепций идентификации, три наиболее важные из которых будут рассмотрены ниже. Мы завершаем нынешнюю концепцию идентификации, которая чаще всего встречается в психоаналитическом мышлении сегодня.
Фрейд, Идентификация
Можно различать два способа определения идентификации. Один — «то, что есть», например: это дверь, окно, человек и т. д. Другой — «просто как бы»; не просто подражание, а уподобление себя предмету. Таким образом, человек отождествляет себя с (характеристикой) объекта. Например, я отождествляю себя с характеристикой моего отца и трансформирую себя, чтобы ассимилировать эту характеристику в своей личности. Я становлюсь немного похожим на него. Это последнее использовалось Фрейдом для определения формирования личности. Тремя наиболее известными концепциями идентификации, упомянутыми Фрейдом, являются: первичная идентификация, нарциссическая (вторичная) идентификация и частичная (вторичная) идентификация 9.0044 [1] .
Первичная идентификация
Первичная идентификация – это первоначальная и примитивная форма эмоциональной привязанности к чему-либо или кому-либо, предшествующая любым отношениям с другими людьми или объектами [2] . Это означает, что когда ребенок рождается, он не способен провести различие между собой и важными другими. Ребенок имеет эмоциональную привязанность к своим родителям и воспринимает родителей как часть самого себя. «Грудь — это часть меня, я — это грудь». Во время этого процесса идентификации дети бессознательно перенимают характеристики своих родителей и начинают ассоциировать себя с их поведением и копировать их поведение. Фрейд заметил, что идентификацию следует отличать от имитации, которая является произвольным и сознательным актом. Из-за этого процесса эмоциональной привязанности у ребенка разовьется (сверх)эго, имеющее сходство с моральными ценностями и принципами, которыми живут родители. Благодаря этому процессу дети становятся во многом похожими на своих родителей, и это облегчает обучение жизни в мире и культуре, в которой они родились.0044 [3] .
Нарциссическая (вторичная) идентификация
Нарциссическая идентификация – это форма идентификации после отказа или потери объекта. Этот опыт потери начинается в очень молодом возрасте [2] . Например: ребенок голоден, а грудь матери недоступна. Нарциссическая идентификация играет роль замены утраченного объекта интроекцией. Интроекция предполагает, что что-то берется из объекта. Ребенок усваивает образ груди и фантазирует о ней. Этот тип идентификации эго с покинутым объектом можно рассматривать как формирование эго. Процесс нарциссической идентификации носит защитный характер, это попытка смягчить фрустрирующий опыт утраты. Пример: ношение одежды или украшений умершего близкого человека [4] .
Частичная (вторичная) идентификация
Частичная идентификация основана на восприятии особого качества другого человека [2] . Это качество или идеал часто представлен в образе «лидера», с которым себя отождествляют. Например: молодой мальчик идентифицирует себя с сильными мышцами старшего соседского мальчика. Наряду с идентификацией с лидером люди идентифицируют себя с другими, потому что чувствуют, что у них есть что-то общее. Например: группа людей, которым нравится одна и та же музыка. Этот механизм играет важную роль в формировании групп. Это способствует развитию характера, а эго формируется путем идентификации с группой (групповые нормы). Частичная идентификация способствует социальной жизни людей, которые смогут идентифицироваться друг с другом через эту общую связь друг с другом, вместо того, чтобы рассматривать кого-то как соперника [3] .
Идентификация в современном психоаналитическом мышлении
Многое было написано об идентификации со времен Фрейда. Идентификация рассматривалась и как нормальный механизм развития, и как механизм защиты [5] . Многие типы идентификации были описаны другими психоаналитиками, наиболее известным из которых является концепция идентификации Анны Фрейд с агрессором (1936) [5] . Другие включают контридентификацию (Fliess, 1953) [5] , псевдоидентификация (Eidelberg, 1938) [5] , конкордантная и дополнительная идентификации (Racker, 1957) [5] , и адгезивная идентификация (Bick, 1968) [5] . В настоящее время термин «идентификация» преимущественно используется психоаналитиками в смысле отождествления себя с [1] .
Текущее определение Идентификация
Психологический процесс, посредством которого субъект усваивает аспект, свойство или атрибут другого и трансформируется, полностью или частично, в соответствии с моделью, которую предоставляет другой. Личность конституируется и конкретизируется посредством ряда идентификаций.0044 [1] .
См. также
- Интроекция
- Проективная идентификация
Ссылки
- ↑ 1.0 1.1 1.2 Лапланш Ж. и Понталис Ж.-Б. (1973), Язык психоанализа. Хогарт Пресс.
- ↑ 2.0 2.1 2.2 В.В. Meissner, 1970. Notes on Identification I. Origens in Freud, Psychoanalytic Quarterly, 39, 563-589.
- ↑ 3.0 3.1 http://www.answers.com/topic/identification (5 мая 2007 г.)
- ↑ Hart, HH (1947), Проблемы идентификации. Psychiatric Quarterly, 21, 274–293.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Sandler, J. (1987). Проекция, Идентификация, Проективная идентификация. , International Universities Press, Inc., Мэдисон, Коннектикут .. ISBN 0823643700 .
идентификатор: идентификация
Идентификация (защитный механизм) | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·
Содержимое
- 1 Обозначение
- 2 Фрейд, Идентификация
- 2.1 Первичная идентификация
- 2.2 Нарциссическая (вторичная) идентификация
- 2.3 Частичная (вторичная) идентификация
- 3 Идентификация в психоаналитическом мышлении сегодня
- 4 Текущее определение Идентификация
- 5 См. также
- 6 Каталожные номера
Идентификация
Идентификация — это термин, который используется в психоанализе в различных значениях. Корни этой концепции можно найти в трудах Фрейда. Фрейд установил пять концепций идентификации, три наиболее важные из которых будут рассмотрены ниже. Мы завершаем нынешнюю концепцию идентификации, которая чаще всего встречается в психоаналитическом мышлении сегодня.
Фрейд, Идентификация
Можно различать два способа определения идентификации. Один — «то, что есть», например: это дверь, окно, человек и т. д. Другой — «просто как бы»; не просто подражание, а уподобление себя предмету. Таким образом, человек отождествляет себя с (характеристикой) объекта. Например, я отождествляю себя с характеристикой моего отца и трансформирую себя, чтобы ассимилировать эту характеристику в своей личности. Я становлюсь немного похожим на него. Это последнее использовалось Фрейдом для определения формирования личности. Тремя наиболее известными концепциями идентификации, упомянутыми Фрейдом, являются: первичная идентификация, нарциссическая (вторичная) идентификация и частичная (вторичная) идентификация 9. 0044 [1] .
Первичная идентификация
Первичная идентификация – это первоначальная и примитивная форма эмоциональной привязанности к чему-либо или кому-либо, предшествующая любым отношениям с другими людьми или объектами [2] . Это означает, что когда ребенок рождается, он не способен провести различие между собой и важными другими. Ребенок имеет эмоциональную привязанность к своим родителям и воспринимает родителей как часть самого себя. «Грудь — это часть меня, я — это грудь». Во время этого процесса идентификации дети бессознательно перенимают характеристики своих родителей и начинают ассоциировать себя с их поведением и копировать их поведение. Фрейд заметил, что идентификацию следует отличать от имитации, которая является произвольным и сознательным актом. Из-за этого процесса эмоциональной привязанности у ребенка разовьется (сверх)эго, имеющее сходство с моральными ценностями и принципами, которыми живут родители. Благодаря этому процессу дети становятся во многом похожими на своих родителей, и это облегчает обучение жизни в мире и культуре, в которой они родились. 0044 [3] .
Нарциссическая (вторичная) идентификация
Нарциссическая идентификация – это форма идентификации после отказа или потери объекта. Этот опыт потери начинается в очень молодом возрасте [2] . Например: ребенок голоден, а грудь матери недоступна. Нарциссическая идентификация играет роль замены утраченного объекта интроекцией. Интроекция предполагает, что что-то берется из объекта. Ребенок усваивает образ груди и фантазирует о ней. Этот тип идентификации эго с покинутым объектом можно рассматривать как формирование эго. Процесс нарциссической идентификации носит защитный характер, это попытка смягчить фрустрирующий опыт утраты. Пример: ношение одежды или украшений умершего близкого человека [4] .
Частичная (вторичная) идентификация
Частичная идентификация основана на восприятии особого качества другого человека [2] . Это качество или идеал часто представлен в образе «лидера», с которым себя отождествляют. Например: молодой мальчик идентифицирует себя с сильными мышцами старшего соседского мальчика. Наряду с идентификацией с лидером люди идентифицируют себя с другими, потому что чувствуют, что у них есть что-то общее. Например: группа людей, которым нравится одна и та же музыка. Этот механизм играет важную роль в формировании групп. Это способствует развитию характера, а эго формируется путем идентификации с группой (групповые нормы). Частичная идентификация способствует социальной жизни людей, которые смогут идентифицироваться друг с другом через эту общую связь друг с другом, вместо того, чтобы рассматривать кого-то как соперника [3] .
Идентификация в современном психоаналитическом мышлении
Многое было написано об идентификации со времен Фрейда. Идентификация рассматривалась и как нормальный механизм развития, и как механизм защиты [5] . Многие типы идентификации были описаны другими психоаналитиками, наиболее известным из которых является концепция идентификации Анны Фрейд с агрессором (1936) [5] . Другие включают контридентификацию (Fliess, 1953) [5] , псевдоидентификация (Eidelberg, 1938) [5] , конкордантная и дополнительная идентификации (Racker, 1957) [5] , и адгезивная идентификация (Bick, 1968) [5] . В настоящее время термин «идентификация» преимущественно используется психоаналитиками в смысле отождествления себя с [1] .
Текущее определение Идентификация
Психологический процесс, посредством которого субъект усваивает аспект, свойство или атрибут другого и трансформируется, полностью или частично, в соответствии с моделью, которую предоставляет другой. Личность конституируется и конкретизируется посредством ряда идентификаций.0044 [1] .
См. также
- Интроекция
- Проективная идентификация
Ссылки
- ↑ 1.0 1.1 1.2 Лапланш Ж. и Понталис Ж.-Б. (1973), Язык психоанализа. Хогарт Пресс.
- ↑ 2.