Методика мозговой штурм: определение, основные правила и методы

Содержание

Мозговой штурм — что это, методика проведения брейншторма, полезные инструменты

Автор

Редакция developers.sber.ru

Продукты из этой статьи:

Поиск решений — то, что всегда сопровождает любой бизнес. Какую рекламу запустить? Как выделиться среди конкурентов? Чем привлечь новых клиентов? Руководитель не всегда может сам ответить на эти вопросы. В такие моменты на помощь приходит методика мозгового штурма. Рассказываем, что это такое и как её правильно применять.

Что такое методика мозгового штурма

Мозговой штурм, или, как его ещё называют, брейнсторминг, — это методика коллективного поиска решений. Суть в том, что сотрудники компании собираются и вслух думают над конкретной задачей. Каждый высказывает свою идею, в результате чего и рождается наилучший вариант.

Эту методику разработал Алекс Осборн в 1940-х гг. для того, чтобы получить максимальное количество вариантов решения задачи. Американский рекламщик предположил, что основная причина отсутствия нестандартных идей — страх публичной оценки. Сотрудники боятся озвучивать свои мысли, потому что могут столкнуться со скептическим мнением коллег и даже с насмешками.

По методике Осборна ставилась принципиально новая задача — говорить всё, что придёт в голову, и не давать никаких оценок. Результат эксперимента оказался действительно впечатляющим. За 40 минут группа из 7 человек смогла сгенерировать более 150 идей.

Методика брейнсторминга — это творческий процесс. Здесь нет правильных и неправильных идей, поэтому участники могут не бояться озвучивать свои варианты. Чем больше решений предложит коллектив, тем больше вероятность отыскать нужное.

В чём преимущества методики брейнсторминга:

  • Цепочка, казалось бы, несвязанных мыслей может породить уникальное решение.
  • У каждого участника есть возможность проявить себя и высказать смелые идеи, которые он опасается говорить руководителю лично из-за страха негативной оценки.
  • Максимальное количество вариантов решения задачи позволяет выбрать оптимальное для бизнеса.

Участвовать в таком своеобразном совещании могут как два сотрудника, так и вся команда в 10–20–50 человек. Как правило, участники брейнсторминга имеют непосредственное отношение к решаемому вопросу. Также могут быть полезны люди, которые не обладают нужной компетенцией, но умеют поддержать дискуссию и привести руководителя к неочевидной идее.

Основные этапы мозгового штурма

Методика мозгового штурма включает три этапа:

  1. Постановка проблемы.
  2. Генерация идей.
  3. Отбор, систематизация и оценка идей.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

Постановка проблемы

Чётко и лаконично сформулируйте задачу, которую необходимо решить при помощи методики брейнсторминга. Лучше, чтобы описание проблемы не занимало больше половины листа формата А4.

Заранее сообщите сотрудникам проблему, которую предстоит обсудить. В этот момент запустятся мыслительные механизмы — они будут работать в фоновом режиме. Пока человек занимается рутинными делами или просто идёт домой из офиса, его может посетить интересная идея.

Назначьте руководителя, который будет управлять процессом брейнсторминга. А сотрудников разделите на две группы:

  • первая генерирует идеи;
  • вторая оценивает результаты.

В первую группу отбирайте людей с творческим мышлением и умением нестандартно подходить к решению задач. Эти качества не всегда бывают очевидны, так как многие стесняются показывать свой креативный склад ума. Поэтому руководителю важно научиться присматриваться к сотрудникам и распознавать в них потенциал.

Подбирая специалистов в первую группу, также обратите внимание на следующие факторы:

  • разноплановость опыта, профессий, квалификаций участников;
  • разноплановость темперамента участников: нужны и активные сотрудники, и более пассивные;
  • по возможности пригласите и женщин, и мужчин;
  • в группу может входить столько людей, сколько вы посчитаете нужным, однако оптимальное количество по методике Осборна — 7 человек.

Генерация идей

Когда группа набрана, задача поставлена, можно переходить к мозговому штурму, то есть генерации идей. Руководитель должен управлять группой и направлять ход дискуссии.

Расскажите участникам о правилах этой методики. Главное — чтобы они не критиковали идеи друг друга. Подробнее о правилах мы поговорим чуть ниже.

Обязательно выберите человека, который по ходу дискуссии будет записывать все высказанные идеи. Делайте это в удобном для вас формате, но лучше вести запись в электронном виде.

Что ещё потребуется на этапе генерации идей при встрече в очном формате:

  • отдельная комната, где сотрудников никто не будет отвлекать;
  • доска или интерактивный экран, где руководитель сможет построить график или сделать другие наброски по теме;
  • блокноты с ручками или электронные девайсы, чтобы участники могли делать быстрые заметки;
  • питьевая вода и небольшой перекус, если брейнсторминг затянется на несколько часов.

Необязательный, но желательный пункт — видео- или аудиозапись. Так вы сможете вернуться к дискуссии и переслушать нужный момент.

Отбор, систематизация и оценка идей

Лишь через несколько дней после мозгового штурма переходите к последнему этапу — систематизации и оценке идей. Дело в том, что сотрудники могут генерировать идеи и после совещания. Свежие мысли тоже стоит учитывать.

Когда все идеи собраны, передайте их второй группе. Определите критерии оценки, в соответствии с которыми сотрудники будут оценивать результаты брейнсторминга.

Возможные критерии оценки:

  • практическая реализация;
  • новизна;
  • актуальность;
  • невысокие затраты на реализацию;
  • креативность;
  • уникальность.

После глубокого анализа выберите наилучшие решения и приступайте к их реализации.

Правила проведения мозгового штурма

Создатель методики сформулировал четыре важных правила, которые следует соблюдать во время брейнсторминга.

Правила мозгового штурма:

  1. Нельзя осуждать и критиковать чужие идеи.
  2. Участников надо настроить на то, чтобы они предлагали самые невероятные решения, которые могут прийти на ум.
  3. Важно обсудить максимальное количество идей в надежде, что количество перейдёт в качество.
  4. Участники должны дополнять, интегрировать и развивать идеи, которые были озвучены другими.

Основные ошибки методики

Одна из основных ошибок, которую часто допускают на брейнсторминге, — мнимое соблюдение иерархии. Первое слово даётся сотрудникам на более высокой должности. Остальные участники боятся высказывать свои мысли после авторитетных идей.

По правилам методики пусть сначала выскажутся сотрудники, занимающие нижестоящие должности. Затем можно дать слово руководителям.

Ещё одна ошибка — это короткие встречи. Как правило, первые 40 минут идут не очень продуктивно. Все предлагают очевидные решения и на этом решают закончить совещание. Не торопитесь: 40 минут спустя, когда все типичные идеи будут исчерпаны, начнётся настоящий мозговой штурм.

Инструменты для мозгового штурма

Традиционно мозговой штурм проводится в виде совещания, на которое приглашают сотрудников, в чьей компетенции находится решаемая задача. Новые инструменты для бизнеса вносят изменения в формат таких встреч, делая их удобнее и эффективнее. Рассмотрим некоторые из полезных сервисов.

Корпоративный мессенджер

Один из популярных мессенджеров для бизнеса — это Dialog от Сбера. Благодаря сервису вы всегда останетесь на связи с коллегами. Его можно использовать в рабочее время, чтобы быстро связаться с нужным сотрудником, или в нерабочее — чтобы оперативно провести мозговой штурм в групповом чате при форс-мажоре.

Возможности мессенджера Dialog:

  • удобная интеграция со сторонними приложениями;
  • автоматизации типовых бизнес-задач;
  • обмен файлами, аудио- и видеозвонки;
  • поиск файлов, изображений, документов и нужного сотрудника по имени, должности или отделу.

Интерфейс Dialog сделан по аналогии с мессенджерами для личных целей. Пользоваться им просто и удобно. При этом все данные надёжно защищены и хранятся на вашем сервере или в инфраструктуре стороннего провайдера в частном облаке.

Мессенджер Dialog будет полезен в ситуациях, когда:

  • ваши сотрудники работают удалённо и вам необходимо поддерживать связь в течение дня;
  • у вас большой офис, нужно оперативно находить сотрудников и организовывать их взаимодействие друг с другом.

За счёт объединения разрозненных инструментов в одном решении мессенджер Dialog помогает сократить расходы на связь, а также автоматизировать рутинные бизнес-задачи и защититься от утечки информации.

Онлайн-конференция

После пандемии онлайн-встречи стали привычной формой бизнес-коммуникации. С помощью современных инструментов можно удалённо обсуждать детали сделки с партнёрами, проводить совещания с сотрудниками, обучать команду или студентов, а также устраивать мозговые штурмы. SberJazz от российских разработчиков — один из популярных сервисов для безопасных и удобных видеоконференций.

Возможности SberJazz:

  • привычные функции для коммуникации: чаты, реакции, фоны;
  • совместный просмотр контента благодаря одновременной демонстрации экрана;
  • улучшение изображения, умный фокус и шумоподавление;
  • технология распознавания речи SaluteSpeech с поиском по диалогам — автоматическая транскрибация выступления спикера;
  • перенос звонков между девайсами;
  • запись конференций;
  • встроенный чат для общения с коллегами во время конференций;
  • голосовое управление.

В бесплатной версии программы для проведения онлайн-встречи вам понадобится только гаджет и интернет. SberJazz позволяет подключиться к конференции из любой точки мира и с любого устройства. Если вы используете SberPortal или SberBox Top, вам также будет доступно управление жестами и с помощью виртуального помощника.

Преимущества сервиса SberJazz:

  • работает везде: браузеры, смартфоны, desktop и мобильные приложения, умные устройства Сбера;
  • сервис включён в реестр отечественного ПО — серверы и поддержка находятся в России, что гарантирует безопасность данных и стабильную работу;
  • удобный и интуитивно понятный интерфейс позволяет организовать онлайн-встречу в несколько кликов.

На онлайн-конференцию в SberJazz можно пригласить до 200 человек.

Больше возможностей для бизнеса предусмотрено в тарифах «Business» и «Enterprise». К примеру, «Business» позволяет приобрести до 100 лицензий, администрировать встречи, включать расшифровку речи. Чтобы контролировать подключение участников, предусмотрен зал ожидания. Можно запретить доступ неавторизированным пользователям. В тарифе «Enterprise» кроме этих возможностей доступна установка сервиса в контуре компании заказчика и опция покупки 100 и более лицензий.

Кроме этого, Сбер предлагает решения для бизнеса, которые помогут оптимизировать другие процессы и тем самым освободить время для проведения мозговых штурмов. Инструменты от российских разработчиков найдут своё применение в любой отрасли.

Самые востребованные решения для бизнеса от Сбера:

  • SaluteBot — чат-бот для общения с клиентами, самостоятельно обрабатывает до 70% запросов;
  • SaluteSpeech — сервис для синтеза и распознавания речи;
  • SmartFace — облачное решение для распознавания по лицу;
  • Салют Отель — интерактивное решение для отелей;
  • SmartBadge — бейдж для записи и анализа переговоров с клиентами, оценки качества консультаций и улучшения сервиса.

Позвольте современным технологиям взять на себя рутинную работу, чтобы вы смогли заниматься творческим процессом и придумывать новые идеи.

Продукты из этой статьи:

Метод мозгового штурма: описание, этапы и преимущества.

Мы живем в прекрасное, невероятно интересное время, когда мир вокруг нас меняется с ошеломляющей быстротой. То, что еще вчера казалось фантастикой, становится нормой. Нам приходится жить в бешеном темпе и при этом часто сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил. Пытаясь решить их, мы прочитываем массу литературы, спрашиваем советы у знакомых – и все безрезультатно, решение так и не найдено. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Практически с любой проблемой, которая имеет множество вариантов решения, позволит справиться метод мозгового штурма.

Метод мозгового штурма – это метод решения проблемы за счет активизации творческого потенциала группы людей, вследствие которого лицам, участвующим в дискуссии по заранее озвученной проблеме, необходимо предложить максимально возможное количество вариантов ее решения. Этот метод был разработан Алексом Осборном в 40 годах прошлого века для получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей. В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки. Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. В этой связи целью применения данного метода является блокирование оценочного компонента в рассуждениях на начальных стадиях генерации идей.

Метод мозгового штурма имеет три этапа.
  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи.

Этап 3. Оценка результата.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

Главные достоинства метода мозгового штурма.

  1. Особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников мозгового штурма хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности.
  2. Коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.

Метод мозгового штурма можно применять не только на работе, но и для решения личных проблем. Главное при этом – придерживаться основных этапов и правил, системно вникать в существующую проблему, учитывая её особенности и нюансы. И нужное вам решение обязательно найдется.

Читайте еще про один замечательный метод поиска креативных решений.

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

8 Методы мозгового штурма для использования потенциала командной работы

Перейти к разделу

Что такое мозговой штурм?

4 преимущества мозгового штурма

Каковы наилучшие методы мозгового штурма?

5 шагов мозгового штурма

Что может пойти не так?

Проведите мозговой штурм на пути к командному успеху

Расширьте возможности своей команды с помощью методов мозгового штурма

Придумать решение проблемы – это всегда победа. Особенно, когда продуктивная командная работа помогла вам достичь целей вашей команды.

Но иногда вы упираетесь в стену в процессе решения проблемы. Такое ощущение, что ваша команда ходит по кругу, обсуждая одно и то же.

Такой тип умственного ступора не редкость. И это та ситуация, которая требует группового мозгового штурма.

Несмотря на простоту, мозговой штурм может стать мощным инструментом для создания новых идей. Это особенно верно, когда вам и вашей команде нужно дать волю своим творческим сокам.

Готовы узнать о некоторых новых и творческих методах мозгового штурма? Читайте дальше, чтобы узнать, как правильный мозговой штурм может повысить продуктивность вашей команды.

Что такое мозговой штурм?

Мозговой штурм — это модель извлечения свежих идей из группы людей.

Этот метод используют все, от школьников до руководителей. Это порождает вдохновение и воображение в процессе решения проблем.

Во время мозгового штурма группа членов команды собирается вместе либо в качестве равноправных участников, либо под руководством фасилитатора.

Фундаментальный принцип, лежащий в основе различных методов мозгового штурма, заключается в том, что никакая идея не может быть слишком дикой или слишком нереалистичной. Это позволяет команде мыслить за структурированными границами рабочего места и по-настоящему использовать уникальный творческий потенциал.

Вместо того, чтобы с самого начала придумывать готовый, идеально продуманный план, членам команды предлагается мыслить масштабно, а затем адаптировать его под свои нужды.

Устранение концептуальных границ открывает перед командой возможность проявлять смелость и новаторство во время совместной работы.

4 преимущества мозгового штурма

Мозговой штурм имеет множество преимуществ как для отдельных людей, так и для команды.

Давайте рассмотрим некоторые из многих преимуществ, которые вы можете ожидать от использования методов мозгового штурма.

1. Способствует командной работе

Предоставленные сами себе, члены команды становятся индивидуалистами и зацикливаются на предпочитаемых ими методах и идеях. Ими также может управлять эго. Любой эффективный лидер знает, что такой подход не способствует инновациям.

Чтобы найти действительно уникальное решение проблемы, требуется команда преданных своему делу умов. Все они могут внести свой вклад в этот процесс.

Лучшие методы мозгового штурма собирают всех в одной комнате с единственной целью совместной работы.

2. Поощряет творческие идеи

При концептуализации решения конкретной проблемы легко застрять в умственной рутине, которая не приносит творческих плодов.

Процесс мозгового штурма направлен на активное устранение ограничений и границ, которые мы устанавливаем в своем сознании.

Это побуждает членов команды мыслить нестандартно и надевать шляпы творческого мышления. Хотя не каждая идея, задуманная в этом духе, будет осуществима, несомненно, по крайней мере одна или две будут многообещающими.

3. Предлагает различные точки зрения

Независимо от того, насколько вы усердны или успешны в своей области, вам необходимо опираться на опыт и точки зрения окружающих вас людей. Это помогает получить целостную картину потребностей, которые вы пытаетесь удовлетворить.

Объединение людей в духе решения проблем приглашает к участию представителей разных слоев общества. Это гарантирует, что ваши идеи будут сильны со всех сторон.

4. Генерирует много идей за короткое время

Совместное размещение креативов в комнате и устранение концептуальных границ может показаться хаотичным способом провести день. Но к концу у вас гарантированно будет доска, полная новых идей или направлений, по которым нужно двигаться.

Опять же, не все из них будут чистым золотом, но по крайней мере некоторые из них обязательно покажут многообещающие результаты.

Каковы лучшие методы мозгового штурма?

Выбор методов мозгового штурма может показаться огромным. Давайте рассмотрим некоторые из наиболее эффективных методов мозгового штурма для быстрого создания идей и творческих решений.

1. Майндмэппинг

Майндмэппинг, вероятно, является одним из самых известных методов мозгового штурма. Это помогает командам визуально представить иерархию идей и то, как они взаимосвязаны. Как правило, вы начинаете с центрального «зонтичного» термина и разбиваете его на более мелкие компоненты.

Если вы не знаете, с чего начать, используйте шаблон интеллект-карты, чтобы помочь вашей команде визуализировать процесс.

Составление интеллект-карты помогает всем членам команды отслеживать структуру проблемы. Это также помогает им связно мыслить вокруг общей темы и видеть теоретические связи конкретным образом.

Исследования показали, что интеллект-карты помогают людям сохранять информацию и работать с ней более эффективно.

2. Заполнение пробелов

Заполнение пробелов — полезный инструмент при разработке продукта. Он включает в себя использование временной шкалы для построения прошлых и будущих действий или реалий, чтобы определить наилучший курс действий в настоящем. Начиная с прошлого, вы освежаете мысли о том, как вы добились того, что вы есть, и какие потребности вы пытаетесь удовлетворить.

Заполнение будущего поможет вам и вашей команде определиться с общей целью — какой вы хотите, чтобы реальность выглядела после вашего вмешательства. Таким образом, вы можете установить логические и творческие связи между потребностями прошлого и целями будущего.

3. Мозговой анализ 

Мозговой анализ – эффективный метод получения идей от всех членов группы.

Вместо того, чтобы все пытались перекричать друг друга, у членов команды есть несколько минут, чтобы в частном порядке записать свои идеи на листе бумаги или приклеить.

Когда все закончат, группа может обсудить сырые идеи одну за другой. Это использует потенциал каждого человека и побуждает интровертов высказываться и вносить свой вклад.

4. SWOT-анализ

«SWOT» означает «сильные и слабые стороны, возможности и угрозы». 

Каждой категории отводится один квадрант страницы. Затем команда может разбить элементы идеи на эти категории и взвесить все за и против, чтобы понять, стоит ли она того.

5. Ролевой штурм

Ролевой штурм — относительно необычный метод мозгового штурма. Он сочетает в себе ролевую игру и творческое сотрудничество.

Идея состоит в том, чтобы помочь членам команды преодолеть застенчивость и чувствительность, связанные с их вкладом. Это делается путем представления идей с точки зрения другого человека. Это также заставляет команду задуматься о том, как важные фигуры могут отреагировать на их идеи.

Например, кто-то может сыграть роль покупателя или клиента. Это поможет им лучше понять потребности своих клиентов, приняв их точку зрения.

6. Звездообразование

Структура техники звездообразования проста. Он фокусируется на определении правильных вопросов, прежде чем пытаться найти решения.

В этой технике шестиконечная звезда представляет шесть основных вопросов: кто, что, когда, где, почему и как? Оттуда разрабатываются более подробные вопросы, которые направляют команду в уникальных направлениях.

7.

Пять почему 

Несмотря на то, что этот метод кажется простым, он удивительно эффективен для выявления корня проблемы. Он опирается на силу интеллектуального любопытства. Идея состоит в том, чтобы начать с самой очевидной, поверхностной проблемы и спросить, почему это проблема.

Установите фактический, надежный ответ на этот вопрос, а затем повторите процесс со второй проблемой. Этот метод помогает проникнуть сквозь различные уровни проблемы и в конечном итоге добраться до основной причины.

8. Мозговой штурм «стоп-и-иди»

Этот метод предполагает быстрое переключение между режимами мышления. В течение определенного периода времени (обычно не более десяти минут) команда сосредоточится на генерации идей.

После этого они оценят эти идеи и дадут обратную связь, чтобы определить их потенциал. Некоторые команды считают, что этот метод помогает избежать творческой усталости. Это дает мозгу возможность использовать различные когнитивные навыки вместо того, чтобы злоупотреблять ими.

5 шагов для мозгового штурма

Готовы придумать новые отличные идеи? Вот шаги, которым нужно следовать для продуктивного мозгового штурма.

1. Подготовьте группу

Расплывчатая структура большинства творческих методов мозгового штурма необходима для их успеха. Однако это может привести к хаосу, если группа не управляется должным образом.

Потратьте несколько минут, чтобы объяснить рабочий процесс и цель собрания. Опишите, чего именно вы ожидаете от группы на время выполнения упражнения.

2. Расскажите о проблеме или цели.

Следующим шагом является ознакомление команды с проблемой, которую вы пытаетесь решить, или целью, которую вы пытаетесь достичь.

Дайте им базовое понимание проблемы. Сообщите им о любых прошлых попытках справиться с этим и объясните им, почему это важно.

3. Зафиксируйте все идеи

В зависимости от выбранного вами метода убедитесь, что группе предоставлены все необходимые ресурсы для записи идей.

Лучшие методы мозгового штурма — те, которые позволяют излагать идеи на бумаге, какими бы широкими они ни были. Другими инструментами для записи идей являются доски, блокноты, ручки, маркеры и стикеры.

Расширьте возможности своей команды предоставив им инструменты, необходимые им для того, чтобы изложить свои мысли в печати.

4. Делитесь и обсуждайте идеи

Всем идеям нужно уделять время в центре внимания. Методично проработайте каждую. Дайте каждому возможность высказаться и внести свой вклад. Прислушивайтесь к идеям каждого и записывайте изменения или исправления по мере их появления. Как есть разные способы учиться, так и разные способы слушать.

Поощряйте конструктивную критику. Напомните команде, что 90% необработанных идей будут отброшены или пересмотрены, прежде чем их можно будет реализовать. Нет необходимости защищаться или злиться, если их идеи отвергаются или подвергаются критике.

5. Составьте план действий 

Это последний шаг. Когда все ваши идеи будут изучены и конкретизированы, определите самые сильные из них. Примите во внимание все предложения и превратите их в действенные задачи, которые нужно делегировать нужному человеку.

Гибкая методология — отличный метод, помогающий командам не отвлекаться от задачи и измерять прогресс. Ознакомьтесь с нашим руководством по гибкой методологии, чтобы узнать больше об этом популярном типе управления проектами.

Что может пойти не так?

Как и любая совместная работа, мозговой штурм иногда идет не по плану.

Вот некоторые возможные проблемы, с которыми вы можете столкнуться в процессе, и способы их эффективного устранения.

1. На сеансе мозгового штурма доминирует один человек

Иногда кажется, что один или два человека на работе всегда хотят быть в центре внимания. Всякий раз, когда у них появляется возможность занять центральное место, они делают это, независимо от того, отбрасывают ли они тень на кого-то другого. Такая токсичная черта может быть контрпродуктивной для сеанса мозгового штурма.

Здесь пригодится опытный фасилитатор. Они умеют удерживать пространство мягко и уважительно, чтобы каждый мог внести свой вклад в равной степени. Для этого можно попросить кого-нибудь отступить и перестать говорить о менее напористых членах команды.

2. Идеи подвергаются критике со стороны других

Другой распространенной проблемой в группах мозгового штурма является тенденция некоторых людей быть чрезмерно критическими, не предлагая альтернативных решений. В некоторых случаях газлайтинг на работе используется, чтобы принизить других и дать им постоянный негативный рассказ об их идеях.

Важно уточнить, что к конструктивной критике и отзывам нужно относиться с уважением. Поощряйте членов команды выдвигать предложения по улучшению критикуемой идеи.

3. Генерируется множество идей, но из них не получается никаких действий

Без возможных действий никакие блестящие идеи не помогут. Включение старшего руководителя в сеанс мозгового штурма — хороший способ борьбы с бездействием.

После того, как все сырые идеи будут разбиты на практические задачи, можно делегировать обязанности.

Проведите мозговой штурм на пути к командному успеху

Вот шесть советов, которые помогут вам лучше провести мозговой штурм с вашей командой.

1. Поощряйте нестандартное мышление

Это золотое правило всех методов мозгового штурма. Не ограничивайте творческий потенциал вашей команды. На самом деле, попросите их забыть о практических соображениях на время сеанса.

Достаточно одной идеи, чтобы революционизировать наше отношение к определенным проблемам.

2. Ограничьте сеанс по времени

Мозговой штурм предполагает работу с большим количеством информации на поверхностном уровне. Это означает, что легко отвлечься на кроличьи норы разговора.

Предоставление вашей команде определенного окна предотвратит потерю времени и поможет им сосредоточиться. При необходимости вы можете запланировать последующую сессию, чтобы обсудить важные моменты, которые были упущены.

Блокировка времени – это эффективный метод отслеживания времени во время сеанса мозгового штурма. С помощью этой техники тайм-менеджмента команда сосредотачивается на одной задаче или группе похожих задач в течение установленного временного блока.

3. Направляйте дискуссию

Квалифицированный фасилитатор знает, когда начать разговор, а когда вмешаться. Если обсуждение слишком далеко уходит от поставленной задачи, фасилитатор должен быть в состоянии аккуратно вернуть фокус но настойчиво.

Опытные фасилитаторы должны использовать правильные стили управления для проведения мозгового штурма. Например, демократический стиль руководства обеспечит тесное сотрудничество фасилитатора со всеми членами команды и установление взаимопонимания.

4. Акцент на качество, а не на количество

Хотя мозговой штурм неизбежно порождает множество идей, не все из них доказывают ценность или требуют дальнейшего обсуждения. Фасилитатор должен быть в состоянии вести членов команды к обсуждениям, направленным на разработку идей с большим потенциалом и меньшим количеством препятствий.

5. Установите основные правила

Даже самые лучшие методы мозгового штурма приводят к сессиям, которые быстро выходят из-под контроля без некоторых основных правил.

Обсуждение всегда должно вестись уважительно и профессионально. Кроме того, следует избегать неуместных касаний и анекдотов.

6. Признание и вознаграждение за вклад

Заявить о себе, поделившись идеей, не всегда легко, особенно для более замкнутых членов команды. Основы психологии говорят нам, что люди будут охотнее вносить свой вклад, когда их вклад признается и вознаграждается.

Признать вклад членов команды и поблагодарить их за участие. Это быстро укрепит доверие и придаст импульс разговору.

Расширьте возможности своей команды с помощью методов мозгового штурма

Поощрение эффективного сотрудничества и творчества на рабочем месте — непростая задача. Но это имеет решающее значение для успеха вашего бизнеса.

Поскольку все больше сотрудников работают из дома, процесс мозгового штурма может показаться еще более сложным. Но при наличии подходящей технологии и поддержки удаленной работы онлайн-мозговой штурм (или мозговая сеть) позволяет виртуальным командам обдумывать идеи в режиме реального времени.

Существует множество методов группового мозгового штурма, которые вы и ваша команда можете попробовать на следующем занятии. Это просто вопрос изучения того, что работает для вас.

Получите доступ к наиболее эффективным методам, связавшись с тренером BetterUp. Наш обширный опыт коучинга направляет команды по пути к более продуктивному завтрашнему дню.

Методы управления проектами: Мозговой штурм – PMP

Мозговой штурм

PMBOK®Определение:   «Общий метод сбора данных и творчества, который можно использовать для выявления рисков, идей или решений проблем с помощью группы членов команды или экспертов в предметной области. Как правило, мозговой штурм структурирован таким образом, что идеи каждого участника записываются для последующего анализа».

Мозговой штурм — это название, данное ситуации, когда группа людей встречается для выработки новых идей в определенной сфере интересов. Используя правила, устраняющие запреты, люди могут мыслить более свободно и двигаться в новые области мысли, создавая тем самым множество новых идей и решений. Участники выкрикивают или фиксируют идеи, когда они приходят им в голову, а затем опираются на идеи, высказанные другими. Все идеи фиксируются и не подвергаются критике. Только после завершения мозгового штурма идеи оцениваются. Это отличный метод управления проектами для решения проблем.

Концепция мозгового штурма. Карта разума. Creative Think

Здесь вы найдете материалы для мозгового штурма:

Сертификаты Certified Associate in Project Management (CAPM)® и Project Management Professional (PMP)®, а также A Guide to Project Management Body of Знание (Руководство PMBOK®) – Пятое издание (PMI, 2013a) обсуждает мозговой штурм.

В Руководстве PMBOK® — пятое издание перечислены более 200 инструментов и методов, которые могут помочь кандидатам на сертификацию CAPM и PMP в рамках 47 процессов проекта. Мозговой штурм упоминается шесть раз как инструмент и метод в управлении интеграцией проекта, управлении содержанием проекта, управлении рисками проекта и управлении коммуникациями проекта (PMI, 2013a).

Сертификация Program Management Professional (PgMP)® и The Standard for Program Management — Third Edition определяют мозговой штурм как основную область знаний (PMI, 2013b).

Сертификат Portfolio Management Professional (PfMP)® и Стандарт управления портфелем — третье издание трижды упоминают мозговой штурм как инструмент и метод: в «Разработке плана управления портфелем», «Разработке плана управления эффективностью портфеля» и «Разработке плана управления коммуникациями портфеля» (PMI). , 2013с).

Сертификация PMI Agile Certified Practitioner (PMI-ACP)® и описание содержания экзамена (PMI, 2014) определяют мозговой штурм как необходимые знания и навыки.

Сертификация PMI Professional in Business Analysis (PMI-PBA)® и PMI Professional in Business Analysis (PMI-PBA)® Examination Content Outline (PMI, 2013d) определяют мозговой штурм как инструмент, помогающий в решении проблем и выявлении возможностей в Области взаимодействия с заинтересованными сторонами и упрощение процессов управления рисками.

Творчество можно определить как создание чего-то нового, служащего определенной цели. Один из наиболее проверенных методов поощрения творчества называется творческим решением проблем (CPS) (Puccio, Firestien, Coyle, & Masucci, 2006).

Как это работает.

При творческом решении задач используются два типа навыков мышления — дивергентное и конвергентное мышление. Дивергентное мышление фокусируется на создании вариантов, тогда как конвергентное мышление фокусируется на сужении или выборе вариантов.

Мозговой штурм — один из многих инструментов дивергентного мышления, основанных на исследованиях. При правильном использовании этот инструмент может высвободить очевидные идеи/решения и помочь группе прийти к идеям, которые в противном случае остались бы неизвестными. Мозговой штурм может помочь группам проявлять творческий подход к выработке идей.

Не вдаваясь в подробности, определение мозгового штурма в PMBOK® Guide охватывает оба типа мыслительных навыков. Первое предложение определения PMBOK® Guide обращает внимание на генерацию идей: дивергентное мышление , а второе предложение говорит об оценке идей конвергентное мышление (PMI, 2013a).

Руководство PMBOK® определяет мозговой штурм как метод, используемый для генерации и сбора множества идей, связанных с требованиями проекта и продукта. Хотя мозговой штурм сам по себе не включает в себя голосование или расстановку приоритетов, он часто используется с другими методами группового творчества, которые это делают (PMI, 2013a).

Прекрасное определение. Но это не дает никакой справедливости ни одному из основополагающих методов дивергентного мышления для инноваций и генерации идей.

Итак, каковы правила мозгового штурма?

В 1963 году Осборн написал свою классическую книгу «Прикладное воображение», в которой подробно описал процедуру мозгового штурма и начальный творческий процесс. В «Прикладном воображении» Осборн изложил рекомендации по генерированию идей в группе, также известные как рекомендации по мозговому штурму. Ниже приведены четыре конкретных рекомендации Осборна по успешному использованию техники мозгового штурма.

1, Отложить решение. Критика исключена; неблагоприятное суждение об идеях должно быть воздержано до более позднего времени :

Откладывание суждений — самое важное правило, о котором следует помнить при генерации идей. Однако отсрочка суждений требует от нас отучиться от некоторых типичных способов, которыми нас учили думать об идее. С самого раннего возраста мы усвоили, что как только мы придумываем идею, нам нужно судить, хорошая она или плохая, правильная или неправильная, безопасная или небезопасная. Но, генерируя новые идеи и новые способы решения проблем, мы должны отложить наше суждение или обзор на некоторое время, пока у нас не будет ряда идей, из которых можно выбирать.0003

Совет: Идеи — не действие! Одна из наших самых больших проблем в обучении людей откладывать суждения, когда они генерируют идеи, заключается в том, что они путают идеи с действиями. Идея — это просто идея; это не действие. Идея — это потенциальное действие, которое можно предпринять позже, после тщательной оценки. Но это не действие, когда оно генерируется. Поэтому не нужно бояться или преждевременно отказываться от него.

2, Стремитесь к количеству. Чем больше идей, тем выше вероятность развития полезных идей:

Вопрос в том, сколько идей вам нужно придумать, чтобы получить хорошую? Вам нужно придумать сотни идей, чтобы создать одного хорошего кандидата? Все зависит от того, какие идеи вы хотите.

Если вы хотите найти способы улучшить свои текущие методы, вам потребуется меньше идей, чем если бы ваша цель состояла в том, чтобы полностью пересмотреть характер вашего бизнеса или вашей жизни. Если вы хотите вырваться из своих нынешних паттернов и сделать несколько крупных прорывов, вам потребуется значительно больше идей, чем если вы хотите постепенно улучшить существующий процесс или процедуру.

Совет. Мы не можем точно предсказать количество идей, которые вам потребуются, но может помочь установка квоты для генерируемых идей. От сорока до пятидесяти идей — хорошая квота, если вы хотите генерировать идеи для улучшения ваших текущих методов. Более пятидесяти идей помогут вам по-настоящему расширить свое мышление, но если вы хотите полностью переосмыслить свою работу и найти несколько экзотических подходов к проблеме, квота в 100 или более идей не будет неразумной. Мы обнаружили, что на сессиях, где генерируются сотни идей, последние 20 процентов действительно начинают «раздвигать границы».

Вы можете подумать: 100 идей? Сколько времени потребуется моей группе, чтобы сгенерировать 100 идей?

3, Добро пожаловать «на волю». Чем безумнее идея, тем лучше. Легче укротить, чем придумать:

Свобода действий побуждает нас генерировать необычные идеи и подчеркивает, что легче усмирить дикую идею, чем воодушевить слабую. Работая с различными группами — от студентов наших курсов до президентов корпораций — мы обнаружили, что свобода действий — один из самых сложных принципов генерации идей.

Это особенно верно, когда группы работают над важной для них проблемой. Когда мы спрашиваем членов группы мозгового штурма, сколько безумных идей они придумали, они обычно отвечают: «Это серьезная проблема. Мы не можем сделать что-то диковинное».

Рассмотрим это утверждение; Мы спрашивали об идеях, которые они генерировали, а не о действиях, которые они планируют предпринять. Идеи — это не действия.

Совет: цель мозгового штурма — генерировать идеи — только идеи, а не действовать. Идеи становятся действиями только тогда, когда вы тратите время на их выбор, разработку, уточнение, а затем что-то с ними делаете. Есть время для отбора и уточнения идей; но на этапе генерации идей подходит абсолютно все. Генерируя идеи, не беспокойтесь, если они покажутся диковинными, надуманными или даже глупыми. Вполне может быть, что одна из этих «диковинных» идей станет ядром крупного прорыва.

4, Ищите комбинации и усовершенствования. Как можно превратить идеи других в лучшие идеи? Как две или более идеи могут быть сплавлены в еще одну идею?

Техника комбинирования и улучшения также известна как наращивание. В дополнение к своим собственным идеям участники должны предложить, как идеи других могут быть превращены в лучшие идеи или как две или более идей могут быть объединены в еще одну идею. Создание происходит, когда лица, решающие проблемы, добавляют или улучшают идеи, генерируемые другими членами группы. Построение происходит почти естественным образом во время хорошо функционирующего сеанса мозгового штурма.

Подсказка: бросьте вызов своему эго. Чтобы позволить строительству происходить, важно исключить свое эго из сеанса генерации идей. Когда ваше эго начинает привязываться к идее, которую вы предложили, вы с меньшей вероятностью захотите, чтобы другие улучшили вашу идею. Вы также захотите заявить об этой идее на более поздних этапах процесса. Когда мы разговариваем с людьми, участвовавшими в очень продуктивном мозговом штурме, большинство из них даже не помнят, какие идеи они предложили и кто на них опирался.

Строительство имеет решающее значение. Братья Райт были первыми, кто эффективно управлял полетом с двигателем тяжелее воздуха, но что бы произошло, если бы никто не развивал эту идею? Вы бы предпочли летать на флаере Райта?

или 747?

Связаны ли количество и качество?

Так ты думаешь? Действительно ли количество и качество связаны? Если я проведу сеанс мозгового штурма и придумаю кучу сумасшедших идей, как я узнаю, что у меня появятся хорошие? Исследования говорят, что хорошие идеи — это те, к которым группа приходит ближе к концу сеанса дивергентного мышления.

Возможно, главная ошибка при использовании инструмента заключается в том, что мы останавливаемся слишком рано. Слишком часто, когда группа начинает успокаиваться, молчание интерпретируется как означающее, что группа подошла к концу цепочки идей; это не так!

Как организовать мозговой штурм. Четыре шага к эффективному мозговому штурму:

1 Сформулируйте проблему, которую вы хотите решить.

Общий принцип этой методики заключается в том, чтобы отделить генерацию идей от обсуждения. Если вы когда-либо участвовали в мозговом штурме, вы знаете, что руководитель группы или менеджер открывает обсуждение, представляя предысторию проблемы, указывая любые цели, которые необходимо достичь, и критерии, которым необходимо следовать. После того, как участники будут заполнены наиболее важными деталями, им дается несколько минут, чтобы подумать и записать свои решения для решения проблемы.

2 Определите цели возможного решения.

Обсудите в группе общие цели возможного решения, не отвергая ни одной идеи.

3 Попробуйте разработать решения индивидуально.

Поощряйте членов команды индивидуально записывать свои идеи. Это помогает устранить привязку и побуждает всех в команде делиться своими идеями. Это также дает каждому больше времени на обдумывание своих идей, что особенно полезно для участников-интровертов. Этот метод мозгового штурма лучше всего работает в командах, на которых большое влияние оказывают первые идеи, представленные на собрании.

Когда вы заставляете свою команду проводить мозговой штурм идей индивидуально, вдали от отвлекающих факторов и общественного мнения, генерируются концепции, которые могут не проявляться естественным образом в более широком окружении. Индивидуальные методы мозгового штурма, такие как этот, часто дадут вам больше уникальных идей, чем когда группе остается придумывать тематические идеи.

Некоторые групповые подходы могут включать:

Обратный мозговой штурм:

Вы хотите стимулировать обсуждение. Попробуйте перевернуть вопрос. Не задумываясь слишком глубоко, ваши сотрудники начнут перечислять «обратные решения», такие как «заставлять посетителей долго ждать при регистрации», или «кончиться еда», или «потерять пальто». После того, как вы составили длинный список, путь к решению состоит в том, чтобы снова подумать в обратном порядке.

Таким образом, решением проблемы «заставлять посетителей долго ждать при регистрации» будет «укомплектовать стойку регистрации несколькими встречающими, чтобы свести к минимуму время ожидания».

Доски настроения:

Большинство людей учатся визуально, фактически 65 процентов. И все сводится к тому, как наш мозг анализирует информацию. По сравнению с текстом человеческий мозг обрабатывает изображение в 60 000 раз быстрее, чем текст.

Это означает, что ключ к разжиганию бури творчества у ваших сотрудников может заключаться в визуальном инструменте мозгового штурма: доске настроения.

Игры в слова:

У вас новая команда? Или вы ищете высокоэнергетическое занятие, чтобы начать сеанс мозгового штурма? Если вы ответили «да», попробуйте провести мозговой штурм.

Самый простой вариант — игра в слова. Просто запишите случайное слово, а затем пусть ваши сотрудники проведут мозговой штурм по ряду связанных слов и фраз. Заставьте их задуматься о связанных с ним глаголах и существительных, его антонимах, синонимах, о том, как оно используется в предложении и о его функции.

После того, как вы запишете все идеи своих сотрудников, сгруппируйте их в группы в соответствии с их отношением друг к другу. Конечным результатом является поиск уникальной фразы или ассоциации для этого слова.

Если это звучит как захватывающий мозговой штурм, попробуйте сыграть в него дубинкой. Бросьте жезл по комнате и соберите первые слова, идеи и фразы, которые придут на ум.

Майндмэппинг:

Если у вас есть новый крупный проект, разбейте его на небольшие кусочки с помощью майндмэппинга. Полезный метод мозгового штурма, майндмэппинг наглядно демонстрирует, как компоненты / фазы проекта сочетаются друг с другом, вы можете сначала использовать подход для разработки необходимых фаз, а затем детализировать каждую фазу.

Для начала начните с центральной идеи или темы, затем проведите линии от центра и пометьте их заголовками, которые представляют категории и важные факты. По мере того, как вы будете узнавать больше информации, рисуйте новые строки из соответствующих заголовков и маркируйте их соответствующим образом.

После того, как вы проясните свои проблемы, свои цели и свои личные решения проблем, работайте в группе.

То, что произойдет дальше, должно стать оживленной дискуссией, полной новаторских идей, иногда диких, а иногда дурацких. Однако, когда в комнате много людей, и у всех бурлят мысли и мнения, есть шанс, что все пойдет наперекосяк.

Более тихие голоса могут быть заглушены энергичными, более громкими. Или может случиться так, что все в комнате беспокоятся и не хотят делиться своими идеями, опасаясь, что они будут отвергнуты. Хотя сеансы мозгового штурма — отличный инструмент для вовлечения всей команды в проект, они могут отталкивать.

В заключение

Методы мозгового штурма — отличный способ решения проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *