Метод анкетирование психологии: Анкетирование как метод психологического исследования

Метод анкетирования

Анкетирование и виды вопросов

Для проведения анкетирования необходимо, чтобы исследователь обладал определенными знаниями и умениями, которые необходимы для того, чтобы разработать анкету, подготовить ее к обсчету, организовать и провести анкетный опрос. Среди основных достоинств данного метода – это возможность быстро собрать достаточно большой объем информации и то, что респонденты обычно сами заполняют анкету.

Ввиду того, что анкета будет состоять из вопросов, то немаловажно дать им характеристику (рисунок 1).

 
Рисунок 1 – Классификация вопросов

Вопросы принято классифицировать по ряду оснований (признаков). По содержанию вопросы бывают о событиях и фактах и вопросы о мнениях и оценках касательно тех или иных событий.

Пример 1

К примеру, вопрос «Лишались ли вы работы в течение последних пяти лет?» будет относиться к первой категории, в то время как вопрос «Какую бы оценку вы поставили результатам собрания акционеров компании?» относится ко второй.

 

В зависимости от функций выделяют вопросы контрольные, основные, фильтрующие, буферные, конкретные, вопросы-ловушки. 

Цель основных вопросов – получить информацию о социальных фактах. Фильтрующие вопросы используют для того, чтобы отсеять некомпетентных респондентов. К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе. Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

Пример 2

К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе. Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

Контрольные вопросы нужны для того, чтобы проверить то, насколько достоверны ответы на основные вопросы. С их помощью можно оценить, является ли получаемая информация качественной.

Зачастую в анкете располагают контрольные и основные вопросы таким образом, чтобы респонденты не смогли понять связь между ними, иначе контролирующая функция не будет выполняться.

Пример 3

К примеру, если основной вопрос «Насколько вы удовлетворены работой?», то в качестве контрольного будет вопрос вроде «Хотите ли вы поменять место работы?».

Буферные вопросы используют для того, чтобы переключить внимание респондента на новый тематический блок вопросов анкеты, а также для того, чтобы нейтрализовать влияние предыдущих вопросов на следующие, снять чувство монотонности.

Пример 4

К примеру, после блока вопросов о том, как человек проводит свой досуг, дается такая формулировка: «Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи на производстве, службе небезразличны для вас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с вами о работе».

Благодаря контактным вопросам можно установить доброжелательные отношения между респондентом и исследователем.

Вопросы-ловушки используют для того, чтобы выявить искренность и добросовестность респондента. Они являются своеобразными «детекторами лжи».

Пример 5

К примеру, при прохождении личностного теса Г. Айзенка, респондент должен ответить на вопросы вроде «Бывали ли у вас мысли, которые вам хотелось бы скрыть», «Случается ли так, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?», «Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?». Если респондент методично дает отрицательный ответ на все вопросы, то его искренность можно поставить под сомнение.

По структуре бывают открытые и закрытые вопросы (таблица 1). 

Таблица 1 – Открытые и закрытые вопросы

Открытые вопросыЗакрытые вопросы
Респондент отвечает на поставленный вопрос сам в произвольной форме В данных вопросах есть перечень вариантов ответов, которые предварительно составил исследователь и из которого респондент выбирает тот, который ему наиболее близок

При разработке закрытых вопросов необходимо соблюдать некоторые правила. Например, количество имеющихся вариантов ответов должно исчерпывать объем вопроса. Также важно сбалансировать шкалу отрицательных и положительных вариантов ответов, чтобы предотвратить смещение в одну из сторон.

Выделяют три вида закрытых вопросов:

  • вопросы с ответом типа «да/нет»;
  • альтернативные вопросы, в которых надо выбрать один ответ из списка предложенных;
  • вопросы-меню, при ответе на которые респондент выбирает несколько ответов одновременно.

Самое главное достоинство открытых вопросов в том, что ответы на них нерегламентированные. Открытые вопросы принято использовать, если все варианты ответов невозможно предусмотреть. В ответах на открытые вопросы часто встречаются внезапные и неожиданные суждения.

Однако, при этом у открытых вопросов есть свои недостатки:

  • респондент может вольно проинтерпретировать заданный вопрос и тогда социолог получит информацию, не отражающую цель и задачи исследования;
  • социолог может исказить полученную информацию в процессе ее обработки;
  • открытые вопросы технически сложно обрабатывать и это занимает много времени;
  • отвечать на открытые вопросы сложнее, чем на закрытые, поэтому часто респонденты могут оставить их без ответа.

На практике видно, что количество отказов отвечать на открытые вопросы может достигать около 70%, что значительно искажает выборку. Более того, респонденты часто могут быть недостаточно добросовестны при ответе на открытый вопрос и отвечают первое, что приходит им в голову, не обращая внимание на сущность вопроса. Поэтому при обработке можно встретить большое количество непродуманных и случайных ответов, от которых напрямую зависит качество полученной информации. 

Главное достоинство закрытых вопросов в том, что их интерпретация строга и однозначна, а также их легко и быстро обрабатывать. Именно поэтому в большинстве анкет исследователи предпочитают использовать закрытые вопросы. Несмотря на это у них также есть свои недостатки. К примеру, возможны случаи, когда ни один из предложенных исследователем ответов не соответствует мнению респондента. Данная ситуация вынуждает респондента выбрать один из вариантов и, как результат, исследователь получает некорректную информацию, которая неадекватна истинному мнению респондента и реальному положению вещей.

Вышеизложенное говорит о том, что нельзя говорить, что закрытые вопросы лучше, чем открытые и наоборот. Каждый из представленных видов вопросов имеет свои достоинства и недостатки, а также свою собственную сферу применения. Вопросы, которые предполагают ответы «да/нет» нет смысла делать открытыми, однако, есть и такие вопросы, которые невозможно «закрыть». К примеру, «Какие книги вы читаете».

У социологов широко распространены и приобрели большую популярность полузакрытые вопросы, в которых после перечня вариантов ответов следует открытый вариант, который дает респонденту возможность ответить «Другое» или «Напишите свой вариант ответа». Такие вопросы позволяют исследователю расширить набор вариантов ответов, а респонденту – ответить так, как он считает нужным. 

В зависимости от формы выделяют прожективные (косвенные) вопросы и прямые (таблица 2).

Таблица 2 – Косвенные и прямые вопросы

Прямые вопросы Прожективные вопросыБезличные вопросы
Направлены на существо ситуации и обращены к самому респонденту – «Знаете ли вы…», «Ваше мнение по поводу…» и т. д.В вопросах данного типа ситуацию предполагают и моделируют: «Предположим, что вы временно остались без работы. Вернулись ли вы на предыдущее место?» Вопросы типа «Некоторые считают, что… а как думаете вы?»

На практике видно, что респонденты предпочитают косвенные безличные вопросы, чем прямые личные. Особенно это касается выявления мнения, которое серьезно отличается от общепринятого или широко распространенного.

Общая композиция анкеты

Анкета – это не механическая совокупность вопросов. У нее есть своя структура, которая состоит из трех частей: вводной, основной, паспортички.

Во вводной части обращаются к опрашиваемому и указывают, какая организация проводит опрос, каковы цель и назначение исследования, где будут использоваться полученные результаты. Обычно также подчеркивают важность личного участия опрашиваемых в опросе, гарантируется анонимность и указываются основные правила заполнения анкеты.  

В основную часть анкеты входят вопросы, которые могут быть разбиты на блоки. Вопросы нацелены на то, чтобы получить информацию, необходимую исследователям. В начале анкеты ставят более интересные и доходчивые вопросы, для того, чтобы расположить респондентов к сотрудничеству. Затем идут более сложные вопросы, которые направлены на то, чтобы выяснить установки, мнения и оценки респондентов. 

В паспортичке принято указывать сведения о респонденте – его пол, возраст, место учебы или работы, образование. Ее располагают в конце анкеты, однако могут помещать и в начале.

В конце составления анкеты ее проверяют на логику и соответствие критериям качества. Окончательное решение о качестве составленной анкеты выносится после пробного (пилотажного) исследования.

Виды анкетирования

В современных социологических исследованиях используются несколько видов анкетирования, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Виды анкетирования

Раздаточное анкетированиеПочтовое анкетированиеПрессовое анкетирование
Оно является наиболее распространенным. Респондент получает анкету из рук исследователя. Это наиболее надежный вид анкетирования и он дает наибольшую гарантию на добросовестность заполнения анкет, а также на то, что они вернутся в руки социолога. Распространение анкет почтой. Главный его недостаток – низкий процент возврата.Анкеты публикуются в печати. Недостаток – так же, как и в почтовом анкетировании, процент возврата анкет очень низкий.

Методы психологии. Опрос и тестирование

КАТЕГОРИИ:

Главная
Случайная страница
Познавательное
Новые статьи
Контакты


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Методы психологии. Наблюдение и эксперимент.

Традиционно методы исследования подразделяют на основные и вспомогательные. В психологии, как и в любой науке, к основным методам относят наблюдение и эксперимент, а к вспомогательным – тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности и т.п.

Наблюдение заключается в преднамеренном систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений.

Научное наблюдение предполагает четко поставленную цель, подробно разработанный план, исходную гипотезу, которая в ходе наблюдения подтверждается или опровергается. К недостаткам метода наблюдения относят то обстоятельство, что нельзя повторно произвести с достаточной точностью условия, в которых велось наблюдение, а также невозможность их варьирования.

Экспериментом называют метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Экспериментатор сам вызывает изучаемое явление, а не ждет, когда оно спонтанно проявит себя. Он может варьировать количественные соотношения отдельных факторов и получать данные, допускающие математическую обработку.

Существенное отличие метода наблюдения от метода эксперимента состоит в том, что эксперимент предполагает организованное и контролируемое воздействие на исследуемое качество психической реальности, тогда как наблюдение это категорически запрещает и ориентирует исследователя на пассивное присутствие.

Опрос обычно определяют как метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном контакте между респондентом (отвечающим) и исследователем. Все такого рода методики делятся на две группы – анкетирование и интервью. Их отличия – в форме контакта с опрашиваемым. Анкетирование предполагает наличие письменного оформления всех вопросов анкеты, с которыми работает респондент. Интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Процедура тестирования обладает рядом достоинств: она не требует больших временных затрат, способ обработки полученных данных достаточно прост. К недостаткам тестирования относят невозможность предсказать дальнейший ход развития испытуемого. Имеются целые батареи тестов, позволяющих получать информацию об особенностях испытуемого, например, его самооценке, уровне притязаний, об особенностях мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер, об уровне развития познавательных процессов и т.д.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 3671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Борьба с негативным мышлением с помощью сократовских вопросов Рэйчел Фаннелл, LMFT

13. 12.2020

0 комментариев

 

Что такое сократовское вопрошание?
Метод Сократа часто называют краеугольным камнем когнитивно-поведенческой терапии. Он задает серию сфокусированных, открытых вопросов, которые побуждают к размышлению. Этот метод создает проницательные точки зрения и помогает определить положительные действия. Это вдумчивый диалог с самим собой или между двумя или более людьми. Вы часто будете видеть, как он используется в консультировании, чтобы помочь выявить глубокие ценности и убеждения, которые формируют и поддерживают то, что мы думаем и говорим. Каждый вопрос задается с искренним любопытством, чтобы помочь вам увидеть более широкую картину.
В когнитивно-поведенческой терапии основное внимание уделяется изменению мышления человека для облегчения эмоциональных и поведенческих изменений. Сократовские вопросы могут помочь вам идентифицировать и определить проблему, определить влияние ваших убеждений и мыслей и изучить значение событий. Осознав свои убеждения и мысли, вы сможете при необходимости скорректировать свое мышление или поведение.

Как задавать сократовские вопросы:
    Сократовские вопросы лучше проводить с другим человеком, например, с терапевтом, но их также можно проводить и самостоятельно. Однако важно убедиться, что вы находитесь в правильном настроении. Вам должно быть искренне любопытно определить свои истинные мысли и чувства по поводу рассматриваемого вопроса, а также быть честным с самим собой.
    Сократовский опрос следует следующим шагам:

  1. Поймите убеждение: четко изложите свое убеждение, мысль, аргумент
  2. Ищите доказательства: задавайте себе открытые вопросы, чтобы получить дополнительные знания и выявить предположения, неправильные представления, несоответствия и противоречия.
  3. Бросьте вызов своим предположениям: если выявлены противоречия, несоответствия, исключения или контрпримеры, попросите себя либо проигнорировать убеждение/мысль, либо сформулировать ее более точно.
  4. При необходимости повторите процесс еще раз.
Зачем использовать сократовские вопросы?:
    Часто мы можем застрять в наших негативных, бесполезных мыслях, что может привести к депрессии и беспокойству. Наши мысли влияют на то, как мы себя чувствуем и, в конечном счете, на то, как мы себя ведем. Если вы обнаружите, что боретесь со своими чувствами и поведением, то пересмотр того, как вы думаете, поможет вам изменить свои чувства и поведение. Как и во всем, ключом к успеху является практика, которая поможет этому образу мышления стать более естественным и менее затратным по времени.

Ниже приведены конкретные вопросы, которые следует задать себе, чтобы определить, как вы на самом деле относитесь к чему-либо.

Вопросы, касающиеся первоначального вопроса или проблемы    
Что важного в этом вопросе?
Это простой вопрос?
Почему ты так думаешь?
Какие выводы я могу сделать из этого вопроса?
Есть ли еще один важный вопрос, вытекающий из этого?

Вопросы о предположениях    
Почему кто-то предположил, что X?
Что я здесь предполагаю?
Есть ли здесь другое предположение?
 
​Вопросы точки зрения    
Существуют ли альтернативные точки зрения?
Что мог подумать тот, кто думал X?
Как бы отреагировал другой человек и почему?

Уточняющие вопросы    
Что вы имеете в виду, когда говорите X?
Можете ли вы перефразировать и объяснить по-другому?
Что здесь главное?
Можете ли вы расширить эту точку дальше?

Вопросы о последствиях    
Как вы думаете, почему это так?
Нужна ли какая-либо другая информация?
Что привело вас к такому убеждению?
Есть ли основания сомневаться в доказательствах?

Вопросы доказательств и рассуждений    
Можете ли вы привести пример?
Как вы думаете, почему это так?
Нужна ли какая-либо другая информация?
Что привело вас к такому убеждению?
Есть ли основания сомневаться в доказательствах?

Вопросы о происхождении    
Вы слышали это где-то еще?
Вы всегда так себя чувствовали?
Что заставило вас так себя чувствовать?

Дополнительные вопросы:
Какая негативная мысль подлежит сомнению?
Каковы доказательства этой мысли? Против этого?
Я основываю эту мысль на фактах или чувствах?
Является ли эта мысль черно-белой, когда реальность сложнее?
Мог ли я неправильно истолковать улики?
Делаю ли я какие-то предположения?
Я смотрю на все доказательства или только на то, что поддерживает мою мысль?
Является ли моя мысль вероятным сценарием или это наихудший сценарий?

Справочная
https://positivepsychology. com/socratic-questioning/


0 комментариев

Метод Сократа — IResearchNet

Метод Сократа может быть полезным инструментом для многих форм психологического лечения и может быть включен во многие школы консультирования и психотерапии. Назван в честь известного философа Сократа, жившего в Древней Греции (469 г.-399 г. до н.э.) и который искал ответы на основные философские вопросы посредством диалога, метод Сократа часто ссылается на опору на вопросы, чтобы направлять ход диалога в несколько предопределенной манере. Однако лучше всего рассматривать сократовский метод как состоящий из следующих ключевых компонентов: систематические вопросы, индуктивное рассуждение, универсальные определения, отказ от знания, самосовершенствование и поощрение добродетели.

Систематический опрос означает использование серии вопросов для подробного изучения темы. Вопросы могут следовать различным грамматическим форматам, но все они направлены на то, чтобы подтолкнуть клиента к изучению идей, мнений и убеждений с новой точки зрения. Большинство вопросов предназначены для поощрения независимого мышления и рационального решения проблем. Клиентам рекомендуется подходить к трудным ситуациям, исследовать различные альтернативы и предвидеть последствия различных вариантов реагирования. Систематические вопросы могут облегчить процесс самостоятельного открытия для клиента.

Индуктивное рассуждение предполагает поиск общих ответов, часто основанных на обзоре конкретных событий.

Индуктивное рассуждение может включать использование аналогий для расширения текущих знаний посредством сравнений с аналогичными явлениями. Кроме того, индуктивное рассуждение может исследовать различные причинные факторы, чтобы определить истинную основную причину события.

Универсальные определения относятся к общим ответам, применимым ко всем случаям во все времена. Сократ искал значение основных вопросов, таких как красота, добро или мужество. Что касается консультирования и психотерапии, универсальные определения могут служить основой для решения широких вопросов в лечении. Терапевтический диалог может исследовать значение различных поведенческих ярлыков (например, «агрессивный» ребенок), оценочных стандартов (например, «хороший» брак) и абстрактных качеств (например, «настоящая дружба»). На сеансе терапевты и клиенты могут обсуждать общие определения, конкретные примеры и потенциальные ограничения существующих взглядов. Ограниченные или ошибочные определения разбираются, опровергаются и заменяются более полезной терминологией.

Концепция отказа от знания отражает осознание Сократом собственных ограничений, часто называемое сократовским невежеством. Точно так же терапевтам полезно признать, что их терапевтические навыки и профессиональные знания находятся в области психологии и консультирования. Клиент остается экспертом по своей собственной жизни, друзьям и субъективным переживаниям. Когда и терапевт, и клиент уважают пределы своих знаний, терапия, скорее всего, будет включать настоящее совместное исследование.

Компонент самосовершенствования обеспечивает основу для Сократовского метода. Клиентов осторожно поощряют к тому, чтобы они больше узнали о себе и других, приняли свои сильные стороны и ограничения и научились регулировать свои желания и эмоции. Саморегуляция опирается на логику и разум, чтобы контролировать более примитивные желания.

Поощрение добродетели является центральной целью сократовского метода. Сократ исследовал общие вопросы, связанные с пятью основными добродетелями: мудростью, мужеством, справедливостью, умеренностью и благочестием. Точно так же терапевтам может быть полезно выйти за рамки специфики контроля над привычками и уменьшения симптомов и вместо этого сосредоточиться на культивировании долгосрочных качеств внутри клиента. Способствуя добродетельному поведению у клиентов, терапевт может стремиться к общим и устойчивым изменениям, которые помогают уменьшить симптомы и способствуют просоциальному поведению.

Метод Сократа применяется на сеансах психотерапии, обсуждениях в классе и клиническом наблюдении. При правильном использовании метод Сократа может улучшить совместное исследование, которое обеспечивает прочную основу для эффективного психологического лечения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *