Методика обучения шахматам детей дошкольного возраста – .

Консультация для воспитателей: Теория и методика преподавания «Шахматы детям дошкольного возраста»

Теория и методика преподавания

«Шахматы детям дошкольного возраста».

Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием ребёнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом усвоенных знаний, но и умением владеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Игра является неотъемлемой формой деятельности ребёнка-дошкольника, это средство самовыражения и моделирования социальных отношений.

Шахматы — уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё.

Шахматы — одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы — спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо, как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы – это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. В работе воспитателей дополнительного образования на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков — сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников. Игра в шахматы даёт возможность человеку реализовать врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени — времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.

Шахматная игра — увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются два войска — белые и чёрные. В этом войске есть главный — король. Его помощники — ферзь (учёный, мудрец в переводе с арабского).

Ладья — башня, слоны, кони и маленькие пешки, которые в награду за их храбрость и терпеливость могут превращаться в другие фигуры. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях.

Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь. Обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т.п. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации образовательной деятельности, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами периода сенситивного к тому или иному виду педагогического воздействия. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены периоды, сенситивные к обучению игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста.

Для детей «Шахматы» — это направление на интеллектуальное развитие, способствующее совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

В некоторых учебных пособиях по шахматам обучение основано на ряду нетрадиционных авторских наработок. В их числе:

— широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах

шахматной доски;

— применение нестандартных дидактических заданий и игр;

— детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

— преимущественное использование в учебном процессе игровых

положений с ограниченным количеством фигур;

— выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на

Уничтожение»: фигура против фигуры;

— разработка конкретных блоков игровых положений для каждой

дидактической игры;

— неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».

Цели обучения дошкольников:

— Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у

них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим

ступеням развития;

— создание условий для личностного и интеллектуального развития

старших дошкольников, формирования общей культуры посредством

обучения игре в шахматы.

Задачи:

а) образовательные:

— формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;

— способствовать освоению детьми основных шахматных понятий:

шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т.д.;

— познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной

игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с

эти правилами;

— учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения

игровых заданий, а также умению применять полученные знания о

шахматных фигурах в процессе игры;

— обеспечить успешное овладение малышами основополагающих

принципов ведения шахматной партии;

— содействовать активному использованию полученных знаний в

процессе игровой практики за шахматной доской;

— учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

б) развивающие:

— развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие

связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения

учебной задачи;

— развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность,

воображение;

— способствовать активизации мыслительной деятельности

дошкольника;

— приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

— формировать мотивацию к познанию и творчеству;

— создание условий для формирования и развития ключевых

компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных,

социальных).

в) воспитывающие:

— воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю,

организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии

решений;

— поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых

условий:

— наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО,

наглядными пособиями, раздаточными материалами, играми.

Принципы обучения.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

— принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью

развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

— принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

-принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

— принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

— принцип наглядности;

— принцип психологической комфортности — создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса;

— принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

— принцип целостного представления о мире — при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

— принцип вариативности — у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

— принцип творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Обучение основано на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.

kopilkaurokov.ru

Обучение шахматам детей — 2 грубые ошибки родителей и педагогов


Здравствуйте друзья. С вами папа Жорика, Александр Борисов и сегодня я расскажу вам про обучение шахматам детей, а именно о том, как нужно ПРАВИЛЬНО обучать детей играть в эту игру, чтобы не получилось так как получилось у 90% родителей.

Сначала их дети просят научить играть в шахматы, им все так интересно, все нравится, родители видят, что у ребенка горят глаза, а потом БАЦ.

Шахматные фигурки валяются по всей квартире, ребенку они не интересны и на вопрос «А давай-ка поиграем в шахматы», он говорит что-то вроде, — «Ой нееее, я устал. Не хочу, надоело, болит голова», и все в этом духе.

Ну как же так. Ведь ребенок в начале так сильно хотел научиться играть, а потом желание куда-то пропало… Вот так вот и пропадают великие гроссмейстеры, которыми бы восхищались миллионы людей во всем мире…

Маленький чемпион мог бы совсем скоро стоять на пьедестале славы с медалью на шее и кубком в руках, имея какой-то шахматный разряд или даже звание КМС/МС по шахматам. Родители и родственники ребенка могли бы гордиться и восхищаться им. Награды остались бы на долгую память на всю жизнь. НО!!!

Повторю, получилось так же, как получилось у 90% родителей. Ребенок отказался от шахмат и у него нет больше ни какого желания ими заниматься.

КТО ВИНОВАТ? ОН? НЕТ — ВИНОВАТЫ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ

Не нужно сваливать все на ребенка. Виноваты вы и точка. Вы не сумели заинтересовать ребенка игрой, вы не сумели его замотивировать не бросать шахматы, вы не сумели правильно объяснить ему правила игры.

Стоп. Вы сами не умеете играть? Это не предлог. Ребенка можно научить играть даже без умения играть в шахматы самому. Вот ПОСМОТРИТЕ ЭТОТ ВИДЕОКУРС и ваш ребенок будет играть уже через 1-2 недели. А мы идем дальше.

Сейчас я хочу рассказать вам о ДВУХ самых жестоких ошибках родителей и педагогов, которые ставят жирную точку в шахматной карьере их детей.

ОШИБКА №1 — РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ СРАЗУ ЖЕ НАЧИНАЮТ ОБЪЯСНЯТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ.

Это в корень не верный подход. 90% успеха при обучении детей шахматам является не умение правильно донести до ребенка правила игры, а умение привить ему любовь к шахматам. Чтобы он сам хотел ими заниматься, учиться, чтобы он сам просил — давай поиграем.

Я сейчас задам 100 разным людям вопрос, — «С чего нужно начать обучение ребенка игре в шахматы?» и уверяю вас, все как один скажут — ну наверное с правила хода фигур и расстановки фигур на доске =) НЕТ!

И сейчас вы спросите меня, — «Ну так что делать? Как привить любовь к игре?». На самом деле есть множество интересных приемов. Но описывать все их здесь очень долго, мне не хватит и 100 страниц. Все их я рассказал в видеокурсе, ссылку на который дал вам выше.

Просто сейчас из этой статьи я хотел бы вам дать главную мысль — не надо сразу сажать ребенка за доску и объяснять правила игры и как ходят фигуры. Некоторые родители в придачу еще и так загрузят ребенка, что тот скажет, «А не пошли ка бы эти шахматы… куда-то по дальше»…

Гарантию даю вам 99%, то большинство детей бросят заниматься шахматами при вот таком вот подходе. И пропадут будущие чемпионы.

Мой вам совет. Если вы хотите обучить шахматам детей, то не торопитесь, ознакомьтесь с видеокурсом и опираясь на знания из него, вы сразу же будете действовать правильно и ваш ребенок будет реально фанатеть от шахмат. Проверено уже и не на одном ребенке.

ОШИБКА №2 — РОДИТЕЛИ ОТДАЮТ РЕБЕНКА В ШАХМАТНУЮ ШКОЛУ

Это так же не верный подход и я говорил о нем уже много много раз. Во-первых ваш ребенок может не найти общий язык с тренером или же другими учениками школы, у него могут появиться недоброжелатели и т.д.

Так же если ребенок на начальном этапе часто проигрывает, а в школе он БУДЕТ проигрывать, так как придет в школу и будет играть с игроками, которые уже давно обучаются (даже если тренер сказал, что группа новичков).

Новичков то новичков, но поверьте, в группы новичков приходят ребята уже с хорошим уровнем подготовки.

Одна женщина мне тут написала недавно и попросила посоветовать в какую школу отдать ребенка, чтобы там его научили играть. Я ей сказал, что лучше вам научить ребенка играть самой. На что она мне ответила, — «Как так, а разве не специалист должен обучать детей?».

Вот вы мне скажите, неужели какой-то там специалист лучше знает вашего ребенка чем вы сами? Поняли о чем это я? Ребенка обучать должен именно сам родитель и в стенах родного дома, при чем правильно, чтобы у ребенка не было отторжения от шахмат.

Как это делать правильно я так же рассказал в обучающем курсе «Как научить ребенка играть в шахматы».

И я считаю, что я имею право учить родителей тому как нужно проводить обучение шахматам детей, потому что у меня есть ребенок который в 4 года уже стоял на пьедестале шахматных соревнований. Ребенок, который в 4 года знает множество дебютов, ловушек, умеет записывать партию, имеет 2 юношеский разряд и рейтинг почти 1300 пунктов ЭЛО.

Ребенок, который обошел на чемпионате мира более 100 игроков в таблице, возраст которых был 6-8 лет. Жорик сегодня побеждает детей, у которых за спиной по 70 шахматных турниров. Я думаю тут больше нечего добавить…

Вы скажете, что мол это скорее всего дар какой-то, талант и все в этом духе, но нет. Я как и большинство других родителей могу сказать, да мой ребенок энергичный, не может сидеть на месте, у него как будто моторчик в одном месте, но это не мешает ему играть в шахматы и побеждать.

И в заключение этой статьи у меня к вам есть последнее обращение и пожелание.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос интеллектуально развитым, умным, смышленым, способным держать удар в любой жизненной ситуации, не плакать и не стонать, когда во взрослой жизни ему будет туго и появятся какие-то проблемы, то НАУЧИТЕ ЕГО ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ.

И научите его играть в них САМОСТОЯТЕЛЬНО. Аккуратно, может даже медленно, но верно. Не стоит отдавать ребенка в школу шахмат как в камеру хранения, с ложным мнением, — «Вот я какой хороший родитель, отдал ребенка на шахматы — теперь он вырастет умным».

Повторю, пол года-год, дайте окрепнуть ему в шахматном мастерстве дома, а потом уже ведите в школу. Чтобы пришел и побеждал всех, кто там занимается.

Например у нас Жорик пришел в шахматный клуб и играл с ребятами, которым по 8-9 лет и которые занимаются уже 2-3 года. Он обыгрывает всех. Почему? Потому что шахматное мастерство формируется дома в самостоятельном изучении шахмат, а не в секции, где, как часто это бывает, дети галдят, балуются и кидаются друг в друга фигурками.

Согласен, что шахматные школы — это все хорошо, это очень здорово и полезно для детей, но НЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ! На начальном этапе школа опасна.

Задумайтесь над моими словами дорогие родители и педагоги. Кстати та методика, о которой я рассказываю в видеокурсе подойдет так же и для детей дошкольного возраста. Даже для дошколят 3-4 года.

Успехов вам! Взращивайте будущих чемпионов!

С уважением, Александр Борисов


chessmatenok.ru

Обучение дошкольников игре в шахматы

Обучение дошкольников игре в шахматы

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает — король мертв.

В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.

Шахматы долгое время являлись составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде спорта у наших спортсменов нет таких достижений.

Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

В. Сухомлинский писал:«В воспитании культуры мышления большое место отводилось, шахматам… Игра в шахматы воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственныхспособностей и памяти».

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольников, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность.

Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира.

Ранее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.

Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса

Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста. Шахматная игра — увлекательная игра для детей.

На шахматной доске сражаются два войска — белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Все дети изначально талантливы. Но, знакомя с элементарными правилами игры, ребенку-дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый. Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Попробуем начать играть, например, в «туру». Расскажем о ней сказку, покажем на шахматной доске, где ее «домик», нарядим ее, начнем за ней охотиться – и ребенок быстро овладеет правилами передвижения этой фигуры. И так со всеми фигурами. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают.

Оказывать помощь в игре детям следует тактично, не назойливо. Нельзя хвалить одних и в то же время ругать других за временные неудачи. Очень важно в процессе обучения игре воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя занятия по дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, время от времени внося в занятия элементы занимательности, новизны. Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей.

infourok.ru

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы

О роли шахмат в воспитании детей говорили многие великие. Мне бы хотелось сказать словами Леонида Береславского, что шахматы не столько образовывают, сколько воспитывают. Шахматист учится распределять свои силы, просчитывает ходы, он старается сохранить за собой возможность управлять ситуацией, регулировать ее, как военачальник на поле битвы. Воспитание волевых качеств — главная ценность занятий шахматами в дошкольном возрасте».

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы.

Реально как в России, так и за рубежом, учителями шахмат до сих пор повсеместно становятся спортсмены-разрядники, не имеющие педагогического образования и не знающие детской психологии. Преподавать шахматы должны в первую очередь сами педагоги, но, безусловно, только те из них, которые понимают развивающее значение древней игры и ориентированы на творчество.

Рассмотрим интеллектуальные возможности детей в разном возрасте:

  • К 2 годам – кроха может раскидывать фигуры и складывать их обратно в коробку.
  • 2–3 года – малыш может отличать клетки и шахматы по цвету и запомнить, как называются фигуры. У 3-летнего ребенка очень сужен «размах зрения». Желательно, чтобы предметы были расположены как можно ближе друг к другу. Крайне важно, что у детей младшего дошкольного возраста ориентировочные действия переходят в мысленный план.

Все эти знания и умения – та база, на которой можно построить процесс начального обучения шахматной игре.

  • 4 года – ребёнок способен понять, как ходят фигуры, и освоить простые ходы.
  • 5–6 лет – дошкольник уже может играть с соперником.

Следовательно, предложить доску можно даже младенцу, но продуктивное обучение возможно не ранее 4–5 лет, в зависимости от индивидуальных способностей ребёнка.

В обучении 3-летних детей есть своя специфика: в этом возрасте предметная деятельность не уступает игровой и более развито наглядно-действенного мышление, чем образное. К примеру, если обучение детей старшего дошкольного возраста мы начинаем с объяснения таких терминов, как горизонталь, вертикаль, диагональ, и лишь затем “проходим” фигуры, то для 3-летних это довольно сложно, здесь уместнее сразу показать шахматные фигуры, а шахматные “дорожки” показывать при изучении игровых возможностей конкретных фигур.

Однако, следует отметить, что цельной методики проведения шахматных занятий с детьми, начиная с 3-летнего возраста, нет ни в России, ни в иных странах.

Один из вариантов такой методики изложен в книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких».Цель книги – привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь ребенку самому разобраться в сравнительной силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе, создать у ребенка психологическую готовность к обучению.

В России создан курс «Шахматы — школе», под редакцией И.Сухина. Данный курс рекомендован Министерством образования РФ. Он разработан так, что его могут освоить обычные педагоги, он легко решает поставленные перед ним задачи, так как они лежат в области педагогики, а не спорта.

Шахматы безграничны, поэтому существуют разные методики обучения детей дошкольного возраста, но в них общее то, что главная деятельность ребёнка в этом возрасте – игровая. Поэтому обучать необходимо только в форме игры.

Одним из авторов собственной методики развития интеллектуальных способностей у детей является Леонид Береславский. Одна из его книг так и называется: «Шахматы для малышей. Уникальная авторская методика развития логики и мышления». Береславский считает, что дошкольников не обязательно учить читать и считать, а вот развивать их мышление необходимо.

У И.Сухина разработана собственная методика по обучению детей игре в шахматы и развитию логического мышления. Кроме того, его перу принадлежат шахматные учебники для дошкольников написанные в форме сказок.

В своей работе педагогам нужно следовать дидактическим принципам: от простого к сложному, от известного к неизвестному, внося элемент занимательности и новизны. В детском саду можно проводить шахматные эстафеты и развлечения, постепенно приучая детей распределять внимание по всей доске.

Усвоение сложного шахматного материала, даже трехлетними детьми обеспечивается тем, что все игры строятся на яркой эмоциональной основе. Насыщенные игровые приемы, разнообразные проблемные ситуации объединяются единым сюжетом. Дети думают, что они только играют, но незаметно для себя, в процессе игры дошкольники решают разного рода логические задачи. Дети слушают, думают, ищут решение. Это способствует развитию всех психических процессов.Увлекшись этими играми, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержаннее.

Из вышесказанного следует, что шахматы могут служить хорошим тренажером развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.

Роль шахмат настолько высока, что 19 регионов России в 2018 году запустят пилотные проекты по урокам шахмат для первоклассников, а в ближайшие два года в младших классах российских школ введут обязательный урок по шахматам.

Так же вводится социальный проект “Золотое шахматное кольцо России”, который охватит все регионы страны и будет объединять важные направления, одним из которых будет “Шахматы в школы и детские сады”.

infourok.ru

Мастер-класс по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста. «Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников»

Цель: Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми

для обучения детей игре в шахматы.

2. Формировать умение играть в шахматы.

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает — король мертв.

В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.

Покоритель городов, великий воин Тамерлан, предпочитал интеллектуальную игру в шахматы рукопашному бою. Император Фридрих Великий не мог найти себе достойного соперника по игре среди окружающих и вел «сражения» по переписке с философом Вольтером, который считал шахматы ежедневной необходимой гимнастикой для ума. Охотно проводили свой досуг за шахматной доской А.Пушкин и М.Лермонтов, Л.Толстой. В 1870 году Ивана Тургенева избрали вице президентом шахматного конгресса в Баден – Бадене.

Шахматы долгое время являлись составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде спорта у наших спортсменов нет таких достижений.

Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира.

Ранее обучение детей дошкольного возраста в игре шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность   современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.

Я люблю шахматы — эту древнюю интеллектуальную игру. Свой интерес к этой игре я смогла передать родителям и детям. На протяжении нескольких лет в детском саду работает «Шахматный клуб». Дети с удовольствием знакомятся с правилами шахматной игры, играют в шахматы.

Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Процесс обучения проходит в несколько этапов:

1. Знакомство с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.

2. Знакомство с фигурами и пешками. Для этого использовала стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использую разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Лови – не лови», «Сделай так».

3. Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомлю их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.

4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети учатся решать различные задачи и этюды, знакомятся с дебютом и волшебным миром комбинаций.

5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования. Ведь если ты любишь шахматы, не страшен проигрыш, страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.  

А теперь уважаемые участники, я предлагаю Вам отправиться в сказочное королевство шахматных чудес! Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

1. «Шахматная доска»

Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. А сейчас уважаемые путешественники, возьмите фишки и выложите на своей доске линии, какие вы запомнили. (Участники выполняют задание)

Пока наши путешественники заняты, я хочу познакомить вас с шахматной легендой. Согласно индийской легенде, шахматы были изобретены человеком по имени Сиса, воспитателем принца. Сиса создал игру, чтобы объяснить своему ученику, что король ничего не стоит без поддержки своих подданных. В награду за изобретение Сиса попросил зернышко пшеницы за первое поле шахматной доски, два зернышка за второе, четыре за третье и так далее, удваивая число зерен с каждым последующем полем. Это казалось скромной просьбой, но выяснилось, что общее число зерен превышало весь мировой запас зерна!

Задание выполнено, а сейчас назовите линии, которые вы выложили. Правильно, молодцы, все справились.

2. «Фигуры и пешки»

Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем знакомство. Прошу любить и жаловать – пешка. Найдите пешку и поставьте ее на доску. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться ферзя. Переходим к фигурам. Ладья, поставьте ее на доску. Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям. Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки. Позвольте представить – советник короля – ферзь. Ферзь – самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. И, наконец, король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим. Молодцы! Вы были очень внимательны! Сложите фигуры в коробочку.

3. «Шахматный театр»

В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраиваются шахматные спектакли. Уважаемые путешественники, приглашаю Вас на театрализованное представление – «Шахматная репка». Наша шахматная сказка начинается. Возьмите каждый фишку – это и будет репка. Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, не может вытянуть. Позвал король ферзя, стали они вдвоем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал ферзь ладью, стали они втроем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала ладья слона, стали они вчетвером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал конь пешку, стали они вшестером репку тянуть, тянут-потянут, вытянули репку. Молодцы, замечательная сказка у нас получилась.

4. Игра «Чудесный мешочек»

Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю нашим путешественникам поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте кто это.

5. Физминутка

Все подданные королевства следят за своим здоровьем, занимаются физкультурой. Давайте вместе с ними сделаем шахматную зарядку. Возьмите понравившуюся вам фигуру в правую руку. Ноги вместе, руки опустили, подняли руки вверх переложили фигуру в левую руку, опустили, 3раза. Ноги поставили на ширине плеч, руки опустили, наклонились вперед, вытянули руки, переложили фигуру в левую руку, выпрямились, 3 раза. Пяточки вместе, носки врозь, руки опущены, присесть, руки назад, переложить фигуру в левую руку за спиной, выпрямиться, 3 раза. Молодцы, размялись, займите свои места.

6. «Приглашение на бал»

В шахматном королевстве часто устраивают балы. Вот и сегодня все приглашены на бал, давайте поможет фигурам украсить себя. Предлагаю взять листочки с изображением контуров фигур и фломастеры. (Участники выполняют задание) Пока наши путешественники выполняют задание, давайте проверим знания о шахматной игре у наших зрителей, чтобы они не скучали.

Игра со зрителями «Загадки из шахматной шкатулки»

В моей «Шахматной шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить. Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

— Как ходит пешка?

— Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?

— Сколько линий на доске и как они называются?

— Где стоят ладьи на доске до начала игры?

— Какие слоны никогда не столкнуться?

— Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?

— Между какими фигурами на доске стоит конь?

Задание выполнено. Расскажите и покажите какие новые костюмы вы придумали для фигур. Какие вы молодцы, замечательные наряды у вас получились.

7. Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Но больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Сейчас наши путешественники быстро выстроят свои войска на доске вместе со мной. Итак, запоминайте, расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки. А сейчас уберите войска в коробочку и по моему сигналу сами расставьте их кто быстрее. Молодцы, очень хорошо справились с заданием.

8. Сама игра.

Шахматные войска готовы. Пора приступить к сражению. Вы уже узнали и поняли как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы, сыграть самую простую партию в шахматы. Как начинающие игроки мы с вами сыграем только пешками, остальные фигуры можно убрать с доски. Вам нужно довести одну из свои пешек до противоположного края доски, до поля превращения и превратить ее в ферзя.

Игра закончилась. Вы молодцы, очень славно потрудились и поиграли. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса и вручить вам золотые медали.

В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.

Чтобы передать свои знания и любовь к шахматам детям, я создала и реализую в детском саду проект «Малыши играют в шахматы» в который вошли все те игровые ситуации, которые я вам сегодня представила.

Уважаемые участники, прошу вас оценить наше путешествие в мир шахмат. Если вам понравилось, то наклейте пешку на белое поле, а если нет – на черное.

 

Литература:

  1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва, «Просвещение», 1991 г.
  2. А. Карпов «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд.», 1997 г.
  3. И.Г. Сухин «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2 – 5 лет», Москва, «Новая школа», 1994 г.
  4. «Учусь играть в шахматы», составитель В. Третьякова, Москва, «Издательский центр «Терра», 1997 г.
  5. Н..М. Петрушина «Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.

dohcolonoc.ru

Мастер-класс по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 19 г. Борисова»

Цель: Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми

для обучения детей игре в шахматы.

2. Формировать умение играть в шахматы.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает — король мертв.

В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.

Покоритель городов, великий воин Тамерлан, предпочитал интеллектуальную игру в шахматы рукопашному бою. Император Фридрих Великий не мог найти себе достойного соперника по игре среди окружающих и вел «сражения» по переписке с философом Вольтером, который считал шахматы ежедневной необходимой гимнастикой для ума. Охотно проводили свой досуг за шахматной доской А.Пушкин и М.Лермонтов, Л.Толстой. В 1870 году Ивана Тургенева избрали вице президентом шахматного конгресса в Баден – Бадене.

Шахматы долгое время являлись составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде спорта у наших спортсменов нет таких достижений.

Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира.

Ранее обучение детей дошкольного возраста в игре шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность   современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.

Я люблю шахматы — эту древнюю интеллектуальную игру. Свой интерес к этой игре я смогла передать родителям и детям. На протяжении нескольких лет в детском саду работает «Шахматный клуб». Дети с удовольствием знакомятся с правилами шахматной игры, играют в шахматы.

Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Процесс обучения проходит в несколько этапов:

1. Знакомство с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.

2. Знакомство с фигурами и пешками. Для этого использовала стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использую разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Лови – не лови», «Сделай так».

3. Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомлю их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.

4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети учатся решать различные задачи и этюды, знакомятся с дебютом и волшебным миром комбинаций.

5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования. Ведь если ты любишь шахматы, не страшен проигрыш, страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.  

А теперь уважаемые участники, я предлагаю Вам отправиться в сказочное королевство шахматных чудес! Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

1. «Шахматная доска»

Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. А сейчас уважаемые путешественники, возьмите фишки и выложите на своей доске линии, какие вы запомнили. (Участники выполняют задание)

Пока наши путешественники заняты, я хочу познакомить вас с шахматной легендой. Согласно индийской легенде, шахматы были изобретены человеком по имени Сиса, воспитателем принца. Сиса создал игру, чтобы объяснить своему ученику, что король ничего не стоит без поддержки своих подданных. В награду за изобретение Сиса попросил зернышко пшеницы за первое поле шахматной доски, два зернышка за второе, четыре за третье и так далее, удваивая число зерен с каждым последующем полем. Это казалось скромной просьбой, но выяснилось, что общее число зерен превышало весь мировой запас зерна!

Задание выполнено, а сейчас назовите линии, которые вы выложили. Правильно, молодцы, все справились.

2. «Фигуры и пешки»

Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем знакомство. Прошу любить и жаловать – пешка. Найдите пешку и поставьте ее на доску. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться ферзя. Переходим к фигурам. Ладья, поставьте ее на доску. Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям. Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки. Позвольте представить – советник короля – ферзь. Ферзь – самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. И, наконец, король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим. Молодцы! Вы были очень внимательны! Сложите фигуры в коробочку.

3. «Шахматный театр»

В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраиваются шахматные спектакли. Уважаемые путешественники, приглашаю Вас на театрализованное представление – «Шахматная репка». Наша шахматная сказка начинается. Возьмите каждый фишку – это и будет репка. Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, не может вытянуть. Позвал король ферзя, стали они вдвоем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал ферзь ладью, стали они втроем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала ладья слона, стали они вчетвером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал конь пешку, стали они вшестером репку тянуть, тянут-потянут, вытянули репку. Молодцы, замечательная сказка у нас получилась.

4. Игра «Чудесный мешочек»

Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю нашим путешественникам поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте кто это.

5. Физминутка

Все подданные королевства следят за своим здоровьем, занимаются физкультурой. Давайте вместе с ними сделаем шахматную зарядку. Возьмите понравившуюся вам фигуру в правую руку. Ноги вместе, руки опустили, подняли руки вверх переложили фигуру в левую руку, опустили, 3раза. Ноги поставили на ширине плеч, руки опустили, наклонились вперед, вытянули руки, переложили фигуру в левую руку, выпрямились, 3 раза. Пяточки вместе, носки врозь, руки опущены, присесть, руки назад, переложить фигуру в левую руку за спиной, выпрямиться, 3 раза. Молодцы, размялись, займите свои места.

6. «Приглашение на бал»

В шахматном королевстве часто устраивают балы. Вот и сегодня все приглашены на бал, давайте поможет фигурам украсить себя. Предлагаю взять листочки с изображением контуров фигур и фломастеры. (Участники выполняют задание) Пока наши путешественники выполняют задание, давайте проверим знания о шахматной игре у наших зрителей, чтобы они не скучали.

Игра со зрителями «Загадки из шахматной шкатулки»

В моей «Шахматной шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить. Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

— Как ходит пешка?

— Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?

— Сколько линий на доске и как они называются?

— Где стоят ладьи на доске до начала игры?

— Какие слоны никогда не столкнуться?

— Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?

— Между какими фигурами на доске стоит конь?

Задание выполнено. Расскажите и покажите какие новые костюмы вы придумали для фигур. Какие вы молодцы, замечательные наряды у вас получились.

7. Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Но больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Сейчас наши путешественники быстро выстроят свои войска на доске вместе со мной. Итак, запоминайте, расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки. А сейчас уберите войска в коробочку и по моему сигналу сами расставьте их кто быстрее. Молодцы, очень хорошо справились с заданием.

8. Сама игра.

Шахматные войска готовы. Пора приступить к сражению. Вы уже узнали и поняли как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы, сыграть самую простую партию в шахматы. Как начинающие игроки мы с вами сыграем только пешками, остальные фигуры можно убрать с доски. Вам нужно довести одну из свои пешек до противоположного края доски, до поля превращения и превратить ее в ферзя.

Игра закончилась. Вы молодцы, очень славно потрудились и поиграли. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса и вручить вам золотые медали.

В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.

Чтобы передать свои знания и любовь к шахматам детям, я создала и реализую в детском саду проект «Малыши играют в шахматы» в который вошли все те игровые ситуации, которые я вам сегодня представила.

Уважаемые участники, прошу вас оценить наше путешествие в мир шахмат. Если вам понравилось, то наклейте пешку на белое поле, а если нет – на черное.

Литература:

  1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва, «Просвещение», 1991 г.
  2. А. Карпов «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд.», 1997 г.
  3. И.Г. Сухин «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2 – 5 лет», Москва, «Новая школа», 1994 г.
  4. «Учусь играть в шахматы», составитель В. Третьякова, Москва, «Издательский центр «Терра», 1997 г.
  5. Н..М. Петрушина «Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г. 

sad19borisov.schools.by

Методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме: Мастер класс «Обучение дошкольников игре в шахматы»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нефтеюганска «Детский сад №26 «Радость»

Выступление на тему:

Мастер – класс

«Обучение дошкольников игре в шахматы»

Подготовила:

воспитатель

                                                                                   Канакова Елена Игоревна

2016 год

Мастер-класс «Обучение дошкольников игре в шахматы»

Цель: Познакомить педагогов приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей  дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с педагогическими условиями, способствующими успешному обучению дошкольников игре в шахматы.

2. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы.

Оборудование и материалы:

Видеопроектор, компьютер, шахматное поле, магнитная шахматная доска, мольберт, диаграммы.

атрибуты для игр (шапочки с шахматными фигурами, игрушечные мухоморы, домик шахматных фигур, стрелки, цветные фишки, набор магнитных шахматных фигур).

Ход мастер-класса:

Слайд №1 тема

Уважаемые коллеги, добрый день! Я очень рада нашей встрече.

Приступая к обучению детей нужно взять за правило три обстоятельства. Во-первых, занятия должны протекать в игровой, увлекательной форме и доброжелательной атмосфере.  «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения». Указывал К.Ушинский.  Во- вторых, чтобы обучение было развивающим, оно должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом.  А в – третьих, особенно на первых порах не забудьте…сказку. Ведь еще В.Сухомлинский отмечал: «Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений…»

Слайд №2 этапы

Как уже сообщила моя коллега, работа по обучению дошкольников игре в шахматы выстроена поэтапно. Детский дошкольный возраст характерен тем, что большая часть времени уделяется игре. Поэтому нет ничего удивительного в том, что знакомство с шахматами от начала и до конца происходит исключительно в игровой форме.

Слайд №3    1 этап 

На первом этапе обучения, который направлен на знакомство с шахматной доской я использую следующие  игры — они представлены на слайде

  • «Собери доску»
  • «Прогулка по шахматным улицам»
  • «Подъем на лифте»
  • «Ракеты на старте»
  • «Раскрась шахматную доску»
  • «Назови поле»

С первого знакомства с шахматной доской дети обучаются навыкам схематизации. С этой целью шахматная доска представлена в трех вариантах: демонстрационные шахматы, на которых объясняет воспитатель; реальные шахматы, на которых работают дети и графическая модель шахматной доски. Хочу отметить, что все предложенные игры могут проводиться как на шахматной доске, так и на диаграмме.  

Слайд №4   2 этап

Второй этап обучения игре в шахматы — знакомство с шахматными фигурами и их положение до игры

 На этом этапе я использую игры:

  • «Чудесный мешочек»
  • «Что изменилось»
  • «Прятки»
  • «Шахматная репка»
  • «Что общего»
  • «Шахматная Да, Нет-ка»

Закрепить  положение фигур позволяют игры

  •  «Фигуры – почтальоны»
  • «Домики для фигур»
  • «Кто быстрее и точнее»
  • «Чей домик?»
  • «Мяч»

Слайд №5 возможности фигур

Освоить важнейшую тему  — «возможности  фигур»- детям помогают следующие игры:

  • «Игра на уничтожение»
  • «Один в поле воин»
  • «Лабиринт»
  • «Перехитри часовых»
  • «Кратчайший путь»
  • «Захват контрольного поля»

Слайд №6 Цель игры

Заключительный этап  направлен на понимание цели  шахматной партии:

  • «Шах или не шах»
  • «Дай шах»
  • «Пять шахов»
  • «Защита от шаха»
  • «Мат или не мат»
  • «Первый шах»
  • «Найди лишнюю»

Эти игры я использую в организованной деятельности, как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе с детьми.

Слайд №7

Сегодня у меня появилась возможность поделиться с вами педагогическими находками в деле обучения дошкольников игре шахматы.

Уважаемые коллеги, позвольте загадать вам загадки:

Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…
(Конём)

Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он -…
(Король)

А вот  следующая загадка:

Два братца в одном королевстве живут,

А встретиться не могут.

( слон)

Речь идет о слоне. Чтобы отгадать эту загадку, надо знать правила игры, требующие, чтобы один слон передвигался по белым, а второй — по черным диагоналям. Зато, если отгадаете ее, запомните это правило накрепко. Так и своим ребятам я преподношу  шахматное войско как единое целое, а  они ощущают себя настоящими полководцами. Через стихи, загадки, сказки, компьютерные игры, занимательный материал дети постигают мудрую игру – шахматы.

Итак,  предлагаю вам окунуться в волшебный мир шахмат. Приглашаю 2 участника. Присаживайтесь.

Знакомить детей с игрой мы начинаем с шахматной доски.

Вся в квадратах — белых, чёрных —

деревянная доска,

а ряды фигур точёных —

деревянные войска.

Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим  линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Правильное положение доски, когда белое поле находиться справа внизу.

Предлагаю вам попробовать собрать шахматную доску. Подходите к мольберту.

Игра «Собери доску».

Доска готова. Проверьте, чередуются ли черные и белые поля? В нижнем правом углу должно быть белое поле. Соблюдено ли это правило? Замечательно.

Эта игра развивает умение ориентироваться на шахматной доске, внимание и способность действовать по правилам.                                                                                                            Теперь пора познакомиться с жителями шахматного королевства. Представляю вашему вниманию игру «Волшебный мешочек»

Игра «Волшебный мешочек».

Уважаемые коллеги! Шахматные фигуры спрятались в этом мешочке и согласны выйти из него, если только вы с каждой поздороваетесь и  назовете по имени. Как обычно здороваются люди? Правильно, жмут друг другу руки. А вы, с помощью рук, попробуйте угадать, какая фигура здоровается с вами, и позовите её по имени.

Эта игра используется мною для закрепления названий фигур и развития восприятия через тактильные ощущения.

У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске.

Для изучения и закрепления хода фигуры я использую компьютерную игру «Динозавры учат шахматам». Предлагаю вашему вниманию фрагмент игры на изучение возможностей слона. Приглашаю одного участника (проигрывает на компьютере)

Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки игровых результатов самостоятельной деятельности ребенка.

Для изучения возможностей фигур я использую так же игры с шахматным материалом. Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в игре «Шахматный лес». Приглашаю 2 участников. Прежде чем начать играть, хочу познакомить вас с ходом ладьи.

Ладья двигается по шахматной доске вперед, назад, вправо и влево на любое количество полей. То есть по горизонталям и вертикалям. Перепрыгнуть через другие фигуры ладья не может.

Итак, условие этой игры такое:    Ладья  живет в доме в глубине шахматного леса. Это очень красивый лес, но в нем растут ядовитые мухоморы. Наступать на них ладье ни в коем случае нельзя, перепрыгнуть через мухоморы она не может. Теперь распределим роли. Кто угадает в какой руке фигура, тот и поведет ее до дома.

Обращается к первому игроку.

 Поставьте домик ладьи  и посадите  в шахматном лесу мухоморы, а стрелочкой  покажите вход в шахматный лес.

Обращается к другому игроку

 Итак, вы поможете ладье добраться до дома.  Вот вам стрелочки, чтобы вы могли выложить дорожку.                                                                                              Контроль.                                                                                                                            Спасибо, присаживайтесь.

Данная игра предназначена для закрепления хода фигур,  а так же развивает у детей внимание и наблюдательность. Играть в нее можно 2 игрокам, а можно командами.

   В шахматном королевстве каждая фигура, кроме короля имеет свою ценность, которая определяется силой фигуры и измеряется пешками. (плакат на мольберт). Итак, пешка это единица или одно очко. Конь и слон – 3 очка или 3 пешки. Стоимость ладьи – пять пешек, ферзь – 9 пешек. У короля нет стоимости – он бесценный. Для чего нам нужно знать сравнительную силу фигур? Во-первых, она определяет общую полезность фигуры. То есть ладья, обычно приносит больше пользы на доске, чем скажем слон. Во-вторых, ценность фигуры нужно осознавать при разменах.

Так, например, ферзь по силе равен ладье, слону и пешке.

Коллеги, представляю вашему вниманию  игру «Ферзь в плену» через систему  «VOTUM»

Однажды в бою с неприятелем наш король потерял очень ценную фигуру –своего советника ферзя. Его взял в плен черный король и закрыл за пятью замками. Предлагаю вам попробовать подобрать ключи к каждой из пяти дверей. А на помощь нам придут компьютерные технологии (игроки проходят регистрацию и отвечают на вопросы через  систему  «VOTUM»)

Отличная работа, его величество король благодарит вас за помощь!

Такую игру  я использую в совместной деятельности с детьми для закрепления ценности фигур и в образовательной деятельности для закрепления состава числа.

Слайд №8    Рефлексия

В завершении нашего путешествия по королевству шахмат предлагаю дополнить высказывания шахматных фигур, на слайде указаны варианты:

  • сегодня я узнал…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

     Шахматы – не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их интеллектуального  развития, формирования волевых качеств. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать развивающий и творческий потенциал, заложенный в древней игре. Пускай сегодня вы не приняли решения обучать детей игре в шахматы. Но вы с уверенностью можете сказать, что  «прикоснулись к прекрасному».

Благодарю всех за участие.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *