Менины диего веласкес картина: «Менины», Диего Веласкес — описание картины

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Менины (или семья Филиппа IV) — Диего Веласкес. 1656. Холст, масло. 318 х 276 см


   Наверное, «Менины» — это наиболее известная и узнаваемая картина художника, которую знают практически все. Это крупное полотно — одно из лучших произведений художника. Оно отличается виртуозным мастерством исполнения и интересным сюжетом, а также некоторыми необычными приемами, которые выделяют ее среди множества подобных портретов представителей правящих классов.

   Картина впечатляет своими масштабами и многоплановостью. Во-первых, это очень крупное полотно, а во-вторых, для расширения пространства в нем использовалось сразу несколько мастерских художественных приемов. Художник разместил персонажей в просторной комнате, на заднем плане которой видна дверь со стоящим на освещенных ступеньках господином в черной одежде. Это сразу указывает на наличие за пределами комнаты еще одного пространства, визуально расширяя ее размеры, лишая двухмерности.

   Все изображение немного смещено в сторону из-за полотна, обращенного к нам задней стороной. Слегка отстранясь назад, перед полотном стоит художник — это сам Веласкес. Они пишет картину, но не ту, которую мы видим перед собой, так как основные персонажи обращены к нам лицом. Это уже три разных плана. Но и этого показалось мало мастеру и он добавил зеркало, в котором отражается царственная чета — король Испании Филипп IV и его супруга Марианна. Они с любовью смотрят на свое единственное на тот момент дитя — инфанту Маргариту.

   Хотя картина называется «Менины», то есть фрейлины при испанском королевском дворе, центром изображения оказывается маленькая принцесса, надежда всего рода испанских Габсбургов на то время. Пятилетняя Маргарита не по возрасту спокойна, самоуверенна и даже надменна. Они без малейшего волнения и изменения выражения лица взирает на окружающих, а ее крохотное детское тельце буквально заковано в жесткий панцирь пышного придворного туалета.

Ее не смущают знатные дамы — ее менины — присевшие перед ней в глубоком поклоне согласно суровому этикету, принятому при испанском дворе. Ее даже не интересует дворцовая карлица и шут, положивший ногу на лежащую на переднем плане большую собаку. Эта маленькая девочка держится со всем возможным величием, олицетворяя собой многовековую испанскую монархию.

   Картина написана в приятных серебристых тонах без кричащих красок. Дальний план комнаты словно растворяется в легкой сероватой дымке, зато все детали сложного наряда маленькой Маргариты выписаны с мельчайшими подробностями. Не забыл художник и себя. Перед нами предстает импозантный мужчина средних лет, с пышными вьющимися локонами, в черной шелковой одежде и с крестом Сант-Яго на груди. Из-за этого символа отличия, которое мог получить только чистокровный испанец без капли примеси еврейской или мавританской крови, возникла небольшая легенда. Так как крест художник получил только через три года после написания полотна, считается, что его дорисовал сам король Испании.

   При близком рассмотрении полотна удивляешься количеству использованных в работе художественных приемов. Для написания лиц использовались тончайшие лессировки, при которых краски накладывались тончайшими полупрозрачными слоями. Детали одежды же, наоборот, выписаны мелкими изящными мазками. Они удивительно точно передают фактуру кружевов и бархата, тончайшее шитье и сложную текстуру платья инфанты. Окружение же словно выполнено акварелью или пастелью, растворяясь в легчайшей расплывчатой атмосфере.

   Одна из самых известных картин мастера находится в музее Прадо, где она до сих пор привлекает пристальные взгляды множества посетителей.

История одной картины: «Менины» Веласкеса

Стиль жизни

В день рождения великого испанского художника Диего Веласкеса вспоминаем его главный экспонат — шедевр музея Прадо в Мадриде.

Ночные горшки короля, фрейлины, псевдонимы, принцип diversity и другие секреты главного сокровища Национального музея Прадо в Мадриде.

  • Великий художник, один из самых заметных представителей «Золотого века» испанской живописи, Диего Веласкес родился в бедной еврейской семье в 1599 году и смог дослужиться до титула придворного художника при короле Филиппе IV. А также стал его… официальным постельничим! То есть человеком, который следил за порядком в королевской спальне, в том числе за чистотой ночных горшков монаршей особы. Кроме этого Веласкес помогал королю выбирать картины для личной коллекции. Значительная часть этих полотен и стала основой коллекции Национального музея Прадо.

«Менины»

  • Одно из своих главных произведений — «Менины» — Веласкес создал за четыре года до смерти, в 1656 году. К тому времени при дворе короля он служил уже 33 года и считался наиболее приближенным к монарху художником. Полотно поражало воображение прежде всего своим размахом — 3,2×2,74 метра.
  • Легендарная картина трижды меняла имя. Первоначально она носила длинное описательное название — «Портрет императрицы с ее фрейлинами и карликами». В XVIII веке ее переименовали в «Семью короля». И лишь в XIX веке при очередной инвентаризации с легкой руки смотрителя галереи Прадо стала называться Las Meninas, что с испанского переводится как «фрейлины», а в русской интерпретации звучит как «Менины».
  • Картина полна секретов и не сразу раскрывается зрителю. На первый взгляд кажется, что центральная фигура здесь — 5-летняя инфанта Маргарита (через 10 лет она станет императрицей Священной Римской Империи), но на полотне есть фигуры и повесомее. На заднем плане в зеркале отражаются главные посетители мастерской художника — королева и король, то есть сам Филипп IV с женой Марианной. Их лица размыты не случайно, как утверждают искусствоведы, — таким образом Веласкес хотел подчеркнуть, что над силой его творчества не властны даже монархи. С этой венценосной парой связан и главный оптический «прием», который использует художник: взгляд на картине устремлен на монархов, то есть поверх самого зрителя. Таким образом создается удивительный эффект присутствия — посетитель Национального музея Прадо как бы переносится непосредственно в мастерскую Веласкеса.

«Менины. По Веласкесу»

  • На картине инфанта окружена фрейлинами, одна из которых подносит ей воду: сама Маргарита по этикету не имела права наполнять свой стакан. Рядом с ней (справа со стороны зрителя) стоит ее воспитательница — женщина, страдающая карликовостью. Она пользовалась невероятным уважением при дворе за свои труды, вот и по сюжету демонстрирует награду, пожалованную ей королем. Похожий ребенок играет с любимым мастифом инфанты — и это, кстати, говорит о том, что испанский двор был инклюзивным, и людям с редкими заболеваниями разрешалось во многом нарушать этикет.
  • Любопытно и то, что рядом с монаршей семьей Веласкес осмелился изобразить самого себя, правда, весьма молодого: ведь на момент работы над полотном ему было уже 57 лет.

«Менины. По Веласкесу»

  • Картина настолько понравилась Филиппу IV, что он велел повесить ее в своем кабинете. Надо признать, у испанского короля было отменное чутье по части искусства: много столетий спустя самые видные художники не раз возвращались к «Менинам» Диего Веласкеса и пытались переосмыслить его работу. Одним из больших поклонников картины был Пабло Пикассо, который в 1950-х годах выпустил целую серию полотен под названием «Менины. По Веласкесу». Это ли не подлинное признание таланта?

Читайте также:

10 выставок Венецианской биеннале 2019, которые нельзя пропустить

История одной картины: «Крик» Эдварда Мунка

Русский музей выпустил мерч с принтом украденной картины Куинджи

Какие легендарные картины хранились в коллекции Джорджа Майкла?

Вересков Сергей


Теги

  • искусство

произведений по стилю: Барокко — WikiArt.org

В 1527 году в Европе религиозное господство имело право направлять и формировать содержание и климат художественной продукции общества. В то время негативная реакция на консервативную протестантскую Реформацию вынудила католическую церковь восстановить свою важность и величие в обществе. Художники последовали их примеру, возродив идеалы красоты эпохи Возрождения, привнеся в произведения искусства, музыку и архитектуру эпохи возрожденный поклон классицизму, еще более усиленный новой буйной экстравагантностью и склонностью к витиеватости. Этот богато украшенный стиль был придуман барокко и стал отмечен его инновационными методами и деталями, привносящими пышный новый визуальный язык в то, что было относительно сдержанным периодом для искусства.

Барокко распространилось по всей Европе, главным образом во главе с папой в Риме и католическими правителями в Италии, Франции, Испании и Фландрии. В дальнейшем он был распространен влиятельными религиозными орденами через их разветвленную сеть монастырей и женских монастырей. Стиль быстро распространился во Францию, северную Италию, Испанию и Португалию, затем в Австрию и южную Германию.

Барокко снова привлекло внимание общественности к изображениям религиозного культа после того, как было запрещено за прославление неземного и идеального. Это искусство должно было быть легко понято и сильно прочувствовано простыми людьми, что должно было способствовать благочестию и благоговению перед церковью. Барочные церкви стали центральным примером активизации внимания к славе католицизма с их проектами, которые включали большое центральное пространство с куполом или куполом высоко над головой, позволяя свету освещать пространство внизу. Купол был одним из центральных символических элементов архитектуры барокко, иллюстрирующим союз между небом и землей. Чрезвычайно замысловатые интерьеры, изобилующие орнаментом, создавали ощущение полного погружения в возвышенное и священное пространство.

Определяющими характеристиками стиля барокко были: реальное или подразумеваемое движение, попытка представить бесконечность, акцент на свете и его эффектах, а также фокус на театральности. Художники эпохи барокко представили или усовершенствовали ряд техник для достижения этих эффектов, в том числе quadro riportato (фрески, создающие иллюзию того, что они состоят из серии картин в рамах), quadrature (роспись потолка) и trompe l. масло техники. Это позволило стереть границы между живописью, скульптурой и архитектурой, что было характерно для движения.

Барокко открыло новую эру европейской скульптуры, во главе которой в основном стояли работы Джан Лоренцо Бернини, которые подчеркивали чувственное богатство, драматический реализм, сильные эмоции и движение. В скульптуре в стиле барокко фигуры приобрели новое значение, часто спирально раскручиваясь из центрального вихря, достигая окружающего пространства, чтобы их можно было рассматривать кругом с разных точек зрения.
Использование chiaroscuro , в котором обработка света и тени в произведении помогала создать драматическое напряжение, было ключевым компонентом произведений искусства в стиле барокко. Он был далее развит мастером барокко Караваджо в тенебризм, который использовал усиление контраста в темных атмосферных сценах, чтобы выделить определенные элементы.

В отличие от масштабных, публичных, религиозных произведений художников эпохи барокко в католических странах, искусство барокко в протестантской Голландии (часто называемое золотым веком голландцев) было представлено новым типом станкового искусства — глянцевой формой жанра живопись — направлена ​​на зажиточного буржуазного домохозяина.

Эта новая нидерландская реалистическая школа жанровой живописи также привела к усилению реализма в портретном искусстве и пейзажной живописи, цветочных изображениях, композициях животных и, в частности, к новым формам натюрморта, включая протестантский жанр, известный как живопись ванитас. расцвет 1620-1650). В разных городах и районах были свои «школы» или стили, такие как Утрехт, Делфт, Лейден, Амстердам, Харлем и Дордрехт.

См. также барокко (направление в искусстве)

Источники:
www.visual-arts-cork.com

www.theartstory.org

Las Meninas Диего Веласкеса

Культовый Las Meninas Диего Веласкеса дает нам интимный взгляд на тайный мир. На этом портрете короля Испании Филиппа IV показан внутренний двор. В центре мы видим инфанту Маргариту Терезу. Она окружена коллекцией слуг. Это ее фрейлины, представленные в названии. Они заботятся о ней в санкционированных иерархиях.


Нажмите ниже, чтобы посмотреть подкаст-версию этого произведения.


На одном из таких уровней мы видим размытые фигуры ее родителей, Короля и Королевы. Прямо за головой Маргариты они стоят вместе. Это может противоречить портрету на картине. Или это может быть отражение. Королевская пара может стоять в дверях. В первом случае мы видим эту сцену с их точки зрения.

Когда мы понимаем, что Король и Королева стоят у дверей, это становится более глубоким портретом. Каждый игрок сталкивается со своим лидером, чтобы показать конкретные и уникальные реакции. Самая низкая по рангу собака склоняет голову. Он спит или смирен? Пес закрывает глаза и несет вес ноги на боку. Возможно, они пытаются разбудить его. Или открытие двери может положить конец игривой игре с собачкой.

Это все игроки в жизни Инфанты. Она стоит настороже и с яркими щеками в солнечном потоке. Субъекты Маргариты окружают ее в разном статусе. Но нет сомнений, что она самая великая из всех. Ее платье излучает великолепную плавность и цветы. На самом деле прозрачный рукав на первый взгляд кажется абстрактным. Но мастерство Веласкеса проявляется здесь в деталях. Рука Маргариты оживает внутри ткани. Достаточно сделать всего один шаг, чтобы увидеть это с ясностью. Этот конверт представляет собой блестящую абстрактную работу в реалистичной живописи.

Служанки обслуживают Маргариту справа и слева. Донья Изабель де Веласко готова сделать реверанс, не сводя глаз с короля у дверей. Донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор становится на колени рядом с Инфантой. Она предлагает пятилетней принцессе красную чашку. Теперь, когда в кадре ее родители, Маргариту это мало интересует.

Далеко справа от нас стоит еще один хорошо одетый дуэт. Маленькая личность Мария Барбола обращена к нам самым прямым взглядом картины. Во время написания этой работы (1656 г.) испанские королевские особы нанимали «придворного карлика». Это унизительное положение выглядело бы сегодня рабством для вас или для меня.

Достойное самообладание и прямой взгляд Марии Барболы удивляют. Она служила компаньоном Инфанте — одной из ее Las Meninas . Итак, Барбола был не просто «придворным карликом». Возможно, поэтому Диего Веласкес изобразил ее так же уравновешенно, как и остальные герои картины. Сложность этого уровня придает произведению глубокое ощущение характера. Каждый человек отражает дворцовые интриги простым выражением лица. Влияние благопристойности Марии Барболы достигает нас на более глубоком уровне, чем когда-либо мог бы ее рост. Ясно, что она имеет значение в мире Маргариты.



Значение в «Тенях Менины»

Диего Веласкес играет еще одного ключевого персонажа на картине Инфанты. Он изображает себя за работой. Веласкес нарисовал автопортрет внутри этого шедевра, чтобы добавить смысловой слой. Las Meninas представляет двор всех, кто прислуживает Маргарите Терезии. Каждый субъект ждет по-своему. Художник стоит в стороне от своей работы. Он пишет себя, останавливаясь у холста с поднятой кистью. Это изображает его как вдумчивого создателя этого мира. Мало ли Диего Веласкес знал, что он достигнет вершины славы и чести далеко за пределами этого произведения. Это большое достижение, учитывая продолжающееся влияние Лас Менинас .

Король Филипп настоял на том, чтобы другой художник добавил ему на грудь красный крест после смерти Диего. Это означает его рыцарство в Ордене Сантьяго. Филипп посвятил Веласкеса в рыцари через три года после того, как он закончил Las Meninas. Этот крест символизирует одну из самых известных воинских наград в мировой истории. Таким образом, добавление, сделанное после смерти художника, придало его творчеству еще большую известность.

Остальные персонажи стоят в тени. Двое сопровождающих парят на заднем плане, расплывчато. Как и другие в Las Meninas, они были действительными членами суда. Но как телохранители и сопровождающие Инфанты, их должности были скрытными. Таким образом, их нечеткие лица имеют смысл в этом контексте.

Еще одна темная фигура стоит в дверном проеме сзади. Хосе Ньето Веласкес, возможно, был родственником Диего. Но он наверняка был слугой королевы и главой королевских гобеленов. Эта нечеткая фигура играет решающую роль в картине. Яркая рамка света вокруг него увлекает взгляд вглубь Лас Менинас. В этом примере мы видим, что при дворе нет мелких игроков.

Этот шедевр рассказывает знакомую историю. Это семья, работа, дружба и страна, объединенные в одно мгновение в испанском замке. Все сводится к человечеству. У всех нас есть семьи, друзья, страны и работа.

Все чего-то или кого-то ждут. Las Meninas дарит нам этот микрокосм. Он безупречен в специфике — идеален. Тем не менее, он представляет собой макрокосм каждого. В этих конкретных людях мы видим то человеческое состояние, которое мы все разделяем. В ожидании признания. Будь то ожидание красного креста рыцарства или взора короля на наше скромное присутствие. Мы все всего лишь один человек за другим ждем.


Менины – часто задаваемые вопросы

Почему номер Менины так важен?

Одна из самых известных картин всех времен, Las Meninas переводится как «Ждущие дамы» или «Фрейлины». Он интригует зрителей двойными зеркальными образами и разнообразной манерой письма. Каждая фигура и предмет в комнате играет увлекательную роль, не только члены королевской семьи.


Кто эта девушка в центре
Las Meninas ?

Инфанта Маргарита Тереза ​​была первым выжившим ребенком испанского короля Филиппа IV. Позже она вышла замуж за Леопольда Первого и, таким образом, стала императрицей Священной Римской империи, королевой Германии, Венгрии и Богемии, а также эрцгерцогиней Австрии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *