Место психологии в системе наук: МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ.

МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ.

Место психологии в системе наук

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей.

Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1. Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Предмет психологии

Слово «психология» образовано из двух греческих: «psyche» — душа и «logos» — слово, учение. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека.

Предмет любой науки составляют те вопросы, которые она ставит по отношению к окружающему миру, человеку.

Изучение сущности и закономерностей развития психики человека и животных и составляет предмет научной психологии.

Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.

Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события.

Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

В понятии «психические процессы» подчеркиваются прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность психической деятельности.

Психические состояния — относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни.

Психические свойства — наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.

Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга.

Задачи психологии

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

  • научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
  • научиться управлять ими;
  • использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
  • быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности.

Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.

Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Место психологии в системе наук

Место психологии в системе наук находится в центре треугольника, углами которого являются общественные, естественные и философские науки. По мнению академика Б.М. Кедрова, психология занимает центральное место среди всех наук, поскольку объединяет все группы наук. Психология может не только иметь свой собственный продукт, но и объяснить развитие других наук.

 

Место психологии в системе наук находится рядом с общественными науками. Общественные, или социальные, науки занимаются изучением поведения людей. Среди социальных наук можно отметить социологию, политологию, экономику, антропологию, этнографию, а также психологию, социальную психологию. Рядом с этими науками граничат такие философские науки, как философия, культурология, педагогика, искусствоведение, литературоведения, эстетика, история. Все эти науки относятся к гуманитарным наукам.

 

Место психологии в системе наук

Поскольку место психологии в системе наук является центральным, это значит, что она граничит с естественными науками, например, с математикой, физикой, биологией, физиологией, медициной. Недаром, на стыке соприкосновения этих наук с психологией зародились самостоятельные науки, например, психофизиология, бионика, психофизика, нейропсихология, медицинская психология и т.д.

 

Получается, что психология – это наука, которая сочетает в себе как естественно-научные, так и социально-гуманитарные знания. Этот факт и определяет место психологии в системе наук. Узнайте: как сохранить семью. 

Психология играет роль объединителя общественных и естественных наук в единую концепцию с целью изучения человека. В последнее время ученые начали также объединять психологию с техническими науками. Так, возникли инженерная психология, эргономика, авиационная и космическая психология и т.д.

 

Психологическая наука имеет разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин. Это связано с тем, что, во-первых, необходимы новые знания в разных областях. Так, например, возникли инженерная психология. Во-вторых, в психологию вводятся новые методы познания и исследования, например, физические методы, что повлияло на возникновение экспериментальной психологии. Современная наука насчитывает около сотни отраслей психологии.

 

Общая психология является центром всей психологической науки. Она изучает наиболее общие вопросы, закономерности, механизмы психики человека. Психика человека – это сложная структура, которая не может быть до конца изучена, именно поэтому на помощь общей психологии приходят такие смежные науки, как клиническая психология, инженерная психология, возрастная психология, психофизиология и т. д. Кроме того, выделяются отрасли психологии, которые изучают психику человека по его виду деятельности, например, психология труда, инженерная психология, авиационная, космическая психология, медицинская, юридическая, военная психология.

 

Отклонениями от нормы, распад психики изучается такой наукой, как патопсихология. Кроме того, существует также наука парапсихология, которая также изучает отклонения от нормы и возникновения необычных способностей человека, например, телепатию и ясновидение. Однако парапсихология считается дискуссионной отраслью психологии. Узнайте: как помириться с мужем. 

Итак, место психологии в системе наук является центральным. Психология – это важная наука, без которой сложно понять и предугадать поведение человека, а также излечить душевные расстройства и раны. Практическая психология имеет важное направление психологическую коррекцию и психотерапию. Она направлена на решение психологических проблем, оказание психологической поддержки и помощи, устранение причин отклонений, развитие способностей личности.

 

Еще одной отраслью в практической психологии является психологическое консультирование, которое сегодня пользуется большой популярностью среди людей, особенно живущих в больших городах. Так, психологическое консультирование включает в себя консультирование и решение проблем, связанных с проблемами в семье, частыми ссорами, раздражительностью, неудовлетворенностью в жизни, трудностями в общении, в учебе и т.д.

 

Таким образом, психология – это не только теория, но и практика. Роль психологии в современной науке велика, именно поэтому место психологии в системе наук находится в центре.

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

Психология как наука: определение и эволюция

Вы когда-нибудь ловили себя на том, что изучаете каталог курсов и чувствуете, что вас тянет в разные стороны? Вы могли бы так же легко погрузиться в философию и физиологию, как и в антропологию или политологию. И вы с энтузиазмом относитесь ко всем этим предметам.

Если это про вас, возможно, ваше будущее связано с психологией. История этой дисциплины связана со всеми упомянутыми областями. Давайте посмотрим, как психология стала областью научных исследований.

  • Что такое психология?
  • Как развивалась психология?
  • В какой степени психологию можно считать наукой?
  • Является ли психология социальной наукой?

Психология как наука Определение

Психология gy определяется как научное изучение психических процессов и поведения человека.

Психологи пытаются предсказать, объяснить и описать человеческое поведение. Почему мы делаем то, что делаем? Откуда берутся наши влечения и поведенческие рефлексы? Как мы можем изменить свое поведение или выработать новые модели поведения, чтобы улучшить или обогатить свою жизнь?

Область психологии исследует исчерпывающий перечень психических процессов. Как мы переживаем восприятие? Каковы наши мечты и откуда они берутся? Как мы создаем, переживаем и храним воспоминания? Какова природа наших эмоций и откуда они берутся? Как мы думаем и учимся? Как наше окружение и свободы влияют на наше представление о реальности? Какое влияние наши психические процессы оказывают на тело?

Психологи отвечают на все эти вопросы и используют научные методы для сбора данных и получения возможных ответов и выводов.

Открытия в области психологии могут быть применены к любой области человеческого опыта. Из-за этого существует множество подполей, которые более глубоко изучают определенные области опыта. Психология — это не просто то, что происходит в исследовательской лаборатории или лекционном зале. Сегодня к психологам обращаются в каждой профессии. Они работают в школах, клиниках, маркетинговых фирмах, художественных организациях, полицейских управлениях, юридических фирмах и государственных учреждениях, и это лишь некоторые из них.

Бюсты греческих философов, pixabay. com

Эволюция психологии как науки

Хотя люди исследовали природу нашего существования и то, как мы его переживаем, с тех самых пор, как история знает, область психологии прошла долгий путь, прежде чем, наконец, стала считаться собственно наука.

Психология возникает из исследований, которые мы обычно относим к философии. В 400-х годах до нашей эры Сократ и Платон делали выводы о природе знания и разума, а также об отношении разума к телу. Вскоре после этого Аристотель выступал за то, что можно считать ранним пониманием экспериментирования в своем стремлении понять природу знания.

Психология получила дальнейшее развитие в 1600-х годах с развитием науки и техники. Во Франции XVII века Рене Декарт много писал о природе разума, тела и Бога. Несмотря на примитивность по сегодняшним меркам, он сделал важные наблюдения о нервных путях и рефлексах. В то же время Фрэнсис Бэкон считался основателем современной науки, когда он делал наблюдения о природе разума.

Джон Локк заложил основу эмпиризма, подчеркнув важность опыта для нашего понимания знаний и реальности. Однако только в 1879 г.Вильгельм Вундт основал первую лабораторию психологических исследований в Лейпцигском университете в Германии.

Развитие психологии как науки

Вундт несколько случайно попал в создание первой психологической лаборатории. Он и его ученики создали машину, чтобы помочь в задаче записи времени реакции испытуемых в эксперименте. В результате создания Вундтом родилась первая психологическая исследовательская лаборатория.

Сегодня ведутся споры о возможном чрезмерном охвате психологии. Некоторые задаются вопросом, можно ли изучать мышление. Следует ли изучать только наблюдаемое поведение? Некоторые критикуют применение психологии ко всем областям человеческого опыта. Однако вопрос о природе нашего опыта — это именно то, как родилась психология. Разум невозможно отделить от опыта, поэтому изучение психологии, скорее всего, найдет применение во всех сферах нашей жизни (даже в тех, которые нам еще предстоит открыть в будущем).

В какой степени психологию можно считать наукой?

Поскольку психология использует эмпирический метод, она считается наукой. Он применяет научные методологии к изучению человеческого поведения. Научный метод начинается с исследования, постановки вопроса или формирования гипотезы. Затем мы создаем прогноз на основе гипотезы. Затем следуют эксперименты, анализ данных и сообщение о заключении. Мы можем назвать что-то научным, потому что оно эмпирическое или основано на экспериментах, а не только на логике или теории.

Давайте изучим сон в психологии и проведем его через научный процесс. Исследователи сна постулировали или выдвинули гипотезу, что недостаток сна вредит памяти. Они предсказывают, что те, кто спит меньше часов, чем другие, будут иметь худшие результаты в поиске памяти.

Затем исследователи сна проводят эксперименты в лаборатории сна. У них есть контрольная группа, которая спит восемь часов в сутки, и экспериментальная группа, которая спит меньше пяти или около того часов в сутки. Затем группам предлагается выполнить упражнения, требующие восстановления памяти. Затем психологи анализируют данные, собранные в ходе эксперимента, и составляют отчет о своих выводах.

Психология как социальная наука о поведении человека

Психологию чаще всего относят к общественным наукам. Действительно, это, вероятно, то место, где вы найдете его в каталоге курсов в университете. Психология изучает человеческий разум, людей и их поведение, а также то, как различные среды и социальные ситуации влияют на нас.

Эволюция психологии как науки уходит корнями в прошлое, насколько позволяет история человечества. Тем не менее, она относительно молода как устоявшаяся наука и за короткий промежуток времени добилась быстрого прогресса. Человеческая склонность к исследованию и анализу, вероятно, сохранится.

Психология как наука. Ключевые выводы

  • Психология — это научное исследование психических процессов и поведения человека.
  • Психология относится к общественным наукам.
  • Вильгельм Вундт основал первую лабораторию психологических исследований и считается отцом психологии.
  • Психология — это наука, потому что она использует научный метод для изучения человеческого поведения.
  • Научный метод включает формирование гипотезы, предсказание, проведение эксперимента, анализ данных и отчет о результатах.

Не паникуйте, но психология не всегда является наукой. Взломы разума

Время от времени снова вспыхивают дебаты «Является ли психология наукой?», и в этот момент я начинаю плакать. Это одна из самых неуместных и ошибочных научных дискуссий, которые вы можете вести, и, вероятно, не по тем причинам, о которых вы думаете.

Чтобы понять, почему это происходит, вам нужно кое-что понять о политике изучения вещей.

Наука имеет более высокий статус в академических кругах и промышленности, чем гуманитарные науки, поэтому предложение практикующему врачу, что «он не ученый», может быть эквивалентно предположению, что «вы не так ценны, как вам кажется».

Это проявляется двумя способами: менее научные дисциплины получают меньше финансирования, а люди начинают дурачиться на вечеринках. Второй явно серьезнее.

Наверное, каждому психологу приходилось сталкиваться с тем, что кто-то подошел к нему и в пьяном виде заявил, что психология «выдумана». Психиатры получают такое же дерьмо, но в духе «ты не настоящий доктор» от других медиков.

Это делает людей, занимающихся психологическими дисциплинами, немного неуверенными, поэтому они будут клясться вслепую, что «психология — это наука».

Однако психология не является наукой. Это предметная область. И вы можете изучать его как научно, так и ненаучно.

Я собираюсь оставить в стороне дискуссию о том, что определяет науку, которая лучше освещена в другом месте. Нет, строгого определения науки не существует, но подхода «узнаешь, когда увидишь» достаточно, если мы хотим увидеть, может ли что-то широко считаться научным.

Я также собираюсь оставить в стороне дискуссию о том, можно ли изучать разум и поведение с научной точки зрения. Понятно, что вы можете, даже если некоторые области труднее измерить, чем другие. Именно это обычно подразумевается под вопросом «является ли психология наукой?» дебаты. Я считаю, что это решенный вопрос, но это также то место, где дебаты обычно дают осечку.

Другими словами, психология может быть наукой, но не только наукой.

Есть много людей, которые занимаются исследованиями в области психологии, но не занимаются наукой. Дело не в том, что они так думают, а на самом деле таковыми не являются (псевдонаука) или что они делают это настолько плохо, что едва ли заслуживают этого названия (плохая наука). Дело в том, что они не хотят заниматься наукой в ​​первую очередь.

Вместо этого они проводят качественные исследования, в которых намерены выявить закономерности в субъективных впечатлениях людей, не навязывая им свою собственную структуру.

Приведу пример.

Возможно, я хочу выяснить, что заставляет жертв серьезного домашнего насилия отказываться от судебного преследования, несмотря на то, что обидчик уже благополучно находится в тюрьме в ожидании суда.

Я мог бы составить список мотивов, которые, по моему мнению, могут быть правдоподобными, а затем найти способ проверить, присутствуют ли они, но, по сути, независимо от того, насколько строги мои методы, исследование все равно зависит от того, что я считаю правдоподобным для начала. с.

Это может быть проблемой, потому что я не очень много знаю об этом районе. Или, что еще хуже, я могу думать, что да, но мои предположения могут основываться в значительной степени на предрассудках и том, что считается «здравым смыслом».

Качественные методы позволяют понять, как люди понимают ситуацию со своей точки зрения, и рассматривают общие темы в том, что они говорят.

В этом случае исследование, проведенное Эми Бономи и ее коллегами, применило своего рода качественный анализ, называемый обоснованной теорией, к стенограммам телефонных разговоров в тюрьме между жертвами домашнего насилия и насильниками.

Вот что они нашли:

… на намерение жертвы отречься в первую очередь повлияли призывы преступника к сочувствию жертвы через описание его страданий от психических и физических проблем, невыносимых тюремных условий и жизни без нее. Намерение было подкреплено тем, что преступник минимизировал жестокое обращение, а пара вызывала образы жизни друг без друга.

Как только жертва пришла к своему решению отречься, пара разработала план отречения, переопределив событие жестокого обращения, чтобы защитить преступника, обвинив государство в разлучении пары и обменявшись конкретными инструкциями о том, что следует сказать или сделать.

Нет никаких претензий на то, что это исследование обнаружило, что происходит во всех случаях, или даже если это общие факторы, но то, что оно сделало, показывает, как это работает для изучаемых людей.

Это чрезвычайно полезная информация. Если вы ученый, внезапно у вас появляется целая куча гипотез для проверки, основанных на реальных жизненных ситуациях. Если нет, то вы понимаете один пример этой ситуации гораздо подробнее.

Причина того, что психологию человека можно изучать как научным, так и ненаучным путем, заключается в том, что объект изучения можно объективно наблюдать и описывать собственный субъективный опыт.

Этого не происходит с электрическими импульсами, ферментами или субатомными частицами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *