Методы психологического воздействия на человека – Средства и методы психологического воздействия информации на человека

Содержание

Методы и способы психологического воздействия на человека

Человек постоянно находится в социуме, из-за чего ему приходится ежедневно общаться и взаимодействовать с другими людьми. И это в жизни каждого из нас служит одним из главных факторов. Ведь успешность человека и его социальное положение во многом определяются умением договариваться с другими людьми, находить к ним подход и оказывать на них влияние. При этом нередко все мы сами подвергаемся влиянию окружающих, что чаще всего противоречит нашим интересам.

Методы психологического воздействия на человека рассматриваются в отдельном направлении психологии. Они состоят из различных способов оказания влияния, которыми мы пользуемся практически каждый день, занимаясь построением профессиональных, общественных и семейных отношений. Какие существуют методы психологического воздействия на человека, и какой цели можно добиться при их применении?

Понятие влияния

Данный термин чаще всего используется в социологии и психологии. Психологическое воздействие на человека – это не что иное, как влияние на его мысли и чувства. Оно представляет собой процесс, изменяющий поведение, установку, намерения, желания и представления кого-либо из окружающих. Такое психологическое воздействие на человека идет в обход его сознания, разума и логики. Осуществляется оно с использованием внушения, обращения к переживаниям и чувствам, к привычкам и бессознательному, к затаенным страхам и живым впечатлениям.

Цели влияния

Среди особенностей психологического воздействия на человека можно выделить его неосознанный и спонтанный характер, а также отсутствие социального контроля. Использование его производится с определенными целями, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

Тема психологического воздействия на других людей особенно интересна бизнесменам, маркетологам, рекламистам и предпринимателям. Используя существующие механизмы подобного влияния, они могут выгодно реализовывать свой товар. Правильное применение инструментов психологического влияния позволяет представителям этих профессий получать неплохую прибыль.

Существуют и другие цели психологического воздействия на человека. В их число входит:

  • удовлетворение личных потребностей за счет окружающих или через них;
  • подтверждение факта собственного существования и его значимости;
  • преодоление пространственно-временных границ собственного «Я».

Но в любом случае цель психологического воздействия на человека состоит в желании заставить его осознанно или на уровне подсознания подчиняться определенным требованиям, законам, установкам или нормам. Например, используя подобные приемы, директор, оказывая влияние на своих подчиненных, стремится сплотить коллектив или дать людям пищу для размышлений, чтобы они действовали на благо компании. Родители психологически воздействуют на своих детей с целью формирования полноценной личности, из которой получится воспитанный и законопослушный гражданин своей страны и хороший человек.

Реклама создается для того, чтобы заставить покупателя приобрести тот или иной товар. И в этом заключается ее основная цель психологического воздействия на человека. Также она может быть создана для того, чтобы люди проголосовали за определенного кандидата, посмотрели фильм, бюджет которого потребовал траты больших средств, которые нужно срочно вернуть, и т. д.

Не всегда цели психологического внушения имеют позитивный характер. Примером тому служат террористы-смертники. Перед выполнением задания их подвергают внушению, гипнозу и обработке, убеждая убивать других людей, умирая самому. Все это противоречит природе человека.

Виды влияния

Как правило, свою социально-психологическую активность люди направляют на отдельных индивидуумов или на целые группы.

При этом ученые и исследователи выделяют следующие виды психологического воздействия на человека:

  1. Информационно-психологическое. Порой его называют идеологическим и пропагандистским. Оно представляет собой воздействие информацией или словом. Основная цель подобного влияния заключена в формировании определенных социальных (идеологических) идей, убеждений и взглядов. Его использование вызывает у людей как положительные, так и отрицательные эмоции, активные массовые реакции, формируя одновременно с этим устойчивые представления-образы.
  2. Психогенное. Такое воздействие производится на мозг человека, в результате чего в нервно-психической деятельности индивида начинают наблюдаться отклонения от нормы. Причиной этого могут быть, например, шоковые воздействия каких-либо событий или окружающих условий. Так, картины многочисленных жертв или массовых разрушений столь негативно влияют на сознание человека, что он теряет ориентацию, утрачивает возможность действовать рационально, впадает в ступор, панику и т.д. Психогенное воздействие может быть оказано и цветом. Так, проведение экспериментов позволило установить, что желтый, оранжевый, красный и пурпурный учащают пульс, повышают артериальное давление и углубляют дыхание, а фиолетовый, синий, голубой и зеленый производят обратный эффект.
  3. Психоаналитическое. Для этого вида воздействия характерно влияние на подсознание человека различными терапевтическими средствами. Наиболее ярким примером тому может служить состояние глубокого сна или гипноза. Существуют также методы, при которых психологическое воздействие на сознание человека исключают возможность сопротивления не только отдельно взятого индивида, но и группы людей, находящихся в бодрствующем состоянии.
  4. Нейролингвистическое. Данный вид психологического воздействия на человека позволяет изменить его мотивацию. Происходит это при введении в сознание индивида особых лингвистических программ. Особенности психологических воздействий на людей в этом случае заключены в оказании влияния на нейрофизиологическую активность мозга. Одновременно с этим происходит изменение волевых и эмоциональных состояний. Основные средства психологического воздействия на человека при этом – специально подобранные словесные (вербальные) и невербальные программы, при усвоении содержания которых можно изменить в нужном направлении представления, убеждения и взгляды индивида или групп людей.
  5. Психотронное. Такое воздействие на других людей осуществляется при передаче информации через неосознаваемое (внечувствительное) восприятие. Например, существуют разработки, результатом которых являются генераторы низкочастотной и высокочастотной кодировки мозга, а также биолокационные установки, стимулирующие определенные психологические реакции. Последние осуществляются с помощью биологических и химических средств.
  6. Психотропное. Средством данного воздействия являются медицинские препараты, а также биологические и химические вещества. Так, оказывать влияние на психику могут некоторые сильно пахнущие элементы. Их применение позволяет изменять поведение человека и провоцировать его на выполнение тех или иных действий.

В социологии и психологии различают также направленное влияние и ненаправленное. К первому из них относят такие методы воздействия на человека, как внушение и убеждение. Ненаправленное влияние возможно при подражании и заражении.

Убеждение

Данный метод психологического воздействия является одним из самых безобидных, но при этом наиболее действенных. Этот способ основан на предоставлении фактов, которые становятся очевидными в случае выстраивания логической цепочки во время размышлений.

Но следует иметь в виду, что, используя различные психологические приемы воздействия на человека, необходимо учитывать уровень его интеллектуального развития. Доказывать что-либо индивиду, который стоит на ступеньку ниже в умственном развитии, по меньшей мере нелепо. Приведенные доводы будут для него непонятны, и поэтому он их просто не примет. Не стоит также убеждать в чем-то кого-то, кто умнее вас, ведь выглядеть это будет просто смешно.

Только после того как сознание человека освоит новую порцию информации, его мозг начнет искать объяснений. В этот момент все будет зависеть от искусства убеждения говорящего. Хорошо если ему удастся заставить собеседника довериться ему. В этом случае понадобится лишь чередовать в разговоре новые данных.

Самое главное требование любых способов психологического воздействия на человека состоит том, что говорящий не должен обманывать своего оппонента. Если только в его голосе прозвучит фальшь, то уровень доверия тут же начнет падать. В любом случае тот человек, который пытается убедить своего собеседника, должен создавать впечатление авторитетной личности.

Стратегии убеждения

Как оказать социально-психологическое воздействие на людей ? Для этого можно использовать одну из нескольких стратегий:

  1. Агрессивную. Ее выстраивают на противоречии имеющихся фактов. Подобное позволит доказать собеседнику, что говорящий является личностью неординарной. У человека тут же возникает желание выслушать доводы до конца, чтобы распутать созданную во время разговора логическую цепочку. Подобную стратегию применяют, как правило, профессионалы убеждения и слова.
  2. Пассивную. Подобная стратегия может сработать лишь в том случае, когда человек хорошо знает своего собеседника. Для того чтобы убедить его в чем-либо, он начинает осторожно приводить примеры из своей жизни, сравнивая их со случаями, хорошо известными широкой публике. Этим он и подводит оппонента к той мысли, которую он стремится до него донести. Подобное информационно-психологическое воздействие на человека возможно лишь при отсутствии расхождений и нестыковок в суждениях. Подобные оплошности не позволят получить желаемого результата.

Внушение

Это также один из способов психологического воздействия на человека. При его применении влияние на оппонента оказывается благодаря созданному эмоциональному фону. Это и заставляет человека действовать так, как говорит ему собеседник.

Внушение – это убеждение, использующее вербальные инструменты, такие как визуальный контакт, слова и т. д. Данные средства и заставляют человека поступать так, как ему это говорят.

Внушение может стать действенным инструментом только в том случае, когда человек будет соответствовать своим словам. Если он начнет пытаться «учить жить», рассказывать о законах достижения успеха и правилах поведения в обществе, но при этом его манеры и внешний вид не будут вызывать уважения, то вряд ли у оппонента появится желание подражать ему. Слова измученного индивидуума в грязной одежде, от которого разит перегаром, будут выглядеть нелепо, смешно и жалко. Именно поэтому тому, кто желает помочь своему собеседнику советом, стоит вначале разобраться в сложившейся ситуации, проникнуться возникшей проблемой и поставить себя на место своего оппонента. Только это позволит начать высказывать правильные мысли и поддержать того, кто нуждается в этом.

В чем кроется успех внушения?

Данный метод психологического воздействия имеет некоторые нюансы. Так, внушать свои мысли человек обязательно должен уверенным голосом, без всякой тени сомнения. Порой от того, каков тон произнесенной фразы, напрямую зависит успех идеи или ее провал.

Еще одним фактором, определяющим результат воздействия на человека, является его внушаемость. А этот показатель сугубо индивидуален. Например, высокий уровень внушаемости наблюдается у детей до 12-14 лет, а также у нерешительных и неуверенных в себе людей.

Особенно эффективным окажется подобный метод в том случае, когда смысл высказанных слов будет соединен с внешней информацией, которая понятна и знакома собеседнику.

При желании доказать человеку, что согласившись с имеющимися доводами, он останется довольным, следует привести пример какого-либо отрицательного результата, который непременно ожидает его при отказе от внушаемых мыслей.

Подражание

Нередко мы пользуемся теми или иными методами воздействия на человека и даже сами не подозреваем об этом, ведь происходит подобное на уровне подсознания. Так, человек, достигший каких-либо высот в интеллектуальном плане или карьере, непременно становится предметом восхищения и уважения. При этом с того, кто успел воплотить в жизнь свои стремления, менее опытные люди начинают брать пример. Стоит иметь в виду, что объект подражания на высоте должен находиться всегда. Для того чтобы воспользоваться данным методом психологического воздействия на людей, он должен быть восхитительным, запоминающимся, ярким и привлекательным в любых ситуациях. Другими словами, ему необходимо удовлетворять желание окружающих людей следовать своему идеалу.

Почему человек стремится быть похожим на кумира?

Основу подражания нередко составляет эмоциональный всплеск или неосознанная зависть. Так, все дети стремятся брать пример со своих родителей, а подрастая — со сверстников или кумиров. Порой тягу к подражанию человек проносит через всю свою жизнь. Иногда именно это психологическое воздействие толкает людей на положительные или отрицательные поступки. Например, подросток берет в руки сигарету, ведь так делают многие из его одноклассников. Или молодой человек начинает заниматься тем или иным видом спорта в стремлении быть похожим на своего кумира.

Подобные методы оказания психологического воздействия людьми используются непроизвольно. Вряд ли знаменитости ставят перед собой цель склонить своих поклонников нарастить массу или похудеть. Но, тем не менее, подобное влияние ими оказывается, причем порой оно бывает довольно сильным.

Заражение

Подобный способ психологического воздействия на людей является самым древним и наиболее изученным. В его основе лежит передача эмоционального состояния от одного человека к другому.

Наверняка многие в своей жизни сталкивались с такой ситуацией, когда прекрасное настроение портилось из-за внезапно появившегося человека, который со слезами на глазах начинал рассказывать свою жалостливую историю. Замечательное душевное состояние куда-то улетучивалось. Настроение падало и становилось похожим на то, которое было у собеседника. Особо впечатлительным натурам в такой ситуации даже не нужно было слышать печальных слов. Настроение начинало падать на эмоциональном уровне при восприятии сигналов от тех, кто находится рядом.

Еще одним ярким примером, который характерен для метода заражения, является паника. Особенно яркое влияние подобное психологическое воздействие оказывает в толпе. При наличии большого скопления людей, находящихся в равных критических условиях, при возникновении паники у одного из них этому чувству начинают поддаваться практически все из присутствующих.

Однако заражение может наступить не только какими-либо отрицательными эмоциями. Очень хорошо от человека к человеку передаются веселье, смех и позитивное настроение.

fb.ru

Способы психологического воздействия

Психологическое воздействие — это влияние на нервную систему, эмоции, идеи и действия других людей. Совершается за пределами сознания с помощью разных методов влияния.

1. Заражение

Заражение — это психическое влияние на человека при общении, которое передает определенное настроение через эмоциональное состояние.

Чаще всего возникает при массовом скоплении людей: митинги, демонстрации, спортивные арены, носит стихийный характер и осуществляется на бессознательном уровне при передаче эмоций от одного человека к другому, вследствие чего возникает чувство единства с толпой. [4, c. 212]

2. Внушение

Внушение – это введение каких-либо мыслей, эмоций в обход сознания.

Используют с целью изменения ненужного действия либо мышления личности.

Процесс происходит только с помощью слов, при этом информация, полученная при внушении, обязана быть сжатой, но наиболее информативной. [5, c. 511]

Обстоятельства, требуемые для успешного внушения:

1) Источник информации обязан обладать определенным влиянием;

2) Отсутствие сопротивления к внушающему влиянию.

Источниками влияния больше всего становятся: общество, СМИ. Различные формы внушения:

2.1. Самовнушение

Самовнушение — это метод внушения, направленный лично на себя.

Более всего подвергаются внушению люди некрепкой нервной системой.

Способы внушения:

• в активном состоянии человека;

• аутотренинг

• гипноз

Типы внушения:

2.2. Эмоциональное внушение

Образцом может стать инцидент из воспоминаний Ф. И. Шаляпина. Актеры дискутировали о том, что такое искусство. Шаляпин незаметно вышел в соседнюю комнату, а спустя некоторое время появился, неожиданно открыв дверь. Он возник на пороге крайне бледный, с всклокоченными волосами, трясущимися губами, полными ужаса глазами и произнес: «Пожар!». Поднялись крики, возникла паника, однако, неожиданно Федор Иванович сказал, что теперь его собеседникам очевидно, что такое искусство.

2.3. Поведенческое внушение

При попадании человека в толпу, охваченную паникой, через определённый период он начинает вести себя подобным способом.

2.4. Интеллектуальное внушение

Иногда человек понимает, что он неосознанно копирует посторонние идеи, или перенимает манеру беседы, копирует постороннюю позу.

2.5. Аутотренинг

Это особый способ самовнушения, в результате которого, человек управляет своими мыслями и психологическим состоянием.

2.6. Гипноз

Это особый способ внушения, при котором у человека наблюдается снижение волевого контроля, в результате чего, он становится, наиболее подвергнут внушению, перестает контролировать своё поведение, и теряет способность адекватно оценивать происходящую ситуацию.

Находясь в гипнотическом состоянии, человек может совершать различные действия помимо своей воли. [1, c. 97]

3. Убеждение

Убеждение – это психическое влияние на человека, основанное на добровольном восприятии им данных с помощью, которой его стремятся убедить, при этом отсутствует любой вид принуждения или давления, а также остаётся право выбора на принятие решения.

Наиболее подвержены убеждению люди с большей степенью умственного развития и владеющие сформированным логическим мышлением, с покладистым характером, обладающие хорошим настроением. К наименее склоняемым, принадлежат люди с невысокой степенью интеллекта, обладающие плохим настроением. Они же, в свою очередь, являются наиболее внушаемыми. [10, c. 42]

Требования, необходимые для оптимального убеждающего результата:

  1. Доказывающая речь обязана быть выстроена с учетом индивидуальных особенностей адресата;

  2. Она должна быть последовательной, логичной, неоспоримой, включать обобщения и примеры;

  3. Нужно приводить и подвергать анализу сведения, известные адресатам;

  4. Убеждающий непосредственно сам обязан быть уверенным в том, в чем он стремится уверить слушателей. Неточности, логические несоответствия стремительно понижают результат убеждения;

  5. Заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.

Наибольший эффект от убеждения проявляется в том случае, если убеждению подвергается не один человек, а целая группа лиц.

Убеждение базируется на доказательствах. Любое доказательство состоит из тезисов, доводов, демонстрации.

Тезис — это идея, достоверность каковой необходимо доказать. Он обязан быть точно, понятно, сформулирован и аргументирован фактами.

Довод — это, истина, которая уже доказана.

Демонстрация — это логичное высказывание, комплекс закономерных законов, применяемых в доказательстве.

В некоторых случаях убеждение может иметь « эффект бумеранга»:

  1. В речи оратора видны различия в установках, при этом он не обладает необходимым авторитетом или не может обосновать преимущество своих убеждений;

  2. Убеждения перенасыщены целенаправленной идеологией, большим количеством доводов и доказательств, в результате чего главная мысль оратора теряется;

  3. Повторение одной и той же информации приводит к перенасыщении (реклама на ТВ). В то же время правильное использование повторения информации может использоваться для пропаганды слушателей.

Убеждение используют в науке, культуре, образовании, политике, экономике, и других. [6, c. 28]

studfiles.net

как сбить человека с толку

НЕСТАНДАРТНЫЕ МЕТОДЫ психологического воздействия


Предсказуемость делает человека уязвимым, а непредсказуемость?

Умение действовать нестандартно — высший пилотаж мастера влияния, а нестандартно ВСЁ, ЧТО ИДЕТ ВРАЗРЕЗ социально принятым нормам, стереотипам, ожиданиям…, а значит — сбивает с толку, ломает привычную игру…, тем самым давая возможность более уверенно вести, влиять, убеждать, управлять, побеждать…

Наверняка у каждого в жизни было не мало случаев, когда он испытывал легкое смятение, замешательство, неуверенность, был чем-то обескуражен, шокирован… — не знал, что сказать, как ответить, что в принципе делать, как себя вести…

К примеру, вы приходите на переговоры, а вам вместо протянутой руки поправляют галстук…; вы готовы слушать, а ваш партнер хватается за мобильный телефон и начинает с кем-то усердно разговаривать…; у вас серьезные намерения, а перед вами «референт» в короткой юбке — и то и дело нога на ногу… — легкое замешательство, испарина на лбу…?, не знаете, как себя вести…? — а вам уже что-то говорят, спрашивают и опять говорят…

Известный индийский разбойник Ангулима как-то посчитал, что такой человек, как Будда, не должен существовать, что он своими проповедями смущает народ. И вот он шел за Буддой и кричал: «Эй, Будда, остановись!». Будда не обращал внимания. «Эй ты, Будда, я тебе сказал, остановись!». Будда продолжал идти дальше. «Я тебе говорю, остановись! Сам Ангулима тебе говорит! Меня вся Индия знает!». Будда неожиданно спокойно, полуобернувшись, ответил:
«А я уже давно остановился»
, — продолжая идти. И у разбойника в этот момент — шок, смущение и он понял, что Будда его превосходит и в результате стал его учеником. Итак, поведение бывает стандартное, ожидаемое, понятное, а бывает нестандартное, неожиданное и не понятное, сбивающее с толку, вводящее в замешательство, отключающее способность думать и понимать происходящее…

ЧТО ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ?— …
— что-то неожиданное, идущее в разрез намеченным или привычным ожиданиям
— или что-то непонятное, просто не укладывающееся в голове…
— столку, так же, сбивает наглое, несправедливое
красивое и сексуальное
обижающее, пугающее и устрашающее…
— а так же, когда внезапно вторгаются в душу, в сферу значимого, в ее растревоженную суть…

Психологические основы нестандартного воздействия

Человек не может думать всегда… о том, как лучше, как надо… — голова устанет, поэтому многое делается на выработанном, проверенном жизнью «автомате» — совершает обычные ежедневные стандартные ритуалы, пользуется отработанными, проверенными схемами — ходит, бегает, ест, пьет, водит автомобиль, выполняет рутинную работу…, думает выработанными стереотипами, реагирует выработанными рефлексами, чувствует привычными чувствами, да и живет во многом выработанными, удобными сценариями… Т.е. многое в нашей психике работает стандартными программами, блок схемами — «если так, то будет эдак…» — на любой стимул приходит мгновенная реакция — мысль, образ, эмоция, представление, сложившееся убеждение.

Все это помогает освободить наш разум для более важных дел, когда необходимо думать, принимать решение, обдумывать, придумывать…
Более того, готовясь к определенным серьезным мероприятиям, человек так же вырабатывает определенные установки, ожидания… И мало готовится к чему-то необычному, неожиданному, непривычному, тем более, если дело касается, стандартной, привычной ситуации.

Именно поэтому, встречаясь с чем-то неожиданным и непонятным человек на время вылетает из привычной колеи, перестает понимать происходящее: теряется, пугается, встает в ступор, удивляется, поражается… Получается некое «зависание», «разрыв шаблона» (термин НЛП)- привычный шаблон, программа, сценарий поведения в данной ситуации нарушается. Результат — человек обескуражен, сбит с толку, и некоторое время недоумевает — не знает, что делать, что сказать, как себя вести.
Далее необходимо какое-то время, чтобы опомниться, придти в себя, включить разум, и начать думать, и думать по-новому, исходя из требований, условий изменившейся ситуации — именно на это, во многом, и расчитаны нестандартные, сбивающие с толку, ходы.

Итак, как сбить человека с толку, взять ситуацию под свой контроль, и побудить его делать так, как вам хочется или нужно? Другими словами, что и как можно сделать нестандартного, необычного, непривычного?

Разберем некоторые примеры нестандартных манипуляций

Наглец лезет без очереди. Ему: «Куда лезешь?»
«Извините, я только что подошел, я пройду без очереди, потому что очень сильно спешу… «. Люди в недоумении, а этот уже покупает…

Как-то раз я сидел ночью, на улице, в незнакомом районе, на лавочке (ждал кого-то)… стандартная ситуация, подходят хулиганы — «Дай закурить…», понимая, что ничем хорошим любой ответ не закончится, я им с авторитетной интонацией:
«Слышите парни, за мной менты следят, уже который день… Вон, видите машину?- там двое … Шли бы вы отсюда побыстрее, а то не под свой замес ненароком попадете… вам это надо? (ребята удалились, при этом не забыв предложить помощь)…

Если вкратце разобрать классическую хулиганскую ситуацию «Дай закурить…» (как прелюдию к началу приключений в жанре «гоп-стоп»), то здесь хулиганы, в общей массе, обычно готовы к двум ответным реакциям по типу: «Нет курить…» и «»Вот, пожалуйста, угощайтесь…» — все остальное будет вылетать из их привычной, «протоптанной колеи», и поэтому будет несколько неожиданным, а значит, на какое-то время будет шокировать и сбивать с толку…

Некоторые нестандартные ответы на реплику «Дай закурить…»:
«А в морду слабо сразу дать?»
— Хорошо, что подошли, вы-то мне как раз сейчас и нужны…
— «Нет курить. В рыло могу дать. Хочешь?»
— «Щас дам…, иди сюда…!»
— «Дай закурить! — Закури, дорогой, закури… Завтра утром, с восходом зари, ты уйдешь по тайге опять золотую руду искать…»
( из песни о геологах )

«Ну-ка, дай закурить!» — мне детина сказал, он на голову был меня выше.
Я ответил: «Туда я иду, на вокзал», — сделав вид, что его не расслышал.

Он тогда повторил, взяв меня за плечо, он плечо моё стиснул до хруста,
но я, будто не слыша, промямлил: «Ничё, только вот на душе как-то грустно.»

«Сигарету! Кретин!» — он смотрел мне в глаза, и я видел: не шутит детина,
но ему отвечал: «Если верить часам, на моих — двадцать три с половиной.»

…Я лежал на земле… Из чужого окна ностальгически песня звучала:
«Друг, оставь покурить! А в ответ — тишина»… Я домой не вернулся с вокзала».
(немного грустный, но близкий к реальности, конец от Игоря Высоцкого)

Человек также склонен «зависать», отключаться от действительности, если что-то противоречивое возникает в его когнитивной сфере — сфере его мыслей, убеждений, представлений… (Леон Фестингер в 1957 году такого рода противоречия назвал

).

К примеру, вы знаете человека, как лаботряса, пьяницу, тунеядца, а он, вдруг, перед вами (и вашими заслуженными «жигулями») на новой, свежей дорогой иномарке, в общем, красавец… (ощущения, я думаю, описывать не надо, как впрочем, и наоборот)

Далее… пара хороших примеров из книги С. Горина и А. Котлячкова

«Эту историю рассказал мне мой коллега. Был он на суточном оперативном дежурстве, дежурил в форме. Вечером съездил на ужин. За ним зашла машина, и поехал он в отдел. Тут по рации передают: заедите по адресу, там семейный скандал, а участковый на вызове. Ладно, поехали.
Далее его рассказ в оригинале:
«Водителя я оставил в машине, пошел один. Поднимаюсь на этаж, дверь открыта. Захожу. Слышу, на кухне кто то плачет. Заглядываю туда. Сидит женщина за столом: физиономия вся черная от синяков, плачет. Не успел я слова сказать, вдруг вижу боковым зрением — в зеркале, что в прихожей висит за моей спиной, мне в спину два ствола смотрят, двустволка, то есть. Ну, думаю, на этом все — все у меня и опустилось. Что делать? Назад повернуться — выстрелит. Вперед броситься — все равно достанет.
И вдруг… Ну, видно, есть Бог на свете. Что на меня нашло? Я как заору на женщину: «Ты что, с…! До каких пор будешь мозги парить, милицию вызывать! У тебя мужик прекрасный, а ты, с…, его доводишь!».
Ну и так далее, ору на нее, матом крою. Женщина, видать, одурела, ничего понять не может. А я матерюсь, а сам назад пячусь пячусь, боковым зрением слежу: двустволка ниже, ниже. Как увидел, что совсем опустилась — резко поворачиваюсь, вырываю ружье, и прикладом тому товарищу по башке. Тут и водитель зашел, говорит, что почуял что то неладное. Вдвоем мы его и скрутили».
Кстати, после того случая на семейные скандалы у нас в городе стали выезжать только группой, в бронежилетах и с оружием.

Краткий анализ этого примера: типичный разрыв шаблона. Во-первых, милиционер, приехавший на защиту избитой женщины, начинает кричать на нее. Во-вторых, не просто кричит, а использует ненормативную лексику. Согласитесь, это несколько отличается от общепринятых правил. В-третьих, он хвалит ее мужа, при этом не видя (якобы), что тот целится ему в спину. В общем, есть от чего придти в замешательство даже пьяному. Естественным завершением разрыва шаблона стало физическое воздействие и задержание преступника.

А вот пример А. Ситникова:
«… Один из моих учеников, работающий в уголовном розыске, поехал на выполнение одного очень важного задания. Они приготовились к тому, чтобы взять преступника в квартире, но в квартире его не оказалось. Телефона в квартире не было. Моему знакомому пришлось выйти из дома для того, чтобы позвонить из автомата. В стекле телефонной будки он увидел отражение подходившего к нему сзади преступника. Времени на раздумья не оставалось. И он сделал единственно правильное, что можно было сделать в этой ситуации — он неожиданно обернулся и сказал: «Дай две копейки!» — «Сейчас», — ответил тот. Этого секундного замешательства хватило для того, чтобы его обезоружить».

Или вот такой креатив…
«Молодой гаишник останавливает водителя, рванувшего на красный свет:
— Документы!
Товарищ сержант, у друзей забыл: по триста грамм как выпили, так все из головы вылетело!
Гаишник, не зная, что делать, бежит к старшему:
— Товарищ лейтенант, там мужик пьяный и без документов.
Лейтенант подходит:
— А ну дыхните… Нет, не пьяный… Документы!
Водитель протягивает права.
— А сержант говорил, что вы пьяный и без документов.
Ага! Вы его послушайте, так он еще скажет, что я и на красный рванул…«))

nrpsy.ru

Методы психологического воздействия на человека

Психологическое давление может воплощаться в самых разных приемах – тут уж, как говорится, все зависит от фантазии агрессора. Однако основные методы манипулирования сознанием должны быть известны каждому человеку для того чтобы им противостоять. Как известно, предупрежден – значит, вооружен, и это на сто процентов касается всего того, что связано с психологическим давлением. Итак, чем чаще всего пользуются любители воздействовать на умы сограждан?
 

Транс

Один из древнейших способов влияния на психику человека. Он погружает наше сознание в особое состояние, в котором теряется способность анализировать информацию и принимать осознанные решения. Восприятие фокусируется на чем-то одном, естественно, выгодном манипулятору. В транс можно ввести разными способами – чаще всего используются однообразные раздражители, например, монотонная речь, быстро меняющиеся картинки, раскачивание маятника и т.д. … В подобном состоянии сознание особенно уязвимо к давлению, поэтому вам могут словесно внушить что-либо или спровоцировать вас на нежелательные действия.
 

Использование слов-триггеров

Это такие слова, которые несут в себе важный для «жертвы» эмоционально-смысловой оттенок. К ним часто прибегают продавцы, стремящиеся продать свой товар: «Купите телевизор понадежнее шубу поэлегантнее шорты помоднее …». В них отражается какая-либо оценка или качество, которыми «жертва» хочет обладать.
 

Подстройка

Она выражается в том, что человек копирует те или иные компоненты вашего поведения: интонацию, ритм дыхания, позу, манеру говорить, взгляд, походку и т.д. … Казалось бы, в этом нет ничего плохого, но после подстройки начинается непосредственно психологическое воздействие. Вы уже находитесь на одной волне с человеком, и ему гораздо проще «повести» вас в нужную сторону.
 

Ссылка на авторитеты

Когда вам нужно убедить кого-то в чем-то, нередко бывает достаточно сослаться на какого-либо эксперта в этой области, и все – победа у вас в кармане. Между прочим, это классический вариант психологического давления. Как ни странно, авторитеты тоже могут ошибаться, но это остается за кадром.
 

Психологические «игры»

Нет-нет, это не те самые веселые упражнения – скорее, схемы манипулирования другим человеком. Их существует великое множество. Например, образцово ведущий себя ребенок периодически делает что-то из ряда вон выходящее. Возможно, он просто вредничает, но чаще всего дело в другом: ребенку хочется, чтобы его хвалили за хорошее поведение, которое взрослыми воспринимается как норма. После проступков вероятность получения похвалы увеличивается, так как родители видят контраст. Другой пример: на работе начальник вызывает подчиненного и просит его сделать кучу дел к завтрашнему дню. У подчиненного глаза на лоб лезут, после чего начальник говорит: «Ну, ладно. Сделай хотя бы это». И подчиненный с радостью убегает выполнять поручение, хотя изначально ни за что не подписался бы на него.
 

Обмен благодарностями

Прием давления заключается в том, что человек сначала оказывает вам какую-либо незначительную услугу, о которой вы, возможно, даже не просили, а потом настойчиво намекает на то, что неплохо было бы его за это отблагодарить.
 

«Слабо»

Каждой из нас с детства знаком этот прием, когда вам предлагают выбор: или вы делаете то, что от вас требуют, или вы окажитесь плохой. К нему прибегают все, кому не лень: мужчины, коллеги, начальники, друзья и знакомые, продавцы в магазинах. Парадоксально, но это работает!
 

Образ желаемого будущего

Вам в красках рисуют картину, что будет, если вы сделаете то, что от вас хотят. Наша душа так устроена, что стремится к состоянию радости и психологического комфорта, и мы готовы на все, лишь бы их достичь. При этом возможные неудобства для нас от такого действия просто не учитываются.
 

Устрашающие образы

Если приведенные выше методы не работают, то человеку можно продемонстрировать, как будет плохо, если действие не будет осуществлено. Например, начальник говорит: «Если вы не сделаете отчет, то компании грозят штрафы». Страх пересиливает, и вы соглашаетесь.

my-facts.ru

Способы психологического воздействия на людей

Каждый человек изо дня в день подвергается различного рода влияниям. Такие воздействия могут появляться отовсюду. Это происходит от всего, что его окружает: люди, телевидение, реклама, кино и тому подобное. Но самым сильным воздействием на человека обладают другие люди.

Автор Редакция На чтение 2 мин. Просмотров 663 Опубликовано

Например, чтобы отдохнуть от влияния на работе нам нужен отпуск. Хорошо, когда отдых на черном море длится, как можно дольше. И на майские можно уехать в Одессу на берег моря, в отель окруженный зеленью, песчаным пляжем и вдохнув ароматы цветущих степей, сказать: “Анна Мария!”.

Когда вы отдохнули хорошо бы разобраться, кто имеет сильное воздействием на Вас. Давайте разберемся.

Все способы психологического влияния можно разделить на несколько групп, которые включают в себя различные приемы воздействия:

1. Эффект заражения

Он подразумевает под собой передачу психического и эмоционального состояния от одного человека к другому. Как правило, эффект заражения происходит неосознанно. Отсюда, кстати, всем известное выражение «заразился смехом». Если человеку какое-то время находиться среди людей, подверженных панике, то вскоре он и сам невольно начнет паниковать. То же самое относится к страху, злости и другим сильным чувствам. Передача психо-эмоциональной информации действует непосредственно на подсознание человека, который «заражается».

2. Внушение

Этот способ воздействия осуществляется посредством слов. Несущая информация должна быть максимально сжатой, но очень емкой по своей информативности. Здесь огромную роль еще играет сам человек, который пытается что-то внушить другим. Он должен иметь достаточно высокий авторитет среди внушаемых и обладать безграничной уверенностью в себе и в то, что говорит. Такой метод воздействия имеет несколько форм: гипноз, внушение в бодрствующем состоянии и внушение в период полной расслабленности, релаксации. Однако, существуют люди, которые очень слабо поддаются какому-либо внушению. В основном, это те, которые пережили в жизни какие-то сильные потрясения.

3. Убеждение

Такой вид влияния на людей направлен непосредственно на сознание человека с целью «донести» какую-то конкретную информацию до разума человека. Эффективность такого воздействия зависит от уровня интеллекта и образования того, кого убеждают. Убедить проще человека, обладающего логическим и высокоинтеллектуальным складом ума. Тяжелее всего применить этот метод будет на людях с низким уровнем интеллекта и трудным характером. Убеждение основано в основном на логическом содержании информации.

4. Подражание

Подражание, как правило, происходит на подсознательном уровне. Особенно сильно этот вид воздействия проявляется, когда объект подражания умнее, сильнее или имеет какие-то другие качества, который бы хотел иметь внушаемый человек. Он может копировать манеру разговора, привычки, одежду и даже походку. Такие люди порой сами не замечают, что кому-то подражают, так как делается это неосознанно.

www.cluber.com.ua

Способы психологического воздействия на людей

Каждый человек изо дня в день подвергается различного рода влияниям. Такие воздействия могут появляться отовсюду. Это происходит от всего, что его окружает: люди, телевидение, реклама, кино и тому подобное. Но самым сильным воздействием на человека обладают другие люди.

Например, чтобы отдохнуть от влияния на работе нам нужен отпуск. Хорошо, когда отдых на черном море длится, как можно дольше. И на майские можно уехать в Одессу на берег моря, в отель окруженный зеленью, песчаным пляжем и вдохнув ароматы цветущих степей, сказать: «Анна Мария!».

Когда вы отдохнули хорошо бы разобраться, кто имеет сильное воздействием на Вас. Давайте разберемся.

Все способы психологического влияния можно разделить на несколько групп, которые включают в себя различные приемы воздействия:

1. Эффект заражения

Он подразумевает под собой передачу психического и эмоционального состояния от одного человека к другому. Как правило, эффект заражения происходит неосознанно. Отсюда, кстати, всем известное выражение «заразился смехом». Если человеку какое-то время находиться среди людей, подверженных панике, то вскоре он и сам невольно начнет паниковать. То же самое относится к страху, злости и другим сильным чувствам. Передача психо-эмоциональной информации действует непосредственно на подсознание человека, который «заражается».

2. Внушение

Этот способ воздействия осуществляется посредством слов. Несущая информация должна быть максимально сжатой, но очень емкой по своей информативности. Здесь огромную роль еще играет сам человек, который пытается что-то внушить другим. Он должен иметь достаточно высокий авторитет среди внушаемых и обладать безграничной уверенностью в себе и в то, что говорит. Такой метод воздействия имеет несколько форм: гипноз, внушение в бодрствующем состоянии и внушение в период полной расслабленности, релаксации. Однако, существуют люди, которые очень слабо поддаются какому-либо внушению. В основном, это те, которые пережили в жизни какие-то сильные потрясения.

3. Убеждение

Такой вид влияния на людей направлен непосредственно на сознание человека с целью «донести» какую-то конкретную информацию до разума человека. Эффективность такого воздействия зависит от уровня интеллекта и образования того, кого убеждают. Убедить проще человека, обладающего логическим и высокоинтеллектуальным складом ума. Тяжелее всего применить этот метод будет на людях с низким уровнем интеллекта и трудным характером. Убеждение основано в основном на логическом содержании информации.

4. Подражание

Подражание, как правило, происходит на подсознательном уровне. Особенно сильно этот вид воздействия проявляется, когда объект подражания умнее, сильнее или имеет какие-то другие качества, который бы хотел иметь внушаемый человек. Он может копировать манеру разговора, привычки, одежду и даже походку. Такие люди порой сами не замечают, что кому-то подражают, так как делается это неосознанно.

.

published on novostiifakty.ru according to the materials cluber.com.ua

Запись Способы психологического воздействия на людей взята с сайта Новости и факты.

Мой мир

Facebook

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

novostiifakty.mediasole.ru

Методы психологического воздействия. Диагностика способности к общению

Методы психологического воздействия

В главе 2 отмечалось, что все стороны, все составные части общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная) действуют взаимосвязанно и взаимообусловленно. Однако у каждой из этих сторон есть вполне определенные способы и приемы, позволяющие наилучшим образом совершенствовать процесс общения. Этим самым совершенствуется способность человека к общению. К примеру, описанные в главе 2 приемы и способы слушания и говорения развивают в основном коммуникативную сторону общения. Методы активного психологического взаимодействия в наибольшей степени способствуют совершенствованию интерактивной стороны общения. Методы психологического воздействия развивают все три стороны общения, но в основном – коммуникативную и перцептивную. Но мы знаем, что деление понятия «общение» на три составляющие его стороны носит весьма условный характер. Следовательно, указанные выше приемы и способы психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности служат основой для развития всех трех сторон процесса общения, а значит, способствуют совершенствованию способности личности к общению, организаторских и коммуникативных качеств личности.

Психологическая наука и общественная практика выработала наиболее активные и действенные методы воспитания и развития личности. Такие методы как убеждение, внушение, самовнушение могут быть отнесены как к методам воспитания, так и к методам психологического воздействия. Действительно, процесс воспитания предполагает психологическое воздействие на сознание, чувства, деятельность и поведение обучаемых с целью формирования определенных личностных качеств. Здесь прямая взаимосвязь воспитательных и психологических воздействий. Рассмотрим некоторые из этих методов, относящихся собственно к методам психологического воздействия.

Убеждение – это система словесно-предметных воздействий на сознание обучаемых (подчиненных) или общее мнение коллектива, которая обеспечивает добровольное принятие распоряжений и превращение их в мотивы поведения членов коллектива. Любое воздействие руководителя направлено в конечном счете на формирование, закрепление или изменение установок, отношений, мыслей, чувств и действий обучаемых.

Следует различать убеждения истинные и убеждения ложные. В предпринимательской деятельности, например, руководитель стремится к тому, чтобы находящиеся в его подчинении работники становились не только простыми исполнителями, но и инициативными, творческими работниками. Ложные убеждения возникают как синтез отрицательных взглядов и отрицательного жизненного опыта. К таким убеждениям можно отнести убеждения лиц, придерживающихся своего «кредо»: «Не обманешь – не проживешь», «Для достижения своей цели все средства хороши» и т. п.

Формами убеждения могут быть диспуты, беседы, личный пример, доказательство и некоторые другие. При проведении этих форм убеждения следует иметь в виду эмоциональное состояние убеждаемого. К примеру, некоторые из форм убеждения будут мало эффективными при нахождении убеждаемого в состоянии, скажем, алкогольного опьянения. В другом случае, например, когда партнер признает и приемлет высокий авторитет руководителя, личный пример последнего усиливает эффект психологического воздействия.

Следует особо сказать о такой форме убеждения, как доказательство. Оно может быть разделено на составляющие: тезис, аргумент, способ доказательства. Пример: доказать, что фирма по товародвижению осуществляет посредническую деятельность между производством и потребителями (тезис). Все маркетинговые посредники осуществляют посредническую деятельность между производством и потребителями. Фирма по товародвижению – маркетинговый посредник (аргумент). Следовательно, эта фирма действительно осуществляет такую деятельность.

При доказательстве может быть допущена логическая ошибка – совмещение тезисов. Например, надо доказать, что Петров – опытный маркетолог, а выбраны аргументы, что Петров – старейший производственник. Другой ошибкой в доказательстве является «круг» (круг в доказательстве, или порочный круг), когда в качестве аргументов используются положения, выдвигаемые в тезисы (например, «маркетолог – человек, занимающийся маркетинговой деятельностью» и т. п.).

Внушение – это система словесно-образных воздействий на коллектив и отдельных его членов с целью вызвать соответствующие состояния и поведение, потребности и привычки. Метод внушения обладает большими возможностями для предупреждения усталости, снятия отрицательного влияния состояния ожидания, стресса в аварийных ситуациях и т. п. В каждом отдельном случае руководитель может применять отдельные формулы внушения. Такие формулы внушения должны включать в себя простые и понятные слова, как правило, не более 5–6 слов. Например, для снятия возбуждения в критической ситуации руководитель повелительным тоном, не вызывающим возражения, произносит фразу: «Все спокойны! Все остаются на местах! Действуем по следующему плану…»

Для быстрого отдыха, восстановления сил и работоспособности можно использовать такую формулу внушения: «Вы уже пришли в состояние полного душевного и физического спокойствия, необходимое для отдыха и сна. По всему вашему телу начинает разливаться приятная истома. У вас появляется сонливость, тяжелеют веки, руки, ноги. Вы находитесь в состоянии полного покоя. Вы засыпаете. Вас ничто не волнует. Вы погружаетесь в глубокий сон». Если такую формулу применяет сам испытуемый, то мы будем иметь дело с саморегуляцией личности, а процедура применения такой формулы называется аутогенной тренировкой. Аутогенная тренировка – это система приемов самовоздействия, с помощью которой становится возможным управление некоторыми непроизвольными психическими процессами и состояниями организма (притупление бдительности, отвлечение внимания, гипнотическое состояние и др.). Особенно важно овладение приемами психического воздействия для операторов АСУ, водителей транспортных средств, спортсменов. Аутогенная тренировка в значительной степени может повлиять на устранение временных неустойчивых неблагоприятных факторов, повысить общую вероятность безошибочного выполнения предписанных функций.

Более сильным вариантом внушения является гипноз. С помощью гипноза лечат дефекты речи, алкоголизм, устраняют навязчивые состояния, страхи и т. п.

Всем известны такие случаи внушаемости, которые достигаются с помощью психотерапевтических сеансов (к примеру, психотерапевтические сеансы Анатолия Кашпировского). Но если здесь определенный положительный эффект в лечении различных болезней может достигаться, то вряд ли стоит говорить о положительном влиянии на здоровье людей заклинаний экстрасенсов, колдунов и прочих «целителей» человеческих душ. Конечно, в настоящее время немало самородков в области народной медицины. Но, как отмечает С. А. Романов, проблема в другом – под словом «целитель» или «народный врачеватель» нынче подписываются и откровенные шарлатаны и жулики. «Часто в передачи телевидения и на страницы газет попадают случайные люди, неучи, которые подрывают авторитет истинно народных целителей, обладающих уникальными возможностями. Теперь уже не секрет, что почти одна треть лиц, заявляющих о своих способностях целителя, – люди, страдающие душевными заболеваниями. Еще треть – мошенники и аферисты, старающиеся заработать на чужой беде. И только оставшаяся треть – специалисты, способные оказать посильную медицинскую и психологическую помощь».[3]

В печати сообщалось о разработке в некоторых странах так называемого психотронного оружия, которое предназначено для зомби-рования и поражения центральной нервной системы человека, для манипулирования его сознанием и управления поведением. Психооружие основано на применении электронного манипулирования мозгом с помощью ультразвука и микроволнового излучения.

Одним из необходимых условий эффективного внушения является внушаемость. Под внушаемостью понимается способность человека изменять свое поведение по требованию другого лица или группы людей, не опираясь при этом на логику или сознательные мотивы (т. е. безотчетная подчиненность требованиям других людей). Внушаемость зависит от возраста (чем моложе, тем выше), пола (чаще всего женщины более внушаемы, чем мужчины), интеллекта (с повышением уровня образования внушаемость обычно снижается), состояния здоровья (при переутомлении или после заболеваний внушаемость становится выше) и других факторов. Кроме того, внушаемость значительно варьируется в зависимости от вида внушения и авторитетности того лица, которое производит внушение.[4]

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. Подражание направлено на внешнюю идентификацию индивидуумом себя с некоторой значимой для него личностью. Эта личность называется значимый другой. При навязчивом подражании субъект перенимает у значимого другого манеры поведения, голос, мимику, походку, привычки, моду и т. п.

Оказание психологической помощи. Индивидуальная психологическая помощь осуществляется специалистом-психологом или психотерапевтом. Проводится методами индивидуальной беседы, психологической консультации, психотерапевтического сеанса. Для подготовленного практического психолога, имеющего лицензию на право оказания клиентам психологической помощи, основным из методов является психологическая консультация. Консультирование предполагает проведение разнообразной работы с клиентом, психологическое диагностирование. На основе выявления психологических свойств личности принимается квалифицированное решение о наличии у испытуемого определенного психологического состояния. При психологическом консультировании, прежде чем давать какие-либо советы клиенту, квалифицированный психодиагност должен правильно поставить психологический диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей клиента. Р. С. Немов отмечает,[5] что психологическое консультирование чаще всего проводится не как разовый акт, а как серия встреч и бесед с клиентом, помогая ему решать свои проблемы. При этом должны быть получены результаты «входной» и «выходной» психодиагностики, т. е. данные психологического обследования в начале консультирования и после завершения работы с клиентом.

Психологическое состояние клиента тоже определяется как в начале, так и в конце психокоррекционной работы. В эффективности предпринимаемых психокоррекционных мер должен убедиться не только экспериментатор, но и сам клиент. Ведь вера в успех является одним из важнейших факторов эффективности любого терапевтического воздействия.

Определенное суждение о психологическом состоянии клиентов (работников фирмы, предприятия) может дать менеджер в социальной сфере или руководитель организации, к которым обращаются их подчиненные. Поводы могут быть самые разнообразные: депрессивное состояние, предвзятое отношение к работнику со стороны старшего по должности, конфликт в коллективе, ссора в семье, ожидание страха и т. п. Руководитель предприятия или фирмы должен обладать основательными психологическими знаниями. Проводя психологическую беседу, обязан внушить к себе доверие, установить контакт с работником, оценить нервно-психическое состояние подчиненного, особенно перед выполнением им ответственного задания. Ведь руководитель может встретиться и с настоящими психическими, и с некоторыми нервными расстройствами. При этом следует отличать притворство от действительного психологического срыва, слабости нервной системы.

В педагогике сделана попытка использовать приемы и способы внушения в процессе обучения. Болгарским ученым Г. К. Лозановым разработана так называемая суггестопедия, в основе которой лежат методические приемы внушаемости при обучении.

Внушение, самовнушение, приемы и способы суггестивной методики будут более эффективными, если проводить их на фоне психического или физического расслабления (релаксации). Релаксация – это уменьшение напряжения, состояние покоя, расслабленности. Произвольная релаксация осуществляется путем принятия спокойной позы, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды деятельности. Быстро достичь состояния релаксации помогает аутогенная тренировка, о которой говорилось выше.

Методы психологического воздействия нельзя рассматривать в отрыве от методов активного взаимодействия людей в совместной деятельности. Всегда при организации совместной деятельности взаимодействие людей происходит на фоне психологического, эмоционального взаимовлияния с применением целого арсенала методов психологического воздействия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *