Метод айзенка: В доступе на страницу отказано

Психологические материалы — Методика Айзенка

Опросник предназначен для изучения индивидуально-­психологических черт личности с целью диагностики сте­пени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве су­щественных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма.

Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуе­мый должен ответить «да» («+»), либо «нет» («-»). Время ответа не ограничивается, хотя затягивать процедуру об­следования не рекомендуется.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа поведения. Поста­райтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову.

Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номе­ром поставьте «+» («да»), если нет — знак «-» («нет»). От­вечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов».

Текст опросника

1. У Вас много различных хобби?

2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь сделать?

3.

У Вас часто бывают спады и подъемы настроения?

4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек?

5. Вы разговорчивый человек?

6. Вас беспокоило бы то, что Вы залезли в долги?

7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным чело­веком без особых на то причин?

8. Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше, чем Вам полагалось?

9. Вы тщательно запираете дверь на ночь?

10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком?

11. Увидев, как страдает ребенок, животное, Вы бы сильно расстроились?

12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить?

13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично Вам это очень неудобно?

14. Вы получили бы удовольствие прыгая с парашю­том?

15. Способны ли Вы дать волю чувствам и от души по­веселиться в шумной компании?

16. Вы раздражительны?

17. Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем на самом деле были виноваты Вы сами?

18. Вам нравится знакомиться с новыми людьми?

19. Вы верите в пользу страхования?

20. Легко ли Вас обидеть?

21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

22. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе?

23. Стали бы Вы принимать средства, которые могут привести Вас в необычное или опасное состояние (алко­голь, наркотики)?

24. Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело?

25. Вам случалось брать вещи, принадлежащие друго­му лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица?

26. Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе?

27. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого Вы любите?

28. Вас часто беспокоит чувство вины?

29. Вам приходилось говорить о том, в чем Вы плохо разбираетесь?

30. Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми?

31. У Вас есть явные враги?

32. Вы назвали бы себя нервным человеком?

33. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому?

34. У Вас много друзей?

35. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, ко­торые иногда могут действительно причинить людям боль?

36. Вы беспокойный человек?

37. В детстве Вы всегда безропотно и немедленно вы­полняли то, что Вам приказывали?

38. Вы считаете себя беззаботным человеком?

39. Много ли для Вас значат хорошие манеры и чисто­плотность?

40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы случиться, но не случились?

41. Вам случалось сломать или потерять чужую вещь?

42. Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве?

43. Можете ли Вы легко понять состояние человека, если он делится с Вами заботами?

44. У. Вас часто нервы бывают натянуты до предела?

45. Бросите ли Вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины?

46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей?

47. Считаете ли Вы, что брак старомоден, и его следует отменить?

48. Вы иногда чувствуете, жалость к себе?

49. Вы иногда много хвастаетесь?

50. Вы легко можете внести оживление в довольно скуч­ную компанию?

51. Раздражают ли Вас осторожные водители?

52. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

53. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке?

54. Вы любите пересказывать анекдоты и шутки своим друзьям?

55. Для Вас большинство пищевых продуктов одинако­вы на вкус?

56. Бывает ли у Вас иногда дурное настроение?

57. Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в дет­стве?

58. Вам нравится общаться с людьми?

59. Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе?

60. Вы страдаете от бессонницы?

61. Вы всегда моете руки перед едой?

62. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

63. Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного срока?

64. Вы чувствуете себя апатичным, усталым, без ка- кой-либо причины?

65. Вам нравится работа, требующая быстрых действий?

66. Вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

67. Ваша мать — хороший человек (была хорошим чело­веком)?

68. Часто ли Вам кажется, что жизнь ужасно скучна?

69. Вы когда-нибудь воспользовались оплошностью дру­гого человека в своих целях?

70. Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время?

71. Есть ли люди, которые стараются избегать Вас?

72. Вас очень заботит Ваша внешность?

73. Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми?

74. Считаете ли Вы, что люди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечить свое будущее, отклады­вая сбережения, страхуя себя и свою жизнь?

75. Возникало ли у Вас когда-нибудь желание умереть?

76. Вы попытались бы избежать уплаты налога с до­полнительного заработка, если бы были уверены, что Вас никогда не смогут уличить в этом?

77. Вы можете внести оживление в компанию?

78. Вы стараетесь не грубить людям?

79. Вы долго переживаете после случившегося конфуза?

80. Вы когда-нибудь настаивали на том, чтобы было по-вашему?

81. Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю мину­ту перед отходом поезда?

82. Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное или обидное для человека?

83. Вас беспокоили Ваши нервы?

84. Вам неприятно находиться среди людей, которые подшучивают над товарищами?

85. Вы легко теряете друзей по своей вине?

86. Вы часто испытываете чувство одиночества?

87. Всегда ли Ваши слова совпадают с делом?

88. Нравится ли Вам иногда дразнить животных?

89. Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично Вас и Вашей работы?

90. Жизнь без какой-либо опасности показалась бы Вам слишком скучной?

91. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

92. Вам нравится суета и оживление вокруг Вас?

93. Вы хотите, чтобы люди боялись Вас?

94. Верно ли, что Вы иногда полны энергии и все горит в руках, а иногда совсем вялы?

95. Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня?

96. Считают ли Вас живым и веселым человеком?

97. Часто ли Вам говорят неправду?

98. Вы очень чувствительны к некоторым явлениям, событиям, вещам?

99. Вы всегда готовы признавать свои ошибки?

100. Вам когда-нибудь было жалко животное, которое попало в капкан?

101. Трудно ли Вам было заполнять анкету?

При обработке опросника подсчитывается количество совпавших с «ключевыми» ответов испытуемого.

Обработка данных:

Полученные результаты ответов сопоставляются с «клю­чом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу — 0 баллов. Полу­ченные баллы суммируются.

Ключ

1. Шкала психотизма:

ответы «нет» («—»): № 2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100;

ответы «да» («+»): № 14, 23, 27, 31, 35, 47, 51, 55, 71, 85, 88, 93, 97.

2. Шкала экстраверсии-интроверсии:

ответы «нет» («—»): № 22, 30, 46, 84;

ответы «да» («+»): № 1, 3, 10, 15, 18, 26, 34, 38, 42, 50, 54, 58, 62, 66, 70, 74, 77, 81, 90, 92, 96.

3. Шкала нейтротизма:

ответы «да» («+»): № 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98.

4. Шкала искренности:

ответы «нет» («—»): № 4, 8, 17, 25, 29, 41, 45, 49, 53, 57, 65, 69, 76, 80, 82, 91, 95;

ответы «да» («+»): № 13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 99.

Интерпретация данных:

Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии-интровер­сии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.

Айзенк рассматривал структуру личности, как состоя­щую из трех факторов.

1) Экстраверсия-интроверсия. Характеризующая типич­ного экстраверта, автор отмечает его общительность и об­ращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием мо­мента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимис­тичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и дей­ствие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмо­ции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдер­жан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезап­ным побуждениям, серьезно относится к принятию реше­ний, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Характе­ризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Ней­ротизм по некоторым данным связан с показателями ла­бильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного пове­дения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрес­совых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспо­койства, а так же склонностью к лидерству, общительно­сти. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуа­циях.

Нейротизму соответствует эмоциональность, импуль­сивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствитель­ность, впечатлительность, склонность к раздражительнос­ти. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

3) Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асо­циальному поведению, вычурности, неадекватности эмо­циональных реакций, высокой конфликтности, неконтак- тности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстравер­сии и нейротизму соответствуют психиатрическому диаг­нозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и ней­ротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии.

Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «-предрасположенно­сти» к соответствующим видам патологии.

Высокие оценки по шкале экстраверсия-интроверсия соответствуют экстравертированному типу, низкие — интравертированному.

Средние показатели по шкале экстро- интроверсии: 7-15 баллов.

Средние показатели по шкале нейротизма: 8-16.

Средние значения по шкале психотизма: 5-12.

Если по шкале искренности количество баллов превы­шает 10, то результаты обследования считаются недосто­верными и испытуемому следует отвечать на вопросы бо­лее откровенно.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной де­ятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что силь­ный и слабый типы по Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врож­денных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследо­вания по шкалам экстра-интроверсии и нейротизма мож­но вывести показатели темперамента личности по класси­фикации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной не­рвной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инерт­ный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

 

На графике можно увидеть, как соотносятся типы тем­перамента со шкалами опросника. Там же приведена крат­кая характеристика каждого типа темперамента.

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к но­вым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуж­дается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанно­го распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затра­ты сил, длительного и методичного напряжения, усидчи­вости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятель­ности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик — отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стре­мительность движений, сила, импульсивность, яркая вы­раженность эмоциональных переживаний. Вследствие не­уравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея об­щественные интересы, темперамент проявляет в инициа­тивности, энергичности, принципиальности. При отсут­ствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдер­жанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уров­нем активности поведения, новые формы которого выра­батываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях,’ мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и на­строений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчи­тав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношени­ях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Эконо­мит силы, попусту их не тратит. В зависимости от усло­вий, в одних случаях флегматик может характеризовать­ся «положительными» чертами: выдержка, глубина мыс­лей, постоянство, основательность и т. д., в других — вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие, бедность и сла­бость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привыч­ных действий.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредото­читься. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям та­ких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслу­живают.

Для удобства в работе с опросником можно использовать бланк ответов для испытуемых (таблица 1) и ключ для подсче­та результатов (таблица 2).

Таблица 1

№№ вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0

                   

10

                   

20

                   

30

                   

40

                   

50

                   

60

                   

70

                   

80

                   

90

                   

Таблица 2

№№ вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0

э+

п-

н+

л-

э+

п-

н+

л-

п-

э+

10

п-

н+

л+

п+

э+

н+

л-

э+

п-

н+

20

л+

э-

п+

н+

л-

э+

п+

н+

л-

э-

30

п+

н+

л+

э+

п+

н+

л+

э+

п-

н+

40

л-

э+

п-

н+

л-

э-

п+

н+

л-

э+

50

п+

н+

л-

э+

п+

н+

л-

э+

п-

н+

60

л+

э+

п-

н+

л-

э+

п-

н+

л-

э+

70

п+

н+

л+

э+

н+

л-

э+

п-

н+

л-

80

э+

л-

н+

э-

п+

н+

л+

п+

н+

э+

90

л-

э+

п+

н+

л-

э+

п+

н+

л+

п-

Э — экстра-интроверсия;Л — шкала лжи; П — психотизм; Н — нейротизм;

1.

1. Методика Айзенка . Психология спортсмена: слагаемые успеха [litres]

Описание методики. Теоретическим основанием методики является двухфакторная модель личности Г. Айзенка, где в качестве показателей основных свойств личности используются экстраверсия-интроверсия и нейротизм. В общем смысле интроверсия – это направленность личности на ее внутренний мир, экстраверсия – направленность личности на окружающих людей и события, а нейротизм – понятие, синонимичное тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность. Нейротизм – характеризует эмоциональную устойчивость (стабильность) или неустойчивость (нестабильность).

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу «истерия», а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии. Данная методика обобщает все выше сказанное и дает возможность получения более близкой к реальной жизни интерпретации результатов, совмещая их с рекомендациями для каждого отдельного типа.

Область применения. Опросник Айзенка дает возможность определить тип личности испытуемого, сформировавшийся на основе индивидуального баланса процессов возбуждения и торможения (интроверт-экстраверт), степень нейротизма, т. е. эмоциональной стабильности-нестабильности, и степень неискренности (лжи).

Опросники Айзенка могут быть использованы для оценки особенностей как взрослых людей, так и подростков. Данную методику целесообразно включать в батарею методов психодиагностики спортсмена с целью комплексного решения вопросов индивидуализации форм и стиля общения, организации тренировочного процесса, предстартовой подготовки.

Дополнительная информация. Для достижения более правдоподобных результатов могут быть использованы две формы учета ответов последовательно.

Особенности интерпретации. Интерпретация результатов опросника строится главным образом на выводах об экстраверсии-интроверсии, нейротизме и неискренности.

Интроверсия: значительная (1–7 баллов), умеренная (8–11 баллов).

Экстраверсия: умеренная (12–18 баллов), значительная (19–24 баллов).

Нейротизм: высокая эмоциональная устойчивость (до 10 баллов), средняя эмоциональная устойчивость (10–14 баллов). Высокая эмоциональная неустойчивость (15–18 баллов), очень высокая эмоциональная неустойчивость (19–24 баллов). По «шкале лжи» показатель в 4–5 баллов рассматривается как критический.

Литература

Анастази А. Психологическое тестирование. Т. II. – М.: Педагогика. 1982.

Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. – Л.: ЛГУ. 1982.

Балин В. Д., Гайда В. К. и др. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – СПб. 2000.

Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь. 2000.

Открытый доступ SCIRP

Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи
  • Анализ правовой и конкурентной рыночной среды для операций с интеллектуальной собственностью в семеноводческой отрасли ()

    Цзюнь Чжао

    Beijing Law Review Vol. 14 No.2, 8 июня 2023 г.

    DOI: 10.4236/blr.2023.142037 5 загрузок  40 просмотров

  • Размышления об уголовном соответствии для защиты корпоративной личной информации ()

    Цзюнь Чжао

    Beijing Law Review Vol.14 No.2, 8 июня 2023 г.

    DOI: 10.4236/blr.2023.142036 3 загрузки  26 просмотров

  • Эволюция арбитража, основанного на обычном праве: практика Ботсваны()

    Тебосего Лорато Байкакеди

    Beijing Law Review Vol.14 No.2, 8 июня 2023 г.

    DOI: 10. 4236/blr.2023.142035 2 загрузки  26 просмотров

  • Деконструкция пугающего воздействия глобализации на реализацию императивов прав человека в развивающихся странах: опыт Нигерии ()

    Эсени Азу Уду, Аноке Увадиегву, Джойс Нненна Эсени

    Beijing Law Review Vol.14 No.2, 8 июня 2023 г.

    DOI: 10.4236/blr.2023.142034 2 загрузки  22 просмотра

  • Опыт раннего и расширенного клинического воздействия для студентов-аспирантов по уходу за новорожденными в Университете Замбии, Школа сестринских наук: уроки и последствия для будущего ()

    Виктория Мвинга Калусопа, Патрисия Катова-Муквато, Кабве Читунду, Манассе Мвула, Селестин Нзала, Марджори Кабинга-Макукула, Кристабель Мвинга, Эммануэль Мусенге Мвила, Линда Кампата, Майкл Каньянта Мумба, Майкл Чигунтап, Джеймс Сичоне, Концепт Квалейела, Фадалесс Фири, Сьюзан Мутемва, Милдред Зулу, Чилеше Мваба-Сивале, Рут Вахила, Мукумбута Нава, Мерси Монде Вамунима, Франсина Макондо, Чарити Сиаталими, Эллиот Кафумукаче, Фастон Гома

    Открытый журнал сестринского дела Том 13 № 6, 8 июня 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojn.2023.136024 4 загрузки  28 просмотров

  • Синдром Милларда-Гублера у пациента с инфарктом моста: клинический случай ()

    Хамдан Ифтихар Сиддики, Рангразе Имран Рашид, Асейла Кайди

    Открытый журнал клинической диагностики Том 13 № 2, 8 июня 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojcd.2023.132003 4 загрузки  36 просмотров

Зигмунд Фрейд против Ганса Дж. Айзенка — Развитие личности | Матиас Сагер

4 минуты чтения

·

8 февраля 2019 г.

Фрейд и Айзенк — два величайших психолога 20 века. В самом деле, оба они живут современными взглядами и исследованиями, хотя, согласно Айзенку (1996), гений Фрейда заключался главным образом в убедительном рассказывании сказок. В самом деле, бессознательные сексуальные желания, которые полностью составляют психическую мотивацию индивидуума, трудно поддаются проверке и могут выродиться в авантюрные объяснения человеческого поведения. Именно научная проверка, широкое применение и интеграция работы Айзенка могут привести к качественному различию. Трехмерная теория личности Айзенка последовательно объясняет широкие закономерности индивидуальных различий в экстраверсии, невротизме и психотизме, причем все они имеют сильную генетическую основу. Современная психология продолжает опираться на наследие Айзенка, хотя не помешает более целостно интегрировать теории разума (и даже не забывать Фрейда).

Когда Ханс. Дж. Айзенк умер в 1997 г. Он был одним из самых цитируемых ученых в области психологии, уступая только Фрейду и Жану Пиаже (Rushton, 2001). Хотя Фрейд и не относился к современной доминирующей психологии, он оставался влиятельным в первую очередь в отношении бессознательных переживаний, пытавшихся объяснить поведение (Cooper, 2010). Айзенк до сих пор систематически связан с современными исследованиями, то есть с попыткой интегрировать его психологию черт с теорией мотивации (Revelle, 2016). Опросник личности Айзенка до сих пор используется и получает поддержку в широком спектре областей исследований, таких как психопатология, генетика личности и неврология (Beratis, Rabavilas, Papadimitriou, & Papageorgiou, 2011).

И Фрейд, и Айзенк теоретизировали аналогичный психический механизм высокого уровня, который требует либо стимуляции потребности в возбуждении (Айзенк), либо удовлетворения сексуальных желаний (Фрейд)

(Harbeck, 2015). Фрейд настаивает на абсолютном характере сексуального «принципа удовольствия», присущего каждому человеку, который требует немедленного удовлетворения любыми средствами (Behrani, 2017). Айзенк дает более дифференцированную классификацию влечений человека в виде двух полюсов, состоящих из экстраверсии и интроверсии (Экстраверсия и интроверсия, 2017). В отличие от Фрейда, Айзенк использовал статистику для подтверждения существования этих личностных факторов (Harbeck, 2015). Акцент Фрейда на проявлении человеческого «бессознательного» привел к критике непроверяемости (Crown, 19).75), а Айзенк опирается на экспериментальную психологию (Boyle et al., 2016). И действительно, биологический подход Айзенка к развитию его личностного инвентаря продолжает оставаться инструментом для изучения корреляций между личностью и физическими характеристиками у животных и людей (Beratis et al., 2011).

По сути, для Айзенка личность в основном приобретается по рождению, а для Фрейда детское развитие наиболее существенно определяет индивидуальное развитие (Goetsch & Veltum, 2016). В этом отношении обе теории могут не объяснить возможные изменения личности в течение жизни. Рассмотрение обстоятельств окружающей среды, которые Б. Ф. Скиннер считал единственным влияющим фактором (Goetsch & Veltum, 2016), может быть недооценено как Фрейдом, так и Айзенком. Довольно номотетический подход Айзенка к демонстрации эмпирических доказательств общих законов может упускать из виду более целостную перспективу, включая концепции, которые труднее исследовать с научной точки зрения, такие как, например, бессознательное сознание Фрейда и роджерианская тенденция к самоактуализации (Boyle et al. , 2016). ). Тем не менее, следует признать обоснованность и важность теории черт личности Айзенка, поскольку даже измерения невротизма и экстраверсии пятифакторной модели основаны на исследовании Айзенка человеческого поведения (Revelle, 2016). Веские доказательства акцента Айзенка на генетическом влиянии исходят из исследований близнецов, которые подтверждают доминирующие генетические эффекты, которые оказывают гораздо большее влияние на развитие личности ребенка, чем даже семейная среда (Hur, 2007).

В заключение, несмотря на некоторую нехватку холизма и трудности с доказательством того, как личностные черты надежно предсказывают конкретное поведение (Harbeck, 2015), научное наследие Айзенка о личности и индивидуальных различиях, похоже, основано, по сравнению с Фрейдом, на более тщательном научном анализе как от точка зрения теоретического правдоподобия и эмпирических доказательств. Наследие, которое также живет в когнитивно-поведенческой терапии, заменившей предшествующую психодинамическую доктрину (Rushton, 2001).

Фото предоставлено Геральтом (pixabay.com)

Ссылки

Бехрани, П. (2017). За пределами принципа удовольствия Фрейда: Индийский взгляд на удовольствие. Индийский журнал позитивной психологии, 8 (1), 73.

Бератис, И. Н., Рабавилас, А. Д., Пападимитриу, Г. Н., и Папагеоргиу, К. (2011). Модель Айзенка личности и психопатологических компонентов у правшей и левшей. Личность и индивидуальные различия, 50 1267–1272. doi:10.1016/j.paid.2010.10.033

Боуден, С. К., Саклофске, Д. Х., ван де Вийвер, Ф. Р., Сударшан, Н. Дж., и Айзенк, С. Г. (2016). Инвариантность межкультурных измерений личностного опросника Айзенка в 33 странах. Личность и индивидуальные различия, 103 53–60. doi:10.1016/j.paid.2016.04.028

Бойл Г.Дж., Станков Л., Мартин Н.Г., Петридес К., Айзенк М.В. и Ортет Г. (2016). Ганс Дж. Айзенк и Раймонд Б. Кеттелл об интеллекте и личности. Личность и индивидуальные различия, 103 (Ганс Айзенк: сто лет психологии), 40–47. doi:10.1016/j.paid.2016.04.029

Купер, К. (2010). Индивидуальные различия и личность (3-е изд.). Лондон: Образование Ходдера.

Краун, С. (1975). Психосоматика и «бессознательный» разум – критика и оценка. Журнал психосоматических исследований, 19 (5–6), 307–318.

Экстраверсия и интроверсия. (2017). Колумбийская электронная энциклопедия, 6-е издание , 1.

Фрэнсис, Л.Дж., Крейг, К.Л., и Роббинс, М. (2008). Взаимосвязь между сортировщиком темперамента Кейрси и сокращенным пересмотренным личностным опросником Айзенка. Журнал индивидуальных различий, 29 (2), 116–120. doi:10.1027/1614–0001.29.2.116

Гетч, В.Л., и Велтум, Л. (2016). Психофизиологические показатели личности. Salem Press Encyclopedia of Health,

Harbeck, KM (2015). Биологические и психологические теории девиантности. Research Starters: Sociology (онлайн-издание),

Hur, Y. (2007). Доказательства неаддитивного генетического воздействия на шкалы личности Айзенка у южнокорейских близнецов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *