Методика обучения иностранным языкам е н соловова: Соловова, Елена Николаевна — Методика обучения иностранным языкам : Базовый курс лекций : Пособие для студентов пед. вузов и учителей

Открытое образование —

Доктор педагогических наук , Профессор
Position: Руководитель департамента иностранных языков НИУ ВШЭ (до 2019 г.)

Елена Николаевна работала в Высшей школе экономики с 2007 года. Под ее руководством в 2015 году была открыта новая образовательная программа «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» (бакалавриат и магистратура). 

Для привлечения зарубежных студентов на данную программу в 2016 году впервые была разработана и проведена международная олимпиада по английскому языку.

В 2014 году Соловова Е.Н. возглавила работу методической комиссии по разработке олимпиады «Высшая проба по иностранным языкам» (английскому, французскому и немецкому). В 2015 году по результатам экспертизы данная олимпиада получила статус Всероссийской олимпиады 1 уровня.

Соловова Е.Н. являлась руководителем группы разработчиков КИМ ЕГЭ. В 2016 году ею был организован и проведен обучающий семинар для подготовки разработчиков тестовых материалов для данного экзамена, в результате чего 7 преподавателей НИУ ВШЭ вошли в группу разработчиков ЕГЭ.

Соловова Е.Н. являлась членом редколлегии профессиональных реферируемых журналов: двух российских (перечень ВАК) и одного международного (Web of Science). В НИУ ВШЭ при поддержке Солововой Е.Н. был создан профессиональный международный реферируемый журнал, публикующий статьи преподавателей НИУ ВШЭ и других российских и международных университетов по широкому спектру проблем языкового образования и языковой политики на английском язык

Education

2008

Ученое звание: Профессор

2005

Доктор педагогических наук: МПГУ, специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания»

1988

Кандидат филологических наук

1988

Аспирантура: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: ИСАА, специальность «10.01.06 – Литература стран Азии и Африки»

1983

Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: ИСАА, специальность «Восточные языки и литература»

Кандидат филологических наук; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: ИСАА, специальность «10.01.06 – Литература стран Азии и Африки»;год защиты 1989, Москва, ИСАА при МГУ

Awards and achievements

  • Почетная грамота Высшей школы экономики (октябрь 2016)
  • Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации (сентябрь 2016)
  • Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации (сентябрь 2016)
  • Благодарность Высшей школы экономики (октябрь 2015)
  • Почетная грамота министерства образования Российской Федерации (май 2004)
  • Диплом почетного представителя штата Арканзас, выданный губернатором штата Биллом Клинтоном (февраль 1991)
  • Золотая медаль «Лауреат ВВЦ» за УМК по английскому языку для 8 класса школ с углубленным изучением ИЯ
  • Диплом Лауреата конкурса на лучшую научную работу гуманитарного цикла за курс «Методика обучения иностранным языкам, МПГУ
  • Золотая медаль «Лауреат ВВЦ» за базовый курс лекций по методике обучения ИЯ
  • Грамота ФИПИ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Author’s courses

1 November 2022 — 1 November 2030 г.

Базовый курс методики обучения иностранным языкам

НИУ ВШЭ

Особенности методики преподавания иностранного языка с использованием песенного материала в контексте современной образовательной парадигмы

Журнал «KANT» №4(37) 2020 [стр. 375]

DOI: 10.24923/2222-243X.2020-37.76

Авторы: Воронин Валерий Александрович, учитель английского языка, автор учебного проекта «Любимые русские песни для детей», Ростов-на-Дону

Ключевые слова: методика; общение; самосознание; музыкальная наглядность; рецептивная и экспрессивная речь.

Современное образование включает в себя различные составляющие. Знание является основой, но не менее важным можно назвать формирование самосознания через общение, которое обеспечивает не только социализацию, но и воспитание нравственно-эстетических основ и ценностной ориентации обучающихся.

В статье рассматриваются особенности методики использования песенного материала на уроках английского языка на основе возможностей взаимосвязи различных форм общения в процессе обучения.

скачать

Литература:
1. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков : Обучение основным видам речевой деятельности : учеб. пособие / И.А. Бредихина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 104 с. 2. Живой язык / Ю.И. Шехтер. – М. : РЕКТОР, 2005 (Киров : Дом печати – Вятка). – 240 с. 4. Кон И.С. Открытие «Я». – М. : Политиздат, 1978. – 367 с. 5. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск : Титул, 2010.– 464 с. 6. Осипова Е.С. Песня как методическое средство в обучении английскому языку / Е.С. Осипова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – №10.1 (90.1). – С. 28-30. 7. Пассов Е.И. Программа-концепция иноязычного образования // Концепция развития индивидуальности в диалоге культур.

5-11 классы. – М., 2000. 8. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам. [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие / Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики; [авт.-сост. Т.И. Скрипникова]. – Электрон. дан. – Владивосток : Дальневосточный Федеральный университет, 2017. 9. Сахарова Н.Г. Эффективный подход к обучению фонетике английского языка / Н.Г. Сахарова // Школа. – 2005 – С. 56-60. 10. Синькевич Г.С. Песня на уроках английского языка / Г.С. Синькевич // Иностранный язык в школе, 2002 – С. 50-53. 11. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций. – М. : Просвещение, 2002 – 239 с. 12. Павлова Е.А. Игровые упражнения с песнями и стихами на уроках английского языка / Е. Павлова – М. : Чистые пруды, 2007. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Английский язык». Вып. 6 (18)). 13. Павлова Е.А. Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка / Е. Павлова. – М. : Чистые Пруды, 2007.
– 29 с.

Features of the methodology of teaching a foreign language using song material in the context of the modern educational paradigm

Authors: Voronin Valeriy Aleksandrovich, Teacher of English, author of the educational project «Favorite Russian songs for children», Rostov-on-Don

Keywords: methods; communication; self-awareness; musical visibility; receptive and expressive speech.

Modern education includes various components. Knowledge is the basis, but it is very important to form self-awareness through communication, which provides not only socialization, but also development of moral and aesthetic basis and value system of the pupils. In this article the features of the methodology of using song material at the English language lessons on the basis of the interconnection of various forms of communication are considered.

Памяти Елены Солововой| НИУ ВШЭ Конференция

Сфера научных интересов Елены Николаевны была чрезвычайно широка и охватывала практически все аспекты методики преподавания иностранных языков.

В связи с этим приглашаем Вас сделать доклад на следующие темы, связанные с научной и профессиональной деятельностью Солововой Елены Николаевны.

Тематика конференции:

  • Теория и методика обучения иностранным языкам: Традиции и современность
  • Разнообразие подходов к оценке результатов обучения иностранным языкам
  • Учебные материалы по иностранным языкам (современные направления)
  • Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации
  • Современное лингвистическое образование в полиязычном и поликультурном образовательном контексте
  • Преподавание перевода как профессиональная деятельность
  • Цифровизация современного образования: проблемы и перспективы
  • Профессиональная подготовка и повышение квалификации учителя иностранного языка

Елена Соловова внесла значительный вклад в развитие Вышки. Благодаря Елене появились программы бакалавриата и магистратуры по иностранным языкам. Эти программы очень быстро стали популярными среди абитуриентов. Елена руководила разработкой новой концепции преподавания иностранных языков, которая сразу же выделила Вышку среди других вузов.

Трудовую деятельность Елена начала в 1980-х годах после окончания Московского государственного педагогического института (ныне МГПУ). Сначала она работала школьным учителем иностранных языков, затем стала преподавателем вуза в МГПУ, а затем в МГУ. В 2005 году стала доктором наук в области теории и методики образования. В 2013 году Елена начала работать в Вышке.

Именно Елена инициировала создание кафедры иностранных языков в Вышке, целью которой было структурирование студенческого дела и подготовка преподавателей в этой области. Вскоре после этого были открыты программы бакалавриата и магистратуры по иностранным языкам и межкультурной коммуникации. Елена также была руководителем группы, занимавшейся разработкой контрольно-измерительных материалов для государственных экзаменов по иностранным языкам.

Коллеги профессора Солововой отмечают исключительный уровень ее профессионализма. По словам штатного профессора НИУ ВШЭ Елены Пенской, «профессор Соловова обладала сочетанием качеств, которые сложно представить в одном человеке. Она была лингвистом с академическим авторитетом среди российских и зарубежных ученых, талантливым организатором, профессионалом высочайшего класса. «Лингвистика Солововой» — торговая марка, известная далеко за пределами Вышки. Вклад Елены в развитие и репутацию Вышки неоспорим».

В ее честь названа аудитория в здании Вышки на Старой Басманной, где работала Елена.

В декабре 2019 года Школа иностранных языков провела международную конференцию «Преподавание иностранных языков: традиции и инновации» памяти Елены Солововой.

О непрерывности и готовности к обучению: Принципы методологии системного управления, основанного на качестве, им. Е.Н. Солововой | Буланкина

1. Анисимова А.Г. (2010). Методология перевода англоязычных терминов гуманитарных и общественно-политических наук. Москва: Издательство МГУ имени М.В. Ломоносова.

2. Бхатия, В. (1994). Анализ жанра: использование языка в профессиональных условиях. Лондон, Нью-Йорк: Лонгман.

3. Бокова Т., Малахова В. (2019). Постмодернизм как доминанта развития образования в информационном обществе. Получено с https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41813790 (дата обращения: 15 сентября 2021 г.).

4. Далтон-Паффер, К. (2007). Дискурс в содержательно-языковых интегрированных (CLIL) классах. Амстердам: Издательство John Benjamins Publishing Company.

5. Фильченко А., Аникина З. (2018). Лингвокультурология: традиции и новации. Материалы XVII Международной конференции «Лингвоведение и культурология», 11–13 октября 2017 г., Томск, Россия. Достижения в области интеллектуальных систем и вычислений, 677.

6. Galskova, N. et al. (2020). Овладение академическими коммуникативными навыками магистрантов неязыкового вуза: интегративный подход. В Аникиной З. (ред.) Интеграция инженерного образования и гуманитарных наук для глобальных межкультурных перспектив. IEEHGIP 2020. Конспект лекций по сетям и системам, том 131. Спрингер, Чам, 313–322. https://doi.org/10.1007/978-3-030-47415-7

7. Хорн К.П. (2016). Профессия, профессионализация, профессионализм, профессионализм Исторические и систематические заметки на примере немецкого педагогического образования. Британский журнал религиозного образования, 38 (2), 130–140.

8. Кестель, М., и Коркмаз, И. (2019). Влияние модернизма и постмодернизма на учителей. Бирюзовый международный журнал исследований в области образования и социальных исследований, 1 (1), 28–33.

9. Ковалева М., (2020). Природа ювенильных фреймовых референций и их видоизменений в современном российском обществе. Сибирского Учителя, 6 (133), 29-32.

10. Малахова Н., Мишутина О. (2021). Online vs. Offline: аксиологическая модель образовательных ризомоподобных профессиональных пространств. Получено с https://www.e3s-conferences.org/articles/e3scon/abs/2021/49/e3sconf_interagromash3021_12068/e3sconf_interagromash3021_12068.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *