Методы исследования в бихевиоризме: Методы бихевиоризма. История современной психологии

Методы бихевиоризма. История современной психологии

Методы бихевиоризма

Мы уже могли видеть, что в период первоначального развития научной психологии она стремилась связать себя с более старой, респектабельной, сформировавшейся естественной наукой — физикой. Психология постоянно стремилась перенять методы естественных наук и приспособить их для собственных нужд. Эта тенденция наиболее отчетливо просматривается в бихевиористском учении о мышлении.

Уотсон боролся за то, чтобы психолог всегда ограничивался исключительно данными естественных наук, то есть тем, что является наблюдаемой величиной — иными словами, поведением. Следовательно, в бихевиористских лабораториях допускались лишь строго объективные методы исследований. Методы Уотсона включали следующее: наблюдение с использованием или без использования приборов; методы тестирования; методы дословной записи и методы условных рефлексов.

Метод наблюдения является необходимой основой для всех остальных методов. Методы объективного тестирования использовались уже ранее, но Уотсон предложил при тестировании оценивать нс психические качества человека, а его поведение. Для Уотсона результаты теста не являлись показателем ума или личных качеств; они демонстрировали реакцию испытуемого на определенные раздражители или стимулирующие ситуации, созданные при проведении теста, — и ничего другое.

Метод дословной записи является более противоречивым. Поскольку Уотсон столь решительно был настроен против интроспекции, то использование в его лаборатории метода дословной записи казалось весьма спорным. Некоторые психологи считали это компромиссом, с помощью которого Уотсон позволял интроспекции пролезть через черный ход после того, как ее выкинули в парадного крыльца. Почему же Уотсон допускал дословную запись? Несмотря па его враждебность по отношению к интроспекции, он не мог полностью игнорировать работы психофизиков, которые широко применяли интроспекцию. Следовательно, он предположил, что, поскольку речевые реакции являются объективно наблюдаемыми явлениями, они представляют для бихевиоризма такой же интерес, как и любые другие моторные реакции.

Уотсоп говорил: «Говорить — значит делать; значит, это поведение. Говорить открыто или про себя (мыслить) является столь же объективным видом поведения, как и игра в бейсбол» (Watson. 1930. P. 6).

Метод дословной записи в бихевиоризме явился уступкой, которая широко обсуждалась критиками Уотсона. Они настаивали на том, что Уотсон предложил просто семантическую замену. Он допускал, что дословная запись может быть неточной и не является удовлетворительной заменой более объективных методов наблюдения, а потому ограничил использование метода дословной записи только теми ситуациями, в которых они могли бы быть подтверждены, — какими, например, являются наблюдения и описание различий между тонами (Watson. 1914). Дословные записи, не подлежащие верификации, — включающие, к примеру, лишенные образов мысли или рассказы об ощущениях, попросту исключались.

Наиболее важным методом исследования в бихевиоризме явился метод условных рефлексов, который был разработан в 1915 году, через два года после того, как Уотсоп формально провозгласил бихевиоризм. Поначалу методы условных рефлексов применялись в ограниченном диапазоне, и именно Уотсону принадлежит заслуга их широкого внедрения в психологические исследования американцев. Уотсон говорил психологу Эрнесту Хильгарду, что его интерес к условным рефлексам возрос при изучении работ Бехтерева, хотя позднее он воздавал должное и Павлову (Hilgard. 1994).

Уотсон описывал условные рефлексы в терминах, связанных с раздражителями. Условный рефлекс вырабатывается тогда, когда реакция связывается или ассоциируется с раздражителем, отличным от того, который первоначально вызывал эту реакцию. (Типичным условным рефлексом является слюноотделение у собак в ответ на звук, а не на вид пищи.) Уотсон выбрал этот подход, потому что он обеспечивал объективные методы исследования и анализа поведения — а именно сведение поведения к единичным парам «стимул — реакция» (S — R). Поскольку все поведение можно свести к этим элементарным составляющим, метод условных рефлексов делал возможным проведение исследований сложного человеческого поведения в лабораторных условиях.

Таким образом, Уотсон продолжил атомистическую и механистическую традицию, основанную еще британскими эмпириками и принятую на вооружение структуральными психологами. Он собирался изучать человеческое поведение точно так же, как физики изучают Вселенную, — путем разбиения его 414 отдельные компоненты, атомы или элементы.

Исключительная приверженность к использованию объективных методов и устранение интроспекции означали изменение роли испытуемых людей. Для Вундта и Титченера испытуемые были одновременно и наблюдателями, и наблюдаемыми. Это означает, что люди сами проводили наблюдения за переживаниями своего сознания. Таким образом, их роль была намного важнее, чем роль самого экспериментатора.

В бихевиоризме испытуемым отводится гораздо более скромная роль. Они больше ничего не наблюдают, напротив, за ними постоянно наблюдает экспериментатор. Участники эксперимента при этом стали называться испытуемыми, или субъектами, а не наблюдателями (DanzJgcr. 1988; Scheibe. 1988). Истинными наблюдателями теперь стали экспериментаторы, психологи — исследователи, которые определяли условия эксперимента и наблюдали за тем, как субъекты на них реагируют. Таким образом, испытуемые люди были понижены в статусе. Они больше не наблюдали, они только демонстрировали свое поведение. А поведение присуще любому — взрослому, ребенку, психически больному человеку, голубю, белой крысе. Этот подход усилил взгляд на людей как на простые механизмы: «на вход подается раздражение, на выходе наблюдается реакция» (Burt. 1962. P. 232).

Первоисточники по истории бихевиоризма: из книги «Психология глазами бихевиориста» Джона Б. Уотсона

Первоисточники по истории бихевиоризма: из книги «Психология глазами бихевиориста» Джона Б. Уотсона Нет лучшей исходной точки для обсуждения бихевиоризма Уотсона, чем самая первая работа, которая послужила началом всему движению «Психология глазами бихевиориста»

Предмет изучения бихевиоризма

Предмет изучения бихевиоризма Первичным предметом изучения и исходными данными для бихевиоризма Уотсона являются основные элементы поведения: мышечные движения или секреция желез.

Психология, как наука о поведении, должна иметь дело только с теми актами, которые можно

Популярность и привлекательность бихевиоризма

Популярность и привлекательность бихевиоризма Почему же смелые выступления Уотсона завоевали такое огромное число приверженцев его идей? Разумеется, подавляющему большинству было совершенно безразлично, что одни психологи выступали за существование сознания, а

Критика бихевиоризма Уотсона

Критика бихевиоризма Уотсона Любая программа, предлагающая кардинальный пересмотр и полную замену существующего порядка, — то есть фактически призывающая к тому, чтобы отбросить все ранее существующие теории, — по сути своей обречена на критику. Как известно, в то

Судьба бихевиоризма

Судьба бихевиоризма Несмотря на то, что когнитивная альтернатива бихевиоризма, возникшая изнутри, преуспела в модифицировании всего бихевиористского движения, унаследованного от Джона Б. Уотсона и Скиннера, важно не забывать, что Альберт Бандура, Джулиан Роттер и

Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма

Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма Джон Уотсон родился 9 января 1878 года в Южной Калифорнии. Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме – в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо

Методы

Методы В науке, видимо из-за единства лингвистического происхождения этих слов, произошло странное смешение понятий методологии и методов. Фактически же методология представляет собой способ мышления ученого, а метод – это механизм исследовательской практики. Разница

64 ЭВОЛЮЦИЯ БИХЕВИОРИЗМА

64 ЭВОЛЮЦИЯ БИХЕВИОРИЗМА Изначально бихевиоризм занимался изучением непосредственных связей между стимулом и реакцией, которая необходима индивиду для более быстрой адаптации к окружающему миру. Бихевиоризм возник на основе двух направлений: позитивизма и

МЕТОДЫ ПЕРЕХОДА

МЕТОДЫ ПЕРЕХОДА В этом разделе описаны пять систематических методов перехода. Это не означает, что ими исчерпываются все возможности. Кроме того, различные методы перехода могут пересекаться и дублировать друг друга. Это не имеет значения, поскольку единственная его

Методы

Методы Анализ мозговой основы психической деятельности располагает, как известно, двумя основными методами. Первым из лих является сравнительно-эволюционный метод, вторым — метод анализа особенностей изменения психической деятельности при локальных мозговых

Методы

Методы Методы – это способы, приемы выполнения работы с информацией. В рамках той или иной техники брейнбилдеры используют различные методы чтения, освоения информации и самостимулирования. С точки зрения организации и осуществления чтения можно выделить два метода:

3. Основной метод бихевиоризма

Основной метод бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Подавляющую часть экспериментов сторонники бихевиоризма провели на животных, перенеся затем установленные на этом уровне закономерности на человека. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, в бихевиоризме игнорируются.

Как и у любого направления в бихевиоризме были свои плюсы и минусы, которые можно отразить в таблице:

Достоинства бихевиоризма

Недостатки бихевиоризма

Бихевиоризм обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения психологии и ввел в круг изучаемых психологией явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований и, тем самым, противопоставив сознанию

Однако при этом потребность в расширении предмета психологических исследований отразилась в бихевиоризме однобоко и неадекватно, так как при этом игнорировалось сознание как объективная сущность; сознание в бихевиоризме было полностью исключено из области изучения, так как не имело объективных наблюдаемых методов

Исторической заслугой Дж. Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии

Однако при этом понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы

Важнейшей для психологии как практической науки является выдвинутая Дж. Уотсоном задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами

Но из-за механической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо

Бихевиоризм укрепляет метод лабораторного эксперимента как основного в психологических исследованиях и, более того, вводит практику проведения опытов на животных, что, безусловно, позволяет решить многие практические задачи психологии

Однако результаты, полученные опытным путем на животных, переносятся без каких-либо ограничений на человека, при этом не учитывается качественная разница в поведении человека и животных

В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков

Но были проигнорированы важнейшие компоненты действия — мотивация и психический образ действия

Достижением бихевиоризма стала разработка практических методик обучения, основанных на контроле внешних воздействий, реакции организма на эти воздействия, а также получении разного рода подкрепления, обусловливающего в дальнейшем формирование той или иной реакции. Такие методики активно разрабатывались Б. Скиннером и получили название метода программированного обучения, который в короткие сроки позволяет осуществлять процесс обучения необходимым знаниям и навыкам, а также корректировать нежелательное поведение.

Однако эти методики строились на исключающем осознанность принципе подкрепления правильных актов поведения, ведущего к формированию необходимого навыка, что не могло развить внутреннюю познавательную деятельность индивида, т.е. сформировать у него навык интериоризации деятельности — ее свертывание во внутренний план. Таким образом, из специфики обучения исключается один из его важнейших компонентов — осознанность и интериоризация действия[9]

Более кратко это выглядит так:

 заслуги бихевиоризма следующие:

1) он внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону;

2) он ввел объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов;

3) был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение

животных, младенцев и т. д.;

4) в его работах были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и др.[11]

 недостатки бихевиоризма:

  1. Недоучет сложности психической деятельности

  2. Игнорирование процессов сознания

  3. Перенос результатов исследования животных на человека

  4. Негуманные эксперименты

  5. Игнорирование высших форм научения (творчество, самоопределение личности)[10]

Наиболее важные данные были получены в бихевиоризме по проблеме научения, что дало толчок для развития операционализма. Главный представитель этого направления — К.Л.Халл, проводивший много исследований для уточнения схемы стимул — реакция. В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма. Это привело к преобразованию его в необихевиоризм. Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б.Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где в результате многочисленных опытов (прежде всего на крысах и голубях) было модифицировано понятие реакции. На основе его теории оперантного обусловливания возникли специальные психотерапевтические техники, основанные преимущественно на внутренних психологических процессах (Х.Ю.Айзенк, Вольпе). В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения. Также идеи бихевиоризмаоказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форм поведения[12]

Используемые источники

  1. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педа­гогических заведений. В 2-х кн. Кн. 1. — М.: Просвещение — Владос, 1994.

  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений — М.: Ака­демия, 1998.

  3. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. Учеб. пособие. – М., 1996.

  4. http://www.openreality.ru

  5. http://www.grandars.ru

  6. http://www.bibliofond.ru

  7. http://azps.ru

  8. http://fictionbook.ru

  9. http://www.vashpsixolog.ru

  10. http://student.zoomru.ru

  11. http://5ballov.qip.ru

  12. http://www.syntone.ru

методов исследования в бихевиоризме | psuedb

21 октябрь

 Бихевиористский подход, пожалуй, является одной из самых научных областей исследований в психологии. Этот подход считает, что психологию следует рассматривать как науку; он стремится эмпирически подтвердить свои теории, используя статистику, собранную в ходе лабораторных экспериментов с тщательно контролируемыми переменными и измерениями.

Бихевиористы считают, что следует изучать только наблюдаемое поведение, чтобы методология оставалась научной и объективной; например, он игнорирует внутренние процессы, такие как эмоции и познание, которые исследуются другими подходами, поскольку они слишком субъективны. Чтобы проводить эти наблюдательные исследования, лабораторные эксперименты позволяют исследователям точно контролировать переменные и условия, в которых происходит обучение, и манипулировать условиями, чтобы попытаться произвести или изучить различные эффекты.

Использование экспериментальных методов позволяет исследователям делать выводы о взаимосвязях между переменными, подразумевая причину и следствие. Этот тип научной методологии, начало которому приписывают этому подходу в психологии, дает очень надежные, воспроизводимые и поддающиеся обобщению результаты. Однако виды искусственных условий, которые встречаются в лабораторных экспериментах, не являются репрезентативными для реальной жизни и, следовательно, не имеют экологической обоснованности.

Бихевиоризм является сторонником детерминистского подхода, который предполагает, что свобода воли есть иллюзия, а поведение предопределено нашим окружением. Предположение, что поведение предопределено, позволяет его научно проверить и помогает психологам распознавать переменные и факторы, определяющие поведение; поскольку ключевой целью науки является предсказание, это помогает психологии получить научный статус. Однако если все поведение детерминировано, это освобождает людей не только от ответственности, но и от всякой надежды на перемены; это окажет огромное влияние на реабилитацию наркозависимых и систему правосудия.

Редукционизм является ключевой концепцией этого подхода; Бихевиористы предполагают, что все обучение можно разбить на простейший компонент ассоциаций между стимулом и реакцией. Опять же, это позволяет субъекту извлечь выгоду из научного статуса, поскольку он выполняет требование экономии, предоставляя самое простое и наиболее полное объяснение обучения и поведения. Точно так же простое объяснение полезно для ученых, поскольку оно позволяет им изолировать переменные; это облегчает научное тестирование и, возможно, позволяет нам делать выводы о причине и следствии в поведении. Хотя использование простейшего объяснения является более полным, утверждается, что редукционизм дает неполное понимание поведения. (Подробнее о редукционизме см. в моем блоге на второй неделе)

В исследованиях, проведенных с помощью этого подхода, часто используются животные. Бихевиористы считают, что обучение у разных видов сходно, животные более удобны для изучения и имеют меньше этических ограничений. Известным примером может служить Павлов, который проверил свои идеи о парных ассоциациях и классической обусловленности на собаках; или теорию Скиннера, чьи теории оперантного состояния были проверены на крысах и кошках; результаты обоих были распространены на людей.

Использование животных в исследованиях является очень спорным вопросом в психологии; некоторые психологи утверждают, что обобщение между животными и людьми невозможно, поскольку наш мозг и поведение слишком сложны, чтобы можно было проводить сравнения. Тем не менее, у большинства нечеловеческих видов можно наблюдать простое обучающее поведение, такое как обусловливание, и, согласно теории эволюции, существует много генетического сходства между людьми и видами, от которых мы произошли (например, обезьяны имеют 9 общих9% нашей ДНК, обнаруженной в рамках проекта генома человека), что делает возможным обобщение. Этика исследований на животных — еще одна проблема в этих исследованиях; часто возникает проблема жестокости, поскольку этические принципы использования с нечеловеческими видами менее строги, а согласие на участие в исследованиях невозможно получить от животных.

Основная сила бихевиористского подхода заключается в его научных методах исследования; сделать результаты воспроизводимыми, надежными и обобщаемыми, что, таким образом, оказывает максимально возможное влияние на общество. Это особенно полезно в связи с растущим вниманием к психологии, стремящейся к статусу настоящей науки за счет использования строгой методологии.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Подходы к обучению — Бихевиористский подход | Психология

Бихевиористский подход к обучению изучал изменения в поведении, вызванные непосредственным опытом человека в окружающей среде, с использованием для их объяснения принципов классического и оперантного обусловливания.

Бихевиористский подход преднамеренно стремился быть научным, и поэтому отказывался обсуждать психические процессы, которые могут быть задействованы в обучении, потому что они не поддаются наблюдению и не могут быть изучены объективно.

По этой причине бихевиористские объяснения иногда называют объяснениями стимул-реакция (S-R) , потому что они относятся только к наблюдаемым стимулам и реакциям и игнорируют все остальное.

В то время как бихевиоризм был основным подходом в психологии:

  • Определение психологии стало следующим: «…тот раздел естествознания, который рассматривает человеческое поведение — поступки и высказывания, как изученные, так и неузнанные — в качестве своего предмета» ( Уотсон, 1919)
  • Все поведение было объяснено с использованием классического и оперантного обусловливания .
  • Почти все исследования, включающие лабораторные эксперименты над поведением животных и самоанализом, были отвергнуты как инструмент.

Предположения — Манифест бихевиориста

Основная сила бихевиоризма в том, что лежащие в его основе предположения очень ясны, поскольку они были изложены в статье под названием «Психология с точки зрения бихевиориста» (Watson, 1913) , который стал известен как Манифест бихевиоризма .

Этот манифест стал известен как Бихевиористский манифест, потому что в нем были изложены четыре руководящих принципа, лежащих в основе всех бихевиористских исследований.

  • Чтобы быть похожей на другие науки, психология должна изучать только наблюдаемое, поддающееся количественной оценке поведение
  • Предметом психологии должны быть законы, которые предсказывают, как поведение изменяется и может контролироваться, — классическое и оперантное обусловливание
  • Люди — всего лишь животные, и с ними нельзя обращаться как с чем-то более сложным.

Хотя Уотсона можно считать отцом-основателем бихевиористского подхода , он был вдохновлен более ранними исследованиями Ивана Павлова , открывшего классическое обусловливание, и Эдварда Торндайка , открывшего оперантное обусловливание. Подход в целом был вдохновлен Эмпирическая философия Локка , который утверждал, что мы — чистые листы при рождении и все знания приобретаются через опыт. Поскольку Уотсон вскоре покинул академию, этот подход популяризировал Б. Ф. Скиннер — в его честь назван директор школы в «Симпсонах»!

Методы исследования, используемые бихевиористским подходом

Почти все бихевиористские исследования включали лабораторные эксперименты на животных из-за их стремления быть научными.

Они использовали эксперименты, потому что открытие причинно-следственных связей является важнейшей целью науки. Проведение их в лабораториях позволяло строго контролировать любые посторонних переменных, а также переменные, которыми они манипулировали и измеряли. Использование животных было более удобным и облегчало воспроизведение, но также было разумным для бихевиористов, поскольку они считали, что нет качественной разницы между человеком и животными, и искали общие законы обучения, которые должны применяться к любому животному или человеку в любой ситуации. В своих экспериментах они манипулировали окружающей средой (стимулами), чтобы проверить ее влияние на поведение животных (реакцию).

Из-за того, что они настаивали на том, чтобы быть научными, они измеряли только наблюдаемые реакции. В классическом обусловливании они, как правило, измеряли, сколько реакции было произведено — ее количество. В оперантном обусловливании они стремились измерить, как часто возникает реакция — ее частота.

Важность эмпирических данных в их подходе можно увидеть в центральной роли, которую в их подходе играл один непротиворечивый график:

Они обнаружили, что сила реакции на стимул связана с количеством испытаний, которые получило животное .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *