Менины диего веласкес картина: Las Meninas, 1656, 276×318 cm by Diego Velazquez: History, Analysis & Facts

Содержание

Страница книги отражений: 13 деталей картины «Менины» Диего Веласкеса

Истории

Придворный живописец короля Филиппа IV — Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. Что за сцену изобразил художник, искусствоведы спорят до сих пор. Так, Поль Лефорт считает, что полотно вообще лишено сюжета и представляет собой что-то вроде моментальной фотографии.

Фото
IanDagnall Computing / Alamy via Legion Media

Куда больше распространены две другие точки зрения. Согласно первой, Веласкес изобразил момент работы над портретом испанского короля и королевы, когда в мастерскую вошла их дочь — инфанта Маргарита. По другой — инфанта сама была моделью художника, а ее августейшие родители пришли проведать дочку. Есть и философские интерпретации. Так, Вальтер фон Лога отмечает во взгляде художника преданное уважение к своему венценосному господину.

Прямо противоположна версия Александра Якимовича, полагающего, что полотно — манифест свободы художника от всяких дворцовых условностей и ограничений. Но самое интересное объяснение сюжета «Менин» принадлежит Владимиру Кеменову, который полагал, что Веласкес изобразил картину в картине. Он пишет «Менины» как он пишет «Менины», по отражению в зеркале. И для этого есть некоторые основания (см. пункты 1, 2, 4, 5, 7).

1. Инфанта Маргарита — пятилетняя дочь испанского короля Филиппа IV и королевы Марианны Австрийской. Вряд ли Веласкес сейчас занят ее портретом — огромный холст, за которым работает художник, никак не подходит для изображения маленькой девочки. Такой размер (примерно 3 × 3 м) имеет только одна его картина — «Менины».

2. Зеркало. В нем отражаются родители инфанты Маргариты. Версия, что они позируют художнику, тоже может быть поставлена под сомнение — нет ни одного свидетельства, чтобы подобный парный портрет существовал. Короля и королеву всегда писали отдельно. Да опять же размер холста на картине не подходит для такой работы.

Фото
IanDagnall Computing / Alamy

3. Диего Веласкес — это единственный дошедший до нас автопортрет художника.

4. Ключи на ремне Веласкеса — знак того, что он занимает дворцовую должность: художник отвечал за открывание и закрывание дверей.

5. Крест рыцарского ордена Сантьяго украшает грудь Веласкеса. Известно, что Веласкес страстно желал быть посвященным в рыцари. Его мечта исполнилась через три года после окончания «Менин», и художник специально подрисовал красный крест на своем камзоле. Как ключи на поясе, так и орденский знак ставят под сомнение версии о том, что Веласкес бунтовал против дворцовых нравов.

6. Менины. Менинами назывались молоденькие девушки-фрейлины. Слева — донья Мария Агустина де Сармьенто, справа — донья Исабель де Веласко.

7. Картины на дальней стене зала. Слева — «Афина и Арахна», справа — «Аполлон, сдирающий кожу с Марсия». В обоих мифологических сюжетах повествуется о том, как олимпийские боги наказали дерзновенных смертных, решивших соперничать с ними в изящных искусствах. Веласкес изображает себя на фоне этих картин в момент вдохновенной работы. По мнению сторонников Якимовича, так он противопоставляет себя героям мифологии и подчеркивает право художника на полную свободу вне любых ограничений — и небесных, и земных. Согласимся, что это мало вяжется со взглядом на Веласкеса как на подобострастного подданного.

Фото
IanDagnall Computing / Alamy

8. Кувшин. Если королевский ребенок хотел пить, то согласно этикету сосуд с водой ему подносил паж. В нашем случае это донья Мария. Она стоит на одном колене и протягивает Маргарите серебряный поднос, на котором маленький кувшинчик из красной глины букаро.

9. Дуэнья (наставница) инфанты донья Марсела де Ульоа. На ней полумонашеская одежда в знак траура по умершему мужу.

10. Гвардадамас — придворный, исполняющий роль почетного эскорта дам.

11. Дон Хосе Ньето Веласкес — возможно, родственник художника, гофмаршал — старший дворецкий дворца.

12. Мария Барбола (слева) — любимая карлица инфанты.

13. Николасито Пертусато (справа) — шут-карлик.

Фото
IanDagnall Computing / Alamy

ХУДОЖНИК


Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес

1599 — родился в Севилье в семье нотариуса.
1610 или 1612 — поступил на обучение в мастерскую живописца Франсиско Пачеко.
1617 — женился на дочери Пачеко Хуане, к 1621 году она родила двух дочерей.
1623 — назначен личным художником короля Филиппа IV. С тех пор Веласкес единственный имел право писать портреты монарха.
1629 — отправился в путешествие по Италии с официальной целью приобрести картины для коллекции короля.
1649 — предпринял вторую экспедицию в Италию.
1650 — создал «Портрет папы Иннокентия X».
1656 — написал портрет семьи Филиппа IV, известный как «Менины».
1658 — посвящен в рыцари ордена Сантьяго — высшее достижение Веласкеса как придворного.
1660 — умер от лихорадки. Могила художника не сохранилась.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2012

Павел Воробьев


Теги

  • Культурный код
  • живопись

Сегодня читают

Тест: выберите котика, а мы назовем 3 ваших сильных качества

Тест: грозит ли вам деменция в старости? Отыщите жеребенка за 1 минуту

Дореволюционная задачка на внимательность: с ней может справиться только 1 человек из 100

Задачка на сообразительность из детства: переместите 3 спички, чтобы получилось 3 квадрата

Стоял жуткий крик: археологи доказали, что гладиаторы выщипывали волосы на теле перед выступлениями

244 картины стиля, черты, суть, особенности, представители в живописи

Кратко, барокко — это стиль живописи, скульптуры и архитектуры, который возник в Италии в середине XVI века, а расцвел в период 1590-1720 годов. Его описывают как более выразительный, театральный жанр искусства, чем предшествовавший ему стиль Ренессанса. К его чертам относится насыщенность сильными эмоциями, сложные сцены, использование особых приемов передачи света, драматизм, преобладание религиозных сюжетов. К ярким представителям эпохи барокко относят Рембрандта, Вермеера, Караваджо, Веласкеса, Рубенса.

1 / 10

  • Предпосылки возникновения направления
  • Три цели, которые преследовал вид живописи
  • Характерные черты
  • Развитие направления в разных странах
  • Барокко в искусстве России
  • Известные картины
  • Знаменитые художники
  • Барокко в архитектуре
  • Отличие классицизма, барокко и реализма
  • Отличия барокко и рококо
  • Важность эпохи

Предпосылки возникновения направления

Началом развития барокко можно считать событие, произошедшее в 1945-1563 годах — Трентский собор, то есть собрание Католической Церкви, собравшееся для противодействия распространению протестантизма в Европе.

Когда Мартин Лютер опубликовал 95 тезисов в 1517 году, он начал протестантскую Реформацию, которая раскритиковала поведение католического духовенства. Это особенно относилось к низшим классам, которые, по мнению многих, эксплуатировались Церковью.

Трентский Собор собрался, чтобы обсудить раскол между двумя сторонами христианской Церкви и подтвердить некоторые верования и обычаи. Все это должно было укрепить поддержку католического духовенства, которая хотела сохранить свою власть и господство над большей частью Европейского Общества.

Все это относится и к искусству — художники должны были использовать свое мастерство, чтобы повлиять на массы, показать чудеса и страдания святых в сильной реалистичности и эмоциональности.

Поскольку протестантизм был популярен среди обедневших слоев населения, то предметы искусства уже не должны были принадлежать исключительно богатым, они должны были быть доступны каждому. Барокко должно было говорить со всеми людьми, укреплять власть Церкви и напоминать ее членам о суровости жизни вне благосклонности христианского бога. Это означало, что оно должно было быть прямолинейным, внушительным и вдохновляющим.

Под сильным влиянием взглядов иезуитов (барокко иногда называют “иезуитским стилем”) архитектура, живопись и скульптура должны были совместно оказать единый мощный эффект.

Три цели, которые преследовал вид живописи

Пропаганда католической церкви

Полотна, скульптуры, величественные здания служили для того, чтобы стимулировать и распространять веру общества в церковь.

С этой целью духовенство приняло сознательную художественную программу, произведения которой должны были вызвать у верующих откровенно эмоциональный и чувственный отклик.

Направление барокко, возникшее из этой программы, парадоксальным образом одновременно было чувственным и духовным; в то же время натуралистическая трактовка делала религиозный образ более доступным для среднестатистического посетителя церкви, драматические и иллюзорные эффекты использовались для стимулирования благочестия и передачи впечатления божественного великолепия.

Барочные церковные потолки растворялись в живописных сценах, которые представляли яркие виды бесконечного и направляли чувства к небесным заботам.

Укрепление абсолютной монархии

Тенденция сопровождалась одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль мецената в искусстве.

Барочные дворцы строились в монументальном масштабе, чтобы показать мощь и величие централизованного государства. Феномен лучше всего проявился в королевском дворце и садах Версаля.

Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкус к реализму можно увидеть в работах братьев Ле Наин и Жоржа де ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи XVII века.

Прославление природы

Третьей тенденцией стал новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных горизонтов человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Они одновременно породили новое ощущение человеческой незначительности и неожиданную сложность и бесконечность природного мира.

Развитие пейзажной живописи XVII века, в которой люди часто изображаются в виде мельчайших фигур в обширной природной обстановке, говорит об этом меняющемся понимании человеческого состояния.

Характерные черты

Определяющими особенностями стиля барокко были:

  • реальное или подразумеваемое движение;
  • попытка изобразить бесконечность;
  • акцент на свете и его эффектах;
  • театральность.

Для достижения этих эффектов художники ввели или развили ряд техник, включая quadro riportato — «транспортируемые картины» (фрески, которые включали иллюзию того, что они состоят из серии картин в рамах), квадратуру (роспись потолка) и технику trompe l’oeil — «обман зрения». Это позволило размыть границы между живописью, скульптурой и архитектурой, что было характерным для движения.

Только в эпоху барокко живопись достигла уровня физического реализма, который можно было бы обоснованно назвать «фотореалистичным».

В отличие от ренессансного искусства, которое обычно показывало момент, предшествующий событию, художники барокко выбирали наиболее драматический момент — секунды, во время которых происходило действие: Микеланджело, работавший в эпоху Высокого Возрождения, показывает своего Давида собранным и неподвижным перед битвой с Голиафом; барочный автор Давид Бернини застигнут в момент метания камня в великана.

Искусство барокко должно было вызывать эмоции и страсть, а не спокойную рациональность, которая ценилась в эпоху Возрождения.

Развитие направления в разных странах

Искусство барокко проявлялось по-разному. Каждая нация стремилась привнести в новое направление нечто особенное, только свое.

Барокко, как художественный стиль, подразумевало непринужденность изображения, простоту подачи сюжета. В отличие от средневековых картин, живопись не ограничивалась библейскими сценами: в изобилии появлялись портреты, пейзажи, зарисовки из жизни людей.

Художники разных стран привнесли собственную изюминку в общие правила европейского барокко: работы итальянцев заметно отличается по стилю, содержанию от творчества мастеров других держав (французов, голландцев, испанцев).

Италия

Италия – страна, где зародился и получил дальнейшее развитие стиль барокко. Первоначально в ходу были мифологические и религиозные сюжеты. Постепенно начался переход к портретной живописи. Появились новые приемы, техники написания полотен: контраст света и тени, диагональное расположение фигур, эксперименты с цветовой гаммой.

Ярчайшие представители итальянской живописи:

  • М. Караваджо,
  • А. Карраччи,
  • С. Роза,
  • Б. Строцци,
  • Д. Кастильоне.

Испания

Первоначально шедевры испанского барокко отличались строгостью, жесткостью. Представители этого направления в работе придерживались принципов реализма. Большая часть первопроходцев была крайне религиозна, их картины на библейские сюжеты украшали храмы, так как главными заказчиками были священнослужители.

Постепенно живопись начала «оживать», покидать пределы религии: появились портреты, строгость изображения осталась в прошлом. Позднему периоду испанского барокко свойственно ощущение движения, игра света и тени, колоритность и плавность линий.

Главными заказчиками барочной живописи в Испании был королевский двор и католическая церковь. Как следствие – некая скудость сюжетов (портреты, картины на религиозные темы).

Направления, присущие другим странам (пейзаж, натюрморт, живопись на бытовые темы) распространения не получили.

Художники-живописцы, представители испанского барокко:

  • Д. Веласкес,
  • Х. Рибейра,
  • Ф. Сурбаран,
  • Эль Греко.

Франция

Эпоха барокко во Франции началась с середины XVII века. Стиль развивался параллельно с главенствующим на тот момент классицизмом, пока не слился с ним воедино.

Ярче всего проявилось французское барокко в архитектуре: помпезные, пышные дворцы, кажущиеся нереальными, поражающие тысячами мелких деталей, завитков, скульптур. Внутреннее убранство помещений удивляло не меньше: обязательная позолота, лепнина, причудливые декоративные украшения.

Живопись не отставала, и была представлена в основном праздничными портретами знатных людей.

В начале XVIII века от барокко отделяется стиль рококо – не такой вычурный, более скромный и спокойный.

Голландия

Голландия, несмотря на мизерные размеры, была прогрессивным, открытым всему новому государством. В XVI веке там создавались Академии искусства, изучающие передовые направления в живописи, скульптуре, архитектуре. Голландцы одними из первых приняли зарождающийся в Италии стиль барокко, начали активно работать в данном направлении.

В отличие от большинства империй, в Голландии процветал средний класс, и заказчиками картин становились не только аристократы, но и купцы, зажиточные горожане. Ограничения по сюжету не было: художники писали портреты, натюрморты, пейзажи, бытовые сцены. В ходу были небольшие по размерам полотна, которыми украшали дома.

Голландские мастера строго разделялись по жанрам: портретисты никогда не писали натюрмортов, пейзажисты не брались за портреты. Каждый занимал свою нишу, оттачивая мастерство, пытаясь достигнуть совершенства.

В XVII веке Голландия стала независимым государством, и это радостное событие немедленно нашло отражение в искусстве. Голландская живопись эпохи барокко – яркая, насыщенная, раскрепощенная. Художники воспевали все, что видели: не только аристократию, но и простых людей, красоты природы.

Жанровая живопись периода XVII-XVIII веков была представлена маринистами, пейзажистами, портретистами, художниками, воплощавшими бытовые сцены из жизни горожан и т.д. Главный акцент на картинах голландских мастеров – буйство цвета, выраженная игра света и тени.

Прославленные голландские живописцы той эпохи:

  • А. ван Дейк,
  • П. Рубенс,
  • Я. Вермеер,
  • Ф. Халс,
  • Я. Ливенс.

Барокко в искусстве России

Русское барокко берет начало в конце XVII – первой половине XVIII века. С легкой руки Петра I, не желавшего отставать от прогрессивной Европы, в столицу начали привозить зарубежных архитекторов, художников, скульпторов – для того, чтобы они обучали русских живописцев и строителей новому стилю.

До этого момента все, что строили на Руси – это церкви и строгие боярские платы, все, что рисовали – иконы, сцены из жития святых. Понятия живопись, как такового, не было, портреты не писались – на холстах было принято изображать Иисуса, его Матерь и божьих угодников.

В петровском барокко еще оставались черты средневековья, некая скованность и несуразность, но это уже был явный переход от одной эпохи к другой. Портреты очень быстро вошли в обиход, невероятно популярными стали миниатюры на эмали. Здания приобрели легковесность, кокетливость, русские дворцы по красоте перестали уступать европейским.

Конец культуры барокко связывают с кончиной императрицы Елизаветы Петровны (1761 г.).

Стиль барокко в искусстве России начался с архитектуры, основными его видами стали:

  • Нарышкинское,
  • Петровское,
  • Голицынское,
  • Елизаветинское,
  • Строгановское барокко.

Названия даны по именам знатных особ – заказчиков дворцов и иных построек.

Ярчайшими представителями барокко стала плеяда художников-портретистов:

  • А.М. Матвеев (1701-1739),
  • И.И. Никитин (1690-1742),
  • В.Л. Боровиковский (1757-1825),
  • Д.Г. Левицкий (1735-1822),
  • А.П. Антропов (1716-1795)

Портреты того времени носили «придворный» характер: рисовали аристократов, царствующих особ, членов их семей. Отличительные признаки – самобытность, правдивость в изображении модели, подчеркивание не только внешней, но и внутренней красоты человека.

Параллельно с живописью развивается скульптура. Барокко дало России такие имена, как:

  • Ф.И. Шубин (1740-1805),
  • Фальконе (1716-1791).

Таблица 1. Значимые произведения русского барокко

Показать таблицу

ЖивописьСкульптураАрхитектура
ПроизведениеАвторПроизведениеАвторПроизведениеАвтор
«Автопортрет с женой» — первая русская работа в стиле автопортрета (1729)А.М. МатвеевБюсты Ломоносова, Екатерины II, Павла IФ. ШубинЦерковь покрова в ФиляхПостроена по заказу Л. Нарышкина, имя автора не сохранилось
«Петр I на смертном ложе» (1725)И.Н. НикитинМедный всадник, Флора, Амур, ЗимаФальконеЗимний, Воронцовский, Строгановский дворцыРастрелли
«Портрет Струйской» (1772)Ф. РокотовАлександро-Невская лавраТрезини
«Портрет Лопухиной» (1797)В. БоровиковскийКитайский, Мраморный дворцыРинальди

Известные картины

Ярчайшими примерами барокко в живописи можно назвать следующие работы.

«Менины» (Веласкес, 1656)

Менины
Диего Веласкес

Одна из самых знаменитых картин в мире, хранящаяся в испанском музее Прадо. «Менины» считается вершиной творчества художника, так как у нее невероятно сложная, даже загадочная композиция. На картине изображены и король, и королева, и их дочь со свитой слуг, и даже сам Веласкес, занятый рисованием.

«Медуза» (Караваджо, 1598)

Медуза
Караваджо

Особенность холста в том, что рисунок на нем сделан без набросков. Всего год потребовалось художнику, чтобы выполнить заказ кардинала дель Монте. Мрачные тона, гримаса ужаса на отрубленной голове – все это не умаляет гениальности шедевра, который сегодня находится в Галерее Уффици (Флоренция).

«Воздвижение креста» (Рубенс, 1610)

Воздвижение Креста Господня
Питер Пауль Рубенс

Картина, прославившая художника. Впервые избитый сюжет казни Христа был преподнесен по-новому: натурально, живо, как будто это не событие давно минувших лет, а сцена, происходящая в данный момент перед глазами зрителя. Рубенса после этого стали называть «богом живописцев».

«Девушка с жемчужной сережкой» (Вермеер, 1665)

Девушка с жемчужной серёжкой
Ян Вермеер

Полотно не только красивое, но и загадочное. Неизвестно, кто изображен на холсте, и когда точно была написана картина. Девушку с портрета окрестили «голландской Моной Лизой», полюбоваться на нее можно в королевской художественной галерее в Гааге.

«Возвращение блудного сына» (Рембрандт, 1669)

com/pin/create/button/?url=https://art-dot.ru/barokko/&media=https://art-dot.ru/wp-content/uploads/2020/10/rembrandt-vozvraschenie-bludnogo-syna.jpg&description=244 картины стиля барокко в живописи: знаменитые художники и прославленные шедевры» data-width=»600″ data-height=»400″/>Возвращение блудного сына
Рембрандт

Одна из самых известных работ Рембрандта. В основе – религиозная притча о всепрощении и безграничной родительской любви. Полотно находится в Эрмитаже: оно было куплено по поручению Екатерины II в 1776 году.

«Автопортрет» (Ван Дейк, 1623)

Автопортрет
Антонис ван Дейк

Благодаря этому холсту современный человек может представить, как выглядел гений. Автопортрет считается лучшей работой фламандца Ван Дейка. Его стиль отличается изяществом, а самого себя он изобразил с особой любовью, подчеркнув тонкость рук, аристократизм и правильные, даже женственные черты лица.

«Даная» (Рембрандт, 1647)

Даная
Рембрандт

Картина, которую мастер рисовал с особой любовью целые 10 лет. Она писалась не по заказу, а для собственного удовольствия, и украшала дом художника вплоть до его смерти. Находится в Государственном Эрмитаже.

«Смерть Марии» (Караваджо, 1606)

jpg&description=244 картины стиля барокко в живописи: знаменитые художники и прославленные шедевры» data-width=»600″ data-height=»400″/>Смерть Марии
Караваджо

Новаторская работа, представившая мать Христа не как божественную личность, а как обычного человека. В связи с этим, церковь, выступавшая заказчиком, отказалась выкупать холст. Но впоследствии произведение было признано гениальным, и сегодня украшает стены Лувра.

«Три грации» (Рубенс, 1623)

Три грации
Рубенс

Фламандец любил изображать женское тело таким, какое оно есть от природы. Героини картины по современным меркам не особенно грациозны, но до сих пор это полотно считается гимном женской красоте и обаянию.

«Вид Толедо» (Эль Греко, 1600)

Вид Толедо
Эль Греко

Редкая картина, изображающая любимый город мастера, ведь по большей части Эль Греко выбирал библейские сюжеты. Это один из первых пейзажей в европейской живописи, поэтому холст заслуживает особого внимания.

Знаменитые художники

Выдающиеся мастера-живописцы эпохи барокко.

Антонис ван Дейк (1599-1641)

1 / 12

Фламандский живописец, начинавший как портретист. Затем перешел на картины с религиозными, мифологическими сюжетами. Работал при дворе, рисовал королевских персон. Считается создателем нового типа декоративного портрета. Ученик Рубенса, добившийся не меньшей популярности, чем учитель.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Стоял у истоков европейского барокко. Автор 3 тыс. полотен на разную тематику: религиозную, мифологическую, бытовую, историческую. Работал при королевском дворе, писал портреты вельмож, аристократов. Воспитал целое поколение учеников, с одним из них (Антонисом Ван Дейком) успешно и плодотворно сотрудничал.

Микеланджело де Караваджо (1571-1610)

Один из крупнейших мастеров барокко, реформатор живописи XVII века. Первым начал применять в работе игру света и тени. Мастер сложных композиций, многофигурных сюжетов. Наибольшую славу ему принесли картины на религиозную тематику.

Рембрандт ван Рейн (1606-1669)

1 / 10

Голландец, попробовавший себя практически во всех жанрах живописи, от портрета до пейзажа. Каждый холст – это целая философия, а персонажи прописаны до мельчайших деталей: есть возможность оценить не только внешние атрибуты, но и почувствовать внутренний мир и глубину переживаний изображенных людей.

Диего Веласкес (1599-1660)

1 / 10

Придворный испанский живописец, не ограничивавшийся только написанием портретов вельмож. В его копилке – мифологические сюжеты, картины на библейские, исторические темы. Изображая людей, придерживался принципов реализма.

Ян Вермеер (1632-1675)

1 / 10

Голландский живописец, мастер в написании портретов и бытовых сюжетов. В отличие от коллег по цеху, не писал религиозных картин. Его стиль – композиции с тщательно прописанным интерьером и одной-двумя фигурами в центре.

Эль Греко (1541-1614)

1 / 10

Испанец с греческими корнями, представитель раннего барокко. Будучи чрезвычайно религиозным, предпочитал писать библейские сюжеты. Отличительное свойство его картин – серо-перламутровая цветовая гамма.

Никола Пуссен (1594-1665)

Французский представитель классического барокко, творивший на территории Италии. Начинал писать на религиозные темы, затем перешел на портреты, в конце жизни заинтересовался пейзажами. Помимо живописи, увлекался графикой.

Хосе де Рибера (1591-1652)

Продолжатель принципов работы Караваджо. Помимо живописи, оставил после себя внушительный объем графических работ. Преобладающие в творчестве темы – религия, мифология.

Адриан ванн де Вельде (1636-1672)

Короткая жизнь художника не помешала ему прославиться, как мастеру пейзажа. Наследие составляет более 400 картин. Мастер начинал работать над религиозными, мифологическими темами, но развиться в данном направлении помешала преждевременная смерть.

Барокко в архитектуре

В архитектуре стиль барокко проявился особенно ярко. Впечатляющими, вызывающими восхищение считаются дворцы барокко: грандиозные по масштабам, величественные, помпезно украшенные.

Отличительные черты зданий данной эпохи:

  1. Искривленное пространство. Архитектурные ансамбли создавались путем чередования выпуклых и вогнутых секций. Одна часть здания плавно перетекает в другую, дополняют картину обязательные башенки, балконы, эркеры.
  2. Обилие декора. Украшение постройки зачастую чрезмерно: стены скрываются за богатой лепниной, скульптурами, колоннами.
  3. Гармония с прилегающей территорией. Как правило, дворцы окружены садом, парком, площадью с фонтанами. Композиция смотрится, как единое целое.

Гениальные примеры архитектуры барокко:

  • Площадь Святого Петра (Ватикан) – Лоренцо Бернини.
  • Версальский дворец (Франция) – Жюль Мансар.
  • Зимний дворец (Россия) – Доминико Трезини.
  • Дворец Шенбрунн (Вена) – Иоганн фон Эрлах.
  • Королевский дворец Мадрида (Испания) – Джованни Саккетти, Франческо Сабатини.

Отличие классицизма, барокко и реализма

Параллельно с барокко развивались другие стили: классицизм, романтизм, реализм. Отличить эти стили друг от друга несложно, основные черты каждого представлены в таблице:

Таблица 2. Отличительные черты классицизма, реализма, барокко в архитектуре

Показать таблицу

КлассицизмБароккоРеализм
  • Простая, симметричная форма зданий,
  • Сдержанный декор,
  • Строгость линий,
  •  Единый, рациональный стиль.
  •  Сложность форм, разница в объемах,
  •  Пышные фасады,
  • Богатый декор,
  • Обилие арочных проемов, колонн.
  • Отсутствие лишних деталей,
  •  Простота формы,
  • Минимум или отсутствие декора,
  • Четкость линий и пропорций.

Таблица 3. Отличительные черты классицизма, реализма, барокко в живописи

Показать таблицу

КлассицизмБароккоРеализм
  • Четкая композиция,
  • Логично развернутая сюжетная линия,
  • Сдержанные эмоции.
  • Динамичная композиция,
  • Грандиозность замысла,
  • Драматическое напряжение, буйство эмоций.
  • Изображение обыденных ситуаций, без прикрас,
  •  Внимание к деталям,
  • Универсальность в изображении людей.

Отличия барокко и рококо

Рококо пришел на смену барокко, унаследовав некоторые его черты. Но между двумя стилями есть и существенные отличия.

Таблица 4. Отличительные черты барокко и рококо в архитектуре

Показать таблицу

БароккоРококоПримеры произведений
  • Грандиозность, пышность, помпезность,
  • Просторные, масштабные залы,
  • Чрезмерный декор, скрывающий стены,
  • Изогнутые, плавные линии.
  •  Легкость, изящество форм,
  • Небольшие внутренние помещения,
  • Акцент на детали,
  • Ассиметричность форм,
  • Преобладание светлых, пастельных тонов.
Барокко: Палаццо Кариньяно (Италия), дворец Мафра (Португалия), Петропавловский собор (Россия).

Рококо: дворец Келуш (Португалия), дворец Шарлоттенбург (Германия), Китайский дворец в Ораниенбауме (Россия)

Таблица 5. Отличительные черты барокко и рококо в живописи

Показать таблицу

БароккоРококоПримеры произведений
  • Масштабность изображения,
  • Ставка на динамику, игру контрастов, чередование света и тени,
  • Напряженность, эмоциональность образов.
  • Бегство от реальности, изображение иллюзорного мира,
  •  Любовь к легким, пастельным цветам,
  • Отсутствие контрастов,
  • Необременительный сюжет.
Барокко: «Воздвижение креста» (Караваджо), «Вакх» (Рубенс), «Святое семейство» (Эль Греко) Рококо: «Паломничество на остров Киферу» (А. Ватто), «Качели» (Н. Ланкре), «Прачки» (Ж-О. Фрагонар).

Важность эпохи

Это один из самых важных периодов в западной истории, поскольку он способствовал построению европейской идентичности, которая искала выход из классицизма эпохи Возрождения. Кроме того, она играла ключевую роль во всех религиозных конфликтах, происходивших в то время, поскольку протестанты сталкивались с теми, кто строил простые и скромные здания для религиозных служб с элегантными, величественными и сложными конструкциями; можно сказать, что барокко выступало эстетическим выражением Контрреформации.

«Менины» Диего Веласкеса

Одна из самых известных и наиболее анализируемых картин в западном мире, «Менины», написанная известным художником Диего Веласкесом, теперь гордо стоит в Музее Прадо, Мадрид считался слишком важным, чтобы быть переехал

Что делает эту картину такой знаменитой, обсуждаемой и до сих пор находящейся в центре внимания искусствоведов?

Картины Сальвадора Дали

Включите JavaScript

Картины Сальвадора Дали

Написанная в 1956 году и первоначально названная «Ia Familia», Веласкес внес несколько изменений, прежде чем представить работу как Las Meninas («Женщины в ожидании») Насколько произведение искусства может быть произведением искусства, оно заняло свое место. сразу как современный шедевр.

Сюжеты, композиция и детали были прекрасно сложны и, таким образом, заняли свое место в истории.

Благодаря необычайно близким отношениям художника с королевской семьей (Веласкес проживал в резиденции художника в течение 33 лет на момент написания «Менины»), он имел прямой доступ как к острым фигурам, так и к моментам их жизни.

У Веласкеса было два больших преимущества, когда он рисовал эту сцену: его собственная студия во дворце («главная пьеза» или «главная комната» покойного сына короля, Бальтазара Чарльза) и несколько дружеские отношения с самим королем.

Филипп IV стареет и неохотно разрешает изображать свою фигуру, хотя он согласился сняться вместе со своей женой (Марианой Австрийской) в «Менинас» Вопрос о том, является ли пара предполагаемыми главными героями, остается открытым. появляются как отражение в зеркале на задней стене студии.0005

Перед ними оживленная сцена. Их единственный выживший ребенок на тот момент, пятилетняя инфанта Маргарет Тереза, сияет на центральном переднем плане картины, когда ее обслуживают две фрейлины (донья Изабель де Веласко и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор).

Сам Веласкес появляется на картине слева от центра и смотрит на холст, который обычно считается его картиной Короля и Королевы (следовательно, их отражение появляется в зеркале позади). Несколько других менее заметных персонажей украшают сцену, добавляя картине немного глубины, сложности и хаоса.

Не в последнюю очередь, справа от принцессы изображены 2 гнома, которые немного озорничают, когда один из них пытается разбудить ногой спящую собаку.

Известно, что гномами являются немка Мария Барбола и итальянец Николас Пертусато, а собака считается мастифом и потомком двух мастифов, подаренных королю Филиппу III от Якова I из Англии в 1604 году.

За ними стоит компаньонка инфанты Маргарет Терезы (Марсела де Ульоа), которая разговаривает с неназванным телохранителем. Одиннадцатым и последним персонажем сцены является Дон Хосе Ньето Веласкес, камергер королевы и глава королевского гобелена. Предполагается, что он был связан с художником.

Ключевые моменты обсуждения картины сосредоточены на том, что является ключевым предметом картины. Многие теории предполагают, что картина имеет многослойный подход к идее художника, просто рисующего короля и королеву.

Восприятие картины и персонажей на ней дает понять, что эти две выдающиеся фигуры присутствуют в комнате, хотя и вне поля зрения зрителей картины.

Их отражение занимает центральное место в композиции, и было замечено, что из девяти оставшихся персонажей пятеро смотрят наружу, туда, где должна быть королевская чета, а также туда, где их наблюдает зритель. Однако существуют и другие теории, которые стоит рассмотреть.

Историк искусства Эрнст Гомбрих выдвинул одну весьма уважаемую теорию. Он предположил, что изначально Младенцы Маргарет Тереза ​​присутствовали, чтобы добавить элемент веселья к тому, что в противном случае было бы скучным сидением для короля, и что сам король предложил Веласкесу, чтобы его дочь стала достойным предметом, тем самым посеяв семена для совсем другая картина и та, которую мы обсуждаем.

Помимо ключевой темы, никто никогда не отрицал, что Веласкес превосходно использовал свет, ощущение глубины и отражения для создания постоянно меняющейся сцены, в зависимости от того, как на нее смотреть. Что касается света, то Веласкес мастерски использует иллюминацию, чтобы выделить фокусы картины.

Очевидный источник света справа отводит взгляд от второстепенных объектов (а именно, гнома-женщину и придворную даму справа от Инфанты), но освещает лицо самой Инфанты, купая ее и обеспечивая ее внимание зрителей.

Отраженный свет затем отражается от автопортрета художника, позволяя ему быть ключевой фигурой в оживленной сцене. Наконец, король и королева дерзко помещаются в зеркало, края которого блестят на фоне темнеющей стены.

Как проницательно замечает английский режиссер Джонатон Миллер: «Самый важный способ, которым зеркало выдает свою идентичность, — это раскрытие образов, яркость которых настолько несовместима с обедами окружающей стены, что они могут быть заимствованы только путем отражения от зеркала. сильно освещенные фигуры короля и королевы».

Несомненно, что Инфанта, сам художник, король и королева являются фокусами. По восприятию и пространственному восприятию это единственная картина, на которой художник изображает потолок. Он мастерски использует его, чтобы направить зрителя к иллюзии того, что Король и Королева просто «там», за пределами картины и являются ключом к сцене.

Известно, что Веласкес умело использовал размеренную геометрию на заднем плане, что резко контрастировало с неупорядоченной активностью на переднем плане.

Что касается использования отражения, по общему мнению, Веласкес был вдохновлен работами Яна ван Эйка, в частности картиной «Портрет Арнольфини», которая висела во дворце. Использование зеркала — тонкий, но прекрасный способ позволить стеснительному королю стать ключевым фокусом.

Как картина, она выполнена мастерски и может рассматриваться как совокупность навыков художника. Его ранее однородные и традиционные королевские картины превратились в это сложное произведение, поскольку он играл с различными концепциями в других своих работах, таких как использование зеркала в Rokeby Venus.

Картина была немного изменена после смерти художника, как утверждает сам Король. Красный крест Ордена Сантьяго был добавлен к груди Веласкеса, когда он был посмертно удостоен этой чести в 1959 году. В остальном анализ пришел к выводу, что в то время использовались обычные пигменты того периода, включая свинцовые белила, киноварь и сажу.

Произведение искусства выдерживает испытание временем, хотя на нем неизменно появляются следы износа. Несмотря на это, использование цвета и контраста по-прежнему заметно, и есть надежда, что работы по сохранению будут продолжать поддерживать и восстанавливать этот исторический шедевр.

Произведения по стилю: Барокко — WikiArt.org

В 1527 году в Европе религиозное господство имело право направлять и формировать содержание и климат художественной продукции общества. В то время негативная реакция на консервативную протестантскую Реформацию вынудила католическую церковь восстановить свою важность и величие в обществе. Художники последовали их примеру, возродив идеалы красоты эпохи Возрождения, привнеся в произведения искусства, музыку и архитектуру эпохи возрожденный поклон классицизму, еще более усиленный новой буйной экстравагантностью и склонностью к витиеватости. Этот богато украшенный стиль был придуман барокко и стал отмечен его инновационными методами и деталями, привносящими пышный новый визуальный язык в то, что было относительно сдержанным периодом для искусства.

Барокко распространилось по всей Европе, прежде всего во главе с папой в Риме и католическими правителями в Италии, Франции, Испании и Фландрии. В дальнейшем он был распространен влиятельными религиозными орденами через их разветвленную сеть монастырей и женских монастырей. Стиль быстро распространился во Францию, северную Италию, Испанию и Португалию, затем в Австрию и южную Германию.

Барокко снова привлекло внимание общественности к изображениям для религиозного поклонения после того, как было запрещено за прославление неземного и идеального. Это искусство должно было быть легко понято и сильно прочувствовано простыми людьми, что должно было способствовать благочестию и благоговению перед церковью. Барочные церкви стали центральным примером активизации акцента на славе католицизма с их проектами, которые включали большое центральное пространство с куполом или куполом высоко над головой, позволяя свету освещать пространство внизу. Купол был одним из центральных символических элементов архитектуры барокко, иллюстрирующим союз между небом и землей. Чрезвычайно замысловатые интерьеры, изобилующие орнаментом, создавали ощущение полного погружения в возвышенное и священное пространство.

Определяющими характеристиками стиля барокко были: реальное или подразумеваемое движение, попытка представить бесконечность, акцент на свете и его эффектах, а также фокус на театральности. Художники эпохи барокко представили или усовершенствовали ряд техник для достижения этих эффектов, в том числе quadro riportato (фрески, создающие иллюзию того, что они состоят из серии картин в рамах), quadrature (роспись потолка) и trompe l. масло методы. Это позволило стереть границы между живописью, скульптурой и архитектурой, что было характерно для движения.
Барокко открыло новую эру для европейской скульптуры, во главе которой в основном стояли работы Джан Лоренцо Бернини, которые подчеркивали чувственное богатство, драматический реализм, сильные эмоции и движение. В скульптуре в стиле барокко фигуры приобрели новое значение, часто спирально раскручиваясь из центрального вихря, достигая окружающего пространства, чтобы их можно было рассматривать кругом с разных точек зрения.
Использование светотени , в которой обработка света и тени в произведении помогала создать драматическое напряжение, было ключевым компонентом произведений искусства в стиле барокко. Он был далее развит мастером барокко Караваджо в тенебризм, который использовал усиление контраста в темных атмосферных сценах, чтобы выделить определенные элементы.

В отличие от масштабных, публичных, религиозных произведений художников эпохи барокко в католических странах, искусство барокко в протестантской Голландии (часто называемое голландским золотым веком) было представлено новым типом станкового искусства — глянцевой жанровой формой живопись — направлена ​​на зажиточного буржуазного домохозяина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *