как метод исследования, виды экспериментов
Эксперимент – это один из доступных научному мировоззрению методов познания окружающей реальности, обоснованный принципами повторимости и доказательности. Этот метод строится индивидуально в зависимости от выбранной области, на основании теорий или выдвинутых гипотез и происходит в специально контролируемых или управляемых условиях, удовлетворяющих запросу исследования. Стратегия эксперимента предполагает целенаправленно выстроенное наблюдение за выбранным явлением или объектом в заранее определенных гипотезой условиях. В психологической отрасли эксперимент предусматривает совместное взаимодействие экспериментатора и обследуемого, направленное на выполнение разработанных предварительно экспериментальных заданий и изучение возможных изменений и взаимосвязей.
Эксперимент относится к разделу эмпирических методов и выступает критерием истинности установленного явления, поскольку безоговорочным условием построения экспериментальных процессов является их повторная воспроизводимость.
Эксперимент в психологии используется как основной способ изменения (в терапевтической практике) и исследования (в науке) реальности, и имеет традиционное планирование (при одной неизвестной переменной) и факторное (когда неизвестных переменных несколько). В случае, когда исследуемое явление или его область представляются недостаточно исследованными, применяется пилотажный эксперимент, помогающий уточнить дальнейшее направление построения гипотез.
Отличается от исследовательского метода наблюдения и невмешательства активным взаимодействием с объектом изучения, намеренным вызыванием изучаемого явления, возможностью изменения условий процесса, количественного соотношения параметров и включает в себя статистическую обработку данных. Возможность контролированного изменения условий или составляющих эксперимента позволяет исследователю более глубоко изучить явление или заметить ранее не выявленные закономерности. Основная трудность применения и оценки достоверности экспериментального метода в психологии заключается в частой включенности экспериментатора во взаимодействие или общение с испытуемыми и косвенным образом, под воздействием подсознательных мотивов, может оказать влияние на результаты и поведение обследуемого.
Эксперимент, как метод исследования
При изучении явлений возможно использование нескольких видов методов: активные (эксперименты) и пассивные (наблюдение, архивное и биографическое исследование).
Метод эксперимента подразумевает под собой активное влияние или вызывание исследуемого процесса, присутствие основной и контрольной (максимально схожая с основной, но не подвергающаяся влиянию) экспериментальных групп. По своему смысловому назначению выделяют исследовательский эксперимент (при неизвестности наличия взаимосвязи между выбранными параметрами) и подтверждающий (когда взаимосвязь переменных установлена, но необходимо выявить характер этой связи). Для построения практического исследования необходимо изначальное формулирование определений и изучаемой проблемы, постановка гипотез, последующая их проверка. Полученные результативные данные обрабатывают и интерпретируют, используя методы матстатистики, учитывающей особенности переменных и выборок испытуемых.
Отличительными чертами экспериментального изучения являются: искусственная самостоятельная организация условий для активизации или появления определенного изучаемого психологического факта, возможность изменять условия и устранять некоторые из влияющих факторов.
Все построение экспериментальных условий сводится к определению взаимодействия переменных: зависимой, независимой и побочных. Под независимой переменной понимается то условие или явление, которое может варьировать или изменять экспериментатор (выбранное время суток, предлагаемая задача), чтобы проследить его дальнейшее влияние на зависимую переменную (слова или ответные на стимул действия испытуемого), т.е. параметров другого явления. В ходе определения переменных важно обозначить и конкретизировать их так, чтобы они поддавались регистрации и анализу.
Помимо качеств конкретности и регистрируемости, должно быть соответствие валидности и надежности, т.е. тенденция сохранять устойчивость показателей ее регистрируемости и сохранении полученных показателей только при условиях, повторяющих экспериментальные, касательно выбранной гипотезы. Побочными переменными являются все факторы, которые косвенным образом влияют на результаты или течение эксперимента, будь то освещение или уровень бодрости испытуемого.
Метод эксперимента обладает рядом преимуществ, среди которых повторяемость изучаемого явления, имеющаяся возможность влиять на результаты путем изменения переменных, возможность выбора начала осуществления эксперимента. Это единственный метод, дающий наиболее достоверные результаты. Среди причин критики данного метода находится непостоянность, спонтанность и уникальность психики, а также субъект-субъектные отношения, которые своим наличием не совпадают с научными правилами. Еще одной негативной характеристикой метода является то, что условия лишь частично воспроизводят реальность, и соответственно подтверждение и стопроцентное воспроизведение полученных в лабораторных условиях результатов в условиях реальности не возможно.
Виды экспериментов
Однозначной классификации экспериментов нет, так как понятие состоит из множества характеристик, на основании выбора которых и строится дальнейшее разграничение.
На этапах постановки гипотезы, когда еще не определены методы и выборки, стоит проводить мысленный эксперимент, где учитывая теоретические предпосылки, ученые проводят воображаемое исследование, стремящееся к обнаружению противоречий внутри используемой теории, несопоставимость концепций и постулатов. В мысленном эксперименте исследуются не сами явления с практической стороны, а имеющаяся теоретическая информация о них. Построение реального эксперимента включает в себя планомерное манипулирование переменными, их коррекция и выбор в реальности.
Лабораторный эксперимент присутствует при искусственном воссоздании специальных, организующих необходимую обстановку условий, при наличии аппаратуры и инструкции, определяющей действия испытуемого, сами испытуемые осознают свое участие в методе, но от них могут утаивать гипотезу, для получения независимых результатов. При такой постановке возможен максимальный контроль переменных, но полученные данные тяжело сопоставимы с реальной жизнью.
Естественный (полевой) или квазиэксперимент происходит, когда исследование проводится непосредственно в группе, где не возможна полная корректировка необходимых показателей, в естественных для выбранной социальной общности условиях. Используется для изучения взаимовлияния переменных в реальных жизненных условиях, происходит в несколько этапов: анализ поведения или отзывов исследуемого, фиксация полученных наблюдений, анализ результатов, составление полученной характеристики исследуемого.
В психологической исследовательской деятельности наблюдается применение в одном исследовании констатирующего и формирующего эксперимента. Констатирующий определяет наличие явления или функции, тогда как формирующий проводит анализ изменения данных показателей после этапа обучения или иного влияния на выбранные гипотезой факторы.
При постановке нескольких гипотез применяется критический эксперимент, для подтверждения истинности одной из выдвинутых версий, при этом остальные признаются опровергнутыми (для реализации нужна высокая степень разработки теоретической базы, а также довольно сложное планирование самой постановки).
Проведение эксперимента актуально при проверке пробных гипотез, выбора дальнейшего хода исследования. Такой проверочный метод называется пилотажным, проводится при подключении меньшей выборки, чем при полном эксперименте, с меньшим внимаем к анализу деталей результатов, и стремится выявить лишь общие тенденции и закономерности.
Так же эксперименты различают по количеству информации, доступной испытуемому о самих условиях исследования. Выделяют эксперименты, где испытуемый владеет полной информацией о ходе исследования, те, где некоторая информация утаивается, те, где испытуемый не знает о проводимом эксперименте.
По полученным результатам различают групповые (полученные данные характерны и актуальны для описания явлений, присущих определенной группе) и индивидуальные (данные, описывающие конкретную личность) эксперименты.
Психологические эксперименты
Эксперимент в психологии имеет отличительную особенность от особенностей его проведения в других науках, поскольку объект исследования имеет собственную субъектность, что может вносить определенный процент влияния, как на ход изучения, так и на результаты исследования. Основная задача, которая ставится перед психологическим экспериментом – вывести на обозримую поверхность сокрытые внутри психики процессы. Для достоверности передачи такой информации требуется полный контроль максимального количества переменных.
Понятие эксперимента в психологии, помимо исследовательской сферы, используется в психотерапевтической практике, когда происходит искусственная постановка актуальных для личности проблем, для углубления переживаний или проработки внутреннего состояния.
Первые шаги на пути экспериментальной деятельности заключаются в установлении определенных взаимоотношений с испытуемыми, определение особенностей выборки. Далее испытуемые получают инструкцию для выполнения, содержащую описание хронологичности порядка выполняемых действий, изложенную максимально подробно и в лаконичной форме.
Этапы осуществления психологического эксперимента:
— постановка проблемы и выведение гипотезы;
— анализ литературных и теоретических данных по выбранной проблематике;
— выбор экспериментального инструмента, позволяющего как управлять зависимой переменной, так и регистрировать изменения независимой;
— формирование релевантной выборки и групп испытуемых;
— проведение экспериментальных опытов или диагностики;
— сбор и статистическая обработка данных;
— интерпретация результатов исследования, составление выводов.
Проведение психологического опыта привлекает к себе внимание социума значительно чаще, чем экспериментирование в других областях, так как затрагивает не только научные понятия, но также этическую сторону вопроса, ведь при постановке условий и наблюдений экспериментатор непосредственно вмешивается и влияет на жизнь испытуемого.
Существует несколько всемирно известных экспериментов, касающихся особенностей поведенческих детерминант человека, часть из которых признаны антигуманными.Хоторнский эксперимент возник вследствие снижения производительности работников одного предприятия, после чего были предприняты диагностические методы по выявлению причин. Результаты исследования показали, что производительность зависит от занимаемого социального положения и роли человека, а те работники, которые попали в группу испытуемых, начали работать лучше лишь от осознания факта участия в эксперименте и того, что на них направленно внимание работодателя и исследователей.
Эксперимент Милгрэма был направлен на установление количества боли, которое может нанести человек другим, абсолютно невинным, если это входит в их обязанности. Участвовало несколько людей – сам испытуемый, начальник, который отдавал ему приказ в случае ошибки направлять на провинившегося разряд электрического тока и непосредственно тот, кому предназначалось наказание (эту роль выполнял актер).
Эксперимент Рингельмана устанавливал изменение уровня производительности в зависимости от количества человек, привлеченных к выполнению задачи. Оказалось, что чем больше человек участвует в выполнении работы, тем ниже производительность каждого и группы в целом. Это дает основания утверждать, что при осознаваемой индивидуальной ответственности есть стремление максимально выложиться в стараниях, тогда как при групповой работе можно переложить на другого.
«Чудовищный» эксперимент, который некоторое время успешно скрывали его авторы, опасаясь наказания, был направлен на изучение силы внушения. В его ходе двум группам детей из интерната говорили об их навыках: первую группу хвалили, а вторую постоянно критиковали, указывая на недостатки в речи. В дальнейшем у детей из второй группы, ранее не сталкивавшихся с речевыми затруднениями, начали развиваться дефекты речи, некоторые из которых сохранились до конца жизни.
Есть еще много других экспериментов, где вопросы морали не были учтены авторами, и, несмотря на предполагаемую научную ценность и открытия, восхищение не вызывают.
Эксперимент в психологии имеет своим назначением изучение психических особенностей для улучшения его жизни, оптимизации работы и борьбы со страхами и поэтому первоочередным требованием к разработке методов исследований является их этичность, ведь результаты экспериментальных опытов могут вызвать необратимые изменения, изменяющие последующую жизнь человека.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Вопрос 7. Метод эксперимента в психологии. Виды эксперимента.
Эксперимент в психологии – это особый опыт, который проводится в специальных условиях с целью получения новых знаний, путем вмешательства исследователя в жизни того, кто согласился на испытания. Это полноценное исследование, которое соответствует изменению некоторых факторов с целью проследить результаты изменений. В широком понимании метод эксперимента в психологии может включать в себя дополнительно опрос и тестирование.
Особенности эксперимента в психологии
Стоит отметить, что сами по себе наблюдение и эксперимент в психологии имеют значительные отличия от экспериментов в других областях науки. В данном случае всегда существует вероятность того, что в результате получится исследование вовсе не того объекта, который представлял собой конечную цель.
Например, когда химик изучает свойства вещества, он точно знает, с чем имеет дело. А вот психика человека не поддается конструктивным наблюдениям, и о деятельности ее судят исключительно по ее проявлениям. Т.е. реакцию психики предугадать невозможно. Например, экспериментатор хочет узнать, как влияет на психику свечение того или иного оттенка, а психика испытуемые реагирует не на это, а на личное отношение к экспериментатору. Именно поэтому само понятие эксперимента в психологии очень сложно и многогранно.
Виды эксперимента в психологии
Сам по себе такой метод исследования в психологии, как эксперимент, подразделяется на лабораторные, естественные и формирующие эксперименты. Роме этого, возможно подразделение на пилотажное исследование (первичное) и собственно эксперимент. Они могут быть как явными, так и со скрытой целью. Рассмотрим их все.
По способу проведения различают следующие типы экспериментов в психологии:
лабораторный эксперимент. Это наиболее престижный, уважаемые, и вместе с тем распространенный вид эксперимента. В нем доступно максимально точное управление переменными — как зависимыми, так и независимыми.
естественный (полевой) эксперимент. Это самый необычный эксперимент, поскольку он проводится в обычной жизни. Т.е. по факту практически никаких перемен не происходит, и экспериментатор практически не вмешивается, но в то же время наблюдение проходит.
формирующий (психолого-педагогический) эксперимент. В данном случае человек или группа людей принимают участие в обучении с целью формировании неких навыков или качеств. В данном случае, если результат оказывается сформирован, нет необходимости гадать, почему произошли перемены – эксперимент считается успешным.
Кроме этого, существует деление на явные и скрытые эксперименты. Это влияет на уровень осознанности эксперимента со стороны испытуемого.
Явный эксперимент — испытуемому даны исчерпывающие сведения обо всех целях и задачах, которые ставит перед собой данное исследование.
Промежуточный вариант – испытуемому дается лишь какая-то необходимая часть информации, другая же часть либо утаивается, либо искажается.
Скрытый эксперимент — испытуемому неизвестно зачастую не только о целях эксперимента, но и вообще о самом его факте.
Таким образом, исследования проводятся самыми разными способами. Одни из них наиболее пригодны для изучения поведения взрослых людей, иные идеальны для рассмотрения особенностей детей. Кстати, именно на детской аудитории чаще всего приводятся скрытые эксперименты, поскольку дети нередко склонны замыкаться и менять свое поведение, если им сообщить все напрямую. Таким образом, скрытый эксперимент не является чем-то из области обмана – это необходимая мера для получения адекватных результатов. Вопрос 8. Вспомогательные методы психологии: опрос, анкетирование, беседа, биографический метод, изучение продуктов деятельности, метод текстов.
Опрос — может быть устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).
Беседа — один из распространенных психологических методов, особенно необходим при определении профессиональных качеств работника, выявлении особенностей мотивации работника данной специальности, оценке качества рабочих мест.
При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна:
строиться по заранее продуманному плану;
проводиться в атмосфере взаимного доверия, носить характер
свободного диалога, а не допроса;
исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения.
Важным требованием к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфеденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.
Анкетирование — наиболее удобный и дешевый по сравнению с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей.
При анкетировании работник сохраняет анонимность, поэтому он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет получить данные в короткие сроки и от большого количества людей, причем в форе, доступной для машинной обработки.
Для повышения уровня достоверности данных анкетированию должна предшествовать предварительная организационная работа: беседа о целях и порядке анкетирования: вопросы анкеты должны быть ясными и конкретными; анкета должна быть четко структурирована с выделением основных разделов. Сегодня при анкетировании возможно использование таких современных технологических методов, как рассылка вопросов по электронной почте, через Интернет. Эти технологии в значительной мере ускоряют получение и практическое использование нужных данных.
Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.
Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.
Метод анализа продуктов деятельности.
Результаты деятельности людей – это созданные ими книги, картины, архитектурные проекты, изобретения и т.п. По ним можно судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенную в эту деятельность психических процессах и качествах. Анализ продуктов деятельности имеет большое значение и для науки и для практики. Так школьный психолог, к которому родители или учитель обращаются по поводу неуспеваемости ученик, может получить ценную информацию из тетрадей школьника, анализируя выполнение им классных и домашних работ, того, как он списывает с доски и как пишет сочинения. Сделанные им выводы могут быть ценным дополнением к диагностическому обследованию, проводимому другими методами. Наиболее важное значение имеет результат самостоятельной деятельности детей, особенно рисунки, созданные ребенком по замыслу. Так, детские рисунки послужили многим исследователям материалом для выводов о разных сторонах психического развития ребенка. В них выражаются особенности восприятия детей и складывающихся у них представлений об изображаемых предметах. Например, по рисункам можно видеть, какую роль в образовании представлений о предметах играют собственные действия ребенка с этими предметами: обычно в рисунках подчеркиваются те особенности, с которыми ребенок познакомился в процессе действия. Детские рисунки дают возможность в известной мере судить и об уровне умственного развития их авторов. Изучение результатов деятельности не показывает, как ребенок разработал над получением того или иного продукта. Следовательно, продукты деятельности дают достаточно достоверный материал в том случае, если их изучение сочетается с наблюдением за процессом их создания.
Эксперименты – Методы социальной психологии
Перейти к содержимому
Экспериментальный метод часто предпочтительнее в исследованиях поведения, потому что правильно спланированный эксперимент может позволить сделать выводы о причинно-следственных связях. Многие исследования в социальной психологии являются экспериментами. Эти типы исследований могут проводиться в лабораторных условиях или в естественных условиях.
Основные компоненты эксперимента следующие. Во-первых, экспериментаторы будут манипулировать одной или несколькими переменными. Любая переменная, которой мы манипулируем, называется независимой переменной. Переменная (или фактор) имеет как минимум два различных условия. Чтобы быть настоящим экспериментом, участники должны быть случайным образом распределены по условиям.
Во-вторых, есть по крайней мере один ответ или результат, который мы измеряем. Реакция, которую мы измеряем, называется зависимой переменной.
Например, если мы хотим проверить, заставляет ли шум людей вести себя агрессивно, нам нужно как минимум два уровня шума. Одним из уровней шумовой переменной может быть отсутствие шума или предположительно приятный шум, например тихая музыка. Другим уровнем будет громкий или раздражающий шум.
Это элементы базового эксперимента. Используйте пример исследования шума, чтобы завершить схему базового эксперимента. Перетащите элементы исследования в нужное место на диаграмме.
В этом примере также возникает проблема, которая применима ко всем типам методов. Мы должны определить или ввести в действие переменные, которые мы используем в любом исследовании. Шум можно определить разными способами. Исследователь должен показать, почему конкретное определение шума является подходящим. Попробуйте следующий сценарий, предлагающий несколько вариантов определения того, как операционализировать шум.
Примеры из исследования
Исследование Шины Айенгар изучало выбор и его последствия. В нескольких исследованиях Айенгара и Леппера (2000) изучалось, что происходит, когда доступно больше или меньше вариантов.
Айенгар и Леппер (2000) Исследование 1
Айенгар и Леппер обнаружили марку джема (Wilkin and Sons), которая на момент проведения исследования насчитывала 28 разновидностей. Им также удалось добиться от магазина согласия на установку стола, за которым предлагались образцы.
Процедура была следующей:
Покупатели столкнулись с одним из двух дисплеев. На столе было либо 6 (условие ограниченного выбора), либо 24 (условие расширенного выбора) различных джемов. В каждую из двух суббот дисплеи менялись каждый час… (Айенгар и Леппер, 2000, стр. 9).97).
Всем, кто подходил к столу с образцами, давали купон на скидку 1 доллар на банку варенья. Купоны были закодированы, чтобы указать условия, которым подвергается покупатель, и предполагаемый пол покупателя. Подтверждая идею о том, что чем больше вариантов, тем лучше, можно сказать, что покупатели, увидевшие стол с 6 вариантами выбора, с большей вероятностью купят банку варенья, чем покупатели, увидевшие стол с 24 вариантами.
Айенгар и Леппер (2000) Исследование 2
Следующее исследование в этой статье может представлять особый интерес для учащихся, так как в нем сравнивалось влияние выбора на выполнение учащимися дополнительного задания. Студентам было назначено условие задания по разделам курса, в которых было дано 6 или 30 вариантов тем для задания. [1] Было проведено сравнение числа учащихся, сдавших задание, и выяснилось, что больший процент учащихся в условии с 6 вариантами ответов сдал задание (74%), чем в условии с 30 вариантами ответов (60%) .
Примечание по этике в этом исследовании. Все учащиеся получали обещанные 2 дополнительных балла, если выполняли задание. Хотя задания также оценивались по качеству, выполнение задания не имело значения для дополнительного балла — он использовался только как одна из зависимых переменных в эксперименте.
Айенгар и Леппер (1999) Исследование 1
В своем выступлении на TED, посвященном выбранному ею исследованию, Айенгар описала исследование с участием детей. (Воспроизвести первые 20 минут видео.)
Это исследование не только дает еще один пример эксперимента с манипулируемой (независимой) переменной, но также включает неманипулируемую переменную, метод, который мы обсудим в следующей главе.
Айенгар и Леппер (1999) резюмировали результаты следующим образом:
…успеваемость и внутренняя мотивация обеих групп детей были значительно выше в условиях личного выбора, чем в традиционном условии выбора экспериментатора…. результаты также показали, что американские дети азиатского происхождения на самом деле показали лучшие результаты и, похоже, им понравилось
задание больше всего в условии выбора мамы (стр. 354-355).
- Хотя из статьи не совсем ясно, кажется, что разделы были распределены случайным образом по состоянию, но это распределение было сделано для каждого помощника преподавателя, который руководил разделами декламации. ↵
Лицензия
Методы социальной психологии Copyright © Маргарет Л. Синьорелла и Дженнифер Кройл. Все права защищены.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Экспериментальные методы в психологии — Центр психологии
В области психологии есть три экспериментальных метода; Лабораторные, полевые и натурные эксперименты. Каждый из экспериментальных методов имеет разные характеристики в отношении; манипулирование IV, контроль электромобилей и возможность точно воспроизвести исследование точно таким же образом.
Метод | Описание метода | Сильные стороны | Слабые стороны |
Лабораторный эксперимент | (+) Высокий уровень контроля, исследователи могут контролировать внутривенные и потенциальные электромобили. Это сила, потому что исследователи могут установить причинно-следственную связь, и существует высокая внутренняя достоверность. (+) Благодаря высокому уровню контроля это означает, что лабораторный эксперимент может быть воспроизведен точно таким же образом в точно таких же условиях. Это сильная сторона, поскольку это означает, что надежность исследования может быть оценена (т. е. надежное исследование будет давать одни и те же результаты снова и снова). | (-) Низкая экологическая обоснованность. Лабораторный эксперимент проходит в неестественной, искусственной обстановке. В результате участники могут вести себя неестественным образом. Это недостаток, потому что это означает, что эксперимент может не измерять поведение в реальной жизни. (-) Еще одним недостатком является высокая вероятность востребованности характеристик. Например, поскольку лабораторная обстановка дает участникам понять, что они принимают участие в исследовании, это может заставить их каким-то образом изменить свое поведение. Например, участник эксперимента с памятью может сознательно помнить меньше в одном экспериментальном условии, если он думает, что экспериментатор ожидает от него этого, чтобы не испортить результаты. Это проблема, потому что это означает, что результаты не отражают реальную жизнь, поскольку они реагируют на характеристики спроса, а не только на независимую переменную. | |
Полевой эксперимент | · Реальная обстановка · Экспериментатор может управлять IV· Экспериментатор не имеет контроля над EV (например, погодой и т. д.)· Например, исследование альтруистического поведения имело марионетку ( актер) инсценировали обвал в метро и зафиксировали, сколько прохожих остановилось, чтобы помочь. | (+) Высокая экологичность. Из-за того, что полевой эксперимент проходит в реальных условиях, участники не подозревают, что за ними наблюдают, и поэтому с большей вероятностью будут вести себя естественно. Это сила, потому что это означает, что поведение участников будет отражать их поведение в реальной жизни. (+) Еще одна сильная сторона заключается в том, что меньше шансов на характеристики спроса. Например, поскольку исследование представляет собой задачу из реальной жизни в естественной среде, маловероятно, что участники изменят свое поведение в ответ на характеристики спроса. Это положительно, потому что это означает, что результаты отражают реальную жизнь, поскольку они не реагируют на характеристики спроса, а только на независимую переменную. | (-) Низкая степень контроля над переменными. Например, внешние переменные, такие как погода (если исследование проводится на открытом воздухе), уровень шума или температура, труднее контролировать, если исследование проводится за пределами лаборатории. Это проблематично, потому что существует большая вероятность того, что посторонние переменные повлияют на поведение участников, что снижает внутреннюю достоверность экспериментов и затрудняет установление причинно-следственных связей. (-) Трудно воспроизвести. Например, если исследование проводится на открытом воздухе, погода может меняться между исследованиями и влиять на поведение участников. Это проблема, потому что это снижает вероятность того, что одни и те же результаты будут получены снова и снова, и, следовательно, может снизить надежность эксперимента. |
Естественный эксперимент | · Реальная обстановка · Экспериментатор не может контролировать электромобили или внутривенное вливание · В/в происходит естественным образом · Например, глядя на изменения уровня агрессии после введения телевизора . Введение ТВ — это естественный IV, а ДВ — изменения агрессии (сравнение уровней агрессии до и после введения ТВ). | сильные стороны натурного эксперимента точно такие же, как и сильные стороны полевого эксперимента: (+) высокая экологическая достоверность благодаря тому факту, что исследование проводится в естественных условиях и, следовательно, отражает реальные -Жизненное естественное поведение. |