Методы практической психологии кратко: Методики психологической практики

Методики психологической практики

Задачи, формы и методы психологической практики достаточно разнообразны. Главные методы, применяемые на практике – это психокоррекция, психологическое консультирование, психотерапия, разрешение социальных конфликтов, психотренинг. Перечисленные методы психологической практики традиционно используются для работы с людьми, у которых есть какие-либо психические проблемы. Однако, несмотря на устоявшийся комплекс методов, их арсенал постоянно пополняется. Для того чтобы освоить эти методы и успешно применять их в работе, психологу требуется обучение и специальная подготовка.

Психотерапия

Главная форма психологической практики – это психотерапия. Существует два вида: личностно-ориентированная и клиническая психотерапия.

Личностно-ориентированная помогает пациенту изменить его отношение к собственной личности и к социальному окружению.

Клиническая психотерапия представляет собой психологическое лечебное воздействие на человека при нервных, наркологических, психосоматических и психических расстройствах.

Теория и практика многих современных форм психотерапии, и всех практик психологии, строится на методе психоанализа, автором которого является З. Фрейд. Он применял психоанализ в форме психологического анализа сновидений, невротических симптомов, свободных ассоциаций и ошибочных действий для лечения различных заболеваний психики.

Психоанализ

Психоанализ довольно сложный и трудоемкий метод терапии. Обычно требуется от 3 до 5 сеансов в неделю, каждый длительностью 7 часов. На этих сеансах пациент вспоминает свое прошлое (отношения с матерью, со сверстниками, значимые события) и создает свободные ассоциации. Воспоминания провоцируют развитие трансферного синдрома, который связывается с прошлым опытом. Пройти курс психоанализа может не каждый, например данный метод не доступен людям с сильными психическими отклонениями и психотикам, которые не способны на формирование эмоциональной привязанности к врачу.

Специалисты, которые ведут свою деятельность по методу З. Фрейда, обычно сдержаны и ограничивают свои комментарии с тем, чтобы не помешать развитию трансферного невроза у своего пациента.

Рисунок 1. Психоанализ требует много времени, усилий и стоит дорого

Еще более старый метод практической психологии, с которого еще сам З. Фрейд начинал работу, — это внушение, или гипноз.

Определение 1

Гипноз – временное состояние сознания человека, которое характеризуется направленностью на содержание внушения и сужением его объема.

Гипноз дает возможность специалисту оказывать воздействие на психику и сознание человека для достижения требуемого психотерапевтического эффекта.

Групповые формы

Групповые формы коррекции сегодня наиболее популярны среди методов психолого-эмоциональной терапии. Для ребенка, до определенного возраста, это единственно возможная форма терапии.

Существенное преимущество групповой терапии состоит в том, что в данном формате работы есть возможность получить поддержку и сильную обратную связь от людей, которые имеют общие переживания или проблемы с участниками группы. В моменты группового взаимодействия происходит осознание потребностей и ценностей других людей.

При работе в группе, человеку легче почувствовать себя помогающим и получающим помощь, принимающим и принятым, заботящимся и окруженным заботой, доверяющим и пользующимся доверием. При этом разрешение межличностных конфликтов вне группы облегчается за счет реакции членов группы друг на друга. В контролируемой и поддерживающей обстановке человеку проще сформировать новые навыки, экспериментировать с разными формами и стилями отношений непосредственных партнеров по группе. Отслеживая и анализируя признаки и изменения, которые происходят в группе, участники могут проводить аналогии между собой и другими, а после переносят появившуюся эмоциональную связь для оценки собственного поведения и чувств. Обратная связь, при этом, очень важна, так как она оказывает непосредственное влияние на оценку личностью своего поведения, эмоций и своих установок, а также на формирование представлений о самом себе. Работа в группе значительно облегчает процесс становления самооценки и самосознания. Как только человек начинает узнавать свои слабые и сильные стороны, лучше всего проявляющиеся при групповой терапии, сразу начинается процесс осознания самого себя.

Логотерапия

Логотерапия занимает особое место среди методов психологической практики. Ее созданием занимался австрийский психолог В. Франкл.

Основная его идея заключается в утверждении, что каждому человеку необходим смысл жизни. Его отсутствие способно привести к состоянию экзистенциального вакуума. Данное состояние характеризуется тем, что человек испытывает скуку, неврастению, тяжелые переживания и ощущает бесцельность своего существования. Логотерапия представляет собой терапию смыслом жизни. При этом в задачи логотерапевта не входит сообщение пациенту его смысла жизни. Каждый человек должен отыскать его самостоятельно. Главный прием логотерапии – диалог, с помощью которого врач побуждает пациента открыть его собственный уникальный смысл жизни.

3.4. Методы практической психологии (психологической практики)

  • Понятие о практической психологии: ее предмете, задачах, методах

  • Методы психологической практики

Что отличает методы практической психологии от других групп методов? Методы практической психологии: исследование или практика?

Понятие о практической психологии: ее предмете, задачах, методах

Практическая психология в наиболее распространенном ее понимании представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер — здравоохранения, образования, производства, спорта, права и др. Так понимаемая практическая, психология представлена совокупностью отраслей психологии, получивших свое наименование в соответствии с той сферой, в которую они включены: медицинская, педагогическая, инженер­ная (труда), спортивная, юридическая и т.д. психология.

Эти от­расли психологии называются прикладными. Таким образом, од­но из определений практической психологии это понимание ее как прикладной дисциплины.

Особенностью прикладных отраслей психологии является их ориентация на академическую исследовательскую психологию ес­тественнонаучного типа. Каждая из прикладных отраслей пси­хологии представляет собой научно-психологическое обеспече­ние и обслуживание соответствующей практической сферы. Прикладные отрасли психологии заимствуют у академической психологии объективно-научные методы: наблюдение, экспери­мент, тесты, опрос и т.д.

Другое понимание практической психологии связано с трак­товкой ее как особой психологической практики. Психология здесь не включается в существующие сферы практической дея­тельности, а создает особую сферу психологических услуг. Иначе говоря, психология формирует свою собственную психологиче­скую практику.

Практическая психология как психологическая практика ориентирована не на исследование психики, сознания, а на ра­боту с психикой, с сознанием; на способы воздействия психолога

на сознание другого человека, на систему его представлений о ми­ре других, самом себе; на его ценностные ориентации, на формы общения, характер взаимоотношений. В психологической практи­ке по сути непригодны те методы, которые используются в ака­демической психологии. Здесь нужны методы не исследования психической реальности, а практической работы с этой реально­стью. Такие методы в практике непосредственной работы с че­ловеческой субъективностью были найдены, апробированы и описаны.

Еще одной особенностью психологической практики, отме­ченной ранее, является то, что человек в ней предстает целост­но, в единстве своих специфических процессов, качеств, способ­ностей. Поэтому психолог-практик вынужден использовать сово­купность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.

Во вступительной статье к книге известного американского психотерапевта К.Рудестама «Групповая психотерапия» Л.А.Петровская пишет: «Если же обратиться к ситуации оказания психо­логической помощи, то здесь человек предстает перед психологом целостно, в единстве своего поведения, когниций, мотива­ции и т.д. Это предъявляет особые требования к психологиче­ской компетентности практика. Он порой не может ограничить­ся строгими рамками одного подхода. И дело отнюдь не в мето­дологической беспринципности. Психолог здесь объективно ну­ждается в задействовании комплекса подходов и средств. Воз­можный выход — в обращении ко всему накопленному, но дос­таточно разрозненному потенциалу» [66].

Методы психологической практики

Психологическая практика по своим задачам, методам, фор­мам представляет собой многообразные виды практик.

Основны­ми среди них являются психотерапия, психологическая консуль­тация, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и др. (рис.5). Психологическая практика включает в себя работу с людьми, имеющими психические отклонения или проблемы, с педагогически запущенными школьниками; она ори­ентирована на работу с представителями коммуникативных про­фессий, людьми различных возрастов. Невозможно описать все методы и методики, использующиеся в психологической практи­ке; их арсенал непрерывно пополняется. Мы приведем обобщен­ную характеристику наиболее известных методов психологиче­ской практики. Укажем, что освоение методов практической психологии предполагает особые формы обучения и подготовки.

Основной формой психологической практики является пси­хотерапия,

воспринимаемая нередко как вся эта практика. Различа­ют клиническую и личностно ориентированную психотерапию.

Клиническая психотерапия — это комплексное лечебное психологическое воздействие на человека при психических, нервных, психосоматических, наркологических заболеваниях.

Личностно ориентированная психотерапия ставит задачу со­действия пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Жесткого разделения мето­дов клинической и личностно ориентированной психотерапии не существует; одни и те же методы могут с успехом использо­ваться и здесь, и там.

Основой многих форм психотерапии, а также самой психо­логической практики стал психоанализ, разработанный З.Фрей­дом. Напомним, что психоанализ как способ работы с психологической реальностью у З.Фрейда применялся в форме психоло­гического анализа свободных ассоциаций, сновидений, ошибоч­ных действий, невротических симптомов.

Однако наиболее старым методом психотерапии, с кото­рого З.Фрейд начинал свою психотерапевтическую практику, является гипноз, или внушение. Гипноз — это временное со­стояние сознания, характеризующееся сужением его объема и направленностью на содержание внушения. Гипноз позволяет воздействовать на сознание индивида с целью достижения пси­хотерапевтического эффекта. Как метод работы с пациентами гипноз используется в различных по своей ориентации школах психотерапии.

Наибольшую популярность в современной психотерапии за­воевали групповые формы терапии и коррекции. Существует раз­личное наименование таких групп: «групповая терапия», «психокоррекционные группы», «группы встреч», «тренинг-группы» и др.

Психокоррекционными группами называют небольшие времен­ные объединения людей, обычно имеющие руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения и рос­та. Потенциальное преимущество групповой терапии перед ин­дивидуальной состоит в возможности получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или пережи­вания с конкретными участниками группы. В процессе группо­вого взаимодействия происходит принятие ценностей и потреб­ностей других.

В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции членов группы друг на друга облегчают разрешение межличност­ных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируе­мой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспе­риментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.

Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участни­ки могут идентифицировать себя с другими и использовать уста­новившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку личностью своих установок и поведения, на формиро­вание представления о себе. Группа может облегчить процесс са­мосознания и самооценки. Осознание самого себя начинается, как только человек узнает свои сильные и слабые стороны, кото­рые лучше проявляются при групповой работе.

Т-группы (группы тренинга) основаны К. Левиным. Он исхо­дил из убеждения, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит под воздействием других. Что­бы выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. Эти группы ориен­тированы на: а) развитие умений для более эффективной орга­низационной (управленческой) деятельности; б) обучение участ­ников межличностному поведению и изучение процессов, про­исходящих в малых группах, сознанию вклада каждого участника в групповой процесс; в) выявление жизненных ценностей и раз­витие личности (группа сензитивности). В Т-группах выражена ориентация на применение научно-психологических знаний и объективных методов.

Группы встреч ориентированы на личностный рост участни­ков, на их самовыражение и самораскрытие. Один из лидеров движения групп встреч У.Шутц так определяет ключевое поня­тие: «Встреча есть способ установления отношений между людь­ми, основанный на открытости и честности, осознании самого себя и своего физического «Я», ответственности, внимания к чувствам, ориентации на принцип «здесь и теперь» [67]. Группы встреч реализуют на практике основные положения гуманисти­ческой психологии. Выдающимся теоретиком и практиком дви­жения групп встреч является К.Роджерс. Он разработал «клиентцентрированную психотерапию», или недирективную терапию. Терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют дело главным образом с наблюдающимися в данный мо­мент ситуативными конфликтами в группе. Терапевт рассматри­вается не столько как специалист, лечащий клиента, сколько в качестве равного партнера. Методики и упражнения, используе­мые терапевтом, приводят участников встречи к эмоционально­му познанию собственной жизни, к самоосознанию, способству­ют их психологическому развитию.

Гештальттерапиябыла создана Ф.Перлзом. В отличие от Т-групп и групп встреч, которые вовле­кают в работу всех членов групп и по­ощряют взаимодействие между ними, гештальттерапия по способу работы представляет собой договорное обще­ние группового лидера и отдельного участника. Один из участников группы добровольно соглашается стать пациентом и работать с терапевтом. Остальные члены группы без комментариев наблюдают за терапевтическим процессом, взаимодействием терапевта и клиента. Каждый член группы, наблюдая за поведением работающего пациента; начинает лучше понимать себя и собственные проблемы. Предполагается, что наблюдение само по себе способствует Изменению личности.

П

Я.Морено (1892-1974) – американский психиатр и психолог, создатель социо-метрии в психологии и психодрамы в терапии.

сиходрама —это терапевтический групповой процесс, в котором используется метод драматической импровизации для изучения внутреннего мира. Психодрама, отражает актуальные проблемы г клиента, которые становятся содержанием разыгры­ваемых сцен. Психодрама основывается на предположении, что изучение чувств, формирование новых отношений и моделей по­ведения более эффективно при использовании действий, реаль­но приближенных к жизни по сравнению со словесным обсужде­нием проблем. Основателем психодрамы является Я.Морено. В качестве основного метода: в психодра­ме используется ролевая игра. Исполняя роли в психодраме, индивид твор­чески работает над личностными проблемами и конфликтами. В отличие от театра, в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспери­ментирует с теми значимыми для него ролями, которые он игра­ет в реальной жизни.

Группы телесной терапии ориентируют на знакомство участ­ников с собственным телом, на расширение сферы сознания ин­дивидуума глубинными телесными ощущениями, на исследова­ние того, как потребности, желания и чувства кодируются в раз­ных телесных состояниях, на обучение разрешению конфликтов в этой области. Ключевым понятием телесной терапии является понятие энергии: тело здесь воспринимается через протекающие в нем энергетические процессы. Для участников группы опти­мальное отношение к телу означает развитие спонтанного тече­ния энергии, охватывающего весь организм. Энергетический запас у людей различен: некоторые люди, особенно депрессивные и замкнутые, обладают, небольшим уровнем энергии. Телесная терапия направлена на повышение их энергетического уровня. Невротики расходуют большую часть своей энергии, на включе­ние механизмов психологической защиты, направленных на то, чтобы избавиться от травмирующих мыслей, чувств, внешних со­бытий. Определенные дыхательные упражнения для поощрения течения энергии могут помочь снизить повышенную эмоцио­нальную возбудимость. Телесные терапевты утверждают, что сво­бодно текущая естественная жизненная энергия является осно­вой функционирования здоровой личности.

В группах танцевальной терапии танец служит коммуника­цией посредством движения. Назначение танцевальной терапии многопланово: использование возможностей тела для повыше­ния физического и эмоционального здоровья, повышение само­оценки путем развития более положительного образа тела, со­вершенствование посредством группового опыта социальных умений, в первую очередь коммуникативных, терапевтическое освобождение сдерживаемых чувств, приобретение опыта груп­повой работы. Танцевальный терапевт создает в группе благо­приятную эмоциональную среду для исследования себя и других и работает над отражением спонтанных движений членов груп­пы и расширением репертуара движений. Терапевт применяет специальные упражнения на расслабление, дыхание, размеще­ние, управление и движение в пространстве. Фундаментальным для танцевальной терапии являются взаимоотношения между те­лом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, а также убежденность в том, что движение отражает личность.

Терапия искусством как метод основывается на предположе­нии, что внутренние переживания, трудности, конфликты чело­века имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в изобразительном искусст­ве: рисовании, лепке, аппликации и т.п. Терапия искусством не­заменима для пациентов, у которых затруднено словесное выра­жение мыслей и чувств в общении с терапевтом, она может слу­жить способом освобождения от конфликтов и сильных пережи­ваний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощу­щения собственной личностной ценности и повышения художе­ственной компетентности.

Группы тренинга умений основываются на поведенческой терапии и направлены на обучение приспособительным умени­ям, полезным при столкновениях со сложными жизненными ситуациями. Терапевты имеют дело непосредственно с поведен­ческими проблемами и не касаются внутренних, психологиче­ских причин неуспешного поведения. Целью групп тренинга умений является развитие такого поведения, которое рассмат­ривается как желательное либо членом группы, либо обществом в целом. Группы стараются помочь участникам выработать и развить важнейшие эмоциональные и межличностные умения.

К видам умений, которым обучают в группах, относятся: управле­ние тревогой, планирование карьеры, принятие решений, роди­тельские функции, коммуникативные умения и тренинг уверен­ности в себе.

Особое место в психотерапии занимаетлоготерапия, создан­ная австрийским психологом и терапевтом В.Франклом. Его те­рапия основана на убеждении, что фун­даментальной потребностью человека является потребность в смысле жизни. Поиск смысла жизни, реализация смысла жизни является признаком под­линно человеческого бытия. Отсутствие смысла жизни порождает у человека состояние, которое В.Франкл называет экзистенциальным вакуумом. В таком состоянии человек ощущает бесцельность своего существования, скуку, испытывает тяжелые переживания. Логотерапия есть тера­пия смыслом жизни. Логотерапевт не может сообщить человеку его смысл жизни. Каждый человек должен сам найти, отыскать его. Логотерапия ставит целью расширение возможностей клиен­тов видеть спектр смыслов, которые может содержать в себе лю­бая ситуация. Основной метод, которым пользуется логотера­певт, — метод диалога. С его помощью он побуждает пациента к открытию уникального личного смысла жизни.

В заключение приводим сводную таблицу направлений пси­хологии, предметов изучения, научных парадигм и методов (рис.6).

Психологическое самообразование

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Задачей физики является построение физической картины мира, биологии — биологической и т.д. Следовательно, психология как наука должна быть «нацелена на построение психологической картины мира. Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «психологическая картина мира»? Как может быть, вписан в эту картину человек?

2. Должна ли психология при исследовании человеческой субъективности стремиться, к точности, доказательности, объективности получаемых знаний? Как бы вы пояснили словосочета­ние «точность психологического исследования»?

3. И.П.Павлов писал о методе так: «Метод — самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных». Только ли относительно исследовательских методов справедливо данное высказывание?

Противостоят ли друг другу методы объяснительной, описа­тельной и практической психологии? Возможно ли их взаимодо­полнение? Определите области, сферы их преимущественного использования.

4. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться педагогом в школе и в каких целях?

Литература для чтения

Ассаджиоли Р. Психосинтез. М., 1994.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. Гл.Ш.

Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Моск. психотер. журнал. 1992. №1.

Выготский Л.С. По поводу статьи К.Коффки «Самонаблюдение и метод психологии». Вместо предисловия: Инструментальный метод в психологии // Собр.соч.: В 6 т. М, 1982. Т.Д. С.98-108.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. Часть 1.

Годфруа Ж.. Что такое психология. М., 1992. Т.1. Гл.З.

Гуманитарное знание. Сущность и функции // Под ред. Г. А. Подкорытова. СПб., 1991.

Джемс У. Психология. М., 1991. Гл.1.

Дильтей В. Описательная психология. М., 1924.

Дильтей В. «Понимающая психология» // Хрестоматия по исто­рии психологии. М., 1980.

Естественно-научное и социогуманитарное знание: методологиче­ские аспекты взаимодействия. Л., 1990.

Забродин Ю.М., Похилько В.И. Теоретические истоки и назна­чение репертуарных личностных методик. Предисловие к кн. Ф.Франселла, Д.Баннистер. Новый метод исследования личности. М., 1987. С.5-26.

Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалоги­ческой интерпретации // Вопр. психологии. 1990. №3.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Гл.1.

Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.

Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994. Гл.1. §§3-4.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.

Соколова Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личност­ных расстройств // Вопр. психологии. 1995. №2.

Степин B.C. Научная рациональность в гуманистическом измере­нии // О человеческом в человеке. М., 1991.

Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхож­дения когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопр. психологии. 1987. №6.

Экспериментальные методы в психологии

Экспериментальный метод предполагает манипулирование переменными для установления причинно-следственных связей. Ключевыми особенностями являются контролируемые методы и случайное распределение участников на контрольные и экспериментальные группы.

В этой статье

Что такое эксперимент?

Эксперимент — это исследование, в ходе которого гипотеза подвергается научной проверке. В эксперименте манипулируют независимой переменной (причиной), а измеряют зависимую переменную (следствие); любые посторонние переменные контролируются.

Преимущество в том, что эксперименты должны быть объективными. Взгляды и мнения исследователя не должны влиять на результаты исследования. Это хорошо, поскольку делает данные более достоверными и менее предвзятыми.

Типы

Есть три типа экспериментов, которые вам необходимо знать:

1. Лабораторный эксперимент

Лабораторный эксперимент — это эксперимент, проводимый в строго контролируемых условиях (не обязательно в лаборатории), где возможны точные измерения.

Исследователь решает, где будет проводиться эксперимент, в какое время, с какими участниками и при каких обстоятельствах, используя стандартную процедуру.

Участники случайным образом распределяются по каждой группе независимых переменных.

Примером может служить эксперимент Милгрэма по послушанию или исследование автокатастроф Лофтуса и Палмера.

  • Сила : Лабораторный эксперимент легче воспроизвести (то есть скопировать). Это связано с тем, что используется стандартизированная процедура.
  • Сила : Они позволяют точно контролировать внешние и независимые переменные. Это позволяет установить причинно-следственную связь.
  • Ограничение : Искусственность обстановки может привести к неестественному поведению, не отражающему реальную жизнь, т. е. к низкой экологической достоверности. Это означает, что было бы невозможно обобщить результаты на реальную обстановку.
  • Ограничение : Характеристики спроса или влияние экспериментатора могут исказить результаты и стать мешающими переменными.

2. Полевой эксперимент

Полевые эксперименты проводятся в повседневной (т.е. реальной) среде участников. Экспериментатор по-прежнему манипулирует независимой переменной, но в реальных условиях (поэтому он не может реально контролировать посторонние переменные).

Примером может служить больничное исследование Холфинга о послушании.

  • Сила : поведение в полевом эксперименте, скорее всего, будет отражать реальную жизнь из-за его естественной обстановки, т. е. более высокой экологической достоверности, чем в лабораторном эксперименте.
  • Сила : Меньше вероятность того, что характеристики спроса повлияют на результаты, поскольку участники могут не знать, что их изучают. Это происходит, когда исследование носит тайный характер.
  • Ограничение : Меньший контроль над посторонними переменными, которые могут исказить результаты. Это затрудняет повторение исследования другим исследователем точно таким же образом.

3. Естественный эксперимент

Естественные эксперименты проводятся в повседневной (т. е. реальной) среде участников, но здесь экспериментатор не может контролировать независимую переменную, поскольку она возникает естественным образом в реальной жизни.

Например, исследование привязанности Ходжеса и Тизарда (1989) сравнило долгосрочное развитие детей, которые были усыновлены, усыновлены или возвращены своим матерям, с контрольной группой детей, которые провели всю свою жизнь в своих биологических семьях.

  • Сила : поведение в естественном эксперименте, скорее всего, будет отражать реальную жизнь из-за его естественной обстановки, т. е. очень высокой экологической достоверности.
  • Сила : Меньше вероятность того, что характеристики спроса повлияют на результаты, поскольку участники могут не знать, что их изучают.
  • Сила : Его можно использовать в ситуациях, когда было бы этически неприемлемо манипулировать независимой переменной, например, при исследовании стресса.
  • Ограничение : Они могут быть более дорогими и трудоемкими, чем лабораторные эксперименты.
  • Ограничение : Нет контроля над посторонними переменными, которые могут искажать результаты. Это затрудняет повторение исследования другим исследователем точно таким же образом.

Ключевая терминология

Экологическая достоверность

Степень, в которой исследование представляет реальный жизненный опыт.

Эффекты экспериментатора

Это способы, которыми экспериментатор может случайно повлиять на участника через его внешний вид или поведение.

Характеристики спроса

Подсказки в эксперименте заставляют участников думать, что они знают, что ищет исследователь (например, язык тела экспериментатора).

Независимая переменная (IV)

Предполагается, что переменная, которой экспериментатор манипулирует (то есть изменяет), оказывает прямое влияние на зависимую переменную.

Зависимая переменная (DV)

Переменная, которую измеряет экспериментатор. Это итог (то есть результат) исследования.

Посторонние переменные (EV)

Все переменные, которые не являются независимыми переменными, но могут повлиять на результаты (DV) эксперимента. Электромобили должны контролироваться там, где это возможно.

Вмешивающиеся переменные

Переменные, которые повлияли на результаты (DV), кроме IV. Вмешивающаяся переменная может быть посторонней переменной, которая не контролируется.

Случайное распределение

Случайное распределение участников по независимым переменным условиям означает, что все участники должны иметь равные шансы участвовать в каждом условии.

Принцип случайного распределения состоит в том, чтобы избежать предвзятости в проведении эксперимента и ограничить влияние переменных участников.

Эффекты приказа

Изменения в результатах участников из-за повторения ими одного и того же или подобного теста более одного раза. Примеры эффектов порядка включают:

(i) эффект практики: улучшение выполнения задачи благодаря повторению, например, благодаря знакомству с задачей;

(ii) эффект утомления: ухудшение выполнения задания из-за повторения, например, из-за скуки или усталости.

Практические соображения. Методы исследования в психологии

Экспериментальные исследования

Цели обучения

  1. Описать несколько стратегий набора участников для эксперимента.
  2. Объясните, почему важно стандартизировать процедуру эксперимента и несколько способов сделать это.
  3. Объясните, что такое экспериментальное тестирование и почему оно важно.

 

Информация, представленная в этой главе, достаточна для планирования простого эксперимента. Однако когда приходит время проводить этот эксперимент, возникает несколько дополнительных практических вопросов. В этом разделе мы рассмотрим некоторые из этих проблем и пути их решения. Большая часть этой информации применима как к неэкспериментальным исследованиям, так и к экспериментальным.

Набор участников

Конечно, в начале любого исследовательского проекта вы должны подумать о том, как вы будете набирать участников. Например, если у вас нет доступа к людям, страдающим шизофренией, или к несовершеннолетним правонарушителям, находящимся в заключении, нет смысла планировать исследование, посвященное этим группам населения. Но даже если вы планируете использовать удобную выборку , вам придется набирать участников для своего исследования.

Существует несколько подходов к набору участников. Одним из них является использование участников формального  — установленная группа людей, давших согласие на то, чтобы с ними связывались по поводу участия в научных исследованиях. Например, во многих колледжах и университетах есть предметный пул, состоящий из студентов, зачисленных на вводные курсы по психологии, которые должны принять участие в определенном количестве исследований, чтобы соответствовать требованиям курса. Исследователи публикуют описания своих исследований, а студенты регистрируются для участия, как правило, через онлайн-систему. Участники, не входящие в тематические пулы, также могут быть привлечены путем размещения или публикации рекламных объявлений или личных обращений к группам, представляющим интересующую группу населения. Например, исследователь, заинтересованный в изучении пожилых людей, может организовать выступление на собрании жителей пенсионного сообщества, чтобы объяснить исследование и попросить добровольцев.

 

«Исследование» Получено с http://imgs.xkcd.com/comics/study.png (CC-BY-NC 2.5)

 

Во многих полевых экспериментах задача состоит не в наборе участников, а в их выборе. Например, исследователи Николя Геген и Мари-Аньес де Гейл провели полевой эксперимент по изучению влияния улыбки на помощь, в котором участниками были покупатели в супермаркете. Сообщник, спускающийся по лестнице, смотрел прямо на покупателя, идущего по лестнице, и либо улыбался, либо не улыбался. Вскоре после этого покупатель столкнулся с другим сообщником, который уронил на землю несколько компьютерных дискет. Зависимой переменной было то, остановился ли покупатель, чтобы помочь подобрать дискеты (Guéguen & de Gail, 2003) [2] . Здесь стоит остановиться на двух аспектах этого исследования. Во-первых, обратите внимание, что эти участники не были «набраны», что означает, что ЭСО позаботился бы о том, чтобы отказ от информированного согласия в этом случае был приемлемым (например, не ожидалось, что ситуация причинит какой-либо вред, а исследование проводилось в контексте обычной деятельности людей). Во-вторых, несмотря на то, что информированное согласие не требовалось, исследователям все же пришлось выбирать участников из числа всех покупателей, поднимавшихся по лестнице в тот день. Чрезвычайно важно, чтобы этот вид отбора производился в соответствии с четко определенным набором правил, которые устанавливаются до начала сбора данных и могут быть четко объяснены впоследствии. В этом случае при каждом спуске по лестнице сообщнику давали указание смотреть на первого встречного человека в возрасте от 20 до 50 лет. Только если человек смотрел в ответ, он становился участником исследования. Смысл наличия четко определенного правила отбора состоит в том, чтобы избежать предвзятости при выборе участников. Например, если бы сообщник был свободен выбирать, на каких покупателей он будет смотреть, он мог бы выбрать дружелюбно выглядящих покупателей, когда он настроен улыбаться, и недружелюбно выглядящих, когда он не настроен улыбаться. Как мы вскоре увидим, такие предубеждения могут быть совершенно непреднамеренными.

Стандартизация процедуры

На удивление легко ввести посторонние переменные во время процедуры. Например, один и тот же экспериментатор может давать четкие инструкции одному участнику, но расплывчатые инструкции другому. Или один экспериментатор может тепло приветствовать участников, в то время как другой едва смотрит им в глаза. В той мере, в какой такие переменные влияют на поведение участников, они добавляют шум к данным и затрудняют обнаружение влияния независимой переменной. Если они систематически изменяются в зависимости от условий, они становятся смешивающими переменными и дают альтернативные объяснения результатов. Например, если участников экспериментальной группы тестирует теплый и дружелюбный экспериментатор, а участников контрольной группы тестирует холодный и недружелюбный экспериментатор, то то, что кажется эффектом лечения, на самом деле может быть результатом поведения экспериментатора. . При наличии нескольких экспериментаторов возможность введения посторонних переменных еще больше, но часто это необходимо по практическим причинам.

 

 

Исследователь Роберт Розенталь провел большую часть своей карьеры, показывая, что такого рода непреднамеренные изменения в процедуре действительно влияют на поведение участников. Кроме того, одним из важных источников таких вариаций являются ожидания экспериментатора относительно того, как участники «должны» вести себя в эксперименте. Этот результат обозначается как (Rosenthal, 1976) [5] . Например, если экспериментатор ожидает, что участники экспериментальной группы справятся с задачей лучше, чем участники контрольной группы, то он может непреднамеренно дать участникам экспериментальной группы более четкие инструкции или больше поддержки или дать им больше времени для выполнения задачи. Поразительный пример: Розенталь и Кермит Фоде попросили нескольких студентов лабораторного курса психологии обучать крыс бегать по лабиринту. Хотя крысы были генетически похожи, некоторым студентам сказали, что они работают с крысами, способными ходить в лабиринте, которые были выведены, чтобы быть хорошими учениками, а другим студентам сказали, что они работают с крысами, которые не умеют ходить в лабиринте. были воспитаны, чтобы быть плохими учениками. Действительно, в течение пяти дней обучения «лабиринтные» крысы давали больше правильных ответов, давали правильные ответы быстрее и улучшались более стабильно, чем «лабиринтные» крысы (Rosenthal & Fode, 19).63) [6] . Ясно, что это должны были быть ожидания студентов относительно того, как крысы поведут себя, что имело значение. Но как? Некоторые подсказки получены из данных, собранных в конце исследования, которые показали, что студенты, которые ожидали, что их крысы будут учиться быстро, чувствовали себя более позитивно по отношению к своим животным и сообщали, что вели себя по отношению к ним более дружелюбно (например, больше обращались с ними).

Способ свести к минимуму непреднамеренные изменения в процедуре — максимально стандартизировать ее, чтобы она выполнялась одинаково для всех участников, независимо от их состояния. Вот несколько способов сделать это:

  • Создайте письменный протокол, в котором будет указано все, что экспериментаторы должны делать и говорить с момента приветствия участников до момента их увольнения.
  • Создайте стандартные инструкции, которые участники будут читать сами или которые экспериментатор слово в слово зачитывает им.
  • Максимально автоматизируйте оставшуюся часть процедуры, используя для этой цели пакеты программ или даже простые компьютерные слайд-шоу.
  • Предугадывать вопросы участников и либо ставить их и отвечать в инструкциях, либо разрабатывать для них стандартные ответы.
  • Вместе обучите несколько экспериментаторов протоколу и попросите их попрактиковаться друг на друге.
  • Убедитесь, что каждый экспериментатор тестирует участников во всех условиях.

Другой хорошей практикой является обеспечение того, чтобы экспериментаторы были «слепы» к вопросу исследования или условиям, в которых тестируется каждый участник. Идея состоит в том, чтобы свести к минимуму эффекты ожиданий экспериментатора за счет минимизации ожиданий экспериментаторов. Например, в исследовании лекарств, в котором каждый участник получает лекарство или плацебо, часто бывает так, что ни участники, ни экспериментатор, взаимодействующий с участниками, не знают, какое условие им было поручено выполнить. Поскольку и участники, и экспериментаторы не замечают этого состояния, этот метод называется 9.0191 . (Простое слепое исследование — это исследование, в котором только участник не видит этого состояния.) Конечно, во многих случаях такое ослепление невозможно. Например, если вы одновременно являетесь исследователем и единственным экспериментатором, вы не можете оставаться слепым к вопросу исследования. Кроме того, во многих исследованиях экспериментатор должен знать условие, потому что он должен выполнять процедуру по-разному в разных условиях.

 

«Блокатор плацебо», полученный с http://imgs.xkcd.com/comics/placebo_blocker. png (CC-BY-NC 2.5). [Описание изображения]

 

Ведение учета

Очень важно вести хорошие записи, когда вы проводите эксперимент. Как обсуждалось ранее, экспериментаторы обычно создают письменную последовательность условий до начала исследования, а затем проверяют каждого нового участника в следующем условии в последовательности. Когда вы их тестируете, рекомендуется добавить в этот список базовую демографическую информацию; дата, время и место проведения испытаний; и имя экспериментатора, проводившего тестирование. Также неплохо иметь место, где экспериментатор мог бы записывать комментарии о необычных случаях (например, о замешательстве или отказе участника) или возникающих вопросах. Такая информация может пригодиться позже, если вы решите проанализировать половые различия или влияние разных экспериментаторов, или если возникнет вопрос о конкретном участнике или сеансе тестирования.

Поскольку личность участников должна быть максимально конфиденциальной (или анонимной), их имена и другая идентифицирующая информация не должна включаться в их данные. Таким образом, для идентификации отдельных участников может быть полезно присвоить идентификационный номер каждому участнику при их тестировании. Обычно достаточно просто пронумеровать их последовательно, начиная с 1. Затем этот номер можно также записать на любых листах ответов или анкетах, созданных участниками, что упрощает их хранение.

Проверка манипуляций

Во многих экспериментах независимая переменная является конструкцией, которой можно манипулировать только косвенно. Например, исследователь может попытаться косвенно манипулировать уровнем стресса участников, говоря некоторым из них, что у них есть пять минут, чтобы подготовить короткую речь, которую они затем должны будут произнести перед аудиторией других участников. В таких ситуациях исследователи часто включают 90 191 в свои процедуры. Проверка манипулирования – это отдельная мера конструкции, которой исследователь пытается манипулировать. Цель проверки манипулирования состоит в том, чтобы подтвердить, что независимой переменной действительно успешно манипулировали. Например, исследователи, пытающиеся манипулировать уровнем стресса участников, могут дать им бумажный опросник или измерить их кровяное давление — возможно, сразу после манипуляции или в конце процедуры — чтобы убедиться, что они успешно манипулировали этой переменной.

Проверка манипуляции особенно важна, когда результаты эксперимента оказываются нулевыми. В случаях, когда результаты не показывают значительного влияния манипулирования независимой переменной на зависимую переменную, проверка манипулирования может помочь экспериментатору определить, вызван ли нулевой результат реальным отсутствием влияния независимой переменной на зависимую переменную. или если это связано с проблемой манипулирования независимой переменной. Представьте, например, что вы показывали участникам счастливую или грустную музыку из фильмов, намереваясь вызвать у них радостное или грустное настроение, но обнаружили, что это никак не повлияло на количество счастливых или грустных детских событий, которые они вспомнили. Это может быть связано с тем, что счастливое или грустное настроение не влияет на воспоминания о событиях детства. Но также могло случиться так, что музыка была неэффективна для создания у участников радостного или грустного настроения. Проверка манипуляции — в данном случае мера настроения участников — помогла бы устранить эту неопределенность. Если бы он показал, что вы успешно манипулировали настроением участников, то оказалось бы, что влияние настроения на воспоминания о детских событиях действительно отсутствует. Но если это показало, что вы не смогли успешно манипулировать настроением участников, то оказалось, что вам нужна более эффективная манипуляция, чтобы ответить на вопрос вашего исследования.

Проверки манипулирования обычно выполняются в конце процедуры, чтобы убедиться, что эффект манипулирования сохраняется на протяжении всей процедуры, и чтобы не привлекать ненужного внимания к манипуляции (во избежание характеристики требования). Тем не менее, исследователи поступили мудро, включив проверку манипулирования в пилотный тест своего эксперимента, чтобы не тратить много времени и ресурсов на эксперимент, который обречен на провал, и вместо этого тратить это время и энергию на поиск лучшего манипулирования независимыми экспериментами. переменная.

Пилотные испытания

Всегда полезно провести   эксперимент. Пилотный тест — это небольшое исследование, проводимое для того, чтобы убедиться, что новая процедура работает, как планировалось. В пилотном тесте вы можете набирать участников формально (например, из установленного пула участников) или неофициально из числа членов семьи, друзей, одноклассников и т. д. Количество участников может быть небольшим, но этого должно быть достаточно, чтобы вы были уверены, что ваша процедура работает по плану. Есть несколько важных вопросов, на которые вы можете ответить, проведя пилотный тест:

  • Понимают ли участники инструкции?
  • Какие недоразумения возникают у участников, какие ошибки они допускают и какие вопросы задают?
  • Участники скучают или расстраиваются?
  • Эффективна ли непрямая манипуляция? (Вам нужно будет включить проверку манипуляции.)
  • Могут ли участники угадать вопрос исследования или гипотезу (есть ли характеристики спроса)?
  • Сколько времени занимает процедура?
  • Правильно ли работают компьютерные программы или другие автоматизированные процедуры?
  • Правильно ли записываются данные?

Конечно, чтобы ответить на некоторые из этих вопросов, вам нужно будет внимательно наблюдать за участниками во время процедуры и поговорить с ними об этом позже. Участники часто не решаются критиковать исследование в присутствии исследователя, поэтому убедитесь, что они понимают, что их участие является частью пилотного теста, и вы искренне заинтересованы в отзывах, которые помогут вам улучшить процедуру. Если процедура работает по плану, то можно приступать к фактическому исследованию. Если есть проблемы, которые нужно решить, вы можете решить их, протестировать новую процедуру и продолжать этот процесс, пока не будете готовы к нему.

Описания изображений

Блокатор плацебо image description: Комикс с двумя говорящими фигурками из палочек.

Человек 1: Некоторые исследователи начинают выяснять механизм эффекта плацебо. Мы использовали их работу для создания нового лекарства: блокатора эффекта плацебо. Теперь нам просто нужно запустить испытание. Мы соберем две группы, дадим им обеим плацебо, затем одной дадим НАСТОЯЩИЙ блокатор плацебо, а другой… ждать.

[Два человека чешут затылки]

Человек 2: У меня болит голова.

Человек 1: Мой тоже. Вот, хочешь сахарную таблетку?

[Вернуться к изображению блокатора плацебо]

Атрибуты СМИ

  • Исследование XKCD CC BY-NC (Атрибуция некоммерческая)
  • Блокатор плацебо от XKCD CC BY-NC (Атрибуция некоммерческая)

  1. Розенталь, Р., и Розноу, Р.Л. (1976). Доброволец . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Уайли. ↵
  2. Геген, Н., и де Гай, Мари-Аньес. (2003). Влияние улыбки на помогающее поведение: улыбка и доброе самарянинское поведение. Отчеты о связи, 16 , 133–140. ↵
  3. Розенталь, Р. (1976). Эффекты экспериментатора в поведенческих исследованиях (расширенная ред.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Уайли. ↵
  4. Иболя, К., Брейк, А., и Восс, У. (2004). Влияние характеристик экспериментатора на отчеты о боли у женщин и мужчин. Боль, 112 , 142–147. ↵
  5. Розенталь, Р. (1976). Эффекты экспериментатора в поведенческих исследованиях (расширенная ред.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *