Методы психологического исследования и психологического воздействия на личность
Сущность понятия «методы психологического воздействия»
Определение 1
Психологическое воздействие – это преднамеренное или непреднамеренное влияние человека или группы людей на психическое состояние, мысли, чувства, поступки другого человека.
Рисунок 1. Психологическое воздействие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Понятие «психологическое воздействие» сложное и многогранное и, если его суть выразить кратко, то оно будет означать манипуляцию с подсознанием человека, которая происходит вопреки здравому разуму. Оказывая влияние на эмоции и чувства человека, можно управлять его поведением. Цель психологического воздействия – использовать других, чтобы удовлетворить собственные потребности. В основном, в попытках манипулировать лежат эгоистичные цели, правда, могут быть и благие цели.
Психология изучает методы и способы воздействия и не разделяет мотивы на плохие и хорошие. Психология просто открывает новые факты. Что касается методов психологического воздействия, то они довольно разнообразны и каждым из них политики и диктаторы владеют в совершенстве.
Под методами воздействия понимается совокупность приемов, воздействующих на интересы, склонности, потребности, поведение человека. Направлены методы воздействия на формирование новых потребностей или на то, чтобы изменить побудительную силу имеющихся мотивов.
Изменить поведение человека можно посредством изменения его желаний и мотивов, взглядов, мнений, установок. Когда установки разрушаются, возникает фактор неопределенности. При высоком уровне неопределенности, повышается тревожность, а в результате пропадает целенаправленность деятельности.
Специалисты выделяют прямые и скрытые методы психологического воздействия:
- Прямые методы – это приказ, требование, предложение, убеждение, просьба.
- Скрытые формы – это различные манипуляции и внушения, например, гипноз.
Замечание 1
И прямые и скрытые методы воздействия на личность применяются в политике, педагогике, средствах массовой информации, бизнесе и др.
Психологическое воздействие может изменить мировосприятие человека и сделать его в чужих руках марионеткой, заставить действовать вопреки здравому смыслу.
Психологическое воздействие, прежде всего, оказывает свое влияние на людей, неуверенных в себе. Образованные и уверенные в себе люди внушению, заражению, убеждению поддаются очень плохо.
Иногда используется метод создания неопределенных ситуаций – он вводит человека в состояние «потери себя» и если ему показать выход из неопределенности, то он воспринимает эту установку и реагировать будет так, как от него требуют. Метод создания неопределенности ведет к изменению смысловых, целевых установок, изменяет поведение человека и его цели.
Характеристика методов психологического воздействия
К методам психологического воздействия в психологии относятся:
- заражение,
- внушение,
- убеждение,
- подражание.
Психологическое заражение является неосознаваемой склонностью человека к определенным психическим состояниям. Метод осуществляется через передачу определенного психического настроя с большим эмоциональным зарядом и имеет интегративную и экспрессивную функции. Интегративная функция используется для того, чтобы усилить монолитность группы, экспрессивная же функция связана со снятием психического напряжения и особенно хорошо проявляется на зрелищных мероприятиях.
Механизм заражения ведет к тому, что эмоциональное воздействие партнеров по общению сводится к многократному их усилению. Например, если кто-то в толпе начал паниковать, множество людей, находящихся в одинаковых критических условиях, тоже поддадутся панике. Заразиться можно и положительными эмоциями, например, заразительный смех, позитивный настрой и др.
Другой вид воздействия на личность – внушение, которое оказывается на эмоциональном фоне и заставляет действовать так, как этого хочет оппонент. Внушение происходит с помощью вербальных инструментов, это могут быть слова или визуальный контакт. Внушение должно происходить уверенным голосом и без тени сомнения. Тон произнесенной фразы может оказать влияние на успех или неудачу. Внушаемость является показателем индивидуальным, высоким уровнем внушаемости отличаются дети до 13 лет, нерешительные и неуверенные в себе люди.
Замечание 2
Когда смысл внушаемых слов соединяют с внешней информацией, знакомой и понятной внушаемому, то внушение действует особенно хорошо.
Довольно безобидным и действенным методом психологического воздействия является убеждение. Факты, выстроенные в логической цепочке размышлений, становятся понятны и убедительны. Правда, при этом надо учитывать уровень интеллектуального развития оппонента, потому что, что-либо доказывать человеку с низким умственным развитием будет просто глупо. Главным моментом является правда, обман и фальшь в словах сразу почувствуются и, естественно, уровень доверия резко упадет. Слова должны излучать силу, а сам человек выглядеть уверенно и авторитетно.
Если совпадет уровень развития оппонента, правдивость его утверждений, соответствие образа и высказываний, тогда можно выбрать стратегию поведения, влияющую на человека психологически. Стратегии могут быть разные – агрессивные и пассивные, какая будет выбрана, зависит от степени подготовки к разговору.
После этого выбирается метод воздействия на человека – внушение, убеждение, подражание или заражение.
Методы психологического исследования личности
Методы психологического исследования и методология относятся к наиболее дискутируемым проблемам психологии.
Методы представляют собой способы изучения психических особенностей человека, анализа и обработки собранной психологической информации. Используются они в области психологии для решения конкретных исследовательских задач и основными из них являются эксперимент и наблюдение.
Для каждого метода характерны свои подвиды и особенности.
Замечание 3
Главная задача методов психологического исследования заключается в раскрытии закономерностей, особенностей, механизмов функционирования психики людей и социальных групп.
Методы имеют свои возможности и свои ограничения, которые необходимо учитывать в практической деятельности.
Методы психологического исследования классифицируются, но в этом вопросе выделяются различные подходы. Например, Б. Ананьев выделяет такие группы методов:
- организационные, включающие сравнительный анализ – сопоставление по определенному критерию, лонгитюдный – продолжительное исследование одного явления, комплексный, в котором принимают участие представители разных наук;
- эмпирические, связанные со сбором первичной информации через наблюдение и самонаблюдение;
- эксперименты, включающие лабораторное, полевое, естественное и констатирующее исследование;
- психодиагностические – тесты проективные и стандартизированные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия и др.;
- праксиметрические, включающие хронометрию, биографический метод, циклографию, профессиограмму, моделирование, оценку продуктов деятельности;
- методы обработки данных, как количественные, так и качественные, дающие возможность установить, скрытые от восприятия закономерности;
- интерпретационные, объясняющие зависимости и закономерности выявленных данных в сравнении с известными фактами, к ним относятся: психологический профиль, психография, генетический метод, структурный метод.
«Какие методы влияния на людей самые эффективные?» — Яндекс Кью
Физические. В широком смысле. Включая ОМП.
Из последних — бактериологические.
Инфекционные, вернее.
Бехтерев, правда, и гипноз — точнее, внушение — называл «психическим заражением» — в частности, здесь — не он один, как можно догадаться — и это логично.
Вы полностью прочли предыдущую фразу?
Это я на Вас повлиял, не так ли 🙂
Шучу, любое слово влияет, любая фраза — на «носителя языка» — и не только. Не только язык, и не только на носителя.
Один другой известный исследователь психического воздействия считал, что первой реакцией первобытных людей на слова было убегание. Страх. Избегание друг друга.
Мало ли, что другой скажет — а я послушаюсь…
Вообще, влияет всё. Идея, событие, процесс. Вещество, энергия, информация. И на всё. Вы, однако, спрашиваете о методах.
Причём о влиянии именно на людей — как на людей. Правильно я понял?
Не на физическую субстанцию их организмов, не на сами эти организмы, не как на вообще живые существа. Поэтому прямое насилие и пытки (в широком смысле, включая голод, изнурительный труд и ограничение контактов) оставим в покое.
Что значит «как на людей»? На их поведение. Если особо не философствовать на эту тему, люди отличаются от остальных живых существ непредсказуемостью поведения. Они как-то по-своему где-то внутри «обрабатывают информацию» — и на выходе бывает непонятно, как и почему они вообще могли такое сделать. Остальные, нормальные животные, ведут себя предсказуемо. Как минимум, логично.
Эффективные методы влияния, соответственно, предполагают сделать поведение людей или одного человека предсказуемым. Как минимум, понятным. Управляемым, в частности.
Тут стоит различить, кстати, управление и влияние.
Первое представляет собой чисто информационное воздействие одной управляющей системы на другую, существенным аспектом результата чего тоже является информация. Всё остальное — поведение, в частности, конкретное действие — только носитель. Человек так или иначе ведёт себя, управляющее воздействие меняет лишь характер, последовательность его действий.
Второе (влияние) может происходить «на нескольких планах». Быть непосредственным, сигнальным или вербальным; комплексным; причём вербальное воздействие может инициировать «сигнальное», то есть есть акцентировать внимание или память на сигналах «первой системы». Быть подготовленным — в том числе наркотическим или иным химическим воздействием. Различаться по длительности — в частности, быть многолетним. Как воспитание, образование. Использовать звук, запах, свет, ритм, разные образы, культурные стереотипы, быть эмпатическим, двигательным, эмоциональным, логическим. И разумеется — всё это вместе.
Поэтому разумно это всё упорядочить. Например, выделить этапы воздействия: присоединение, особое состояние восприятия, ведение.
Естественно предположить, что наиболее эффективны те методы влияния, которые учитывают особенности конкретных людей. Хотя присоединиться можно и к небольшой группе, коллективу, толпе, социальному слою, массам. Существуют методы воздействия на большое количество людей.
О влиянии на людей написано множество книг. Одни из них посвящены «магнетизму», другие — внушению, третьи — манипулированию, искусству нравиться, актёрскому мастерству, НЛП, системному мышлению, различным психотехникам.
Однако существует метод, которому посвящено обидно мало литературы. И который, по сути, эффективнее всех остальных.
Этот метод — правда.
Известно, что гораздо проще внушить человеку то, во что и сам искренне веришь. Эта простая истина, в частности, используется МЛМ. Однако это всё же не «метод правды», поскольку где-то в этой цепи есть обманщики.
Настоящая же правда не только передаётся от одного человека другому без особых помех, и не только с разных сторон — в этом она не отличается от сплетни; настоящая правда не только искренна — в этом она не отличается от мифа; настоящая правда может проверяться и углубляться, корректироваться. Приближаясь к истине. И она, вне всякого сомнения, влияет на людей.
Овладейте тремя способами влиять на людей
Эффективность влияния на других зависит от роли и ситуации — узнайте, как выбрать, какая тактика будет лучше всего работать для вас и вашего уникального контекста.
Влияние — это способность лично влиять на действия, решения, мнения или мышление других.
В конечном счете, влияние позволяет вам добиваться цели и достигать желаемых результатов.
На базовом уровне влияние заключается в уступчивости — в том, чтобы заставить кого-то делать то, что вы от него хотите (или, по крайней мере, не подрывать его). Но для достижения ключевых целей и задач часто требуется искренняя приверженность других людей.
Влияние на людей Зависит от роли
В начале вашей карьеры или на отдельных ролях влияние заключается в эффективной работе с людьми, над которыми вы не имеете власти. Это требует способности представлять логичные и убедительные аргументы и участвовать в обмене мнениями.
Руководя из середины, вам следует сосредоточиться на развитии четырех ключевых навыков, необходимых для влияния на других.
На старших или руководящих должностях влияние на людей больше связано с постановкой долгосрочных целей, вдохновением и мотивацией других и передачей видения.
Но где бы вы ни находились в организации, скорее всего, вам захочется освоить тактику влияния на людей, поскольку влияние — это один из 4 основных лидерских навыков, необходимых в каждой роли .
«Без возможности влиять на других ваша способность воплотить в реальность то, что вы представляете, остается неуловимой, потому что, в конце концов, никто не может сделать это в одиночку», — отмечает Джордж Халленбек, ведущий участник нашей программы Ведущий 4 Успех ® , который помогает лидерам развивать эти 4 ключевых элемента лидерства.
3 ключевые тактики влияния
Мы обнаружили, что тактики влияния делятся на 3 категории: логические, эмоциональные или призывы к сотрудничеству. Мы называем это влияние на людей с помощью головы, сердца, или рук .
3 Тактика влияния на людей
Логические призывы (голова)
Логические призывы используют рациональные и интеллектуальные позиции людей. Вы представляете аргумент в пользу наилучшего выбора действия, основанного на организационных выгодах, личных выгодах или и том, и другом, обращаясь к уму людей.
Эмоциональные призывы (Сердце)
Эмоциональные призывы связывают ваше сообщение, цель или проект с отдельными целями и ценностями. Идея, которая способствует ощущению человеком благополучия, служения или чувства сопричастности, трогает за живое и имеет хорошие шансы получить поддержку.
Призывы к сотрудничеству (Руками)
Призывы к сотрудничеству предполагают сотрудничество (что вы будете делать вместе?) , консультацию (какие идеи есть у других людей?) и союзы (кто уже поддерживает вас или имеет необходимое вам доверие?) . Совместная работа для достижения взаимно важной цели протягивает руку другим в организации и является чрезвычайно эффективным способом влияния.
Лидеры, которые эффективно используют эту тактику влияния, могут достичь своих целей и задач более успешно, чем лидеры, которым не хватает этой способности, независимо от того, какое место они занимают в организации.
Какие тактики влияния вам подходят?
Вот как выбрать наилучшую тактику влияния в вашей ситуации. Чтобы понять, что лучше всего подходит для конкретной задачи или стратегии, рассмотрите следующее:
- Оцените ситуацию. Почему вы занимаетесь этой работой? Почему вам нужна поддержка этого человека? Каких результатов вы пытаетесь достичь, оказывая влияние на этого человека? Четко определите, на кого вам нужно повлиять и чего вы хотите достичь.
- Знай свою аудиторию. Определите и поймите заинтересованные стороны. У каждого будут особые заботы и проблемы, а также собственная повестка дня, перспективы и приоритеты. Различные группы и отдельные лица потребуют различных подходов для оказания влияния. Адаптируйте свою стратегию влияния для конкретного человека, учитывая индивидуальные особенности, цели и задачи, а также организационные роли и обязанности.
- Проверьте свои способности. Какую тактику вы используете чаще всего? Что кажется наиболее эффективным? Какие новые тактики вы могли бы попробовать в этой ситуации? Также обращайтесь к другим за советом или коучингом. Например, если вы всегда сосредотачиваетесь на логических апелляциях, попросите коллегу, который является сильным партнером, помочь вам продумать тактику сотрудничества и аргументы.
- Обсудите свой подход. Какая тактика сработает лучше всего? Какие логические призывы будут наиболее эффективными? Как вы могли бы сделать эмоциональный призыв или призыв к сотрудничеству? Что конкретно вы могли бы сказать и сделать, чтобы использовать каждый тип тактики? Предугадывайте возможные ответы и подготовьте свой ответ. Какие контраргументы вы могли бы привести? Какие дополнительные тактики влияния были бы полезны?
Сначала вы можете попробовать новые тактики влияния в ситуациях с низким уровнем риска, потренировавшись один на один. По мере того, как вы станете более разносторонними и опытными в оказании влияния на людей, вы обретете уверенность в своей способности использовать навык убеждения, особенно в ситуациях с более высокими ставками.
Но также рассмотрите возможность немедленного изменения тактики, если у вас есть неотложная проблема, которая застопорилась из-за отсутствия согласия или поддержки.
Будет ли более логичный, эмоциональный или совместный подход иметь значение? Если да, попробуйте другую тактику влияния, но с другого ракурса — и вы обнаружите, что можете оказаться более влиятельным, чем вы думали.
Готовы сделать следующий шаг?
Повысьте квалификацию своей команды, помогая ей лучше влиять на людей. Сотрудничайте с нами для индивидуального обучения ваших руководителей с использованием наших модулей, основанных на исследованиях. Доступные темы лидерства включают подлинное лидерство, общение, эмоциональный интеллект и эмпатию, влияние и продажу ваших идей, прислушиваться к пониманию, психологическую безопасность и доверие, самосознание и многое другое.
7 способов влиять на других людей
Подпишитесь на Entrepreneur за $5
Подписывайся
Когда дело доходит до принципов убеждения, есть причина, по которой эти проверенные временем формулы работали веками.
По Фарра Смит
Мнения, выраженные участниками Entrepreneur , являются их собственными.
Способность человека оказывать влияние — один из важнейших навыков лидера любого уровня.
Маскот | Гетти ИзображенияМногие из нас полагают, что способность человека оказывать влияние обусловлена его уверенностью, интеллектом и харизмой.
Способность влиять не приходит сама собой. Это целенаправленно отточенный навык, требующий тщательного намерения, и люди, которых мы почитаем, ведут нас, используя ту же формулу, которая работала веками. Если вы хотите развивать свою способность влиять, вот семь ключевых шагов, которые помогут вам стать мастером убеждения 9.0005
«Единственный способ повлиять на других людей — это говорить о том, чего они хотят, и показывать им, как этого добиться.» — Дейл Карнеги
1. Укрепляйте доверие и будьте последовательны
Люди часто допускают одну серьезную ошибку, полагая, что влияние может быть эпизодическим.
В книге «Психология убеждения» автор Роберт Чалдини подчеркивает, что вы не можете продемонстрировать честность в ком-то, когда вы находитесь в процессе убеждения. Вы должны завоевать их доверие и всегда заботиться об их интересах. Для этого важно установить прочное взаимопонимание и искренне заботиться о человеке, прежде чем пытаться направить его к определенному результату. Вы должны действовать искренне, демонстрируя, что вам можно доверять и что ваша главная цель — помочь.
2. Присутствовать и общаться
Чтобы быть полностью вовлеченным в данный момент, больше слушать и меньше говорить.
Будучи активным слушателем, вы понимаете, что движет эмоциями другого человека. Как только вы поймете эмоциональные факторы, управляющие их мышлением, вы сможете продемонстрировать, что понимаете их, и ваш разговор пойдет дальше.
Если вы будете казаться рассеянным, неискренним или озабоченным собой, вы потеряете их с самого начала, и они, скорее всего, будут сопротивляться вашим усилиям.
Как сформулировал Наполеон Хилл в своей знаменитой книге «Думай и богатей»: «Продажа и убеждение — это передача эмоций».
Связано с: Освоение переговоров: как сделать продажи беспроигрышной ситуацией
3.
Попросите понятьВопросы убеждают сильнее, чем любая другая форма вербального поведения. Чем больше вы спросите, тем успешнее будет взаимодействие.
Прежде чем вы сможете мотивировать кого-то, вам нужно понять их основные ценности и движущие силы. Надеются ли они изменить мир, вызвать восхищение коллег или продвинуться по карьерной лестнице? Что для них принципиально важно? Что они переживают в своей жизни?
Отличный способ сделать это — задать им серию открытых вопросов, а затем задать вопрос «почему?» много раз. Корневой ответ никогда не исходит из исходного запроса, так что копайте глубже.
Помните, что люди ничего не делают по вашим причинам; они делают это по своим причинам. Вы должны найти время, чтобы полностью понять их мотивацию на самом глубоком уровне. Знание сущности человека даст вам больше влияния, и если вам не удастся вдохновить, вы, вероятно, не знали, что на самом деле им движет.
4. Обучать и поощрять
Большинство влиятельных людей в первую очередь побуждают других посредством обучения.
Люди слушают более эффективно, когда вы учите их, как делать лучший выбор, как справляться с проблемами и как думать о своей жизни и обстоятельствах конструктивно и самостоятельно.
Самый убедительный способ преподать урок — вдохновить с помощью рассказывания историй, метафор и аналогий. Проведите их через соответствующие эмоциональные переживания, но поощряйте их взять на себя инициативу в формировании результата и найти ответы для себя. Самый простой способ убедить кого-то — помочь ему убедить себя.
Связано: 10 причин, по которым сделки рушатся
5. Подтвердите подозрения и примите возражения
Прежде всего, никогда не делайте другого человека неправым. Как только вы повредите их намерение, они сработают, и вы проиграете.
Если в их подозрениях есть доля правды, разберитесь с ними прямо. Никто не сможет выставить ваши слабости в лучшем свете, чем вы сами. Это также повысит доверие к вам и позволит решить их проблему, прежде чем дать им возможность возразить.
6. Хвалите щедро, но искренне
В книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» автор Дейл Карнеги подчеркивает, как важно делать комплименты человеку, которого вы пытаетесь убедить. Заставьте их чувствовать себя важными и выражайте восхищение, но всегда делайте это искренне.
Каждый человек ищет искренней похвалы. Но помните о тонкой грани между похвалой и лестью, поскольку подхалимство может оттолкнуть человека.
7. Бросайте вызов и поощряйте
Наибольшее влияние обычно оказывают те, кто последовательно побуждает нас стать лучшими версиями самих себя. Заставляя нас повышать наши стандарты, учиться на неудачах, ошибках и неудачах, пробивая наши собственные стеклянные потолки и убеждая нас демонстрировать безупречный характер перед лицом невзгод. Они видят, кем мы способны быть, чего мы можем достичь, и вдохновляют нас подняться до уровня наших истинных способностей.
Ничто так не мобилизует внимание и не заряжает нас энергией, как вызов, который требует от нас расширения наших знаний, повышения наших навыков и повышения нашей способности достичь нового уровня успеха.
Какой бы ни была ваша цель, хотите ли вы, чтобы другие что-то сделали, что-то изменили, стали чем-то, что-то купили или поверили в вас, вы должны подходить к своим разговорам с учетом этих важных шагов. Вы можете легко вспомнить ключевые тактики, используя аббревиатуру CUP от высокопроизводительного тренера Брендона Берчарда, чтобы облегчить ваше взаимодействие: Connect, Uplift and Praise.
Мы не рождаемся лидерами с врожденной способностью убеждать других. Мы должны активно развивать навыки, и тем самым мы можем процветать.
Связано с: 3 лучшие книги для предпринимателей, к которым нужно возвращаться снова и снова Предприниматели
Этот ветеран армии начал покупать недвижимость для сдачи в аренду во время службы и теперь является постоянным инвестором в недвижимость. Вот его главные советы для достижения успеха.
Баланс между работой и личной жизнью — это нонсенс. Чтобы достичь своих целей, следуйте другому подходу.
Чувствуете, что застряли? 5 способов очистить свой разум и стать максимально продуктивным.
Эти основатели не смогли найти комиксы с сильными черными персонажами, поэтому они их создали. Затем Кевин Харт и Марк Кьюбан вложили в свой бизнес 500 000 долларов.
Франчайзинговые бренды должны начать использовать видеомаркетинг
Какой у вас стиль прослушивания? Знание этого сделает вас лучшим лидером.
«Итак, расскажите мне о себе»: используйте эту формулу из 4 шагов, чтобы ответить на этот страшный вопрос
Новости бизнеса
Пассажиры пострадали из-за обрушения трапа круизного лайнера при швартовке
Эмили Релла