Микеланджело сотворение: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Сотворение Адама. Микеланджело Буонарроти. Роспись стен в гостиной

Пожалуйста подождите, пока товар будет добавлен в корзину

нравится 1

добавить в избранное

Другие произведения каталога

похожие сюжеты

Распродажа картин

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ.

СОТВОРЕНИЕ МИРА — История искусств — LiveJournal
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ. СОТВОРЕНИЕ МИРА
marinagra wrote in history_of_art
March 5th, 2014

Оригинал взят у marinagra в МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ. СОТВОРЕНИЕ МИРА

«Сотворение мира» — часть грандиозной фрески, написанной Микеланджело Буонарроти на потолке Сикстинской капеллы. Сикстинская капелла (домовая церковь римских пап в Ватикане) построена в 1475-81 гг., во времена папы Сикста IV, и стены ее по сей день украшают фрески замечательных мастеров того времени. На своде же изначально было изображено усыпанное звездами небо, и в 1508 году папа Юлий II поручил тридцатитрехлетнему Микеланджело расписать его. Художник совершил поистине невозможное: за четыре года он написал на потолке площадью 600 кв. м более 300 фигур в сложнейших ракурсах! Причем техника так называемой «чистой фрески», росписи по сырой штукатурке, очень сложна, поскольку требует от мастера быстроты и точности. Добавим, что Микеланджело работал в крайне неудобной позе — лежа на специально сконструированном помосте, поминутно отирая капавшую на лицо краску. Он расписал свод практически в одиночку: подмастерьям поручались лишь незначительные детали обрамлений. Для каждой фигуры художник делал множество набросков и эскиз в натуральную величину (картон), но все же оценить единство композиции было невозможно, пока работу закрывали леса. Тем поразительнее совершенство фрески!


Микеланджело — не только скульптор, живописец, архитектор, но и прекрасный поэт — был чутким читателем Библии, и найденная им композиционная форма удивительно точно отражает саму мозаичную структуру Ветхого Завета, возникавшего на протяжении веков, состоящего из множества книг, которые, сильно отличаясь друг от друга стилистически, складываются, тем не менее, в одно монументальное целое.

Все части фрески, будь то сюжетная сцена или отдельная фигура, закончены и самодостаточны, однако они естественно вливаются в общую композицию, подчинены единому ритму, а повторяющиеся элементы обрамления – фигуры обнаженных юношей, медальоны и архитектурные детали – уподобляют роспись сложному орнаменту, словно сплетенному из человеческих тел.


Потолок Сикстинской капеллы

Человек – не просто основная, но единственная тема и скульптурных, и живописных работ Микеланджело. В отличие от других мастеров эпохи Возрождения, для которых пристальный интерес к человеку не исключал внимания к тому, что его окружает, — природе, архитектуре, миру вещей, Микеланджело знал только одно средство выразительности: пластику человеческого тела. В росписях Сикстинской капеллы ландшафт, интерьеры, одежда, предметы присутствуют минимально, лишь там, где без них нельзя обойтись; они обобщены, не детализированы и не отвлекают от повествования о человеческих деяниях, характерах, страстях.

Такая сосредоточенность художника на главном как нельзя более под стать стилю библейских сказаний, в которых исполненные драматизма сюжеты изложены сжато, в нескольких скупых, эпически емких фразах, и эта концентрация чувств впечатляет гораздо больше, чем иной цветистый рассказ. Язык пластики — язык линии, формы, цвета — звучит у Микеланджело так же мощно, лаконично и возвышенно, как стихи Библии; пафос Книги книг воплощается столь естественно, убедительно и свободно, что какая-либо иная трактовка знакомых сюжетов кажется уже невозможной.


День первый. Отделение света от тьмы

«…и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью»

Книге Бытия соответствуют девять композиций, занимающих все центральное поле свода (от входа в капеллу до алтаря). Чтобы ознакомиться с ними в той последовательности, в какой сюжеты изложены в Библии, надо пройти к алтарю и начать осмотр, двигаясь от него к входу. Сотворению мира посвящены пять сцен: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растений», «Отделение тверди от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы». ( Из деяний Микеланджело выбрал не все эпизоды шести дней Творения и изменил последовательность выбранных)

День четвертый. Сотворение светил

«да будут светила на тверди небесной…»

Думается, что именно в эти композиции Микеланджело вложил более всего личного – кому, как не ему, одержимому ваятелю, был близок пафос творения! Единоборствовать с косной материей, создавать новые прекрасные тела из бесформенной неодухотворенной массы, лепить их из глины, высекать из камня – эта вдохновенная работа более всего увлекала мастера: недаром он сравнивал скульптуру с солнцем, а живопись – с луной. Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной.

День третий. Отделение тверди от воды

«… соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… И назвал Бог сушу землею»

Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Богу нет нужды прикасаться к своим творениям – они повинуются его уверенным свободным жестам. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана, и мы будто слышим шум великого миросозидания. Волевыми взмахами рук посылает он на небо светила, дает жизнь растениям, усмиряет водную стихию, величественным движением выводит из Адамова ребра женственную покорную Еву.


«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его»

В «Сотворении Адама» — по общему признанию, прекраснейшей композиции всей росписи – от властной длани Саваофа к еще безвольной, трепещущей кисти первого человека почти зримо исходит поток живительной силы; и вряд ли в мировом искусстве можно найти более точную формулу «творчества и чудотворства», более емкую метафору единства материального и духового, земного и небесного, чем эти две стремящиеся друг к другу, уже почти соприкоснувшиеся руки.


«…мужчину и женщину сотворил их»

Незадолго до смерти Микеланджело уничтожил все свои черновые наброски и эскизы — не хотел, чтобы потомки «видели его пот», и когда мы смотрим на свод Сикстинской капеллы, нам кажется, что величайший из художников земли создал свою Вселенную не более чем за шесть дней.                                                            

                                                


Tags: 16 век, Италия, фреска

Чему учит нас Сикстинская капелла Микеланджело о творении Бога, женщине и мужчине

Микеланджело «Сотворение Евы» с потолка Сикстинской капеллы, ок. 1510.

Автор Кевин Дж. Джонс

Денвер, Колорадо, 15 ноября 2022 г. / 09:00

Художественный шедевр Микеланджело в Сикстинской капелле открыл новые горизонты в изображении динамичных творческих актов Бога, но его работы также изображают объединенные Значение мужчин и женщин на протяжении всей священной истории, сказала искусствовед Елизавета Лев.

«Дух художественного приключения побудил художника экспериментировать с совершенно новым видением творения, — сказал Лев 12 ноября. историю искусства и создал нечто совершенно новое».

Она выступила на заключительном основном докладе в субботу вечером на осенней конференции Центра этики и культуры де Никола Университета Нотр-Дам. Лев преподает в римском кампусе Университета Дюкен и Папского университета св. Фомы Аквинского. Ее речь «Творение, взаимодополняемость и святой Иоанн Павел II в Сикстинском потолке Микеланджело» была посвящена одному из ключевых художественных сокровищ Ватикана.

Флорентийский художник XVI века Микеланджело получил от папы Юлия II заказ на роспись потолка Сикстинской капеллы и верхней части ее стен. Это было в центре внимания художника с 1508 по 1512 год. Позже он завершил Страшный суд над алтарем часовни с 1535 по 1541 год. Эдемский сад, великий потоп и возрождение человечества через Ноя.

Лев процитировал описание творчества Микеланджело, данное св. Иоанном Павлом II в его стихотворении «Размышления над Книгой Бытия у порога Сикстинской капеллы».

«Это книга о происхождении — Бытие», — сказал папа. «Здесь, в этой капелле, Микеланджело написал ее не словами, а богатством нагромождения красок. Мы входим, чтобы прочитать его снова, переходя от чуда к чуду».

Лев задумался над первыми тремя панно, изображающими сотворение мира. На них изображена «мощная динамичная фигура Бога-Отца в действии».

«Дело не в том, что творит Бог, а в том, что творит Бог», — сказала она. Микеланджело впервые изобразил Бога как «физически занятого творением». Для Льва это предлагает «предварительный просмотр Воплощения».

Обращаясь к известному изображению Микеланджело «Сотворение Адама», Лев отметил, что художник изображает «просто Бога и существо, созданное по его подобию». Адам показан как «несколько вялый» в отличие от энергии Бога. Адам «разумен и бодрствует, но у него нет ни воли, ни силы, ни цели подняться», — сказала она. «Он выглядит совершенно пассивным и зависимым, несмотря на такую ​​невероятно красивую форму».

«Это Бог тянется к человеку», — продолжила она. По мнению Льва, протянутый перст Бога заставляет зрителя «почти наклониться вперед в своем кресле в ожидании этого последнего Акта Творения, божественной искры, Дыхания Жизни, которое высвободит эту скрытую энергию и позволит Адаму занять свое место в качестве величайшего». творений».

— Это радость человечества, которая пронизывает Ренессанс, — сказал Лев.

Микеланджело «Падение и изгнание из рая» из Сикстинской капеллы Ватикана (1508–1512).

Научные дебаты по поводу женской фигуры, показанной в «Сотворении Адама». Когда Бог-Отец протягивает одну руку Адаму, другой он обнимает женскую фигуру. Некоторые идентифицировали эту фигуру как Мудрость, некоторые как Марию.

Лев предположил, что лучше всего идентифицировать эту фигуру как Еву, поскольку фигура обеспечивает визуальный баланс Адама и потому, что ее взгляд «более тесно связывает ее с Адамом».

Сотворение Евы из Адама, изображенное следующим на потолке часовни, показывает Еву, выходящую из бока Адама со сложенными в молитве руками, образ Церкви и олицетворение Марии, «Второй Евы».

Лев процитировал проповедь св. Иоанна Павла II в 1999 году на открытии недавно отреставрированной Сикстинской капеллы, после того, как столетие грязи и сажи были удалены. Папа назвал часовню «святилищем богословия человеческого тела», имея в виду свои катехизации, которые проводились с 1979 по 1984 год. Папа предположил, что Микеланджело позволил себе руководствоваться изображением человечества в Эдеме в Книге Бытия: « мужчина и жена его были оба наги, и им не было стыдно».

Перед грехопадением, комментирует Лев, Микеланджело изобразил Адама и Еву в состоянии благодати как «две из своих прекраснейших фигур».

«Они наполнены динамикой. Они жизнерадостны. Они светятся», — сказал Лев, добавив, что их тела «предполагают бессмертие». Однако после падения оба их тела «теряют свою светимость» и кажутся тяжелее, как бремя. Плечо Адама словно оттесняет Еву на задний план, «покоряя ее».

Для Льва также заслуживает внимания художественное изображение родословной Иисуса Христа. Изображение предков Иисуса Христа показывает «генеалогию мужчин и женщин, борющихся из поколения в поколение». Эти цифры кажутся «более доступными» и «гораздо более похожими на откровенные семейные фотографии». Несмотря на то, что имена 22 женщин в родословной Иисуса не названы, Микеланджело сопоставляет их с мужьями.

Лев отметил, что Микеланджело нарушил художественные условности, включив матерей и показав их как занятых, повседневных женщин, «заботящихся о малышах, туалетах и ​​задачах». Его стиль рисования их с «невероятной непосредственностью» добавляет наблюдений за человеческой природой: жена Елеазара держит в руках сумку и ключ от дома, а ее муж выглядит «испуганным», когда она рассматривает их сына. Другие изображения «нежны и интимны», как, например, изображение жены Манассии, которая баюкает спеленутого сына, покачивая колыбель младенца.

Здесь Лев опирается на «Письмо к женщинам» Иоанна Павла II 1995 года. Он писал, что женственность и мужественность дополняют друг друга на физическом, психологическом и даже онтологическом уровне.

«Только через двойственность мужского и женского начала человек обретает полное признание», — сказал папа. «Этому единству двоих Бог доверил не только работу по деторождению и семейной жизни, но и создание самой истории».

Лев отметил, что смена поколений «неизбежно подчеркивает рождение детей». Это означает, что взаимодополняемость полов необходима для формирования популяции и продолжения творчества.

(История продолжается ниже)

Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку новостей

Наша команда Католического информационного агентства стремится сообщать правду смело, честно и преданно нашей вере. Мы сообщаем новости о Церкви и мире через учения католической церкви. Когда вы подписываетесь на CNA UPDATE, мы будем присылать вам ежедневное электронное письмо со ссылками на нужные вам новости, а иногда и на экстренные новости.

В рамках этой бесплатной услуги вы можете время от времени получать от нас предложения в EWTN News и EWTN. Мы не будем сдавать в аренду или продавать вашу информацию, и вы можете отказаться от подписки в любое время.

В изображении Микеланджело Страшного суда художник все еще оглядывается на творение, но также открывает новые горизонты. Он поместил Марию рядом с Христом, как «противоположность суровости Христа».

«Она — образ милосердия, смотрящего вниз на избранных, помещенного рядом с раной в боку Христа, из которой возникла Церковь», — сказал Лев. «Мария преображается в Невесту Христа, за которую Он отдал свою жизнь и которой не может сказать «нет». Она — проводник ко Христу, как Ева была связующим звеном между Богом и мужчиной при сотворении женщины».

Для Льва Сикстинская капелла показывает «невероятный дар творения» от начала мира и через поколения, «благодаря которому все мы сегодня являемся частью этого продолжения творения».

  • Теги:
  • Католические новости,
  • Сикстинская капелла,
  • Микеланджело,
  • Папа Святой Иоанн Павел II,
  • Центр этики и культуры Де Никола

Кевин Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *