Сократический метод | Понятия и категории
СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД — оригинальный метод философствования, основой которого является диалог. Связан с именем известнейшего древнегреческого философа Сократа (469—399 гг. до н.э.), народного мудреца, проповедавшего свои идеи на улицах Афин, не оставившего после себя письменных трудов и казненного по приговору афинского суда, как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и развращение молодежи. Пленительный образ Сократа и строй его мыслей известен нам главным образом из так называемых сократических сочинений его учеников — Платона, Ксенофонта и Эсхина. С именем Сократа связан поворот греческой мысли от философии природы к проблеме человека как существа нравственного и социального.
В своем философствовании Сократ исходит из уверенности в существовании общеобязательного знания, которое стоит выше индивидуальных особенностей и которое может стать достоянием каждого. Причем это знание не дается наукой в виде готовых истин, его можно усвоить через обучение.
Литература:
Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.-Л.,1935;
Платон. Собр. соч. В 4-хт.М., 1990;
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М.,1969;
Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 529-530.
Tags:Методология
Понятие:
Сократический метод
Сократовские вопросы как метод ненасильственного убеждения
Сократовские вопросы — это метод ведения диалога, при котором вместо того, чтобы приводить аргумент, мы помогаем собеседнику самому прийти к этому аргументу. Сократовские вопросы являются одной из основных частей уличной эпистемологии. Чаще всего мы их используем, когда исследуем надежность оснований собеседника придерживаться убеждения, т. е. они относятся к категории вопросов «как». Если у вас появляется подозрение, что собеседник ошибается, то подобные вопросы могут помочь ненасильственно указать на это и вместе задуматься над надежностью рассуждений.
Стоит отметить, что Сократ применял свой метод чтобы подтолкнуть собеседника к тому, чтобы он открыл в себе знание, которое, по задумке, у него уже есть, «помочь родиться знанию» (такой вид сократовского диалога называется майевтикой), либо чтобы указать собеседнику на его невежество, прикидываясь невежественным сам (тогда диалог называется иронией). В уличной эпистемологии целью ставится, как правило, совместный поиск наиболее надежных способов рассуждения. Получается, что УЭ, с одной стороны, сильно пересекается с сократовским методом – в той части, где мы внимательно рассуждаем о том, что мы уже знаем. Но также есть и различия – в той части, где мы рассуждаем о том, что еще нам нужно было бы узнать, чтобы скорректировать свою позицию.
Вопросы могут быть эффективнее аргументов по следующим причинам:
- Люди лучше усваивают информацию, когда пришли к ней сами, а не узнали из какого-либо источника. Это явление называется эффектом генерации.
- При ответе на вопрос собеседник может сказать что-то, о чем вы сами не подумали, что поможет продвинуть диалог. По этой причине сократовские вопросы можно задавать в том числе тогда, когда вы не знаете, действительно ли у убеждения есть слабое место, но приблизительно представляете, где это слабое место может оказаться.
- Задавая вопрос, вы проверяете свое предположение: может оказаться, что на самом деле у собеседника нет ошибки там, где вы думали. Другими словами, так вы оставляете себе возможность ошибиться, не потеряв при этом раппорта с собеседником.
- Такие вопросы помогают не вступать в конфронтацию – у собеседника не будет складываться ощущение, что его хотят переубедить и, следовательно, будет меньше шанс, что он начнет защищать свое убеждение и что диалог перерастет в спор .
Приведем несколько примеров сократовских вопросов:
- Какие свидетельства нам нужно узнать, чтобы уменьшить уверенность в Х?
- Может ли быть так, что мы видим свидетельство Х, но Y при этом неверно? (например, «может ли быть так, что у нас есть ощущение, что Бог есть, но на самом деле его нет?»)
- Можем ли мы использовать метод познания Х и ошибиться?
- Если вы узнаете, что Y неверно, повлияет ли это на вашу уверенность в Х?
- Есть ли у Х какие-то минусы/плюсы?
Метод Сократа: развитие критического мышления | Институт обучения и преподавания
«Не принимайте то, что я говорю, за то, что я только играю, ибо вы видите предмет нашего разговора, — а о каком предмете может быть серьезнее даже человек малоразумный? — именно, какой жизнью надо жить… .»
Питер Конор
В этом совете для преподавателей показано, как можно использовать метод Сократа для развития критического мышления в обсуждениях в классе. Он основан на статье «Метод Сократа: что это такое и как его использовать в классе», опубликованной в информационном бюллетене « Говоря о преподавании» Стэнфордского центра преподавания и обучения (CTL).
В статье кратко излагается доклад, сделанный профессором политологии Робом Райхом 22 мая 2003 г. в рамках серии лекций центра «Удостоенные наград учителя по преподаванию». Райх, лауреат Премии Уолтера Дж. Горса 2001 года за выдающиеся достижения в области преподавания, описывает четыре основных компонента сократовского метода и призывает свою аудиторию «творчески использовать [метод] в качестве соответствующей основы» для использования в классе.
Что такое метод Сократа?
Разработанный греческим философом Сократом, метод Сократа представляет собой диалог между учителем и учениками, спровоцированный постоянными наводящими вопросами учителя, в согласованных усилиях по изучению основных убеждений, которые формируют взгляды и мнения учеников. Хотя это часто неправильно понимается, большая часть западной педагогической традиции, начиная с Платона, основана на этом диалектическом методе постановки вопросов.
Экстремальная версия этой техники используется печально известным профессором доктором Кингсфилдом, которого сыграл Джон Хаусман в фильме 1973 года «Бумажная погоня». Чтобы добраться до сути этических дилемм и принципов морального характера, доктор Кингсфилд терроризирует и унижает своих студентов-юристов, мучительно допрашивая их о деталях и последствиях судебных дел.
В своей лекции Райх описывает более мягкий и мягкий метод Сократа, указывая на следующее:
- Сократовское исследование не есть «обучение» как таковое. Он не включает лекции в PowerPoint, подробные планы уроков или механическое заучивание. Учитель не является ни «мудрецом на сцене», ни «проводником на стороне». Студенты не являются пассивными получателями знаний.
- Метод Сократа предполагает общий диалог между учителем и учениками. Учитель ведет, задавая наводящие вопросы. Студенты активно участвуют, задавая собственные вопросы. Обсуждение идет вперед и назад.
- Метод Сократа, по словам Райха, «лучше использовать для демонстрации сложности, трудности и неопределенности, чем для выявления фактов о мире».
Целью опроса является исследование лежащих в основе убеждений, на которых строятся утверждения, аргументы и предположения каждого участника. - Обстановка в классе характеризуется «продуктивным дискомфортом», а не запугиванием. У профессора-сократика нет ответов на все вопросы, и он не просто «испытывает» студентов. Допрос продолжается без какой-либо заранее определенной цели.
- В центре внимания находятся не утверждения участников, а система ценностей, которая лежит в основе их убеждений, действий и решений. По этой причине любой успешный вызов этой системе сопряжен с высокими ставками — возможно, вам придется изучить и изменить свою жизнь, но, как известно, Сократ сказал: «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить».
- «Профессор-сократик, — утверждает Райх, — не является ни оппонентом в споре, ни кем-то, кто всегда выступает в роли адвоката дьявола, говоря по существу: «Если вы это утверждаете, я это отрицаю». Если вы это отрицаете, я это утверждаю». Иногда это случается, но не в педагогическом принципе».
Профессор Райх также дает десять советов по развитию критического мышления в классе. Хотя статья больше не доступна на веб-сайте Стэнфорда, ее полную версию можно найти в веб-архиве: Метод Сократа: что это такое и как его использовать в классе
.Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
Метод Сократа метод обучения методом вопросов и ответов
научный метод Систематический способ исследования для проверки гипотезы
статистический метод метод анализа или представления статистических данных
77″>эклектичный метод принятия решений на основе того, что кажется лучшим, вместо следования какой-то одной доктрине или стилю
майевтический метод метод обучения с помощью вопросов и ответов
-
Сократовская ирония признание невежества, разоблачение чьей-то непоследовательности
секретный код секретный метод записи
государственный секретарь правительственный министр иностранных дел
4″>Метод Брэдли Метод, который подготавливает мать к естественным родам путем обучения, упражнений, питания и техник дыхания и релаксации (с помощью отца)
склеротическая оболочка беловатая фиброзная оболочка (albuginea), которая вместе с роговицей образует наружную оболочку и защиту глазного яблока
Государственный секретарь должность главы Государственного департамента
метод Грама метод окрашивания, используемый для классификации бактерий
Сократический или относящийся к Сократу или к его методу обучения
прямолинейный метод (бухгалтерский) метод начисления амортизации путем принятия равной суммы стоимости актива в качестве расхода за каждый год срока полезного использования актива
Метод Грама метод окрашивания, используемый для классификации бактерий