Метод сократа называется: Сократический метод | Понятия и категории

Сократический метод | Понятия и категории

СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД — оригинальный метод философствования, основой которого является диалог. Связан с именем известнейшего древнегреческого философа Сократа (469—399 гг. до н.э.), народного мудреца, проповедавшего свои идеи на улицах Афин, не оставившего после себя письменных трудов и казненного по приговору афинского суда, как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и развращение молодежи. Пленительный образ Сократа и строй его мыслей известен нам главным образом из так называемых сократических сочинений его учеников — Платона, Ксенофонта и Эсхина. С именем Сократа связан поворот греческой мысли от философии природы к проблеме человека как существа нравственного и социального.

В своем философствовании Сократ исходит из уверенности в существовании общеобязательного знания, которое стоит выше индивидуальных особенностей и которое может стать достоянием каждого. Причем это знание не дается наукой в виде готовых истин, его можно усвоить через обучение.

Подлинное знание — это идеал, который открывается благодаря совместным усилиям равных перед истиной ученика и учителя. Поэтому специфической формой философствования, предложенной Сократом, становится диалог — беседа, в процессе которой посредством взаимных вопрошаний, разоблачений и остроумной рассудочной игры должно быть найдено то, что признают все участники диалога. Сам Сократ называл свой метод философствования майевтикой, повивальным искусством (Платон, Теэтет 150а— 151d, Пир 206Ь-208е), считая, что в интеллектуальной сфере продолжает дело своей матери — повитухи Фенареты, помогая рождению. В отличие от софистов, делавших акцент на психологическом механизме формирования личной убежденности, Сократ сосредоточивается на логическом движении мысли, которое, по его мнению, должно привести к общеобязательной истине. Однако ничто так не отдаляет от истины, как мнимое, слепо принятое на веру знание, порожденное софистическим полуобразованием. Сам Сократ не устает признавать свое незнание («Я знаю, что ничего не знаю»), требуя того же от других.
Исходным пунктом сократи-ческого диалога является поэтому разоблачение как непродуманных мнений, высказываемых собеседником, суждений — чаще всего о каком-либо нравственном понятии: «мужестве», «справедливости», «добре» и пр. В виртуозном умении владеть искусством ведения спора и состоит знаменитая ирония Сократа. Беседа разворачивалась как поиск ответа на вопрос о том, что же есть предмет дискуссии на самом деле, и сводилась по преимуществу к поискам формулировки общего понятия о предмете на основе изучения отдельных вещей, под это понятие подводимых. Конечным пунктом диалога должно было стать окончательное — что не всегда достигалось — определение обсуждаемого понятия, противопоставляемое Сократом индивидуальным представлениям о нем. При этом, в отличие от софистов, также прибегавших к определению понятий как к эристическому приему, Сократ полагал, что посредством общих понятий постигается самая сущность вещей, принцип, возвышающийся над всеми единичными случаями и отношениями. Новаторство Сократа, таким образом, заключается в том, что он выдвинул свой С.
м. «индуктивно-дефиниторной диалектики» (А.Ф. Лосев) родовых и видовых понятий на место вещественно-причинных объяснений прежней натурфилософии.

Литература:

Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.-Л.,1935;

Платон. Собр. соч. В 4-хт.М., 1990;

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М.,1969;

Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 529-530.

Tags: 

Методология

Понятие: 

Сократический метод

Сократовские вопросы как метод ненасильственного убеждения

Сократовские вопросы — это метод ведения диалога, при котором вместо того, чтобы приводить аргумент, мы помогаем собеседнику самому прийти к этому аргументу. Сократовские вопросы являются одной из основных частей уличной эпистемологии. Чаще всего мы их используем, когда исследуем надежность оснований собеседника придерживаться убеждения, т. е. они относятся к категории вопросов «как». Если у вас появляется подозрение, что собеседник ошибается, то подобные вопросы могут помочь ненасильственно указать на это и вместе задуматься над надежностью рассуждений.

Стоит отметить, что Сократ применял свой метод чтобы подтолкнуть собеседника к тому, чтобы он открыл в себе знание, которое, по задумке, у него уже есть, «помочь родиться знанию» (такой вид сократовского диалога называется майевтикой), либо чтобы указать собеседнику на его невежество, прикидываясь невежественным сам (тогда диалог называется иронией). В уличной эпистемологии целью ставится, как правило, совместный поиск наиболее надежных способов рассуждения. Получается, что УЭ, с одной стороны, сильно пересекается с сократовским методом – в той части, где мы внимательно рассуждаем о том, что мы уже знаем. Но также есть и различия – в той части, где мы рассуждаем о том, что еще нам нужно было бы узнать, чтобы скорректировать свою позицию.

Вопросы могут быть эффективнее аргументов по следующим причинам:

  1. Люди лучше усваивают информацию, когда пришли к ней сами, а не узнали из какого-либо источника. Это явление называется эффектом генерации.
  2. При ответе на вопрос собеседник может сказать что-то, о чем вы сами не подумали, что поможет продвинуть диалог. По этой причине сократовские вопросы можно задавать в том числе тогда, когда вы не знаете, действительно ли у убеждения есть слабое место, но приблизительно представляете, где это слабое место может оказаться.
  3. Задавая вопрос, вы проверяете свое предположение: может оказаться, что на самом деле у собеседника нет ошибки там, где вы думали. Другими словами, так вы оставляете себе возможность ошибиться, не потеряв при этом раппорта с собеседником.
  4. Такие вопросы помогают не вступать в конфронтацию – у собеседника не будет складываться ощущение, что его хотят переубедить и, следовательно, будет меньше шанс, что он начнет защищать свое убеждение и что диалог перерастет в спор .

Приведем несколько примеров сократовских вопросов:

  • Какие свидетельства нам нужно узнать, чтобы уменьшить уверенность в Х?
  • Может ли быть так, что мы видим свидетельство Х, но Y при этом неверно? (например, «может ли быть так, что у нас есть ощущение, что Бог есть, но на самом деле его нет?»)
  • Можем ли мы использовать метод познания Х и ошибиться?
  • Если вы узнаете, что Y неверно, повлияет ли это на вашу уверенность в Х?
  • Есть ли у Х какие-то минусы/плюсы?

Метод Сократа: развитие критического мышления | Институт обучения и преподавания

«Не принимайте то, что я говорю, за то, что я только играю, ибо вы видите предмет нашего разговора, — а о каком предмете может быть серьезнее даже человек малоразумный? — именно, какой жизнью надо жить… .»

Питер Конор

В этом совете для преподавателей показано, как можно использовать метод Сократа для развития критического мышления в обсуждениях в классе. Он основан на статье «Метод Сократа: что это такое и как его использовать в классе», опубликованной в информационном бюллетене « Говоря о преподавании» Стэнфордского центра преподавания и обучения (CTL).

В статье кратко излагается доклад, сделанный профессором политологии Робом Райхом 22 мая 2003 г. в рамках серии лекций центра «Удостоенные наград учителя по преподаванию». Райх, лауреат Премии Уолтера Дж. Горса 2001 года за выдающиеся достижения в области преподавания, описывает четыре основных компонента сократовского метода и призывает свою аудиторию «творчески использовать [метод] в качестве соответствующей основы» для использования в классе.

Что такое метод Сократа?

Разработанный греческим философом Сократом, метод Сократа представляет собой диалог между учителем и учениками, спровоцированный постоянными наводящими вопросами учителя, в согласованных усилиях по изучению основных убеждений, которые формируют взгляды и мнения учеников. Хотя это часто неправильно понимается, большая часть западной педагогической традиции, начиная с Платона, основана на этом диалектическом методе постановки вопросов.

Экстремальная версия этой техники используется печально известным профессором доктором Кингсфилдом, которого сыграл Джон Хаусман в фильме 1973 года «Бумажная погоня». Чтобы добраться до сути этических дилемм и принципов морального характера, доктор Кингсфилд терроризирует и унижает своих студентов-юристов, мучительно допрашивая их о деталях и последствиях судебных дел.

В своей лекции Райх описывает более мягкий и мягкий метод Сократа, указывая на следующее:

  • Сократовское исследование не есть «обучение» как таковое. Он не включает лекции в PowerPoint, подробные планы уроков или механическое заучивание. Учитель не является ни «мудрецом на сцене», ни «проводником на стороне». Студенты не являются пассивными получателями знаний.
  • Метод Сократа предполагает общий диалог между учителем и учениками. Учитель ведет, задавая наводящие вопросы. Студенты активно участвуют, задавая собственные вопросы. Обсуждение идет вперед и назад.
  • Метод Сократа, по словам Райха, «лучше использовать для демонстрации сложности, трудности и неопределенности, чем для выявления фактов о мире».
    Целью опроса является исследование лежащих в основе убеждений, на которых строятся утверждения, аргументы и предположения каждого участника.
  • Обстановка в классе характеризуется «продуктивным дискомфортом», а не запугиванием. У профессора-сократика нет ответов на все вопросы, и он не просто «испытывает» студентов. Допрос продолжается без какой-либо заранее определенной цели.
  • В центре внимания находятся не утверждения участников, а система ценностей, которая лежит в основе их убеждений, действий и решений. По этой причине любой успешный вызов этой системе сопряжен с высокими ставками — возможно, вам придется изучить и изменить свою жизнь, но, как известно, Сократ сказал: «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить».
  • «Профессор-сократик, — утверждает Райх, — не является ни оппонентом в споре, ни кем-то, кто всегда выступает в роли адвоката дьявола, говоря по существу: «Если вы это утверждаете, я это отрицаю». Если вы это отрицаете, я это утверждаю».
    Иногда это случается, но не в педагогическом принципе».

Профессор Райх также дает десять советов по развитию критического мышления в классе. Хотя статья больше не доступна на веб-сайте Стэнфорда, ее полную версию можно найти в веб-архиве: Метод Сократа: что это такое и как его использовать в классе

.

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. Метод Сократа метод обучения методом вопросов и ответов

  2. научный метод Систематический способ исследования для проверки гипотезы

  3. статистический метод метод анализа или представления статистических данных

  4. 77″>

    прямолинейный метод (бухгалтерский) метод начисления амортизации путем принятия равной суммы стоимости актива в качестве расхода за каждый год срока полезного использования актива

  5. эклектичный метод принятия решений на основе того, что кажется лучшим, вместо следования какой-то одной доктрине или стилю

  6. майевтический метод метод обучения с помощью вопросов и ответов

  7. Сократовская ирония признание невежества, разоблачение чьей-то непоследовательности

  8. секретный код секретный метод записи

  9. государственный секретарь правительственный министр иностранных дел

  10. 4″>

    Метод Грама метод окрашивания, используемый для классификации бактерий

  11. Метод Брэдли Метод, который подготавливает мать к естественным родам путем обучения, упражнений, питания и техник дыхания и релаксации (с помощью отца)

  12. склеротическая оболочка беловатая фиброзная оболочка (albuginea), которая вместе с роговицей образует наружную оболочку и защиту глазного яблока

  13. Государственный секретарь должность главы Государственного департамента

  14. метод Грама метод окрашивания, используемый для классификации бактерий

  15. Сократический или относящийся к Сократу или к его методу обучения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *