Методы арт терапии: Арт терапия⭐️ 10 основных видов для работы, методы, преимущества

Содержание

Арт-терапия //Психологическая газета

В последние годы арт-терапия и другие виды терапии тво рчеством привлекают все большее внимание, о чем можносудить и по том у факту, что на организуемых ИМАТОН в 1996 году малых семинарах по арт- терапии присутствовало максимальное число слушателей, которые представляли самые разные области психологической и психотерапевтической практики — центры психологической помощи детям и подросткам, общесоматические и психиатрические стационары и амбулатории, службу психотерапевти ческой поддержки работников МВД, кризисные центры и центры творческого развития. Многие участники семинаров приезжают из отдаленных от Санкт-Петербурга регионов России и ближнего зарубежья, поскольку семинары ИМАТОН по арт-терапии на сегодняшний день являются пока единственны м в России постоянно действующим методическим источником для всех жела ющих узнать, что собой представляет арт-терапия, и повысить уровень свое й компетентности в этой области.

Как оказалось, лишь часть слушателей привлекла трансперс ональная ориентация семинаров, большинство же интересовала арт-терапи я как общий эмпирический подход, представленный самыми разными направл ениями и школами психотерапии.

Это заставило нас несколько изменить акц енты при организации повторных семинаров, значительно расширив диапаз он обсуждаемых на них методических и прикладных вопросов арт-терапии, со хранив при этом в программе семинаров все, что касается трансперсональн ых техник.

Другие изменения касаются того, что в программе семинаров второго и, осо бенно, третьего уровней значительное внимание уделено синтезу теорети ческих основ и практических навыков по арт-терапии в контексте решения с пецифических проблем клиентов и при работе с их различными группами.

Данная статья имеет целью сориентировать наших потенциальных слушател ей в общих контурах арт-терапии at large (т. е. в ее широком определении), а также в ее частных формах и направлениях.

В предыдущей публикации мы дали общее определение арт-терапии как особо го эмпирического метода, связанного с выражением эмоций и иных содержан ий психики человека через изобразительную деятельность с целью измене ния его состояния и структуры мироощущения. Арт-терапия является частно й формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемы ми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптур ой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деят ельности). В отечественной литературе наиболее близким западному понят ию арт-терапии является изо-терапия. В группу различных видов терапии тв орчеством, наряду с арт-терапией, входят также музыко-терапия, драма-тера пия, терапия танцем и движениями и т. д. Некоторые авторы относят к терапии творчеством (или терапии творческим самовыражением) также и терапию тво рческим общением с искусством и наукой, терапию творческим коллекциони рованием и другие формы творческой деятельности, имеющие психотерапев тическое и психопрофилактическое значение.

Арт-терапия имеет древнее происхождение. В определенном смысле ее прото типом являются различные виды сакрального искусства, нередко использу емого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, дида ктический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействи я. Утратив атрибуты сакральности в эпоху господства ньютоно-картезианс кой научной парадигмы, так называемая терапия впечатлениями или терапи я занятостью через различные формы творческой активности пациентов бы ла довольно популярной разновидностью гуманной клинической психотера пии еще до середины прошлого века. Однако в последующем, в связи с диффере нциацией психотерапевтических подходов, она была оттеснена на задний п лан. Новый рост интереса к терапии творчеством, в частности, к арт-терапии , отмечается примерно с середины XX века, когда она стала все более широко и спользоваться в качестве разновидности терапии занятостью преимущест венно в психиатрических и общесоматических госпиталях. За исключением отдельных случаев, она рассматривалась как фактор вторичной психопроф илактики и психотерапии, позволяющий преодолевать последствия социаль ной изоляции больных. При этом арт-терапия находилась под большим влияни ем биомедицинских представлений. Специалисты, проводящие арт-терапевт ическую работу такого рода, как правило, не имели серьезной академическо й подготовки и были неспособны играть сколь-либо активную роль в лечении больных.

Их основная задача заключалась в том, чтобы предоставить больн ым возможность относительно свободно заниматься простейшими видами из образительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекатьс я от связанных с болезнью отрицательных переживаний.

Исключение составляли психодинамические подходы, предст авленные последователями Фрейда и, особенно, Юнга, которые использовали материал изобразительной деятельности своих клиентов для анализа отра женных в нем различных содержаний бессознательного. В нашей стране арт-т ерапия до последнего времени использовалась, в основном, в работе с псих ически больными и находилась под большим влиянием клинического мышлен ия. Реорганизация западной психиатрической службы в50 — 60 годы, связанная с закрытием многих психиатрических клиник и с расширением сети амбулато рных и полустационарных услуг, привела к тому, что арт-терапевты стали ра ботать в более тесном контакте с психотерапевтами, социальными работни ками, педагогами и другими специалистами, а также с религиозными конгрег ациями и населением.

Это оказало большое влияние на развитие теории и пр актики арт-терапии, обогатив ее новыми представлениями в духе экзистенц иально-гуманистического подхода, одного из наиболее влиятельных в псих ологии, психотерапии и педагогике того времени. Арт-терапия значительно расширила диапазон своих эмпирических возможностей, удачно сочетаясь с характерными для названного подхода установками на развитие человеч еского потенциала, самоактуализацию личности и интеграцию различных а спектов психической деятельности.

В последние два-три десятилетия арт-терапия, синтезировав в себе достиже ния большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, выс окодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и обобщение эм пирических данных, связанных с арт-терапией, несколько опережает развит ие ее теории, применение некоторых теоретических представлений способ ствовало выходу арт-терапии на уровень самостоятельного психотерапевт ического метода.

Среди этих теоретических представлений последнего вр емени наиболее значимыми являются, в частности, следующие:

uпсихология игровой деятельности, концепции онт огенетического развития разных видов игровой активности;

uпсихология измененных состояний сознания, трактующая арт-т ерапевтическую активность в состоянии творческого вдохновения как про грессивный адаптационный механизм, один из множества компонентов цело стной реакции организма, направленной на достижение динамического рав новесия;

uсовременные представления общей теории систем, касающиеся психической деятельности, в частности, концепция множественности отве тов психики на состояния стресса, болезни и духовного кризиса. Согласно этим представлениям, исцеляющие силы, присущие каждому живому организм у и психике, могут действовать в двух направлениях. После нарушения орга низм и психика могут вернуться в свое прежнее состояние вследствие разл ичных процессов самосохранения.

С другой стороны, организм и психику мож ет охватить процесс самотрансформации, включающий стадии кризиса и пер ехода и приводящий к совершенно иному состоянию равновесия. Творческая активность рассматривается при этом как значимый фактор развития адап тивных реакций данного типа;

uтрансперсональная методология, рассматривающая арт-терап ию как универсальный метод, способствующий интеграции биографического , перинатального и трансперсонального опыта, а также балансу так называе мых хило- и холотропического модуса психической деятельности. Классификация форм и методов арт-терапии

 

Классификационные критерии
Формы и методы
Особенности комплектования группы Открытая группа
Полузакрытая группа
Закрытая группа
Структура арт терапевтических сеансов Открытая группа
Полузакрытая группа
Закрытая группа
Тематические особенности сеансов Индифферентные темы
Индивидуально-значимые темы
Общезначимые темы
Состав группы и тип пациентов Гериатрические пациенты
Психически больные
Невротики
Заключенные
Умственно отьсталые
Психосоматически больные
Онкологические пациенты
Слепые
Дети
Здоровые лица
Форма работы Индивидуальная арт терапия
Арт терапия в парах
Групповая арт терапия
Семейная арт терапия
Патогенетическая роль Патогенетически ориентированная арт терапия
Арт терапия, как занятость
Симптоматическая арт терапия
Комбинация арт терапии с другими формами терапии творчеством и пси хотерапевтическими техниками Арт терапия в сочетании с музыкой
. …. с поэзией
….. с драма терапией
….. с телесноориентированной терапией
….. с аутогенной тренировкой и направленной медитацией
….. с техниками работы со сновидениями, мифами и сказками
….. с психоделической терапией
Материалы Графика, живопись, коллаж
Фотография (фотоколлаж), видеоматериал, компьютерная графика
Скульптура (пластилин, глина, тесто, пищевые продукты и т.д.)
Песок
Куклы (в том числе марионетки, силуэты и т.д.)

Для краткости изложения приведем в табличной форме кла ссификацию форм и методов арт-терапии. Все они так или иначе прорабатыва ются в рамках учебной программы трех уровней обучения по арт-терапии.

Арт-терапия, как никакой другой психотерапевтический прие м, связана с творчеством и реализацией креативных, игровых аспектов личн ости специалиста, использующего этот метод. Надеемся, что все, кто хочет е го освоить, смогут почувствовать это на семинарах ИМАТОН, програм ма которых включает разнообразные формы творческой активности слушате лей, выступления и презентации художников, музыкантов и танцоров, являющ иеся своеобразным стимульным материалом и катализатором работы слушат елей, чье активное участие в программе семинаров является важным фактор ом нашего собственного творческого роста. Надеемся, что все, кто прошел о бучение на се- минарах ИМАТОН по арт-терапии, смогут в ближайшее вре мя воспользоваться возможностью стать членом Российской Ассоциации Ар т-терапевтов.

А. И. Копытин, кандидат мед. наук

Арт-терапия: полезное творчество | Домашняя школа «ИнтернетУрок»

Арт-терапия – это универсальный вид творчества, при помощи которого не только можно решать различные психологические проблемы, но и развивать креативность мышления и раскрывать творческий потенциал. Арт-терапия чаще всего применяется в начальной школе, а также при работе с обучающимися с ОВЗ. Эти же методы можно использовать в семейном образовании и воспитании детей.

Юлия Пинюгина, консультант Домашней школы «ИнтернетУрок», поделилась с нами некоторыми простыми в реализации и приятными в исполнении практиками, которые будут полезны как родителям в кругу семьи, так и педагогам в рамках занятий.

 

Юлия Пинюгина

Специалист по интерактивным методам обучения
Младший консультант начальных классов Домашней школы «ИнтернетУрок»

Виды арт-терапии

Существует множество направлений арт-терапии. Хотя в педагогической среде круг часто используемых направлений значительно у́же, к традиционным видам в первую очередь относятся:

  • музыкотерапия;
  • изотерапия;
  • библиотерапия;
  • сказкотерапия;
  • драматерапия;
  • танцевальная терапия;
  • игровая терапия.

Легче всего внедрять эти методики в такие предметы школьной программы, как литература (или литературное чтение в начальных классах), изобразительное искусство, технология и музыка. Например, учитель направляет процесс создания рисунков и поделок, ориентируясь на решение или предотвращение проблем.

Программа по технологии в Домашней школе «ИнтернетУрок» знакомит учеников с различными доступными материалами, на которых дети осваивают навыки лепки, конструирования и аппликации. Эти умения пригодятся во время занятий арт-терапией, расширят горизонт возможностей ребёнка. Творческие задания, которые дают наши учителя, ориентированы также на развитие мелкой моторики, технического мышления, самостоятельности и продуктивного подхода к работе.

Некоторые приёмы и методы арт-терапии могут взять на вооружение и родители. Например, как танцы помогают справиться с тревожностью и повысить эффективность обучения, мы рассказывали в статье, написанной с нашим психологом.

Изобразительное искусство

В арт-терапии на занятиях по ИЗО используются специальные упражнения. Как мы уже упоминали, заниматься с ребятами могут не только педагоги, но и родители.

При этом не обязательно проводить индивидуальную работу, ведь в группе дети получат возможность делиться мнением со сверстниками, объединять рисунки для поиска новых образов, дополнять работы друг друга для создания коллективных объектов творчества.

Марание

Марание – создание спонтанных рисунков в абстрактной манере. Самыми выразительными будут инструменты наподобие гуашевых и акварельных красок, а на улице подойдут цветные мелки.

У марания нет критериев «хорошо» и «плохо» и ошибиться в этом упражнении попросту невозможно. Так что детям, которые испытывают дискомфорт при оценке их трудов и способностей, будет спокойно: в упражнении нет требований к результатам, а значит и негативных оценок.

В то же время всегда можно найти, что похвалить в их работе: цветовую гамму, разнообразие форм. Возможность реализации деструктивных потребностей во время таких занятий поможет спустить пар и уберечь от нанесения ребёнком «искусства» на стены и важные документы. 🙂

Монотипия

Монотипия – техника естественного отпечатка. Рисунок ещё не высохшим художественным материалом – гуашевой или масляной краской – можно отпечатать на другую половину листа без дополнительного инвентаря или с помощью пластиковых досок, оргстекла.

Детей особенно впечатляет симметрия полученных рисунков природной тематики, например бабочек и стрекоз. Особую прелесть имеют эксперименты с использованием красок разных цветов.

Рисование историй

На первый взгляд, это упражнение требует недюжих художественных навыков. Какой взрослый, не искушенный в изобразительном искусстве, без сомнений взялся бы за изображение целой цепочки событий? Тем не менее дети с охотой увлекаются заданием нарисовать иллюстрацию к любимой услышанной или придуманной истории.

Главное – продолжить получившуюся картину рисунком «а что было дальше», который позволит решить любую проблему героев стараниями юного художника.

Каракули

Эта техника развивает абстрактное мышление, учит видеть образы в нагромождении линий и пятен, развивает фантазию и креативность. Можно рисовать обеими руками, пренебречь кистью, нанести свой рисунок на бумагу с закрытыми глазами.

Основная задача – увидеть в законченном рисунке что-то знакомое или новое, распознать различные образы, даже если для этого придётся посмотреть на картину вверх ногами. Важно сделать акцент не только на процессе творчества, но и на осмыслении результатов работы.

Кляксография

Кляксография может стать следующим шагом «каракулей» или отдельным упражнением. Как следует из названия, основой для рисунка становится интересная клякса, которую затем следует дорисовать, чтобы довести абстрактное изображение до наглядного и очевидного окружающим.

Чтобы получить интересную кляксу, можно предложить ребёнку раздуть акварельную каплю через трубочку, создать больше брызг и пятен. После – дополнить её другими художественными материалами. Тогда каждый, кто взглянет на рисунок, увидит цветы, сказочных животных или кудрявую шевелюру человечка.

Музыка

Музыкотерапия является практически универсальным направлением арт-терапии, так как может применяться практически на любом уроке. Один ритм музыки может настроить ребёнка на усердную работу, помочь сконцентрироваться на важном задании, другой – успокоиться после только что закончившейся перемены, третий – настраивает на нужный лад и придаёт подходящее для темы урока настроение.

Под музыку можно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина и глины. Разная музыка влияет на настроение и на результаты творчества по-своему, помогая создавать непохожие друг на друга произведения.

Недавно, проводя урок технологии, где ребятам нужно было создать аппликацию из осенних листьев, я включила звуки осеннего леса. Вскоре в классе возникла особая атмосфера: на лицах многих детей появилась лёгкая улыбка и задумчивость. Казалось, что они перенеслись на осеннюю полянку. В конце занятия, рассматривая работы детей, я поняла, что музыка помогла им настроиться на нужный лад. Мысленно побывав в лесу, ребята создали интересные и необычные работы. Дополнительным эффектом стало и то, что в классе было тише, чем обычно. Ученики невольно прислушивались к музыке, им не хотелось разрушать эту атмосферу.

Примечательно, что на занятиях академическим рисунком во многих художественных школах ученикам не разрешают пользоваться наушниками и стараются блюсти тишину. Это нужно, чтобы посторонний эмоциональный фон не мешал переносить реальность на холст и бумагу в точных подробностях.

Напротив, у арт-терапии иная цель – преображая реальность или создавая новые образы, дети проецируют свой внутренний мир, свои мысли и переживания, на объекты творчества. Раскрываются эмоционально, выражают радость, избавляются от тревог.

О пользе такой практики в жизни подростков можно узнать больше из нашей статьи о музыкальной адаптации.

Первоклассники

Арт-терапия успешно используется и в процессе адаптации первоклассников. При этом самыми популярными направлениями являются сказкотерапия и изотерапия.

Например, в самом начале учёбы целесообразно читать коррекционные сказки М. А. Панфиловой из книги «Лесная школа». С помощью этих сказок дети знакомятся со школьными традициями, правилами поведения в школе, видами игр на переменах; узнают о качествах, которые могут помешать стать успешным учеником. После чтения сказок можно предложить ребятам помечтать и нарисовать школу, в которой они хотели бы учиться.

Познакомив первоклассников со сказкой «Смешные страхи», хорошо будет предложить им нарисовать то, чего они боялись или до сих пор боятся, и превратить эти страхи во что-то маленькое и милое, чего не следует бояться с помощью техники «Рисование историй».

***

Арт-терапия может успешно применяться не только психологами и психотерапевтами, но и педагогами, а также родителями. Профилактика дезадаптации и поощрение творческой деятельности помогают в установлении контакта с ребёнком, развитии у него полезных навыков и качеств, которые только начинают формироваться у дошкольников и младшеклассников.

8 видов арт-терапии, которые помогут вашим клиентам (включает БЕСПЛАТНУЮ ЗАГРУЗКУ)

ЭТОТ ПУБЛИКАТ ВКЛЮЧАЕТ:

1. Типы арт-терапии: живопись, рисование, письмо, скульптура, коллаж, фотография, текстиль, цифровое искусство
2. Какой тип Следует ли мне использовать арт-терапию с моим клиентом?
3. Предлагаемый список расходных материалов для каждого типа арт-терапии
4. БЕСПЛАТНО загружаемый список расходных материалов для арт-терапии

Введение

Существует множество различных видов арт-терапии, однако в этой статье мы сосредоточим внимание на некоторых из наиболее популярных методы, которые арт-терапевты регулярно используют на сеансах терапии. Этот пост в блоге также фокусируется на визуальной арт-терапии и исключает другие экспрессивные арт-терапии, такие как танец, драма и музыка.

В этой статье мы подробно даем общее определение 8 видов арт-терапии и обсуждаем, как выбрать тип арт-терапии для вашего клиента. В конце поста вы найдете БЕСПЛАТНУЮ загрузку со списком предлагаемых материалов для рисования, которые могут оказаться полезными для каждого модальности арт-терапии.

ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ

Живопись

Живопись может включать в себя свободный подход к созданию изображений с чистого холста или может включать использование инструментов, помогающих создавать изображения и манипулировать ими. Живопись в арт-терапии включает в себя акриловые краски, акварель, аэрозольную живопись и многое другое.

Материалы для рисования и техники обычно знакомы большинству клиентов, однако может возникнуть мнение, что для участия в рисовании требуется талант. Принадлежности для рисования более подвижны и менее контролируемы, чем принадлежности для рисования. Это следует учитывать, если у вашего клиента проблемы с контролем и перфекционизмом.

 

Рисование

Техники рисования в арт-терапии предполагают, что клиент использует предмет для простой маркировки. Расходные материалы включают карандаши, ручки, пастель, уголь, мелки и обычно включают работу на бумажных подложках.

Большинство клиентов знакомы с принадлежностями для рисования, а это означает, что клиент может успешно пользоваться принадлежностями с минимальными инструкциями и разочарованиями. Иногда люди могут рассматривать рисование как особый навык и иметь предвзятое представление о том, что включает в себя рисование. Это может стать препятствием для использования клиентом техники рисования для терапии. Как и во всех методах арт-терапии, терапевт напомнит клиенту, что цель арт-терапии не в том, чтобы создать произведение искусства, а в том, чтобы исследовать эмоциональные аспекты посредством искусства.

 

Скульптура

Преимущество скульптуры в том, что она дает клиенту объемное представление. Это может показать клиенту, что ситуации многомерны и к ним можно подходить с разных точек зрения.

Скульптура представляет собой тактильную форму искусства и может дать клиенту возможность формировать и конструировать свое окружение. Скульптура может принимать форму из глины, папье-глины или папье-маше. Дополнительные инструменты будут включать инструменты для резьбы и любые декоративные элементы, которые клиент может добавить после того, как форма будет построена.

Коллаж

Коллаж — это более пассивный подход к творчеству по сравнению с рисованием или живописью, поскольку он основан на манипулировании уже созданными и разработанными элементами, такими как изображения журналов и названия слов. Это более простая задача для клиентов, которым трудно начинать выполнение задач и принимать решения.

Систематизация изображений считается менее опасным способом выражения мыслей и чувств, поскольку при этом меньше внимания уделяется изобретательству (чертежу) и больше — построению. Художественные принадлежности включают бумагу с рисунком, журналы, марки, бумажные подложки, брайеры и клей. Можно использовать ручки, карандаши и краски, чтобы помочь клиенту добавить другие важные выражения для завершения картины.

Письмо

Письмо не всегда рассматривается как средство визуального творчества, однако оно может использоваться в художественных журналах, раскадровках и комиксах. Написание в арт-терапии может включать в себя запись клиента в журнале, а затем создание искусства поверх журнала, как способ отпустить содержание в письме. Письменные принадлежности включают ручку и бумагу, однако можно использовать и обычные художественные принадлежности в зависимости от того, как клиент включает письмо в свой проект.

Использование письма и определенных ключевых слов в арт-терапии может помочь клиенту укрепить свои общие мысли и чувства по конкретной проблеме.

Фотография

Фотография, используемая в арт-терапии, позволяет клиенту включить воспоминания, прошлые изображения и цифровые манипуляции с этими изображениями. Клиенты могут использовать фотографии из своей жизни, чтобы стимулировать воспоминания, а затем использовать те же фотографии с помощью цифровых технологий, чтобы создать более позитивную основу.

Клиенты могут создавать серию фотографий, используя технологию мобильного телефона, аналогичную концепции раскадровки. Поставки включают старые фотографии, цифровую камеру или смартфон. Эти изображения могут быть преобразованы с помощью других методов арт-терапии либо в цифровом виде, либо после того, как они будут напечатаны.

Текстиль

Использование текстиля в арт-терапии обычно включает использование мягких игрушек и марионеток. Этот вид арт-терапии полезен для детей и взрослых клиентов, которые испытывают физические трудности при использовании художественных принадлежностей, требующих мелкой моторики.

Текстиль добавляет чувственный уровень мягкости и текстуры, что может помочь обеспечить уровень комфорта и безопасности для клиента, что может помочь укрепить доверие между клиентом и терапевтом.

Цифровой

Использование арт-терапии с использованием цифровых ресурсов — растущая тенденция, которая все еще развивается. Цифровые методы могут включать в себя манипулирование фотографиями или создание более сложных художественных проектов с использованием графического программного обеспечения или программного обеспечения для редактирования видео.

Поскольку фотография представляет собой цифровой носитель, доступный в Интернете и доступный для совместного использования, важно обсудить с клиентом границы того, как будут храниться любые созданные изображения. Цифровой аспект арт-терапии, скорее всего, станет более важным для будущих поколений, живущих в эпоху цифровой зависимости.

КАКОЙ ВИД АРТ-ТЕРАПИИ Я ДОЛЖЕН ИСПОЛЬЗОВАТЬ С МОИМ КЛИЕНТОМ?

Клиенты могут тяготеть к определенному типу арт-терапии, основываясь на предыдущем опыте и воздействии. Для большинства людей техники рисования и рисования являются наиболее знакомыми, однако это знакомство может помешать клиенту выбрать тип арт-терапии, которому он не подвергался раньше, и может оказаться более полезным.

Арт-терапевт должен знать о различных свойствах различных типов художественных средств и знать о потенциале некоторых средств отрицательно влиять на клиентов. Для клиента, у которого диагностировано обсессивно-компульсивное расстройство, использование беспорядочных и менее контролируемых средств массовой информации может поначалу вызывать конфронтацию и разочарование.

Арт-терапевты должны оценить интерес своего клиента к определенному типу арт-терапии, а затем изучить альтернативные варианты по мере того, как между клиентом и терапевтом устанавливается уровень доверия. Тип арт-терапии, выбранный для клиента, должен быть ориентирован на благополучие клиента и результаты, которые приносят пользу клиенту от участия в процессе арт-терапии.

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ КАЖДОГО ТИПА ТЕРАПИИ

Ниже приведен БЕСПЛАТНЫЙ контрольный список художественных принадлежностей для загрузки. Этот контрольный список поможет вам составить исчерпывающий перечень материалов для арт-терапии.

Отметьте предметы, которые в данный момент есть в вашем инвентаре.

Проверьте в долларовых магазинах дешевые расходные материалы, особенно журналы и холсты. Используйте предметы природы, такие как песок, ракушки, сосновые шишки, перья, и не забывайте уважать природу при сборе любых потенциальных припасов. Утилизируйте свой мусор и используйте картонные коробки, крышки от бутылок, пузырчатую пленку, рулоны туалетной бумаги, резиновые ленты, использованные конверты, старые журналы, коробки для яиц и т. д. Зарегистрируйтесь на https://www.freecycle.org/, чтобы искать подарки.

СОЗДАЙТЕ СВОИ АРТ-ТЕРАПИИ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Прикрепите это изображение к своей доске Pinterest.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗНАНИЯМИ И ПЕРЕДАЙТЕ ИХ:
Если вам понравился этот пост, поделитесь им на Facebook, Twitter, Pinterest. Благодарю вас!

Подходы к исследованиям в арт-терапии с использованием технологий визуализации

« Нет непреодолимого одиночества. Все пути ведут к одной цели: донести до других то, что мы есть »

Пабло Неруда

Художественное самовыражение является неотъемлемой частью человеческого существования, и существует множество теорий о его роли и назначении в нашей жизни. В профессии арт-терапевта создание произведений искусства является неотъемлемой частью лечения и происходит в контексте поддерживающих/терапевтических отношений с обученным арт-терапевтом. Арт-терапевты используют ряд художественных средств и стратегий вмешательства, чтобы вовлечь клиента в творческое самовыражение с целью уменьшения симптомов. Хотя эта профессия подготовила значительные исследования, документально подтверждающие ее клиническую ценность, выявление механизмов изменений с помощью арт-терапии было проблемой из-за многочисленных психических процессов, вовлеченных в психотерапевтическую помощь, которые еще больше усложняются дополнительными компонентами художественного выражения. Современные технологии нейровизуализации предлагают доступный метод измерения динамики мозга в реальных условиях. Эта технология может помочь выяснить, как создание произведений искусства в рамках терапевтических отношений задействует мозг, и предоставить научные данные для измерения механизмов изменений и результатов клинических вмешательств арт-терапии.

Обзор арт-терапии

Художественное выражение сопровождало эволюцию человека, и было предложено несколько теорий о его роли и назначении в нашей жизни (Dutton, 2009; Winner, 2018). К ним относятся его идентифицированные роли в пробуждении эмоций и воображения, стимулировании познания и обеспечении коммуникации. В области арт-терапии создание произведений искусства происходит в контексте фасилитативных/терапевтических отношений с обученным арт-терапевтом и считается репаративным и адаптивным, поскольку оно затрагивает творческие и творческие аспекты функционирования человеческого мозга. Американская ассоциация арт-терапии (2019 г. )) определяет арт-терапию как интегративную профессию в области психического здоровья и социальных услуг, которая обогащает жизнь людей, семей и сообществ посредством активного творчества, творческого процесса/теории, прикладной психологической теории и человеческого развития в рамках психотерапевтических отношений. Арт-терапия зародилась в двадцатом веке одновременно во многих частях Европы и Америки в ответ на потребности пациентов, которые не получали эффективного обслуживания с помощью традиционных подходов к психическому и физическому здоровью. За последние несколько десятилетий арт-терапевты продолжили работу с целым рядом групп населения, в том числе с теми, кто столкнулся с проблемами развития и последствиями неблагоприятных событий (Tripp, цитируется по King, 2016), отчасти из-за ценности творческой, символической коммуникации. в реконсолидации травматических воспоминаний и эмоциональной регуляции. Хотя арт-терапия становится все более известной и зарекомендовала себя как профессия клинического обслуживания, необходимы исследования в этой области, чтобы лучше понять механизмы изменений и то, как оценки и вмешательства арт-терапии влияют на результаты пациентов / клиентов.

Нейровизуализация Исследования в области арт-терапии

Арт-терапия — это профессия, основанная на предположениях о нейропластичности и сенсомоторной активности, и поэтому она хорошо согласуется с протоколами исследований в области неврологии. Однако количественная оценка субъективных аспектов творческого процесса человека представляет собой проблему, и это одна из причин, по которой было трудно протестировать арт-терапевтические вмешательства с точностью и обобщаемостью, необходимыми для получения доказательств эффективности вмешательства. Креативность с нейробиологической точки зрения считается сложной конструкцией сама по себе (Dietrich, 2019).). Арт-терапия в значительной степени опирается на творческое, символическое самовыражение как метод вовлечения и объективации менее осознанного познания, эмоций и воспоминаний, и таким образом облегчает человеку «увидеть» и, в конечном итоге, выразить словами психические процессы, которые ему неведомы. в противном случае легко достижимо. Другими словами, арт-терапия может быть способом рассказать без слов (Cohen and Cox, 1995). Понимание и определение мозговых процессов, участвующих в этом типе коммуникации, поможет с большей уверенностью объяснить, почему и как работает арт-терапия.

В попытке концептуализировать теоретические основы нейронауки и арт-терапии и обеспечить основу для систематической интеграции двух областей, Кинг (2016) разработал три исходных принципа, в рамках которых можно рассматривать арт-терапию как нейротерапевтическую. Хотя на данный момент теоретические, эти принципы предлагают механизмы изменения посредством арт-терапии, основанные на наблюдениях за клиническими сеансами: (1) процесс создания искусства и само произведение искусства являются неотъемлемыми компонентами лечения, которые помогают понять и выявить вербальные и невербальные общение в рамках настроенных терапевтических отношений; (2) творческое самовыражение исцеляет и продлевает жизнь; а также; (3) Используемые материалы и методы влияют на самовыражение, способствуют эмоциональной саморегуляции и применяются особым образом. Эти принципы помогают выделять и систематизировать многочисленные компоненты арт-терапии и обеспечивают основу для систематического исследования процессов и результатов. Ключевым соображением при оценке функции мозга в контексте арт-терапии является способность отслеживать функционирование человека естественным образом, поскольку в создании искусства задействовано действие, а движение является неотъемлемой частью процесса. Хотя механизмы в нашем мозгу часто не очень хорошо сопоставляются с тем, что мы переживаем (King, 2018), внедрение мобильной визуализации мозга/тела (MoBI) (Makeig et al., 2009) к ряду современных инструментов обработки изображений расширил эти возможности.

Создание произведений искусства и межличностное взаимодействие на сеансах арт-терапии идеально подходят для изучения с использованием технологий MoBI, поскольку они согласуются с измерениями в реальных условиях. Например, электроэнцефалография (ЭЭГ) и функциональная спектроскопия в ближней инфракрасной области (fNIRS) являются неинвазивными инструментами, которые отслеживают активность мозга участников, позволяя при этом свободно двигаться и межличностные взаимодействия в остальной части тела. ЭЭГ измеряет активность мозговых волн, в то время как fNIRS представляет собой метод нейровизуализации, основанный на гемодинамической активности, который измеряет относительные изменения концентрации оксигенированного и деоксигенированного гемоглобина, вторичные по отношению к активности нейронов (Scholkmann et al., 2014). Эти установки MoBI позволяют человеку активно участвовать в процессе создания произведений искусства и работать с различными художественными материалами, не ограничиваясь технологическим оборудованием. Согласование научных измерений с естественной терапевтической обстановкой должно позволить получать результаты, соответствующие клиническому контексту.

Использование ЭЭГ для понимания мозговых процессов, связанных с художественным самовыражением, находится на начальных этапах предварительных исследований. Кинг и др. (2017) обнаружили, что художественное творчество привело к общему увеличению мощности, измеренной с помощью ЭЭГ, по сравнению с механической задачей, подчеркнув тот факт, что существуют различия в активации мозга при творческой деятельности по сравнению с чисто сенсомоторной деятельностью. Это исследование предоставило первоначальную поддержку использованию MoBI для оценки взаимодействия движения, познания и динамики мозга. Исследователи арт-терапии использовали ЭЭГ и fNIRS в качестве инструментов визуализации в нескольких пилотных исследованиях. Используя количественную электроэнцефалографию (кЭЭГ), Belkofer et al. (2014) исследовали различия в паттернах активности мозга у художников и нехудожников в процессе рисования. Результаты показали, что у художников было больше активности в левом полушарии мозга, тогда как больше активности отражалось в лобной доле у ​​не-художников. Этот результат мог быть основан на том факте, что рисование было для них новой задачей и что стимуляция этой области мозга является признаком обучения. Наблюдалось повышенное присутствие альфа-волн как у художников, так и у нехудожников, что указывает на потенциал для расслабления благодаря творческим возможностям, создаваемым задачами рисования. Точно так же при сравнении кЭЭГ работы с глиной и рисования была отмечена активация в областях процессов памяти, медитативных состояний и пространственно-временной обработки (Kruk et al. , 2014). Каймал и др. (2017a) изучили результаты трех различных заданий по рисованию на восприятие вознаграждения, измеренное с помощью fNIRS. В основе этого исследования лежало предположение, что кровоток в медиальной префронтальной коре указывает на активацию одного из путей вознаграждения в головном мозге. Участникам было предложено три задания по рисованию (раскрашивание, рисование и свободное рисование) продолжительностью 3 минуты, каждое с перерывами на отдых по 2 минуты каждое. Результаты показали, что все задания по рисованию активировали этот путь вознаграждения мозга по сравнению с условиями отдыха без активности, при этом состояние рисования приводило к максимальной активации.

Эти исследования подчеркивают предварительную работу по выявлению механизмов изменений в художественном искусстве, которые требуют дальнейшего изучения: художественное творчество в рамках терапевтических отношений вызывает творчество, вызывает положительные эмоциональные состояния расслабления и находится под влиянием конкретных различий в художественных средствах, художественной задаче и восприятии. навыки и умения. Это области для дальнейшего изучения, которые можно организовать в соответствии с вышеупомянутыми принципами арт-терапии (King, 2016). Это помогло бы прояснить методы систематической интеграции теории, практики и исследований арт-терапии и нейронауки.

Возможные подходы к исследованиям в области арт-терапии с использованием Mobi

Задача арт-терапии и исследований нейровизуализации заключается в том, чтобы связать соответствующие функции мозга с соответствующими психологическими и поведенческими конструкциями. Влияние психотерапевтических отношений трудно доказать, практикует ли человек традиционную (вербальную) психотерапию или дополнительные методы лечения, такие как искусство и экспрессивная терапия (King, 2016). Природа и качество терапевтического взаимодействия трудно поддаются изучению при любом психотерапевтическом подходе и усугубляются двусмысленностью и субъективностью, сопровождающими художественные процессы и продукты. Несмотря на эти проблемы, по нашему мнению, есть некоторые компоненты арт-терапевтической практики, которые можно систематически изучать с помощью методов нейровизуализации, включая отслеживание опыта пациента/клиента, реакцию на просмотр произведений искусства, опыт процесса создания искусства и взаимодействие с арт-терапевт. Например, исследователи могут изучить, приводят ли мысленные образы, переживаемые и в конечном счете экстернализированные в ходе творческого процесса при лечении арт-терапией, к функциональным изменениям в мозге. Эти изменения можно наблюдать по частоте, времени и связности с помощью ЭЭГ. Функциональную связность корковых сетей мозга можно определить и измерить с помощью ЭЭГ и современной нейровизуализации. Изучая сдвиг в активности коры головного мозга во время арт-терапевтического вмешательства, можно измерить изменение активности альфа-волн, которое предоставляет данные о более глубоких мозговых сетях, ответственных за воспроизведение памяти. Использование такой оценки, как контрольный список ПТСР до и после лечения арт-терапией, а затем сравнение результатов этой оценки с изменением активности альфа-волн поможет выявить корреляции между функцией мозга и творческим самовыражением и позволит нам сузить выявленные сети, связанные с травматическое воспоминание. Другой подход может включать отслеживание роли зрительного восприятия и активации сети режима по умолчанию (DMN), поскольку все чаще признается, что она имеет отношение к саморефлексии (Immordino-Yang et al. , 2012), воображаемому познанию и эстетическим переживаниям. (Белфи и др., 2019 г.). ЭЭГ художников и нехудожников, занимающихся искусством, могут позволить отслеживать активацию альфа-волн, связанных с активацией DMN, расслаблением, медитацией и мечтами. Стивенс и Забелина недавно (2019) определили альфа-, тета- и гамма-волновые паттерны как маркеры креативности. Изучение творчества и его взаимодействия с художественными медиа в конкретной популяции — это механизм изменений, который можно исследовать с помощью ЭЭГ. Одним из повторяющихся результатов занятий искусством является пробуждение положительных эмоций (Колли и др., 2006; Каймал и Рэй, 2017; Каймал и др., 2017b). Потенциальные области исследования с использованием fNIRS могут включать изучение положительных эмоций и восприятия вознаграждения через дофаминергические пути в медиальной префронтальной коре и теменной коре (Lambert, 2010; Hass-Cohen and Findlay, 2015). fNIRS также фиксирует общую активацию префронтальной коры, которую можно использовать в качестве меры исполнительной функции и саморегуляции при расстройствах зависимости (Bunce et al. , 2013), суицидальных наклонностях (Sargent et al., 2018), депрессии (Ma et al. , 2017) и переедание (Nasser et al., 2016). Роль, которую облегченное использование арт-медиа на сеансах арт-терапии играет в исполнительном контроле и регуляции эмоций, можно дополнительно изучить, отслеживая активацию префронтальной коры с помощью fNIRS.

Технологии MoBI также могут стимулировать тестирование аспектов терапевтических отношений. Например, Диккер и др. (2017) описали глубокое понимание мозговых процессов в социальном контексте и обнаружили, что синхронность между мозгом является возможным нейронным маркером динамической социальной активности, которая, вероятно, управляется общими механизмами внимания (King, 2019). Реляционный компонент, синхронность между терапевтом и пациентом/клиентом, а также функциональные и структурные изменения, которые происходят в мозгу пациента/клиента, до сих пор плохо изучены, и ЭЭГ и fNIRS дают возможность исследовать и изучать то, что происходит между людьми как они связаны друг с другом в интерактивной среде. Большинство исследований на сегодняшний день были сосредоточены на относительно здоровых группах населения, но эти инструменты особенно актуальны в исследованиях, связанных с лечением психологических травм. В настоящее время общеизвестно, что центральная нервная система и нейробиологические механизмы реакции на стресс и воспоминаний нарушаются в результате травматического опыта и что творческий процесс дает возможность переработать и восстановить фрагментированные воспоминания в рамках настроенных терапевтических отношений (Walker et al. , 2016, 2018; Кинг, 2019). Можно считать, что изучение новых сенсомоторных ассоциаций при восприятии одних и тех же сенсорных входных данных и связывание их с другими выходными данными может помочь перезаписать травматические воспоминания, которые можно измерить и протестировать с помощью этой инновационной технологии (King, 2018). Возникновение затухания альфа-волн у людей с посттравматическим стрессовым расстройством можно исследовать с помощью синхронизации мозга в групповой работе, включая настройку, исследование системы зеркальных нейронов в реляционном терапевтическом обмене и потенциальные связи с эмпатией. Использование этих модальностей может расширить базу знаний, связанную с наблюдением, что движение напрямую влияет на эмоциональную регуляцию (Shafir, 2016). Таким образом, могут появиться возможности для исследования сложных аспектов психотерапевтической оценки и вмешательства, включая движения глаз и головы, происходящие во время творческого процесса. В некоторых случаях технология виртуальной реальности предлагает возможности для воплощения художественного самовыражения, которые могут отличаться от результатов и процессов, наблюдаемых в традиционных художественных средствах массовой информации (Kaimal et al., 2019).).

Наконец, хотя и немобильные, позитронно-эмиссионная томография и функциональная магнитно-резонансная томография могут исследовать как структурные, так и функциональные результаты арт-терапии. Например, Уокер и др. (2018) обнаружили корреляцию между визуальными темами социальной связи и улучшенным функционированием таламуса у пациентов с диагнозом посттравматический стресс. Изменения в объеме миндалевидного тела и гиппокампа могут быть другими структурными изменениями, которые необходимо отслеживать в сочетании с функциональными сдвигами мозговых волн, наблюдаемыми во время создания произведений искусства, оцениваемыми с помощью MoBI. Будущие междисциплинарные исследования могли бы изучить связи между ключевыми поведенческими и психосоциальными изменениями (как видно из клинической практики арт-терапевтов), включая творческие способности, улучшение настроения и регуляцию эмоций с соответствующими изменениями в функционировании мозга (выявленными экспертами и визуализаторами).

Выводы

Сеансы арт-терапии предлагают сложное и многогранное взаимодействие между пациентом/клиентом и терапевтом. Сессии включают в себя создание произведений искусства и зависят от процесса и художественных работ, способствующих адаптивным изменениям. Технология MoBI может предложить новое понимание механизмов изменений с помощью арт-терапии, включая изучение результатов оценки и лечения в естественных условиях. По мере дальнейшего развития этих инструментов мы сможем лучше фиксировать многочисленные измерения жизненного опыта пациента/клиента и терапевта, включая одновременные физиологические и психологические сдвиги. В этой статье делается попытка пригласить междисциплинарное сотрудничество, включающее специалистов по визуализации, инженеров, неврологов, нейробиологов, психологов и клиницистов арт-терапии, для решения вопроса о том, как взаимодействие арт-терапии приводит к трансформационным изменениям в адаптивном функционировании человека.

Авторские вклады

JK и GK написали это представление совместно. JK сосредоточился на разделах ЭЭГ, а GK — на разделах fNIRS, исходя из интересов и предыдущего опыта работы с этими технологиями. Оставшееся повествование было коллективным усилием.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Ссылки

Американская ассоциация арт-терапии (2019). [Веб-сайт организации]. Получено с: https://arttherapy.org/ (по состоянию на 10 января 2019 г.).

Белфи, А. М., Вессел, Э. А., Брильманн, А., Исик, А. И., Чаттерджи, А., Ледер, Х., и др. (2019). Динамика эстетического опыта отражается в сети режима по умолчанию. НейроИзображение 188, 584–597. doi: 10.1016/j.neuroimage.2018.12.017

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

Белкофер, К.М., Ван Хекке, А.В., и Конопка, Л.М. (2014). Влияние рисования на альфа-активность: количественное исследование ЭЭГ с последствиями для арт-терапии. Арт-терапия 31, 61–68. doi: 10.1080/07421656.2014.903821

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Банс С. К., Харрис Дж., Иззетоглу К., Аяз Х., Иззетоглу М., Пуррезаи К. и др. (2013). «Функциональная спектроскопия в ближней инфракрасной области при лечении зависимости: предварительные данные в качестве биомаркера ответа на лечение», в Международная конференция по расширенному познанию (Берлин, Гейдельберг: Springer), 250–258.

Google Scholar

Коэн Б. и Кокс К. (1995). Рассказ без слов: искусство как окно в мир множественной личности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton and Co.

Google Scholar

Колли К., Шпигель Д., Мальчиоди К. и Бакос А. (2006). Арт-терапия посттравматического стрессового расстройства, связанного с боевыми действиями: рекомендации для исследований и практики. Арт-терапия 23, 157–164. doi: 10.1080/07421656.2006.10129335

CrossRef Full Text | Google Scholar

Дитрих, А. (2019). Где в мозгу творчество: краткий отчет о погоне за дикими гусями. Курс. мнение Поведение науч. 27, 36–39. doi: 10.1016/j.cobeha.2018.09.001

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Диккер С., Ван Л., Давидеско И., Кагген Л., Острик М., МакКлинток Дж. и др. (2017). Синхронизация мозга к мозгу отслеживает реальное динамическое групповое взаимодействие в классе. Курс. биол. 27, 1375–1380. doi: 10.1016/j.cub.2017.04.002

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Даттон, Д. (2009). Художественный инстинкт: красота, удовольствие и эволюция человека . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Bloomsbury Press.

Google Scholar

Хасс-Коэн, Н., и Финдли, Дж. К. (2015). Арт-терапия и неврология отношений, творчества и устойчивости: навыки и практика . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: В.В. Нортон и компания.

Google Scholar

Иммордино-Янг, М. Х., Христодулу, Дж. А., и Сингх, В. (2012). Отдых — это не праздность: последствия режима работы мозга по умолчанию для человеческого развития и образования. Перспектива. Психол. науч. 7, 352–364. doi: 10.1177/1745691612447308

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Каймал Г., Аяз Х., Херрес Дж. М., Маквана Б., Дитрих-Хартвелл Р. М., Кайзер Д. Х. и др. (2017а). Функциональная ближняя инфракрасная спектроскопия для оценки восприятия вознаграждения на основе визуального самовыражения: раскрашивание, рисование и свободное рисование. Психотерапия искусств. 55, 85–92. doi: 10. 1016/j.aip.2017.05.004

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Каймал Г., Кэрролл-Хаскинс К., Берберян М., Догерти А., Карлтон Н. Р. и Рамакришнан А. (2019). Виртуальная реальность в арт-терапии . Филадельфия, Пенсильвания: Журнал Американской ассоциации арт-терапии.

Google Scholar

Каймал Г., Менсингер Дж. Л., Драсс Дж. М. и Дитрих-Хартвелл Р. М. (2017b). Открытая студия под руководством арт-терапевта по сравнению с раскрашиванием: различия в результатах аффекта, стресса, творческой свободы и самоэффективности. Кан. доц. арт-терапии Дж. 30, 56–68. doi: 10.1080/08322473.2017.1375827

CrossRef Full Text | Google Scholar

Каймал Г. и Рэй К. (2017). Свободное творчество в открытой студии арт-терапии: изменения аффекта и самоэффективности. Arts Health , 9, 154–166. doi: 10.1080/17533015.2016.1217248

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Кинг, Дж. Л. (ред.). (2016). Арт-терапия, травма и неврология: теоретические и практические перспективы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.

Google Scholar

Кинг, Дж. Л. (2018). Отчет о великих беседах 21-го века в области нейробиологии, искусства и связанных с ними методов лечения. Перед. Психол. 9:1428. doi: 10.3389/fpsyg.2018.01428

Полный текст CrossRef | Google Scholar

King, JL (2019). «Нейробиологические механизмы, лежащие в основе совместного руководства», под редакцией Уайза и Нэша, Совместное руководство в условиях группы травм: искусство настройки (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Routledge).

Google Scholar

Кинг Дж. Л., Кнапп К. Э., Шейх А., Ли Ф., Сабау Д., Паскуцци Р. М. и др. (2017). Корковая активность изменяется после художественного творчества и механических движений по данным ЭЭГ: предварительное исследование. Биомед. J. Sci. Техн. Рез. 1, 1–21. doi: 10.26717/BJSTR.2017.01.000366

CrossRef Full Text | Google Scholar

Крук К. А., Аравич П. Ф., Дивер С. П. и деБеус Р. (2014). Сравнение активности мозга во время рисования и лепки из глины: предварительное исследование qEEG. Арт-терапия 31, 52–60. doi: 10.1080/07421656.2014.903826

CrossRef Full Text | Google Scholar

Ламберт, К. (2010). Избавление от депрессии: практический подход нейробиолога к активизации целительной силы вашего мозга . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.

Google Scholar

Ma, X.Y., Wang, YJ, Xu, B., Feng, K., Sun, G.X., Zhang, X.Q., et al. (2017). Ближняя инфракрасная спектроскопия выявляет аномальную гемодинамику в левой дорсолатеральной префронтальной коре у пациентов с менопаузальной депрессией. Маркеры заболеваний 2017:1695930. doi: 10.1155/2017/1695930

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Макейг С., Граманн К., Юнг Т. П., Сейновски Т. Дж. и Пойзнер Х. (2009). Связь мозга, разума и поведения. Междунар. Дж. Психофизиол. 73, 95–100. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2008.11.008

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Нассер Дж. А. , Аяз Х., Голен Р. П., Маквана Б., Албаджри Э., Прайс М. Б. и др. (2016). Изменения нервной активности префронтальной коры при приеме пищи у человека . Теддингтон, Лондон: документ, представленный на собрании Британской группы по вопросам питания и питья, 7-8 апреля 2016 г. 2018). Neural «Корреляты подростковой депрессии и суицида: исследование fNIRS», Frontiers in Human Neuroscience Conference Резюме: 2-я Международная нейроэргономическая конференция Proceedings (Филадельфия, Пенсильвания). дои: 10.3389/conf.fnhum.2018.227.00078

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Шолкманн Ф., Клейзер С., Мец А. Дж., Циммерманн Р., Павия Дж., Вольф У. и др. (2014). Обзор функциональной непрерывной волновой спектроскопии в ближней инфракрасной области, приборов и методологии визуализации. Нейроизображение 85, 6–27. doi: 10.1016/j.neuroimage.2013.05.004

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Шафир, Т. (2016). Использование движения для регулирования эмоций: нейрофизиологические данные и их применение в психотерапии. Перед. Психол. 7:1451. doi: 10.3389/fpsyg.2016.01451

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Stevens, CE Jr, and Zabelina, D.L. (2019). Творчество приходит волнами: исследование творческого мозга с помощью ЭЭГ. Курс. мнение Поведение науч. 27, 154–162. doi: 10.1016/j.cobeha.2019.02.003

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Уокер М., Каймал Г., Коффман Р. и ДеГраба Т. Дж. (2016). Арт-терапия посттравматического стрессового расстройства и ЧМТ: терапевтическое путешествие старшего военнослужащего. Психотерапия искусств 49, 10–16. doi: 10.1016/j.aip.2016.05.015

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Уокер, М.С., Стэмпер, А.М., Натан, Д.Е., и Риди, Г. (2018). Арт-терапия и основные паттерны фМРТ головного мозга при ЧМТ в армии: серия случаев. Междунар. J. Арт-терапия 23, 180–187. doi: 10.1080/17454832.2018.1473453

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Виннер, Э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *