Методы воспитания детей дошкольного возраста – Методы воспитания детей дошкольного возраста

Методы воспитания детей дошкольного возраста

Разносторонние способы воздействия на индивидуумов с целью их развития называется методами воспитания. Методы воспитания детей значительно отличаются в зависимости от их возрастной группы. Они применяются практически с первых дней жизни. Специалисты классифицируют их, так как, несмотря на общие цели, пути их решения абсолютно разные.

В дошкольном возрасте, в большинстве случаев воспитательный процесс ложится на плечи воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Однако они будут малоэффективны, если не закреплять полученные навыки, знания дома.

Классификация способов воздействия

На выбор определенной методики влияют сразу несколько факторов, характер воспитуемого, располагаемое время и наличие условий, степень квалификации преподавателя (воспитателя), возраст ребенка, уровень развития группы детей, коллектива, а также возраст детей.

Методик существует превеликое множество и для удобства их разбили на три группы:

  1. Развитие сознания малыша. Даная цель достигается при помощи поучительных историй, басен, бесед. Сознание ребенка восприимчиво в раннем возрасте к рассказам, включающие этические стороны личности. Истина рождается в споре? Верно, даже в столь раннем возрасте нужно «вызывать» детей на словесную дуэль. На доступном им языке, дошкольники должны активно принимать участие в отстаивание своих взглядов. 
  2. Хорошо воздействует на сознание метод убеждения. К предыдущим путям решения добавляется инструктаж. Здесь большое значение имеют практические занятия в виде упражнений. Обучающий должен в виде поручений приучить детей к выполнению определенных, общепринятых требований.
  3. Стимуляция. Постоянно поддерживать, а иногда и подогревать интерес к образовательному процессу. Под стимулирующими методами воспитания детей дошкольного возраста понимают поощрения, наказания. Необходимо периодически, в нужный момент вызывать между детьми дух соперничества. В этой группе применимы похвала, знаки одобрения, поощрения в виде похвальных писем, небольших подарков (призов), слов благодарности.

Способы воздействия имеют дополнительные классификации:

  • Классические методы – путем небольшого подавления воли, убеждения, похвалы, показания наглядных примеров;
  • Нововведения особо актуальны в прогрессивном современном обществе. Развитие творческого потенциала, корректирования с применением новейших методик, алгоритмов; 
  • Методы формирования социального опыта детей носят неформальный характер. Применяются они, как правило, через личностные отношения путем взаимодействия в социуме;
  • Практические способы – упражнения, применения полученных теоретических знаний на практике при помощи игр, включая ролевые, сценических постановок;
  • Развитие умения рассуждать происходит при помощи самопознания собственного эго и его соотношением с действительностью.

При таком разностороннем понятия и разделение способ по группам, основной целью воспитания является приобретение общественного опыта у детей. Российский новатор и ученый Караковский в свою очередь, упростил классификацию и разделил методы по шести группам воспитания:

  • при помощи слова;
  • ситуации;
  • действий;
  • игр;
  • общения;
  • взаимоотношений.

В качестве основных средств для воспитания можно применять любые предметы из богатого выбора объектов и явлений окружающей действительности, даров природы и так далее.

Способы развития речи

Развитие речевых навыков является важнейшим компонентом обучающей методики. Особое значение такое обучение для детей в возрасте двух-трех лет. Через речь, ребенок учится передавать свои мысли, переживания. Не без помощи взрослого малыш должен уметь определять временные, причинно-следственные, количественные, пространственные явления.

При помощи речи дети будут расширять как свое мировоззрения, так и социальный круг общения. При этом эти отношения научат ребенка правильно употреблять части речи, слов. Методы и развития речи разносторонне и имеют несколько путей.

В качестве общих знаний малыши должны уметь:

  • Понимать, когда к ним обращаются. Вначале понимание приходит вместе с визуализацией, наглядными примерами;
  • Далее они должны не только откликаться на обращения, но и отвечать на вопросы старших;
  • Понимать содержание речи и действовать в соответствии с содержанием;
  • Среди речевых навыков в младшем дошкольном возрасте, ребенок должен уметь задавать вопросы, касающиеся его эмоциональных переживаний и уметь отпрашиваться у взрослых.

Успехи развития речи детей выражены в умении вести монолог, повествуя о каком-либо событии. Возраст три года считается периодом активного формирования словаря. В него входит:

  • Название предметов, которыми кроха пользуется в процессе своей активности и, которые его постоянно окружают;
  • Описывать предметы, включая их особенности. Например, описывать их формы, цвета, размеры по отношению друг другу;
  • Умения называть предметы по их функциональности. Например, что бумагу режут ножницами, а хлеб нарезают ножом, кашу кушают ложкой, сок пьет из стакана и так далее;
  • Малыш должен уметь описывать свои действия. Например, я пошел гулять, попил из чашки, хочу кушать;
  • Уметь называть своих родных и близких по именам.

Для развития речи детей дошкольного возраста применяют игровой, учебный, трудовой и бытовой способ. В педагогике собраны не только дидактические, но и практические пособия для развития речи. При нейтральном или пассивном участии взрослых, формирование словаря у детей будет заторможенным или вовсе приостановиться его пополнение. Отсутствие внимания может привести к появлению в лексиконе детей слов-паразитов, жаргонных или даже бранных выражений, ведь дети в таком возрасте повторяют все услышанное.

Дидактические материалы направлены на развитие мелкой моторики, напрямую влияющей на речь, и умения различать звуки, их тональности.

Исследования, проведенные в области развития речи, выявили несколько уровнем развития:

  1. Низкий уровень обусловлен с совместным восприятием речи, но только с наглядностью. Он постоянно просит повторить то, что ему сказали. В ответ на вопрос, пытается ответить не словами, а жестикуляцией. В разговоре использует только простые слова, да и не особо стремится вступить в диспут или просто общаться с людьми при помощи слов. 
  2. При среднем уровне, маленький человечек понимает речь, но вот ответы у него вызывают затруднения. Он не может правильно оформить предложения, но при этом с желанием вступает в разговор как со своими сверстниками, так и с взрослыми.
  3. При высоком уровне ребенок достаточно свободно общается при помощи простых предложений и составляет он их правильно. Он понимает все то, что ему говорят, может взять инициативу на себя при вступлении в диалог, беседу.

В дошкольном возрасте ребенку важна правильная постановка звуков. Грамматические навыки формирующего словарного запаса осваивают чуть позже в младших школьных классах. Среди формирования речевых навыков используют три группы методов:

  • Наглядный;
  • Словесный;
  • Практический.

К наглядному способу относится созерцание, а также его производные. Это могут быть экскурсии, исследования предметов, осмотры достопримечательностей и так далее. Наглядный метод выступает в роли закрепления имеющихся знаний.

Словесный способ обучения применяется как в детских садах, так и дома. Правда, в домашних условиях он применяется чаще. Это чтение сказок, заучивание наизусть стихотворений, пересказ прочитанного родителями рассказа и так далее. К этому же методу относится и изучение игрушек, описание увиденных изображений.

Однако самостоятельно это не будет эффективно. К примеру, рассказ взрослого должен достигнуть своей цели. Для лучшего восприятия, повествование не должно быть перегружено ненужными элементами.

Содержание рассказа должно соответствовать жизненному опыту ребенка, а само чтение должно быть выразительным. После прочтения рассказа, малышам требуется объяснение некоторых моментов. Наводящие вопросы помогут дать объективную оценку содержанию рассказа и действиям его главных героев.

К практическому способу относится применение дидактического материала в виде готовых настольных игр, детских постановок а-ля театр. Практические способы используют в качестве решений речевых задач.

Самыми простыми практическими методами считаются игры с предметами. Например, внезапные исчезновения и появление предметов, введение компонентов соревновательного азарта и так далее.

Развитие слуха

Пополнение словаря у детей не будет продуктивным, если у малыша неразвитый звук. Потому, музыкальное образование пусть даже и домашнее очень важно. Принятие и понимание музыкальных произведений. Кроме того, музыкальные занятия являются основой формирования музыкальной культуры.

Способы музыкального обучения классический вариант, используемый педагогами вот уже не один десяток лет. Как и в развитие речи, музыкальное воспитание включает в себя три разновидности методик:

  • Наглядная;
  • Словесная;
  • Практическая.

  • Вместе со слухом одновременно развивается творческая сторона. Все методики должны применяться вместе с соответствующей последовательностью. Вначале наглядный пример через прослушивание, рассматривание иллюстраций к произведению. Далее идет процесс закрепления, при котором ребенок может воспроизвести услышанное, увиденное, в соответствие со своими навыками. Заключительный этап включает в себя создание практической базы. Для начала преподаватель показывает, как работать с полученным материалом, а дальше дети должны за ним повторить.

Количество задач увеличивается по мере взросления детей. Например, перед школой дети должны больше выполнять заданий самостоятельно. Так, имеется возможность определить их уровень развития.

Разнообразие способов не говорит об их разрозненном исполнении. Они эффективны только вместе, взаимно дополняя друг друга. Формы их использования зависят от выбранного дидактического материала.

  • Наглядный способ делится в свою очередь на слуховой и зрительный. В музыкальном воспитании слуховой метод находится в приоритете, так как без него не будет и музыкального восприятия. Основной целью данного обучения является научить малышей отличать контрастность между музыкальными произведениями. Для этого, педагог должен поставить перед детьми сравнительные задачи. Дети должны вначале отличать разные жанры. Задача по мере развития усложняется, постепенно они должны научиться распознавать отличия между практически аналогичными произведениями.

Зрительный метод в музыкальном воспитании – вспомогательный элемент. После услышанного, ребенок впечатлен, а закрепить полученные эмоции помогут иллюстрации. Здесь, детки могут пофантазировать, рассказав, с чем у них ассоциируется услышанное музыкальное произведения. В расчет принимаются и абсолютно незнакомые образы или явления. Учитывая, что зрительный метод лишь вспомогательный, то применяют его по мере необходимости.

К примеру, на выбор детей предлагаются несколько картин с различной тематикой. Дети выбирают любой жанр, основываясь на своих ощущениях.

  • Словесный способ универсален. Через слова преподаватель переедет знания о музыке, знакомит их с исполнителями, композиторами, музыкальными инструментами. При помощи слов воспитатель может объяснить восприятие музыки, придавая ей легкости или наоборот, больше мрачных ноток.

При общении с детьми о музыке очень важным считается передача характера музыки, ее настроения. Необходимо объяснить детям, как при помощи некоторых нюансов можно звукам придать того или иного звучания. Беседы с детьми должны нести эмоциональный характер. Потому в детских дошкольных учреждениях дети постоянно разучивают пени, при этом музыкальный работник учит детишек петь правильно, следуя ритму и мелодии.

Физическое воспитание

Под методами физического воспитания детей дошкольного возраста имеется в виду физическое развитие маленького человечка. Оно очень важно для общественного развития. Физически развитый человек более уверенно чувствует себя почти в любой обстановке, нежели индивидуум, не любящий физических упражнений.

Двигательная активность детей развивается путем применения целого комплекса упражнений. Для ДОУ они регламентированы и входят в состав сопроводительной документации. Процесс физического воспитания тесно переплетен с общепедагогическими методами.

Специфическая методика включает:

  • Упражнения, регламентированные дошкольным учреждением;
  • Эффективны и особо приемлемы упражнения игровой формы;
  • Способы, облаченные в соревновательную форму.

Стоит ли повторяться, но методами физического воспитания детей дошкольного возраста управляют все те же три группы, зрительная, словесная и практическая.

Регламентированные упражнения должны соблюдаться определенными условиями. Они должны:

  • Строго соответствовать технике выполнения упражнений. Сюда входит и их комбинация, а также связки и очередность их выполнения; 
  • Соответствовать объему и интенсивности нагрузок, приемлемых определенной возрастной категории. Динамика их выполнения должна строго соответствовать психическому и физическому состоянию ребенка на момент выполнения упражнений;
  • Должно соблюдаться время, отведенное на упражнения, а также на отдых, перерывы между ними;
  • Для различных упражнений в наличии должен иметься и соответствующий спортивный инвентарь. Это обручи, гантели, мячи, шведская стенка, маты и так далее.

Игровой способ воспитания носит не только физический, но и психологический, а также эмоциональный характер. Плюс игрового метода еще и в том, что она развивает координацию движений, развивает способность действовать самостоятельно, творческий потенциал.

Соревновательный способ. Его главное отличие от игрового способа в том, что он воспитывает морально-волевые качества в раннем возрасте. Спортивные состязания преимущественно проводятся среди старших детских групп.

При проведении совместных соревнований среди групп детей, важно чтобы их элементы соответствовали физическому развитию малышей. Они развивают не только соревновательный дух, но и учат человека адекватно оценивать результаты и реагировать на них. Кроме того, они воспитывают в детях сознательное восприятие требований, представленных в состязаниях в виде правил.

Грамотно подобранные действия развивают двигательные навыки, гибкость, умению применять эти действия в реальных, жизненных условиях. Спортивные конкурсы в раннем возрасте развивают творчество, как ни странно это бы не звучало. На пройденном примере, дети со своими сверстниками способны придумать самостоятельно новые виды спортивных игр, которые могут напоминать классические элементы, но при этом иметь свои правила.

Организовывать спортивные состязания можно только при соблюдении ряда условий:

  • Дети должны иметь определенные двигательные навыки;
  • Все элементы должны следовать друг за другом в определенной последовательности;
  • Элементы должны быть полезны и формировать эмоциональные, физические, психологические навыки;
  • Они должны воспитывать чувство ответственности как за себя, так и за вою команду, а также уважать своего соперника.

Все приведенные выше примеры воспитания детей дошкольного возраста основаны на методике педагогического подхода в детских садах, развивающих центрах. Но они не значат ничего без их применения в домашних условиях. Ответственность за воспитание этих навыков лежит не столько на педагогах и воспитателях, сколько на родителях.

pups.su

Классификация методов воспитания детей дошкольного возраста — Студопедия.Нет

Методы воспитания совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей для достижения воспитательных целей.

• В состав метода воспитания входят методические приемы.

• По отношению к методу приемы носят частный характер и подчиняются основной задаче, которую реализует данный метод.

Методы воспитания –это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.

Все методы воспитания адресованы к личности воспитанника. Но если воспитательные воздействия не принимаются ребенком и не становятся внутренним стимулом его поведения, то можно говорить об индивидуальной работе, о подборе методов, соответствующих особенностям воспитания, организации специальных педагогических ситуаций.

Существует много подходов к классификации методов воспитания.

В основу методов воспитания положен деятельностный подход к воспитанию и структура самой деятельности. Группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов).

2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.

1. Методы формирования сознания личности: разъяснение, беседа, рассказ, пример. Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются система понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, они помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.

Главным инструментом здесь является слово.С помощью словесного воздействия на ребенка стимулируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином поступке сверстника, литературного героя и т. д.

В ДОУ особенное место отводится рассказу – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа воспитанники получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. Рассказ дает возможность с новых позиций рассматривать свое личное поведение и поведение сверстников.

Метод рассказа требует от воспитателя эмоционального изложения, определенной артистичности.

Разъяснениекак метод воспитания постоянно используется в работе с детьми дошкольного возраста. Дошкольники осваивают опыт нравственного поведения, общения со сверстниками и взрослыми и поэтому естественно нуждаются в разъяснении правил поведения, определенных требований, в частности необходимости выполнения режимных моментов в детском саду.

Самое главное при использовании метода разъяснения – не превращать его в нотацию.

Беседа – это метод, связанный с диалогом. Диалог может вестись с одним воспитанником, с несколькими или фронтально, с большой группой детей.

Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Беседа – это привлечение самих детей к формированию у них определенных суждений, оценок.

По своему содержанию беседа может быть этической, эстетической, затрагивающей явления общественной жизни, а также о фактах науки.

Дети дошкольного возраста еще не имеют достаточного жизненного опыта для глубокого и самостоятельного анализа фактов и содержания беседы.

И вот тут очень важен примеркак метод воспитания, который широко используется воспитателем и специалистами дошкольных учреждений.

Пример – это своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец, достойный подражания. Функции положительного примера как метода воспитания: социальная, управленческая, воспитательная, познавательно-ориентирующая, стимулирующая, корректирующая. Ребенок всегда кому-нибудь подражает старшему брату, более сильному или умному товарищу, матери, отцу. Вначале это бессознательное подражание, а уже к выпуску из ДОУ ребенок переходит к преднамеренному, т. е. к подражанию внутренним качествам и свойствам личности, он подражает внешним проявлениям поступков и дает этому свое детское объяснение. Особую роль играет пример самого воспитателя. Испытывая положительные эмоции к своему воспитателю, дети любят говорить о нем постоянно и причем только самое хорошее. Воспитатель – пример для ребенка во всех случаях жизни.

2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – непременное условие развития и воспитания личности.

У детей дошкольного возраста в  совместных видах деятельности складываются интересы и стремления,  развиваются их способности, закладывается фундамент нравственных качеств.

 Среди методов организации деятельности наиболее часто используется приучение, направленное на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые способы поведения.

Приучить ребенка правильно вести себя необходимо с момента его прихода в младшую группу детского сада. Для выполнения необходимых действий с помощью метода приучения требуется определенное время и неоднократное повторение. Сначала воспитатель добивается точности выполнения действий, а затем быстроты и качества.

Метод приучения органически связан с таким методом воспитания как упражнение.При использовании упражнения требуется, чтобы дети прониклись пониманием личностной значимости выполняемого действия.

Система упражнений необходима для формирования привычек правильного поведения. Упражнение в своей основе имеет многократные повторения, закрепление, совершенствование нужных способов действий. Однако нельзя представлять упражнение как дрессировку, как механическое повторение действий. Упражнения связаны с организацией жизни детей, с их разнообразной деятельностью.

При использовании методов приучения и упражнения нельзя обойтись и без такого метода, как создание воспитывающих ситуаций.Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка. Воспитательное действие педагогической ситуации бывает иногда так сильно и результативно, что надолго определяет направленность нравственной жизни ребенка.

3. К методам стимулирования и мотивации деятельности и поведенияотносятся: поощрение, наказание, соревнование.

Среди указанных методов наиболее употребительны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание.

Поощрение– это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Оно всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. В поощрении особенно нуждаются замкнутые дети, испытывающие робость, несмелость, являющиеся следствием негативных отношений в семье.

Наказаниепринято считать дополнительным методом воспитания. Само наказание связано с осуждением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Главное – наказание не должно вызывать у ребенка страдания, отрицательных эмоций. При наказании ни в коем случае нельзя изолировать ребенка от группы сверстников, а некоторых детей нельзя осуждать в присутствии других.

В практической деятельности педагоги, воспитатели, выбирая методы воспитания, руководствуются целью воспитания, его задачами и содержанием. При этом важное значение имеет возраст детей, и индивидуальные особенности большей части воспитанников.

 

studopedia.net

Консультация «Методы воспитания дошкольников»

Консультация «Методы воспитания дошкольников»

Методы воспитания – 

способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения, отношения к себе и окружающему. Эффективность методов повышается при использовании их в разных ситуациях образовательного процесса в ДОУ, в различных видах детской деятельности, а также, если они применяются педагогом в единстве и постоянно варьируются.

Вариативность методам придают приемы воспитания, которые являются органичной частью метода, это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. Например, приемы методов наказания – наказание, отсроченное во времени, наказание коллективным осуждением, неодобрительный взгляд взрослого, лишение любимого занятия.

Эффективность воспитания также зависит от знания закономерностей воспитания и их учета. В дошкольной педагогике раскрывается целый комплекс методов воспитания дошкольников. Существует несколько 

классификаций методов воспитания.

Первая из них делит все методы воспитания по источнику воздействия на личность: наглядные, словесные, практические. В основании второй классификации лежит структура деятельности человека (в том числе ребенка). Эта классификация предложена Ю.К. Бабанским. Она отражает смысл деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Суть его заключается в том, что воспитание и развитие личности может эффективно осуществляться в процессе включения ее в разнообразные виды деятельности и отношения с окружающими. Выделяются 4 группы методов воспитания:

– методы формирования сознания личности;

– методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

– методы стимулирования поведения и деятельности воспитанников;

– методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса.

Методы воспитания дошкольников в ДОУ и семье (с ориентацией на классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского)

Методы формирования сознания личности

Направлены на формирование знаний детей о нормах и правилах поведения, общения, деятельности в обществе, их осознание детьми, включение их в картину мира дошкольника.

1. Словесные методы: этические беседы, рассказ, разъяснение, убеждение, чтение литературы, анализ поступков героев книг, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях.

2. Наглядные методы: наблюдение за поведением взрослых и детей, демонстрация кино- и видеоматериалов, жизненных ситуаций, примеров поведения и общения взрослых, рассматривание слайдов, картинок, иллюстраций с воспитательным содержанием, театрализация жизненных и сказочных ситуаций, поступков героев.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Направлены на формирование личного опыта дошкольников в области практического поведения и деятельности в обществе.

1. Приучение (формирование привычки действовать определенным образом).

2. Упражнение (многократное повторение действия для его закрепления, формирования навыков).

3. Воспитывающие ситуации, в основе которых лежит конфликт – борьба нормы и внутренних побуждений ребенка.

4. Игровые методы: игры-драматизации, ролевые игры, обыгрывание жизненных ситуаций и вариантов поведения в них.

Методы стимулирования деятельности и поведения Направлены на стимулирование социально принятых проявлений личности ребенка. Дошкольник нуждается в поддержке и одобрении взрослого; это является самым мощным стимулом его воспитания и развития.

1. Поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, жест, авансированное доверие, вручение наград, медалек, жетонов).

2. Порицание (неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной награды, ограничение в деятельности, запрет, метод естественных последствий).

3. Создание для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки взрослого.

4. Соревновательные методы.

Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса

Направлены на анализ и оценку результатов воспитательного процесса; диагностику уровня воспитанности дошкольников; сопоставление поставленных целей, достигнутых результатов.

1. Наблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка.

2. Специальные ситуации, диагностирующие уровень воспитанности ребенка. (Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты сделал?)

3. Беседы с детьми и родителями.

4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей.

5. Обыгрывание проблемных жизненных ситуаций, в основе которых лежит нравственный выбор.

6. Социометрия с выяснением зависимостей между воспитанностью и успешностью, местом ребенка в группе.

7. Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, черт характера, направленности личности, ее свойств, способностей, умений.

infourok.ru

Методы воспитания детей дошкольного возраста

В центре воспитательного процесса находится ребенок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступа­ют субъектами воспитательного процесса, воздейству­ющим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания.

Методы воспитания – это способы педагогичес­кого воздействия на сознание воспитуемых, направ­ленные на достижение цели воспитания.

В последнее десятилетие в педагогической теории существует понятие технологий обучения и воспитания.

Применение педагогических технологий в обра­зовании – это четкое определение участниками педагогического процесса целей и задач взаимодей­ствия с воспитанниками и обучающимися и пошаго­вое структурированное определение путей и спосо­бов их реализации. Таким образом, технология реализации педагогического процесса – это совокуп­ность последовательно реализуемых технологий пе­редачи информации, организации различных видов деятельности детей, стимулирование их активности, регулирования и корригирования хода педагогичес­кого процесса и его текущего контроля.

С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на це­лостное развитие и воспитание личности.

145

Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с помощью методов воспитания педагог, воздействуя наличность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.

Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.

Методы воспитания используются в единстве, во взаимосвязи. Невозможно, например, использовать метод поощрения, не применяя метод убеждения (разъяснения, беседы, примера).

При этом педагоги отбирают методы, ориентиру­ясь на закономерности, присущие специально органи­зованному воспитательному процессу.

Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения» (А.С. Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень раз­вития и воспитанности детей, их возрастные особен­ности, интересы, стремления. Особенно важно при подборе методов воспитания знать мотивы поведения и деятельности детей. Здесь недостаточно простого наблюдения за детьми, нужны специальные диагнос­тические методики.

Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход к процессу воспитания.

До сих пор в образовательных учреждениях раз­ного вида в основном используются только словесные методы воспитания. Однако практика показывает, что нельзя полагаться только на одну группу методов, не­обходим комплекс методов

Все методы воспитания адресованы к личности воспитанника. Но если воспитательные воздействия не принимаются ребенком и не становятся внутренним стимулом его поведения, то можно говорить об инди­видуальной работе, о подборе методов, соответствую­щих особенностям воспитания, организации специаль­ных педагогических ситуаций.

146

Процесс воспитания и развития личности ребенка будет эффективным только при условии, когда воспи­тательные воздействия переходят во внутренние сти­мулы его поведения и деятельности.

В педагогической науке кроме понятия «метод» используются и такие понятия, как «средство», «при­ем» воспитания.

Прием – это частное проявление того или друго­го метода. По отношению к методу воспитания он носит подчиненный характер. Можно сказать, что прием – это отдельное действие внутри конкретного метода.

Средство воспитания – понятие более широкое. Под средствами воспитания следует понимать все, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, технические средства, разнообразные виды деятельности, средства информации, игрушки, нагляд­ные пособия.

Методы, приемы и средства настолько взаимосвя­заны в воспитательном процессе, что практически невозможно провести между ними границу. Всем этим категориям, как и самому воспитательному процессу, свойственна подвижность, изменчивость.

Гуманизация образования, ориентация на личнос­тную модель воспитания – все это требует доверитель­ных, внимательных отношений педагогов и воспитан­ников, разумного, вдумчивого применения методов воспитания.

 

Классификация методов воспитания

Анализ реального педагогического процесса дает возможность увидеть, что методы воспитания не приме­няются изолированно друг от друга. Все они взаимосвя­заны, и в зависимости от ситуации одни методы перехо­дят в другие. При этом всегда выделяется ведущий метод, а остальные дополняют его. В педагогической теории разработана классификация методов воспитания, в ос­нове которой особенности самих методов и специфика их применения в воспитательном процессе.

Существует много подходов к классификации ме­тодов воспитания. В этом учебном пособии мы даем ту классификацию, которая на сегодняшний день является наиболее стабильной и широко используется на практике.

147

В основу методов воспитания положен деятельностный подход к воспитанию и структура самой деятельности. Отечественный психолог Л.Л. Люблин­ская выделяет следующие основные звенья в структуре деятельности:

• цель – что человек хочет;

• мотив, побуждающий человека к действию, ради чего человек действует;

• средства, используемые для достижения постав­ленной цели;

• результаты деятельности, либо в материальной сфере, либо в духовной;

• отношение человека к результатам и процессу са­мой деятельности.

Уже в структуре деятельности заложены опреде­ленные воспитательные возможности.

Исходя из этой структуры деятельности выделяет­ся четыре группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности (взгля­дов, оценок, суждений, идеалов).

2. Методы организации деятельности, общения, опы­та поведения.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельнос­ти и поведения.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.

 

1. Методы формирования сознания личности включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, дис­пут, лекцию, пример. Естественно, что для работы с детьми дошкольного возраста не все названные ме­тоды этой группы могут использоваться в полной мере, а некоторые и совсем не применяются (лек­ция, диспут).

Эти методы направлены на обогащение и разви­тие сознания детей знаниями об окружающей действи­тельности, о прекрасном в природе и обществе, о нрав­ственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются систе­ма понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, назван­ные методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.

148

Главным инструментом здесь является слово. С помощью словесного воздействия на ребенка стиму­лируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином по­ступке сверстника, литературного героя и т. д. Данная группа методов способствует также развитию самосо­знания, а в конечном итоге приводит к самоограничению и самовоспитанию.

В дошкольной образовательном учреждении осо­бенное место отводится рассказу.

Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа воспитанни­ки получают знания о нравственных поступках, о пра­вилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. В процессе рассказа воспитатель учит детей определенному отношению к героям повествова­ния, раскрывает детям понятие положительного по­ступка, рассказывает, каким героям и их качествам можно подражать. Рассказ дает возможность с новых позиций рассматривать свое личное поведение и по­ведение сверстников.

Для детей младшей группы для рассказа подбирают­ся в основном сказочные герои, и при этом их должно быть не больше 2 – 3, т. к. большое количество героев в рассказе дети воспринимают с трудом. Для детей сред­ней и старшей групп рекомендуются более сложные рассказы. Дети этого возраста уже способны частично анализировать рассказ и делать некоторые выводы.

Метод рассказа требует от воспитателя эмоцио­нального изложения, определенной артистичности.

Разъяснение как метод воспитания постоянно ис­пользуется в работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают, как и в какой ситуации надо поступать. Дошкольники осваивают опыт нравственно­го поведения, общения со сверстниками и взрослыми и поэтому естественно нуждаются в разъяснении пра­вил поведения, определенных требований, в частности необходимости выполнения режимных моментов в детском саду.

Самое главное при использовании метода разъяс­нения – не превращать его в нотацию. Разъяснение на новых фактах, примерах из литературы, мультфильмов будет более эффективным в развитии и воспитании ребенка, чем постоянное морализирование.

149

Беседа – это метод, связанный с диалогом. Диа­лог может вестись с одним воспитанником, с несколь­кими или фронтально, с большой группой детей

Лучше беседу проводить с подгруппами (5 – 8 че­ловек), т. к. в этом случае все дети могут принять уча­стие в диалоге.

Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкрет­ной возрастной группы. Беседа – это привлечение самих детей к формированию у них определенных суждений, оценок.

По своему содержанию беседа может быть эти­ческой, эстетической, затрагивающей явления обще­ственной жизни, а также о фактах науки.

Любая беседа требует хорошего знания своих вос­питанников, их возможностей для участия в диалоге.

Когда проводятся беседы на этическую тематику, особенно необходимо доверие детей к своему воспита­телю. Главной фигурой при проведении беседы дол­жен быть воспитатель или педагог, поэтому он должен быть образцом, примером для подражания. В.А. Сухо-млинский отмечал: «Слово этического поучения имеет силу в устах воспитателя лишь тогда, когда он имеет моральное право поучать».

Беседа как метод воспитания постоянно присут­ствует в дошкольном образовательном учреждении, но полагаться только на этот метод нельзя, так как функ­ция беседы носит ограниченный характер. Тем более, что дети дошкольного возраста еще не имеют доста­точного жизненного опыта для глубокого и самостоя­тельного анализа фактов и содержания беседы.

И вот тут очень важен пример как метод воспита­ния, который широко используется воспитателем и специалистами дошкольных учреждений.

Пример – это прежде всего своеобразный на­глядный образ, яркий показательный образец, достой­ный подражания. Среди функций положительного примера как метода воспитания можно выделить сле­дующие: социальную, управленческую, воспитатель­ную, познавательно-ориентирующую, стимулирующую, корректирующую.

150

Я.А. Коменский в свое время отмечал: «Длинен и труден путь через правила, легок и успешен через примеры». В воспитательной работе с дошкольника­ми пример является своеобразным наглядным посо­бием.

Используя пример в процессе воспитания и раз­вития ребенка, важно знать, что он связан с подража­нием детей. Ребенок всегда кому-нибудь подражает старшему брату, более сильному или умному товари­щу, матери, отцу.

Подражание особенно свойственно дошкольни­кам. Вначале это бессознательное подражание, а уже к выпуску из дошкольного учреждения ребенок от бес­сознательного подражания переходит к преднамерен­ному, т. е. от подражания внешним действиям к подра­жанию внутренним качествам и свойствам личности, так как не всегда может их определить, выразить в сло­весной форме, но он подражает внешним проявлени­ям поступков своих героев и дает этому свое детское объяснение.

Часто в жизни мы сталкиваемся с фактами подра­жания отрицательным поступкам и отрицательным качествам личности. Вот в этом случае особенно важна роль воспитателя в развенчании таких отрицательных примеров.

Особую роль играет пример самого воспитателя. Испытывая положительные эмоции к своему воспита­телю, дети любят говорить о нем постоянно и причем только самое хорошее. Воспитатель – пример для ре­бенка во всех случаях жизни.

2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения объединяют такие методы, как приуче­ние, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – не­пременное условие развития и воспитания личности.

Дети дошкольного возраста постоянно участвуют в разнообразной деятельности. Они могут играть не­большими группами, строить песочные дома и крепо­сти индивидуально и со своими сверстниками, любят спортивные игры, активно участвуют в познаватель­ных речевых и математических конкурсах, играх.

151

В таких совместных видах деятельности складываются интересы и стремления детей, развиваются их способ­ности, закладывается фундамент нравственных ка­честв. Можно сказать, что воспитание личности есть прежде всего развитие ее деятельности.

Деятельность сама по себе не будет иметь должно­го воспитательного значения, если нет определенного, целенаправленного руководства ею, если не использу­ются педагогически оправданные методы воздействия на детей.

Педагогическое руководство деятельностью воспи­танников опирается на структуру деятельности, ее звенья.

В работе с детьми дошкольного возраста использу­ется комплекс различных видов деятельности, так как один вид деятельности не может обеспечить разносто­роннего развития ребенка, его природных задатков.

А.Н. Леонтьев, известный отечественный психолог, разрабатывая проблему ведущего вида деятельности в развитии детей, отмечал, что деятельность не может положительно повлиять на воспитуемого, если она не имеет для него «личностного смысла».

По отношению к личности дошкольника деятель­ность будет нейтральной, если воспитатели и педагоги не найдут соответствующего способа ее педагогичес­кой инструментовки. В этой инструментовке и должны сочетаться определенные приемы воспитания, направ­ленные на социально нравственное становление лич­ности, формирование опыта поведения.

Среди методов организации деятельности наибо­лее часто используется приучение. Приучение направ­лено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые способы поведения.

Формированию привычки поведения в свое вре­мя особое внимание уделял К.Д. Ушинский. Он ука­зывал, что с помощью воспитания привычек, убежде­ния делаются наклонностью и мысль переходит в дело.

Приучить ребенка правильно вести себя необхо­димо с момента его прихода в младшую группу дет­ского сада. При этом следует соблюдать определенные педагогические условия.

152

Воспитатель для себя четко определяет, какие при­вычки поведения необходимо формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка. Определяется их минимум для каждой возрастной группы детей, опреде­ляются показатели и критерии их формированности.

Затем детям дается образец выполнения опреде­ленных действий (убрать на место игрушки, помыть самостоятельно руки, научиться внимательно слушать взрослых и сверстников и т. п.).

Для выполнения необходимых действий с помощью метода приучения требуется определенное время и неоднократное повторение. Сначала воспитатель доби­вается точности выполнения действий, а затем быст­роты и качества.

Естественно, что приучение связано с контролем со стороны взрослых. Такой контроль требует от педа­гогов и воспитателей внимательного, заботливого от­ношения к детям, тактичного объяснения и оценки деятельности ребенка. Позднее дети сами научатся контролировать свои действия – хорошо ли убрал в игровом уголке, правильно ли разложил строительный материал, все ли собрал карандаши и краски.

Режим жизни в детском саду положительно вли­яет на всю последующую жизнь ребенка в семье, в школе.

Метод приучения органически связан с таким ме­тодом воспитания как упражнение. Если метод приуче­ния связан непосредственно с процессом, действием, то при использовании упражнения требуется, чтобы дети прониклись пониманием личностной значимости выполняемого действия.

Система упражнений необходима для формирова­ния привычек правильного поведения. Упражнение в своей основе имеет многократные повторения, закреп­ление, совершенствование нужных способов действий. Однако нельзя представлять упражнение как дресси­ровку, как механическое повторение действий. Упраж­нения связаны с организацией жизни детей, с их раз­нообразной деятельностью. Именно в деятельности с помощью упражнений дети учатся поступать в соот­ветствии с принятыми в обществе нормами и правила­ми. Например, дети играют в магазин. Здесь они учат­ся быть продавцом и покупателем, учатся быть взаимно внимательными.

153

С помощью метода упражнений ре­бенок в специально созданных педагогических ситуа­циях овладевает опытом общественного поведения.

При использовании методов приучения и упраж­нения нельзя обойтись и без такого метода, как созда­ние воспитывающих ситуаций.

Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами и воспитателями, когда необходимо поста­вить ребенка перед фактом выбора поступка (пригла­сить ли сверстника в игру, поделиться или нет люби­мой игрушкой, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру). Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внугрен-них побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка.

Воспитательное действие педагогической ситуации бывает иногда так сильно и результативно, что надолго определяет направленность нравственной жизни ре­бенка.

3. К методам стимулирования и мотивации дея­тельности и поведения относятся: поощрение, наказа­ние, соревнование.

Среди указанных методов наиболее употребитель­ны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание.

Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение все­гда связано с положительными эмоциями. При поощ­рении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребе­нок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. В поощрении особенно нуждаются замкнутые дети, ис­пытывающие робость, несмелость, являющиеся след­ствием негативных отношений в семье.

В дошкольном учреждении поощрение часто свя­зано с наградой в виде разрешения поиграть с опре­деленной игрушкой или получении дополнительных материалов для игры. Особенно необходимо одобрение, похвала при проведении учебного занятия.

154

Однако следует постоянно следить за тем, как дети ре­агируют на поощрение, – ждут подарков или начи­нают зазнаваться и т. д. Воспитатель не должен по­стоянно хвалить, поощрять одних и тех же детей. При использовании метода поощрения особенно важно знать индивидуальные особенности детей и в полной мере осуществлять личностно-ориентированный под­ход в воспитании.

Наказание принято считать дополнительным ме­тодом воспитания. Само наказание связано с осужде­нием отрицательного поступка, отрицательного отно­шения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Главное – наказа­ние не должно вызывать у ребенка страдания, отрица­тельных эмоций.

К методу наказания воспитатели должны относить­ся очень осторожно. Следует учитывать, что в совре­менных условиях дети очень импульсивны, они эмоци­онально реагируют на любое наказание. Кроме того, современные дошкольники подвержены самым раз­личным заболеваниям, они физически слабые. В педа­гогической теории всегда отношение к наказанию было отрицательным, а в большинстве случаев противоре­чиво. При наказании ни в коем случае нельзя изолиро­вать ребенка от группы сверстников, а некоторых де­тей нельзя осуждать в присутствии других.

В практической деятельности педагоги, воспитате­ли, выбирая методы воспитания, руководствуются це­лью воспитания, его задачами и содержанием. При этом важное значение имеет возраст детей, и индивиду­альные особенности большей части воспитанников.

В основу воспитательного процесса берутся не отдельные методы, а их система. Эта система методов постоянно изменяется, варьируется в зависимости от возраста детей, уровня их воспитанности. Здесь необ­ходимо педагогическое мастерство, наличие творчес­кого подхода в организации воспитательного процес­са.

155

Вспомним К.Д. Ушинского, который отмечал: «Мы не говорим педагогам, поступите так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте сообра­жаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которые вы хотите их приложить. Не только обстоя­тельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств вос­питания и воспитуемых личностей предписывать ка­кие-нибудь общие воспитательные рецепты».

 

Задания для самостоятельной работы

1. Существует ли взаимосвязь цели, задач, содержа­ния и методов воспитания?

2. Раскройте классификацию методов воспитания.

3. В чем специфика использования методов поощре­ния и наказания к детям дошкольного возраста?

4. Проанализируйте, какие методы воспитания были использованы воспитателем на учебном занятии с детьми или во время утренней прогулки.

5. Составьте систему педагогических ситуаций для разрешения каких-либо конфликтных ситуаций в группе детей.

 

doshkolnuk.com

Методическая разработка по теме: Методы воспитания детей дошкольного возраста

                     Собрание на тему    

«Методы воспитания детей дошкольного возраста»

Цель:

  1. Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка, убедить в их целесообразности;
  2. Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.

Методы активизации родителей:

-примеры;

-игры;

-ситуации для анализа;

-вопросы к слушателям.

                            Ход беседы

Здравствуйте, уважаемые родители!

Давайте сегодня поговорим о методах воспитания ребёнка.

Важную роль в воспитании играет семья. Семья для ребёнка-это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей жизни. В неё закладываются основы личности ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет счастлив, здоров.

Но в начале, давайте после трудового рабочего дня немного расслабимся.

                 Игра «Цветок настроения»

Возьмите цветок-оторвите лепесток(вежливости) и подарите соседу, тот в свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече.

Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребёнка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и развивать их и, конечно, знать особенности возраста, причины тех или иных поступков ребёнка.

В представлении ребёнка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются. Например, он отнял игрушку -значит хорошо, у него стало на одну больше. Или, чтобы доказать свою щедрость, ребёнок жертвует папиной коллекцией.

Можно привести такой пример. Семья ждёт гостей, взрослые накрывают на стол, а девочка взяла пирожные и угостила подружек. На замечания родителей ответила: «Вы же сами сказали, что надо быть доброй».

Для детей характерно конкретное мышление, неспособность к обобщению.

Никогда не спешите с наказаниями. Критика должна быть созидательной, а не разрушительной. Важно выяснить причину детского поступка. Отрицательное поведение маленького ребёнка крайне редко носит преднамеренный характер, поэтому очень важно быть терпеливым и справедливым в оценке детских поступков.

Важно отличать шалости от озорства. Шалость -невинная забава. Ребёнок в ударе от избытка чувств, он ждёт поддержки своему настроению, однако если он не знает границ в своих шалостях, то они нередко перерастают в озорство, которое всегда имеет аморальный оттенок.

Особо следует сказать о поощрении. Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. Смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов. На вопрос воспитателей, как ребёнок реагирует на поощрение, мама ответила, что у него вырастают крылья.

Действительно, поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо. Жизненный опыт детей ещё незначителен, они многого не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержки у родителей.

Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что он плохой.

Вопросы:

-Какие виды поощрения используете вы?

-Как на них реагирует ребёнок?

-В чём эффективность этого поощрения?

-Ваше отношение к материальному поощрению детей?

Виды поощрения: одобрение, похвала, доверие.

Прямую похвалу можно использовать применительно к детям 2-3 лет, так как у них нет ещё ясных представлений о дозволенном и недозволенном. Необходимо поддерживать их похвалой. Дети 5-6 лет уже имеют опыт нравственного поведения, могут оценивать свои поступки, поэтому по отношению к ним необходимо ограничивать прямую похвалу и чаще использовать методы косвенного воздействия.

Доверие нужно соизмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но всегда делать так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Говорить «ты неисправим», «тебе нельзя доверять» -значит расслаблять волю ребёнка и замедлять развитие чувства собственного достоинства. Использовать дополнительные удовольствия и подарки не рекомендуется. Ребёнок привыкнет делать добро за награду, в дальнейшем взрослые могут столкнуться с его нежеланием, например, идти в аптеку, помогать больным и т. д. без вознаграждения. Иногда родители не считают нужным использовать метод поощрения в воспитании, так как боятся, что ребёнок «сядет на голову».

Вопросы:

-Какие наказания и поощрения вы используете в воспитании своего ребёнка?

-Какие методы, помимо наказаний и поощрений можно использовать ещё?

(Это могут быть: беседы, чтение художественной литературы, положительный пример взрослых, игровые методы и т. п.)

                                 Ситуации для анализа.

Ситуация 1.

Воспитатели нередко слышат от детей своей группы во время игры:

«Будешь слушаться, куплю это», «Будешь хорошо кушать, свожу в зоопарк», «Это тебе за то, что хорошо себя вёл» и т. д.

Встречая родителей, дети сообщают, что хорошо себя вели, слушались, помогали малышам и тут же спрашивают: «А что ты инее за это купишь?»

Вопросы:

-Каково ваше мнение о педагогической ценности подкупа, задабривания, применяемого некоторыми родителями в воспитании?

Ситуация 2.

Мамы сидят на лавочке и разговаривают, к ним подбегают их дети и дарят цветы, которые только что сорвали с клумбы. Реакция мам разная. Одна мама, понюхав цветок, в восторге сказала: «Какая прелесть, спасибо!» Другая возмутилась, поругала ребёнка и сказала, чтобы он больше так не делал.

Вопросы:

-Какая позиция мам вам ближе?

-Почему?

Ситуация 3.

Варина мама спрашивает у Марининой мамы:

-Как это у вас получается, что дочь слушается с первого слова и голоса вы не повышаете? А я вот кричу, бывает и шлёпну, а толку то.

-Так её с самого раннего детства приучили к спокойному тону, да и в семье у нас никто не кричит друг на друга.

-Ну ведь бывает, что Марина не послушает? Тогда как?

-Бывает, конечно, не послушает сразу…Прежде всего стараюсь не сердится на неё. Детские дела и настроение тоже уважать надо. Повторяю, своё распоряжение ещё требовательнее, разъясняю, почему надо сделать то, о чём её просят.

-И это помогает?

-Помогает. Крик-то разве лучше вразумляет, чем настоятельное слово?

-А у меня без крика не обходится: пока не накричишь на неё, она будто и не слышит. Ну как тут не рассердишься? Как не накричишь?!

Вопросы:

-Как реагирует ваш ребёнок на распоряжения взрослого?

-Какой тон преобладает в вашей семье?

Есть дети, привыкшие отзываться только на крик. Криками и угрозами в воспитании многого не добьёшься.

А. С. Макаренко говорил: «Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своём деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону».

Общий тон разговора с детьми должен быть положительным, спокойным, доброжелательным, сдержанным. Обращайте внимание на свою интонацию, на то, каким тоном отдано требование. Слово можно написать только одним способом, а произнести по-разному.

Воспитание ребёнка непростое дело. И как часто приходится нам сталкиваться с непредвиденными ситуациями, неразрешёнными, казалось бы, задачами.

Сейчас вашему вниманию предлагаются несколько ситуаций на групповое обсуждение. Возьмите, пожалуйста, листочек с ситуацией и попробуйте дать свой ответ на данный вопрос.

                                     «Ваши действия»

  1. Ваш ребёнок на прогулке пытается отобрать у товарища игрушку. Другой малыш отчаянно сопротивляется. Ваши действия?
  2. Ваш ребёнок весь день никого не слушает. Когда вы попытались с ним поговорить, он демонстративно отвернулся и продолжил заниматься своим делом. Ваши действия?
  3. По телевизору идёт ваша любимая телепередача, а вы никак не можете уложить ребёнка спать. Он постоянно сбрасывает одеяло и вскакивает с кровати. Ваши действия?
  4. В магазине ваш ребёнок увидел какую-то игрушку, и она ему тут же срочно потребовалась. Вы отказались выполнить его желание. Ребёнок упал на пол в истерике: «Хочу игрушку-у-у!» Ваши действия?
  5. Вы смотрите премьеру художественного фильма, в котором играет ваш любимый актёр, а ребёнок просит вас поиграть с ним. Вот уже полчаса он не отходит от вас: «Ну пойдём поиграем!» Ваши действия?

Итоги собрания.

Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением Себастьяна Брандта, ещё раз подтверждающим всё то, о чем шла сегодня речь.

       Ребёнок учится тому,

       Что видит у себя в дому.

       Родители-пример ему!

       Кто при жене и детях груб,

       Кому язык распутства люб,

              Пусть помнит, что с лихвой получит

       От них всё то, чему их учит.

       Не волк воспитывал овец,

       Походку раку дал отец!

       Коль видят нас и слышат дети,

       Мы за дела свои в ответе.

       И за слова: легко толкнуть

       Детей на нехороший путь.

       Держи в приличии свой дом,

       Чтоб не каяться потом.

В завершении, всем родителям дарятся памятки: «10 если».

nsportal.ru

Методы воспитания детей старшего дошкольного возраста

Методы воспитания детей старшего дошкольного возраста

 

Метод воспитания (от греческого «методос» – путь) — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания в семье – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. В старшем дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование этических инстанций и моральных чувств ребенка, когда он начинает усваивать основные правила взаимоотношений между людьми и уже может оценивать свои поступки. Большую роль в формировании моральных чувств ребенка играет взрослый, который является образцом для подражания, прямо или косвенно влияет на личностное развитие дошкольника и психологическое здоровье. Позиция и отношения родителей с ребенком с возрастом меняются: ребенок становится все более самостоятелен. Воспитатели и педагоги оказывают помощь родителям в процессе воспитания, повышая уровень психолого-педагогических знаний.

               Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Каждый метод реализуется различно в зависимости от родителей опыта  и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Методов и особенно различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогали лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов.

               Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций. Любая научная классификация начиналась с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации.

               Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие – представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода. Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ребенка и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание. Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации, такую организацию деятельности, в которые включается ребенок старшего дошкольного возраста, при этом формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с родителями, сверстниками, обществом.

По характеру воздействия на ребенка методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т.А.Ильина, И.Т.Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения дошкольников. В классификации И.С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

Краснова В.Г. выделяет следующие методы воспитания:

— информационные: консультирование, использование СМИ, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи, рассказы, сообщения и пр.;

— практически-действенные: приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы — арттерапия, игротерапия и пр.;

— побудительно-оценочные (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание).

Рассмотрим перечисленные методы воспитания более подробно.

Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недо­вольство. Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам ребенка и напоминающего дрессировку, требует по возможности смяг­чения этого метода и использования его в комплексе с други­ми, прежде всего игровыми. Приучение плюс игра — влияние действенное и гуманное. Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса.

Хорошие результаты дает метод поручений. С помощью по­ручений старших дошкольников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для детей младшего дошкольного возраста; украсить к празднику групповую комнату и т. д.

Всеобщий метод формирования необходимых качеств лич­ности — упражнение. Он известен с древнейших времен и об­ладает исключительной эффективностью. В истории педагоги­ки едва ли сохранился случай, чтобы при достаточном коли­честве разумно подобранных и надлежащим образом выпол­ненных упражнений у человека не сформировался заданный тип поведения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ре­бенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обу­чить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуоз­ное исполнение. Поэтому воспита­тельные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, за­даются реальными ситуациями. Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положитель­ные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает от­ветственность.  Виды поощрения весьма разнообразны: одобре­ние, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почет­ных прав, награждение грамотами, подарками.

Одобрение — простейший вид поощрения. Одобрение вос­питатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед воспитателями или родителями.

Поощрения более высокого уровня — благодарности, на­граждения и т.д.  вызывают и поддерживают сильные и ус­тойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длительные стимулы, так как они не только венча­ют длительный и упорный труд, но свидетельствуют о дости­жении нового, более высокого уровня. Награждать надо тор­жественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирова­ния и связанные с ним переживания.

         Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внут­ренние. В дошкольных учреждениях практикуются раз­нообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, пори­цание, предупреждение, обсуждение и т. д.

          Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться! Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители —  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: «Мама сказала….», «Папа велел…» и  т.д. Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка: «Ты всё можешь» победит установку: «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.) . Иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная соломинка на ветру, не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими.

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

         Воспитание должно вырабатывать жизненно необходи­мые, важные, полезные навыки и привычки. В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальными положениями:

а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на его конкретных действиях и поступках, а также приспособлении к его психическим и личностным особенностям;

б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье, особенностей воспитательного взаимодействия . Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

 

infourok.ru

Статья (младшая группа) на тему: Методика воспитания детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — период, когда у ребенка закладывается основа умений, знаний, навыков, формируется социальное поведение. Уже в этом возрасте маленький ребенок становится личностью: со стадии индивида он переходит на этап индивидуальности с присущими только ему привычками, наклонностями, способностями, задатками и возможностями. Все эти психологические особенности в мальчике или девочке формируются в процессе воспитания в детском саду. Воспитание и образование в детсадах осуществляют воспитатели посредством занятий, игр, прогулок, индивидуальной работы, развлечений, праздников, взаимодействуя с родителями и руководствуясь при этом программой воспитания и образования в детском саду, методикой дошкольного воспитания.

Методика воспитания детей дошкольного возраста

Обучение детей в детском саду — это совокупность методик физического, умственного, эстетического, трудового воспитания. Все эти направления педагогической работы осуществляются комплексно и планомерно.

От рождения до 6 лет дитя достаточно активно развивается физически. В 6 лет ребёнок умеет не только ходить и бегать, а и прыгать, ползать, лазать по лестнице, выполнять множество упражнений на координацию движений. Все это достигается путем планомерных занятий физкультурой в детском саду, программа которых предусматривает в каждой возрастной группе на конец года формирование определенных физических умений и навыков ребенка. Это предусмотрено методикой физического воспитания, основой которой является укрепление мышц и костной системы ребенка, совершенствование его движений, развитие ловкости, скорости, выносливости, самостоятельности.

Важным элементом методики физического воспитания является ежедневное проведение утренней зарядки в детском саду как активной формы приобщения детей к физическим нагрузкам, формирования здорового образа жизни.

Физическое воспитание дошкольника связано с умственным. Благодаря физической активности дети проявляют любознательность, познавая мир, наблюдая, изучая, экспериментируя. Так, физические упражнения с мячом закрепляют у ребенка сенсорные навыки, познания о круглой форме предмета, умение действовать с ним. Разнообразные атрибуты и инструменты на занятиях физкультурой помогают закрепить знания о цвете, размере, форме, формируют и усовершенствуют навыки счета, ведь упражнения выполняются под счет.

В процессе занятий у детей возникает масса вопросов, в которых проявляется их любознательность и желание познавать мир. Юные почемучки порой задают такие вопросы, на которые трудно получить однозначные и доступные ответы. Но взрослые (и педагоги, и родители) должны удовлетворять любопытство детей, делать это корректно, спокойно, просто. Познавательные интересы дошкольников — это их тяга к знаниям и науке. Неумение взрослых дать исчерпывающий и грамотный ответ на вопросы ребенка приводит к тому, что у него угасает интерес к той или иной сфере познания.

Кроме окружающего мира, детей интересует их внутренний мир, свой организм, чувства и переживания. Это именуется как самопознание. Процесс самопознания проходит такие этапы:

  • отделение себя от окружающего мира, 
  • осознание своего имени, 
  • формирование самооценки, 
  • осознание своего пола и соответствующее поведение, 
  • осознание своих прав и обязанностей. 

Последнее очень важно для подготовки дошкольников к школе. К первому классу мальчики и девочки уже умеют управлять своими чувствами и эмоциями, что является результатом целенаправленного процесса воспитания в детском саду и показателем готовности малыша к обучению в школе.

Умственное и физическое развитие дошкольника в детском саду осуществляется посредством трудовой, игровой, художественной деятельности. Трудовое воспитание — это приобщение детей к самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду. Художественная деятельность — это музыкальные занятия, рисование, лепка, аппликация, в процессе которых осуществляется эстетическое воспитание дошкольников. Игровая деятельность — ведущий вид деятельности дошкольников. Развивающие и двигательные, математические и музыкальные игры помогают в доступно формировать и закреплять навыки и умения детей.

Методика дошкольного воспитания — это и усвоение нравственных норм поведения. Наиболее действенное средство нравственного воспитания — личный пример взрослых, поскольку у детей преобладает подражание как форма социальной адаптации. Ребёнок подражает папе с мамой, воспитателю и другим детям во внешнем виде, поведении, эталонах оценки окружающих. Обсуждая жизненные ситуации и рабочие моменты, родители применяют конкретные оценочные слова («плохо», «хорошо», «прав», «не прав»), что и становится для ребенка ориентиром для оценивания ним поведения сверстников, сестрички или братика, чужих людей. В дошкольном возрасте важно хвалить и поощрять ребенка за щедрость, доброту, уважение к старшим, выполнение поручений, активность. Только так у малыша эти положительные качества будут развиваться.

Важно также формировать и поддерживать доброжелательные отношения со сверстниками, умения действовать сообща, в команде с другими детьми. Это важно для социального развития детей, приобщения к жизни в коллективе.

Занятия в детском саду

Согласно программе дошкольного образования и воспитания, одной из главных форм работы с детьми в детском саду являются занятия. Это форма образовательного взаимодействия педагога с детьми в осуществлении физического, трудового, эстетического, умственного воспитания. Все занятия в детских дошкольных учреждениях имеют такую структуру:

  1. Вводная часть. Она предусматривает концентрацию внимания детей, возбуждение их интереса к предстоящей работе.
  2. Основная часть занятия. Это непосредственно передача знаний педагогом детям и активная их деятельность.
  3. Заключительная (закрепляющая) часть занятия, связанная с итогами работы, анализом и оценкой.                                                                                                                                                                                     Каждый педагог в ходе занятия использует необходимые методы и приемы обучения, чтобы занятие было эффективным. В дошкольном образовании существует определенная классификация таких методов и приемов обучения детей дошкольного возраста:
  1. Словесные методы — это использование объяснений, слов, ответов на вопросы. С постепенным развитием у детей наглядно-образного мышления педагог все чаще прибегает к рассказам, беседам, чтению.
  2. Наглядные методы — это использование предметов и картинок, иллюстраций и дидактических пособий в процессе формирования знаний дошкольников. 
  3. Практические методы — это применение полученных знаний в практической деятельности, овладение навыками посредством упражнений.
  4. Игровые методы предусматривают использование подвижных игр, сюжетно-ролевых, дидактических игр, игр-драматизаций, загадок, упражнений-имитаций. 

Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность, поэтому дидактическая (обучающая) игра занимает важное место в процессе дошкольного образования. Иногда занятия проводятся в форме дидактических игр. Их особенность состоит в том, что они предусматривают вариативность решения поставленных задач. Это и позволяет ребенку повторять практические операции, ощущая результаты своих усилий.

Работа с родителями

Семья для дошкольника — источник опыта, среда обитания, форма социальной адаптации. Воспитание нравственно здорового, умного ребенка невозможно без тесного взаимодействия педагогов в дошкольном учреждении с родителями детей. Поэтому детские сады используют разнообразные формы работы с родителями для обогащения их педагогическими знаниями.

Такие формы работы делятся на индивидуальные, наглядно-информационные и коллективные.

Коллективные формы работы с родителями наиболее популярны, поскольку дают возможность донести максимум информации к большому числу родителей. Это родительские собрания и конференции, круглые столы и праздники. Индивидуальные формы работы — это педагогические беседы с родителями, консультации, обмен мнениями по проблеме, касающейся конкретного малыша.

Наглядно-информационные методы — это знакомство родителей с режимными моментами в детском саду, дни открытых дверей с посещением занятий и развлечений в детсаду, стенды, папки-передвижки.

Нетрадиционные формы работы с родителями сегодня вытесняют традиционные родительские собрания. Такие формы работы построены на образцах развлекательных программ и направлены на укрепление неформальных контактов с родителями. Они могут привлекаться к подготовке детских утренников, участвуют в играх на этих утренниках, конкурсах. Совместные мероприятия, требующие взаимодействия детей, родителей, педагогов, позволяют наладить тесные контакты, получить эмоциональное и моральное наслаждение от результатов такой работы. Поэтому, например, „День бабушек” сегодня в детском саду более востребован, нежели проведение родительского собрания на тему закаливания и профилактики гриппа. 

Работа детского сада и родителей направлена на реализацию принципа социального партнерства и эффективного диалога с целью поиска взаимоприемлемых способов развития и воспитания ребенка.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *