Методика обучения это в педагогике определение – Методика в педагогике, определение

Содержание

Методика в педагогике, определение

Глубокие социальные изменения приводят к необходимости преодоления консерватизма в области педагогики, внедрения и разработки качественно новых методов обучения и воспитания, совершенствования методики педагогической деятельности.

Определение 1

В наиболее общем виде под методикой понимается педагогическая наука, в центре внимания которой – закономерности обучения определенной учебной дисциплине; механизм использования комплекса методов, средств и приемов обучения и воспитания; наука, располагающая огромным количеством исследовательских методов, позволяя педагогу постоянно совершенствовать собственную деятельность.

Методика, таким образом, выступает результатом многовековых поисков педагогов оптимальных форм, методов, средств работы с обучающимися.

Педагогическая методика как искусство

Обладая научной основой, педагогическая методика, как и педагогическая деятельность в целом, характеризуется высоким креативным потенциалом, заставляя педагога направлять мышление на постоянный поиск смыслов различных методов, их целей, классификации, возможностей практического применения в деятельности. Другими словами, методика учит мыслить педагогически целостно, подходить к педагогической деятельности не как к совокупности методов работы, алгоритмизированных методических ритуалов, но как к единству цели, принципов, методов и содержания обучения, как к педагогическому мастерству, инструменту формирования педагогической культуры. Знание методики способствует раскрепощению педагога, обеспечивает основы для реализации творческого начала, инициативности, креативности, повышая эффективность образовательно-воспитательного процесса.

План-конспект урока как практическое воплощение методики

Практическим воплощением методики является план-конспект занятий, в котором прописывается последовательность этапов занятия, планируется деятельность педагога и обучающихся, отмечаются формы работы, дидактические материалы, планируемые результаты деятельности. В то же время наличие плана-конспекта не ограничивает творчество педагога,

Необходимыми компонентами плана-конспекта выступают следующие:

  • целеполагание – указание целей и задач обучения, результатов, которые планируется достигнуть через деятельность обучающихся;
  • указание педагогических, учебных действий, направленных на достижение поставленных целей;
  • наличие диагностических инструментов, критериев оценивания полученных результатов.

Методика и технология

Несмотря на то, что указанные категории часто используются в качестве синонимов, в основе понимания технологии обучения – четкое определение конечной цели, результата.

Определение 2

Под педагогической технологией понимают набор форм, методов, приемов и средств обучения, используемых в процессе обучения на основании чётко обозначенных психолого-педагогических инсталляций, направленных на конечный результат.

Технология как совокупность методов и принципов педагогической деятельности характеризуется рядом специфических характеристик, обуславливающих целесообразность применения ее достижений в практике преподавания:

  1. Концептуальность – методика основывается на совокупности философских, психологических, педагогических теорий;
  2. Системность, которая отличается высокой логичностью построения, взаимосвязью всех элементов, структурированностью и завершенностью материалов и деятельности;
  3. Управляемость, обеспечивающая наличие возможностей управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся, проектирования и внесения необходимых корректировок в процесс обучения;
  4. Эффективность – направленность на достижение определённых результатов при оптимизации затрат времени и средств на обучение;
  5. Воспроизводимость – наличие возможности передачи, заимствования другими педагогами.

Замечание 1

Таким образом, технология выступает более универсальной по отношению к методике категорией, более стандартизированной, характеризуется научно обоснованной последовательностью действий. Методика носит преимущественно творческий характер. Вместе с тем в практической деятельности элементы технологии могут использоваться методике и наоборот.

spravochnick.ru

Методика и технология в педагогике, определение

Методика и технология в педагогике, определение

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Педагогическая деятельность – это отрасль, требующая постоянного совершенствования. Она оставляет свой отпечаток на процессе воспитания и формирования личности. Консерватизм здесь неуместен, ведь специалистами выведено множество альтернативных способов и методик преподавания.

Определение 1

Педагогическая методика – это наука структурирующая всевозможные техники и закономерности обучения. Состоит из комплекса методов, приемов и средств образования. Имеет исследовательскую природу, и дает возможность педагогу совершенствоваться.

Творческий взгляд на педагогическую методику

Что такое методика в педагогике? Это итог многовековых поисков педагогами способов эффективного обучения с максимальной работой на результат. Их существует огромное количество, и все обладают научной основой. Использование различных методик для педагога – это определенно возможность проявить свой творческий потенциал.

Определение 2

Методы в педагогике – это постоянный поиск смыслов, целей, классификаций, возможность продумать занятие наперед и дать шанс детям реализовать себя в ходе урока. Это по праву называют педагогическим искусством, ведь свидетельствует о раскрепощении учителя и его инициативности. В современных школах, употребление методик – это обязательная и неотъемлемая часть работы.

План-конспект урока как визуальное воплощение методик

Визуальным показателем любой использованной методики является план-конспект занятия. В нем в письменном виде находится постепенный ход урока, дословная последовательность реплик преподавателя, формы работы и необходимые дидактические элементы. В ходе составления конспекта прописывают и желаемые результаты итога занятия. Несмотря на точность, это никак не сковывает действия учителя, а наоборот направляет его и помогает структурировать работу в короткий отрезок времени.

Составление конспекта – ответственная задача, при выполнении которой стоит учитывать некоторые необходимые компоненты:

  • Целеполагание: описание точных целей, задач и результатов.
  • Указание д

zaochnik.com

Понятие «методика» и «педагогические технологии», их отличительные особенности и место в преподавании культурологических дисциплин

Изменения в обществе, экономике, политике и культуре на рубеже столетий столь велики, что консерватизм педагогической практики часто оказывается тормозом социального развития, он ограничивает возможности выпускников школ в самореализации, успешной деятельности в быстро меняющимся и полипроблемном мире.

Образование может стать мощным стимулом прогрессивных трансформаций в стране при условии владения выпускниками школ функциональной грамотностью и универсальными компетенциями: делать выбор в ситуации неопределенности, ненасильственно решать проблемы, ставить цели собственной деятельности, планировать и организовывать деятельность, работать в команде, оценивать полученные результаты.

Технологизация образования и учебно-воспитательного процесса, в частности, - это объективная тенденция, которая все более проявляет себя в педагогической практике. Ее объективность обусловлена множеством проблем, которые реально существуют и осознаются как преподавателями, так и учениками и их родителями, управленцами и методистами.

Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъектно-объектной педагогике (Я. А. Коменский) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение передает опыт. Подготовить ребенка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для ее достижения.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ученик как целостная личность? Какие структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует у него развивать?

Педагогика субъект-субъектных отношений завоевывает все больше сторонников, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи.

С понятием технологии связаны такие слова, как производство, процесс, техника, машины, стандарт и др. может быть еще технология ведения избирательной компании. Совсем необязательно со словом технология ассоциироваться преподаватели, урок, институт, лекция, так как привычно это понятие связывать с производством продукции. Действительно, “технология” — это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Технология – термин производственный. Тем не менее, технологии активно проникают в гуманитарные сферы деятельности людей: в политику, культуру, медицину, образование. Это связано с важнейшей чертой любой технологии: четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение. Стремление людей достичь запланированных результатов с наименьшими затратами интеллектуальных, сырьевых, временных и энергетических ресурсов ведет их к технологизации деятельности.

Естественно и понятно желание преподавателей гарантированно обеспечивать достижение высоких результатов учебно-воспитательного процесса. В настоящее время в литературе описано множество технологий. Чтобы понять сущность этих технологий, важно их упорядочить, найти основания для их систематизации; каждой из них найти место, соотнести с понятиями методика, дидактика. В качестве таких оснований различными авторами предлагаются: целевые установки, содержание обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся, способ управления познавательной деятельности обучаемых, масштаб применения и т. п.

Так, М. В. Кларин на основе анализа практики обучения в зарубежной школе, выделяет 4 модели учебно-воспитательного процесса: а) обучение как усвоение заданных образцов, б) обучение как дискуссия, в) обучение как игра, г) обучение как исследование. Этим моделям соответствуют технологии: полного усвоения, коммуникативные, игровые и исследовательские.

Г. К. Селевко представил классификацию широкого спектра традиционных и инновационных методик и технологий. Он указал классификационные параметры и основные характеристики каждой из них. Автором выделены классы технологий, которые различаются по уровню применения, философской основе, ведущему фактору психического развития ребенка, научной концепции, типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся, категории обучающихся и др.

В. В. Гузеев рассматривает 4 класса технологий, которые в определенной степени характеризуют этапы развития образования: 1) традиционные методики, 2) модульно-блочные технологии, 3) цельноблочные и 4) интегральные. Все они представлены в современном образовании, но обнаруживает себя тенденция увеличения удельного веса интегральных технологий.

В настоящее время все активнее проявляют себя две ведущее тенденции модернизации педагогического процесса: первая связана с технологическим подходом к его проектированию и осуществлению, вторая – с гуманизацией и гуманитаризацией образования. В соответствии с этим Г. Д. Левитес предложил различать предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Первые из них еще называют знаниевыми или обучения, вторые – способностными, развивающими, гуманитарными. Можно привести несколько оснований для такого разделения: а) по ведущей деятельности на уроке – обучение или познание; б) по содержанию образования – знания, умения и навыки или, помимо них, еще и способности; в) по “продуктам” применения технологий – человек, умеющий работать по готовым нормам, в стандартных ситуациях или – способный к успешной деятельности в нетипичных ситуациях, в условиях быстрых перемен и множественных вариантов для собственного выбора.

Существуют множество определений технологии обучения, в которых, как отмечает Г. К. Селивко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности.

  1. концептуальность
  2. : каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). Например, программированное обучение – на бихевиористской теории; развивающее обучение – на теориях учебной деятельности и содержательного обобщения; интегральная технология – на идее укрупнения дидактических единиц и др.
  3. системность
  4. , которая характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов, завершенностью и структурированностью материала и деятельности.
  5. управляемость
  6. , т. е. возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся за счет диагностической постановки целей; проектирования процесса обучения.
  7. эффективность
  8. . Она предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение.
  9. воспроизводимость
  10. , то есть возможность тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами.

Для четкого понимания сущности технологического подхода к учебно-воспитательному процессу целесообразно сравнить технологии обучения с традиционной учебной практикой (см. табл. 1).

Можно ли традиционное обучение отнести к технологии? Оно, несомненно, обладает определенными технологическими характеристиками, поскольку осуществляется в рамках классно-урочной системы, во многом напоминающей конвейерное производство. Однако традиционное обучение отвечает не всем критериям технологичности. Оно может быть охарактеризовано концептуальностью, системностью. Три других критерия технологически организованного образовательного процесса – управляемость, эффективность и воспроизводимость — для традиционного обучения, как отражено в таблице 1, характерны в недостаточной степени.

Необходимо развести понятия методика и технология обучения. Это сделать сложно, ибо существует множество определений этих понятий, имеются значительные разночтения. Обратимся к авторитетным источникам. “Методика – это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определенному учебному предмету”. “Методы обучения – способы деятельности учителя и ученика, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности”. Понятие “методика” выражает механизм использования комплекса методов, приемов, средств и условий обучения и воспитания учащихся.

Если в методиках прописывается деятельность учителя на уроке, то в технологиях обучения, как правило, описана деятельность самих учащихся.

Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (преподаватель вправе в большей или меньшей степени следовать советам методический пособий), то технологии обучения предписывают определенную последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которых нарушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата.

О технологии далеко не всегда корректно говорить “моя технология”, поскольку при этом проявляется претензия на универсальность, на научную обоснованность того, о чем говориться, на то, что она воспроизводима и может без купюр принята другими. Ведь систему В. Ф. Шаталова никто полностью не повторил. У него авторская методика, включающая, вместе с тем, большое количество воспроизводимых, технологичных фрагментов.

Практическим воплощением методики является план урока учителя, в котором прописывается, в частности, определенная последовательность этапов, действий педагога, а иной раз – и учащихся. Как пишет В. П. Беспалько, “…любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противостоит экспромту. Действиям по наитию, по интуиции, это значит является началом технологии”. Важно отметить, что является только “началом технологии”, так как общепринято, что есть ряд признаков, которые выделяют предметно-ориентированную технологию:

  • диагностическое целеполагание: планирование результатов обучения через действия учащихся, которыми они владеют;
  • наличие определенной технологической цепочки педагогических и учебных действий, которые приводят к запланированному результату;
  • наличие в основе каждой целостной технологии одной или нескольких педагогических теорий;
  • возможность воспроизведения технологии любым учителем, поскольку технология строится на объективных – научных основаниях, которые не зависят от личности педагога;
  • наличие диагностических процедур, которые содержат показатели и инструментарий измерения результатов.

Часто в педагогической среде обсуждают вопрос: “Какое понятие шире – технология или методика?”. Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. В рамках той или иной технологии учитель может использовать локальные авторские методики, например выводу формулы, составления таблицы и т. п. Другой пример имеет противоположный смысл: педагог строит учебный процесс по своей авторской методике, однако, использует в ней технологические вставки.

При преподавании предметов культурологического цикла можно пользоваться как педагогическими технологиями, так и их элементами. К традиционным технологиям, применяемым в преподавании предметов культурологического цикла, относят лекционно-семинарско-зачетную систему обучения: сначала учебный материал преподносится лекционным методом, а затем прорабатывается на семинарских, практических и лабораторных занятиях. И результаты усвоения проверяются в форме зачетов. Основные методы усвоения знаний основываются на сообщении готовых знаний; обучении по образцу; индуктивной логике от частного к общему; механической памяти, вербальном изложении, репродуктивном воспроизведении.

Педагогические технологии, применяемые в преподавании предметов культурологического цикла, можно поместить в таблицу (см. табл. 2).

Развитие образования, прогресс в отдельных его направлениях могут осуществляться только как инновационный процесс. Организация и управление этим процессом основываются на определенной базе, которая включает:

    1. банк педтехнологий, информационную базу концепций, алгоритмов, учебно-методического обеспечения;
    2. критерии выбора педтехнологий. Отправные позиции проектирования новой образовательной практики;
    3. механизмы включения педтехнологии в реальный процесс.

При использовании педтехнологий в образовании необходимо помнить, что они эффективны настолько, насколько с их помощью решается конкретная учебная задача – научить чему-то, выработать навык работы с чем-то.

Список литературы:

  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
  3. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии. Мн.: “Сэр-Вит”, 2004.
  4. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. Мн.: “Университетское”, 2000.
  5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
  6. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М., “Институт практической психологии”, 1999.
  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998.
  8. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб: “Питер”, 2001.

urok.1sept.ru

Метод обучения в педагогике: раскрытие понятия

Метод обучения в педагогике: раскрытие понятия

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Осуществление образовательно-воспитательного процесса требует правильного использования совокупностей методов обучения. Современная литература рассматривает существование нескольких подходов понимания метода обучения.

Подходы к дефиниции и пониманию сущности метода обучения

Метод обучения рассматривается как упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение поставленных дидактических целей, решение актуальных педагогических задач.

Определение 1

Метод обучения в педагогике – это совокупность путей, способов достижения дидактических целей, решения образовательных задач, искусство учителя направлять мысли детей в нужное русло и систему, следуемую по алгоритму для достижения необходимого результата.

Если понятие метода относится к деятельности педагога, то рассматриваются методы преподавания. Когда термин объясняет деятельность обучающихся, тогда говорят о методах. учения. Методы преподавания с методами учения представляют собой методы обучения.

Структура метода обучения в педагогике и определение

Определение 2

Метод в педагогике – это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение поставленной цели.

Определение 3

Структура методов подразумевает наличие приемов – элементов, являющихся составляющими метода, разовые действия, обособленные тактики в процессе реализации и преобразования метода.

Структура метода говорит о наличии объективной и субъективной составляющих. Объективная считается независимой от педагога, наличия личностных характеристик, отражает общие дидактические закономерности, принципы, правила, цели, задачи, формы и содержание учебной деятельности. Субъективная зависит от личности учителя, учащихся и имеющейся конкретной педагогической ситуации.

Определение 4

Определение образовательного процесса в педагогике – это целенаправленная деятельность по воспитанию, обучению и развитию личности при помощи нал

zaochnik.com

Методика в педагогике, определение — энциклопедический справочник и словарь для студента от А до Я

  1. Педагогическая методика в качестве искусства
  2. План-конспект урока в качестве практического воплощения методики
  3. Методика и технология

Глубокие изменения в социуме требуют преодоления консерватизма в педагогической области, разработки и внедрения совершенно новых методов воспитания и обучения, модернизации методики деятельности педагогов.

Определение

В общих чертах методика это в педагогике наука, в центре которой:

  • закономерности обучения конкретной дисциплине;
  • механизм применения взаимосвязанных средств, методов и приемов учебно-воспитательного процесса;
  • наука с огромным числом исследовательских методов, позволяющим педагогам регулярно совершенствовать собственную деятельность.

Следовательно, методика в педагогике это результат многовековых поисков рациональных методов, форм и средств работы с учениками.

Педагогическая методика в качестве искусства

Имею научную основу, педагогические методики, аналогично педагогической деятельности как таковой, обладают высоким креативным потенциалом, из-за чего педагог направляет мышление на регулярный поиск смыслов различных методик и их задач, классификации, вариантов применения в деятельности на практике. Иначе говоря, педагогическая методика это то, что учит целостно мыслить, подходить к деятельности как к единству цели, методов, принципов и содержания учебы, как к педагогическому мастерству, инструменту, формирующему педагогическую культуру. Педагог раскрепощается, обеспечиваются основы для осуществления творческого потенциала, креативности и инициативности, что повышает эффективность процессов образования и воспитания.

План-конспект урока в качестве практического воплощения методики

План-конспект занятий выступает в качестве практического воплощения методики. В нем указывается последовательность этапов занятия, планируется педагогическая и учебная деятельность, отмечаются дидактические материалы, планируемые итоги деятельности и форма работы. Одновременно с этим план-конспект не ограничивает педагогическое творчество.

Среди основных компонентов такого конспекта:

  • целеполагание – указание задач и результатов обучения, которые необходимо достигнуть учащимся своей деятельностью;
  • указание учебных, педагогических действий, которые направлены на достижение поставленных задач;
  • диагностические инструменты, критерии оценки имеющихся результатов.

Методика и технология

И хотя вышеуказанные категории не редко используют как синонимы друг друга, четкое определение конечного результата является тем, что лежит в основе понимания технологии обучения.

Определение

В термин педагогическая технология закладывается набор методов, форм, приемов и средств обучения, к которым прибегают в процессе обучения, основываясь на чётко обозначенных психологических и педагогических инсталляциях, а они в свою очередь направлены на итоговый результат.

Как совокупность принципов и методов педагогической деятельности, технологии свойственен ряд характеристик, которые обуславливают целесообразность использования ее достижений в преподавательской практике:

  • Концептуальность, базирующаяся на совокупности, психологических, философских и педагогических теорий;
  • Системность, отличающаяся высоким показателем логичности построения, комплексностью, структурированностью и завершенностью деятельности и материалов;
  • Управляемость, которые обеспечивает наличие управленческих возможностей относительно учебно-познавательной активности учащихся, проектирования и внесения актуальных корректировок в процесс учебы;
  • Эффективность, направленная на достижение конкретных результатов при оптимизации средств и времени на обучение;
  • Воспроизводимость, где имеются в виду возможности передачи, заимствования педагогами.
Замечание

Как итог можно отметить, что технология более универсальна относительно стандартизированной методики категорией, обладает научно обоснованностью последовательности действий. Методике свойственен по большей части творческий характер. Одновременно с этим в практической деятельности могут быть задействованы элементы технологии относительно методики и наоборот.

sciterm.ru

Методика — это… Что такое Методика?

Общее понятие

Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.

Понятие «методика» в различных отраслях

Образование

Методика в образовании — описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах[1]; «собирание правил воспитательной деятельности»[2].

Методика обучения предмету включает в себя[3]:

  • цели обучения
    • образовательные цели
    • развивающие цели
    • воспитывающие цели
    • практические цели
  • принципы обучения
  • содержание обучения
  • методы обучения
    • общие методы обучения
    • частные методы обучения

Экспериментальная наука

Раздел нуждается в дополнении.

Теоретическая наука

Раздел нуждается в дополнении.

Требования к методике

Необходимыми требованиями к методике, как к конкретному «рецепту», процедуре, являются следующие:

  • реалистичность;
  • воспроизводимость;
  • внятность;
  • соответствие целям и задачам планируемого действия, обоснованность;
  • результативность.

См. также

Метод

Примечания

  1. Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. — С. 174
  2. К.Д. Ушинский
  3. Сенькина Г.Е., Емельченков Е.П., Киселёва О.М. Методы математического моделирования в обучении: монография/ Смол. гос. ун-т. — Смоленск, 2007. — С. 36

Ссылки

  • Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005.
  • Сенькина Г.Е., Емельченков Е.П., Киселёва О.М. Методы математического моделирования в обучении: монография/ Смол. гос. ун-т. — Смоленск, 2007.

dic.academic.ru

Метод обучения в педагогике, определение

Реализация образовательно-воспитательного процесса требует адекватного использования совокупности методов обучения. В современной научной литературе существует несколько подходов к пониманию метода обучения.

Подходы к дефиниции и пониманию сущности метода обучения

Метод обучения представляет собой упорядоченную деятельность педагога и обучающихся, направленную на достижение поставленных дидактических целей, решение актуальных педагогических задач.

Определение 1

Под методом обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения дидактических целей, решения образовательных задач; искусство педагога направлять мысли обучающегося в нужное русло; систему алгоритмизированных логических действий, позволяющих добиться нужного результата.

В ситуации, когда понятие метода относится к деятельности педагога, говорят о методах преподавания; в случае отнесения термина к деятельности обучающихся речь идет о методах учения. Совокупность методов преподавания и методов учения представляет собой методы обучения.

Структура метода обучения

Определение 2

В структуре методов выделяются приемы – элементы, составляющие метода, разовые действия, отдельные тактики в процессе реализации или модификации метода.

Кроме того, в структуре метода выделяют объективную и субъективную составляющие. Объективная выступает независимой от личности педагога, его субъективных личностных характеристик, отражает общие для всех дидактические закономерности, принципы и правила, постоянные цели и задачи, формы и содержание учебной деятельности. Субъективная зависит от личности педагога и обучающихся, конкретной педагогической ситуации.

Наличие в структуре метода объективной, постоянной, общей для всех составляющей позволяет ученым разрабатывать теорию методов, оптимизировать каждый отдельный метод, конструировать маршруты оптимизации образовательно-воспитательного процесса благодаря использованию совокупности определенных методов. В свою очередь, наличие субъективного в структуре метода позволяет реализовать творческое начало педагога, повысить кретивность процесса обучения.

Проблемы классификации методов обучения

Многосторонный, многоаспектный характер метода приводит к существенным трудностям в процессе создания классификации. Под классификацией методов обучения понимают упорядоченную по определенному признаку систему методов.

Одна из наиболее древних классификаций методов обучения основывается на критерии учета источников знаний. В наиболее общем виде источники знаний представлены практикой, словом, наглядностью, книгой. В последние годы в качестве источника знаний в педагогике успешно функционируют информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Соответственно, все методы обучения могут быть классифицированы на наглядные, практические, словесные, методы работы с книгой, методы работы с ИКТ.

В современной педагогической науке широко используется классификация методов на основании характера мыслительной активности обучающихся. На основании данного критерия можно выделить следующие типы методов обучения:

  • информационно-рецептивный, объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • эвристический, частично поисковый;
  • проблемное изложение;
  • исследовательский.

Указанная классификация составлена на основании градации повышения активности обучающегося в процессе познания, реализации образовательно-воспитательной деятельности.

Замечание 1

Таким образом, в современной педагогической науке представлены различные подходы к пониманию методов обучения, их классификации. В наиболее общем виде данная категория представляет собой алгоритмизированные тактики достижения поставленной цели, что обуславливает высокую актуальность их применения в процессе обучения.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *