Метод мысленного эксперимента: Эксперимент мысленный – Гуманитарный портал

словарные статьи. «Эксперимент» (И. С. Алексеев)

Словарные статьи по системному анализу

Словарь

«Эксперимент» (И. С. Алексеев)

Книги

Лекции

Статьи

Презентации

И. С. Алексеев

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Эксперимент, метод исследования возник в естествознании нового времени (У. Гильберт, Г. Галилей). Впервые он получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию экспериментов. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение эмпирического и теоретического знания. Преодоление односторонности этих направлений, начатое немецкой классической философией, нашло завершение в диалектическом материализме, в котором тезис о единстве теоретической и экспериментальной деятельности является конкретным выражением общего положения о единстве чувственного и рационального, эмпирических и теоретических уровней в процессе познания.

Современная наука использует разнообразные виды эксперимента. В сфере фундаментальных исследований простейший тип эксперимента — качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Более сложен измерительный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства объекта. Еще один тип эксперимента, находящий широкое применение в фундаментальных исследованиях — так называемый мысленный эксперимент. Относясь к области теоретического знания, он представляет собой систему мысленных, практически не осуществимых процедур, проводимых над идеальными объектами. Будучи теоретическими моделями реальных ситуаций, мысленные эксперименты проводятся в целях выяснения согласованности основных принципов теории. В области прикладных исследований применяются все указанные виды эксперимента. Их задача — проверка конкретных теоретических моделей. Для прикладных наук специфичен модельный эксперимент, который ставится на материальных моделях, воспроизводящих существ, черты исследуемой природной ситуации или технического устройства. Он тесно связан с производственным экспериментом. Для обработки результатов экспериментов применяются методы математической статистики, специальная отрасль которой исследует принципы анализа и планирования эксперимента.

С 20-х гг. 20 в. развиваются социальные эксперименты. Они способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления. Поэтому социальный эксперимент, выполняя познавательную функцию, относится к сфере управления обществом. Объект социального эксперимента, в роли которого выступает определенная группа людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого необходимо считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию. Содержание и процедуры социальных экспериментов обусловлены также правовыми и моральными нормами общества.

Литература:

  1. Сивоконь П. Е., Методологические проблемы естественнонаучного эксперимента, М., 1968;
  2. Рывкина Р. В., Винокур А. В., Социальный эксперимент, Новосиб., 1968;
  3. Макаревичус К., Место мысленного эксперимента в познании, М., 1971;
  4. Налимов В. В., Теория эксперимента, М., 1971;
  5. Храмович М. А., Научный эксперимент, его место и роль в познании, Минск, 1972;
  6. Капица П. Л., Эксперимент, теория, практика, М., 1974;
  7. Тригг Дж. Л., Решающие эксперименты в современной физике, пер. с англ., М., 1974;
  8. Dingler Н., Übeг die Geschichte und das Wesen des Experimentes, Münch. , 1952;
  9. Experinnent und Erfahrung in Wissenschaft und Kunst, Freiburg — Münch., 1963;
  10. Siebel W., Die Logik des Experiments in den Sozialwissenschaften, B., 1965;
  11. Parthey H., Wahl D., Die experimentelle Methode in Natur- und Gesellschaftswissenschaften, B., 1966.

© Виктор Сафронов, 2006–2017

Пользовательское соглашение | RSS | Поддержать проект | Благодарности

Персональный сайт — Мысленный эксперимент и мысленные образцы экспериментов

Мысленный эксперимент и мысленные образцы экспериментов.

Верификация и фальсификация гипотез позволяет ввести такой критерий различения как мысленные и реализованные эксперименты.

Фальсификация, т.е. отвержение гипотезы как неверной, м.б. основана не только на реально проводимом эксперименте, но и путем содержательно-логич. доводов при интерпретации ожидаемых зависимостей. Верификация, т.е. принятие гипотезы как соответствующей реальности, возможна только на основе полученных эмпирических данных, т. е. в реальном эксперименте.

Реальный (реализованный) эксперимент — проводимый с целью получить эмпирические доводы в пользу или против предполагаемого в содержательной гипотезе понимания психологич. закономерности. Ему противопоставляется мысленный эксперимент, который позволяет предполагать получение тех или иных данных при управляемых экспериментальных воздействиях, но эти предположения не реализуются в предметной деятельности исследователя. Мысленный эксперимент направлен на обоснование определенного решения о виде и механизмах предполагаемой закономерной связи между НП и ЗП. В мысленном эксперименте – реализация определенного пути к выводам о зависимости, в реальном – несколько путей (минимум, три).

Преимущество мысленных экспериментов – возможность предполагать установление зависимости в отсутствие смешений. Здесь не нужен реальный контроль смешений, можно предположить идеальные условия и мысленно моделировать изучаемые базисные процессы в любых показателях их проявлений (даже если нет реальных методик). Здесь нет необходимости соотносить рез-т действия НП с оценкой внутренней и операциональной валидности.

Следует разводить понятия «мысленный эксперимент» и «мысленный образец эксперимента». Мысленный эксперимент:

1) принятый норматив размышлений на всех этапах проверки гипотезы;

2) МЭ в контексте использования психологом мысленных образцов с целью контроля угроз выводу об эмпирич. зависимости;

3) МЭ – эксперимент, кот. нереализуем из-за отсутствия ср-в операционализации переменных.

В первых двух случаях путь мысленного экспериментирования – это обсуждение экспериментальной модели, задающей интересующую связь между переменными. Третий случай – «нереальный эксперимент». Гипотезы, проверяемые в МЭ: каузальные, структурно-функциональные.

Функции мысленного эксперимента: планирование, обоснование и оценка валидности реально проводимых экспериментов.

Мысленные образцы эксперимента – это критерии, в отношении к которым обсуждаются разные аспекты валидности реально проводимых исследований.

1. Идеальный (на ЗП влияют только ур-ни НП,др.изменений нет, нет ПП) – внутренняя валидность

2. Бесконечный (внутренняя валидность)

3. Полного соответствия (для оценивания внешней валидности)

4. Безупречный (синтез трех предыдущих)

Проведение мысленных экспериментов | Философский метод: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPhilosophical Method: очень краткое введение Очень краткое введениеИстория западной философииКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPhilosophical Method: очень краткое введение Очень краткое введениеИстория западной философииКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Williamson, Timothy,

‘Downing Experiments’

,

Философский метод: очень короткое введение

, очень короткие введения

(

Oxford,

2020;

онлайн онлайн, онлайн, Эдн.

Oxford Academic

, 20 августа 2020 г.

), https://doi.org/10.1093/actrade/9780198810001.003.0005,

, по состоянию на 7 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPhilosophical Method: очень краткое введение Очень краткое введениеИстория западной философииКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPhilosophical Method: очень краткое введение Очень краткое введениеИстория западной философииКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Возможна разумная истинная вера без знания, но знание — это не только обоснованная истинная вера — так что же это такое? «Проведение мысленных экспериментов» исследует, как люди используют свое воображение и интуицию для решения философских проблем в воображаемых сценариях.

Мысленные эксперименты сыграли важную роль в новейшей моральной философии. Иногда мысленные эксперименты проводятся в реальной жизни, а некоторые можно только вообразить. Задача состоит в том, чтобы придумать сценарий, достаточно интересный, чтобы его можно было доказать. Полностью воображая что-то, мы знаем, что это возможно, но воображение не безошибочно. Что, если мы все вынесем один и тот же вердикт мысленному эксперименту, но ошиблись?

Ключевые слова: моральная философия, мысленные эксперименты, философские проблемы, воображаемые сценарии, разумная истинная вера

Предмет

История западной философии

Серия

Краткие введения

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Мысленные эксперименты и философский метод


Начните вводить запрос выше и нажмите клавишу возврата для поиска. Нажмите Esc для отмены.

В интервью в 3:am Magazine Ричард Маршалл давит на Филипа Китчера (Колумбия) по поводу его критики

априорных подходов к философии, основанных на мысленном эксперименте. Маршалл говорит, что критика точки зрения Китчера заключается в том, что она «положит конец многим типичным философским исследованиям». Китчер отвечает:

Мысленные эксперименты работают тогда и только тогда, когда они задействуют когнитивные способности, которые могут достоверно сделать сделанные выводы. Когда поставленный вопрос неточен, ваш мысленный эксперимент, как правило, бесполезен. Но еще более важным является тот факт, что упрощенные сценарии, которые любят многие философы, просто не соответствуют нашим интеллектуальным способностям. История по указке исключает те виды реакций, которые у нас естественны в описываемой ситуации. Подумайте о задаче о тележке, в которой вас просят решить, столкнуть ли толстяка с моста. Если вы вообразите себя — серьезно вообразите себя — в такой ситуации, вы оглянетесь вокруг в поисках альтернативы, подумаете о том, чтобы поговорить с толстяком, вызваться прыгать с ним и т.

д. и т. д. Ничего из этого не разрешено. Таким образом, вам предлагается вынужденный выбор, по поводу которого большинство людей, которых я знаю, глубоко обеспокоены. Предоставленные «данные» — это всего лишь доказательство низкого качества, об использовании которого беспокоился бы любой авторитетный следователь. (Мне нравится фундаментальная идея Джошуа Грина исследовать реакцию людей, но мне бы хотелось, чтобы он задавал им вопросы получше.)

Философы любят обращаться к своей «интуиции» в отношении этих головоломок. Кажется, они думают, что у них есть доступ к маленьким крупицам мудрости. Нам всем было бы намного лучше, если бы фраза «Моя интуиция…» была заменена фразой: «Учитывая мои развитые психологические адаптации и мою отличительную инкультурацию, столкнувшись с этим запутанным сценарием, я обнаруживаю, что более или менее неуверенно склонен сказать: …» Возможно, бывают случаи, когда падежи выявляют какую-то ранее незамеченную грань значения слова. Но для такого прагматика, как я, важные вопросы касаются слов, которые мы можем использовать для достижения наших целей, а не языка, который мы на самом деле используем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *