Метод синектика: синектика • 101 метод развития креативности

Метод синектики как средство развития креативности учащихся

В статье поднята проблема возможности формирования компетенции будущего — креативности — посредством метода синектики. Автор провел анализ современной образовательной ситуации, а также определил главную цель педагога XXI века. В результате был сделан вывод о целесообразности развития креативности, предложены универсальные педагогические приемы метода синектики.

Новые технологии, глобализация, демографические проблемы изменили общество — знаний о некоторых фактах недостаточно, чтобы достичь жизненного успеха в современном мире. Каждые десять лет объем информации в мире удваивается, поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня наиболее востребованными. Следовательно, актуальным вызовом современному образованию является формирование особых навыков — навыков XXI века, которые называют «мягкими» навыками, или «гибкими» навыками (компетенциями), или softskills.

Система образования уже сейчас должна успешно справляться с формированием «гибких» компетенций, но эту задачу невозможно решить в отрыве от базового образования. Задания на оценку softskills (критического мышления, поиска решения в условиях заданной жизненной ситуации) присутствуют в ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. В статье «Учебник обществознания как средство формирования soft-skills» кандидат педагогических наук, автор учебников по обществознанию и ведущий эксперт ЕГЭ О.Б. Соболева пишет о недостаточной сформированности мягких навыков для успешности учащихся [3, с. 53]. Соответственно, главная цель современных учителей — обеспечить любому ребенку уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому задача развития soft skills особенно актуальна сегодня. Исследователи образования и работодатели признали наиболее важными для обучения, эффективной работы и жизненного успеха четыре навыка XXI века, или 4К (компетенции будущего): критическое мышление, креативность, коммуникация, координация.

Креативность — или творческое мышление — способность к дивергентному (разнонаправленному) мышлению, включая умение генерировать идеи, быстродействие, гибкость и своеобразие. Креативность может существовать на разных уровнях: подражание (создание идентичной копии), изменение (создание нового качества объекта за счёт изменения одного или нескольких его свойств при сохранении остальных), комбинирование (соединение двух или более объектов в один новый), преобразование (перевод существующего объекта в различные промежуточные формы или в другую форму), создание нового [4, с. 148-153].

Новые веяния времени требуют от педагогов постоянной активной позиции и выхода за рамки традиционных форм, методов обучения и воспитания. Метод синектики является эффективным средством формирования креативности учащихся.

В переводе с греческого языка «синектика» означает «совмещение разнородных элементов». Разработчиком метода является американский исследователь Уильям Гордон, который сформулировал его в 1961 году в книге «Синектика: развитие творческого воображения». В современной педагогике под синектикой понимается метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников [2, с. 258-259]. Обучающиеся выполняют задания с помощью свободного размышления и вдохновения, интуиции, что позволяет активизировать их мыслительную деятельность в отсутствии готовых решений, которые можно списать из учебника или Интернета. Задача учителя — привести учащихся к озарению.

В синектике используются несколько видов аналогий.

1. Реальная (прямая) аналогия. Она является самой простой и предсказуемой, подразумевает очевидное сравнение объектов. Это любая похожесть, основанная на сравнении. Классическим примером прямой аналогии является знакомое из уроков геометрии доказательство подобия треугольников.

Рассмотрим применение приема «Игра с дефинициями (понятиями)» на уроках обществознания.

— Перед вами иллюстрации, сравните: что их объединяет? Найдите сходство.

(политический лидер, источники права, общество как система).

2. Символическая (обобщенная) аналогия. Позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения. Например, урок географии по осадкам может именоваться «слезы Неба».

Приведу пример из опыта работы со сложным для понимания учащихся процессом — работа фондовой биржи. Используем приём «Игра с метафорой». Сравним фондовую биржу с мукомольной ветряной мельницей.

— Без каких элементов невозможно функционирование мельницы? Предложите аналогичные элементы для устройства фондовой биржи.

Энергия ветра

СМИ, слухи, инсайд

Лопасти

Инвесторы (стремятся пополнить свой бюджет в условиях инфляции)

Зёрна

Ценные бумаги (акции, облигации …)

Работники

Брокер / доверительный управляющий

— Догадались, что будет результатом работы нашей мельницы? (Мука — прибыль как для инвесторов, для брокеров, так и для государства в форме налогов).

3. Субъективная (личная) аналогия. Подразумевает собственное видение проблемы через призму своих убеждений и оценок.

— Для меня аналогия фондовой биржи — это пчелиный рой, который первоначально вызывает опасение, но на деле является организованным сообществом.

— Ребята, а какая у вас возникает аналогия?

Учащиеся также предлагали муравейник, паутину.

Результатом применения приемов метода синектики в обществознании является формирование понимания работы фондовой биржи учащимися.

Таким образом, синектика обладает широким практическим применением. Метод можно использовать:

  • при работе с различными источниками информации;
  • на разных этапах урока: актуализации знаний, целеполагания, на этапе закрепления материала;
  • на уроках различного типа: изучения нового материала, закрепления, исследования.

Метод синектики универсален для всех школьных предметов. Например: в физике строение атома представлено по аналогии со строением Солнечной системы, а на уроке изобразительного искусства архитектурный комплекс Кижи можно сравнить с муравейником.

Уникальность метода заключается в том, что не навязываются определенный тип и подход к решению проблемы и поощряется творческая активность и деятельностный подход. Ученики с удовольствием погружаются в творческий процесс, конструируя свои знания. А для учителя всегда есть возможность разобрать сложившуюся картину на составляющие части, и приступить к новому синтезу.

Объективным показателем работы, подтверждающим эффективность данного опыта, является повышение качества знаний на 15 % по темам, которые традиционно вызывали затруднения у учащихся.

Показателем эффективности использования метода синектики служит позитивная рабочая атмосфера на уроке, где как взрослый, так и ребенок чувствует себя комфортно: не боится критики, слишком оригинальных, порой нелепых идей и не боится рисковать. Ведь как говорил Антон Семёнович Макаренко «Отказаться от риска — значит отказаться от творчества».

Литература

  1. Лисовская О.А. Метод синектики как метод развития инновационной активности личности // https://infourok.ru
  2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад М.: Большая российская энциклопедия. 2002.
  3. Соболева О.Б. Учебник обществознания как средство формирования soft-skills // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. №3.
  4. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Точка». 2018.
  5. Челнокова Т.А. Метод синектики в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2011. № 4.

Метод синектики – Конструктор Успеха

Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.

Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму — Synectics Inc. , обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие). В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые — они мягкие и легко принимают форму соседнего листа. Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс — формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.

Метод синектики появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма. Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач). В этом смысле синектика — это профессиональная деятельность, а мозговой штурм — лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.

Виды аналогий метода синектики

  1. Прямая аналогия — это любая похожесть, имеющая отыскиваемые элементы в системах или объектах, которые решают сходные задачи. Прямая аналогия чаще всего – природная или техническая аналогия. Например, прямой аналогией для улучшения методов окраски предметов мебели может быть процесс окрашивания кинопленки, бумаги либо рассмотрение на предмет окраски птиц, цветов или минеральных камней. Ярким примером метода синектики и использования прямых аналогий можно считать изобретение Изамбара Брюнеля — кессонный метод сооружения подводных строений. На это инженера натолкнуло наблюдение за червем-древоточцем, образующем при бурении древесины трубчатый канал.
  2. Символическая аналогия позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения, и заключается в обнаружении парадоксов и конфликтов в привычных и понятных фактах. Данный вид аналогии – это ценный инструмент для обнаружения «обычного в необычном» и наоборот — «необычного в обычном». По сути, он заключается в неожиданном определении предмета (как правило, состоящего из двух слов), показывающем его с интересной и противоречивой стороны. Примером символической аналогии может быть характеристика: храпового механизма как надежной прерывистости; дерева как качающейся твердыни, неподвижного движения или занозистой гладкости; шлифовального круга как точной шероховатости и т. п. Данная аналогия синектики хорошо зарекомендовала себя во многих областях, в том числе в кинематографе и литературе для вскрытия противоречивой сути обрисовываемых явлений или персонажей и отражения ее в названии: «Живые мертвецы», «Сухой лед», «Без вины виноватые» и т.д.
  3. Субъективная или личная аналогия синектики предполагает представление себя рассматриваемым и совершенствуемым предметом (его частью или деталью). Она требует от разработчика способность перевоплотиться, ведь для того, чтобы примерить на себе функции объекта, вжиться в роль неодухотворенного предмета, необходимо обладать ярким воображением. Главная задача личной аналогии — позволить рассмотреть такие нюансы изучаемой проблемы, которые, в силу косности человеческого мышления, не могут быть увидены и прочувствованы при помощи простых размышлений. При этом высказываемые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, здесь главное прочувствовать и заметить новые, не воспринимаемые до этого грани и аспекты, которые невозможно разглядеть, используя логические рассуждения.
  4. Фантастическая аналогия, как и предыдущие синектические аналогии, требует от синекторов наличия развитого креативного мышления и творческой раскованности. Участники представляют себе объекты, предметы и рассматриваемые явления в отрыве от существующих физических законов и воображают их такими, какими хотели бы их видеть, невзирая на реальность. Часто для решения какой-либо задачи, определяя конечный результат, синекторы используют волшебную палочку или другой сказачный атрибут. Можно предположить, что фантасты при написании своих произведений вовсю используют метод синектики и в частности этот вид аналогий.

То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические – это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические — телесные и абстрактны. Однако  об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений.

Формирование синектического коллектива

Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:

  1. Первая — отбор членов группы. Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик.
  2. Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение. В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании, так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи.
  3. Заключительная фаза — внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами.

История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии.

Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры:

  • Обязательная первоначальная абстракция участников от проблем и задач.
  • Сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений.
  • Естественность и непринужденность в обсуждениях, предрасположенность к обыгрыванию и моделированию ситуации.
  • Проявление рациональности в суждениях.

Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии.

Этапы проведения метода синектики

Как и любой другой креативный метод генерации идей, метод синектики состоит из нескольких этапов, которые начиная с момента его создания, постоянно совершенствовались и видоизменялись. Если же брать фазы синектического процесса такими, какими они описаны Уильям Гордоном, в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», выглядят они следующим образом:

  1. Проблема как она дана. Особенность этой фазы заключается в том, что никто (кроме руководителя) из участников синект-сессии не посвящается в конкретные условия задачи и необходимый результат. Считается, что раннее определение задачи не позволит уйти от привычного хода мыслей и затруднит абстрагирование. Здесь просто представляется проблема, явление или объект.
  2. Превращение не знакомого в знакомое. Открываются ранее неоткрытые элементы —  проблема делится на несколько частей и из незнакомой превращается в ряд более обычных задач.
  3. Проблема как она понята. Обдумывается и систематизируется проблема, как она понимается членами группы исходя из того, что получилось на предыдущем этапе.
  4. Оперативные механизмы. На этом этапе идет игра с метафорами, используются аналогии родственные проблеме и проблема, как понятая, раскрывается еще больше.
  5. Из знакомого сделать незнакомое. Это  позволяет рассмотреть проблему уже понятую и осмысленную в новой форме, с иной точки зрения.
  6. Психологическое состояние. Эта фаза подразумевает особое состояние ума к проблеме как она понята, идет размышление над ней. Используются все виды аналогий.
  7. Объединения с проблемой. На этом этапе самая подходящая аналогия сравнивается с проблемой как понятой. Проблема как понятая освобождается от своей старой жесткой формы.
  8. Точка зрения. На этой фазе происходит переход от аналогии к конкретному решению, идее. Идеи переносятся на проблему «как она дана».
  9. Принятие окончательного решения и проведение научно-исследовательских работ. Важным элементом является критическая оценка идей экспертами и доведение ее до практики.

В настоящее время этапы метода синектики упрощены и выглядят более понятно. Хотя на самом деле этот метод очень сложен в применении. Не просто же так обучение синекторских групп длится целый год. Если владелец крупного предприятия решит использовать этот метод, ему так или иначе надо будет найти опытных специалистов, обучающих персонал всем премудростям синектики. Обычный же человек для решения творческих задач может использовать аналогии, являющиеся важным инструментом метода синектики.

Что такое синектика? | Определение из TechTarget

От

  • Участник TechTarget

Синектика — это подход к решению проблем, направленный на развитие творческого мышления, часто среди небольших групп людей с разным опытом и навыками. Этот подход, часто используемый skunkworks и другими кросс-функциональными командами, может помочь членам группы исследовать проблемы; сохранять новую, часто абстрактную информацию; и разрабатывайте творческие решения, отказываясь от существующего мышления. Термин «синектика» происходит от греческого слова «синектикос», что означает приведение разных вещей в единую связь.

Synectics была разработана совместно в 1950-х годах Джорджем М. Принсом и Уильямом Дж. Дж. Гордон, когда они работали в отделе дизайна изобретений Артура Д. Литтла, консалтинговой компании, помогающей компаниям разрабатывать концепции новых продуктов. Принс и Гордон задавались вопросом, почему одни встречи были более продуктивными, чем другие, и полагали, что это связано не столько с участниками, сколько с какой-то неизвестной динамикой. Чтобы понять динамику, они записали на пленку тысячи часов встреч по разработке продуктов и превратили свои наблюдения в методы, которые отражали методы успешных предпринимателей и изобретателей.

Гордон установил три принципа теории синектики: когда люди осознают психологические процессы, влияющие на их поведение, увеличивается творческая отдача; эмоциональная часть творческого поведения затмевает интеллектуальную составляющую; а эмоциональные и иррациональные компоненты следует понимать и использовать как инструменты для повышения творческого результата.

Как и дизайн-мышление, синектика опирается на сильные стороны как правого (мечтателя), так и левого полушария (рассуждающего) и требует, чтобы члены команды чувствовали себя комфортно, живя в условиях сложности и очевидных противоречий. Подход включает в себя мысленное разложение вещей на части и их повторную сборку, чтобы получить новое представление и поиск связей, которые соединяют, казалось бы, несвязанные элементы с помощью аналогии и метафоры; это помогает сделать что-то странное знакомым и наоборот.

Чтобы сеанс планирования был продуктивным, фасилитаторы готовятся к нему, определяя владельцев проблем, определяя их ожидания и гарантируя, что у них есть возможность внедрять новые решения. В процессе поиска решения могут использоваться различные методы или упражнения мозгового штурма. Например, владельца проблемы можно попросить изобразить проблему с точки зрения пожеланий; то есть выражается как «Я хочу …». Затем группа будет генерировать как можно больше подходов к решению или трамплинов, а владелец проблемы выберет наиболее многообещающие трамплины для изучения. Во время сеанса генерации идей фасилитатор отвечает за создание и поддержание атмосферы спекулятивного мышления и открытого вклада, чтобы выявлять разнообразные идеи и защищать участников от критики.

Последнее обновление: апрель 2018 г.

распознавание голоса

Распознавание голоса или говорящего — это способность машины или программы принимать и интерпретировать диктовку или понимать и выполнять голосовые команды.

Сеть

  • Сеть как услуга (NaaS)

    Сеть как услуга, или NaaS, — это бизнес-модель для предоставления корпоративных услуг глобальной сети практически на основе подписки.

  • управление конфигурацией сети (NCM)

    Управление конфигурацией сети — это процесс организации и поддержания информации обо всех компонентах в …

  • уровень представления

    Уровень представления находится на уровне 6 коммуникационной модели взаимодействия открытых систем (OSI) и гарантирует, что …

Безопасность

  • бэкдор (вычисления)

    Бэкдор-атака — это способ доступа к компьютерной системе или зашифрованным данным в обход обычной системы безопасности …

  • Кровотечение

    Heartbleed — уязвимость в некоторых реализациях OpenSSL, криптографической библиотеки с открытым исходным кодом.

  • Что такое управление рисками и почему это важно?

    Управление рисками — это процесс выявления, оценки и контроля угроз капиталу и доходам организации.

ИТ-директор

  • децентрализованная автономная организация (ДАО)

    Децентрализованная автономная организация (ДАО) — это структура управления, использующая технологию блокчейн для автоматизации некоторых аспектов . ..

  • Семантическая сеть

    Семантическая паутина — это концепция связывания данных между веб-страницами, приложениями и файлами.

  • офис управления корпоративными проектами

    Офис управления корпоративными проектами (EPMO) — это подразделение внутри организации, отвечающее за установление приоритетов, стандартов …

HRSoftware

  • командное сотрудничество

    Совместная работа в команде — это подход к общению и управлению проектами, который делает упор на командную работу, новаторское мышление и равенство …

  • самообслуживание сотрудников (ESS)

    Самообслуживание сотрудников (ESS) — это широко используемая технология управления персоналом, которая позволяет сотрудникам выполнять множество связанных с работой …

  • платформа обучения (LXP)

    Платформа обучения (LXP) — это управляемая искусственным интеллектом платформа взаимного обучения, предоставляемая с использованием программного обеспечения как услуги (. ..

Служба поддержки клиентов

  • главный специалист по работе с клиентами (CCO)

    Директор по работе с клиентами или специалист по работе с клиентами отвечает за изучение клиентов, общение с компанией …

  • маркетинг отношений

    Маркетинг отношений — это аспект управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), который фокусируется на лояльности клиентов и долгосрочных …

  • распознавание голоса (распознавание говорящего)

    Распознавание голоса или говорящего — это способность машины или программы принимать и интерпретировать диктовку или понимать и …

Синектика как метод творческого решения проблем

Представьте себе! представляет собой сборник размышлений, рассказов и статей нынешних и бывших сотрудников, клиентов и других партнеров, который проведет читателей через 50 лет Синектики, ее свода знаний и ее влияния на клиентов, организации, сообщества и отдельных лиц. Его редактировали Конни Уильямс, генеральный управляющий партнер и директор по информационным технологиям Synecticsworld, и Винсент Нолан, бывший председатель Synectics Europe и автор многих других книг, в том числе The Innovator’s Handbook (Sphere Books, 19).89).

 

Приведенная ниже статья взята из главы «Представьте себе!


Винсент Нолан, бывший председатель Synectics Europe

Винсент Нолан

Синектика обычно классифицируется как метод творческого решения проблем (CPS) наряду с мозговым штурмом и нестандартным мышлением. Итак, что же общего у синектики как метода CPS с мозговым штурмом и другими? И чем он отличается?

Независимый ответ на этот вопрос дает доктор Джон Мартин из Открытого университета Великобритании. В своих заметках к модулю «Креативный менеджмент» их курса MBA в 1919 г.97, он писал: «На практике разные школы обучения творчеству заимствуют друг у друга. Более сложные формы творческого решения проблем, такие как метод Buffalo CPS (по сути, мозговой штурм), включают в себя целый ряд особенностей синектики. Однако все еще существует заметный разрыв между «психологическими» подходами, такими как синектика, которые делают упор на метафору, образы, эмоции, энергию и т. д., и «процедурными» подходами, которые концентрируются на частных списках, круговых переборах и т. д. Конечно, практики могут комбинировать эти методы. «Мозговой штурм» был первоначальной Техникой творческого решения проблем, разработанной в XIX веке.30-х годов Алекса Осборна (O рекламного агентства BBDO) и дальнейшего развития профессора Сидни Парнеса из Института Буффало. Модель Осборна-Парнеса является наиболее широко практикуемой формой мозгового штурма, хотя это слово стало общим термином для любой попытки генерировать новые идеи в условиях воздержания от суждений. Он может включать в себя элементы других техник, таких как латеральное мышление де Боно.

Джордж Принс описал мозговой штурм как «великий прорыв в методах творчества; он впервые продемонстрировал, насколько боязнь критического суждения препятствует выражению идей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *