Метод дедукции шерлока холмса обучение: НОУ ИНТУИТ | Лекция | Дедуктивный метод Шерлока Холмса

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Дедуктивный метод Шерлока Холмса

Ключевые слова: поиск, ПО, вывод, ключ, программирование, компьютер, программа, деятельность

Смотреть на youtube || на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком

Дедуктивный метод Шерлока Холмса

Когда совершается преступление, то начинается поиск тех или того, кто совершил это преступление. Найти виновного и доказать его вину, доказать, что обвиняемый человек не виновен, — важнейшие задачи, стоящие перед следователями, адвокатами, судьями. От их работы зависят судьбы людей.

Художественная литература, такие авторы как: Эдгар По, Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Эрл Гарднер создали замечательные примеры талантливых сыщиков и адвокатов. Но и в этой плеяде замечательных сыщиков, несомненно, выделяется фигура Шерлока Холмса с его дедуктивным методом расследования. Шерлок Холмс, как никто иной мог находить на первый взгляд малозначительные факты, ускользающие от внимания других сыщиков, и путем дедукции делать правильные выводы, приводящие к решению задачи поиска виновного.

Холмс объяснял своему другу и биографу Ватсону, что поверить в истинность окончательного вывода невероятно трудно. Если же предъявить каждый шаг вывода, то все становится «элементарно, Ватсон».

Рассказы о Шерлоке Холмсе нужно читать, я же приведу лишь краткое изложение одного случая, демонстрирующего метод Холмса, из рассказа «Знак четырех». Ватсон дает Холмсу свои часы и просит сказать, какие выводы может сделать Холмс из осмотра часов. Вот что говорит Холмс после осмотра:

intuit.ru/2010/edi»>

«Если я ошибусь, поправьте меня, пожалуйста, Ватсон. Так вот, часы, по-моему, принадлежали вашему старшему брату, а он унаследовал их от отца. Ваш брат был человек беспорядочный, легкомысленный и неаккуратный. Он унаследовал приличное состояние, перед ним было будущее. Но он все промотал, жил в бедности, хотя порой ему и улыбалась фортуна. В конце концов, он спился и умер».

Ватсон был поражен:

«Это, Холмс, в высшей степени некрасиво с вашей стороны. Вы каким-то образом проведали о судьбе моего несчастного брата, а теперь делаете вид, что вам это стало известно каким-то чудом только сейчас. Я никогда не поверю, что все это рассказали вам какие-то старые часы! Это жестоко и, уж если на то пошло, отдает шарлатанством!».

Холмс уверил Ватсона, что он ничего не знал о его брате до осмотра часов, но сделанные им выводы – не просто догадка:

«Я никогда не гадаю. Очень дурная привычка, поскольку действует гибельно на способность логически мыслить. Вы поражены, потому что не видите хода моих мыслей, а мелкие факты для вас не существуют. А ведь именно на них, как правило, строится рассуждение».

Все оказалось «элементарно», когда Холмс рассказал, как он пришел к своим выводам. Вот некоторые пояснения Холмса. Часы имели гравировку «G. W», что позволило Холмсу предположить, что эти часы были куплены одним из членов семьи Ватсона. По времени изготовления они могли принадлежать отцу Ватсона.

По традиции семейные драгоценности передаются от отца к старшему сыну, так что после смерти отца им владел старший брат Ватсона. Он был неряшлив, поскольку на крышке часов есть вмятины, свидетельствующих о небрежном отношении к драгоценной вещи. Отметки на внутренней стороне крышки часов позволили Холмсу установить, что часы неоднократно сдавались в залог и выкупались, отсюда и следовал вывод о том, что брат промотал состояние, но фортуна иногда улыбалась ему, позволяя выкупить часы. Многочисленные царапины в тех местах, где вставляется ключ для завода часов, позволили Холмсу сделать вывод о том, что руки владельца часов часто тряслись, а, следовательно, он много пил. Брат умер, поскольку теперь часами владеет Ватсон.

Согласно Аристотелю, выводы Холмса, вытекающие из его наблюдений, не являются истиной, а лишь мнением Холмса, истиной с некоторой степенью вероятности. Об этом говорит и сам Холмс, но Ватсон подтвердил, что все выводы Холмса абсолютно справедливы.

Школа Шерлока Холмса, или дедуктивный метод на уроках истории и …

Школа Шерлока Холмса, или дедуктивный метод на уроках истории и …

Одной из целей ФГОС при формировании познавательных УУД учащихся является формирование и развитие умений определять понятия, создавать суждения, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические построения в виде суждений и умозаключений, делать выводы.

Все эти умения относятся к универсальным методам научного познания, собственно говоря там, именно с овладения этими методами начинается настоящая наука. Структурными компонентами всякой науки являются понятия, которые должны быть обобщены определённой системой категорий.

Понятия в большей части наших учебников существуют в уже готовом, сформулированном виде. Мы порой требуем от детей их заучивания, так как в книге, не всегда разбирая его на составляющие части, выявляя родовые и видовые признаки, хотя это могло бы дать колоссальную поддержку ребёнку не только для понимания, но и усвоения этого понятия.

Задуматься над этой проблемой меня заставили курсы Валентины Лазаревны Зориной по системе диалектического обучения. Не могу сказать, что я стала работать в системе, так как одних курсов для понимания всё-таки мало, но совершенно точно, на многие вещи в работе над уроками я стала смотреть совершенно по-другому. Например, мне стало понятно, почему, при всей гуманитарной направленности моих предметов( история и обществознание), мне гораздо проще и легче работать с математическими классами. Ларчик открылся совершенно просто: именно у детей в этих классах развито логическое мышление, что для изучения предмета обществознание, совершенно бесценно.

Но не всегда учителю выпадает удача работать с классом где логическое мышление развито у большей части учащихся. Чаще всего всё как раз наоборот, и эту сторону мышления можно и нужно развивать на уроках. Большую помощь здесь может оказать известный дедуктивный метод Шерлока Холмса, описанный Конан Дойлем.

Дедукция представляет собой особый метод мышления, основанный на умении выстраивать из общей картины выводить мелкие частные заключения. Как этим пользовался всем известный легендарный герой Шерлок Холмс? Дедуктивный метод Шерлока Холмса можно описать одной фразой, которую детектив произнес в «Этюде в багровых тонах»: «Всякая жизнь – это огромная цепь причин и следствий, и природу ее мы можем познать по одному звену». Бесспорно, в жизни все происходит хаотично и порой непредсказуемо, но, несмотря на это, навыки, которыми обладал сыщик, помогали ему раскрывать даже самые запутанные преступления. Но мне, как учителю, то и надо, чтобы мои ученики смогли увидеть эти самые связи, смогли понять и по крупицам восстановить истинный ход событий!

Дедукция играет большую роль в формировании логического мышления, способствуя развитию у учащихся умения использовать уже известные знания при усвоении новых, логически обосновывать те или иные конкретные положения, доказывая правильность своих мыслей. Дедукция воспитывает подход к каждому конкретному случаю как звену в цепи явлений, учит рассматривать их во взаимосвязи друг с другом.

Овладение дедукцией раскрывает учащимся объективные связи и отношения между изучаемыми фактами и явлениями. Дедукция помогает применять имеющиеся у учащихся знания на практике, использовать общие теоретические положения, носящие часто абстрактный характер, к конкретным явлениям, с которыми учащимся приходится сталкиваться в жизни, в учебной деятельности.

Ну а теперь немного логической теории.

Дедукция (лат. deductio – выведение) – метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Цепь умозаключений (рассуждений), где звенья (высказывания) связаны между собой логическими выводами.

Началом (посылками) дедукции являются аксиомы или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом – следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и её следствия. Дедукция – основное средство логического доказательства.

  1. Все люди смертны.

  2. Сократ– человек.

  3. Следовательно, Сократ смертен.

Дедуктивные умозаключения особенно подробно исследовались в средневековой логике. На современном уроке дедуктивный метод можно и нужно применять рассматривая темы, где необходимо проследить причинно-следственные связи. Кроме того, давая сложное определение, которое запомнить трудно не только с первого, но и со второго раза, можно, воспользовавшись дедукцией, разобрать его на составляющие части, выделив родовые и видовые признаки. Проще будет и понять и запомнить даже самым слабым ученикам.

Давайте попробуем на практике применить данный метод, исследуя тему « Внешняя политика России на Дальнем Востоке накануне Русско-японской войны 1904-1905 гг».

Посылками для исследования я предлагаю следующие:

  1. Любая война начинается из-за неразрешённых противоречий между государствами.

  2. Между Россией и Японией в 1904 году началась война.

  3. Следовательно… (умозаключение выводят сами учащиеся) Между Россией и Японией были неразрешённые противоречия.

Справедливо ли наше утверждение нам помогут выяснить документы, иллюстрирующие ряд исторических событий, а именно:

  • Тексты договоров между Российской империей, Китаем (Дайцинской империей), и Японской империей.

  • Контракт на строительство КВЖД и мемуары её строительстве и об аренде Ляодунского полуострова

  • Телеграммы и депеши об участии России в подавлении восстания «ихэтуаней»

  • Выдержки из писем и дневников, характеризующие расстановку сил внутри российского правительства.

  • Манифесты о начале войны императоров Николая II и Мацухито Мейдзи.

Каждая группа работает со своей частью документов по предложенным вопросам

Вопросы 1 группе:

  1. Оцените, как изменились взаимоотношения между Россией и Японией с 1855 до 1896 гг. ?

  2. Предположите, какие территории могли стать спорными между государствами и почему?

Вопросы 2 группе:

  1. Оцените выгоды договора 8 для России и Китая, как вы думаете, можно ли говорить о взаимовыгодном сотрудничестве двух стран?

  2. Почему А.Н. Куропаткин называет строительство КВЖД авантюрой С.Ю. Витте? Какие опасности предвидят оба политика?

Вопросы к 3 группе:

  1. Предположите, почему Россия столь активно участвовала в подавлении восстания ихэтуаней?

  2. Какая главная задача ставится перед русскими войсками? Можно ли считать эти меры оккупацией Россией Манчжурии?

Вопросы к 4 группе:

  1. Чем отличались позиции В.К. Плеве и А.Н. Куропаткина по вопросам внутренней и внешней политики?

  2. Почему, на Ваш взгляд император Германии Вильгельм II подталкивает российского императора к активным действиям на Дальнем Востоке?

Для поиска ответов на вопросы используйте не только тексты документов 22,23,24,25,но и сноски под документами

Вопросы к 5 группе:

  1. В чём суть взаимных обвинений предъявленных в манифестах императоров России и Японии?

  2. Почему, начиная и вступая в войну оба правителя говорят собственном миролюбии?

Работа всех групп суммируется в таблицу, которая группирует противоречия между странами и позволяет учащимся самостоятельно сформулировать вывод, какие противоречия стали причинами русско-японской войны. Кроме того, анализ документов позволяет вывести учащихся и на следующую тему урока «Первая русская революция», так как именно она стала прямым следствием войны.

Напоследок читаю необходимым предупредить. При данном приёме работы очень важно следить за истинностью посылок, так как ложная посылка приводит к ложным умозаключениям

Елена Витальевна Васильева учитель истории и обществознания МАОУ лицей № 12 г. Красноярск

Сила индуктивного мышления

Вымышленный персонаж частного детектива Шерлок Холмс входит в грязную обшарпанную комнату, обнесенную желтой полицейской лентой. Внутри на полу лежит мертвая женщина. Другие детективы британской полиции, осмотревшие тело до прибытия Шерлока Холмса, пришли к выводу, что женщина покончила жизнь самоубийством, основываясь на своих дедуктивных рассуждениях. Холмс думает иначе. Шерлок Холмс никогда не использует дедуктивные рассуждения, чтобы помочь ему в раскрытии преступления. Вместо этого он использует индуктивное рассуждение.

Так какая разница? Дедуктивное рассуждение начинается с гипотезы, которая исследует факты, а затем приходит к логическому заключению. С точки зрения математики, подумайте об этом так: A=B, B=C, следовательно, A=C. Чтобы дедуктивное рассуждение работало, гипотеза должна быть верной. Индуктивное рассуждение начинается с наблюдений, которые приводят к обобщениям и теориям.

Вот разбивка:

Вычет: Теория к гипотезе к наблюдению к подтверждению

Индукция: Наблюдение к схеме к гипотезе к теории

В этом случае Шерлок Холмс использовал индуктивное рассуждение. Он наблюдал за происходящим и заметил, что некоторые украшения на теле женщины были недавно очищены, за исключением ее обручального кольца. Это заставило его задать вопрос: Почему? Зачем ей чистить все, кроме обручального кольца? Холмс убедил, что женщина не покончила жизнь самоубийством. Отчасти из-за того, что она ехала в Лондон на один день, она упаковала сумку на ночь и провела тайную встречу перед возвращением домой. Тайная встреча и обручальное кольцо позволили Холмсу продолжать исследовать неочевидное, задавая вопросы по ходу дела, но так и не сформулировав окончательного мнения. Шерлок Холмс ведет себя как надоедливый ребенок, который постоянно спрашивает: Почему. «почему» накладываются друг на друга, и вскоре они позволяют Холмсу сформировать шаблон, чтобы прийти к гипотезе, а затем к окончательной теории.

Британский писатель сэр Артур Конан Дойл создал персонажа Шерлока Холмса, чтобы он стал лучшим сыщиком в мире, видя неочевидное на каждом месте преступления. В отличие от вымышленных супергероев, Дойл не наделил Холмса особыми способностями — только силой индукции. Нам всем нужно сформировать собственный процесс наблюдения за ситуациями, используя силу индуктивного мышления. Надо чаще спрашивать почему. Нам нужно перестать делать ложные выводы, а затем собирать данные, которые подкрепят наши решения.

Мы все не можем думать как Шерлок Холмс. Тем не менее, мы можем попытаться использовать индуктивное рассуждение, чтобы помочь нам в нашем ежедневном принятии решений.

Пожалуйста, перешлите это письмо своим друзьям и близким. Подпишитесь на @TheDaily_Coach в Twitter делать выводы, как Шерлок Холмс 9 советов, как делать выводы, как Шерлок Холмс

Перейти к

  1. Основное содержание
  2. Поиск
  3. Счет
Значок поискаУвеличительное стекло. Это означает: «Нажмите, чтобы выполнить поиск».

Рынки США Загрузка… ЧАС М С В новостях

Значок шеврона указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие варианты навигации. ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА Стратегия

Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо. Читать в приложении Скриншот BBC

С момента своего первого появления в 1887 году Шерлок Холмс превратился в индустрию — Книга рекордов Гиннесса отмечает его как самого часто играемого киногероя в истории, где эту роль сыграло около 200 актеров — и метафору ясного мышления.

Книга психолога Марии Конниковой «Вдохновитель: как думать как Шерлок Холмс» раскрывает Холмсов метод исследования на языке когнитивной науки.

Из ее исследования мы посмотрим, как любой человек может наблюдать и делать выводы, как вымышленный детектив.

Обратите внимание на детали.

Холмс и Ватсон, повешение. Викисклад

Когда Холмс впервые встретился с доктором Ватсоном, который вскоре стал его партнером в раскрытии преступлений, детектив сделал определенное и небрежное заявление: «Я так понимаю, вы были в Афганистане».

Ответ Ватсона: «Откуда вы это знаете?»

Холмс, естественно, сделал вывод:

«Я

знал , что вы приехали из Афганистана…

Последовательность рассуждений шла так: «Вот джентльмен медицинского типа, но с видом военного. Значит, военный врач. Он только что приехал из тропиков, потому что лицо у него смуглое, и это не естественный оттенок его кожи, потому что у него светлые запястья. Он перенес лишения и болезни, как говорит его изможденное лицо ясно. Его левая рука была повреждена. Он держит ее жестко и неестественно. Где в тропиках английский армейский врач мог испытать столько лишений и получить ранение в руку? Очевидно, в Афганистане».0003

Это глубокое наблюдение, говорит Конникова. Холмс видит у своего нового знакомого симптомы тропиков, болезней и травм и может видеть, как они сочетаются друг с другом, — выводя свою личную историю из его внешности.

Мы можем научиться тому же, научившись обращать внимание.

Обратите внимание на основы.

Когда Холмс классно шутит, что решение дела «элементарно», он не просто отвергает детективную работу как легкую. Скорее, он говорит о элементах, основах ситуации.

Холмс говорит:

«Прежде чем обратиться к тем моральным и умственным аспектам вопроса, которые представляют наибольшие трудности, пусть исследователь начнет с изучения более элементарных проблем».

Как физик начинает с законов, имеющих отношение к проблеме, детектив начинает с фактов дела, прежде чем добавлять интерпретацию.

«Каков бы ни был конкретный вопрос, вы должны определить и сформулировать его в уме как можно конкретнее — а затем заполнить его прошлым опытом и нынешним наблюдением», — пишет Конникова.

«Как предостерегает Холмс Лестрата и Грегсона, когда два детектива не замечают сходства между расследуемым убийством и более ранним делом: «Нет ничего нового под солнцем. Все это было сделано раньше».

Использовать все ваши чувства.

ромер / flickr

В романе «Собака Баскервилей» Холмс собирает улики, не просто читая все, что может найти, но задействуя все свои чувства.

Как он говорит Ватсону: 

«Возможно, вам припомнится, что когда я исследовал бумагу, на которой были напечатаны слова, я внимательно осмотрел водяной знак. При этом я удерживал его в течение нескольких дюймах от моих глаз и ощущал слабый запах аромата, известного как белый жасмин. Существует семьдесят пять духов, что крайне необходимо для того, чтобы эксперт по уголовным делам мог отличить их друг от друга, а случаев насчитывается более однажды в моем собственном опыте зависело от их быстрого узнавания. Запах указывал на присутствие дамы, и мои мысли уже начали обращаться к Стэплтонам. Таким образом, я убедился в собаке и угадал преступника еще до того, как мы отправились в западную страну».

Хотя нам не нужно идти и запоминать запах 75 духов, говорит Конникова, мы не должны пренебрегать нашими чувствами — поскольку они влияют на наши решения способами, о которых мы даже не догадываемся.

Будьте «активно-пассивными», когда разговариваете с кем-то.

Скриншот BBC / Шерлок

Когда Холмс кого-то слушает или воспринимает, он не возится со своим iPhone.

Взгляд Конниковой: 

«Холмс… все свои способности направляет на предмет наблюдения… Слушает, по привычке, «с закрытыми глазами и кончиками пальцев вместе». … Его не будут отвлекать никакие другие задачи. Как пассивные наблюдатели, мы не делаем ничего другого, мы сосредоточены на наблюдении».

Мы узнали, что слушать — это не просто слышать слова, которые говорят люди. Вместо этого нам нужно наблюдать за всем выражением лица человека, чтобы получить всю невербальную информацию, которая передается, но которую так легко игнорировать.

Дайте себе дистанцию.

REUTERS/Интс Калниньш

Когда Холмс имеет дело с особенно сложным делом, он занимается другим делом, например, игрой на скрипке или курением трубки.

Самые сложные дела — «проблемы с тремя трубами».

Из «Лиги рыжих»: 

«Курить, — ответил (Холмс). — Это проблема с тремя трубками, и я умоляю вас не разговаривать со мной в течение пятидесяти минут». Он свернулся в кресле, подтянув худые колени к ястребиному носу, и сидел с закрытыми глазами и высунутой из него черной глиняной трубкой, как клюв какой-то странной птицы. что он уже заснул и даже кивал себе, как вдруг вскочил со стула жестом человека, который решился, и положил трубку на каминную полку.

Ссылаясь на результаты психологических исследований, Конникова утверждает, что курение трубки является для Холмса способом конструктивно отвлечься от мыслей. Точно так же, как игра на скрипке помогает сыщику разобраться в своих мыслях, упаковка и выкуривание трубки помогает найти решение — найти одолжение воображению, делая что-то со своим телом.

По тем же причинам у нас появляются идеи на прогулках.

 

Произнесите это вслух.

Холмс и Ватсон, разговаривают. капитанкоболд / Flickr

Холмс обо всем рассказывает Ватсону.

говорит , помогает, говорит Холмс. «Ничто так не проясняет дело, как изложение его другому человеку».

По мнению Конниковой, это фантастическое средство для раскрытия случая: вниз ваше мышление «.

Поэтому, когда вы сталкиваетесь с особенно запутанной загадкой — например, как организовать проект или стоит ли вам сменить работу — болтовня с вашим другом об этом вынуждает вас провести инвентаризацию событий, что поможет вам раскрыть дело.

Адаптироваться к ситуации.

Скриншот Шерлока Конникова говорит, что

Холмс — не универсальный сыщик. Он адаптирует свой подход к конкретному случаю.

Когда Холмс встречает потенциального источника информации, он составляет его или ее профиль, ища любое преимущество, которое может быть сообщено их внешностью.

Он рассказывает Ватсону, как он выудил подробности у азартного игрока, намеренно проигравшего ему пари: его кармане, вы всегда можете выиграть у него пари … Я осмелюсь сказать, что, если бы я положил перед ним 100 фунтов стерлингов, этот человек не дал бы мне такой полной информации, которую он получил от него. идея, что он делает мне пари».

Холмс, непревзойденный дедуктор, считывает привычки людей по их внешности — навык, которому может научиться каждый из нас.

Найдите тишину.

Динамоскито/flickr

Если вы все время занимаетесь поиском, вам нужно делать перерывы. Это не просто отдых; ключ в том, чтобы позволить вашему разуму отфильтровывать важные наблюдения от несущественных. Отсюда потребность в одиночестве.

Важность одиночества не ускользнула от внимания Ватсона, который пишет о своем друге: , построил альтернативные теории, сопоставил одну с другой и решил, какие пункты были существенными, а какие несущественным».

Конникова говорит, что для тебя мир не рухнет. Вот почему вам нужно искать собственное «спокойствие ума», чтобы вы могли обдумывать прошлые действия и планы на будущее, повышая свою креативность и здравомыслие.

Управляйте своей энергией.

Викисклад

Холмс знал, как предотвратить послеобеденное застолье: не терять энергию на пищеварение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *