Методы запоминания — Психологос
Методы запоминания — Психологос01 октября 2022 г., 21:36
Статья в процессе разработки
Методы запоминания — приемы, которые помогают запоминать те или иные новые сведения.
- Многократное повторение. Например, многократное повтороение стихотворения вслух.
- Мнемонический прием — маленькая поговорка или рифма для первой буквы каждого слова. Например, Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
- Акроним — из первых букв каждого слова составляет новое слово. Например, СКИФ, MAG, ОКО.
- Компоновка — запоминание, которое опирается на некоторое правило или принцип. Например, в алфавитном порядке, по размеру, по цвету, по назначению и т.д.
Или, например, для удобства запоминания дел дня имеет смысл частные дела, где можно, собирать, упаковывать в основные Задачи дня. 30 дел в одной голове уложить в память затруднительно, но если их правильно скомпоновать, все становится проще. Память нормально удерживает около семи объектов, поэтому оптимально, если в расписании дня будет до 7 основных задач, а каждая задача может состоять из нескольких (до 7) дел.
- Ассоциативный метод запоминания — зрительная ассоциация, созвучная ассоциация или другие психологические зацепки.
- Аббревиатура — СССР, МосКомПечать
- Использование звуков, цвета и т.п. Например, сирена при пожаре, желтые рукоятки для оператора и т.п.
Каждый запоминает по-разному: кто-то зрительно, кто-то с помощью ассоциаций, на слух или записывая. Смотри Памятка для запоминания
- Память
- Методики
Комментарии (0):
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Мнемонические приемы
Самый нежелательный вариант — это механическое выучивание, бездумное запоминание тупым повторением. Обычно учится долго, забывается быстро (это знают все студенты — выучил-сдал, через три дня — как будто и не учил никогда 🙂 ).
1Подробнее
01 окт. 2022 г.
Памятка для запоминания
Проговорить (или пропеть) себе несколько раз подряд информацию, которую надо запомнить.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Запоминание
Запоминание — это сохранение в памяти новой информации. Запоминание — обязательная часть любой учебы, обучения и научения.
0Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
- Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц
- Снижает ли контроль над применением оружия количество преступлений? — Берковиц
- Неагрессивных стандарты поведения не исключают агрессивности — Берковиц
- Ребенок боится идти к врачу. Что делать умным родителям?
Популярные статьи:
- Как воспитать достойного человека. Опыт А.С. Макаренко
- Эти глаза напротив…
- Вопросник Основы семейного договора
- Муж секс не выпрашивает
- Спокойное присутствие
Хиты недели:
- Узкий коридор, железные рукавицы: жесткое воспитание
- На вас обиделись: как реагировать?
- Когда критикуют меня. Отчеты
- Как правильно реагировать на критику
- Есть ли жизнь во второй половине жизни (М. Слепцова)
7 техник, которые помогут ребёнку лучше запоминать информацию
13 октября 2022 Колонка Работа и учёба
Метод Айвазовского, сторителлинг, пересказывание материала и не только.
Михаил Коротков
Методист онлайн-школы репетиторов «Учи.Дома»
Есть несколько методик, которые помогают не только запомнить определённые данные, но и в целом тренируют память и способность обрабатывать новую информацию. Они не требуют специальных навыков и подходят для детей любого возраста. Стоит попробовать все техники и выбрать самые эффективные для вас.
1. Интервальные повторения
Суть метода заключается в периодическом повторении изученного материала с постоянно возрастающими интервалами. Есть формула, по которой можно рассчитать промежутки между повторениями: Y = 2X+1. Y означает день, когда необходимо освежить урок в памяти, а X — день последнего повторения.
Так, если новые иностранные слова были выучены школьником вчера, то есть 0 дней назад, то повторить их нужно сегодня: Y = 2*0+1. Если же ребёнок выучил слова позавчера (день назад), то по формуле Y = 2*1+1 вернуться к ним надо на 3-й день, если три дня назад — на 7-й день (2*3+1).
Подобный подход позволяет лучше запоминать материал. Кроме того, в условиях, когда школьнику одновременно нужно выучить несколько разных уроков, интервальные повторения также помогают распределить нагрузку.
2. Метод Лейтнера
С его помощью удобно не только заучивать конкретный предмет, но и организовывать весь объём информации для эффективного запоминания.
Весь материал фиксируется на карточках. Например, можно записать термин на одной стороне, а его определение — на другой. Главное правило: на одной карточке должна быть одна мысль или факт.
- Карточки с информацией, которую предстоит запомнить, а также с данными, которые являются наиболее сложными для восприятия, складываются в первую коробку. С ними ребёнок должен заниматься регулярно
- Карточки с уже изученной или знакомой информацией необходимо складывать в другую коробку и обращаться к ней только по мере необходимости: чтобы повторить материал или освежить в памяти те или иные данные.
- По желанию можно сделать и третью коробку, в которую будет помещаться уже изученная информация, которая тем не менее требует регулярного повторения.
Вместо бумажных карточек можно воспользоваться специальными приложениями для компьютера или телефона, которые также построены на системе Лейтнера. Среди наиболее популярных: Anki и EasyWords.
3. Метод Айвазовского
Методика известного художника Айвазовского помогает тренировать зрительную (визуальную) память.
Предложите ребёнку 1–5 минут внимательно разглядывать выбранный предмет, а затем «нарисовать» его в своём воображении, учитывая все важные детали. Затем можно сравнить, что удалось повторить, а что — нет. Рисовать визуальные картинки можно в течение 20–30 минут каждый день. Начать стоит с простых предметов, а дальше сюжеты можно усложнять.
Зрительную память можно тренировать даже в самом раннем возрасте с помощью игр. Например, разложить ряд вещей на столе и попросить ребёнка запомнить их порядок. Затем — перемешать их и предложить малышу вернуть всё на свои места.
Хорошая зрительная память поможет школьнику в изучении больших объёмов новой информации и упростит процесс запоминания.
4. Мнемотехника
Мнемотехника — способ запоминания информации, основанный на ассоциациях, когда к словам подбираются рифмы или образы, к формулам — фонетически похожие фразы и так далее.
Приёмы мнемотехники помогают ребёнку связывать абстрактную информацию из учебника со знакомыми образами и явлениями из жизни. Это делает материал понятным и легко усваиваемым. Метод эффективен при изучении языков: согласно результатам эксперимента Ричарда Аткинсона, студенты, использовавшие мнемотехнику, запоминали на 40% больше иностранных слов.
Существует несколько простых приёмов из мнемотехники, которые легко смогут освоить дети.
Буквенный код
Первая буква каждого слова в предложении должна обозначать определённое слово. Например, запомнить планеты поможет такая фраза: «Медвежонок (Меркурий) ветчину (Венера) закусил (Земля) малиной (Марс), юркий (Юпитер) суслик (Сатурн) утащил (Уран) ножик (Нептун) перочинный (Плутон)».
Созвучие
Такой метод хорошо подходит для запоминания иностранных слов. Так, английскому глаголу look (смотреть, выглядеть) созвучно русское «лук», а magazin (журнал) напоминает «магазин» и так далее. Для закрепления можно наделить фразы дополнительными образами: «купила magazine в магазине». Аналогичный пример — слово capital (столица), которое созвучно с русским «капиталом» — достаточно выучить фразу «капитал в capital».
Рифмы
Мы можем помнить короткие стишки из детства, но быстро забываем лекцию, прослушанную пару дней назад, потому что мозг легче воспринимает рифмованные строки.
В школьном образовании рифмы широко используются для запоминания чисел, математических законов и теорем. Например, «медиана — обезьяна, она идёт по сторонам и делит стороны пополам». Или «знает каждый школьник, что такое треугольник, но совсем не каждый знает замечательный закон: сторона его любая, даже самая большая, меньше суммы двух сторон».
Поэтому полезно рассказать ученику о широко известных фразах, а также предложить ему придумать собственные.
5. Ментальные карты
На создание ментальных карт, позволяющих упорядочить информацию в графическом виде, тратится меньше времени, чем на написание конспекта. И при этом данные запоминаются гораздо быстрее.
В центре майнд-карты находится основная идея — например, тема урока, лекции или предстоящего доклада. От неё стрелочками отходят ключевые мысли, которые, в свою очередь, подразделяются на подпункты до тех пор, пока не будет структурирован весь материал.
По результатам исследования учёных американского университета Джона Хопкинса, успеваемость студентов, которые записывают лекции в виде майнд-карт, выше на 12%. Это связано с тем, что человек мыслит образами и ассоциациями, и наглядная визуальная схема считывается мозгом быстрее, чем длинный текст или даже таблица.
Кроме того, подобный подход позволяет структурировать информацию и видеть взаимосвязи между её частями, которые незаметны на первый взгляд.
Интеллект-карты можно создавать на бумаге или в специальных программах: MindMeister, XMind Zen, MindMup, Mind42 и других. Они доступны на компьютере, планшете или телефоне.
6. Сторителлинг
Большое количество дат и теоретической информации по истории или другим гуманитарным предметам трудно запомнить, только заучивая их. Гораздо эффективнее мозг воспринимает информацию в контексте: необычные, яркие ассоциации и образы дольше сохраняются в памяти.
Поэтому, например, не стоит просто зазубривать дату и исторический факт, лучше детальнее изучить само событие, персонажей и их характер, посмотреть на портреты людей, о которых идёт речь. Возможно — прочитать произведения классической литературы, описывающие этот период времени. Таким образом у школьника сложится в буквальном смысле история, запомнить которую будет гораздо интереснее и проще.
7. Пересказывание материала
Устный пересказ прочитанного материала помогает эффективно обрабатывать информацию, и, соответственно, способствует её запоминанию. При этом неважно, кому именно ребёнок будет пересказывать урок: маме, папе, однокласснику, плюшевому мишке или самому себе — эффект в любом случае будет положительным.
Кроме того, чтобы пересказать отрывок, учащийся должен проанализировать информацию, запомнить главные моменты и, возможно, сделать выводы о взаимосвязях между основными идеями. Таким образом ребёнок учится концентрироваться, понимать суть прочитанного, объяснять её своими словами, что делает процесс обучения эффективней.
Читайте также 🧐
- Как легко запоминать по 100 английских слов в неделю
- 5 секретов памяти: как запоминать легко и надолго
- 7 навыков запоминания, которые сделают вас умнее
8 методов запоминания для лучшей учебной сессии
Когда время экзамена приближается, многие студенты задают себе один и тот же вопрос:
«Как я могу выучить и запомнить все?»
Обо всем по порядку — заучивание не поможет. Чтобы лучше успевать в школе, важно убедиться, что у вас есть осмысленное понимание предмета.
Однако учеба требует от учащихся использования памяти для запоминания идей, концепций и материала для контрольного дня. Таким образом, хотя вам не следует полагаться на зубрежку перед тестом накануне вечером, вы можете предпринять шаги, чтобы улучшить свою память и максимально использовать свои учебные занятия.
Как улучшить память для учебы?
Все требует практики. Многим учащимся трудно запоминать факты и материал, потому что они просто не тратят время на регулярную работу своего ума. По мере того, как испытуемым становится сложнее, они обнаруживают, что их разум не готов к восприятию информации.
Вместо того, чтобы спрашивать, как быстрее запоминать для экзаменов, учащиеся должны научиться более эффективно использовать свою память во время учебы.
Ответ? Регулярные учебные занятия.
Чем чаще вы просматриваете материал, тем лучше вы тренируете свой мозг, чтобы запомнить то, что вы изучили, с гораздо большей точностью.
Помимо регулярного повторения учебного материала, есть еще несколько приемов для запоминания, которые вы можете использовать, чтобы улучшить память для следующего теста.
8 простых методов запоминания для учебы
Попробуйте эти советы по запоминанию для учащихся, которые помогут вам тренировать ум и улучшать память.
- Организуйте свое пространство
- Визуализируйте информацию
- Используйте сокращения и мнемоники
- Использовать ассоциации имени изображения
- Используйте технику цепочки
- Учитесь, делая
- Учеба в разных местах
- Пересмотреть материал
Чтобы улучшить память, нужно уметь концентрироваться. Этому помешают любые отвлекающие факторы, поэтому убедитесь, что в вашем пространстве нет беспорядка и в нем есть все материалы, необходимые для занятий.
Используйте метод локусов . Это техника, при которой вы визуализируете дом, связывая комнаты в доме с фрагментами информации. Новая информация поступает в новую комнату. Откройте ящик, чтобы найти химическую формулу. Откройте шкаф, чтобы найти названия костей в ноге.
Создавайте шаблоны и слова из информации, которую вам нужно запомнить.
Запоминать имена можно проще, если ассоциировать изображения и имена умным и уникальным способом. Запомните имена президентов, связав черту лица с их именем, например, «Бараньи отбивные Ван Бюрен».
Создайте рассказ или предложение на основе небольшого количества информации, чтобы ее было легче вспомнить. Запомните порядок планет, рассказав сказку о них, отправившись на пикник. История может быть глупой и забавной, что облегчит ее запоминание.
Изучайте информацию, проигрывая ее. Использование жестов рук и других движений может помочь вам лучше запоминать информацию с помощью мышечной памяти. Если вы не можете передвигаться во время учебы, используйте свое воображение, чтобы представить это в уме.
Ваша память может активироваться различными сигналами в вашем окружении. Если у вас возникли проблемы с запоминанием материала, который вы изучаете, попробуйте перейти на новое место, чтобы информация выделялась в вашем уме.
Просмотрите изученный материал через пару дней после учебного занятия. Отметьте в уме все, что вы забыли, и еще раз просмотрите эти области.
Обучение — это не только запоминание
Помните, важно использовать эти методы запоминания в дополнение к другим полезным привычкам, таким как правильное распределение времени и организация. Это поможет убедиться, что вы не просто запоминаете материал, а работаете над более глубоким пониманием предмета.
Нужна дополнительная помощь в обучении?
Программа обучения GradePower Learning Study Skills учит учащихся укреплять память и повышать уверенность в учебе.
Восемь способов запомнить что угодно
Однажды я придумал метафору, которая, по моему мнению, идеально отражала огромную массу материала, который мои одноклассники и я должны были выучить в первые два года обучения в медицинской школе: это было все равно, что меня попросили войти в продуктовый магазин и запомнить имена каждый товар в магазине; их количество и расположение; и каждый ингредиент в каждом продукте в том порядке, в котором они указаны на этикетке, а затем сделать то же самое в каждом продуктовом магазине города.
Оглядываясь назад, я не могу представить, как кто-то из нас смог это сделать. И все же мы это сделали. Способность ума хранить и вспоминать информацию поистине поразительна. И мы многое узнали о памяти и обучении с тех пор, как я учился в медицинской школе.
Хотя многое из того, что следует ниже, является методами, которые я использовал, чтобы пережить свои первые два года обучения в медицинской школе, большая часть научных доказательств их работы является новой.
8 стратегий запоминания
- Заинтересуйтесь тем, что вы изучаете . Мы все лучше запоминаем то, что нас интересует. Немногие люди, например, с трудом запоминают имена людей, которых они считают привлекательными. Если вы не заинтересованы в том, что изучаете или пытаетесь запомнить, вы должны найти способ стать таким. Должен признаться, что в медицинской школе я не был так хорош в этом — цикл Кребса (я даю ссылку только для того, чтобы показать, насколько он невероятно скучен) просто не волновал меня и не относился ни к чему, что я находил даже отдаленно захватывающим.
- Найдите способ использовать свою зрительную память . Вы будете поражены тем, насколько больше это позволит вам вспомнить. Например, представьте, что вы на вечеринке и вас быстро представляют пятерым людям. Как быстро запомнить их имена? Выберите единственную определяющую визуальную характеристику каждого человека и свяжите ее с визуальным представлением их имени, предпочтительно с помощью какого-либо действия. Например, вы можете вспомнить Майка, у которого большие уши, создав мысленный образ микрофона («микрофон»), очищающего эти большие уши от серы (знаю, грубо, но от этого тем более эффективно). Для этого требуются умственные усилия, но если вы потренируетесь, вы удивитесь, как быстро вы сможете придумывать творческие способы создания таких образов. Вот еще один пример: как часто вы забываете, где оставили ключи, солнцезащитные очки или бумажник? В следующий раз, когда вы положите что-то куда-нибудь, остановитесь на мгновение, чтобы заметить, куда вы это положили, а затем мысленно взорвите это. Если вы достаточно подробно визуализируете взрыв, вы не забудете, где его поставили. Помните: память преимущественно зрительная.
- Создать ментальное дерево памяти . Если вы пытаетесь запомнить большое количество фактов, найдите способ визуально связать их в уме с помощью дерева воспоминаний. Сначала сделайте большие ветки, а затем листья. Ветви и листья должны иметь ярлыки, которые имеют какое-то личное значение для вас, а организация фактов («листьев») должна быть логичной. Хорошо известно, что с 1950-х годов мы лучше запоминаем «биты» информации, если разбиваем их на части. Например, легче запомнить 46789.0 как «467» и «890», чем как шесть отдельных цифр.
- Свяжите то, что вы пытаетесь выучить, с тем, что вы уже знаете . Кажется, что чем больше у нас ментальных связей с информацией, тем успешнее мы ее запоминаем. Вот почему использование мнемотехники на самом деле улучшает память.
- Снова и снова записывайте элементы, которые нужно запомнить . Среди прочего, так я узнал названия бактерий, какие инфекции они вызывают и какие антибиотики их лечат. Записывание фактов в виде списков улучшит память, если вы заставите себя изучать списки активно, а не пассивно. Другими словами, не просто копируйте список фактов, которые вы пытаетесь выучить, но активно вспоминайте каждый элемент, который вы хотите выучить, а затем записывайте его снова, снова и снова. Делая это, вы, по сути, учите себя тому, чему пытаетесь научиться, а, как известно всем учителям, лучший способ убедиться, что вы что-то знаете, — это научить этому. Дополнительным преимуществом этого метода является то, что он сразу показывает, какие именно факты еще не записали в вашу долговременную память, поэтому вы можете уделить больше внимания их изучению, а не тратить время на подкрепление фактов, которые вы уже знаете.
- При чтении для запоминания резюмируйте каждый абзац на полях . Это требует, чтобы вы думали о том, что вы читаете, перерабатывали это и учили себя этому снова.
- Учиться в основном во второй половине дня . Хотя вы можете называть себя «жаворонком» или «вечерним человеком», по крайней мере, одно исследование предполагает, что на вашу способность запоминать влияет не столько время дня, когда вы чувствуете себя наиболее бдительным, сколько время дня, когда вы чувствуете себя наиболее внимательным. на самом деле учиться — днем, кажется, лучше всего.
- Выспитесь, чтобы укрепить и сохранить воспоминания . Не только вечером после занятий, но и за день до занятий. Гораздо лучше сделать это, чем зубрить всю ночь перед экзаменом.
Почему сбои в работе памяти
Потеря памяти — одна из самых частых жалоб, которые я слышу в своей клинической практике. К сожалению, как нормальная часть процесса старения, многие люди начинают обнаруживать, что не могут вспомнить имена, места и вещи так же легко, как раньше, и беспокоятся, что столкнулись с началом слабоумия.
«Доброкачественная забывчивость» — это название, которое мы даем процессу, происходящему при нормальном старении, при котором память остается неповрежденной, но наша способность восстановить ее временно ухудшается. Обычно мы пытаемся описать имя или вещь, которую не можем вспомнить, и когда кто-то называет ее для нас, мы мгновенно вспоминаем то слово, которое хотели. Пока это соответствует возрасту и не мешает нормальному функционированию, нет повышенного риска прогрессирования деменции.
Однако хитрость заключается в оценке того, что соответствует возрасту, а что нет. Формальное тестирование иногда необходимо в неоднозначных случаях. Обнадеживает тот факт, что в одном исследовании пациенты старше 50 лет, у которых изначально наблюдалась то, что считалось доброкачественной забывчивостью, имели лишь 9%-й шанс прогрессирования деменции. К сожалению, когнитивные нарушения, отличные от потери памяти, коррелируют с более высоким риском прогрессирования деменции.
Еще одна причина, по которой людям часто трудно что-то вспомнить, заключается в том, что память является функцией концентрации. Это означает, что когда вы выполняете несколько задач одновременно, вы склонны легче забывать. Вы когда-нибудь входили в комнату только для того, чтобы забыть, зачем вы это сделали? Скорее всего, вы бы вспомнили, если бы одновременно не планировали ужин на этот вечер и не пытались вспомнить номер телефона человека, который только что оставил вам сообщение. Это также объясняет, почему людям, страдающим депрессией или тревожностью, труднее запоминать вещи: оба состояния существенно мешают способности концентрироваться. Сила памяти определяется также эмоциональным состоянием, сопровождавшим исходное событие. Эмоции, негативные или позитивные, имеют тенденцию закреплять события в нашей памяти, как долото вырезает линии в камне — обоюдоострый меч для людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством.
Уменьшение ухудшения состояния
Вот три вещи, которые, как показали исследования, снижают риск ухудшения психического состояния с возрастом:
- Тренируйте свое тело . Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что это не только замедляет нормальное возрастное ухудшение памяти, но и снижает риск развития деменции. Это даже не обязательно должны быть энергичные упражнения — доказано, что даже 150 минут ходьбы в неделю приносят пользу. Остается неясным, приводят ли более интенсивные упражнения к большему снижению риска.
- Разминка ума . Имеющиеся данные также свидетельствуют о том, что выполнение действий, которые воздействуют на ум, может отсрочить или предотвратить потерю памяти. Это исследование находится только в зачаточном состоянии, поэтому вот хорошее руководство, как и любое другое, чтобы выяснить, какие действия будут работать: если какое-то занятие требует от вас перерывов, оно, вероятно, подходит. Например, мы можем часами смотреть телевизор, не уставая умственно, но решение математических задач, обучение вязанию или даже чтение требуют усилий, которые утомляют ум.
- Примите ибупрофен . Хотя одно исследование предполагает, что суточная доза ибупрофена снижает риск развития деменции, снижение риска кажется слишком скромным, чтобы оправдать повышенный риск желудочного кровотечения, сопровождающего ежедневное употребление ибупрофена, поэтому я рекомендую это , а не .