Методика обучения детей шахматам – Методика обучения шахматам детей дошкольного возраста (дошколят)

Содержание

Методика обучения шахматам детей дошкольного возраста (дошколят)


Здравствуйте дорогие друзья. С вами на связи папа Жорика, Александр Борисов и сегодня мы поговорим с вами о методике обучения игре в шахматы детей дошкольного возраста, или как их еще называют, юных дошколят.

Чтобы вы понимали сразу, что я имею право сейчас вас чему-то учить и давать какие-то советы и рекомендации как родителю или педагогу, то сразу представлю вам своего 4-х летнего сынишку Жорика, который научился играть в 3 года и 11 месяцев, а через 3 месяца занял 2 место на этапе кубка России по шахматам в Петергофе, побеждая детей возраста 6-8 лет.

Более подробнее о нем вы можете почитать ЗДЕСЬ. Кто он такой и какие у него есть награды и достижения. Мы с Жориком приготовили целый обучающий курс о том, как нужно родителям и педагогам, правильно учить играть в шахматы дошколят и вообще детей любого возраста.

В целом вы сразу можете приобрести курс по ссылке выше и можно сказать методика у вас в кармане. Научите ребенка играть за 1-2 недели. Но я же не только пишу эту статью, для того чтобы продать вам курс верно? Давайте я коротко расскажу вам о самом главном.

Я это говорю постоянно на каждом нашем вебинаре и в каждой нашей статье.

Совет №1 — Не надо вести ребенка в шахматную школу.

Мне вот и на почту пишут и в скайпе и в онлайн-чат, — «Александр посоветуйте в какую школу отдать ребенка, чтобы его там научили играть…». Я обычно отвечаю так, — «Ни в какую. Учить ребенка вы должны сами в стенах дома».

И тут у человека сразу возмущение, — «В смысле сами? А разве не специалист должен обучать детей?». =) Давайте, чтобы мне не повторяться, я лучше вам дам почитать вот эту статью. Вот реально почитайте в ней самый первый совет и все поймете.

Поведете не окрепшего ребенка дошкольного возраста в шахматную школу, примерно 80% вероятности, что вы испортите ему всю шахматную карьеру, которая может и не начаться.

Совет №2 — Не нужно сразу же объяснять правила игры.

С дошкольниками заниматься нужно совсем по другому. Они не слышат, что вы им говорите, им играть хочется. Поэтому главная задача родителя, педагога или тренера при обучении дошколят шахматам — это не вдалбливание правил игры, а именно вызывание интереса и мотивация.

Это достигается множеством способов, о которых я рассказал в курсе.

Совет №3 — Не давайте сладкого перед обучением.

Я вообще рекомендую за 1-2 дня до того, как вы решите начать обучать ребенка шахматам, чтобы он посидел дома в тишине. По собирайте с ребенком пазлы, почитайте книжку в тишине и ему будет очень легко даваться обучение шахматам.

Ни каких мультиков, посещения игровых центров, садиков, гора друзей дома и все в этом духе. Когда у ребенка в попе не остывший моторчик ему будет трудно взять сесть за шахматную доску и начать спокойно слушать ваши нравоучения. =)

А если вы еще и сладким накормили ребенка, то считайте пропало =)

Совет №4 — Держите себя в руках.

Маленькие дети они плохо все схватывают и если вы будете беситься от того, что ну не понимает ребенок что-то и делает ошибки, то вы можете разом отбить все желание играть. И потом уже ни чего нельзя будет сделать. Отказался ребенок от шахмат и все тут.

Шахматы потом будут вызывать у ребенка аллергию и отвращение. Я видел такие случаи лично =)

Совет №5 — Награда за любое достижение.

Научился ходить ладьей — приз, научился прыгать конем — приз, научился делать шах — приз, рокировка — тоже приз и так далее. Притворяйтесь как-будто ребенок вас выигрывает, вы сидите такой(ая) не знаете прямо что делать, зажал вас ребенок в ловушке короля вашего и все, вы сдались…

Похвала для мальчиков очень важна.

Ну вот собственно наверное и все. Главное, что я вас сейчас обезопасил от самых главных ваших ошибок в обучении шахматам дошколят. Все остальные мои советы и рекомендации изучайте в нашем с Жориком видеокурсе.

Эта методика обучения шахматам детей 100% работающая и опробованная уже не десятках ребят и девчат, в том числе и на детях моих друзей. Пользуйтесь ей и увидимся с вами на шахматных соревнованиях.

Выполняйте шахматный разряд, поднимайте свой шахматный рейтинг и становитесь чемпионами! До скорых встреч.

С уважением, Александр Борисов


chessmatenok.ru

Методическая разработка на тему: Методика обучения шахматам

14.05.2014 

Часть 1 . Дети. Глава 1.

Проигрывать дома ребёнок не должен!

Это обучение шахматам детей с 3 до 7 лет предложено педагогом из Санкт-Петербурга Сергей Влащенко:

Я пришёл к шахматам совершенно случайно…

Сыну было шесть лет, и я искал наиболее эффективный способ развития его интеллектуальных  способностей Мы попробовали различные развивающие системы, занятия изобразительным искусством, музыкой, спортом – словом, всё, что можно. И, наконец, узнали о шахматном кружке, куда брали шестилеток. Мы начали заниматься. Пока шло занятие, я переписывал шахматные задачи, а дома мы вместе их решали. Занимались мы серьёзно, почта ежедневно. И вдруг через несколько месяцев я, к моему удивлению, обнаружил, что мой сын стал сообразительнее, собраннее, с первого раза запоминал четверостишья, легко решал задания по подготовке к школе.

Я заинтересовался проблемой обучения детей игре в шахматы и попробовал заниматься с первоклассниками. Получилось очень хорошо.

Мне предложили заниматься шахматами с дошкольниками. Сперва я начал работать с 7-летками, потом с 6-летками, потом я стал пробовать заниматься с более младшими детьми.

Тогда я ещё не знал, что в нашей стране и за рубежом с 3-4-х и 5-летками работает очень мало специалистов. В Германии, Венгрии, Англии существуют экспериментальные группы обучения детей с раннего возраста, но какова методика обучения – неизвестно. А это в работе самое главное.

Нельзя работать с детьми без сказки!

На своём первом занятии я сразу же столкнулся с проблемой. Только я начал, дети стали расползаться под столы. Вначале я растерялся, не знал, что делать. Но отказываться от идеи, признать своё поражение было неудобно. Надо было находить какой-то выход. И выход был найден прямо на занятии. Он оказался настолько простым, что до сих пор я удивляюсь, как это не пришло мне в голову сразу. Я увидел игрушку, взял её и стал сочинять сказку. Дети потихонечку стали вылезать из-под столов, открыли глаза я ротики. Когда я собрал всё внимание, я от сказки перешёл к шахматам. Переход был простым, естественным и незаметным. Это было моё первое открытие: нельзя работать с детьми без сказки!

Я стал эту мысль развивать и разработал три типа сказок:

  1. Шахматная сказка основная, в которой происходит обучение детей,
  2. Развивающая сказка – это мифы и шахматная мифология,
  3. Третий тип сказок – сказка-импровизация. Что это такое? Мы не можем предугадать поведение ребёнка, каждый ребёнок индивидуален, он может по-разному реагировать на ситуацию, в зависимости от этого я должен импровизировать, дать ребёнку сказочный ответ на его поступок.

Сам я детей не учу…

В работе с детьми я использую четыре элемента: первый – это сказка, второй – игрушка, третий – игра (поскольку сами шахматы – это игра), и использую игровой способ обучения.

На занятие приходит игрушка, дети знакомятся с ней, общаются, разговаривают и потом с ней играют. Я как бы нахожусь за кадром. Детей учат их игрушки, учат ненавязчиво, в игре. Я учу игрушку, ей подсказываю. Дети подсказывают игрушке, её учат и вместе с ней играют. Это даёт возможность им раскрепоститься, почувствовать себя свободно и раскрыть то, что дала природа.

Четвёртый элемент – эта приз. К нему, как правило, педагоги относятся очень настороженно. У меня никаких сомнений он не вызывает.

После занятая гномик снимает шапочку и угощает детей конфетами (сейчас, к сожалению, приз в основном конфеты, потому что их реально купить) и занятие заканчивается положительным эмоциональным импульсом, который уходит в подсознание ребёнка: он работал, он старался, в конце получил приз. Так у детей складывается положительное отношение к этой сложнейшей игре – шахматам.

Всё в целом: элементы сказки, игры, игрушка, общение, игра в шахматы, приз – создаёт у детей атмосферу интереса.

Начинаем изучать шахматы с короля

Когда я начинал заниматься с малышами, я не знал, что, по мнению некоторых психологов, 3-4-летнего ребёнка невозможно научить играть в шахматы, потому что он не сможет ориентироваться в таком многообразии фигур и пешек (в шахматах их 32).

По счастью, я ничего этого не знал. И шёл вперёд, но очень строго соблюдая основной дидактический принцип от простого к сложному. Начинаем мы изучать шахматы с короля. Вот про него сказка, стихотворение:

Не король, а тихоход,
Черепахою ползёт.
Во все стороны – на шаг.
Вот такой король чудак.

Передвинуть короля на одну клеточку в состоянии и трёхлетний ребёнок. С этого начинается первая игра, называется она «Чей король придет первым на волшебные поля противоположной стороны».

Когда мы научились играть королём, мы ставим на доску пешки.

После того, как познакомились с пешками, знакомимся с ладьёй. Играем пешками, королём, ладьёй.

Когда освоили ладью, ставим на доску следующую фигуру. Опять с ней знакомимся, учим стихотворение, играем. На каждом занятии идёт игра с уже заученными фигурами.

Так, постепенно, шахматная доска заполняется, постепенно развивается внимание детей. Дети начинают понимать правила игры, логику игры. Всё это даёт мощный тренинг для развития их интеллектуальных способностей. И когда через несколько месяцев дети играют уже всеми фигурами – это значит, что скачок в интеллектуальном развитии ухе произошёл.

Дальше мы проводим турниры, соревнования, решаем задачи. Я вижу, что дети начинают получать удовольствие от деятельности.

Ведь в конечном итоге моя сверхзадача как педагога не только научить ребёнка играть в шахматы, подготовить его к школе, а создать условия, при которых интеллектуальная работа приносит ему радость.

Эта идея Сухомлинского, на мой взгляд, гениальная идея: «Ребёнок должен получать радость от интеллектуального труда!»

Но шахматы – это не только победа

Подготовить ребёнка к поражению – целая проблема. Шахматы – в миниатюре – как бы модель мира, они – жизненная модель. Игра в шахматы – это всё время экзамен. Ход – это поступок. Если ты делаешь неправильный ход, то за это получишь наказание: ты можешь потерять фигуру, ты можешь проиграть.

К этому детей нужно готовить с первых занятий. Как это происходит? Во-первых, проигрывают, в основном, игрушки, когда играют с детьми.

Некоторые игрушки плачут. Поэтому мы их успокаиваем вместе: «Не обижайся. Любой может проиграть, даже чемпион мира». – «Меня мама будет ругать» – «Не будет, мама поймёт».

Дети учатся успокаивать игрушку, потом сами начинают относиться к поражению более правильно. Когда ребёнок играет в шахматы дома, очень важно, чтобы он только выигрывал.

Проигрывать дома ребёнок не должен! Мамы это лучше понимают, папы понимают это хуже. Они обыгрывают ребёнка. Тот чувствует себя некомфортно, обижается, у него пропадает интерес и в результате ребёнок перестаёт играть.

А другое дело – игра со сверстниками. Играя на турнире, ребёнок будет и выигрывать, и проигрывать, но это уже будет не так болезненно, он будет уже готов достойно встретить как победу, так и поражение.

И в заключение я хочу остановиться на ещё одном очень важном моменте. В чём же, на мой взгляд, уникальность шахмат? Они развивают не только внимание, волю, абстрактное и логическое мышление, работоспособность, фантазию, творческую активность. Шахматы развивают способность к обучению, к познанию. Чем бы ребёнок, умеющий играть в шахматы, впоследствии ни занимался, он будет в состоянии понять любые сложнейшие проблемы.

А вот Борис Савченко, который не любит засиживаться за шахматами и предпочитает йогу — единственный йог среди гроссмейстеров, который занимается еще и ушу. И, если есть возможность, не пропустит День йоги.

источники: gazetadr.ru

Глоссарий

nsportal.ru

Как научить ребенка играть в шахматы: советы гроссмейстера

Выбирая ребенку занятие вне дома: кружок, секцию, организовывая семейный досуг, мудрые родители вспомнят о шахматах. Прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, занимающиеся этой игрой, лучше обучаются, более организованны и уравновешенны.

Из этой статьи вы узнаете

Польза шахмат для детей

Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:

  • Развитие способности рассуждать и мыслить логически. Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
  • Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии. Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.
  • Закрепление спортивных навыков: длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности.

Занятия шахматами улучшают память, учат ответственности и самостоятельности. Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.

Для чего вы хотите научить ребенка шахматам?Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет, когда дети живо интересуются всем вокруг.
  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 – 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Хосе Рауль Капабланка маленький ребенок

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное – на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Как заинтересовать малыша игрой

Как известно, запретный плод – сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.

На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.

Важно! Будьте непреклонны и не идите на встречу просьбам ребенка дать ему игру. Помните, что в эти минуты его желание будет расти и ваш ребенок скоро начнет мечтать познакомиться с шахматами поближе.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре. Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут). Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут).

Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.

Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например “Фиксики”.

Правила игры

От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.

При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры – лишить возможности двигаться короля противника.

Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:

Это интересно! Во времена Средневековья ферзь был одной из самых слабых фигур. Особыми полномочиями его наделила королева Испании Изабелла, придумав новые правила.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого.

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

На заметку! Сначала можно поиграть только пешками, затем предложить сыграть несложные этюды с участием других фигурок.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

Полезные советы

Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:

  • Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.
  • Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий. На первых порах они должны носить краткий характер.
  • Заинтересовывайте дополнительно: рисуйте и лепите фигурки, смотрите мультфильмы про шахматы. Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
  • Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными. Нелишней будет своевременная подсказка.
  • Нужно отмечать успехи ребенка, хвалить за нетривиальные решения.
  • Дошколятам в турнирах участвовать не стоит: проигрыш может травмировать детскую психику.
  • Полезно рассказывать сказки о шахматных фигурках. Можно водить кроху на занятия в кружок или использовать компьютерные программы, но лучше, если он будет обучаться у близких людей. На образ жизни дошколенка больше всего влияет именно родительская модель поведения.

На заметку! Многие преподаватели советуют приобрести набор с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком: малыши от них в восторге.

Посмотрите, как проводит свое обучение опытный тренер и на чем он акцентирует внимание ученика.

Людям, обучающим ребенка, стоит тоже развивать свои умения и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, во-вторых, вскоре бывший новичок может перерасти учителя.

Какой учебник выбрать

В настоящее время существует немало учебных пособий? а также онлайн книг по игре в шахматы для детей. Преподавание по ним помогает достичь нужного эффекта. Выберите методику из следующих:

  • Книга «Шахматы для детей», написанная научным сотрудником Института теории образования Игорем Сухиным, – одна из самых эффективных. Он известен как автор учебника для малышей от двух лет. В нем есть несложные задания, позволяющие маленьким шахматистам поэтапно знакомиться с игрой с нуля.игорь сухин
  • Книга гроссмейстера Анатолия Карпова для детей – написанный в игровой манере учебник. Каждая картинка в ней – иллюстрация с героями Диснея, ее материал обязательно заинтересует читателя.книга Анатолия Карпова
  • Книжка Владимира Гришина называется «Шахматная азбука». Написанная еще в советский период, она и ныне не теряет популярности. Полезно будет ознакомиться и родителям: они найдут много нового для себя.Книга Гришина
  • Ребенку, умеющему неплохо читать, можно предложить книгу-самоучитель Марии Фоминых. Автор – гроссмейстер, чемпион и организатор шахматных турниров.Книга Марии Фоминых

Важно! Никакая самая лучшая книга или инструкция не дадут эффекта, если обучение детей шахматам не будет носить систематического характера. Чем перебирать методики, лучше тщательно изучить одну из них.

Если в детском садике действует кружок, запишите сына или дочь в него. Видеоуроки и мастер-классы из интернета тоже могут быть полезны. Главное, чтобы время, проведенное дошкольником за компьютером, не превышало рекомендованное. Дидактические материалы, книги – все это будет работать, если родители искренне поддерживают желание ребенка обучиться шахматным премудростям.

Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение – однозначно.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_igrat_v_shahmati.html

Если вам понравилась статья – поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru

ТОП-14 рекомендаций, как научить ребенка играть в шахматы

Всем привет! Хорошие привычки, как известно, лучше всего воспитывать с младых ногтей. Максиму семь лет, а он уже умеет хорошо читать, интересуется музыкой и живописью, недавно родители купили ему шахматы.

Как мальчик успевает совмещать это с учебой в школе, уму непостижимо. Но он искренне заинтересован своими делами, что редко встречается в наше время.

Мальчик написал мне подробное и грамотное письмо о своих увлечениях и попросил помочь ему в освоении шахмат.

В моем блоге можно найти статьи по обучению шахматам, а здесь — еще один подробный текст, посвященный детям.

Дорогие ребята, если вы, как и Максим, хотите обучиться игре в шахматы, добро пожаловать сюда!

Здесь я расскажу о том, с чего начать, как лучше обучаться. Если у вас есть друг или подруга, с которым вы собираетесь в будущем играть, советую вам учиться вместе.

Будет интереснее, легче осваивать это хобби вместе. Удачи в обучении, не забывайте ставить лайки и делать репосты!

Вступление

Сегодня интересом ребенка является компьютер. Но взрослые стремятся вырастить из малыша думающего человека. А это возможно с использованием модельных игр, одной из которых считаются шахматы, помогающие тренировать ум и сообразительность.

Играя в шахматы, малыш учится логически рассуждать, контролировать действия, предугадывать реакцию соперника, сравнивать. Многие из детей, умеющих с раннего возраста играть в шахматы, в дальнейшем становятся уважаемыми и успешными людьми.

Итак, как научить ребенка играть в шахматы с нуля?

С какого возраста начинать обучение?

Обучить игре в шахматы можно любого малыша. Для этого стоит иметь терпение и творческий подход. Для того, чтобы дать малышу первые уроки игры. достаточно обладать минимальным опытом самому. Первое знакомство с доской и фигурами малышу разрешается устроить в трехлетнем возрасте. В это время малыш уже владеет речью, знает приличное количество слов, умеет двигаться, рисовать, лепить, проявляет интерес к окружающему миру, утоляя его в играх.

Помните, что ваша главная цель – не воспитать будущего чемпиона, а привить интерес к полезной для развития игре. Организуйте занятия в доброжелательной атмосфере, не требуйте лишнего. Каждые полчаса предоставьте малышу отдых, активную разминку. Чтобы научить ребенка играть в шахматы, следует твердо уяснить, тематику ознакомительных занятий.

Урок первый

  • Разъясните ребенку. что шахматная доска представляет собой поле битвы, а фигурки – игрушечную армию. Перечислите ребенку названия каждой фигуры, начав с «пехоты» — пешек. Пусть ребенок потренируется выставлять их на доске в линию, используя для этого вторую и седьмую горизонтали с каждой стороны. Покажите ребенку, как пешка ходит и побеждает другие фигуры.
  • Разыграйте с малышом партию, используя в игре только пешки. Цель победы – «съесть» пешки противника или быстрей добраться до противоположной горизонтальной линии. От такой пробной партии будет понятно, нравится вашему ребенку игра или нет.
  • Поясните ребенку названия и возможности остальных фигур. Главная – король, наиболее сильная – ферзь, несколько слабее – ладья (их две). Парными являются конь и слон. Продемонстрируйте, как передвигаются эти фигурки на доске.
  • Малыш расставляет фигуры самостоятельно. Если сомневается или делает ошибки – окажите помощь. Поясните, что ферзь должен размещаться на поле соответственно своему цвету.
  • Теперь напомните малышу правила игры, повторно назовите вместе с ним фигуры, их правила ходов и возможности в сражении.
  • Ознакомьте малыша с понятиями «шах» и «мат», продемонстрируйте простейшие варианты каждой ситуации. При этом старайтесь втолковать малышу, что победа зависит не от количества фигур, а от удачно проведенного хода или их комбинации.
  • Малыш должен уверенно повторить весь пройденный материал.
    Если сбивается – поправьте. Поясните передвижения ладьи, отобразите позиции, когда с ее помощью объявляется мат в один ход. Предоставьте малышу возможность проделать все несколько раз самостоятельно.
  • По такому же принципу расскажите про слона – как ходит и воюет. Если ребенок уяснит все про него и ладью, ферзя он сможет освоить очень оперативно.
  • Расположите все фигуры, попытайтесь разыграть настоящую партию. При этом не забывайте напоминать малышу, как ходит та или иная фигура, если ребенок проявляет порой неуверенность. Играйте по возможности часто, старайтесь все допущенные ошибки разобрать и проанализировать.

Помните, что не стоит в игре поддаваться малышу. Ребенок должен понимать правила игры, чтобы научиться анализировать не только свои, но и ваши ходы. Не забывайте похвалить ребенка за удачно выполненный ход. Выполнив все рекомендации вы сможете самостоятельно научить ребенка играть в шахматы с нуля.

[Источник: http://www.gamerecord.ru/]

Полезные советы

На самом деле научить даже 4-х летнего ребенка играть в шахматы очень просто, для этого достаточно все показать в виде игры. Для первого раза лучше использовать красивые (сувенирные) шахматы, тогда у ребенка возникнет интерес. Для начала покажите своему сыну (дочке) каждую фигуру по отдельности, озвучьте, как они называются, после чего покажите поле битвы – шахматную доску.

Ребенку нужно объяснить, что у шахмат есть правило – играть нужно только на шахматной доске, просто был случай, когда некоторым детям не нравится цвет доски, или они просто любят играться с фигурами, такого лучше не допускайте.

После того как вы разобрались как называются фигуры, пора научить как они ходят, не волнуйтесь ребенок быстро запомнит как они ходят если действовать по правилу: от легкого к сложному. Сначала покажите, как ходят пешки, и как они бьют (рубят) другие фигуры. Показали?

Сыграйте теперь партию только пешками, кто заберет все или проведет хоть одну свою пешку на последнюю горизонталь, тот и выиграл. Мне кажется, от первой партии очень зависит понравиться эта игра вашему чаду или нет, поэтому первую партию можете поддаться, ну или сыграть вничью.

Когда ребенок освоит, как ходят пешки, покажите, как ходят ладьи, и сыграйте партию только теперь уже и с пешками и с ладьями. После шахматной партии с участием ладей, ребенок догадается, что ладья сильнее пешки, возможно не сразу. Постепенно добавляйте в шахматную битву по новой фигуре, и вскоре можно показать самое важное правило шахмат – мат королю. Ребенок должен понять не важно у кого, сколько фигур – важнее мат и т д.(постепенно, так вы дойдете до рокировке, взятие на проходе)

Как видите научить ребенка играть в шахматы можно, вопрос в том понравится ему эта игра или нет. Ищите человека который занимается внесудебной защитой прав человека? Павел Толпегин один из лучших в такой сфере, рекомендую обращаться к нему.

[Источник: http://2ls.ru/]

Лёгкие правила для сложной игры

Все родители мечтают вырастить умного и успешного ребёнка. Многие для этого не жалеют сил и времени, занимаясь со своим чадом, определяя его в различные секции и кружки. Наибольшей популярностью пользуются игровые секции, так как у детей игра – это ведущий способ познания мира. Однако они должны быть не только захватывающими, но и полезными. В этой связи полезно вспомнить, что шахматы считаются самой интеллектуальной игрой.

В чём польза для детей

Прославленный советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

Стремясь всесторонне развивать ребёнка, не упустите возможность научить своего малыша играть в шахматы. Обычно это задача ставится перед старшим поколением семьи – дедушкой, бабушкой, но, освежив свои навыки, вполне могут справиться и родители. Ведь польза от умения играть в шахматы для малыша очевидна:

Что говорят специалисты?

Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года. Дело в том, что в этот период малыш начинает осознавать себя самостоятельным, проявляет живой интерес ко всему вокруг, задаёт бесчисленные вопросы: «Почему?», искренне отдаётся тому, что ему интересно (рисует, лепит, собирает конструкторы) и обожает игры.

Кроме того, начало обучения игре в шахматы – дело сугубо семейное, а это укрепляет эмоциональную связь малыша с близкими людьми.

Однако есть и отрицательная сторона: возможно возникновение проблемы «поддавков», когда, не желая огорчать ребёнка, ему уступают в игре. Но опытные педагоги и воспитатели рекомендуют этого не делать, так как малыш может привыкнуть к лёгким победам и драматично переживать проигрыш.

Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся от игры. Иначе он быстро потеряет интерес к новому виду деятельнсоти.

Как правильно мотивировать ребёнка

В младшем дошкольном возрасте дети быстро загораются какими-то занятиями, но и так же быстро остывают. Шахматы – это созидательная игра, она требует не только уделять ей время, но и проявлять терпение, а это для некоторых детей непосильная задача. Как же правильно мотивировать малыша? Психологи рекомендуют несколько приёмов для этого:

  • Личный пример. Не секрет, что дети копируют манеру поведения взрослых. Поэтому если малыш увидит, что папа или дедушка играют в шахматы, то он однозначно захочет поиграть с ними.
  • Поддержание интереса к игре. Для этого устройте семейный шахматный турнир, а ребёнку поручите помочь подготовить к нему кого-то из близких.
    Так малыш не только сам будет тренироваться, но и почувствует свою значимость среди родных. Также обязательно давайте ребёнку выигрывать.
    Но делать это нужно только в том случае, если он действительно на пути к победе.
  • Посетите шахматную секцию, чтобы ребёнок увидел, что его сверстники не просто учатся играть, а соревнуются как взрослые, строят план тренировки и искренне захвачены деятельностью.

Методики обучения

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями. Поэтому мамам и папам нужно знать некоторые простые правила обучения маленького ребёнка игре в шахматы:

  • Расскажите о происхождении шахмат, о том, что это одно из старейших соревнований, дошедших до наших дней.
  • Представьте шахматную доску как поле боя. Расскажите о функциях каждого «бойца»: пешки исполняют роль пехоты, король – это генерал всей армии и т.д.
  • Посвятите одно занятие каждой фигуре. Объясните, как ходят пешки, как они «съедают» фигуры, как занимают позиции других фигур (кроме короля, конечно). Попробуйте разыграть партию одними пешками. Кто заберёт всех – тот выиграл.
  • На очередном занятии начального уровня попросите, чтобы малыш сам расставил фигуры на доске. Если он будет сильно путаться, помогите ему и повторите правила расстановки.
  • Объясните правила игры, суть понятия «шах» (что в персидском языке означает «угроза королю») и как от него спастись («съесть» угрожающую фигуру). Также расскажите о безысходности для короля позиции «мат» (не зря же в арабском это «смерть»). Ребёнок на этом этапе должен понять, что количество фигур у соперника не важно, гораздо значимее, насколько удачен ход.
  • Объясните функции ладьи, как ходят слон, ферзь.
  • Сыграйте настоящую партию, но не ленитесь снова и снова повторять малышу, как передвигаются шахматные фигуры.
    Ещё одной методикой обучения игре в шахматы считается компьютерная программа, однако этот вариант подходит детям постарше, которые владеют компьютером. Но учтите, что игра с электронным тренажёром отнимет у вас несколько часов общения с дорогим человеком.

Шахматы – древняя и очень мудрая игра, которая учит не только одерживать победу, но и обосновывать её. Научите своего ребёнка этой захватывающей игре, и вы воспитаете не только достойного соперника, но и наладите с ним прочные эмоциональные связи.

[Источник: http://paidagogos.com/]

Дальше — интереснее!

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, не потерявшая актуальности и сегодня, спустя полтора тысячелетия после своего появления. Она неизменно входила в образовательный курс индийских, персидских и арабских правителей и военачальников, европейских королей и рыцарей, русских царей и витязей.

И сегодня считается, что владение этим искусством отличает интеллектуально развитого человека, поэтому многие родители отдают своих детей на соответствующие курсы и стараются привить им это умение самостоятельно. Если вы не знаете, как научить ребенка играть в шахматы с нуля, воспользуйтесь следующими несложными советами.

Обеспечьте необходимый настрой ребенка. Разумеется, детское сознание существенно отличается от разума подростка или взрослого человека – и это необходимо учитывать перед тем, как приступить к обучению. Ребенок в дошкольном возрасте познает мир в основном через игру, поэтому воспользуйтесь этой особенностью его мышления. Превратите в его сознании шахматную доску в сказочную страну, где два короля, их поданные и войска сошлись в битве.

Можете придумать даже какую-либо несложную историю – главное, чтобы ребенок чувствовал интерес и увлекся процессом. Например, белые фигуры можно условно обозначить как светлое войско Добра, а черный – как силы Тьмы, связав их сюжетом, благо соответствующих легенд и мифов очень много.

Начинайте с малого. Шахматы – сложная игра, и попытка научить ребенка игре в них сразу ни к чему хорошему не приведет. Осваивать это искусство вместе с малышом нужно постепенно, чтобы он не испытывал перегрузки информацией и утомления. Первое время 10-15 минут в день вполне достаточно.

Не начинайте сразу с правил – лучше расскажите ребенку, как зародились и развивались шахматы, поведайте о значении каждой фигуры, начиная от пешки и по возрастающей до короля, покажите правильную их расстановку – так ребенок будет лучше понимать шахматную иерархию, что важно для игры.

Затем уже можно начинать изучать непосредственно правила в процессе игры. Начните с простого хода пешкой и далее по возрастающей. Если вы чувствуете, что заинтересованность ребенка от занятия к занятию увеличивается – вы все делаете правильно. Проведите первое сражение. После того, как ребенок усвоил, что шахматная доска, а фигурки – это войска, можно приступать непосредственно к игре, то есть «битве».

Расскажите ему, что в ней считается победой, что такое «шах», «мат», «пат» и т. д. Помните, что лучше всего это подавать в образной форме, в виде сказки или истории – так эти понятия будут лучше усваиваться малышом. После этого можно провести пробный бой, например, используя лишь одни пешки. Ребенок должен понять, как ходят фигуры, как ими правильно «съедать» противника и т. д.

Со временем партии нужно усложнять, делать интереснее – ведь шахматы не просто развлечение, а игра, требующая серьезной работы мозга. В интернет-сети существует множество ресурсов и видеороликов, где рассказывается, как правильно научить ребенка играть в шахматы. Но здесь важно понимать, что от уровня наставника зависит, насколько быстро и эффективно малыш будет усваивать материал. Порой скучная подача отбивает у него все желание тратить свое время на изучение этой игры.

Поэтому лучшим выходом будет подобрать курсы, где научить ребенка играть в шахматы сможет опытный и профессиональный педагог. Такие занятия проводятся, в частности, и в клубе детского творчества «Дом Белого Кролика». На них не просто дается детям информация об этой игре, но воспитывается в них уважение к ней и желание освоить ее для собственного развития.

[Источник: http://maminovse.ru/]

Что стоит знать?

Шахматы – невероятно увлекательная, интересная и достаточно сложная настольная игра. Она способствует развитию у взрослых и детей логики, пространственно-образного мышления и интеллекта. Кроме того, в процессе игры формируется сосредоточенность, внимательность и усидчивость, чего очень часто не достает малышам в раннем возрасте.

Многие родители, которые увлекаются шахматами, хотят как можно раньше познакомить с этой игрой и своего ребенка. Специалисты в области интеллектуальных игр считают, что оптимальный возраст для обучения детей шахматам – 4-5 лет, однако, показать шахматные фигуры своему сыну или дочери вы можете гораздо раньше.

Учим с нуля

Итак, учим ребенка играть в шахматы. С чего начать? В первую очередь, подберите красивые сувенирные шахматы, которые смогут заинтересовать кроху. Покажите малышу все фигуры, в шутливой форме объясните, какие функции выполняет каждая из них, после чего продемонстрируйте ему поле битвы – шахматную доску.

Если ребенок категорически не хочет использовать доску, но ему нравится просто играть с фигурами, лучше уберите их подальше и достаньте попозже, когда кроха немного подрастет. Далее, используя доску, нужно продемонстрировать малышу, как ходят пешки и другие фигуры, и как правильно «есть».

Для начинающих детей играть в шахматы можно одними пешками. Уберите все остальные фигуры и предложите ребенку довести его пешки до вашей стороны поля. Ваша задача, соответственно, — переправить свои фигуры на сторону малыша. Естественно, вначале лучше поддаться карапузу, чтобы он не расстраивался.В противном случае после одного-двух проигрышей у крохи отпадет всякое желание играть.

Через некоторое время, когда малыш освоит эту игру, добавьте ладьи и повторите партию с двумя разными фигурами. Так, постепенно, добавляйте на поле и другие элементы. Наконец, когда вы введете в игру короля, следует объяснить ребенку, в чем заключается истинный смысл игры в шахматы.

Научиться хорошо играть в шахматы детям не так сложно, как взрослым. Малыши очень быстро впитывают любую информацию и умеют просчитывать ходы на несколько шагов вперед. Будьте уверены, игра в шахматы будет необычайно полезна для вашего ребенка, поэтому постарайтесь выделить время на обучение.

[Источник: http://womanadvice.ru/]

Вместо заключения

Шахматы – очень увлекательная интеллектуальная игра. Она была придумана больше двухсот лет назад и всегда считалась признаком достоинства и величия. Сегодня – это официальный вид спорта, который признан во всех странах мира. Но, к сожалению, не каждый человек может похвастаться умением играть в эту игру.

К достоинствам шахмат относятся такие факторы:

Ученые утверждают, что люди, которые умеют играть в шахматы с детства, в дальнейшем становятся сильными и важными личностями. Поэтому многие родители хотят приучить свое чадо к такой игре в раннем детстве. Стоит ли это делать и что для этого нужно знать?

Что должны знать родители?

Сознание ребенка имеет достаточно свободного пространства, поэтому именно в этом возрасте нужно приучать его к различным занятиям. Но для этого необходимо создать правильные условия, чтобы малыш понял, что от него хотят.

Главное – понимать, что ребенок – это маленький человечек, игра для него – это главное занятие. И играть он должен только в то, что хочет. Заставить его принудительно играть в шахматы не получиться, это не даст никакого эффекта.

Чтобы научить ребенка мастерству этой игры, необходимо самому разбираться в нескольких вещах:

  • Тонкости игры в шахматы, названия фигур, их ходы, терминология;
  • Детская психология, отвечающая возрасту;
  • Настроение малыша, хочет он этого или нет.

Если родители поставили цель научить свое чадо играть в шахматы, то им необходимо учесть несколько факторов:

  • Возраст ребенка. Начинать лучше с дошкольного возраста или младшего школьного;
  • Темперамент малыша. Если, например, ребенок яркий сангвиник, то не стоит ждать, что он будет сидеть два часа и спокойно учиться. В таком случае необходимо подобрать игровой метод.
  • Уровень развития ребенка. Каждый малыш развивается по своему, в разное время начинают говорить, ходить, самостоятельно кушать. Также и с игровыми навыками. То, что может понимать и делать один малыш в четыре года, будет доступно другому только в шесть. Это нормальное явление, на которое стоит обратить особое внимание. Если правильно не подобрать момент, опираясь на способности ребенка, то можно навсегда привить отвращение к этой игре.

И самое главное, чтобы ребенка научить играть в шахматы, нужно набраться терпения. Не стоит ждать, что после нескольких занятий он начнет вас переигрывать. Это должна быть прежде всего игра, которая ему нравится и только со временем, если конечно захочет, он свое мастерство закрепит.

Уроки для начинающих шахматистов

Шахматы – игра очень интересная, но довольно сложная. Она требует внимания, умственных способностей, терпения, рационального мышления и контроля. Если начинать обучение у малышей дошкольного возраста, то стоит понимать, что некоторые понятия для них недоступны, поэтому уровень нужно опустить.

Уроки шахматной игры должны проходить спокойно и с удовольствием для обоих игроков. Ребенок должен получать новую информацию постепенно, небольшими количествами и без каких-либо криков.

Шаг первый:

  • Ознакомить малыша с доской. Можно использовать методы ассоциации, например, она может быть местом сражения, где кубики – это место каждого воина. Необходимо рассказать, как доска должна правильно лежать. Нужно быть готовым к вопросам: почему она двух цветов? Почему на ней столько клеточек? Что за знаки нарисованы по краям?
  • После ознакомления с доской нужно перейти к фигуркам, по методу ассоциации вывести фигурки на место боя в качестве воинов. Стоит объяснить, что два цвета фигур обозначают соперников.
  • Несколько первых упражнений. Для начала выставить все фигуры на доску, расставить их на месте. Объяснить малышу, кто такие пешки и проговорить названия всех фигур. Еще одно упражнение – расставить фигурки от самых младших (пешек) до короля.

Шаг второй:

  • На этом этапе должны изучаться азы шахматной игры. Для начала ребенок должен знать названия всех фигур и правильно их расставлять с помощью взрослого.
  • Затем нужно перейти к правилам игры. Все рассказать детально, но так, чтобы малыш понял. Необходимо начинать с простых фраз и каждый раз проверять доступно ли это ученику или нет. Особенно стоит обратить внимания на понятия «шах» и «мат». В таком случае также можно воспользоваться методом ассоциации и использовать игровые понятия, например, «захват» и «поражение».
  • Все ситуации нужно показывать на примерах с помощью фигур. Но не стоит рассчитывать, что ребенок сразу запомнить все названия и их ходы. Для этого требуется минимум три тренировки.

Заключительный шаг:

  • Когда ребенок знает все названия и ходы, можно начинать игру сначала. Необходимо, чтобы малыш самостоятельно расставил на доску свои фигуры. Подсказывать нужно только в том случае, когда ребенок просит или ошибается.
  • Перед игрой ребенок должен проговорить правила. Особенно обратить внимание на ту часть, чего нельзя делать, и что считается неправильным при игре в шахматы.
  • Очень важно на первых играх поддаваться, дать ребенку выиграть. Лучше, чтобы его ход был первым. Это придаст ему уверенности и заинтересованности. Если же будет постоянное поражение, то он просто разочаруется и бросит играть.
  • Если же ребенок проиграл, можно договориться за матч реванш или тут же его сыграть. Оба партнеры должны хотеть играть и оставаться довольными при любом раскладе.

Играя с ребенком в шахматы, родители или учителя должны понимать, что главной целью является не воспитание будущего олимпийского чемпиона, а прививание любви к этой игре. Ученику должно быть понятна суть и цель игры. Поэтому максимально нужно обратить внимание на момент заинтересованности. Возможно, ребенок захочет научиться, когда увидит это по телевизору или понаблюдает, как играют взрослые.

О насилии в таком случае не может быть и речи. В противном случае можно привить ребенку ненависть к этой игре. А если его заставить, то он может играть, знать все правила и ходы, но никакого результата это точно не принесет. Для учения детей необходимо терпение, самоконтроль и заинтересованность.

[Источник: https://webcache.googleusercontent.com/]

Поделиться статьей с друзьями!

1obuchenie.com

Методика обучения детей шахматам дошкольного возраста

Методика обучения шахматам детей дошкольного возраста

Здравствуйте уважаемые коллеги ,я хочу поделиться с вами опытом преподавания шахмат детям дошкольного возраста..программа по которой я работаю дает мне право обучать детей которым исполнилось 5 лет . Дети в этом возрасте подаются обучению и осознаю интерес к игре .

Мы работаем с детьми по персонифицированому финансированию т.е. по сертификатам ,для этого у каждого ребенка есть свой личный кабинет на сайте песонифицированого финансирования. И свой личный логин и пароль. Что дает право родителям заключать договора с учреждение на то объединение которое ребенок хочет посещать. И родитель имеет право переводить ребенка с одного объединения в другое если есть желание ребенка.

НЕ НАДО ВЕСТИ РЕБЕНКА В ШАХМАТНУЮ ШКОЛУ.

Педагоги у которых есть опыт и имеют право вести занятия по шахматам ,могут легко найчить детей дошкольного возраста игре в шахматы. для этого нужна соответственно разработанная програма по шахматам специально для этог возраста.

НЕ НУЖНО СРАЗУ ЖЕ ОБЪЯСНЯТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ.

С дошкольниками заниматься нужно совсем по другому. Они не слышат, что вы им говорите, им играть хочется. Поэтому главная задача педагога при обучении дошколят шахматам — это не вдалбливание правил игры, а именно вызывание интереса и мотивация

Когда начинать обучение Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа. С правилами игры знакомят, начиная 5 лет .Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 — 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам. Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения. Главное — на любом этапе заинтересовать малыша. Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, задавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 20-25 минут). Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците. Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например «Фиксики». Правила игры От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой

При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры — лишить возможности двигаться короля противника. Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности. Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат. Это интересно. Каждой фигуре лучше посвятить отдельное занятие. Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше 30 минут, на это может уйти целый год. На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого. Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры.

Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника. Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода. На заметку!

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия. Полезные советы Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша,: Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам. Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий.

Дошколятам в турнирах участвовать не стоит: проигрыш может травмировать детскую психику! Я использую различные занятия виде игры ,когда уже дети выучили фигуры ,их названия .завязываются глаза и в ручки ложится фигура ,и ребенок должен сказать какая это фигура ,как она называется ,детям это нравится особенно если фигуры и маленькие и крупные., еще детям очень нравится когда на пол застилается шахматная доска и дети сами шагают как шахматы. Им это очень нравиться особенно когда они сбивают друг друга.

Методическое пособие реализуется посредством:

1. Занятий, развлечений, игр с детьми.

2. Турниров детей с бывшими воспитанниками детского сада

3. Работы с родителями.

4. Сеансов одновременной игры с воспитателем, бывшими воспитанниками.

Вторая часть работы «Теория и практика шахматной игры» состоит

из лекций семинара по обучению педагогов дошкольных образователь

ных учреждений игре в шахматы. Она является дополнением к первой

части, так как без знания теории и практики шахматной игры невозмож-

на реализация «Технологии обучения игре в шахматы детей дошкольной

Ожидаемые конечные педагогические результаты

1. Обучить шахматной игре как можно больше дошкольников, коллег, ихродных и близких.

2. Подготовить детей к школе, благодаря шахматам, развивать их

интеллектуальный уровень, логическое мышление, память, внимание,

усидчивость, общение.

3. Довести обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста до

уровня IV разряда.

Дети, прошедшие начальный курс шахматного обучения, показыва

ют отличные результаты в школе.

Родители бывших моих воспитанников получают благодарственные

письма за хорошую учебу своих детей в школе и отмечают, что они стали

усидчивее, выдержаннее, внимательнее. У ребят хорошо развиты логи

ческое мышление и память.

Конечно, не все ребята достигают вершин мастерства, но, несомнен

но, занятия шахматами приносят пользу всем

Систематически провожу индивидуальные, групповые, подгрупповые беседы и консультации с родителями моих воспитанников по вопросу «Как играть в шахматы с ребенком», «Шахматы и дети», «Развитие логического мышления посредством шахмат», «Семья и шахматы». Выступаю с данной тематикой на родительских собраниях . Я никогда не останавливаюсь на достигнутом и постоянно что-то изменяю, дополняю в своей работе с детьми, варьирую задания, упражнения, игры. Разрабатываю новые конспекты, сценарии развлечений по шахматам и т.д. В моей работе отсутствует принудительный момент, дети не замечают, что их обучают. Оказываю помощь в игре тактично, не назойливо, воспитываю у ребят привычку к преодолению трудностей. Процесс обучения шахматам иногда провожу в форме увлекательной игры: рассматривание рисунков в книгах.

Провожу эстафеты и развлечения, где в гости к ребятам приходит король или другая фигура

. Постепенно приучаю распределять внимание по всей доске, подбираю пары детей, играющих одинаково, чтобы не было разочарований и ребята не утратили интерес к шахматам. Интересно, в игровой форме провожу шахматный кружок, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Шахматы – это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир. 4. Ожидаемые конечные педагогические результаты 1. Обучить шахматной игре как можно больше дошкольников,

НЕ ДАВАЙТЕ СЛАДКОГО ПЕРЕД ОБУЧЕНИ это мешает ребенку сосредоточится .

НАГРАДА ЗА ЛЮБОЕ ДОСТИЖЕНИЕ.

Научился ходить ладьей — приз, научился прыгать конем — приз, научился делать шах — приз, рокировка — тоже приз и так далее. Притворяйтесь как-будто ребенок вас выигрывает, вы сидите такой(ая) не знаете прямо что делать, зажал вас ребенок в ловушке короля вашего и все, вы сдались…

Похвала для детей очень важна.

Эта методика обучения шахматам детей 100% работающая и опробованная уже не десятках ребят и девчат.

Выполняйте шахматный разряд, поднимайте свой шахматный рейтинг и становитесь чемпионами! До скорых встреч.

Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение — однозначно.

infourok.ru

Методики обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы

Методики обучения детей дошкольного возраста

игре в шахматы

Роль шахмат в воспитании детей трудно переоценить. Леонид Береславский, автор собственной методики, отмечал, что шахматы не столько образовывают, сколько воспитывают. Шахматист учится распределять свои силы, просчитывает ходы, он старается сохранить за собой возможность управлять ситуацией, регулировать ее, как военачальник на поле битвы. Воспитание волевых качеств — главная ценность занятий шахматами в дошкольном возрасте».

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы.

Сегодня как в России, так и за рубежом, учителями шахмат становятся спортсмены-разрядники, не имеющие педагогического образования и не знающие детской психологии. Преподавать детям шахматы в образовательных учреждениях должны сами педагоги, но, только те, кто овладел специальными методиками и ориентирован на творчество.

Много споров по поводу возраста, когда можно начинать обучение игре в шахматы. Каковы же интеллектуальные возможности детей в разном возрасте?

  • К 2-м годам – кроха может раскидывать фигуры и складывать их обратно в коробку;

  • 2–3 года – малыш может отличать клетки и шахматы по цвету и запомнить, как называются фигуры. Но у 3-летнего ребенка очень сужен «размах зрения», поэтому предметы нужно располагать как можно ближе друг к другу.

Очень важно, что у детей младшего дошкольного возраста ориентировочные действия переходят в мысленный план. Все эти знания и умения – та база, на которой можно построить процесс начального обучения шахматной игре.

  • 4 года – ребёнок способен понять, как ходят фигуры, и освоить простые ходы.

  • 5–6 лет – дошкольник уже может играть с соперником.

Следовательно, предложить доску можно даже младенцу, но продуктивное обучение возможно не ранее 4–5 лет, в зависимости от индивидуальных способностей ребёнка.

В обучении дошкольников есть своя специфика: у 3-летних детей предметная деятельность не уступает игровой и более развито наглядно-действенное мышление, чем образное, в отличие от старших дошкольников. К примеру, если обучение детей старшего дошкольного возраста мы начинаем с объяснения таких терминов, как горизонталь, вертикаль, диагональ, и лишь затем “проходим” фигуры, то для 3-летних это довольно сложно, здесь уместнее сразу показать шахматные фигуры, а шахматные “дорожки” показывать при изучении игровых возможностей конкретных фигур.

К сожалению, цельной методики проведения шахматных занятий с детьми, начиная с 3-летнего возраста, нет ни в России, ни в иных странах. Один из вариантов такой методики изложен в книге И. Сухина «Шахматы для самых маленьких». Её цель — привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь ребенку самому разобраться в сравнительной силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе, создать у ребенка психологическую готовность к обучению.

В России создан курс «Шахматы — школе», который рекомендован Министерством образования РФ”. Данный курс разработан так, что его могут освоить педагоги обычных образовательных учреждений, потому что он решает задачи, которые лежат в области педагогики. В то время как в шахматных клубах обучают детей тренеры-шахматисты, для которых шахматы в первую очередь – спорт.

Шахматы безграничны, поэтому существуют различные методики обучения детей дошкольного возраста, но у них у всех общее то, что главная деятельность ребёнка в этом возрасте – игровая. Поэтому обучение ведётся только в форме игры.

Один из авторов собственной методики развития интеллектуальных способностей у детей — Леонид Береславский. Он считает, что дошкольников не обязательно учить читать и считать, а вот развивать их мышление необходимо. Одна из его книг так и называется: «Шахматы для малышей. Уникальная авторская методика развития логики и мышления».

У Игоря Сухина разработана собственная методика по обучению детей игре в шахматы и развитию логического мышления. Кроме того, его перу принадлежат шахматные учебники для дошкольников, написанные в форме сказок.

Ещё одна методика принадлежит Кострову Всеволоду и Давлетову Джалилю. Их книга «Шахматы для детей, родителей и учителей» впервые увидела свет 25 лет назад. Во многих школах занимаются именно по этому курсу.

В своей работе педагогам нужно следовать дидактическим принципам: от простого к сложному, от известного к неизвестному, внося элемент занимательности и новизны.

Даже трехлетние дети могут усвоить сложный шахматный материал, если игры строятся на яркой эмоциональной основе. Насыщенные игровые приемы, разнообразные проблемные ситуации объединяются единым сюжетом. В детском саду, чтобы постепенно приучить детей распределять внимание по всей доске, можно проводить шахматные эстафеты и развлечения. Дети думают, что они только играют, но незаметно для себя, в процессе игры дошкольники решают разного рода логические задачи. Дети слушают, думают, ищут решение. Это способствует развитию всех психических процессов. Увлекшись этими играми, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержаннее. Любая игра, а особенно шахматы, развивает волевые качества, воспитывает организованность и дисциплину, чувство коллективизма, товарищества, самокритичность.

Роль шахмат настолько высока, что 19 регионов России в 2018 году запустят пилотные проекты по урокам шахмат для первоклассников, а в ближайшие два года в младших классах российских школ введут обязательный урок по шахматам.

Так же будет реализован социальный проект “Золотое шахматное кольцо России”, который охватит все регионы страны и будет объединять важные направления, одним из которых будет “Шахматы в школы и детские сады”.

infourok.ru

Методическая разработка на тему: Методика обучения школьников 1 класса основам игры в шахматы.

Методика обучения школьников 1 класса основам игры в шахматы.

Для начинающих шахматистов необходимо подобрать определенный (поэтапный) порядок обучения игре (шахматам). На взгляд автора наиболее эффективна следующая обучающая система. Обучающиеся по очереди (от занятия к канятию) знакомятся со всеми фигурами, это заметно уменьшает вероятность ошибки во время игры в шахматы на следующих этапах. По следующей схеме: Пешка — Конь — Слон — Ладья — Ферзь — Король. В форме игровой теории ученики путешествуют с фигурами по доске. Обычно это очень нравиться им, так как они оказываются включенными в занятие. В практической части занятия учащиеся разыгрывают друг с  другом игровые позиции на пройденный материал.  

Пешка.

Название занятия – «Путешествие пешки». Обычно все дети знают эту фигуру. А вот дальше могут возникать трудности: ученики хотят ходить пешкой как шашкой — по диагонали перепрыгивая через забираемую фигуру. Следующее игровое упражнение помогает детям: на демонстрационной доске выставляется белая пешка Е2 и ряд черных фигур задача воспитанников каждым ходом пешки забирать фигура черного цвета, а дойдя до поля превращения поставить  ферзя. Данное упражнение можно по мере понимания воспитанниками сделать более сложным  — добавив условий, которые должны соблюдаться на шахматной доске (разумеется, в рамках шахматных правил). Так, например постановку ферзя можно делать с нападением на короля соперника, таким образом, рассказывая про действие фигуры. Во время упражнения ходят только белые.

В практической части занятия воспитанники играют в игру «Пешечный бой». На доске выставляются по 7 пешек каждого цвета на начальных позициях. У белых отсутствует пешка А2, у черных пешка Н7. Задача провести свою пешку в ферзи, тот, кто первым ставит ферзя на доску — побеждает. В этом упражнении дети должны научиться взаимодействовать пешками и научиться находить слабости в построениях соперника. Задача преподавателя следить за возможными ошибками учеников, в основном это желание ходить забирать пешку соперника по правилу хода и ходить по правилу взятия.

Конь.

Название занятия – «Путешествие Коня». Все ученики знают фигуру Конь, а так же почти все знают что Конь ходит буквой «Г». К сожалению, в большинстве случаев познания учеников на этом заканчиваются. Когда начинаешь спрашивать воспитанника, может ли он показать ход коня, то чаше всего он бывает не совсем точным. Объяснять,  что по правилам конь ходит на любое свободное поле не находящееся с ним на соседней вертикали, горизонтали и диагонали это очень сложно, так как дети плохо представляют себе геометрию шахматной доски. На начальном уровне обычно достаточно рассказать считалочку: Прыг — скок — в бок» и продемонстрировать это. На демонстрационной доске выставляется конь — лучше ставить коня В1. Далее выставляются черные фигуры, таким образом, чтобы каждым своим ходом конь съедал фигуру противоположного цвета. Последним своим ходом конь должен объявить шах королю соперника. Во время упражнения ходят только белые.Это упражнение можно усложнить — добавив преграды на пути следования коня в виде своих фигур, а так же поставив условие что какие-то фигуры забирать нельзя. Например защищенные другой фигурой.

В практической части занятия воспитанники самостоятельно играют в игру «Коневые поддавки». Задача подставить под бой фигуры соперника свою фигуру. Это упражнение тоже можно усложнить, добавив дополнительных коней обоим игрокам. Самое главное быть внимательным и успевать отслеживать возможные ошибки учеников, так как ход коня не всегда просто дается на начальном уровне.

Слон.

Название занятия — «Путешествие слона». Ученики часто путают фигуры ладья и слон, это связано с тем, что у этих фигур похожее действие на шахматной доске. Эти фигуры ходят по прямым линиям, с той лишь разницей, что слон ходит по диагоналям, а ладья по вертикалям и горизонталям. Учащиеся могут допускать следующие ошибки: походить слоном как ладьей, перепутать цвет поля, на которое ходит фигура. Вначале занятия нужно рассказать и показать как ходит фигура, рассказать что в игре присутствуют два слона у каждой стороны причем каждых ходит по полям «своего» цвета. Далее на демонстрационной доске выставляется слон на свое начальное поле, лучше ставить на черное поле С1. Затем  по черным полям выставляются черные фигуры. Задача пройти слоном по доске и в конце атаковать короля соперника. Это упражнение можно усложнять и разнообразить. Так, например,  можно играть одновременно за две стороны делая по очереди. Для этого былые играют чернопольным слоном, а черные белопольным. В процессе упражнения учащиеся очень быстро запоминают особенности игры этой фигурой.

В практической части занятия учащиеся играют в игру «Слоны против пешек». Белые устанавливают двух слонов на начальные позиции, черные устанавливают четыре пешки, по краям доски на полях A7,B7,G7,H7. Задача белых съесть все пешки, до того как они достигнут первой горизонтали, а черных соответственно провести одну из своих пешек в ферзи который не будет сразу же съеден белой фигурой. Упражнение можно усложнить, добавив пешек черным.

Ладья.

Название занятия – «Путешествие ладьи». Дети часто путают фигуры ладья и слон, это связано с тем, что у этих фигур похожее действие на шахматной доске. Эти фигуры ходят по прямым линиям, с той лишь разницей, что слон ходит по диагоналям, а ладья по вертикалям и горизонталям. С ладьей обычно ошибок бывает меньше чем со слоном, так как учащиеся быстро запоминают, что такое вертикаль и горизонталь. Вначале занятия нужно рассказать и показать как ходит фигура, а потом на демонстрационной доске выставляется ладья на свое начальное поле, лучше ставить на черное поле А1. Затем выставляются черные фигуры, таким образом, что бы ладья каждым своим ходом съедала фигуру соперника. Последним ходом ладья должна атаковать короля соперника. Упражнение можно усложнить, поставив условия, какие фигуры соперника можно съедать, какие нет. Например, защищенные фигуры есть нельзя или нельзя. В процессе этого упражнения ученик быстро запоминает особенности хода этой фигуры. Во время упражнения ходят только белые.

В практической части занятия учащиеся играют в игры «Ладья против пешек» и «Слоны против Ладей». Эти игры помогают научиться играть разными фигурами и взаимодействовать ими должным образом. Игра «Ладья против пешек». Выставляется белая ладья на поле Н1, и две черные пешки на поля А7 и В7. Задача белых съесть все пешки соперника, пока одна из них не превратится в ферзя. Задача черных провести одну из пешек на поле превращения и поставить ферзя, которого нельзя будет забрать следующим ходом белых. Учащиеся по очереди играют за каждый цвет. Игру постоянно требуется усложнять добавлением пешек черной стороне. Игра «Слоны против Ладей». На доску, на начальные поля выставляются два белых слона (С1,F1) и две черные ладьи (А8,Н8). Задача съесть фигуры соперника первым. Теоретически это ничейная игра, но обычно кто-то бывает не очень внимательным и подставляет свою фигуру. Учащиеся играют по очереди за оба цвета.

Ферзь.

Название занятия – «Путешествие Ферзя». Фигуру Ферзь дети обычно хорошо знают, ее путают в основном только с королем. В начале занятия ученикам нужно рассказать, как ходит ферзь, что он совмещает в себе ходы ладьей и слоном. Сразу же нужно объяснить, что это самая сильная фигура  потому, что под контролем ферзя могут находиться все вертикали, горизонтали и диагонали. После этого на демонстрационной доске выставляется белый ферзь на поле D1. Черные фигуры выставляются таким образом, чтобы каждым своим ходом ферзь забирал фигуру соперника. Так как ферзь сильная фигура, то обязательно нужно выставлять заградительные барьеры из белых фигур. Во время упражнения ходят только белые.

В практической части занятия дети играют в игру «Ферзь против пешек». Для разминки черные пешки можно установить на поля 7 горизонтали.  Задача белых ферзем, установленным на начальное поле D1 съесть все пешки соперника, задача черных соответственно, поставить ферзя на поле превращения. Обычно это разминочное упражнение заканчивается победой белых, после задача усложняется, черные пешки устанавливаются на 5 горизонталь. Задача такая же, но за счет далеко продвинутых пешек получается напряженная борьба. Ученики играют обязательно за оба цвета.

Король.

Название занятия – «Путешествие Короля». Так как цель игры поставить мат королю соперника, то целесообразно рассказывать про самую важную фигуру в последнюю очередь. Так как ученики, уже зная действия, и возможности других фигур смогут правильно играть королем. В начале занятия на демонстрационную доску в центр выставляется белый король. Дальше на доску по очереди выставляются фигуры с атакой на короля. В центр доски выставляется король белых, далее выставляется первая черная фигура с шахом, король отходит на свободное от нападение поля, затем с шахом выставляется следующая, и так далее. После этого упражнения на доску устанавливается белый король на поле Е1 и черные фигуры. Задача короля пройти по определенному заданному маршруту не оказавшись ни разу под нападением фигуры соперника. Упражнение можно усложнять, добавляя на доску новые фигуры белого и черного цвета. Во время упражнения ходят только белые. В практической части занятия воспитанники играют «Пешечный бой с Королями». На начальные поля выставляются пешки (по 7 пешек с каждой стороны, отсутствуют пешки А2 и Н7) и короли. Задача провести в ферзи одну из пешек. Выигрывает тот из учеников кто первый ставит на поле превращения ферзя которого нельзя забрать следующим ходом соперника.

В итоге этого комплекса занятий начинающий шахматист запоминает ходы всех фигур участвующих в игре, знает, какими особенностями обладают данные фигуры на шахматной доске. Данный этап помогает оптимально быстро подготовить ученика к игре со всеми фигурами, не путаться во время игры. Если в процессе занятий возникают сложности с освоением материала, то на занятии посвященном повторению материала разбираются все непонятные моменты.  Данная методика была апробирована в течении нескольких лет и показала что средний уровень начинающих шахматистов оказывается выше, чем в случае простого объяснения особенностей каждой фигуры на демонстрационной доске, с последующим разыгрыванием позиций. Ученики в форме игры быстрее запоминают материал, а дух соперничества помогает им расти как шахматистам.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *